УДК 537.86
А. А. Персичкин, А. А. Шпилевой
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ В БИСТАБИЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ СМЕСИ ГАРМОНИЧЕСКОГО СИГНАЛА И «БЕЛОГО» ШУМА
Рассмотрен механизм прохождения смеси гармонического сигнала и шума через бистабильную систему, роль которой выполняет триггер Шмитта. Показана зависимость отношения «сигнал — шум» от различных факторов. Определены необходимые условия для обеспечения повышения отношения «сигнал — шум» на выходе системы. Представлено решение по практической реализации эффекта в электронных цепях различного назначения.
© Персичкин А. А., Шпилевой А. А., 2013
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып. 4. С. 75 — 83.
In the work the mechanism of compound harmonic signal and noise through the bistable system which role carries out Schmitt's trigger is considered. Dependence of signal-to-noise ratio on different factors is shows. Necessary conditions for ensuring increase of the signal-to-noise ratio at the output of the system are defined. The decision on practical implementation of the effect in electronic circuits of various purposes is submitted.
Ключевые слова: узкополосный шум, отношение «сигнал — шум», дисперсия шума, фильтрация.
Key words: narrow-band noise, the attitude a «signal — noise», a dispersion of noise, a filtration.
Основным выражением, характеризующим процесс прохождения смеси гармонического сигнала и шума через бистабильную систему, в качестве которой удобно рассмотреть триггер Шмитта (ТШ), служит
где в — длительность импульса; D — дисперсия шума; р — порог срабатывания схемы; f — частота среза шума [1].
Экспериментальные зависимости отношения «сигнал — шум» (SNR) на выходе ТШ приведены на рисунке 1. Сравнивая полученные зависимости с моделью (1), можно сделать вывод, что она, строго говоря, справедлива лишь для дисперсии шума, а в остальном отличается от результатов эксперимента. В связи с этим предлагается другой подход к анализу прохождения смеси гармонического сигнала и шума через ТШ.
Величиной, определяющей эффект стохастического резонанса, является отношение «сигнал — шум» (SNR) на выходе ТШ. Соответственно, основными величинами, которые необходимо оценить, являются спектральная плотность мощности первой гармоники на частоте периодического сигнала и спектральная плотность мощности импульсного шума (рис. 2).
(1)
1.Б
D
Рис. 1. Зависимость SNR на выходе ТШ от величины дисперсии шума
Рис. 2. Зависимость SNR на выходе ТШ от порога срабатывания
В работе [1] при вычислении спектральной плотности мощности шума была использована теорема Кэмпбелла с предположением, что спектр шума на выходе «белый» (рис. 3).
Рис. 3. Зависимость SNR на выходе ТШ от амплитуды гармонического сигнала
Если сигнал проходит через ТШ и регистрирующим устройством является АЦП, он будет представлять из себя чередование импульсов с длительностью, кратной t0 [2—4]. В соответствии с этим выражение для спектральной плотности мощности шума будет следующим [4]:
, . 2 sin2 (я-f ■ t0)
s„ =W-Л2- Я f2 ■
Для вычисления спектральной плотности мощности полезного сигнала рассмотрим влияние на порог срабатывания действующего значения одного из его полупериодов (рис. 4).
78
V+
V0
V-
Ts
2Ts
3Ts
Рис. 4. Модель влияния полезного сигнала на порог срабатывания ТШ
По теореме Кэмпбелла и с учетом того, что порог срабатывания и действующее значение полупериода гармонического сигнала не коррелируют, среднее значение амплитуды случайной последовательности импульсов
(
V + = Л • 10\r) = A • t,
Приращение амплитуды
• exp
2 B
р + in
2 D
2 Л
Vs = V .-V о = A • 10 ir)
( ( exp V v
B
2 •VT • D
,2 A A 1
J J
Мощность полезного сигнала на выходе ТШ можно оценить как
Ps = A2 • tо2 Ії)
( ( exp V v
B
2-л/2 • D
2 A A 1
J J
• S{a)
Итоговое выражение для отношения «сигнал — шум;
2 ( ( B A a
{г)ж^fs2 tо^ exP----B------1
SNR t p =-
out tV
Pn
exp
v_____V
2 • V2 • D
I___J
sin2{ fs •To)
(2)
Исследуя выражение (2), получим зависимости, представленные на рисунках 5 — 7, которые идентичны экспериментальным зависимостям на рисунках 1 — 3, что говорит о верности вышепредставленной теоретической модели.
Более детальное рассмотрение природы процесса показывает, что в разработанной теории не полностью учтены переменные. Суть состоит в том, что влияние дисперсии на SNR на входе и выходе ТШ различно.
2
2
0 D.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4
Рис. 5. Зависимость SNR на выходе ТШ от дисперсии шума
В=1
F1
Рис. 6. Зависимость SNR на выходе ТШ от порога срабатывания
D=1
.
Р=1
Р=1.5 I
- - -
S
■ j S -
/
/
■ 1 -
/
------1-------------1--------------1--------------1-------------1--------------1--------------
0 1 2 3 4 5 6 7
В
Рис. 7. Зависимость SNR на выходе ТШ от амплитуды гармонического сигнала
80
Дисперсию можно рассматривать как величину, зависящую от полосы пропускания и спектральной плотности мощности [5]:
D (f) = J S'( f )f.
Если шум «белый» и ограничен фильтром НЧ с частотой среза /о, то получаем 0(/0) = £ • /0. Тогда выражение (2) примет вид
( 2 А ^ ^
г2 /•
10
f0'exp
SNR^ =-
Р
2 • S- fo
• fs -to
exp
2 -V2-S- fo
A A2 -1
VW(fs -To) Отношение «сигнал — шум» на входе ТШ
B2 S{ fs)
(3)
SNRn =■
S'
Из полученных выражений видна причина различного поведения отношений «сигнал — шум» на входе и выходе ТШ от дисперсии, которая представляется в вице произведения двух переменных — спектральной плотности мощности и ширины полосы шума. Величина SNR на входе ТШ зависит только от спектральной плотности мощности, тогда как на отношение «сигнал — шум» на выходе влияет как спектральная плотность мощности, так и ширина полосы пропускания. Предполагается, что вариацией полосы пропускания можно добиться увеличения отношения «сигнал — шум». Соответственно, выражение (3) можно представить как
U +f )exp
SNR,u (f )=-
Р
2 • S-U + f)
( (
exp
B
2 -V2-S-U + f
A A2
-1
. (4)
V^sin2 ( fs To)
Из полученных результатов следует, что при уменьшении значения спектральной плотности мощности возникает область, в которой возможно увеличение отношения «сигнал — шум».
Другой особенностью указанной модели является то, что эффект увеличения SNR наблюдается в узкой полосе, что означает применимость данной модели стохастического резонанса для большинства видов шумов, поскольку предполагается предварительное выделение полезного сигнала в узкой полосе частот. Данная особенность вовсе не означает, что частота полезного гармонического сигнала должна стремиться к нулю.
В работе [4] частота пересечения порога рассматривалась в полосе, ограниченной частотами f4 и f5 (рис. 9).
81
Рис. 8. Зависимость отношения «сигнал — шум» на выходе триггера Шмитта от полосы пропускания фильтра НЧ при разных значениях спектральной плотности мощности и пороге срабатывания, стремящегося к нулю
Рис. 9. Частотная диаграмма устройства улучшения БЫИ
Таким образом, конструкция устройства на базе ТШ, обеспечивающая увеличение отношения БМИ на входе, должна содержать полосопропускающий фильтр с рабочим диапазоном £2 — £3, настроенный на центральную частоту £8; триггер Шмитта с порогом срабатывания, близким к нулю, и генератор «белого» шума с регулируемой полосой пропускания. С учетом вышеизложенного выражение (4) преобразуем к виду
' -2 А
( - /4 + /з - /2 )-ехр и - /4 )=-------
"2-я-и -/4 + /з -/2)
Я- Л2-і 0-
( ( ехр
V V
л/з^іп2 и / -Т0)
А А2
-1
В
2-^2-я-и -/4 + /з -/2)
^т2 (я--/в-То)
82
Структурная схема экспериментальной установки изображена на рисунке 10. Результат, полученный с ее помощью (рис. 11), экспериментально подтверждает возможность улучшения SNR с помощью изученной модели.
Рис. 10. Структурная схема экспериментальной установки по изучению возможности увеличения SNR на выходе схемы
Рис. 11. Зависимость отношения «сигнал — шум» на выходе триггера Шмитта от полосы генератора шума при fs = 2000 Гц, f3 - f2 = 100 Гц
Как видим, в случае применения предложенной бистабильной цепи возникает селективное увеличение отношения «сигнал — шум», что может использоваться для повышения эффективности приема и обработки слабых зашумленных сигналов.
Список литературы
1. Neiman A., Schimansky-Geier L., Moss F. Linear response theory applied to stochastic resonance // Phys. Rev. 1997. E 57. R9.
2. Рытов С. М. Введение в статистическую радиофизику. М., 1986. Ч. 1 : Случайные процессы.
3. Лайонс Р. Цифровая обработка сигналов. М., 2006.
4. Ponimatkin V.E., Shpilevoi A. A., Shabalin A. A. About Electromagnetic Compa-bility of Radio Communication Stations Antennae // AIS-2010 «Atmosphere, ionosphere, safety». Kaliningrad, 2010. P. 184 — 186.
5. Rice S. O. Selected Papers on Noise and Stochastic Processes / ed. N. Wax. N. Y., 1974. P. 133.
6. Баскаков C. И. Радиотехнические цепи и сигналы. М., 2009.
Об авторах
Андрей Андреевич Персичкин — ассист., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: persichkinaa@mail.ru
Андрей Алексеевич Шпилевой — канд. физ.-мат. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: AShpilevoi@kantiana.ru
About authors
Andrey Persichkin — lecturer, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: persichkinaa@mail.ru
Andrey Shpilevoy — PhD, аss. рго£, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad E-mail: AShpilevoi@kantiana.ru
83