Исследование пути китайско-российского сотрудничества в области морского транспорта
со см о см
сч
о ш т
X
<
т о х
X
Цао Юаньюань
аспирант, Центр изучения языка, литературы и культуры России, Хэйлунцзянский университет, 591586945@qq.com
Сотрудничество Китая и России во многих сферах имеет стратегический характер. В связи с нестабильной ситуацией в мире, вследствие введения режима международных санкций по отношению к России, партнерство между двумя странами в сфере морского транспорта приобретает особую актуальность. Взаимодействие Китая и России в данной экономической плоскости имеет высокий обоюдный интерес. Россия заинтересована в поддержке торговли и сохранении торговых путей, Китай в свою очередь заинтересован в формировании устойчивой ресурсной базы, которая будет служить интересам страны с точки зрения безопасности и развития. В данном контексте статья посвящена исследованию особенностей и перспектив расширения китайско-российского сотрудничества в области морского транспорта. В ходе анализа было установлено, что особый интерес представляет развитие Северного морского пути, противодействие санкционному режиму, увеличение объемов контейнерных перевозок и транспортировки нефти, разработка энергоресурсов в Арктике.
Ключевые слова: Китай, Россия, морские перевозки, санкции, торговля.
Морская акватория занимает две трети поверхности Земли. В результате более 90% мировой торговли осуществляется по морю, при этом 200 стран имеют порты, способные обрабатывать контейнерные перевозки. В 2019 году общая стоимость ежегодной мировой морской торговли оценивалась в 14 триллионов долларов США, что сопоставимо с экономическим ростом Китая за этот год. Несмотря на спад в судоходной отрасли, вызванный торговой войной между США и КНР, а также пандемией COVID-19, мировой рынок грузовых перевозок остается устойчивым и, как ожидается, полностью восстановится к 2023 году [1]. Важность морского пространства для выживания наций признана давно, поскольку доступ к морю позволяет государствам становиться сильнее за счет торговли, а морская мощь дает им возможность оспаривать или отказывать в торговле другим странам.
В данном контексте особого внимания заслуживает сотрудничество России и Китая в области морского транспорта, которое значительным образом расширилось и активизировалось в связи с тем, что в последние десятилетия из-за изменения климата Северный Ледовитый океан стал более открытым для развития коммерческого судоходства. В свете данных тенденций Президент России Путин предложил соединить российский Северный морской проход с китайским морским «Поясом и путем». Это предложение, прозвучало на 2-ом форуме «Пояс и путь» в Пекине, данная инициатива позволит существенным образом сократить время и стоимость доставки китайских товаров в Европу примерно на две недели, что даст огромную экономию на топливе и времени оборота. Следует отметить, что объем грузов на российском арктическом морском пути в 2022 году превысил официальную цель в 32 млн тонн на 2 млн тонн [2].
Отдельный акцент необходимо сделать на том, что Китай и Россия планируют долгосрочное сотрудничество в сфере морского транспорта. Учитывая глобальное таяние ледников, морской транспортный путь в Северном ледовитом океане через 20-30 лет станет гораздо более пригодным для использования. Поэтому в дополнение к портам и железным дорогам, которые развивают Россия и Китай, обе страны инвестируют в контейнеровозы для перевозки сжиженного природного газа и самые современные ледоколы. У России их более 40, Китай владеет пока двумя ледоколами. У Америки, напротив, есть только один, способный выполнять полярные задачи; ему более 40 лет, и он находится в полурабочем состоянии.
Эксперты отмечают, что сотрудничество в развитии морских перевозок отвечает интересам обеих сторон, поскольку поможет Китаю сократить время транспортировки и обеспечить надежность поставок энергоносителей, а России - получить капитал, технику и инфраструктурную поддержку для своих арктических проектов. С учетом вышеизложенного более детальное изучение данной темы является актуальной научно-практической
задачей, которая и обуславливает выбор темы данной статьи.
Перспективы кооперации и расширения контактов России и Китая на пути развития Северного морского пути разрабатываются такими учеными как: Синиченко В.В., Ракитский В.В., Mou, Naixia; Wang, Chunying; Yang, Tengfei.
Особенности развития морского транспорта России и Китая, финансовая и логистическая составляющая в современных рыночных условиях являются предметом анализа Коокуевой В.В., Ерохина В.Л., Веселовой Д.Н., Чернеги В.С., Цыбакова Д.Л., Gao, Tianming; Tilman Pradt; Siddiqui, Kalim; Jonathan E. Hillman.
Китайско - российское сотрудничество в области арктического судоходства и морского машиностроения исследуется Бхагватом Д.В., Трофимовым В.И., Хомячен-ковой О.В., Malle, Silvana; Li, Lintao; Chen, Weijun; Yi, Junjie.
Однако, несмотря на имеющиеся труды и наработки, данная тематика нуждается в постоянном внимании и обновлении, особенно в контексте сложной геоэкономической ситуации, связанной с торговыми войнами между Китаем и США, санкциями, вводимыми по отношению к России, и другими глобальными потрясениями.
Таким образом, цель статьи заключается в проведении исследования перспективных путей и возможностей развития китайско-российского сотрудничества в области морского транспорта.
Итак, рассматривая перспективы сотрудничества Китая и России в сфере морских перевозок, прежде всего, следует отметить, уже упомянутый ранее Северный морской путь (СМП). Россия - крупнейшая арктическая страна с точки зрения географических размеров и протяженности побережья. СМП, протянувшийся от Новой Земли до Берингова моря и проходящий вдоль российских границ, становится новым судоходным маршрутом. Он способен сократить расстояние между Европой и Азией на 40% [3].
Более 80% энергетических и генеральных грузов Китая проходит через Малаккский пролив, который остается в сфере влияния США и Запада. СМП предлагает Китаю альтернативный вариант судоходства, который может помочь преодолеть «малаккскую дилемму» для будущих поставок энергоносителей и торговли [4]. Развитие СМП также соответствует видению главы государства КНР Си Цзиньпиина в отношении развития «Полярного шелкового пути», являющегося продолжением его инициативы «Пояс и путь», и общей китайской морской стратегии. Для реализации этих грандиозных замыслов и навигации по этим маршрутам Китаю необходима поддержка и сотрудничество России.
Россия, имеющая достаточный флот ледоколов, квалифицированных ледовых штурманов, возможности поиска и спасения, а также другую необходимую инфраструктуру, также стремится увеличить судоходство по СМП и превратить его в новую международную судоходную магистраль. Это не только усилит развитие портов и инфраструктуры в прибрежных городах России на севере, но и превратит их в новые экономические коридоры для страны. Китай, который в ближайшем будущем станет крупнейшим пользователем этого маршрута, становится подходящим партнером России в Арктике.
Хотя многие страны проводят протекционистскую морскую политику в своих территориальных водах, лишь некоторые из них влияют на мировую торговлю
так, как это делают Россия и Китай. Обе страны осуществляют свою деятельность в морях, через которые проходят прямые маршруты между производственными центрами Азии и развитыми экономиками Европы. Для Китая СМП является границей доступа к ближневосточной нефти и растущим африканским рынкам. Около 30% мировой морской торговли сырой нефтью - около 15 миллионов баррелей в день - проходит через Южно-Китайское море. Хотя СМП пока не функционирует как круглогодичный торговый маршрут, в 2020 году объем грузоперевозок по нему составил 27 млн тонн и будет продолжать расти. В 2016 году Глобальный консультативный совет по Арктике Всемирного экономического форума предсказал, что к 2030 году 30% контейнерной торговли между Азией и Европой будет проходить через СМП, поскольку он на 35% быстрее, чем южный морской путь [5]. Также считается, что в этом районе имеются богатые перспективы для рыболовства и нетронутые запасы углерода.
Второй вектор сотрудничества России и Китая в сфере морских перевозок обусловлен введением режима международных санкций по отношению к РФ.
Как известно, девять из десяти крупнейших судоходных линий мира приостановили обслуживание России вследствие действия ограничительных мер. В совокупности они представляют две трети мирового судоходства, и их решение разорвать связи с Россией затруднило ввоз в страну крупнейших импортных товаров, включая автомобили, одежду, спиртные напитки и вино (см. рис. 1).
Однако, Cosco, государственная судоходная компания Китая в данном контексте может расширить сотрудничество с Россией, что будет способно принести пользу обоим сторонам. Постоянное присутствие Cosco в России — это эффективный способ, которым Китай поддерживает российскую экономику в условиях, когда США, Канада, Европа, Япония и Австралия вводят жесткие санкции.
KoMnaHHH Страна базирования Доля глобального рынка Обслуживание перевозок в РФ
MSC Maersk ЕЭ Switzerland ■■ Denmark О ©
CMACGM 11 France кш о
COSCO Ш China m
Hapag-Lloyd ® Germany КЗ ©
Ocean Network Express • Japan EJ ©
Evergreen Line И Taiwan m о
HMM Ж South Korea ©
Yang Ming Marine Transport H Taiwan |з% ©
Zim ^ Israel |г% ©
Рис. 1 Крупнейшие судоходные компании мира [6]
Cosco поддерживает судоходную связь между Россией и ее крупнейшим торговым партнером - Китаем. Китай является как крупнейшим экспортером в Россию, так и крупнейшим импортером российских товаров. Сохранение доступа к китайским рынкам помогло России смягчить последствия глобальных санкций.
X X
о го А с.
X
го m
о
ю
2 О M
со
СО CS
о
CS CS
о ш m
X
3
<
m
о
X X
Третий вектор развития российско-китайского торгового судоходства охватывает значительный потенциал контейнерных перевозок.
Китайские и российские компании регулярно организуют фрахт судов, чтобы обеспечить доставку столь необходимых товаров, таких как сырье, из России в такие страны, как Китай и Индия, в условиях нехватки транспортных средств из-за постоянных сбоев, вызванных санкциями Запада в отношении РФ. Линии морских перевозок между Россией и другими странами стали недостаточными после того, как большинство международных судоходных конгломератов, включая Maersk, приостановили контейнерные перевозки в Россию из-за опасений навлечь на себя дополнительные санкции. Грузовые поезда Китай-Европа, которые играют устойчивую роль в поддержке межконтинентальной торговли, сейчас сталкиваются с чрезмерным спросом, поскольку увеличился объем перевозок по маршрутам Центральной и Восточной Европы между Китаем и Россией.
Российские экспедиторские компании «Интеко» и «Свифт Транспорт Групп» заполнили пробелы, оставленные такими компаниями, как Maersk, и совместно создали дочерние компании по эксплуатации лайнеров, чтобы предложить услуги контейнерных перевозок между городом Восточным на Дальнем Востоке России и портовыми городами на восточном побережье Китая, что является ответом на растущий спрос на бесперебойную и безопасную торговлю [7].
По данным отраслевой информационной платформы container-news.com часть компаний охватывает Восточный, Ляньюньган и Циндао в Восточном Китае и южнокорейский Пусан с двухнедельным оборотом, в то время как другая часть, использующая два судна общего назначения, каждое из которых может перевозить 264 TEU, охватывает Восточный и восточнокитайский Нинбо, но при необходимости может забирать грузы и в других портах Китая. В настоящее время рассматривается возможность привлечения дополнительных судов и более крупных чартерных кораблей, чтобы добавить рейсы в Шэньчжэнь и Гонконг.
Четвертый вектор морского сотрудничества связан с удовлетворением растущих потребностей Китая в энергетических ресурсах. И в данном случае взаимодействие может развиваться по двум направлениям.
Во-первых, это предоставление китайских судов для перевозки российской нефти в Китай и Индию. На сегодняшний день известно, что по крайней мере, четыре супертанкера, принадлежащих Китаю, отправляют российскую нефть марки Urals в Китай, поскольку Москва ищет суда для экспорта после того, как ограничение цен на нефть, введенное Большой семеркой, затормозило использование западных грузовых компаний и страховых услуг.
Китай, крупнейший в мире импортер нефти, продолжает покупать российскую нефть, несмотря на западные санкции. Пятый супертанкер отгружает нефть в Индию, которая, как и Китай, продолжает покупать российские энергоносители. По оценкам экспертов, в 2023 году для перевозки российской нефти можно будет использовать в общей сложности 18 китайских супертанкеров и еще 16 судов класса «Афрамакс», что достаточно для перевозки 15 миллионов тонн в год или около 10% от общего объема экспорта нефти марки Urals [8].
Во-вторых, разработка и транспортировка углеводородов, которые могут быть добыты в Арктике. По текущим оценкам запасы нефти и газа в Арктике колеблются
от 3 до 25 процентов от общемировых, большая часть которых находится на территории России. Растущие потребности Китая в энергии делают арктический регион потенциальной альтернативой для удовлетворения его будущих энергетических потребностей [9]. России в свою очередь нужны технологии и капитал, а также надежные долгосрочные партнерские отношения для развития энергетических и инфраструктурных проектов в Арктике. В данном случае развивающееся китайско-российское сотрудничество являются логичным, поскольку тенденции предполагают большее сближение. Возникающие инвестиционные пустоты в результате выхода Запада из совместных энергетических и инфраструктурных проектов с Россией открывают для Китая новые инвестиционные возможности.
Китайско-российское сотрудничество в области энергетических проектов и инфраструктуры в Арктике может стать ключевым сектором и принести пользу обеим экономикам. Строительство инфраструктуры вдоль арктического маршрута является гигантским проектом, включая возведение глубоких гаваней для крупных судов, закладку железных дорог и автомагистралей. По всему Дальнему Востоку Китай вкладывает 43 миллиарда долларов инвестиций в портовые сооружения, логистические центры и совершенно новые транспортные коридоры.
Таким образом, резюмируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Сложная геополитическая обстановка, которая сложилась сегодня в мире, из-за натянутых отношений между ключевыми международными акторами (Россия, США, Китай, ЕС), введения режима санкций по отношению к РФ, нарастания объемов и масштабов торговых войн открывает широкие возможности для интенсификации российско-китайского сотрудничества в сфере морских перевозок [10], [11], [12]. Данная сфера взаимодействия имеет широкий спектр различных направлений и векторов взаимодействия, в частности, развитие Северного морского пути, противодействие санкцион-ному режиму, действующему в отношении России, расширение объемов контейнерных перевозок и транспортировки нефти, разработка энергоресурсов в Арктике.
Литература
1. Валькова С.С. Основные проблемы и пути их решения в обеспечении перспектив развития транзита контейнеров через транспортные узлы Приморского края // Научные труды Дальрыбвтуза. 2021. Т. 58. № 4. С. 80-87.
2. Истомин Л.Г., Шилова Ю.А. Северный морской путь как шаг для углубления интеграции России с внешним миром // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2021. Т. 12. № 4 (51). С. 110116.
3. Бхагват Д.В. Политика развития морского шелкового пути: возможности для России (на примере северного морского пути) // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2022. № 2. С. 75-89.
4. Gao, Tianming China-Russia collaboration in arctic shipping and maritime engineering // The polar journal. 2020. Volume 10: Number 2; pp 353-374.
5. The making of Eurasia: competition and cooperation between China's Belt and Road Initiative and Russia / Moritz Pieper. London: I.B. Tauris, 2022. 166 р.
6. Mou, Naixia Spatiotemporal patterns of maritime trade between China and Maritime Silk Road: Evidence from
a quantitative study using social network analysis // Journal of transport geography. 2022. Volume 102; рр 65-69.
7. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Болычева Е.А. Логистический потенциал России в условиях трансформаций мировой экономики: проблемы и перспективы // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 6.
8. Maritime stability operations: China: bullying their way into the Arctic / M. S. Steiner. Carlisle: Peacekeeping and Stability Operations Institute, 2021. 187 р.
9. Хасанов И.И. Перспективы роли России в развитии системы транспорта и хранения газа в Китае // Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2021. № 4. С. 12-17.
10. Паничкин И.В. Перспективы сотрудничества арктических государств в вопросах международно-правового регулирования нефтегазовой деятельности в Арктике // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 8 (171). - С. 41-44.
11. Фу С., Малашенков Б.М. Проект "Ледовый Шелковый путь", его преимущества и возможности // Дискуссия. - 2022. - № 4 (113). - С. 32-40.
12. Чэнь Ц. Антарктика в китайской доктрине // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 4 (167). - С. 42-43.
Study of the path of chinese-russian cooperation in the field of maritime transport
Cao Yuanyuan
Heilongjiang University
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
Cooperation between China and Russia in many spheres is of strategic nature. Due to the unstable situation in the world, due to the international sanctions regime imposed on Russia, the cooperation between the two countries in the field of maritime transport acquires special relevance. The interaction between China and Russia in this economic field is of high mutual interest. Russia is interested in supporting trade and preserving trade routes, China, in its turn, is interested in forming a stable resource base, which will serve China's interests in terms of security and development. In this context the article is devoted to the study of specifics and promising vectors of development of the Sino-Russian cooperation in the field of maritime transport. During the analysis it was found that of particular interest is the development of the Northern sea route, counteraction to the sanctions regime, expansion of container traffic and oil transportation, development of energy resources in the Arctic.
Keywords: China, Russia, maritime transportation, sanctions, trade.
References
1. Valkova S.S., Valkov V.E. The main problems and ways to solve them in ensuring the prospects for the development of container transit through the transport hubs of the Primorsky Territory // Scientific Works of Dalrybvtuza. 2021. V. 58. No. 4. S. 80-87.
2. Khasanov I.I., Bakhtiyor N., Shakirov R.A. Prospects for the role of Russia in the development of the gas transport and storage system in China // Transport and storage of oil products and hydrocarbon raw materials. 2021. No. 4. S. 12-17.
3. Istomin L.G., Shilova Yu.A. The Northern Sea Route as a step towards deepening Russia's integration with the outside world // Scientific Works of the North-Western Institute of Management RANEPA. 2021. Vol. 12. No. 4. pp. 110-116.
4. Gao, Tianming China-Russia collaboration in arctic shipping and maritime engineering // The polar journal. 2020. Volume 10: Number 2; pp 353-374.
5. Bhagwat D.V. The Policy of the Development of the Maritime Silk Road: Opportunities for Russia (on the Example of the Northern Sea Route) // Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Political Science. Story. International relationships. 2022. No. 2. S. 7589.
6. The making of Eurasia: competition and cooperation between China's Belt and Road Initiative and Russia / Moritz Pieper. London: I.B. Tauris, 2022. 166 rubles.
7. Mou, Naixia Spatiotemporal patterns of maritime trade between China and Maritime Silk Road: Evidence from a quantitative study using social network analysis // Journal of transport geography. 2022. Volume 102; pp 65-69.
8. Kovarda V.V., Laptev R.A., Bolycheva E.A. Logistic potential of Russia in the conditions of transformations of the world economy: problems and prospects // Bulletin of the Eurasian Science. 2021. Vol. 13. No. 6.
9. Maritime stability operations: China: bullying their way into the Arctic / M. S. Steiner. Carlisle PA: Peacekeeping and Stability Operations Institute,
2021. 187 p.
10. Panichkin I.V. Prospects of cooperation of the Arctic states in the issues of international legal regulation of oil and gas industry-news in the Arctic // Eurasian Legal Journal. - 2022. - № 8 (171). - pp. 41-44.
11. Fu S., Malashenkov B.M. The Ice Silk Road project, its advantages and opportunities // Discussion. - 2022. - № 4 (113). - pp. 32-40.
12. Chen Ts. Antarctica in the Chinese Doctrine // Eurasian Legal Journal. -
2022. - № 4 (167). - pp. 42-43.
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О M
со