Научная статья на тему 'Исследование процесса совершенствования военно-специальной подготовки курсантов авиационных вузов'

Исследование процесса совершенствования военно-специальной подготовки курсантов авиационных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ / MILITARY SPECIAL TRAINING / STUDENTS OF FLYING EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланов Игорь Олегович

Рассмотрено опытно-экспериментальное исследование, подтверждающее обоснованность и продуктивность комплексной программы совершенствования военно-специальной подготовки курсантов авиационного вуза, представляющей собой систему мер воздействия на цели, содержание, организацию и технологию педагогического процесса подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в войсках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакланов Игорь Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROCESS OF PERFECTION OF MILITARY SPECIAL STUDENTS' TRAINING IN FLYING EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the experimental research confirming the validity and efficiency of the complex programme of perfection of military special students' training in flying educational institutions. The programme represents the system of measures of influence on aims, contents, structure and techniques of the pedagogical process of students' training for professional activities in the army.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса совершенствования военно-специальной подготовки курсантов авиационных вузов»

рактеристики личности и обуславливающей не только формирование готовности к безопасному поведению на дороге, но и их гражданскую, нравственную направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни.

Литература

1. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения / Всемирная организация здравоохранения. М.: Весь мир, 2009.164 с.

2. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. 2010. № 1 (3). С. 36-44.

3. Повышение безопасности дорожного движения в России. Федеральная целевая программа на 2006-2012 годы /сост. Р.И. Минниханов, И.А. Халиуллин. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2007. 23 с.

4. Стремление к нулю: высокие задачи и системный подход к безопасности дорожного движения // Доклад Центра транспортных исследований. OECD, 2009. 292 с.

АХМАДИЕВА РОЗА ШАЙХАЙДАРОВНА. См. с. 243.

УДК 378

И.О. БАКЛАНОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ

Ключевые слова: военно-специальная подготовка, курсанты авиационных вузов.

Рассмотрено опытно-экспериментальное исследование, подтверждающее обоснованность и продуктивность комплексной программы совершенствования военно-специальной подготовки курсантов авиационного вуза, представляющей собой систему мер воздействия на цели, содержание, организацию и технологию педагогического процесса подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в войсках.

I.O. BAKLANOV

RESEARCH OF THE PROCESS OF PERFECTION OF MILITARY SPECIAL STUDENTS’ TRAINING IN FLYING EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Key words: military special training, students of flying educational Institutions.

The article deals with the experimental research confirming the validity and efficiency of the complex programme of perfection of military special students' training In flying educational Institutions. The programme represents the system of measures of influence on aims, contents, structure and techniques of the pedagogical process of students' training for professional activities In the army.

Современной военно-педагогической науке и практике приходится решать исключительно сложные и важные проблемы повышения эффективности и совершенствования качества военно-профессиональной подготовки офицерских кадров, формировать такую систему высшего военного профессионального образования в вузах, которая отвечала бы новой структуре и приоритетным задачам армии и флота.

В условиях противоречивых и неоднозначных результатов реформирования высшей военной школы успешное решение проблемы по повышению эффективности процесса военно-профессиональной подготовки курсантов вузов приобретает особую актуальность и значимость, поскольку с такими масштабными задачами по реформированию и модернизации военной организации государства могут справиться только образованные, современно мыслящие и восприимчивые к новому люди.

Опираясь на положения научных разработок по планированию и проведению педагогического эксперимента, опытно-экспериментальное исследование эффективности процесса военно-специальной подготовки курсантов в вузе включало разработку содержания, организации и методики экспериментальной работы. Исследование проводилось в естественных условиях функционирования военно-учебного заведения Военно-воздушных сил Министер-

ства обороны Российской Федерации с характерными особенностями групповой и формирующей экспериментальной проверки реально протекающего исследуемого процесса. Педагогический эксперимент включал три взаимообусловленных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Началу экспериментальной работы предшествовало выполнение следующих задач: определение цели и формирование гипотезы экспериментального исследования; изучение опыта военно-специальной подготовки обучающихся в вузе; проведение констатирующего эксперимента для выявления и установления реального состояния военно-специальной подготовки курсантов в военно-учебном заведении, уточнения содержания ее основных компонентов; анализ достигнутых результатов. В свою очередь, разработка и уточнение теоретических положений процесса военно-специальной подготовки обучающихся позволили определить отправные позиции для проведения педагогического эксперимента.

Замысел опытно-экспериментальной работы состоял в практической проверке эффективности предлагаемых мер педагогического воздействия на процесс военно-специальной подготовки курсантов в вузе. В соответствие с замыслом цель педагогического эксперимента заключалась в выявлении наиболее действенных мероприятий, обеспечивающих совершенствование воен-но-специальной подготовки и обоснование приоритетных направлений их реализации в современных условиях.

При формировании гипотезы педагогического эксперимента в качестве исходной была принята основная гипотеза исследования, а также то положение, что в процессе теоретического анализа военно-специальной подготовки и констатирующего эксперимента были выявлены некоторые основные направления и условия совершенствования подготовки обучающихся в вузе к профессиональной деятельности. Поэтому основное внимание в ходе экспериментального исследования было уделено их проверке и уточнению.

На этой основе частная гипотеза педагогического эксперимента строилась исходя из предположения о том, что дальнейшее совершенствование военно-специальной подготовки возможно благодаря реализации комплекса педагогических мероприятий, направленных на формирование и развитие у обучающихся мотивации к военно-специальной подготовке; обеспечение комплексности процесса военно-специальной подготовки курсантов; внедрение в процесс военно-специальной подготовки технологии задачно-деятельностного подхода; систематическое повышение профессионализма преподавательского состава военно-учебных заведений.

Следующей задачей опытно-экспериментальной работы являлось определение необходимого числа экспериментальных объектов, в состав которых входили: военно-учебное заведение Военно-воздушных сил, подразделения обучающихся в этом вузе, преподаватели, командиры подразделений курсантов (начальники факультетов, командиры батальонов, а также их заместители, начальники курсов, курсовые офицеры, командиры рот и взводов), научные сотрудники, которые обеспечивали представительность (репрезентативность) исследуемых объектов в ходе эксперимента.

Вместе с тем предварительный историко-педагогический и теоретический анализ процесса военно-специальной подготовки в вузах, изучение ее состояния в ходе констатирующего эксперимента позволили рационально сократить исследовательское поле до реально возможного и минимально необходимого числа экспериментальных площадок. В результате для проведения опытноэкспериментальной работы был определен Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

В этом вузе исходя из опыта и сложившейся практики проведения педагогических исследований подобного рода в педагогике высшей и высшей воен-

ной школы, а также с учётом конкретных условий проведения данного исследования в период с 2004 по 2008 г. проводилась серия педагогических экспериментов, направленных на исследование особенностей и возможностей повышения результативности военно-специальной подготовки курсантов командного, инженерного и командно-инженерного профилей по 8 специальностям и специализациям.

Объекты воздействия при формировании их выборки в вузе для проведения педагогического эксперимента были представлены: экспериментальные группы (ЭГ) курсантов составили соответственно 39, 91 и 87 обучающихся набора 2004 года. Контрольные группы (КГ) включали соответственно 40, 89 и 85 курсантов. По социальному составу, семейному положению, отношению к учебной деятельности и службе в Вооруженных Силах, уровню успеваемости, организованности, дисциплинированности и другим признакам курсанты также составляли относительно идентичные группы, что обеспечивало статистическую надёжность педагогического эксперимента.

Кроме того, одной из основных задач, решаемых на подготовительном этапе эксперимента, являлся выбор педагогических методов, а также разработка методики изучения и оценки начального, промежуточного и заключительного состояния процесса военно-специальной подготовки курсантов ЭГ и КГ. Как отмечал Ю.К. Бабанский: «Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создания специальных ситуаций и др.» [1].

В процессе формирующего педагогического эксперимента использовались следующие методы научного исследования: педагогическое наблюдение за деятельностью преподавателей по выполнению учебной, научной, методической и воспитательной работы при изучении обучающимися военноспециальных, тактико-специальных, военно-технических и других дисциплин, обеспечивающих военно-специальную подготовку; индивидуальные и групповые (коллективные) беседы с различными категориями участников эксперимента; изучение документов, относящихся к проблемам военно-специальной подготовки курсантов; анализ результатов (продуктов) деятельности преподавателей и обучающихся в процессе военно-специальной подготовки их к профессиональной деятельности; метод рейтинговой и экспертных оценок.

Основой организации формирующего педагогического эксперимента явились целенаправленное введение в экспериментальных группах определенных исследовательских воздействий и после этого осуществление серии периодических (временных) замеров. Применительно к проблеме совершенствования военноспециальной подготовки обучающихся в вузах педагогический эксперимент включал систему мер педагогического воздействия в ЭГ на преподавателей и курсантов. Они были направлены на то, чтобы повысить мотивацию, качество обучения, воспитания, психологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, в том числе на основе внедрения специальной технологии задачно-деятельностного подхода, а также повышения профессионализма преподавательского состава дисциплин военно-специальной подготовки.

Для определения степени эффективности предпринимаемых экспериментальных воздействий в соответствии с разработанными критериями и показателями оценки проводились три замера (среза) в ЭГ и КГ: в начале формирующего педагогического эксперимента, через год после начала и в конце экспериментального исследования.

При проведении педагогического эксперимента учитывалось, что в практике вузов объективно существуют многочисленные факторы (условия), кото-

рые оказывают противоречивое влияние на осуществление экспериментальных воздействий на процесс военно-специальной подготовки обучающихся, а также на показательность и обоснованность осуществляемых экспериментальных воздействий для всей совокупности педагогических явлений, связанных с военно-специальной подготовкой курсантов вузов к профессиональной деятельности. Анализ практики показал, что к таким факторам относятся: различные события, наряду с экспериментальными воздействиями, происходящие между временными замерами; естественное умственное, психическое, физическое и иное развитие испытуемых от курса к курсу обучения; влияние заданий экспериментального характера на результаты исследования (эффект тестирования); естественная неэквивалентность ЭГ и КГ по составу; выбывание по различным причинам испытуемых в ходе эксперимента (заболевание, отчисление и др.); условия организации эксперимента, вызывающие на него реакцию испытуемых и др. Поскольку данные факторы являются непременными и объективно существующими атрибутами формирующего педагогического эксперимента, они оказывают на него противоречивое (как позитивное, так и негативное) влияние. Учет этих факторов являлся одним из важных условий успешного проведения экспериментальной работы.

На подготовительном этапе формирующего педагогического эксперимента разрабатывалась система критериев и показателей оценки эффективности, предпринимаемых мер педагогического воздействия. В соответствии с ними осуществлялись замер и оценка изменений в ЭГ преподавателей и курсантов, а также в самом процессе военно-специальной подготовки обучающихся.

На втором (основном) этапе (2006-2007 гг.) формирующего педагогического эксперимента специально подготовленными лицами (преподавателями кафедр и научными сотрудниками научно-исследовательской лаборатории) осуществлялось планомерное, непрерывное и согласованное внедрение комплекса организационно-педагогических мероприятий совершенствования во-енно-специальной подготовки обучающихся. При этом меры экспериментального воздействия направлялись на каждый из компонентов процесса военноспециальной подготовки в ЭГ курсантов военного университета: цели, содержание, организацию и методику, характер учебно-познавательной работы обучающихся и педагогической деятельности преподавателей кафедр военноспециальных, тактико-специальных, военно-технических и других дисциплин.

Экспериментальные меры, в зависимости от их эффективности, уточнялись и корректировались, а данные о результатах педагогического эксперимента непрерывно фиксировались. Одновременно проводилась работа по формулировке промежуточных теоретических выводов, выработке практических рекомендаций совершенствования процесса военно-специальной подготовки обучающихся и внедрения их в практику деятельности вузов.

Содержание основного этапа формирующего педагогического эксперимента включало реализацию комплекса организационно-педагогических мероприятий совершенствования процесса военно-специальной подготовки курсантов вуза.

На третьем (заключительном) этапе (2007-2008 гг.) педагогического формирующего эксперимента осуществлялась обработка полученных данных. Проводились их обобщение, систематизация и теоретический анализ, соотнесение с результатами, полученными другими эмпирическими и теоретическими методами исследования, а также с данными КГ. Результаты экспериментального исследования представлялись в приемлемой форме руководителям образовательного процесса в вузе. В научно-исследовательской лаборатории совместно с учебным отделом университета велась работа по формированию практиче-

ских рекомендаций кафедрам по совершенствованию военно-специальной подготовки обучающихся.

На этом же этапе происходили обоснование результатов педагогического эксперимента и доведение их до организаторов процесса военно-специаль-ной подготовки, преподавателей военно-специальных, тактико-специальных и военно-технических кафедр, курсантов. По мере возможностей осуществлялось внедрение мер педагогического воздействия, оправдавших себя в процессе экспериментальной работы, в практику военно-специальной подготовки курсантов в вузах.

Одной из задач экспериментальной работы являлась разработка критериев и показателей оценки эффективности, которые позволяли оценивать и делать заключения об изменениях в ЭГ преподавателей и курсантов, а также в различных компонентах военно-специальной подготовки обучающихся, происходящих под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

При выборе критериев и показателей эффективности для оценки процесса военно-специальной подготовки обучающихся в вузе следует исходить из их сущности и функционального предназначения. Кроме того, важно выделить совокупность наиболее существенных, взаимосвязанных признаков, на базе которых будут строиться сравнение и оценка результатов. В свою очередь, под критерием понимается показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки [2].

Выявленные на основе различных теоретических методов исследования структурные компоненты военно-специальной подготовки обучающихся (за-дачно-целевой, содержательный, технологический, деятельностный, мотивационный, результативный) выступают в роли частных критериев результативности принимаемых мер педагогического воздействия и могут быть использованы для оценки эффективности исследуемого процесса.

Интегральный критерий эффективности (КЭФ) процесса военно-специ-альной подготовки может быть представлен в виде функции от частных критериев, характеризующих и раскрывающих свойства исследуемого педагогического процесса:

Кэф = ^(к3ц,кс,кТ,км,кд,кр) > где кзц - задачно-целевой критерий; кс - содержательный критерий; кт - технологический критерий; км - мотивационный критерий; кд - деятельностный критерий; кР- результативный критерий.

На основании обсуждения актуальных проблем военно-специальной подготовки, целенаправленного наблюдения, сопоставления позиций и суждений, а также результатов изучения различных источников информации производилось оценивание исходного уровня военно-специальной подготовки переменного состава в военно-учебных заведениях. С целью проведения оценки уровня подготовки обучающихся по каждому критерию привлекались квалифицированные эксперты, компетентность которых позволила профессионально подойти к выполнению этой важной и ответственной задачи.

В качестве экспертов выступали: заместители начальника университета, начальник учебного отдела, начальник научно-исследовательского отдела, начальники кафедр, заместители начальников кафедр, старшие преподаватели со стажем педагогической работы более 5 лет, профессора и доценты кафедр.

Учитывая то обстоятельство, что необходима более достоверная, обобщающая информация о процессе военно-специальной подготовки, на основе чего будут приниматься решения о направлениях ее совершенствования, в исследовании применялся метод экспертных оценок. В условиях, когда оценка

получена от группы экспертов, принимается предположение, основанное на полном знании существующей информации о том, что истинное значение исследуемых характеристик находится внутри диапазона оценок, а обобщенное коллективное мнение является более достоверным.

Учитывая, что абсолютные значения показателей, характеризующих частные критерии эффективности исследуемого процесса, определяются по трехбалльной шкале (хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно), это будет соответствовать высокому, среднему и низкому уровню подготовки обучающихся. При этом численные значения частных критериев, полученные в результате аналитических расчетов, будут выражаться следующими величинами: высокий уровень подготовки соответствует значению - 0,6...0,7; средний уровень - 0,3...0,4; низкий уровень - 0,15...0,2.

Оценка эффективности исследуемого процесса в ЭГ и КГ с помощью системы частных критериев и их показателей (критериальных признаков) в начале формирующего педагогического эксперимента показала, что он находился близко к среднему (удовлетворительному) уровню. Наибольшее влияние на результативность функционирования процесса военно-специальной подготовки в военно-учебных заведениях оказывают содержательный, технологический, мотивационный и деятельностный компоненты.

Опытно-экспериментальное исследование заключалось в планомерном, согласованном и систематическом осуществлении в ЭГ курсантов комплексной программы совершенствования военно-специальной подготовки к профессиональной деятельности по организации и выполнению задач обеспечения действий войск в различных условиях.

Вместе с тем проводимое экспериментальное исследование затрагивало не все проблемы военно-специальной подготовки курсантов в вузах.

В основном исследуемые проблемы были связаны с формированием и развитием мотивации обучающихся к будущей профессиональной деятельности, обеспечением комплексности военно-специальной подготовки курсантов, внедрением технологии задачно-деятельностного подхода в процесс военноспециальной подготовки, повышением профессионализма преподавателей дисциплин военно-специальной подготовки в вузах.

После внедрения мер по совершенствованию военно-специальной подготовки в ЭГ и КГ через год был сделан контрольный срез состояния подготовки обучающихся в соответствии с методикой определения уровней подготовленности и разработанными критериями и показателями оценки эффективности исследуемого процесса. К проведению оценки привлекались курсанты - 35 человек из ЭГ. Оценка производилась по всем частным критериям.

Результаты оценки показателей результативного критерия процесса во-енно-специальной подготовки были получены в ходе работы экспертов на кафедрах и факультетах, а также при анализе итогов экзаменационной сессии в учебных подразделениях курсантов.

Так как основные дисциплины военно-специальной подготовки курсантами изучаются начиная со второго курса, оценка показателей по результативному критерию обучающихся в ЭГ складывалась из результатов сдачи экзаменационной сессии за второй курс.

Около 75% курсантов ЭГ получили отличные и хорошие оценки, 24% -удовлетворительные, 2% - неудовлетворительные. В то же время в КГ отличные и хорошие оценки получили 65% обучающихся и более 30% были оценены удовлетворительно,5% - неудовлетворительно.

В результате экспериментальной работы состояние военно-специальной подготовки в ЭГ наметилось значительное улучшение по содержательному и

деятельностному критериям. В КГ уровень военно-специальной подготовки не изменился.

По завершении первого года педагогического эксперимента с обучающимися ЭГ подводились итоги выполненной работы и уточнялись мероприятия дальнейшего экспериментального исследования.

Такими мероприятиями явились: продолжение обучения курсантов на основе внедрения в учебный процесс методов активизации мышления и воспитания творческой активности к инженерной деятельности; совершенствование работы на кафедрах и в подразделениях курсантов по формированию и учету военно-профессиональных навыков; создание атмосферы взаимного творчества между преподавателями и обучающимися; активное внедрение в технологию обучения ситуативных задач по различным видам обеспечения; активное привлечение курсантов к работе в кружках военно-научного общества, к выполнению плановых научно-исследовательских работ, участию в подготовке конкурсных работ по дисциплинам военно-специальной подготовки.

В то же время третье обследование процесса военно-специальной подготовки ЭГ и КГ по принятым критериям и показателям позволило выявить относительное улучшение состояние уровня подготовки обучающихся к профессиональной деятельности по организации и выполнению задач различного вида обеспечения.

Состояние военно-специальной подготовки курсантов характеризуется существенным повышение ее уровня, особенно по критериям содержательному, технологическому, деятельностному и мотивационному. Наметился позитивный рост уровня подготовки по результативному критерию.

Изменения уровня процесса военно-специальной подготовки по значению частных критериев указывают на позитивные преобразования и основных его компонентов.

В ходе опытно-экспериментального исследования получила практическое подтверждение обоснованность комплексной программы совершенствования военно-специальной подготовки обучающихся в военно-учебных заведениях. Ее реализация позволила достичь цели и добиться выполнения основных задач проводимых педагогических экспериментов, подтвердить выдвинутую частную гипотезу. Результаты экспериментального исследования способствовали обоснованию основных направлений и условий совершенствования воен-но-специальной подготовки курсантов в вузах ВВС РФ.

Таким образом, предпринятые меры в процессе опытно-эксперименталь-ного исследования способствовали повышению уровня военно-специальной подготовки курсантов в вузах. Практическая реализация комплексной программы совершенствования процесса военно-специальной подготовки обучающихся обеспечила результативную подготовку переменного состава вузов к продуктивной профессиональной деятельности.

Литература

1. Бабанский Ю.К Проблемы повышения эффективности педагогических исследований // Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 491.

2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. М.: Новь, 1999. С. 144.

БАКЛАНОВ ИГОРЬ ОЛЕГОВИЧ - кандидат географических наук, доцент, директор, Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Россия, Воронеж (¡obaklanov@yandex.ru, klen@vfmgei.ru).

BAKLANOV IGOR OLEGOVICH - candidate of geogra phical sciences, assistant professer, director, Voronezh Branch of Moscow Institute of Economy and Humanitarian Sciences, Russia, Voronezh.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.