Научная статья на тему 'Исследование процесса формирования качества поверхности при обработке вагонов газодинамическим методом'

Исследование процесса формирования качества поверхности при обработке вагонов газодинамическим методом Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
71
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАБОТКА СВОБОДНЫМ АБРАЗИВОМ / LOOSE ABRASIVE MACHINING / ШЕРОХОВАТОСТЬ / ROUGHNESS / КАЧЕСТВО ПОВЕРХНОСТИ / SURFACE QUALITY / ОБЕЗЖИРИВАНИЕ / DEGREASING / ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН / PASSENGER CAR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Евсеев Дмитрий Геннадиевич, Кульков Анатолий Александрович, Корытов Антон Юрьевич

Эффективная и долговечная окраска вагонов при их производстве и ремонте требует подготовки окрашиваемых поверхностей, заключающейся в обеспечении их качества, придании нужной для окраски шероховатости и обезжиривании. В статье приведены обобщенные результаты исследований взаимодействия зерен свободного абразива и обрабатываемой поверхности при газодинамической обработке металлических поверхностей вагонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Евсеев Дмитрий Геннадиевич, Кульков Анатолий Александрович, Корытов Антон Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of process of forming of surface quality when processing cars gas-dynamic method

Effective and durable painting cars in their manufacture and repair requires the preparation of coated surfaces, consisting in providing them quality, giving you need when painting roughening and degreasing. In the article the generalized results of researches of gas-dynamic treatment of the metallic surfaces of cars on the interaction of free abrasive grains and workpiece surface.

Текст научной работы на тему «Исследование процесса формирования качества поверхности при обработке вагонов газодинамическим методом»

МЕТАЛЛООБРАБОТКА

электрофизические и электрохимические методы обработки_□и1_то

УДК 621.7.02

Исследование процесса формирования качества поверхности

при обработке вагонов газодинамическим методом

Д. Г. Евсеев, А. А. Кульков, А. Ю. Корытов

Эффективная и долговечная окраска вагонов при их производстве и ремонте требует подготовки окрашиваемых поверхностей, заключающейся в обеспечении их качества, придании нужной для окраски шероховатости и обезжиривании. В статье приведены обобщенные результаты исследований взаимодействия зерен свободного абразива и обрабатываемой поверхности при газодинамической обработке металлических поверхностей вагонов.

Ключевые слова: обработка свободным абразивом, шероховатость, качество поверхности, обезжиривание, пассажирский вагон.

Технологический процесс производства и ремонта вагонов включает обработку поверхности кузова перед окраской свободным абразивом для придания шероховатости и обеспечения качества поверхности, а также химическую обработку для обезжиривания поверхности и удаления с нее органических соединений. Такое совмещение приводит к выделению техногенных отходов в виде отработавших моечных жидкостей и обезжиривающих составов и в целом усложняет технологический процесс [2, 3].

Газодинамический метод позволяет избежать этих проблем. Он представляет собой обработку поверхности потоком разогретого газа, смешанного с ускоренными частицами свободного абразива. При этом поток абразива разрушает твердые загрязнения, придает поверхности шероховатость и требуемое качество, а термический поток обезжиривает ее, что позволяет исключить сложную и отходо-емкую операцию классического обезжиривания химическим путем и в целом оптимизировать технологический процесс.

Реализация газодинамического метода возможна благодаря использованию экспериментального газодинамического аппарата (ГДА). Его применение на вагоностроительных и вагоноремонтных предприятиях требует про-

работки и научного обоснования параметров воздействия потока свободного абразива на обрабатываемую поверхность.

На примере типовой конструкции газодинамического аппарата (рис. 1) можно рассмотреть основные принципы генерации газодинамического потока свободного абразива. Через штуцер 4 в камеру сгорания 1 впрыскивается топливо, а через штуцер 3 подается сжатый воздух. В камере сгорания создается горючая смесь, находящаяся под давлением и стремящаяся выйти через критическое сечение сопла 6. Перед этим смесь воспламеняется искрой 5 и образует факел термического потока 9, который ускоряется из-за сужения диаметра сопла перед критическим сечением 6. На выходе из критического сечения сопло снова расширяется, чтобы не создавать препятствий истечению ускоренного термического потока. После выхода из ускоряющего сопла в поток через эжектор 8 подается абразив. Таким образом, на выходе из аппарата создается горячий газодинамический поток свободного абразива [1].

Различают несколько параметров газодинамической обработки свободным абразивом.

Первый параметр — производительность обработки. Это фактическая масса удаляемого материала (металла, загрязнений и краски)

МЕГА«БРДБрТКД

ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ

Абразив

10

Топливо

Рис. 1. Принципиальная схема установки для реализации газодинамического метода:

1 — камера сгорания; 2 — корпус камеры сгорания; 3 — штуцер подачи сжатого воздуха; 4 — штуцер подачи топлива; 5 — воспламенение; 6 — критическое сечение сопла; 7 — расширяющаяся часть ускоряющего сопла; 8 — эжектор подачи абразива; 9 — факел термического потока; 10 — факел газодинамического потока

9

2

1

8

3

4

в единицу времени. Производительность может быть выражена в прямой размерности [кг/с] или через привязку к площади обрабатываемой поверхности [м2/ч].

Второй параметр — качество поверхности, которое заключается в ее «сохранности» после воздействия свободного абразива. Оно может быть выражено толщиной деформированного абразивом слоя [мм].

Третий параметр — степень очистки. Степень очистки перед окраской регламентируется ГОСТ 9.402-80 и делится на две основные группы: полная и частичная. Степень может быть оценена как соотношение площадей очищенных и неочищенных зон, визуально или с использованием металлографического микроскопа.

Четвертый параметр — шероховатость. Это след от обработки свободным абразивом, выраженный через Яа, Ях или Ятах. Средняя высота микронеровности профиля перед окраской должна составлять четверть от толщины лакокрасочного покрытия.

Пятый параметр — температура местного нагрева обрабатываемой поверхности.

Шестой параметр — расход свободного абразива [кг/ч].

В статье приведены результаты исследования процесса газодинамической обработки свободным абразивом. В его основе лежит модель деформирования поверхности вследствие множества соударений с ней частиц абразива. Теоретическая модель столкновения частицы с поверхностью представлена на рис. 2.

До столкновения частица в свободном полете обладает кинетической энергией, которая при столкновении совершает работу по деформированию и разрушению поверхности. Параметры оставляемого следа в основном зависят от массы и скорости движения частицы на момент столкновения, а также от механических свойств материала частицы и металла.

Теоретические и практические исследования показали, что глубина и диаметр оставляемого частицей следа растут с увеличением скорости и массы частиц и составляют 20-30 % от диаметра частиц при расчетных скоростях 50 м/с, если абразив — кварцевый песок. При применении более твердого абразива, например стальной или чугунной дроби, глубина и диаметр составляют уже 50 % от диаметра частиц при тех же расчетных скоростях.

цей свободного абразива:

Р — мгновенная сила соударения, Н; г — радиус оставляемого следа, мм; у — глубина оставляемого следа, мм

|4о

№ 6 (90)/2015

электрофизические и электрохимические методы обработки

ЧЕТАППООЕ

Были исследованы наиболее часто используемые типы свободных абразивов: кварцевый песок, колотая и литая дробь из стали и чугуна и купершлак. Средние фракции исследуемых абразивов от 0,1 до 1 мм.

Крупные частицы более инертны и тяжелее разгоняются в потоке. Дробь средней фракции (1 мм) разгоняется не более чем до 30 м/с. Песчаная смесь разгоняется до 60-70 м/с и оставляет более качественный след на обработанной поверхности.

При обработке с максимальными режимами глубина дефектного слоя не превышает 0,2 мм при использовании песчаной смеси и 0,4 мм при использовании дроби. В целом песчаная смесь обеспечивает более мягкое воздействие на поверхность металла благодаря своим природным свойствам.

Шероховатость поверхности Яг формируется как след от соударений с частицами и находится в пределах 35-60 мкм.

Производительность обработки определяется средней расчетной скоростью частиц и их массой. Исследования показали, что даже при обеспечении оптимальных условий труда максимальная производительность обработки, которая может реализовываться человеком, не превышает 35 м2/ч. Процесс просто ограничивается скоростью человеческих рук, и даже при мощных режимах обработки вкладываемая энергия расходуется неэффективно. При автоматизированной подаче сопла производительность обработки достигает 75 м2/ч. [5]

Одновременное воздействие абразива и теплового потока способствует разогреву поверхности до температур, обеспечивающих обезжиривание поверхностей под окраску. Степень очистки, достигаемая газодинамическим методом, 1-я по ГОСТ 9.402-80, предполагающая полное разрушение загрязнений и удаление органических соединений с поверхности металла. При этом максимальная температура местного нагрева металла не превышает 200 °С. Рабочая же температура составляет 120-140 °С, что совершенно безопасно для кузовов вагонов при местном нагреве. Температура в 300 мм от зоны очистки 60-70 °С, а в 1 м от зоны очистки — 30-40 °С. Это возможно благодаря мощному теплоотводу массивной конструкции кузова. При обработке мелких деталей и узлов нагрев гораздо более интенсивный [1].

Расход свободного абразива при средних режимах составляет примерно 60 кг/ч, при этом часть абразива может быть использована повторно. Песчаная смесь за один цикл теряет примерно 30-40 % массы, которая превращается в пыль. Дробь и купершлак имеют больший ресурс и за один цикл теряют 7 и 15 % массы соответственно. С точки зрения качества песчаная смесь имеет лучшие показатели, так как более мягко воздействует на обрабатываемую поверхность, но, превращаясь в пыль, негативно влияет на здоровье человека, работающего рядом с зоной очистки. Дробь и купершлак сильнее деформируют обрабатываемую поверхность, но, раскалываясь при столкновении, не образуют пыли.

Сравнительный анализ методов обработки кузовов вагонов показал, что газодинамический метод позволяет оптимизировать технологический процесс и производительность, снизить материалоемкость и объем техногенных отходов, уменьшить производственные площади и номенклатуру используемого при производстве и ремонте технологического оборудования.

Технико-экономический анализ показал, что себестоимость обработки одного вагона с использованием газодинамического метода ниже, чем при использовании типовой технологии на 13-17 %. Основной эффект достигается за счет замены химического обезжиривания термическим [4].

Литература

1. Евсеев Д. Г., Кульков А. А. Дробеструйный газодинамический метод очистки поверхностей // Транспорт: наука, техника, управление: науч. информ. сб. С. 32.

2. Кульков А. А., Фомин В. А. Современные методы дробеструйной очистки вагонов / Науч.-практ. конф. «Неделя науки — 2006. Наука — транспорту». У-26.

3. Кульков А. А., Евсеев Д. Г. Проблемы коррозионного износа вагонов при эксплуатации подвижного состава и пути их решения с использованием термоабразивного газодинамического метода / Науч.-практ. конф. «Неделя науки — 2007». «Наука — транспорту», 1У-41.

4. Кульков А. А. «Экономическая эффективность применения термоабразивных систем для очистки и подготовки поверхностей деталей подвижного состава / Науч.-практ. конф. «Неделя науки — 2008. Наука — транспорту».1У-56.

5. Кульков А. А., Евсеев Д. Г. Автоматизация процесса термоабразивной газодинамической обработки / Науч.-практ. конф. «Неделя науки — 2008. Наука — транспорту». Х-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.