Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА КЛАССА 1,4 В ПРОГРАММЕ SIMULINK'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА КЛАССА 1,4 В ПРОГРАММЕ SIMULINK Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТРАКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / МОМЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ / ХОД РЕЙКИ / УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сидоров М. В., Сидоров В. Н., Тумарев С. В.

Многочисленные исследования работы тракторного двигателя в условиях выполнения трактором технологических операция показали, что в результате колебаний момента сопротивления на входе в двигатель его показатели ухудшаются. Появление имитационных методов моделирование позволяет провести всесторонне исследования динамических процессов тракторных двигателей. Построение моделей в среде Simulink остается пока в области узких специалистов, однако имеет большой потенциал для исследования средств механизации сельского хозяйства. В статье приводится методика и результаты моделирования динамических процессов на примере двигателя трактора класса 1,4 в среде Simulink. Тракторный двигатель представлен в виде много уровненной блок-схемы, в которой каждая подсистема имеет свои подсистемы или функциональные зависимости. С использованием среды Simulink получены графики изменения момента сопротивления на входе в двигатель, угловой скорости коленчатого вала и хода рейки топливного насоса. Моделирование работы двигателя проводилось на трех режимах: номинальном, регуляторном и корректорном участках при синусоидальном моменте сопротивления на входе в двигатель. Применение программной среды Simulink позволяет получить визуализацию результатов моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сидоров М. В., Сидоров В. Н., Тумарев С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULINK SIMULATION OF WHEEL MACHINE CENTER OF MASS OSCILLATIONS

The results of the study of fluctuations of the center of mass of the car UAZ "Hunter" during its movement on the support surface with different height of road irregularities: asphalt-concrete surface and off-road are given. The study uses Simulink simulation.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА КЛАССА 1,4 В ПРОГРАММЕ SIMULINK»

Исследование работы двигателя трактора класса 1,4 в программе

Simulink

2

112 М.В. Сидоров , С.В. Тумарев , В.Н. Сидоров

1 Калужский филиал, «Российский государственный аграрный университет -МСХА им. А.К. Тимирязева», Калуга Калужский филиал, «Московский государственный технический университет им.

Н.Э. Баумана», Калуга

2

Аннотация: Многочисленные исследования работы тракторного двигателя в условиях выполнения трактором технологических операций показали, что в результате колебаний момента сопротивления на входе в двигатель его показатели ухудшаются. Появление имитационных методов моделирования позволяет провести всесторонние исследования динамических процессов тракторных двигателей. Построение моделей в среде Simulink выполняется пока только узкими специалистами, однако имеет большой потенциал для исследования средств механизации сельского хозяйства.

В статье приводится методика и результаты моделирования динамических процессов на примере двигателя трактора класса 1,4 в среде Simulink. Тракторный двигатель представлен в виде многоуровневой блок-схемы, в которой каждая подсистема имеет свои подсистемы или функциональные зависимости. С использованием среды Simulink, получены графики изменения момента сопротивления на входе в двигатель, угловой скорости коленчатого вала и хода рейки топливного насоса. Моделирование работы двигателя проводилось на трех режимах: номинальном, регуляторном и корректорном участках при синусоидальном моменте сопротивления на входе в двигатель. Применение программной среды Simulink позволяет получить визуализацию результатов моделирования.

Ключевые слова: имитационное моделирование, тракторный двигатель, момент сопротивления, ход рейки, угловая скорость.

Введение. Многочисленные исследования работы тракторного двигателя в условиях выполнения трактором технологических операций показали, что в результате колебаний момента сопротивления на входе в двигатель его показатели отличаются от работы в статических условиях в сторону их ухудшения [1-3] и при нагрузке в виде гармонических колебаний объясняются нелинейностью регуляторной характеристики двигателя [4].

Появление имитационных методов моделирования позволяет провести глубокие и всесторонние исследования динамических процессов тракторных двигателей, однако эта возможность остается пока только у узких специалистов [5-7].

и

Цель работы: проверка влияния нелинейности регуляторной характеристики дизеля трактора класса 1,4 на изменение траектории хода рейки с использованием среды Simulink.

Методы. Исследования проводились посредством имитационного моделирования с использованием прикладной программы Simulink [8]. Блок-схема двигателя трактора класса 1,4, оснащенного регулятором, была представлена двумя подсистемами: "Двигатель" и "Регулятор" (рис.1.). Подсистема "Двигатель" в свою очередь состоит из двух подсистем: "Движение коленчатого вала" и "Крутящий момент двигателя", отражающих механизм преобразования входных координат в выходные [4, 9].

Рис. 1. - Блок-схема математической модели двигателя

В подсистеме "Движение коленчатого вала" (при отсутствии буксования муфты) использована известная зависимость [4]:

Jд (<ю 1/ <г) = Мд - Мс

где Мд - момент двигателя; Мс - входной момент; Ю! - угловая скорость

двигателя; Jl - суммарный момент инерции двигателя и муфты сцепления.

Подсистема "Крутящий момент двигателя" использована полиномом второго порядка регрессии вида [9, 10]:

и

Мд = ад0 + ад1щ + ад2щ + ad3h + ад4щк + ad5h

д

д4шГ

2

где Н - положения рейки подачи топлива.

В подсистеме "Регулятор" применены дифференциальное уравнение и функциональные зависимости [4, 9]:

где m - масса движущихся частей топливного насоса и регулятора; шр - угловая

скорость валика регулятора; N - коэффициент жидкостного трения; Au -инерционный коэффициент; E - восстанавливающая сила пружины регулятора; Е и Ек - коэффициенты, учитывающие начальные значения

восстанавливающей силы пружин регулятора и корректора; ср и ск -

коэффициенты жесткости пружин регулятора и корректора; са - коэффициент,

инерционности; Аио - начальное значение инерционного коэффициента.

В соответствии с блок-схемой (рис. 1), в прикладной программе Simulink была составлена структурная схема (рис. 2) в которой отдельные подсистемы представлены двумя блоками Subsystem [8].

В среде Simulink подсистема "Движение коленчатого вала" (рис. 3) представлена сумматором моментов, делителя и интегратора. В результате на выходе подсистемы "Движение коленчатого вала" получаем текущее значение угловой скорости коленчатого вала.

Подсистема "Крутящий момент двигателя" (рис. 4) описывает зависимость крутящего момента двигателя от угловой скорости двигателя и хода рейки топливного насоса в виде полинома второй степени.

2 .

'р '

Е = Ерег = Ер + Cph при h > h Е = Екор = Ек + CKh при h ^ h A=Auo+Cah,

ном 5

и

Рис. 2. - Структурная схема двигателя в прикладной программе БтиНпк

Рисунок 3 - Построение подсистемы "Движение коленчатого вала"

в программе БтиНпк

Рис. 4. - Структурная схема подсистемы "Крутящий момент двигателя"

Подсистема "Регулятор" состоит в свою очередь из трех подсистем, структурные схемы которых представлены на рис. 5.

Рис. 5. - Структурная схема подсистемы "Регулятор"

Моделирование работы двигателя проводилось на трех режимах работы двигателя: номинальном режиме, регуляторном и корректорном участках при синусоидальном моменте сопротивления на входе в двигатель. Для этого задавались три средних значения момента сопротивления на входе двигателя с одинаковой амплитудой колебания, равной 50 Н*м с помощью блока Sine Wave.

Результаты. Анализ полученных графиков позволяет отметить (рис. 6), что при работе двигателя отдельно на корректорном (а) и регуляторных (с) участках угловая скорость коленчатого вала двигателя и ход реки топливного насоса сохраняют синусоидальный характер изменения во времени при синусоидальном характере момента сопротивления на входе в двигатель.

М Инженерный вестник Дона, №3 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2021/6893

с

Рис. 6. - Результаты моделирования: а - работа двигателя на корректорном участке; б - работа двигателя одновременно на корректорном и регуляторном участках и с - работа двигателя на регуляторном участке

Колебания угловой скорости на корректорном участке в три раза больше чем на регуляторном участке, в то же время колебания хода реки топливного насоса снижаются примерно во столько же раз. При работе двигателя одновременно на корректорном и регуляторном участках (б)

траектория изменения во времени угловой скорости коленчатого вала двигателя и хода реки топливного насоса значительно искажаются, носят периодический, но не синусоидальный и не симметричный характер. На графиках изменения во времени угловой скорости коленчатого вала двигателя и хода реки ярко выражены участки работы двигателя на корректорном и регуляторном участках.

Заключение

Использование имитационного моделирования в среде Simulink позволяет получить наглядное представление об изменении показателей двигателя во времени при различных характерах момента сопротивления на входе в двигатель.

Наличие нелинейности регуляторной характеристики дизеля приводит к искажению вида траектории изменения угловой скорости коленчатого вала двигателя и хода реки топливного насоса при работе двигателя вблизи номинального значения нагрузки при ее синусоидальном воздействии.

Литература

1. Болтинский В.Н. Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке. М.: Сельхозгиз, 1949. 216 с.

2. Иофинов С.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка. М.: Колос, 1974. 480 с.

3. Агеев Л.Е. Основы расчета оптимальных и допустимых режимов работы машинно-тракторных агрегатов. Л.: Колос, Ленингр. отд-ние, 1978. 296 с.

4. Кутьков Г.М. Тяговая динамика трактора. М.: Машиностроение, 1980. 215 с.

5. Сидорова А.В., Степин П.И., Сидоров В.Н. Имитационное моделирование колебаний центра масс колесной машины с помощью

программы Simulink // Инженерный вестник Дона, 2020. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2020/6395/ (дата обращения: 23.03.2021).

6. Сидоров М.В., Сидорин Р.В. Обоснование массы пикапа-тягача из условия сцепления с дорогой при изменении угла подъема // Международный технико-экономический журнал, 2020. № 6. С. 50 - 55.

7. Заруцкий С.А., Власенко Е.А. Автоматизация анализа данных экспериментальных исследований // Инженерный вестник Дона. 2019. № 8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2018/4753.

8. Жилейкин М.М., Котиев Г.О., Сарач Е.Б. Математические модели систем транспортных средств: методические указания. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. 100 с. // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: e.lanbook.com/book/103321.

9. Сидоров М.В. Повышение эффективности использования машинно-тракторного агрегата за счет применения технологического модуля с ведущими колесами для трактора тягового класса 1,4: дис. ... канд. техн. наук. Воронеж, 2016. 153 с.

10. Ксеневич И.П., Гуськов В.В., Бачеров И.Ф. и др. Тракторы: Проектирование, конструирование и расчет. Учебник. М.: Машиностроение, 1991. 554 с.

References

1. Boltinskij V.N. Rabota traktornogo dvigatelya pri neustanovivshejsya nagruzke. [Tractor engine operation at unsteady load]. M.: Selxozgiz, 1949. 216 p.

2. Iofinov S.A. Ekspluataciya mashinno-traktornogo parka. [Operation of the machine and tractor fleet].M: Kolos, 1974. 480 p.

3. Ageev L.E. Osnovy' rascheta optimaTnyx i dopustimyx rezhimov raboty' mashinno-traktornyx agregatov. [Basics for calculating the optimal and permissible operating modes of machine and tractor units]. L.: Kolos, Leningr. otd-nie, 1978. 296 p.

4. Kut'kov G.M. Tyagovaya dinamika traktora. [Traction dynamics of the tractor], M.: Mashinostroenie, 1980. 215 p.

5. Sidorova A.V., Stepin P.I., Sidorov V.N. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2020/6395.

6. Sidorov M.V., Sidorin R.V. Mezhdunarodnyj tehniko-jekonomicheskij zhurnal, 2020. № 6. pp. 50 - 55.

7. Zaruckij S.A., Vlasenko E.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2019. № 8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2018/4753.

8. ZHilejkin M.M., Kotiev G.O., Sarach E.B. Matematicheskie modeli sistem transportnykh sredstv: metodicheskie ukazaniya. [Mathematical models of vehicle systems: guidelines]. M.: MGTU im. N.EH. Baumana, 2018. 100 p. Lan': ehlektronno-bibliotechnaya sistema. URL: e.lanbook.com/book/103321.

9. Sidorov M.V. Povy'shenie effektivnosti ispolzovaniya mashinno-traktornogo agregata za schet primeneniya texnologicheskogo modulya s vedushhimi kolesami dlya traktora tyagovogo klassa 1, 4 [Increasing the efficiency of using the machine-tractor unit due to the use of a technological module with driving wheels for a tractor of traction class 1.4] : dis. ... kand. texn. nauk. Voronezh, 2016. 153 p.

10. Ksenevich I.P., Gus'kov V.V., Bacherov I.F. i dr. Traktory: Proektirovanie, konstruirovanie i raschet. Uchebnik. [Tractors: Design, construction and calculation. Textbook]. M.: Mashinostroenie, 1991. 554 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.