Научная статья на тему 'Исследование процессов накопления и распределения тяжелых металлов в растениях придорожной территории'

Исследование процессов накопления и распределения тяжелых металлов в растениях придорожной территории Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
124
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Тарасова Т. Ф., Гарицкая М. Ю.

Исследована специфика накопления и распределения в растениях придорожных территорий та ких тяжелых металлов, как медь, цинк, свинец, никель, которые поступают в придорожное простран ство как в результате работы собственно автотранспортных средств, так и при истирании дорожного полотна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Тарасова Т. Ф., Гарицкая М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование процессов накопления и распределения тяжелых металлов в растениях придорожной территории»

Тарасова Т.Ф., Гарицкая М.Ю.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ НАКОПЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В РАСТЕНИЯХ ПРИДОРОЖНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Исследована специфика накопления и распределения в растениях придорожных территорий таких тяжелых металлов, как медь, цинк, свинец, никель, которые поступают в придорожное пространство как в результате работы собственно автотранспортных средств, так и при истирании дорожного полотна.

Проблема антропогенного загрязнения компонентов биосферы тяжелыми металлами в настоящее время вызывает серьезную тревогу в связи с резким ухудшением состояния природной среды и негативным воздействием тяжелых металлов на здоровье населения.

Растения придорожной зоны могут быть индикаторами загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами /1/. Поэтому нами исследован процесс их накопления в растениях придорожных территорий улиц различного значения города Оренбурга: магистральных общегородского значения (МОЗ), магистральных районного значения (МРЗ) и улиц местного значения (УМЗ).

В качестве объекта исследования использовано растение, устойчивое к загрязнению от автодорожного комплекса, - горец птичий (Ро^опиш ау1ки1аге Ь.). Отбор проб проводился на расстоянии 5, 10, 25 и 50 метров от дорожного полотна.

В своей работе мы исследовали специфику накопления и распределения в растениях придорожных территорий таких тяжелых металлов, как медь, цинк, свинец, никель, которые поступают в придорожное пространство как в результате работы собственно автотранспортных средств, так и при истирании дорожного полотна /2/.

Анализ полученных данных показывает, что в растениях, отобранных на улице Терешковой (МОЗ), среди металлов первого класса опасности в большей степени накапливается цинк (21,334,5мг/кг), ниже на один-два порядка концентрация свинца (0,15-1,06мг/кг). Следует также отметить, что концентрация тяжелых металлов в вегетативной части растений в основном больше, чем в корневой системе. Так, содержание меди в надземной части растений в 2,8 раза выше, чем в корневой системе, а концентрация никеля в 1,5 раза превышает его концентрацию в корневой системе и в среднем составляет 1,4 мг/кг. Исключение составляет свинец, концентрация которого в корневой системе из-за низкой подвижности ионов в два раза больше, чем в вегетативной.

В растениях придорожных территорий улиц районного и местного значений в наибольших количествах также содержится цинк (12,3-49,3 мг/кг),

причем на МРЗ содержание цинка в вегетативной части в 1,7 раза больше, чем в корневой, а на УМЗ наоборот в корневой системе концентрация цинка в 2,7 раза больше, чем в наземной части горца птичьего. Концентрация меди на МРЗ и УМЗ составила соответственно 1,22-24 мг/кг и 1,9-16,2 мг/кг, концентрация свинца на два-три порядка ниже и изменяется от 0,24 до 1,09 мг/кг. Причем содержание свинца в корневой и вегетативной части растений примерно одинаковое. Это связано с тем, что подвижность ионов меди выше, чем подвижность ионов свинца и это создает более благоприятные условия для усвоения меди растениями.

Для того чтобы в полной мере судить о степени загрязнения растений тяжелыми металлами, недостаточно знать только их концентрацию, необходимо учитывать коэффициент концентрации тяжелых металлов в растениях. Поэтому степень загрязнения растений придорожных территорий улиц г. Оренбурга оценивали по коэффициенту концентрации (Кс), который характеризует степень накопления тяжелых металлов по сравнению с природным.

Как показали исследования, на улицах общегородского значения вегетативная часть растений преимущественно загрязнена медью и цинком, их концентрации превышают фоновые значения в 4 и 1,3 раза соответственно. В корневой системе наблюдается превышение фоновых значений концентраций по свинцу в 1,2-3,7 раза.

Аналогичная ситуация наблюдается на улицах районного значения, где вегетативная часть горца птичьего преимущественно загрязняется медью и цинком, так как их концентрация превышает фоновые значения в 3-7,5 раза по меди и 1,2-1,6 раза по цинку. Коэффициент концентрации свинца и никеля не превышает фоновых значений.

В корневой системе приоритетными загрязнителями из определяемых тяжелых металлов являются свинец и медь. Их концентрации превышают фоновые значения в 1,4-2 раза.

На улицах местного значения коэффициент концентрации меди является наибольшим как в вегетативной (Кс равен 3-5), так и в корневой части растения (Кс равен 3,6-4,3). В два раза превы-

88

ВЕСТНИК ОГУ 4'2004. ПРИЛОЖЕНИЕ «БИОЭЛЕМЕНТОЛОГИЯ»

шает по содержанию фоновые значения цинк. Особое внимание следует обратить на содержание свинца в корневой системе, его значения превышают фоновые в 2,6-4 раза, в то время как в вегетативной части превышение идет не более чем в 1,4 раза. Это, очевидно, связано с малой подвижностью свинца в кислой почве.

Таким образом, растения придорожных территорий улиц общегородского, районного и местного

------------------:-------------МЕТАЛЛОВ...

значений в большей степени загрязнены медью и

свинцом, что может явится причиной трансформаций в придорожных биоценозах.

Шешё ёпиёи£1аатё ёёбадаооди:

1. Уё! ё1аё+апёёа ппёаапоаеу уаабууШёу й+а бужаёшё ¡а6аёёа!ё // Ё! ёап1ёё!а Й.Е. Уё! ё1аёу ё 9а1б1аиа +аё1ааёа. - В! Йэ1а-1а-А1{о, 1997. - 94 п.

2. Ёаабабаауа А.1., 1ёё!ёаааа Ё.О. ё аб. Аао1 паёёшиа а1б1аё а уё! ё1аё+апёёб пёпбатб. I.: хаВ!, 1999. - 240 п.

ВЕСТНИК ОГУ 4 2004. ПРИЛОЖЕНИЕ «БИОЭЛЕМЕНТОЛОГИЯ»

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.