Научная статья на тему 'Исследование психофизического развития детей старшего дошкольного возраста'

Исследование психофизического развития детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / РЕЧЬ / SPEECH / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / FINE MOTOR SKILLS / СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ / SENSORIMOTOR REACTION / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Светлана Адольфовна

Проведено исследование психофизического развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что мелкая моторика на данном этапе развития ребенка отражает речевое развитие. Центры мозга, ответственные за мышление детей 5-6 лет функционально развиваются быстрее, чем зоны, ответственные за движения. Развитие умственных возможностей во многом зависит от состояния эмоционально-аффективной сферы ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF PSYCHOPHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The study of psychophysical development of children of preschool age. It is revealed that fine motor skills at this stage of development of the child reflect speech development. The centers of the brain responsible for thinking of children of 5-6 years functionally develop faster, than the zones responsible for movements. The development of mental capabilities largely depends on the state of the child's emotional and affective sphere.

Текст научной работы на тему «Исследование психофизического развития детей старшего дошкольного возраста»

9. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека: учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1971. 120 с.

10. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 428 с.

11. Осипов В. Социологический энциклопедический словарь. И.: ИНФРА, М - НОРМА, 1998. 488 с.

12. Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности. М: Московский экономико-лингвистический ин-т, 2007. 231 с.

13. Платонов К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1977. 95 с.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 488 с.

15. Савва Л.И., Гасаненко Е.А. Историография проблемы формирования профессионального имиджа студента технического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 131-138.

16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997. 320 с.

17. Шиповская Л.П. Человек и его потребности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 100101 «Сервис», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110 «Домоведение» (цикл общепрофессиональных дисциплин). М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. 431 с.

Педагогика

УДК 373.217.8

кандидат педагогических наук, доцент Медведева Светлана Адольфовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Проведено исследование психофизического развития детей старшего дошкольного возраста. Выявлено, что мелкая моторика на данном этапе развития ребенка отражает речевое развитие. Центры мозга, ответственные за мышление детей 5-6 лет функционально развиваются быстрее, чем зоны, ответственные за движения. Развитие умственных возможностей во многом зависит от состояния эмоционально-аффективной сферы ребенка.

Ключевые слова: психофизическое развитие, старший дошкольный возраст, здоровье, речь, мелкая моторика, сенсомоторная реакция, тревожность.

Annotation. The study of psychophysical development of children of preschool age. It is revealed that fine motor skills at this stage of development of the child reflect speech development. The centers of the brain responsible for thinking of children of 5-6 years functionally develop faster, than the zones responsible for movements. The development of mental capabilities largely depends on the state of the child's emotional and affective sphere.

Keywords: psychophysical development, senior preschool age, health, speech, fine motor skills, sensorimotor reaction, anxiety.

Введение. Физическое воспитание играет важную роль в жизни дошкольника, так как физическое развитие ребенка является неотъемлемой частью его здоровья. Более 70% старших дошкольников имеют различные функциональные отклонения в развитии речи, что в большинстве случаев, обусловлено отставанием в развитии двигательной сферы [4]. Это проявляется в виде недостаточной координации сложных движений, неточности, моторной неловкости, снижения темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции [3].

Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, то чаще всего, происходит и задержка речевого развития, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы [2].

М.М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». У детей с задержкой речевого развития, следует стимулировать речевое развитие с помощью тренировки движений пальцев рук, что является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [2].

Уровень психических процессов дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Развитие речи и, следовательно, мышления будет замедленно, пока движения пальцев не станут свободными. При коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи мелкую моторику пальцев рук, моторику артикуляционного аппарата гораздо эффективнее развивать параллельно с общей моторикой. Следует использовать специальные упражнения для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости [3].

Формулировка цели статьи. Цель данной работы заключается в анализе научной литературы по выявленной проблеме и проведении исследования состояния речевого развития, когнитивных процессов и эмоционально-аффективной сферы ребенка.

Изложение основного материала статьи. Для определения сформированности мелкой моторики пальцев рук у детей 5-6 лет был проведен тест, по результатом которого было выявлено, как быстро дети могут собрать 20 спичек в два коробка. Тест показал, что только 21 ребенок из 74 обследованных уложился в контрольный норматив - 15 сек. У остальных моторика пальцев рук была значительно хуже, что отразилось на их результате.

М.М. Кольцова в своих работах показала высокую корреляционную зависимость между показателями мелкой моторики и сформированностью речи ребенка. Для определения степени соответствий этих функций был определен уровень речевого развития группы обследуемых детей. Уровень речевого развития определялся по методике «Составление рассказа», описанной Н.Я. Семаго [3]. Ребенку предлагалось рассмотреть серию картинок, объединенных единым сюжетом, и составить связный рассказ.

Уровень речевого развития был оценен по связности и осмысленности составления рассказа, правильности звукопроизношения, выразительности и эмоциональности речи.

Таблица 1

Уровень речевого развития детей 5-6 лет, проживающих в г. Екатеринбурге

Уровень развития Количество обследованных детей (п=74)

Очень высокий 5

Высокий 15

Средний 26

Низкий 28

Очень низкий -

Данные представленные в таблице 1 показывают, что уровень речевого развития обследуемых детей ниже среднего. Только 27% обследованных дошкольников отнесены к числу детей с высоким и очень высоким уровнем речевого развития, 36% имеет средний уровень и 37% относятся к категории детей, имеющих низкий уровень речевого развития. Очень низкий уровень развития не выявлен.

Сопоставляя данные о развитии мелкой моторики и речи (табл.1), мы отмечаем высокую положительную корреляцию этих функций (корреляционный коэффициент равен + 0,78). Это еще раз подтверждает, что мелкая моторика на определенном этапе развития ребенка отражает речевое развитие.

Речь и мелкая моторика, вне сомнений, отражают уровень развития мышления и психики. Однако выше описанные тесты могут только качественно определить состояние этих функций, так как этот процесс оценивается по субъективным параметрам.

Количественную оценку развития когнитивных функций, по мнению Н.А. Бернштейна [1], могут дать тесты, определяющие сенсомоторные реакции.

Для исследования когнитивных процессов была использована компьютерная мультимедийная программа. Данная методика позволила фиксировать время реакции ребенка на различные по форме и цвету объекты, появляющиеся на дисплее в случайном режиме. Эта же методика позволила определить и степень сформированности зрительного восприятия.

Данные теста (табл. 2), отражающие дифференцированную сенсомоторную реакцию показали, что время реакции на движущийся объект определённой формы как левой, так и правой руки у мальчиков и у девочек статистически не отличается. Хотя, можно предположить, что при более объемной выборке эти отличия могли бы присутствовать, так как тенденция сниженных моторных функций правой руки у девочек имеет место. Необходимо отметить тот факт, что у мальчиков результаты моторной реакции правой руки достоверно лучше, чем левой. У девочек достоверных различий не выявлено. Различия между простой и сложной зрительно-моторной реакцией в среднем составляют 200-300 миллисекунд.

Таблица 2

Временные параметры сенсомоторных реакций у детей 5-6 лет

Старшая группа Дифференцированная сенсомоторная реакция Простая сенсомоторная реакция

Правая рука Левая рука

М±т Р М±т Р М±т Р

Мальчики (п=36) 645±32 < 0,5 804±34 П* <0,2 571+31 < 0,4

Девочки (п=38) 711±30 782±41 593±28

Примечание: время реакции измерялось в миллисекундах с помощью компьютерной методики.

П* - указывает, что между данными правой и левой руки различия достоверны (р< 0,05)

Девочки при выполнении дифференцированного теста допускают от 0,6 до 0,8 ошибок, что значительно меньше, чем у мальчиков. Можно предположить, что концентрация внимания у девочек несколько выше. Возможно, именно этим определяется увеличение латентного периода в их моторных функциях при выполнении дифференцированного теста.

Следует заметить, что время дифференцированной сенсомоторной реакции левой руки, как у девочек, так и у мальчиков несколько хуже, чем правой, что свойственно для правшей (у всех обследованных доминирующей рукой являлась правая).

Простые и дифференцированные реакции различаются, прежде всего, длительностью когнитивных процессов. Вклад мыслительных процессов в дифференцированные реакции у исследуемого контингента занимает почти 30% времени.

Данные простой и дифференцированной сенсомоторной реакции у детей 5-6 лет почти в два раза хуже, чем у взрослых. Это говорит о том, что функциональное формирование центров, ответственных за двигательные функции не завершено.

При исследовании динамики сенсомоторной реакции дошкольников в течение года (табл. 3) было выявлено, что простая зрительно-моторная реакция за период 10 месяцев не изменилась, в то время как дифференцированная реакция на движущийся объект правой руки к концу года стала заметно лучше.

Таблица 3

Динамика изменений сенсомоторных реакций у детей 5-6 лет в течение года

№ Старшая группа Дифференцированная сенсомоторная реакция Простая сенсомоторная реакция

Правая рука Левая рука

М±т М±т М±т

1 сентябрь (п=78) 746±31 854±39 П* 580±27

2 декабрь (п=76) 758±24 833±33 П* 586±30

3 март (п=77) 711±28 797±34 П* 567±32

4 июнь (п=75) 652±30 1,2* 780±27 П* 559±34

Примечание: время реакции измерялось в миллисекундах с помощью компьютерной методики. П* - указывает, что между данными правой и левой руки различия достоверны (р< 0,05). 1,2*- указывает, что между летним периодом и осенне-зимним различия достоверны (р < 0,05)

Улучшение дифференцированных зрительно-моторных функций при неизменных результатах простой зрительно-моторной реакции обусловлено улучшением когнитивных процессов при неизменном состоянии центров управления движением. Это указывает на то, что центры ответственные за мышление детей 5-6 лет на данном этапе развития ребенка функционально развиты лучше, чем нейроны ответственные за движения.

Развитие умственных возможностей во многом будет зависеть от состояния эмоционально-аффективной сферы ребенка, которую, по данным психологов, определяет уровень тревожности [3].

Проблема детской тревожности и ее своевременная коррекция является весьма актуальной, так как тревожность является одним из видов эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности самого ребенка на личностном уровне.

В этой связи, было проведено исследование, цель которого- изучить возрастающую специфику тревожности детей старшего дошкольного возраста, выявить факторы, оказывающие влияние на становление, развитие и закрепление эмоциональных особенностей дошкольников.

Используя в своих исследованиях тест тревожности Р.Тэммпла, М.Дорки, В.Амена [3], был определен уровень тревожности среди старших дошкольников по отношению к ряду типичных для них жизненных ситуаций.

Таблица 4

Уровень развития тревожности у детей 5-6 лет

Возраст Уровень тревожности, %

Высокий Средний Низкий

5 лет (п=36) 47 53

6 лет (п=38) 54 46

Полученные данные (табл. 4) наглядно показывают, что почти 50% исследуемых детей находится в состоянии повышенной тревожности и чуть больше 50% - имеют средний уровень тревожности.

Возвращаясь к данным речевого развития и сопоставляя их с полученными результатами по уровню тревожности, мы обнаружили, что все дети, у которых были выявлены отставания речевых функций, имели высокий уровень тревожности. При этом необходимо отметить, что это психическое состояние для данной группы исследуемых, является относительно устойчивым, так как замеры проводились неоднократно.

Т.П. Семенова [5] в своих работах показала, что повышенная тревожность, длительностью от 1,5 до 3-х часов вызывает дополнительный выброс катехоламинов, которые активизируют мыслительные процессы детей. Длительное пребывание детей в состоянии повышенной тревожности тормозит процессы умственной деятельности. Из этого следует, что развивать речевые функции ребенка необходимо при оптимальном уровне тревожности.

Таблица 5

Возрастно-половые особенности развития тревожности у детей 5-6 лет

Возраст Уровень тревожности, %

Высокий Средний Низкий

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

5 лет (п=36) 55 41 44 59 - -

6 лет (п=38) 58 46 42 54 - -

Также присутствуют различия между показателями уровня тревожности у мальчиков и у девочек (табл. 5). Результаты свидетельствуют о том, что уровень тревожности у мальчиков значительно превышает показатели девочек. Заметно выраженная тревожность у мальчиков вытекает из-за физиологических различий полов: мальчики в большинстве случаев отличаются повышенной активностью, что, несомненно, отражается на их эмоциональном состоянии. А это ведет к большим ограничениям, наказаниям, что может впоследствии оказать влияние на формирование тревожного состояния, беспокойства, чувства вины.

Более детальное обследование детей выявило наличие колебаний ситуативной тревожности в течение дня. У некоторых детей повышенный уровень тревожности отмечался в утренние часы, когда ребенка приводили в садик. Это было связано с излишней привязанностью к родителям и нежеланием расставаться с ними даже на короткий промежуток времени. Также были отмечены колебания перед началом учебных занятий и перед дневным сном.

В связи с тем, что наибольшее число показателей высокого уровня тревожности среди старших дошкольников приходится на 6-ти летний возраст, встает естественный вопрос, как помочь детям снизить тревожность, создать благоприятные условия подготовки к школе, способствующие полноценному развитию личности.

Выводы. Речь, по мнению многих исследователей, отражает умственное и психическое развитие ребенка.

В наших исследованиях было выявлено, что почти 27% обследованных дошкольников отнесены к числу детей с высоким и очень высоким уровнем речевого развития, 36% имеют средний уровень, 37% относится к категории детей, имеющих низкий уровень речевого развития.

Сопоставляя данные развития мелкой моторики и речи, мы отмечаем высокую положительную корреляцию этих функций (корреляционный коэффициент равен + 0,78). Это еще раз подтверждает, что мелкая моторика на определенном этапе развития ребенка (до 7-8 лет) отражает речевое развитие.

Можно предположить, что для детей, у которых моторные функции кисти развиты недостаточно хорошо, специально разработанный массаж и упражнения для пальцев рук, сопровождаемые звукопроизношением или речитативом будут развивать речь, мышление и психику.

При исследовании динамики зрительно-моторной реакции дошкольников в течение учебного года было выявлено, что простая зрительно-моторная реакция за период 10 месяцев не изменилась, в то время как дифференцированная реакция на движущийся объект правой руки к концу года стала заметно лучше. Улучшение дифференцированных зрительно-моторных функций при неизменных результатах простой зрительно-моторной реакции, скорее всего, обусловлено улучшением когнитивных процессов при неизменном состоянии центров управления движением.

Это указывает на то, что центры, ответственные за мышление детей 5-6 лет на данном этапе развития ребенка функционально развиваются быстрее, чем зоны, ответственные за движения.

Развитие умственных возможностей во многом будет зависеть от состояния эмоционально-аффективной сферы ребенка. В данном случае, почти 50% обследованных детей находится в состоянии повышенной тревожности и 50% - имеют средний уровень тревожности. У мальчиков уровень тревожности значительно превышает показатели девочек. Заметно выраженная тревожность у мальчиков объясняется физиологическими различиями полов.

Обследование детей также выявило наличие колебаний ситуативной тревожности в течение дня. У некоторых детей повышенный уровень тревожности отмечался в утренние часы, а точнее, во время прихода в детский сад. Были отмечены колебания перед началом учебных занятий и перед дневным сном.

Возвращаясь к данным, отражающим состояние речевого развития, когнитивных процессов, и сопоставляя их с полученными результатами по уровню тревожности, было установлено, что все дошкольники, у которых были выявлены отставания мелкомоторных, координационных и речевых функций имели высокий уровень тревожности со сниженной лабильностью нервных процессов. А таких детей в данном исследовании было более 40%. Эти дети, несмотря на отсутствие, явно выраженных отклонений в психике и физическом развитии, нуждаются в оптимизации психофизической сферы.

Литература:

1. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Под редакцией В.П.Зинченко. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭКС», 1997. 608 с.

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 169 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Медведева С.А. Здоровьеформирующие технологии обучения и воспитания в системе дошкольного образования. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. поф.-пед. ун-т», 2008. 250 с.

4. Медведева С.А. Основные подходы к проблеме укрепления здоровья детей дошкольного возраста [Журнал]: Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч.6. С. 93-100.

5. Семенова Т.П. Оптимизация процессов обучения и памяти. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 1992. 155 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СВОЕОБРАЗИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В связи с этим обсуждаются возможности конструирования методики исследования и выделения на этой основе пяти типов семантического развития детей с общим недоразвитием речи по степени употребления различных операций предицирования, установления иерархии предикатов, актуализации предметных связей и их структурно языкового оформления.

Ключевые слова: семантическое развитие, наглядно-действенное моделирование, предметный план, предикативные связи, ограниченные возможности здоровья, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Annotation. The article deals with the problem of semantic development of preschool children with General underdevelopment of speech. In this regard, the possibilities of designing the research methodology and the allocation on this basis of five types of semantic development of children with ONR by the degree of use of various operations of predication, establishing a hierarchy of predicates, updating of subject relationships and their structurally linguistic design are discussed.

Keywords: semantic development, visual-motor modeling, substantive plan, predicative relations, disabilities, pre-K, General underdevelopment of speech.

Введение. Современный этап изучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), характеризуется рассмотрением существенных изменений в структуре психологических особенностей у детей данной категории. Наиболее актуальной проблемой на сегодня является изучение детей с речевой патологией. В настоящее время отечественными психологами накоплен и обобщен богатейший материал по развитию речемыслительной деятельности, выделен и исследован целый ряд важных вопросов связанных с речевой деятельностью. Вместе с тем в разработке проблем функционирования речемыслительного механизма в патологических условиях имеются малоизученные вопросы [3, 4, 8].

Так, недостаточное внимание уделяется рассмотрению семантической системы сознания, в которой содержится достаточно существенное знание о мире. Эта специфическая для логопсихологии проблема остается одной из актуальных, хотя уже давно имеются указания ведущих ученых на ее первостепенную теоретическую и практическую значимость.

В последнее время стали появляться работы, в которых сделаны серьезные попытки оценить состояние мыслительных процессов ребенка, лежащих в основе овладения языком, а также особенностей функционирования языка в речевой деятельности [6, 8, 10].

Общей теоретической концепцией нашей работы явились фундаментальные положения специальной психологии и педагогики о коррекции и компенсации нарушенных функций детей с ОВЗ, позволяющие рассматривать язык и связанные с ним нарушения с точки зрения их структурно-семантической целостности.

Наши экспериментальные исследования базировались на современных отечественных и зарубежных представлениях психологии о когнитивных структурах, а также специфическом функционировании языковых кодов, лежащих в основе вербально-ассоциативных и функциональных связей слов.

На современном этапе развития науки и практики логопедии возникают противоречия между возможностями коррекционного обучения и недостаточным исследованием речевых и когнитивных функций вслевствии неполного учета психологической природы нарушения. Данное противоречие определило проблему нашего исследования [2, 7, 11].

Исходя из специфики и направленности эксперимента, была разработана программа исследования и поставлена его цель - оценить качественное своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с ОНР посредством наглядно-действенного моделирования.

Цель исследования определила следующие задачи эксперимента:

1. Проанализировать состав участников исследования, сформировать экспериментальную и контрольную группы.

2. Экспериментально изучить семантические характеристики высказывания детей, определить различные типы отклонений речевого развития.

3. Создать и апробировать психодиагностическую методику, направленную на решение поставленной проблемы.

Подготовка и проведение экспериментального исследования осуществлялись на базе ряда МБДОУ г. Нижнего Новгорода. Основную экспериментальную группу составили дети с общим недоразвитием речи (ОНР) (50 человек). В контрольную группу вошли 50 детей с нормальным речевым развитием.

Экспериментальное изучение детей дошкольного возраста с нормальной речью и общим недоразвитием речи проводилось в несколько этапов:

Предварительный этап эксперимента

1. Характеристика вербального сообщения детей в процессе предметно-действенного моделирования.

2. Изучение речевого высказывания как речемыслительного продукта.

Основной этап эксперимента

1. Выявление уровней семантического развития в условиях экспериментального обучения.

2. Адаптивность детей с семантическими нарушениями в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.