Научная статья на тему 'Исследование процесса теплоотдачи в сетчатой матрице роторного теплообменника'

Исследование процесса теплоотдачи в сетчатой матрице роторного теплообменника Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
272
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАКТНЫЕ ТЕПЛООБМЕННИКИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ТЕПЛООТДАЧА ПОРИСТЫХ МАТРИЦ / COMPACT HEAT EXCHANGERS / MODELLING OF THERMO-HYDRAULIC PROCESSES / HEAT EMISSION OF POROUS MATRICES

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Алексеев Р., Костюков А. В., Косач Л. А.

Приводятся результаты экспериментальных и численных исследований тепловых процессов в сетчатой матрице роторного каркасного теплообменника. Получено близкое совпадение расчетных и экспериментально определенных значений степени регенерации и гидравлического сопротивления роторного теплообменника с сетчатой матрицей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the process of heat transfer in mesh matrix of rotary heat exchanger

The results of experimental and numerical research of thermal processes in mesh matrix of rotary frame heat exchanger are presented. There was obtained a close agreement between the calculated and experimentally determined values of the degree of regeneration and hydraulic resistance of the rotary heat exchanger with a mesh matrix.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса теплоотдачи в сетчатой матрице роторного теплообменника»

ного продукта.

4. Верификация расчетных моделей показала, что доводку внешних форм автомобиля и оптимизацию внутренних потоков можно выполнять на компьютерных моделях.

5. В этом случае при оптимизации формы кабины нет необходимости в изготовлении масштабной модели автомобиля для установки ее в рабочей части аэродинамической трубы или полнокомплектного опытного образца автомобиля при проведении испытаний в дорожных условиях.

Литература

1. Бирман. Течения вблизи плохообтекаемых тел, применимые к аэродинамике автомашин // Труды общества инженеров-механиков США. Теоретические основы инженерных расчетов. - 19BG. т. 1G2. № 3 - С. 85-96.

2. Евграфов А.Н., Высоцкий M.C, Титович А.И. Аэродинамика магистральных автопоездов. - M^: Наука и техника, 19BB. - 2З2 с.

3. Евграфов А.Н., Высоцкий M.C Аэродинамика колесного транспорта. - M^: НИРУП Бе-лавтотракторостроение, 2GG1. - 368 с.

4. Петрушов В.А. Автомобили и автопоезда: Новые технологии исследования сопротивлений качения и воздуха. - M.:ТОРУС ПРЕСС, 2GGB. - З52 с.: ил.

5. Петрушов В.А. Оценка аэродинамических качестви сопротивлений качению автомобиля в дорожных условиях // Автомобильная промышленность. - 1985. № 11. - С. 14-20.

6. Кюхеман Д. Аэродинамическое проектирование самолетов / Пер. с англ. Н.А. Благовещенский, Г.И. Mайкапар; Под ред. Г.И. Mайкапара. - M.: Mашиностроение, 1983. - 656 с.

7. Аэродинамика автомобиля / Под ред. В.Г. Гухо; пер. с нем. - M.: Mашиностроение, 19B7. - 424 с.

8. Аэродинамика автомобиля: сб. статей / Пер. с англ. - M.: Mашиностроение, 19B4. - З76 с.

9. TamasLojos. Drag reduction by the production of a separation bubble on the front of a bluff body // Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. - Vol. 22 - 1986. - Р. 331338.

10. Ватолин А.К. Пути снижения лобового сопротивления большегрузных автомобилей на основе исследований моделей в аэродинамических трубах: Дис ... канд. техн. наук: - Казань, ШЗ. - 17B с.

Исследование процесса теплоотдачи в сетчатой матрице роторного

теплообменника

Алексеев Р., к.т.н. доц. Костюков А.В., Косач Л.А.

Университет машиностроения 8(495) 223-05-23 доб. 1054 [email protected]

Аннотация. Приводятся результаты экспериментальных и численных исследований тепловых процессов в сетчатой матрице роторного каркасного теплообменника. Получено близкое совпадение расчетных и экспериментально определенных значений степени регенерации и гидравлического сопротивления роторного теплообменника с сетчатой матрицей.

Ключевые слова: компактные теплообменники, моделирование теплогид-равлических процессов, теплоотдача пористых матриц.

Одним из путей повышения эффективности применяемых в настоящее время в распределенной энергетике микротурбин является установка в них теплообменников со сверхвысокой степенью регенерации (95-97%). По этому направлению идет американская компания Wilson, разрабатывающая микротурбину мощностью 300 кВт с электрическим КПД 5G% [1]. Получение степени регенерации на уровне 95-97% при приемлемых габаритах возможно в компактных роторных теплообменниках. В таких теплообменниках, как правило, используется сверхкомпактная пористая теплопередающая матрица. В частности в роторном тепло-

обменнике отечественной микротурбины мощностью 270 кВт применяется пористая матрица, образованная намоткой металлических сеток [2]. Имеющаяся информация по теплопередаче в таких сетках весьма невелика. Исследования теплогидравлических характеристик проводились в очень узком диапазоне температур матрицы и теплоносителей (в экспериментах сетчатая матрица обдувалась попеременно воздухом с температурами 500С и 300С, соответственно, в этом же диапазоне менялась температура сетчатой матрицы) и в полученной эмпирической зависимости отсутствуют элементы, учитывающие температуру сетчатой матрицы [3]. Следствием этого явилось значительное, на 3-4% (абсолютных), несовпадение экспериментально полученной на режиме с температурой матрицы, лежащей в диапазоне 230-600оС, и расчетной степени регенерации теплообменника [2, 4].

Для нахождения уточненной зависимости было выполнено математическое моделирование теплогидравлических процессов в сетчатой матрице, в результате которого были получены зависимости фактора Колборна (связанного с коэффициентом теплоотдачи матрицы) от параметров потока теплоносителя в виде [5, 6]:

Jf1? = (0.036Je нагр + 0.074) • ReX0 0063 Te нагр-0 514,

J°XR = (0.027Je охл + 0.091) • ReX"(0143Je охл +0 32).

Целью данной работы является экспериментальная проверка этих зависимостей. Для выполнения поставленной задачи был разработан и смонтирован экспериментальный стенд (рисунок 1).

Рисунок 1. Стенд для определения теплогидравлических характеристик роторного

теплообменника

Объектом исследования служила сетчатая теплопередающая матрица (рисунок 2), применяемая в роторных каркасных теплообменниках транспортных микротурбин [2]. Основные геометрические параметры сетчатой матрицы приведены на рисунке 2.

Слои сетки укладывались в цилиндрические ячейки диска роторного теплообменника (12 ячеек). Толщина сетчатой матрицы в каждой ячейке составляла 9 мм. Диск теплообмен-

ника приводился в движение электродвигателем. Подвод тепла к воздуху перед теплообменником производился двумя электрическими нагревателями, установленными в верхней части стенда. Измерения температур воздуха производились в патрубках на входе и выходе диска теплообменника с помощью десяти тарированных хромель-копелевых и хромель-алюмелевых термопар, а также платы сбора и преобразования данных «National Instruments»

с погрешностью в рассматриваемом температурном диапазоне около 2 С.

Рисунок 2. Фрагмент сетки матрицы

Помимо температур на стенде проводились измерения перепадов давления воздуха на диске теплообменника (пьезометрами) и расход проходящего через теплообменник воздуха (с помощью диафрагмы).

По полученным значениям температуры рассчитывались значения степени регенерации

( / ; - тг )

V 1 БХ 1ЕЫХ/

а =

где:

• - осреднённая температура газа* на входе;

Тг. *

бых - осредненная температура газа* на выходе;

возвх - осреднённая температура воздуха на входе;

* воздух, прошедший через электронагреватель, позиционируется как газ. Расход воздуха рассчитывался по зависимости:

С = Р * а* « р * дР,

где: F - площадь проходного сечения, а - коэффициент расхода, р - плотность вещества, ДP - значение перепада давления на диафрагме. Испытания проводились при различных расходах воздуха через теплообменник. Частота вращения ротора теплообменника на всех режимах была равной 17,5 об/мин. Полученные экспериментальные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Параметры теплоносителя в теплообменном аппарате на выбранных режимах

Расход Параметры газа Параметры воздуха

тепло- Давление Перепад Темпера- Темпера- Перепад давле- Давление Темпера-

носите- на входе, давления на тура на тура на ния на выходе, на выходе, тура на

ля, кг/с Па входе, Па входе, К выходе, К Па Па входе, К

Реж 1 0.0052 106056 981 633.4 360.5 814 100858 294.65

Реж 2 0.00431 104095 775 652 367.77 608 100172 297.4

Реж 3 0.00334 102869 588 651.6 372.83 471 99681 300.85

Для апробации полученных уточненных зависимостей фактора Колборна [5, 6] был выполнен теплогидравлический расчет испытуемого роторного теплообменника. Математическое моделирование базировалось на решении системы уравнений, включающей уравнения Навье-Стокса, энергии, неразрывности и состояния. Сетчатый теплопередающий элемент теплообменного устройства математически описывался как пористое тело. Теплогидравли-ческие процессы в сетчатой матрице теплообменника описывались зависимостями для фактора Колборна, а также зависимостями линейного и квадратичного коэффициентов сопротивления [5, 6].

Расчетная модель задачи показана на рисунке 3. В нее вошли сектор диска с ячейкой, заполненной сетчатой матрицей, секторы верхней и нижней крышек теплообменника, а так-

же секторы участков входных и выходных патрубков (рисунок 3). На входе и выходе расчетной модели задавались расход и статическое давление соответственно, а на боковых поверхностях секторов - условия симметрии. Теплофизические свойства воздуха и стали задавались в зависимости от температуры. Расчётная модель продувалась попеременно газом и воздухом, направления течения которых, в соответствии с работой экспериментального стенда, брались противоположными. Поочередная продувка газом и воздухом матрицы теплообмен-ного устройства проводилась до выхода на установившийся режим. Такому режиму соответствовало отличие не более чем на 1% количества переданного от газа к воздуху тепла за два смежных оборота. Исходные данные для расчета принимались в соответствии с экспериментально исследованными режимами (таблица 1).

Рисунок 3. Расчетная модель экспериментального стенда

В результате расчета были определены значения степени регенерации и гидравлического сопротивления роторного теплообменника с сетчатой матрицей (таблица 2). Как видно из таблицы, использование в расчетах теплообменника полученных в [5, 6] описывающих процессы теплоотдачи зависимостей дает хорошее совпадение с экспериментом. Максимальное различие между расчетными и экспериментально определенными значениями степени регенерации теплообменника с сетчатой матрицей не превышает 0.6%.

Следует также отметить весьма близкое совпадение расчетных и экспериментальных значений гидравлического сопротивления теплообменника с сетчатой матрицей и соответственно апробации применяемых в расчете зависимостей [5, 6].

Таблица 2.

Значения степени регенерации и потерь давления теплообменного устройства

Эксперимент Расчет

Перепад давле- Перепад давле- Степень ре- Перепад давле- Перепад давле- Степень ре-

ния на «воз- ния на «газовой» генерации, % ния на «воздуш- ния на «газовой» генерации, %

душной» сто- стороне тепло- ной» стороне стороне тепло-

роне теплооб- обменника, Па теплообменника, обменника, Па

менника Па Па

Режим 1 981 814 80.56 1029 841 80.09

Режим 2 775 608 80.26 803 628 79.87

Режим 3 588 471 79.47 603 489 79.12

Выводы

1. Получены экспериментальные значения степени регенерации и гидравлического сопротивления теплообменника с сетчатой матрицей.

2. Выполнено численное моделирование теплогидравлических характеристик теплообменника с сетчатой матрицей с использованием полученных уточненных зависимостей [5, 6].

3. Получено близкое совпадение расчетных и экспериментально определенных значений степени регенерации и гидравлического сопротивления теплообменника с сетчатой матрицей.

Литература

1. Dr. David Gordon Wilson, MIT Chief Scientist, «The basis for the prediction of high thermal efficiency in WTPI gas-turbine engines», Wilson TurboPower Inc., 2002.

2. Плотников Д.А. Разработка и исследование дисковых секционных регенераторов автотракторных ГТД // Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, 1981. с. 22-26.

3. Лебедь Н. Исследование гидравлических и теплообменных характеристик теплопереда-ющих поверхностей для вращающегося регенератора секционного типа, Научно-технический отчет, 1971. - С. 44-45.

4. Алексеев Р.А., Костюков А.В. Повышение эффективности роторного теплообменника малоразмерного газотурбинного двигателя. -М.: Известия МГТУ "МАМИ" № 1(13) 2012 т. 1. - с. 52.

5. RONALD Alexeev, ANDREI Kostyukov Research of thermal and hydraulic processes in the structured rotary regenerator. International Automotive Conference «Science and Motor Vehicles 2013» materials, pp. 395 - 491.

6. Алексеев Р.А., Костюков А.В. Исследование теплогидравлических процессов в пористой матрице роторного теплообменника. Материалы конференции «XIX Школа-семинар молодых ученых и специалистов под руководством академика РАН А.И. Леонтьева».

Влияние углов установки управляемых колес на безопасность АТС при

криволинейном движении

к.т.н. доц. Красавин П.А., к.т.н. доц. Надеждин В.С.

Университет машиностроения (495) 223-05-23 (доб. 1457), [email protected]

Аннотация. В настоящей статье рассматривается возможность снижения числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), происходящих при криволинейном движении, путем выбора оптимальных параметров угловой ориентации управляемых колес и повышения критической скорости прохождения поворота.

Ключевые слова: активная безопасность, углы установки управляемых колес.

Конструктивные отказы и поломки, в качестве причины, составляют лишь 4...5% от общего числа причин ДТП. Поэтому необходимо искать решение проблемы повышения безопасности не только в повышении прочностных параметров элементов и деталей АТС по критериям надежности, долговечности и безотказности [1].

Одной из основных причин ДТП в Российской Федерации, по данным ГИБДД, является несоблюдение водителями скоростного режима (более 25% от общего числа ДТП) [2], что особенно опасно при криволинейном движении, т.к. непосредственно связано с вероятностью потери устойчивости и управляемости АТС. При криволинейном движении происходит более 65% от числа всех ДТП. Основные причины ДТП следующие: выезд на полосу встречного движения, что вызвано потерей управляемости, опрокидывание и занос, что характеризует устойчивость АТС. Каждая из указанных причин связана с превышением предельной скорости выполнения маневра по критерию устойчивости или управляемости. Повышение предельных значений автоматически повышает безопасность движения ввиду повышения максимальной скорости при криволинейном движении, а, следовательно, и безопасности АТС.

Повышение предельных скоростей прохождения поворота возможно конструктивным методом путем выбора рациональных параметров угловой ориентации управляемых колес. Ряд исследований [1, 3, 4, 5] показал, что наклон плоскости качения колес к центру поворота не только не ухудшает, но напротив оказывает положительное влияние на основные эксплуатационные свойства, такие как поворачиваемость, устойчивость грузового автомобиля против опрокидывания и бокового скольжения, что в комплексе способствует повышению безопасности современного транспортного средства без наступления излишней поворачиваемо-сти автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.