Научная статья на тему 'Исследование психофизиологической готовности детей 6 и 7 лет к систематическому школьному обучению'

Исследование психофизиологической готовности детей 6 и 7 лет к систематическому школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакиева Н. З., Гребнева Н. Н.

The data of the research about the readiness to the systematic school teaching of the preschool age children are presented. The girls had the higher level of school maturity that is connected with the high level of morfofunctional maturity. The complex analysis of readiness to the training will help to define, which program and requirements won't be excessive for the child, won't lead to deterioration of a state of health. The received results testify about the necessity of a complex analysis of readiness to the training. The obtained data is necessary for choice of methods of study of children since preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL READINESS TO THE SYSTEMATIC SCHOOL TEACHING OF 6 AND 7 YEAR-OLD CHILDREN

The data of the research about the readiness to the systematic school teaching of the preschool age children are presented. The girls had the higher level of school maturity that is connected with the high level of morfofunctional maturity. The complex analysis of readiness to the training will help to define, which program and requirements won't be excessive for the child, won't lead to deterioration of a state of health. The received results testify about the necessity of a complex analysis of readiness to the training. The obtained data is necessary for choice of methods of study of children since preschool age.

Текст научной работы на тему «Исследование психофизиологической готовности детей 6 и 7 лет к систематическому школьному обучению»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6 И 7 ЛЕТ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Бакиева Н.З., Гребнева Н.Н.

ФГБОУ ВПО «Тюменский гос. университет», кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности, г. Тюмень

Известно, что поступающие в первый класс дети 6 и 7 лет часто находятся на разных стадиях морфофункциональной и психофизиологической зрелости. Попадая в школьные условия, где к ним предъявляются единые требования вне зависимости от индивидуальных возможностей организма, дети испытывают психологический дискомфорт и трудности в усвоении знаний. Комплексный анализ готовности к обучению поможет решить вопрос, какая программа и требования не будут для ребенка чрезмерными, приводя к ухудшению состояния здоровья. В условиях организованных детских коллективов г. Тюмени на основе донозологической диагностики обследовано 76 детей 6 и 7 лет. Известно, что школьная зрелость зависит от уровня физического, личностного и умственного развития ребенка, необходимого для успешного усвоения программы обучения без ущерба для здоровья. По результатам исследования низкий уровень школьной зрелости у детей составил 20, средний - 30, высокий - 50%. При этом для девочек характерен более высокий уровень школьной зрелости (83%), что связано с повышенным по сравнению с ровесниками уровнем морфофункциональной зрелости. У половины мальчиков уровень школьной зрелости также был высок, составляя 50%, а у остальных детей (17% девочек и 50% мальчиков) отмечен низкий уровень школьной зрелости. Для обследования зрительно-пространственного восприятия детей использовалась фигура Тэйлора. Если зрительно-пространственное восприятие недостаточно сформировано, ребенка невозможно научить чтению и письму. У всех обследованных детей развитие этой функции соответствовало норме. Необходимым компонентом успешности обучения в школе является также память. По результатам исследования в 60% случаев у дошкольников наблюдался высокий уровень кратковременной памяти, у остальных 40 % - средний. При этом выявлена разница в зависимости от половой принадлежности. Так, среди девочек соотношение высокого и среднего уровня кратковременной памяти составило 50 и 50%, соответственно, а среди мальчиков преобладал средний уровень (75%). Важным индивидуальным признаком является функциональная асимметрия мозга. Среди обследуемых детей у половины преобладало доминирование левого полушария в регуляции функций (декстралы), у 40% выявлена амбидекстрия, у 10% доминировало правое полушарие (синистралы). Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления выявила высокую степень в 60% случаев, в 10% -очень высокая и только в 30% - нормальную степень. Причем, для мальчиков характерно наличие высокой и нормальной степени владения действиями наглядно-образного мышления, 50% и 50% соответственно, а для девочек - высокая (67%), очень высокая (16,5%) и нормальная (16,5%) степени. Интегральным показателем состояния организма и его готовности к обучению являются представления об умственной работоспособности и ее динамике, в целом характеризующие функциональное состояние центральной нервной системы. Установлено, что только 10% дошкольников 6 и 7 лет обладали высоким уровнем умственной работоспособности, у остальных отмечался средний уровень.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости комплексной оценки готовности к обучению (школьной зрелости) на основе не только психологического, но и физиологического тестирования.

Литература

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

THE RESEARCH OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL READINESS TO THE SYSTEMATIC SCHOOL TEACHING OF 6 AND 7 YEAR-OLD CHILDREN

Bakieva N.Z., Grebneva N.N.

Tyumen State University, Department of medical and biologic disciplines and a security of ability to live, 625016, Str. 9th May, № 5, Tyumen, Russia.

Summary. The data of the research about the readiness to the systematic school teaching of the preschool age children are presented. The girls had the higher level of school maturity that is connected with the high level of morfofunctional maturity. The complex analysis of readiness to the training will help to define, which program and requirements won't be excessive for the child, won't lead to deterioration of a state of health. The received results testify about the necessity of a complex analysis of readiness to the training. The obtained data is necessary for choice of methods of study of children since preschool age.

Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.