Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА / ЦЕЛЬЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчанов В.С.

В данной статье автор подчёркивает важность эффективного управления маркетинговыми процессами на предприятии, которое способствует развитию его конкурентных преимуществ. Рассматриваются основные этапы, на которых базируется процесс управления маркетингом в целом. На примере ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ» выявлены основные проблемы процесса управления маркетингом и предложены соответствующие рекомендации по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PROCESSES OF MARKETING MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE

In this article the author emphasizes the importance of effective management of marketing processes in the enterprise, which promotes the development of its competitive advantages. The basic steps underlying the process of marketing management in General. On the example of "Belenergomash - BZEM" the basic problems of the process of marketing management and proposed appropriate recommendations for their elimination.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

2. Сущность упаковки в маркетинге//[Электронный ресурс]// http://www.studfiles.ru/preview/5622921/page:23/].

УДК 339.13

Молчанов В.С. студент бакалавр 4 курса «Институт управления» Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет Авилова Ж.Н, к. социол. н. научный руководитель, доцент Россия, г. Белгород

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА

ПРЕДПРИЯТИИ

В данной статье автор подчёркивает важность эффективного управления маркетинговыми процессами на предприятии, которое способствует развитию его конкурентных преимуществ. Рассматриваются основные этапы, на которых базируется процесс управления маркетингом в целом. На примере ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ» выявлены основные проблемы процесса управления маркетингом и предложены соответствующие рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: маркетинг, функции маркетинга, целью маркетинговой деятельности, этапы процесса управления маркетингом.

Molchanov V. S. baccalaureate student 4 course, "Institute of management" Belgorod State National Research University Russia, Belgorod

STUDY OF THE PROCESSES OF MARKETING MANAGEMENT

IN THE ENTERPRISE

In this article the author emphasizes the importance of effective management of marketing processes in the enterprise, which promotes the development of its competitive advantages. The basic steps underlying the process of marketing management in General. On the example of "Belenergomash -BZEM" the basic problems of the process of marketing management and proposed appropriate recommendations for their elimination.

Key words: marketing, marketing functions, target marketing activities, the stages of the process of marketing management.

Маркетинг - одно из главных направлений деятельности, способствующее развитию компании и экономике в целом. Как сам маркетинг, так и совокупность его процессов, протекающих в рамках

компании, является необходимым атрибутов для поддержания деятельности предприятия и его конкурентного превосходства.

Одной из важных функций маркетинга, реализующейся в компаниях является поиск и выявление, как существующих потребностей потребителя, так и потенциально скрытых потребностей. Благодаря этому, компания может подстраиваться под обнаруженные потребности (наладить производство нового товара) или вовремя отреагировать на желания потенциальных потребителей.

Необходимость маркетинга в организациях также выражается в постоянной оценке внешней и внутренней среды организации, анализа конкурентных преимуществ, поиском информации об актуальных проектах конкурентов, сегментации рынка (отрасли) предприятия и т.п. Следовательно, можно определять маркетинг, как поиск актуальной информации и последующее её использование с целью увеличить эффективность продвижения продукта компании.

Актуальность обусловлена тем, что некоторые компании зачастую пренебрегают тщательной организацией маркетингового процесса. Все простои, информационные задержки, искажения - итог нерациональной организации рабочих мест маркетологов, сверхнагрузкой специалистов лишней работой, использованием устаревшего оборудования. Все эти факторы сказываются на психологическом состоянии сотрудников и в конечном итоге снижению эффективности деятельности маркетинговой службы.

Главной целью маркетинговой деятельности является активизация и поддержание спроса на тот или иной товар, обещая наивысшую ценность данного товара для потребителя. При этом маркетинг направлен на изучение и удовлетворение постоянно меняющих запросов потребителей.

Всё вышеперечисленное перерастает в процесс управления маркетингом на предприятии, а это процесс, включающий в себя планирование и проведение мероприятий определённого характера, направленный на поддержание выгодных отношений с потребителем и достижение плановых показателей предприятия [3] .

Процесс управления маркетингом базируется на 4 основных этапах:

• Анализ потенциала рынков;

• Выбор целевых рынков;

• Разработка комплекса маркетинга;

• Реализация и контроль маркетинговых мероприятий.

Этап анализа рыночного потенциала, включает определение для предприятия ёмкость и своей доли на товарном рынке. В данном случае предприятие определяет наиболее выгодную «точку» рынка и анализирует её окружение (потребители и конкуренты).

Следующий этап - выбор целевых рынков. Перед руководством встаёт вопрос: «Совместимы ли рыночные возможности с потенциалом фирмы?».

После определения оптимального рынка, предприятие или фирма для оценки его размера анализирует весь товар на данном рынке. Последним звеном данного этапа выступает сегментация рынка. Здесь выявляются множество групп потребителей, каждая из которых имеет своё поведение (реакция на тот или иной товар), определённые потребности и нужды.

Третьим этапом в управлении маркетингом является разработка комплекса маркетинга, который состоит из следующей совокупности элементов:

• Продукт - товар или услуга, предлагаемые на целевом рынке;

• Место - применение всевозможных методов и способов продвижения продукции (прямые продажи или привлечение торговых посредников);

• Продвижение - область маркетинга, именуемая себя стимулированием сбыта. Основная задача этой области заключается в правильной подаче товара или услуги потребителю, с целью заключения сделки (получения прибыли). Основными элементами продвижения могут послужить системы скидок, уникальное торговое предложение «УТП» и т.п.

[4];

• Цена - это совокупность затрат, понесённых при производстве товара или оказания услуги. Предприятие на данном этапе разрабатывает ценовую политику оптимальную как для потребителей, так и для самого производителя [5].

Конечный этап процесса управления маркетингом сводится к реализации и контролю маркетинговых мероприятий. Основной задачей здесь является контроль исполнения плановых показателей, контроль за исполнением стратегических планов организации.

Рассмотрим проблемы процесса управления маркетингом на примере ООО «Белэнергомаш - БЗЭМ». Гипотеза исследования заключается в том, что причинами недостаточного или полного отсутствия обновления маркетинговой информации могут являться:

• низкая степень замотивированности работника;

• нерациональная организация работы и распределение нагрузки специалистов областей маркетинга;

• устаревшее техническое оснащение.

Для анализа выявленных проблем будут использоваться следующие методы:

• метод «дерево проблем» - заключается в рассмотрении проблемы как элемента, в состав которого входят множество подпроблем [1];

• метод «приоритета проблем » - на основе этого метода формируется бальная оценка проблем по различным показателям. Чем выше бальный результат проблемы, тем выше уровень её приоритетности [2].

Инструментарием в данном случае, применительно к следующим проблемам: низкая степень замотивированности работника; нерациональная

организация работы и распределение нагрузки специалистов областей маркетинга; устаревшее техническое оснащение, можно являться следующая таблица.

Таблица 1

Вариант формы использования экспертного метода балльных оценок для отбора приоритетных проблем системы управления (диапазон оценки 010 баллов)._____

Название проблемы управления Важность проблемы Наличие взаимосвязи с другими проблемами Неотложнос ть проблемы Тенденция развития £ баллов

Низкая степень замотивированност и персонала 3 10 5 8 (со временем возрастает) 26

Нерациональная организация работы и распределение нагрузки специалистов областей маркетинга 10 10 7 8 (возрастает) 35

Устаревшее техническое оснащение 7 10 7 9 (активное развитие проблемы) 33

На основе анализа, можно сделать вывод о том, что все проблемы напрямую взаимосвязаны друг с другом (в рамках одного отдела). Нерациональная организация труда отдела является самой важной проблемой, однако друге проблемы (устаревание технического оснащения и снижение мотивации) могут, как способствовать нерациональной организации труда, так и стать некоторыми из нескольких причин этой проблемы.

Таким образом, на наш взгляд, наиболее важной проблемой является нерациональная организация работы и распределение нагрузки специалистов областей маркетинга.

На основе метода «дерево проблем» будет разделена главная проблема маркетингового процесса, для выявления основных её составляющих (см. рисунок 2).

Метод «Дерева проблем»

Рис 1. - Причины нерациональной организации специалистов

В ходе проведения анализа и выявления возможных проблем организации процессов управления маркетингом ООО «Белэнергомаш -БЗЭМ», в качестве ключевых решений предложены следующие мероприятия:

• Повышение уровня технического оснащения. Данная рекомендация включает выделение средств из бюджета предприятия на обновление его технологического актива (вычислительная техника, специализированные программы и т.п.);

• Профессиональная переподготовка специалистов. Включает: обучение техники формированию поискового запроса информации в браузере; решению практически-сформированных кейсов, для повышения ориентации и расширения представлений о маркетинге; обновление теоретических знаний; обучение lending page - одностраничные продающие сайты; семинары речевого мастерства - обучение правильно и грамотно излагать свои мысли и т.п.;

• Организация маркетинговой службы методом «своего места». Данный метод заключается в том, чтобы дать сотруднику максимальный набор маркетинговых инструментов (от специализированных программ, оборудования, до продающих телефонных скриптов и т.п.) для раскрытия максимально-возможного продуктивного потенциала этого сотрудника;

• Максимальное сужение каналов передачи информации, для минимизации её искажения «принцип единоначалия».

Все вышеперечисленные рекомендации направлены на достижение

максимальной отдачи от маркетинговой службы ООО «Белэнергомаш -БЗЭМ». Психологически, ресурсоёмкое оборудование и дружеская обстановка рабочего коллектива на подсознательном уровне способствует повышению продуктивности сотрудника, желание работать и производить впечатление на своего руководителя.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что маркетинг необходим при эффективном выполнении поставленных задач фирмы. Грамотное планирование в сочетании с тщательным анализом потенциальных рынков, потребителей, конкурентов и т.п. способствуют как эффективному развитию фирмы, её конкурентных преимуществ, так и лояльному отношению потребителей к данной фирме и её предложению.

Использованные источники:

1. Диагностика и идентификация проблем // [Электронный ресурс] // http://studme.org/31874/menedzhment/diagnostika_identifikatsiya_problem

2. Диагностика и идентификация проблем // Приоритет проблем// [Электронный ресурс] // http://studme.org/31874/menedzhment/diagnostika_identifikatsiya_problem

3. Маркетинг. Процесс управления // [Электронный ресурс]//http://www.aup.ru/books/m168/2_1.htm

4. Продвижение//маркетинг// [Электронный ресурс]// http://marketing.academic.ru/102/ПРОДВИЖЕНИЕ

5. Филипп Котлер. Основы маркетинга // [Электронный ресурс]//http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5091/5093

УДК 339.13

Молчанов В.С. студент бакалавр 4 курса «Институт управления» Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет Тхориков Б.А., к.социол.н. научный руководитель, заведующий кафедрой менеджмента

и маркетинга, доцент Россия, г. Белгород ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В данной статье автор рассказывает о партизанском маркетинге, как об одном из видов малозатратных мероприятий для привлечения потенциальных клиентов. Партизанский маркетинг является хорошим решением при значительном бюджетном и ограничении или финансовых трудностях компании. Выделяются отличительные особенности партизанского маркетинга от традиционных методов продвижения (маркетинга). Приводятся основные способы применения данного способа продвижения применительно к сфере здравоохранения. Результатом является опрос респондентов о необходимости и эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.