Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА»

Согласно методическим рекомендациям [2], эти уровни загрязнения почвы следует рассматривать как прогностически опасные по водно-миграционному показателю, при которых ион СЮ^ может поступать в подземные воды за счет фильтрации с атмосферными осадками.

Экспериментально установлена способность нона мигрировать из почвы в растения (см. таблицу). Так, при концентрации нона СЮ^* в почве 0,5—1,0 мг/кг содержание в растениях составляет 1,15 и 1,97 мг/г, а при концентрациях 3 и 5 мг/кг соответственно 3,16 и 3 мг/г. При содержании нона СЮ^ в почве 0,5— 1 мг/кг в растения мигрируем 65,6—67 % от внесенного в почву количества иона СЮ][", а при больших концентрациях (2, 3 и 5 мг/кг) процент миграции составлял 21, 10 и 7,5 соответственно. Это, по нашему мнению, в определенной степени может быть объяснено фитотокснческим действием иона СЮ;,- на рост и развитие растений. Последнее наиболее четко проявилось при концентрациях нона в почве 2, 3 и 5 мг па 1 кг. В частности, на 50-е сутки опыта масса растений при этих концентрациях иона СЮ^" в почве составляла только 39,6—70,8 % от массы контрольных растений. Обращает внимание высокая стабильность иона СЮ^~ в растениях. Показано, что концентрация иона СЮ^" в растениях, обнаруженная на 50-е сутки вегетационного периода, практически оставалась на том же уровне и после хранения растений (в воздушно-су-хом состоянии) в течение 100 сут.

Следовательно, способность нона С10^" мигрировать в растения и длительно в них сохраняться может явиться причиной поступления его в организм человека и сельскохозяйственных животных при употреблении продуктов сельского хозяйства, выращенных на полях, удобряемых отходами откормочных животноводческих комплексов, в которых применяют СХК. Способность иона СЮ^" хорошо выводиться из организма с продуктами жизнедеятельности не исключает выделение его с молоком лактн-рующнх животных, получающих в корм сельскохозяйствЕН-ные продукты, содержащие ион СЮ^, и соответственно поступление его в организм человека.

Исследования СХК, проведенные нами, ставят в число важных задачу разработки способов обезвреживания отходов сельскохозяйственных животных в целях охраны окружающей среды и предупреждения неблагоприятного воздействия ростстимулирующих препаратов, содержащихся в продуктах сельского хозяйства, на организм человека.

Дальнейшая индустриализация сельскохозяйственного производства направлена на создание мощной продовольственной базы страны. Общее количество препаратов, применяемых в животноводстве, по данным разных авторов, составляет от 8 до 20 тыс. [7]. В связи с этим важнейшими гигиеническими проблемами, требующими первоочередной разработки, являются углубленное гигиеническое изучение условий жизни и здоровья населения в районе животноводческих и птицеводческих комплексов, разработка критериев и регламентов безопасного использования в сельском хозяйстве отходов животноводства, гигиеническое обоснование и внедрение эффективных инженерных решений по сбору, обработке и обезвреживанию жидкого навоза, организация систематического контроля за содержанием химических веществ, используемых в животноводстве, в окружающей среде, продуктах питания растительного и животного происхождения, разработка санитарных поавнл для индустриальных животноводческих и птицеводческих комплексов.

Литература

1. Временные рекомендации по применению препарата ХКМ для интенсификации откорма крупного рогатого скота в течение 1983—1985 гг. (MBA МСХ СССР, № 109-10 02.02.83.) — М„ 1983.

2. Методические рекомендации по гигиеническому обоснованию Г1ДК химических веществ в почве. — М., 1932.

3. Селиванова JI. И. // Хлорная пром.— 1977. — №6.—

С. 10—12.

4. Шиган С. /1. // Гиг. и сан. — 1963. — № 8, —С. 8—14.

5. Шумахер И. Перхлораты: Свойств, производство и применение: Пер. с англ. — М., 1963.

6. Якименко Л. М., Архипов А. В.. Кузнец Э. Д. и др. // Химия в сельск. хоз.— 1982, —№ 10, — С. 32—35.

7. Hanson D. S. // Chem. Eng. News. — 1985. — Vol. 63. № 40, —P. 7—11.

Поступила 22.05.86

УДК 612.821-057.875-06:613.863

М. В. Кричфалуишй

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА

Луцкнн педагогический институт им. Леси Украинки

В современных условиях многие виды деятельности человека часто порождают особые ситуации, которые могут быть рассмотрены как стрессовые. К их числу, несомненно, следует отнести и ситуации, возникающие перед выполнением ответственного задания, например перед экзаменом, соревнованием. Вместе с тем вопрос о влиянии ситуации экзамена на психическое состояние студентов факультета физического воспитания изучен недостаточно.

В данной работе ставилась задача — выявить эмоциональное состояние в ситуации экзамена у студентов факультета физического воспитания.

На протяжении 5 лег нами изучались некоторые субъективные и объективные показатели психического состояния студентов в период сдачи экзамена по дисциплине «Психология физического воспитания и спорта». Объектом исследования были 228 студентов IV курса факультета физического воспитания Архангельского педагогического института им. М. В. Ломоносова и Вологодского педагогического института. Исследование включало два этапа: фо-

новый — до взятия билета и после ответа на него. Экзамен принимал один и тот же преподаватель.

Направленность студентов иа предстоящую деятельность исследовалась методом ассоциативного эксперимента. Самоотчет студентов оценивался с помощью теста «Окончание слогов», «Подчеркивание прилагательных». У обследуемых проводилось также измерение максимального мышечного усилия (динамометрия) и некоторых показателей гемодинамики. Состояние ситуативной тревожности изучалось с помощью «Шкалы самооценки» [3]. Степень кислотности слюны (рН) определялась с помощью лакмусных индикаторов по 10-баллыюй шкале. Для выяснения отношения студентов к экзамену им предлагалась анкета, содержащая три вопроса: «Был ли важен для Вас экзамен?», «Довольны ли Вы результатом экзамена?», «Считаете ли Вы волнение нормальным психическим состоянием?».

По данным ассоциативного эксперимента, до экзамена существенных различий в величине латентного времени словесных реакций па разные по смыслу группы слов-раз-

дражителей нами не установлено (Р>0,05). Отмечено, что студенты относительно одинаково реагируют как на нейтральные слова, не имеющие отношения к экзамену и личности студента, так и на личнозначимые слова. У большинства студентов после ответа на вопросы билета увеличивалось латентное время ассоциативной реакции на значимые слова по сравнению с нейтральными в среднем на 45,7 %• Это свидетельствует об оптимальном уровне психического напряжения во время экзамена. Однако у некоторых студентов латентное время речевых реакций увеличивалось до 73,3 %, что указывает на чрезмерный (пес-симальный) уровень состояния студентов.

Анализ содержания слов-ответов позволил получить дополнительные сведения о содержании мыслей студента, его отношении к преподавателю и предмету. Известно, что навязчивые мысли, доминирующая мотивация и отношения человека непроизвольно проявляются в его речевой деятельности. Анализ полученных слов показал, что испытуемые по-разному дописывали слова по своему усмотрению. Выявлено, что существительные составляли 83,6%, прилагательные — 6,2 %, глаголы — 5,1 %, наречия — 3 %, местоимения, междометия — 2,1 %. После ответа на билет значимых различий в распределении частей речи нами не найдено. Снятие психического напряжения после ответа на билет и выставления экзаменатором оценки обусловливало появление таких слов, как «ура», «свобода», «здорово» (в случае успеха) и таких, как «плохо», «обида», «неудача» и т. д. (когда оценка на экзамене не удовлетворяла студента). В основном имели место слова, отражающие обстановку, т. е. объекты, которые попадали в поле восприятия студента.

Исследование позволило установить, что большинство студентов до экзамена подчернули такие прилагательные, как возбужденный» (50,1 %), «напряженный» (21,2 %), «озабоченный» (10,4%), «взволнованный» (6,4%), «рассеянный» (5,1 %), «нервный» (2,8%), «спокойный» (2,5%), «целеустремленный» (1,2%), «безраличный» (0,3%) и т.д. После объявления экзаменатором оценки оттенки эмоционального состояния студентов существенно изменились. При этом появились новые прилагательные: «усталый» (38,2%) «веселый» (30,0%), «жизнерадостный» (9,4%), «добродушный» (3,4 %) и др. Кроме того, часто подчеркнутые слова почти точно воспроизводили психологический синдром, характерный для той или иной формы нервно-психологического напряжения.

Показатель кистевой динамометрии ведущей руки под влиянием эмоционального стресса у 39,5 % мужчин и 35,4 % женщин увеличился примерно на 3,4 кг. Это мы рассматриваем как показатель оптимального состояния. При этом наблюдались изменения максимального усилия в двух направлениях — в сторону как повышения, так и снижения (0,5—2 кг), что, по-видимому, свидетельствует об изменении возбуждения. Кроме того, выявлено снижение на 3—4 кг показателей динамометрии у 10,3 % обследованных мужчин и 6,4 % женщин, что указывает на тенденцию к заторможенности.

В ситуации экзамена значительные изменения наблюдались в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В ходе исследования зафиксировано повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС) на 12—15 в минуту, что свидетельствует о состоянии психического напряжения. У всех испытуемых ЧСС изменялась в одном направлении, т. е. увеличивалась, это увеличение различалось лишь по степени выраженности. Мы полагаем, что увеличение ЧСС можно рассматривать как показатель величины стрессовой ситуации. Среднее артериальное давление (АД) до взятия билета было следующим: у мужчин 115/70 мм рт. ст., у женщин — 120/68 мм рт. ст. После объявления экзаменатором оценки прослеживалось быстрое восстановление гемодинамики. Нами не выявлено существенной разницы в типе реакций АД и ЧСС на ситуацию экзамена у мужчин и женщин. Полученные результаты согласуются с данными других авторов [2]. Следует отметить тот факт, что диастолическое АД, отражающее степень нервного напряжения в ходе экзамена, было высо-

ким у большинства экзаменующихся студентов. Его повышение, по-видимому, связано с ростом психического напряжения, о чем свидетельствует и учащение пульса. Кроме того, у слабо успевающих студентов это напряжение было большим по сравнению с хорошо подготовленными студентами.

Под влиянием экзамена происходит выраженный сдвиг ситуативной тревожности. Каждый пятый студент имел довольно высокий уровень тревожности, который колебался от 10 до 20 баллов, причем этот показатель у женщин был выше, чем у мужчин. Кроме того, тяжелее всех переносили высокую психическую нагрузку, сопровождавшую экзамен, студенты с высоким уровнем тревожности. Полученные нами материалы о тревожности согласуются с ранее опубликованными данными [11.

Ситуация экзамена оказала также влияние на биохимические процессы, характеризуемые кислотностью слюны. У 56,6 % студентов рН слюны уменьшился, что свидетельствует о состоянии депрессии или общего утомления. У 35,1 % обследуемых показатели кислотности слюны были выше 7,0. Такое увеличение рН указывает на сильное возбуждение, переходящее в стресс. У некоторых студентов возбуждение наблюдалось при увеличении рассматриваемого показателя на одну единицу шкалы.

Для оценки субъективного переживания волнения использовалась форма свободных вопросов. При этом особое внимание обращалось на симптомы, которые субъекты тяжелее переносили, что отрицательно сказалось на выполняемой ими деятельности. На первом месте были жалобы на снижение концентрации внимания (34,4%), на втором — рассеянность (22,0%), на третьем — процессы памяти и мышления (16,4 %) и др. Кроме того, студенты довольно тяжело переносили дрожание голоса (7,5%), появление пауз в речи (13,3 %). У многих студентов наблюдались покрасненне (побледнение) кожных покровов лица, шеи, появление пота на лбу, ладонях и т. д. Потение ладоней является выраженным физиологическим признаком волнения. Повышенная потливость отмечена у 10,7 %, покраснение, побледнение—10—11 % студентов. Кроме того, до 12,9 % студентов чувствовали напряжение мышц и легкий тремор конечностей, 4—5 % отмечали дрожание губ.

Данные о психическом состоянии студентов сопоставлялись с данными самоотчета и экзаменационными результатами. Для 51,9 % студентов экзамен был важен, 34,3 % студентов оказались недовольны своим ответом на экзамене, 70,4 % студентов волнение на экзамене считают нормальным состоянием, а 5,4 % не испытывают страха.

Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о наличии психоэмоционального напряжения, во время экзамена выражающегося в изменении некоторых показателей гемодинамики и психики студентов. Степень их выраженности зависит от уровня знаний предмета, пола испытуемых, индивидуальных и личностных особенностей студента, исходного уровня умственного утомления, а также от различных ситуативных факторов. Все это позволяет говорить о необходимости целенаправленного проведения профилактических мероприятий на протяжении всего учебного года в виде оптимальной организации учебно-воспитательного процесса, позволяющей научить студента профилактике и преодолению возможных последствий психического перенапряжения, умению поддерживать наиболее благоприятный режим деятельности организма в условиях сложной учебной работы. Иными словами, нужно формировать у студентов способность к гибкому психическому самоуправлению в процессе учебной деятельности.

Литература

1 Габдреева Г. Ш. // Психологическая служба в вузе. —

Казань, 1981. —С. 122.

2 Маркова Е. А., Коптюх В. В. // Гиг. и сан.— 1978. —

№ 2, —С. 45—47.

3. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к шкале реактивной

и личностной тревожности Ч. Д. Снилбергера. — Л.,

1976, —С. 18.

Поступила 29.04.86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.