Научная статья на тему 'Исследование процессов формирования пылегазовых примесей в атмосферном воздухе придорожных территорий улиц города Оренбурга'

Исследование процессов формирования пылегазовых примесей в атмосферном воздухе придорожных территорий улиц города Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
118
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ / ЦИНК / ВЗВЕШЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА / ХЛОРИД-ИОН / СУЛЬФАТ-ИОН / PRECIPITATION / ZINC / SUSPENDED SOLIDS / SULFATE ION / CHLORIDE ION

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Зимина А. А.

В статье рассмотрена проблема загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом на примере оценки состояния придорожной территории одной из улиц города Оренбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE FORMATION OF DUST IMPURITIES IN ATMOSPHERIC AIR ROADSIDE AREAS STREETS IN ORENBURG

The article deals with the problem of environmental pollution by road to the example of assessing the state of the roadside area of ​​one of the streets of the city of Orenburg.

Текст научной работы на тему «Исследование процессов формирования пылегазовых примесей в атмосферном воздухе придорожных территорий улиц города Оренбурга»

Всю водную сеть края можно разделить на две части: 1) бассейн Верхней Оби, охватывающий горную систему Алтая, его предгорья, все Правобережье и небольшое количество рек, впадающих в Обь с левой стороны; 2) бассейн степных речек и большое число пресных, соленых и горько-соленых озер бессточной Кулундинской впадины [4]. Для гидроэнергетического строительства наиболее перспективным является бассейн Верхней Оби.

На территории Алтайского края протекает 17085 рек общей протяженностью 51004 км, из них 16309 (95%) - длиной менее 10 км и 776 (5%) - длиной более 10 км, в том числе 32 реки - протяженностью более 100 км, из них 3 - более 500 км. Примерно 9700 рек имеют более или менее постоянные водотоки. Главная водная артерия Алтайского края - река Обь, ее длина в пределах края 493 км [5].

Суммарный поверхностный сток рек края - 53,5 км3 в год. В бассейне Оби, занимающем 70% территории края, формируется 53 км3 (на Катуни - 20,2; Бие - 15,1;Чарыше - 6,31; Чумыше - 5,24; Алее - 1,38 и на остальных реках 4,77 км3). В бессточном Обь-Иртышском междуречье (30% территории) формируется 0,5 км3 стока [6]

В таблице 1 приведены результаты расчетов для общего представления о распределении гидроэнергетических ресурсов на территории.

Гидроэнергетический модуль является показателем суммарного влияния физико-географических условий на насыщенность территории гидроэнергетическими ресурсами.

Таблица 1. Гидроэнергетический потенциал рек Алтайского края (расчеты автора)

Бассейн реки Потенциальная мощность, млн. кВтч Технический потенциал, млн. кВтч Г идроэнергетический модуль, кВт/м2 в сек.

Бия 56511 22604 1157

Катунь 94305 37722 2833

Песчаная 2552 1020 51

Ануй 7808 3123 130

Чарыш 52788 21115 291

Большая Речка 146 58 4

Алей 2763 1105 15

Чумыш 1598 639 7

Бассейны рек Катунь и Бия являются наиболее насыщенными гидроэнергетическими ресурсами. Так же перспективны для развития малой гидроэнергетики бассейны рек Чарыш, Ануй и Песчаная.

Освоение гидроэнергетического потенциала рек Алтайского края позволит в значительной степени уменьшить дефицит электроснабжения удалённых от существующей энергосистемы сельских предгорных районов.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 13-05-98003 р_сибирь_а "Геоэкологические аспекты эффективного энергообеспечения удалённых территорий на основе использования возобновляемых источников энергии (на примере развития малой гидроэнергетики в Алтайском крае)"

Литература

1. Чурашев В.Н., Маркова В.М.. Перспективы энергообеспечения Сибирского федерального округа.[Текст]/ В.Н. Чурашев, В.М. Маркова// Регион: экономика и социология №4, 2006. с. 216-227.

2. Асарин А., Данилов-Данильян В. Мы были щедры на оценки [Текст]/ А. Асарин, В. Данилов-Данильян// Мировая энергетика. № 5 (41). 2007 c. 20-21.

3. Федянин В.Я., Бородин Д.В. Основные направления развития малой гидроэнергетики Алтайского края [Тест]/ В.Я. Федянин, Д.В. Бородин// Ползуновский вестник. №4. 2012. С.178 - 181.

4. Физико-географическая характеристика Алтайского края и Республики Алтай [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.altaikamnerez.ru/index/statia.html#6.Внутренние воды

5. Потенциал Алтайского края// Федеральный портал PROTOWN.RU - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/artides/7727.html

6. Реки// Алтайский край [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://altairegion.narod.ru/rwr.html

Зимина А.А

Студент, Оренбургский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЫЛЕГАЗОВЫХ ПРИМЕСЕЙ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

ПРИДОРОЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ УЛИЦ ГОРОДА ОРЕНБУРГА

Аннотация

В статье рассмотрена проблема загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом на примере оценки состояния придорожной территории одной из улиц города Оренбурга.

Ключевые слова: атмосферные осадки, цинк, взвешенные вещества, хлорид-ион, сульфат-ион.

Zimina A.A.

Student, Orenburg State University

STUDY OF THE FORMATION OF DUST IMPURITIES IN ATMOSPHERIC AIR ROADSIDE AREAS STREETS IN

ORENBURG

Abstract

The article deals with the problem of environmental pollution by road to the example of assessing the state of the roadside area of one of the streets of the city of Orenburg.

Keywords: precipitation, zinc, suspended solids, chloride ion, sulfate ion.

В настоящее время автомобильный транспорт является одним из основных источников выброса вредных веществ в атмосферу, поэтому их негативное воздействие на окружающую природу и здоровье людей достигло значительных масштабов.

Загрязнение окружающей среды токсичными компонентами отработавших газов приводит к большим экономическим потерям в хозяйстве, так как токсичные вещества вызывают нарушения в росте растений, что, в свою очередь, способствует снижению урожаев и потерям в животноводстве. В результате реакций оксидов азота в воздухе возрастает токсичность их воздействия, что пагубно сказывается на растениях.

Пробы атмосферных осадков в виде снега отбирали на улице Волгоградской, расположенной в Степном поселке города Оренбурга. Общая протяженность автомобильной дороги составляет 2,37 км. Улица Волгоградская - городская улица с двусторонней многоэтажной застройкой и двусторонним движением. На стороне отбора проб жилая застройка расположена в 30 м от дороги. Имеется защитный экран в виде деревьев (карагач, клен) и травы. На расстоянии 10 м проходит тротуарная дорожка для пешеходов, шириной 4 м. Все остальное пространство занимает защитный экран в виде деревьев. Первая точка отбора проб находиться в 5 м от проезжей части дороги. Вторая точка отбора проб располагается за тротуарной дорожкой, на расстоянии 15 м от проезжей части дороги. Третья точка отбора проб находиться рядом с жилой застройкой, на расстоянии 25 м от автодороги.

58

Таблица 1. Содержание загрязняющих веществ в атмосферных осадках

Место отбора проб 1, м Содержание загрязняющих веществ, мг/л

Взв. вещ. HCO3‘ Cl' HS‘ ca2^ Mg2+ SO4 Zn2+ Мине рал-я

Ул. Волгоградская 5 339 91,5 139,51 2,5075 4,5 1,8 0,674 0,332 19,6

15 75,6 105,225 146,43 2,2525 3,3 1,26 0,677 0,297 19

25 17,6 160,125 102,76 2,125 2,7 0,54 0,653 0,259 5

Снежный покров является эффективным накопителем аэрозольных загрязняющих веществ, выпадающих из атмосферного воздуха. При снеготаянии эти вещества поступают в природные среды, главным образом в воду, загрязняя их. Послойный отбор проб снежного покрова позволяет получить динамику загрязнения за зимний сезон, а всего лишь одна проба по всей толще снежного покрова дает представительные данные о загрязнении в период от образования устойчивого снежного покрова до момента отбора пробы. Снежный покров позволяет решить проблему количественного определения суммарных параметров загрязнения (сухих и влажных выпадений).

Приоритетными загрязняющими веществами на всех исследуемых расстояниях по экологической нагрузке являются взвешенные вещества, хлорид-ионы и гидрокарбонаты. Также, по содержанию, приоритетными загрязняющими веществами на всех исследуемых расстояниях являются взвешенные вещества, хлориды и гидрокарбонаты.

Ранжирование, проведенное по показателю химического загрязнения осадков, показало, что на исследуемой территории по ПХЗ наблюдается: на расстоянии 5 м от автомобильной дороги экологическое бедствие (ПХЗ=117,61); на расстоянии 15 м и 25 м наблюдается чрезвычайная экологическая ситуация.

Ранжирование, проведенное по рН осадков, показало, что на расстояниях 5 м и 15 м наблюдается ситуация экологического бедствия (значения рН ниже 5,6), а на расстоянии 25 м наблюдается критическая экологическая ситуация (рН=6,7).

По значениям коэффициентов концентрации приоритетными загрязняющими веществами являются: на расстоянии 5 м - это взвешенные вещества, цинк и хлорид-ионы; на расстоянии 15 м - это цинк, хлорид-ионы, взвешенные вещества; на расстоянии 25 м - это цинк, хлорид-ионы и сульфат-ионы.

Проведя анализ по экологическим нагрузкам загрязняющих веществ, видим, что на расстояниях 5 м и 15 м от автомобильной дороги, находящейся на улице Волгоградской, наблюдается территория с повышением предельно-допустимых нагрузок (так как значения превышают 200). Территория, расположенная на расстоянии 25 м от автомобильной дороги является сильно загрязненной (£N=179,5417).

Таблица 2. Значения экологических нагрузок загрязняющих веществ

Вещества Значения N, т/ км2 год

5 м 15 м 25 м

взвешенные вещества 225,398 45,548 11,0014

Hco3- 60,777 63,342 99,713

cr 92,67 88,15 63,995

HS‘ 1,663 1,355 1,322

NH4+ 1,3404 2,4118 0,9255

Ca2+ 2,98908 1,98649 1,68135

Mg2+ 1,195 0,758 0,336

SOT 0,448 0,407 0,406

Zn2+ 0,2205 0,1791 0,1614

£N 386,701 204,1374 179,5417

Таким образом, территория, прилегающая к автомобильной дороге по ул. Волгоградской, испытывает в значительной степени экологические нагрузки по таким веществам, как взвешенные вещества (максимальное значение приходится на 5 м и равно 225,398 т/км2 * год), гидрокарбонаты (максимальное значение на 25 м и равно 99,713 т/км2 * год) и хлорид-ионы (максимальное значение на 5 м и равно 92,67 т/км2 * год).

Таким образом, автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей природных сред промышленного города. Кроме того, загрязнение городской среды выбросами автомобильного транспорта приводит к тому, что большие количества соединений серы и азота, оксидов углерода и прочих загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания, превращают выпадающие осадки в слабый раствор кислот, а, следовательно, способствуют закислению придорожной территории. Необходимо отметить, что загрязненность придорожного пространства отходящими газами также зависит от интенсивности движения транспортных средств. Так, выброс газообразных загрязнителей наиболее высокий в режиме медленного движения, меньше он при ускорении (разгоне) и минимален при установившейся скорости.

Литература

1. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды / Р.В. Малов, В.И. Ерохов. М.: Транспорт, 1982. - 200 с.

2. Амбарцумян, В.В., Носов, В.Б., Тагасов, В.И. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. Учебное пособие для вузов. - М.; ООО Издательство «Научтехлитиздат», 1999.

3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт. - М.: Транспорт, 1987.

4. Ефимов Г.А., Ларкин Ю.М. Транспорт и окружающая среда. М.: Знание, 1975. - 75 с.

5. Коробкин, О.В. Экологическая логистика: способы снижения выбросов СО2 / О.В. Коробкин // Экология производства. -

2012. - №9. - С. 79-81.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.