Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СОРТОВОГО ПРОКАТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СОРТОВОГО ПРОКАТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ЦЕНА / КОНКУРЕНЦИЯ / ИЗДЕРЖКИ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ФИРМА / МОДЕЛЬ ХОТЕЛЛИНГА / МОДЕЛЬ КУРНО / DIFFERENTIATION / MODEL / PRICE / COMPETITION / COST / CORRELATION / FIRM / HOTELLING MODEL / KURNO MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мустафина И.Р., Слепенькова К.Ю., Грогуленко К.Д.

В данной статье рассмотрены теоретические сведения о пространственной конкуренции и проведен анализ по сортовой продукции на российском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF SPATIAL COMPETITION ON THE RUSSIAN MARKET OF RANKS

In this article discusses theoretical information about spatial competition and analyzes varietal products on the Russian market.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СОРТОВОГО ПРОКАТА»

УДК-338.5

Мустафина И.Р. студент магистратуры Слепенькова К.Ю. студент магистратуры Грогуленко К.Д. студент магистратуры Уфимский государственный авиационный университет научный руководитель: Фахретдинова Г.Р., к.э.н.

доцент

Российская Федерация, г. Уфа ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СОРТОВОГО ПРОКАТА

Аннотация: В данной статье рассмотрены теоретические сведения о пространственной конкуренции и проведен анализ по сортовой продукции на российском рынке.

Ключевые слова: дифференциация, модель, цена, конкуренция, издержки, корреляция, фирма, модель Хотеллинга, модель Курно.

Mustafina I.R.

Undergraduate

Ufa State Aviation University Russian Federation, Ufa

Slepenkova K. Y.

Undergraduate

Ufa State Aviation University Russian Federation, Ufa

Grogulenko K.D.

Undergraduate

Ufa State Aviation University Russian Federation, Ufa RESEARCH OF SPATIAL COMPETITION ON THE RUSSIAN

MARKET OF RANKS

Annotation: In this article discusses theoretical information about spatial competition and analyzes varietal products on the Russian market.

Keyword: differentiation, model, price, competition, cost, correlation, firm, Hotelling model, Kurno model.

На сегодняшний день дискуссия по поводу пространственной экономики, находится в самом разгаре. Благодаря применению модели Хотеллинга и модели с конкуренцией по Курно, можно получить эмпирически проверяемые прогнозные оценки относительно паттернов изменения цены в зависимости от расстояния местоположения производителя до конкурирующих фирм.

Модель Хотеллинга свидетельствует о том, что при удалении от продавца цена продукции будет повышаться. Модели с конкуренцией по Курно обосновывают тезис о том, что на территориальной удаленности

от продавцов цена перестает расти, так как продавцы компенсируют клиентам часть транспортных издержек.

Модифицированная модель линейного города с ценовой дискриминацией утверждает, что при удалении от фирмы и приближении к её конкуренту цены товаров будут снижаться. Наконец, модифицированная модель линейного города с лидерством говорит о том, что цена повышается при движении от лидера к последователю. Наличие или отсутствие таких паттернов можно проверить на основе данных о ценах для какого-либо олигополистического рынка [2, с 98].

1. Объясняется такое положение дел такими причинами как сложность получения данных для анализа, так и свойствами объекта исследования: на действия экономических агентов оказывает влияние не столько их местоположение, сколько другие факторы, отделить влияние которых является нетривиальной задачей. Новые данные, характеризующие пространственный фактор (например, данные о ценах и выручке предприятий в разрезе мелких территориальных единиц), позволяют эмпирически протестировать выводы, полученные при помощи теоретических моделей, описывающих конкуренцию распределённых в пространстве агентов. Применение новейших эконометрических методов дает возможность очистить зашумленные данные и выявить влияние пространственного фактора на действия фирм, потребителей и т.п. На сегодняшней день в России доступны статистические данные по субъе ктам Федерации, в том числе, данные о ценах материалов, используемых для строительства. Большое количество субъектов Федерации и значительные расстояния между ними позволяют протестировать гипотезы о конкурентном поведении фирм — производителей строительной продукции, в частности — сортового проката.

Ситуация, когда в качестве переменной величины используется количество поставляемого на рынок товара, аналогична модели олигополии по Курно.

Также, существует еще одно отличие пространственной конкуренции по Курно от ценовой пространственной конкуренции: во-первых, при конкуренции по Курно может возникать перекрывание рыночных зон, то есть возможны встречные перевозки; во-вторых, при конкуренции по Курно появляется поглощение транспортных издержек, то есть, при ценовой дискриминации цена устанавливается на определенном уровне независимо от расстояния до конкурентов [4, с 101].

Попытаемся обосновать рассмотрение рынка строительного сортового проката как единого в продуктовом отношении рынка. Контраргументом здесь может служить то, что сортовой прокат представляет собой несколько разновидностей продукции (балка, швеллер, круг, и т.д.). Определение границ рынка некоего товара является важной проблемой в экономической практике, в частности, в антимонопольном регулировании. С точки зрения экономической теории, правильный подход к определению

границ товарного рынка заключается в использовании перекрестной эластичности спроса

с) О,

ЕЛПг ) -

- 111

О, др

(1)

где Di — спрос на товар ^ pj — цена на товар j. При E j(Di) больше 0, можно утверждать, что товар j является субститутом товара ^ и, таким образом, рынок этих двух товаров, при прочих равных условиях, можно рассматривать как единый [2, с. 44].

? и '"г?

о а а

■ г- Е-1 — ь

В* г Л Г" Т"

_ X ■Г у в §

* С г% и £

ИМ V ¡5 рь ГЛ 1—: ;—:

Круг (торг) 1,00 о,96 0.99 0,95 0.93 0,95 0,99 0,94

Круг (ирод) 0,96 1,00 0.97 0.98 0,92 0,94 0.90 0.97

Ушлок (торг) 0,97 1.00 0,95 0,95 0,97 1,00 0.94

УЮЛОК (ирод) 0,95 0,98 0.95 1.00 0.89 0,90 0,94 1,00

Балка Б1 (тор! ) 0,93 0.92 0,95 0,89 1,00 0,90 0.95 0,90

Балка Б1(ирод) 0.95 0,94 0.97 0,90 0.90 1,00 0.97 0,90

Швеллер (торг) 0,99 0.96 1.00 0.94 0.95 0,97 1.00 0.94

Швеллер (ирод) 0,94 0,97 0.94 1,00 0,90 0,90 0.94 1,00

Таблица 1. Корреляции цен на разновидности сортового проката [3] Коэффициенты из таблицы 1 показывают, что рынок сортового проката действительно можно разделить на рынок производителей и рынок торговцев, так как корреляции роста цен между элементами внутри этих групп очевидно больше, чем между элементами из разных групп.

На рисунке 1.1 представлена динамика изменения цен на сортовой прокат в 2017 - 2018гг.

Рис. 1.1 Динамика цен за 2017-2018 гг.[3]

Можно отметить, что в 1 полугодии 2017г. наблюдается снижение цен, это связно с таким фактором, как демография. Кроме того, наблюдается недостаточная диверсификация источников инвестиций - их высокая зависимость от бюджета и мегапроектов. Наибольший потенциал для ускорения содержат возможные после выборов реформы и начатая программа реновации. Так, в 2018 г. наблюдается увеличение цен на сортовой прокат, это связано с восстановлением спроса на сортовой прокат. Итак, перечислим аргументы за рассмотрение рынка строительного сортового проката как единого.

1. Исходя из анализа данных Росстата о ценах на сортовой прокат, приобретаемый строительными организациями, можно утверждать, что в данном случае потребители проката — это похожие организации, использующие его похожим образом и конкурирующие между собой при закупках.

2. Проведенный выше анализ цен на сортовой прокат показывает, что розничный

оптовый рынок сортового проката можно рассматривать как единое целое , так как корреляция как непосредственно цен, так и их изменений для этих видов проката очень высока. Исходя из этого же анализа как единое целое можно рассматривать рынок производителей проката.

3. Сортовой прокат разных видов производят одни и те же заводы из одного и того же сырья, а торгуют ими одни и те же трейдеры.

Аргументы против рассмотрения рынка сортового проката как единого целого сводятся к следующему:

1. Сортовой прокат — это группа из нескольких разновидностей продукции.

2. Проведенный анализ показывает, что рынок отделен от рынка остальных разновидностей сортового проката.

Вместе с тем, исходя из приведенных аргументов, мы полагаем, что для целей приведенного ниже исследования рынок строительного сортового проката может считаться единым целым, а его производители — прямыми конкурентами.

Результаты данного исследования дают возможность заключить, что российский рынок сортового проката лучше описывается моделями с ценовой пространственной конкуренцией без использования ценовой дискриминации.

С одной стороны, данный вывод позволяет рекомендовать производителям сортового проката применять ценовую дискриминацию для захвата новых рынков и увеличения прибыли. С другой стороны, подобный совет выглядит чересчур самонадеянным: результаты расчетов ясно показывают, что цену на сортовой прокат определяет не только расстояние от потребителя до производителя, но и другие факторы. Можно предположить, что ценовая политика российских производителей сортового проката гораздо сложнее, чем пространственная конкуренция

по Хотеллингу или ценовая дискриминация. Возможно, ценовая политика варьируется в зависимости от проникновения в регион сбытовых сетей различных производителей, конфигурации рыночной власти на региональном рынке, уровня издержек на производство и логистику и прочего.

Признаки, характерные для пространственной конкуренции по Курн о или пространственной конкуренции с лидерством, на российском рынке сортового проката не выявлены: поглощения транспортных издержек не происходит. Вероятно, это связано с наличием избыточных производственных мощностей, в результате чего производители воспринимают мощности как почти неограниченные. Вместе с тем, на рынке сортового проката имеют место встречные перевозки и перекрывание рыночных зон, что характерно именно для конкуренции по Курно, а не по Хотеллингу. Таким образом, можно утверждать, что модель линейного города Хотеллинга при прочих равных условиях неплохо предсказывает действительную ценовую политику фирм.

Использованные источники:

1. Третий Российский экономический конгресс, Новая экономическая ассоциация. — URL: http://www.econorus.org/congress.phtml

2. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 844.

3. Мониторинг цен 2018г. [электронный ресурс] https://www.mcena.ru

4. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. «Теория организации отраслевых рынков» // «Магистр», Москва, 2016.- c. 442

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.