Научная статья на тему 'Исследование психологических аспектов, влияющих на процесс подготовки специалистов в вузе'

Исследование психологических аспектов, влияющих на процесс подготовки специалистов в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / МОТИВЫ / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / SPECIALIST PREPARATION / STUDENT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусейнов Эльмар Афис-оглы

В статье представлено исследование мотивации профессионального самоопределения студентов. В мотивации к обучению в вузе у молодых людей и девушек существуют особенности и различия, которые для девушек являются препятствием в их профессиональном росте, что определяет необходимость педагогического психологического сопровождения процесса самоопределения. Сформированные внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения будут стимулировать профессиональное образование, формирование целостной структуры профессионального самоопределения личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусейнов Эльмар Афис-оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study psychological aspects influencing the process of training spe-cialist in high school

In article reveal question about motivations of the professional self-determination student by youth and girl, they have their particularities and differences, which for girl are a hinderance in their professional, career growing. Certainly, such situation requires the psychological accompaniment in shaping the motivations of the professional girl's self-determination. Exactly formed firm internal professional motives and motivation of the achievement will become spurring and defining in process of the education to professions, shaping the holistic structure of the professional self-determination to personalities of the student.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических аспектов, влияющих на процесс подготовки специалистов в вузе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ,

ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Э.А. Гусейнов

(Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта;

e-mail: elmar-boks@rambler.ru)

В статье представлено исследование мотивации профессионального самоопределения студентов. В мотивации к обучению в вузе у молодых людей и девушек существуют особенности и различия, которые для девушек являются препятствием в их профессиональном росте, что определяет необходимость педагогического психологического сопровождения процесса самоопределения. Сформированные внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения будут стимулировать профессиональное образование, формирование целостной структуры профессионального самоопределения личности студента.

Ключевые слова: подготовка специалиста, мотивы, личность студента.

Понятие "компетентность специалиста" включает в себя сложное и емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере [1]. Преобразования в экономической, политической и общественной жизни государства, образовательной программе вузов отражаются на условиях жизни и учебной деятельности студентов. Профессиональная сфера деятельности студента в процессе обучения и особенно выбор профессии в современных условиях вызывают большие трудности у современной молодежи [2, 3].

Самоопределение личности будущего специалиста в психологической науке — это "сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях". Проблема самоопределения, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, есть проблема определения своего способа жизни, которая не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношения студента с миром. Отношение студента к самому себе является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношений с окружающим миром (от его отношения к окружающим и окружающих к нему).

Рассматривая проблему самоактуализирующейся личности, А.Г. Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на "продолжение себя в других людях" [1 : 119—124]. В различных профессиональных сферах учебной деятельности успех и высокая эффективность имеются у студентов не только различных возрастов, уровней развития, индивидуально-психологических особенностей и уровней притязаний, но и с различными гендерными факторами, на которые в нашем исследовании мы обратили особое внимание [1].

Повторяя исследования Е.А. Климова, посвященные особенностям мотивации профессионального самоопределения абитуриентов [4 : 64— 79] и студентов различных специальностей с учетом тендерных особенностей, в самом начале психодиагностического обследования нами определялась профессиональная направленность студентов и абитуриентов.

С точки зрения Е.А. Климова, существуют 5 основных профессиональных сфер, 5 типов профессий: "человек — природа", "человек — техника", "человек — человек", "человек — знаковая система" "человек — художественный образ". На основе данной типологии был создан дифференциально-диагностический опросник (ДДО), результаты применения которого показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонности и проявляет интересы. не менее важным для данного исследования являлся тест Дж. Голланда "Определение типа личности", на основании которого можно выяснить преобладание профессиональных типов личности студентов, обучающихся на различных специальностях. Мотивацию выбора профессии мы определили с помощью методики "Мотивы выбора профессии", в которой выделены 4 группы мотивов: внутренние индивидуально значимые, внутренние социально значимые, внешние положительные, внешние отрицательные. Логичной для данного исследования оказалась анкета с вопросами о будущем, профессиональных планах студентов, представлении о карьере и степени возможности ее реализации. В нашем исследовании участвовали 370 абитуриентов и студентов вузов и колледжа таких специальностей, как: технология машиностроения, юриспруденция, менеджмент, конструирование швейных изделий. Анализируя полученные результаты, автор разделил всех обследуемых на 3 группы: абитуриенты, студенты технических специальностей, студенты гуманитарных и прочих специальностей. Абитуриентов также разделили на группы изучения технического и гуманитарного циклов. При анализе психологического типа поступающих на данные специальности было выяснено, что в техническом цикле среди абитуриентов по тесту ДДО преобладает тип "человек-техника" — 55% опрошенных. По тесту Дж. Голланда наиболее распространены: предприимчивый тип — 27%, артистичный — 20%, реалистический — 18%. Гуманитарный цикл по тесту Дж. Голланда от-

личается от технического следующим образом: артистичный — 52%; предприимчивый — 14%; конвенциальный — 12%.

Анализ приведенных выше данных показывает, что в основном абитуриенты верно выбирают профессии, т.е. в соответствии со своими психологическими особенностями. Например, артистический тип, для которого характерны высокая эмоциональность, творческое воображение, гибкость, проницательность, развитые словесные способности, является абсолютным лидером у студентов, выбравших профессии юристов и менеджеров (52%), а среди студентов, обучающихся на технических специальностях, — только 20% артистического типа. В тройку лидеров профессиональных типов личности у студентов гуманитарного цикла входит конвенциальный тип, для которого характерны усидчивость, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность, умение следовать четко сформулированным предписаниям, что, безусловно, очень важно в работе с документами. Для студентов технического цикла характерно появление среди лидеров реалистического типа личности, который ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности; отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости; у которого хорошо развито практическое мышление.

При анализе мотивов выбора профессии среди студентов было обнаружено, что ведущим типом мотивации является внешняя положительная мотивация. К внешней положительной мотивации относятся: заработок, стремление к престижу, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, т.е. стимулы, ради которых человек считает возможным и нужным приложить свои усилия (34%). У абитуриентов данная мотивация еще выше — 37%. Это предпочтение совпадает с желанием студентов и абитуриентов "стать начальником", а не стать специалистом, вне зависимости от специальностей — у 20% опрошенных представителей технических специальностей, у 35% — опрошенных гуманитарного цикла. Мы считаем, что это связанно с тем, что только 24%, а у технического цикла 19% студентов могут рассказать о своем профессиональном будущем и имеют представление о вершинах своей профессиональной карьеры. Поэтому 6% студентов "не имеют профессиональных планов" и "не готовы трудиться". Позиции "готовы трудиться" и "имеют профессиональные планы для достижения вершин в профессиональной жизни" присутствуют у 40% опрошенных.

Формирование целостной структуры профессионального самоопределения личности предполагает, что сформированные устойчивые внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения становятся побуждающими и определяющими в течение деятельности профессионального самоопределения. Итак, анализ и систематизация знаний по проблеме профессионального самоопределения и уточнения факторов, его определяющих, показывают, что проблема профессио-

нального самоопределения наиболее полно может быть решена с системной позиции. Анализируя полученные данные о влиянии гендер-ных особенностей студентов на процесс профессионального самоопределения с этой позиции, мы выяснили, что среди опрошенных (с помощью ДДО) юношей технических специальностей тип профессии "человек — техника" составляет 64%, у девушек только 18%. Причем у 11% девушек интерес к данной профессиональной направленности полностью отсутствует, у юношей такая позиция не встречается. Тип профессии "человек — знаковая система" у юношей и девушек мало различается: у юношей — 27% предпочитают данную профессиональную направленность, у девушек — 23%. Тип профессии "человек — человек" преобладает у девушек — 71%, у юношей — 35%. Далее отмечены результаты типов "человек — природа", где с разницей всего 2% большее предпочтение данной профессиональной направленности было выявлено у молодых людей, а тип "человек — художественный образ" — у девушек.

Отдельно хочется отметить полученные результаты исследования мотивации обучения. Студентам было предложено 3 типа мотивов: получение знаний, овладение профессией, получение диплома. Самые высокие показатели оказались у мотива "получение диплома": 76% — у юношей, 74% — у девушек. Самые низкие показатели были выявлены у мотива "овладение профессией", что в свою очередь подчеркивает тот факт, что среди студентов, обучающихся техническим специальностям, высок процент не заинтересованных в овладении своей профессией. 12% девушек и 17% юношей не рассматривают этот мотив как мотив к обучению и обсуждают только "получение диплома" или "приобретение знаний". Этот факт подтверждает невысокий престиж и статус технических специальностей на сегодняшний день в целом. На этом фоне считается необходимым обратить внимание на мотив "приобретение знаний", который хотя и в разной степени, но является важным для 37% девушек и для 26% юношей.

В связи с вышеизложенным мы не могли в своем исследовании обойти вопрос внешней и внутренней мотивации. Используя методику "Мотивы выбора профессии", описанную выше, мы попытались выявить данные показатели. В результате оказалось, что внешняя мотивация преобладает как у юношей — 27%, так и у девушек — 24%. Анализируя результаты, мы попытались более детально выяснить причины выбора данной специальности, которые были предложены следующим списком: престиж профессии, семейная традиция, стремление получить профессию в соответствии со своими склонностями, осознание своих возможностей, настояние родителей, совет друзей, желание стать мастером в своем деле, невысокий конкурс на данную специальность. В результате такие причины, как "желание стать мастером в своем деле",

"осознание своих возможностей" предпочли 4% юношей и 3% девушек. Причина "семейная традиция" оказалась важной только для 1% и юношей и девушек. Бесспорными лидерами среди вышеперечисленных причин являются: "настояние родителей" — 38% у юношей, 34% у девушек; "невысокий конкурс на данную специальность" — 54% у юношей, 41% — у девушек. Причина "совет друзей" более популярна у девушек — 13%, у юношей — 6 %.

При обсуждении вопроса планирования работы по выбранной специальности и того, насколько она "способствует осуществлению мечты", был предложен следующий перечень возможных ответов: "моя мечта и моя профессия — вещи, совершенно несовместимые"; "осуществление моей мечты никак не зависит от выбранной профессии"; "успешная работа по моей специальности будет способствовать осуществлению моей мечты"; "работа по данной специальности гарантирует мне достижение моей мечты". С точки зрения опрошенных студентов, работа по данной специальности будет "способствовать осуществлению мечты" у 8% юношей и у 3% девушек. Ответ "моя мечта и моя профессия — вещи, совершенно несовместимые" посчитали для себя верным 27% юношей и 41% девушек.

Ответы студентов на вопрос: "Что, на ваш взгляд, более всего в наше время способствует успеху в профессиональной деятельности?" выглядят следующим образом: "профессионализм" у юношей — 62%, у девушек — 58%; "активность и предприимчивость" и "умение по-настоящему работать": 21% — юноши, 24% — девушки.

Вопрос анкеты о возможности повторно выбрать профессию, специальность дал следующие результаты: эту же специальность выбрали бы 54% юношей и только 7% девушек; совершенно другую специальность готовы выбрать 12% юношей и 23% девушек. "Профессию, о которой мечтаю, но не решался ее выбрать раньше" — 17% юношей, 43% девушек; затруднились с ответом 17% юношей и 27% девушек. К этому следует добавить результаты ответов на вопросы о профессиональных целях и вершине карьеры. Ответы "не знаю" и "затрудняюсь ответить" были даны юношами — 52%, девушками — 87%. "Возможность построить карьеру в выбранной специальности" видят для себя 28% юношей и только 3% девушек.

В целом материалы данного исследования позволяют говорить о явных различиях в мотивации профессионального самоопределения студентов технических специальностей. Особенно ярко проявляется гендерный фактор у данной группы студентов по вопросу планирования карьерного роста, планирования будущих достижений. Если юноши, обучающиеся техническим специальностям, планируют для себя ситуации роста социального статуса благодаря профессии, то девушки, планируя свою карьеру, профессиональный и социальный статус, свя-

зывают их с активностью и предприимчивостью, умением работать, но не с ростом своего статуса, например путем повышения в должности [3, 5 ]. В связи с этим есть основание полагать, что девушки технических специальностей как бы заранее готовы к ситуации, где, несмотря на проявление своего хорошего уровня знаний и профессионализма, они будут занимать более низкую ступень в социальной и профессиональной иерархии. Юноши в этом смысле более уверены, активны, в некоторых случаях даже "готовы нарушить закон", для того чтобы соответствовать высоким статусным нормам, предъявляемым к ним обществом.

Мотивация профессионального самоопределения студентов-юношей и мотивация профессионального самоопределения девушек имеют свои особенности и различия, которые для девушек являются помехой в их профессиональном карьерном росте. Безусловно, такая ситуация требует психологического сопровождения в формировании мотивации профессионального самоопределения студенток технических специальностей. Именно сформированные устойчивые внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения станут побуждающими и определяющими в процессе обучения профессии, формирования целостной структуры профессионального самоопределения личности студента [6].

Профессиональная подготовка специалистов в любом развитом государстве отражает общие тенденции продолжающихся за прошедший период развития государственности реформ. Ведущими направлениями реорганизации деятельности учреждений системы высшего образования являются: совершенствование организации учебного процесса, управления учебными заведениями, демократизация и гуманитаризация всех сфер деятельности. Данные направления несут в себе существенные изменения сложившихся подходов к процессу формирования личностной и гражданской зрелости любого специалиста, которым предстоит решать проблемы современной социально-экономической, образовательно-культурной практики.

Важным условием активности, направленности личности на развитие является готовность руководства и преподавателей вузов к конструктивному анализу требований к подготовке молодых специалистов, в частности, у будущего специалиста должна быть сформирована устойчивая мотивация к развитию навыков профессиональной деятельности, что предполагает учет преподавателем психической подготовленности, знание закономерностей и методов работы с аудиторией и др. параметров. Данное положение обязывает преподавателей определить межпредметные связи, указать место и роль изучаемого предмета в дальнейшей, самостоятельной профессиональной деятельности. Преподавателю известно о профилировании читаемого курса для студентов различных специализаций, но это условие выполняется отчасти,

что приводит к формальному изучению учебного предмета, непониманию важности указанных в нем положений для общего развития у будущего специалиста культуры и формирования практико-ориенти-рованных выводов.

Известно, что лишних или не важных предметов в программе профессиональной подготовки нет, есть та сумма совокупного знания, которая позволит будущему специалисту подняться над обыденностью, рутинностью каждодневных дел, увидеть перспективы и оптимальные пути развития как в личном, так и профессиональном плане. Решение учебных и воспитательных задач возможно при условии формирования новой системы отношений между преподавателем и студентом, новой профессионально ориентированной среды их взаимодействия, новых стимулирующих условий развития познавательного интереса студентов. Активная позиция студента в образовательном процессе может служить критерием оценки эффективности организации образовательного процесса в вузе.

Одной из задач реформирования системы высшего образования является эффективная организация учебной деятельности. На наш взгляд, это возможно при создании таких условий, при которых преподаватели не только обеспечивают студентов необходимой информацией, планами, контролируют и оценивают результаты их деятельности. Важно, чтобы преподаватели учитывали интересы и возможности в рамках конкретного учебного предмета, способствовали максимальному развитию способностей студентов, их личностному росту. Сложные условия возрастного развития при позитивном разрешении кризисных явлений способствуют появлению новых эмоциональных состояний — удовлетворенности процессом и продуктом учебного труда. Педагогическое сопровождение процесса самоопределения студентов делает эффективным профессиональное развитие личности в условиях высшей школы.

Список литературы

1. Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 131—136.

2. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 118-125.

3. Гусейнов Э.А. Исследование личности студента в процессе обучения // Актуальные проблемы психологии, педагогики и общественных наук. Вып. 1. Ч. 1. М.: РГСУ, 2006. С. 223-226.

4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 74-77.

5. Гусейнов Э.А. Психологические особенности формирования личности студента. Махачкала: ДГУ, 2006. 55 с.

6. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск: Харвест, 2006. 382 с.

STUDY PSYCHOLOGICAL ASPECTS INFLUENCING

THE PROCESS OF TRAINING SPECIALIST IN HIGH SCHOOL

E.A. Guseynov

In article reveal question about motivations of the professional self-determination student by youth and girl, they have their particularities and differences, which for girl are a hinderance in their professional, career growing. Certainly, such situation requires the psychological accompaniment in shaping the motivations of the professional girl's self-determination. Exactly formed firm internal professional motives and motivation of the achievement will become spurring and defining in process of the education to professions, shaping the holistic structure of the professional self-determination to personalities of the student.

Key words: specialist preparation, student, personality.

Сведения об авторе

Гусейнов Эльмар Афис-оглы — мастер спорта по боксу, судья международной категории, заслуженный тренер Азербайджанской республики, кандидат психологических наук, докторант кафедры общей психологии Азербайджанского государственного педагогического университета, доцент кафедры педагогики и психологии Азербайджанской государственной академии физической культуры и спорта, г. Баку, Азербайджан. Тел.: 564-89-77, моб. 050-355-94-63; е-mail: elmar-boks@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.