Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / СТУДЕНТЫ НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / СТУДЕНТЫ УСЛОВНО ЗДОРОВЫЕ / ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ / РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / STUDENTS WITH DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM / STUDENTS WHO ARE CONDITIONALLY HEALTHY / ADAPTATION DIFFICULTIES / HEALTH RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловей Л. Б.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в последние годы меняются подходы к осмыслению инвалидности и понятию «ограниченные возможности здоровья». Цель статьи заключается том, чтобы обратить внимание на психологическое здоровье лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Новизна статьи заключается в том, что автор статьи приводит сравнительные результаты эмпирического исследования психологического здоровья студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и условно здоровых студентов. Эмпирическое исследование проведено на выборке 28 человек (14 условно здоровых студентов, 14 студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата). На основании проведенного исследования с использованием статистических данных автор статьи делает предварительный вывод, что психологическое здоровье студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата не отличается от психологического здоровья условно здоровых студентов. Полученные результаты могут быть использованы педагогами в инклюзивном образовании при работе с детьми-инвалидами из указанной нозологической группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY ON STUDENTS’ PSYCHOLOGICAL HEALTH AT INCLUSIVE UNIVERSITY

The relevance of the article is due to the fact that in the recent years, approaches to understanding disability and the concept of «limited health opportunities» have changed. The purpose of the article is to pay attention to the psychological health of people with disorders of the Musculo-skeletal system. The novelty of the article is that the author provides comparative results of an empirical study of the psychological health of students with disorders of the musculoskeletal system and conditionally healthy students. An empirical study was conducted on a sample of 28 people (14 conditionally healthy students, 14 students with musculoskeletal disorders). Based on the use of mathematical statistics, the author makes a preliminary conclusion that the psychological health of students with disorders of the musculoskeletal system does not differ from the psychological health of conditionally healthy students. The results obtained can be used by teachers in inclusive education when working with children with disabilities from this nosological group.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ВУЗА»

УДК 159

Исследование психологического здоровья студентов инклюзивного вуза Study on students' psychological health at inclusive university

Соловей Л.Б., Московский государственный гуманитарно-экономический университет, larisa311@rambler. ru

Solovey L., Moscow State University of Humanities and Economics, larisa311@rambler.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.029

Ключевые слова: психологическое здоровье, студенты с особыми образовательными потребностями, студенты нарушениями опорно-двигательного аппарата, студенты условно здоровые, трудности адаптации, ресурсы здоровья.

Keywords: psychological health, students with special educational needs, students with disorders of the musculoskeletal system, students who are conditionally healthy, adaptation difficulties, health resources.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что в последние годы меняются подходы к осмыслению инвалидности и понятию «ограниченные возможности здоровья». Цель статьи заключается том, чтобы обратить внимание на психологическое здоровье лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Новизна статьи заключается в том, что автор статьи приводит сравнительные результаты эмпирического исследования психологического здоровья студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и условно здоровых студентов. Эмпирическое исследование проведено на выборке 28 человек (14 условно здоровых студентов, 14 студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата). На основании проведенного исследования с использованием статистических данных автор статьи делает предварительный вывод, что психологическое здоровье студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата не отличается от психологического здоровья условно здоровых студентов. Полученные результаты могут быть использованы педагогами в инклюзивном образовании при работе с детьми-инвалидами из указанной нозологической группы.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that in the recent years, approaches to understanding disability and the concept of «limited health opportunities» have changed. The purpose of the article is to pay attention to the psychological health ofpeople with disorders of the Musculoskeletal system. The novelty of the article is that the author provides comparative results of an empirical study of the psychological health of students with disorders of the musculoskeletal system and conditionally healthy students. An empirical study was conducted on a sample of 28 people (14 conditionally healthy students, 14 students with musculoskeletal disorders). Based on the use of mathematical statistics, the author makes a preliminary conclusion that the psychological health of students with disorders of the musculoskeletal system does not differ from the psychological health of conditionally healthy students. The results obtained can be used by teachers in inclusive education when working with children with disabilities from this nosological group.

Введение. В последние годы меняются подходы к осмыслению инвалидности и понятию «ограниченные возможности здоровья». В политике государства в области образования заложена возможность получения

профессионального образования для людей с проблемами здоровья, что расширяет возможности людей с проблемами в развитии.

Существует мнение, что студенты с инвалидностью, начав учиться в вузе, могут испытывать определенные трудности в адаптации к коллективу, не только в силу своих физических

недостатков, но и определенных психологических проблем. Вместе с тем психологические проблемы могут быть присущи не только студентам с ограниченными возможностями здоровья, но и условно здоровым студентам. Есть ли отличие в психологическом здоровье студентов с ограниченными возможностями здоровья и условно здоровых студентов? Московский государственный гуманитарно-экономический университет является

инклюзивным вузом, где основной контингент инвалидов - студенты с нарушениями опорно-

двигательного аппарата, поэтому целью нашего исследования явилось, прежде всего, изучение психологического здоровья студентов из этой группы.

Материалы и методы исследования. Проблеме изучения психологического здоровья уделяли внимание многие авторы, в частности, В.А. Ананьев [1], С.Я. Долецкий [2], И.В. Дубровина [3], А.А. Крылов [5], О.В. Хухлаева [11] и др. В настоящее время имеются исследования, касающиеся психологического здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья. В некоторых из этих исследований отмечаются негативные особенности психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [9].

А. Адлер впервые поставил вопрос о том, что дефицит телесных ресурсов имеет разные психологические следствия для человека [12]. Им были открыты и описаны явления компенсации и сверхкомпенсации, которые могут

осуществляться как за счет сверхразвитого слуха и обоняния, к примеру, у незрячих, силы рук у людей с опорно-двигательными нарушениями, так и за счет повышенного честолюбия, мотивации достижения и власти у людей низкого роста - т.е. психологических ресурсов.

Одним из главных факторов, определяющих направление развития лиц с ОВЗ, с точки зрения Д.А. Леонтьева, Л.А. Александровой, А.А. Лебедевой, являются психологические ресурсы [8]. В числе психологических ресурсов Д.А. Леонтьев называет: психологические ресурсы устойчивости, психологические ресурсы саморегуляции, мотивационно-смысловые

ресурсы и инструментальные ресурсы [7].

В исследовании по изучению психологического здоровья, проведенном в Московском государственном гуманитарно -экономическом университете, приняли участие 28 студентов: 14 студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и 14 условно здоровых студентов [10].

В исследовании были использованы следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (автор Д.А. Леонтьев), методика «Индивидуальная модель психологического здоровья» (ИМПЗ) (автор А.В. Козлов) [4].

Тест СЖО содержит следующие шкалы: цели жизни; процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; локус контроля - я; локус контроля - жизнь или управляемость жизни; общий показатель осмысленности жизни.

Методика ИМПЗ содержит следующие шкалы: стратегический вектор - ориентация на цель; просоциальный вектор - стремление быть собой; Я-вектор - физическое благополучие; творческий вектор - творческое самовыражение; духовный вектор - духовность/религиозность; интеллектуальный вектор - интеллектуальное развитие и совершенствование; семейный вектор - семейное благополучие; гуманистический вектор - гуманистическая позиция; психологическое здоровье - суммарный показатель психологического здоровья.

Результаты исследования. Диагностика по методике СЖО выявила следующие средние показатели по шкалам:

Субшкала «цели жизни» (ЦЖ). Средний показатель по данной шкале у условно здоровых студентов - 28, у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 34,1.

Субшкала «процесс жизни» (ПЖ). Средний показатель у условно здоровых студентов - 26, у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 31,1.

Субшкала «результат жизни» (РЖ). Средний показатель у условно здоровых студентов - 22,88, у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 28,55.

Субшкала «локус контроля Я» (ЛК-Я) у условно здоровых студентов - 21, у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата -22,17.

Субшкала «локус контроля жизни» (ЛК-Ж). Средний показатель у условно здоровых студентов -26,88, у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 31, 3.

Общий показатель осмысленности жизни (ОЖ). Средний общий показатель у условно-здоровых студентов - 124,76, у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата -147,22.

Результаты по всем шкалам как у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и у условно здоровых студентов находятся на среднем уровне, за исключением субшкалы «результат жизни». Самооценка по субшкале «результат жизни» у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказалась выше, чем у условно здоровых студентов, что может говорить о том, что студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата больше удовлетворены самореализацией на текущий момент жизни. Общий показатель осмысленности жизни как у условно здоровых студентов, так и студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата находится на высоком уровне. Человека, направленного на поиск смысла в своих

действиях, с точки зрения Д.А. Леонтьева, характеризует «способность строить перспективу будущего, конструировать и сравнивать разные варианты поведения, ставить и достигать цели, искать и находить смысл своих действий и своей жизни, он направлен в будущее и способен делать свой выбор» [6]. То есть, на основании полученных результатов, можно предположить,

что и условно здоровые студенты и с нарушениями опорно-двигательного аппарата обладают этими качествами. У студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата осмысленность жизни при этом оказалась намного выше, чем у условно здоровых студентов.

Средние показатели по шкалам методики СЖО представлены на рисунке 1.

40 п 35 30 25 20 15 10 5 О

ВИН

□ условно здоровые студенты

I студенты с особыми образовательными потребностями

ЦЖ

ПЖ

РЖ

ЛК-Я

ЛК-Ж

Рисунок 1. - Средние показатели по шкалам методики СЖО у условно-здоровых студентов и студентов с

нарушениями опорно-двигательного аппарата

Достоверность различий в показателях условно здоровых студентов и студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, выявленных по методике СЖО, определялась с помощью коэффициента Манна-Уитни. Сравнение эмпирического значения критерия с критическим для p=0,05 показало, что различия не значимы.

Диагностика психологического здоровья с помощью теста ИМПЗ показал: по шкале «стратегический вектор» 64,3% студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют высокий уровень, 28,6% - средний уровень, 7,1% - низкий уровень; 50% условно здоровых студентов имеют высокий уровень, 42,9% - средний уровень ориентации на цель, 7,1% - низкий уровень.

По шкале «просоциальный вектор» 42,9% студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали высокий уровень, 50% -средний, 7,1% - низкий. Среди условно здоровых студентов высокий уровень показали 35,7% студентов, 57,1% - средний, 7,1% - низкий.

По шкале «я - вектор» (физическое благополучие) 35,7% студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали высокий уровень; 64,3% - средний уровень; среди условно здоровых студентов высокий уровень

показали 14,3% студентов; 85,7% - средний уровень.

По шкале «творческий вектор» 42,9% студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали высокий уровень; 57,1% -средний; среди условно здоровых студентов высокий уровень показали 7,1%, 85,7% - средний, 7,1% - низкий уровень.

По шкале «духовный вектор» 50% студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали высокий уровень, 42,9% - средний уровень, 7,1% - низкий уровень; 7,1% условно здоровых студентов - высокий уровень, 85,7% -средний уровень, 7,1% - низкий.

По шкале «интеллектуальный вектор» 50% студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали высокий уровень, 50% -средний уровень, среди условно здоровых студентов 21,4% показали высокий уровень, 78,6% - средний.

По шкале «семейный вектор» 14,3% студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали высокий уровень, 64,3% -средний уровень, 21,4% - низкий, среди условно здоровых студентов 35,7% показали высокий уровень, 50% - средний уровень, 14,3% - низкий.

По шкале «гуманистический вектор» 7,1% студентов с нарушениями опорно-двигательного

аппарата показали высокий уровень, 85,7% -средний уровень, 7,1% - низкий уровень, среди условно здоровых студентов показали высокий уровень 14,3%, 71,4% - средний уровень, 14,3% -низкий уровень.

Средний общий показатель ИМПЗ студентов с особыми образовательными потребностями -54,1, условно здоровых студентов - 49,3.

Средние показатели по всем шкалам теста ИМПЗ представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. — Средние показатели по шкалам теста ИМПЗ для условно здоровых студентов и студентов с

нарушениями опорно-двигательного аппарата

Результаты по методике ИМПЗ показывают, что показатели по всем шкалам у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата так же, как и в предыдущем тесте, несколько выше, чем у условно здоровых студентов, за исключением шкалы «семейный вектор». Возможно, студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывая свое физическое состояние, считают, что у них шансы на создание семьи небольшие.

Достоверность различий в показателях условно здоровых студентов и студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, выявленных по методике ИМПЗ, определялась с помощью коэффициента Манна-Уитни. Результаты вычисления показали, что эмпирическое значение критерия 70,5. Сравнение эмпирического значения критерия с критическим для р=0,05 показало, что различия не значимы (и критическое - 55).

Исследование, проведенное по тестам СЖО и ИМПЗ, показали, что психологическое здоровье студентов с нарушениями опорно-двигательного

аппарата и условно здоровых студентов практически не отличаются друг от друга.

Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать предварительный вывод о том, что психологическое здоровье студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата не отличаются от психологического здоровья условно здоровых студентов. Эксперимент проведен на небольшой выборке. В дальнейшем необходимы дополнительные исследования для подтверждения результатов данного эксперимента. Результаты дальнейших исследований могут иметь большую практическую значимость, так как в исследованиях, касающихся психологического здоровья студентов с ограниченными возможностями здоровья, большей частью отмечаются негативные особенности данной категории студентов. Важным направлением исследования может явиться изучение психологического здоровья студентов с инвалидностью разных нозологических групп, а также ресурсов, определяющих направление их развития.

Литература:

1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья: Книга 1 / В.А. Ананьев // Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006. - 384 с.

2. Долецкий С.Я. Все начинается с детства / С.Я. Долецкий. - М.: Педагогика, 1983. - 208 с.

3. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровья в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - № 3(20). - 2009.

4. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья / А.В. Козлов // Перспективы Науки и Образования. - 2014. - № 6(12).

5. Крылов А.А. Психология: учебник: 2-е изд. / А.А. Крылов. - Издательство Проспект, 2005.

6. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов / Д.А. Леонтьев // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе / Материалы II Международной научно-практической конференции. - Кострома, 2010. -Т. 2. - С. 40-42.

7. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии / Д.А. Леонтьев // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы международной конференции; под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2005. - С. 36-49.

8. Леонтьев Д.А., Александрова Л.А., Лебедева А.А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного

профессионального образования / Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова, А.А. Лебедева. - М.: Смысл, 2017. - 79 с.

9. Павлова А.М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации / А.М. Павлова // Молодой ученый. - 2016. - № 18(122). - С. 193-196.

10. Соловей Л.Б. Сопровождение психологического здоровья студентов инклюзивного вуза / Л.Б. Соловей // Инвалид в обществе XXI века / Материалы Всероссийской научно-практической конференции; под редакцией В.Д. Байрамова, И.Л. Литвиненко. - 2020. - С. 64-68.

11. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 208 с.

12. Adler A. Studie über Minderwertigkeit von Organen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch, 1977.

References:

1. Ananiev V.A. Fundamentals of Health Psychology: Book 1 / V.A. Ananiev // Conceptual foundations of health psychology. - SPb.: Rech, 2006. - 384 p.

2. Doletsky S.Ya. It all starts from childhood / S.Ya. Doletsky. - M.: Pedagogika, 1983. - 208 p.

3. Dubrovina I.V. Mental and psychological health in the context of the psychological culture of the personality / I.V. Dubrovina // Bulletin of practical psychology of education. - № 3(20). - 2009.

4. Kozlov A.V. Methodology for the diagnosis of psychological health / A.V. Kozlov // Prospects for Science and Education. - 2014. - № 6(12).

5. Krylov A.A. Psychology: textbook: 2nd ed. / A.A. Krylov. - Publishing house Prospect, 2005.

6. Leontiev D.A. Psychological resources for overcoming stressful situations: to clarify basic constructs / D.A Leontiev // Psychology of stress and coping behavior in modern Russian society / Materials of the II International scientific-practical conference. - Kostroma, 2010. - T. 2. - S. 40-42.

7. Leontiev D.A. New horizons of the problem of meaning in psychology / D.A. Leontiev // The problem of meaning in the human sciences (to the 100th anniversary of

Viktor Frankl) / Materials of the international conference; ed. D.A. Leontieva. - M.: Smysl, 2005. - S. 36-49.

8. Leontiev D.A., Alexandrova L.A., Lebedeva A.A. Personality development and psychological support of students with disabilities in the conditions of inclusive professional education / D.A. Leontiev, L.A. Alexandrova, A.A. Lebedev. - M.: Smysl, 2017. - 79 p.

9. Pavlova A.M. Subjective features of students with disabilities that prevent their successful adaptation / A.M. Pavlova // Young scientist. - 2016. - № 18(122). - S. 193-196.

10. Nightingale LB Maintenance of psychological health of students of an inclusive university / L.B. Nightingale // Disabled in society of the XXI century / Materials of the All-Russian scientific-practical conference; edited by V.D. Bayramova, I. L. Litvinenko. - 2020. - S. 64-68.

11. Khukhlaeva O.V. Fundamentals of psychological counseling and psychological correction: Textbook for students of higher education. ped. study. institutions / O.V. Khukhlaeva. - M.: Publishing Center Academy, 2001. - 208 p.

12. Adler A. Studie über Minderwertigkeit von Organen. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch, 1977.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.