ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО АВТОТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ
DOI 10.24411/2072-8735-2018-10238
Федотов Владислав Николаевич,
Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Волгоград, Россия, [email protected]
Алексиков Сергей Васильевич,
Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Волгоград, Россия, [email protected]
Важным шагом на пути повышения эффективности перевозок нефтепродуктов является учет параметров, влияющих на их производительность: дальность перевозки, время погрузочно-разгрузочных работ, параметры транспортного потока. Представлены результаты исследования производительности технологического автотранспорта грузоподъемностью от 23 до 34 т при перевозке светлых нефтепродуктов по улично-дорожной сети г. Волгограда. База исследования - 26 однотипных автопоездов. Средства получения данных - системы GPS и ГЛОНАСС мониторинга Wialon. Массив данных составил около 650000 записей скоростных и временных параметров. Установлена регрессионная зависимость производительности автопоезда от скоростных параметров движения, дальности ездки и грузоподъемности. Проведен расчет производительности автопоездов с полуприцепами различных марок и моделей.
Проведен сравнительный анализ временных потерь от простоя автотранспорта на линии в черте города и за его территорией. Показано, что городская дорожная сеть увеличивает вынужденные остановки в 1,3 - 1,6 раза. Выполнено измерение скорости технологического автотранспорта и транспортного потока в зависимости от времени суток и дня недели. Показано, что средняя скорость движения на 20% меньше скорости потока, а суточное время движения ТС составляет около 9 часов в сутки. При перевозке ГСМ на расстояния до 30-35 км на производительность существенно влияет время налива-слива ГСМ. Сделан вывод, что при перевозке на незначительные расстояния целесообразно использовать автопоезда с меньшим количеством секций. Для повышения эффективности перевозочного процесса необходима методика обоснования маршрута перевозки ГСМ по улично-дорожной сети с НПЗ на АЗС с учетом полученных результатов.
Информация об авторах:
Федотов Владислав Николаевич (корреспондирующий автор), Аспирант кафедры СиЭТС, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Волгоград, Россия,
Алексиков Сергей Васильевич, Заведующий кафедрой СиЭТС,,д.т.н., профессор, Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ), Волгоград, Россия
Для цитирования:
FФедотов В.Н., Алексиков С.В. Исследование производительности технологического автотранспорта при перевозке светлых нефтепродуктов в городских условиях // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2019. Том 13. №2. С. 64-68.
For citation:
Fedotov V.N., Aleksikov S.V.(2019). Research of productive technological motor transport during transportation of light oil products in urban conditions. T-Comm, vol. 13, no.2, pр. 64-68. (in Russian)
Ключевые слова: грузовой автотранспорт, автопоезд, цикличность грузовых перевозок, загруженность УДС, производительность технологического автотранспорта, светлые нефтепродукты.
7Т\
Главным условном зффеюпввгой работы технологического я в тотрансцорта (AT) по перевозне светлых Нефтепродукт то в и л АЭС является макс и М&ль и [>ll шшьапсннс нронтводн-гедьное-гп и скиженяе себестоимости перевозки. Анализ транспортных затрат показывает, что сокращение издержек возможно ta с'ici' совсрикнсшши) организации работа автотранспорта, особенно и городских условиях fí|. Учи высокой загруженности улично-лорожнон сети, наличии светофорных объектов, эксплуатационно! о состояния проезжей части позволяет повысить эффективность перевозки и счет оптимизации маршрута движения и списочного состава крупнотоннажного темюлогнчсскою транспорта [ÜJ. Оперативное управление перевозочным процессом невозможно без опенки производительности авто поездив в запп-c]iмости иг технических параметров прапенортпих средств и условии перевозки грузов.
Выполнены исследования работы 26 однотипных автопоездов, осущсстнлнвнпнс перевозки ПО УДС Г, Нолю грана п за его Пределами на 400 АЭС региона в течение 20[7-20IS гг. Установлено, чтю перевозку светлых нефтепродуктов выполняют автопоезда с полуприцепами ipy ¡оподьс.мностыо 23.3 - 34,8 т и количест вом секций 4-7 (табл. I >.
Таблице !
ГруЭОподъемиост i. полуприцепов для перевОЭкн с вст.т ы i 11С ф [ еп роду кл о в
Модель нолуврнцсва [ рузоподъем i loct ь. т Кол-lio ее к ami
КаприЭЮИ Ш и'} :з.з 4
Каирк$Й39в<32 м") 26,5 5
Капри 9639 МО и'| 3.1,2 6
Seria ЗЛ-SSBÏ (42 ы ) 34 .Й 7
Данные для обработки были получены с помощью систем hi GPS и ПЛОНАСС мониторинга Wialóü. Указанная компьютерная система мониторинга позволила получить информацию о передвижении каждого авто поезда на д<>-potion сети в течение гола с точностью .то 5 секунд Обработанный массив данных о скорости, простоях н местоположении транспортных средств составил более 650000 зна-ченнн.
Исследования показали, что в городских условиях количество вынужденных остановок нп 35-60% больше, чем ja городом tpiic, 1 ),
..по
hhd
/ / ✓ у / / /
Гц1'-Л * IЕ ■ 1LJ.J I» IL I" Р 31 ^ЦнфикЛп riDC^m 'АНС-.Ц'-'Д-Ы
Рк. t. Суммарное отчество остановок AT полном недели
Это объясняется большим количесгвом псрскреегков и загрубейпостыо УДС города. Потери времени на остановки НО Городу и 1.75 раза больше, чем та городом (рис. Об Щи С потерн времени, ¡связанные с простоями авшпоездов в среднем Составляют 15 час/сутки.
Производительность AT определяется временем na.niввел ива ГСМ на НПЗ и АЭС, длиной ездки с грузом н скоростью транспорта, коэффициентами использования i рузо-ПйдъеМНОСТН и пробега [3|.
Продолжительность hoj ру зоч нора з г ру зоч н ых район (надйва-елква ГСМ) зависят ог количества секций [юлупрнцена-пнетер1п.1 А"ч ,.:riIJrrt времени ОЖНД&НВД налива топлива, маневрирования AT и оформления документов.
-Ги^'Л rbj»-T ПИ1 —i ■ у ■ 'JÏI IT-1*. 1.1 III -'ÏJ ГчЦЧЧлИ!
I'm с. 2. Суммарное ирсмл столирк AT по дням недели
11рн ПОГрузке время иалнва секции СОСтаШИеТ 0,22 часа, ожидания - 0,33 часа. Общие потери времени нрн погрузке можно рассчитать по формуле:
/„ =* 0.22 + 0,33, ч (1)
При разгрузке продолжительность ел ива ГСМ составляет 0.66 паса на секцию и 0,33 часа ожидания AT после пилпото слива на АЭС. Общие потеря времени при разгрузке можно рассчитать по формуле:
ír = 0,66 + 0,33.4 (2)
Среднее время налила и слива ГСМ полуприцепов приведено в табл. 2.
Таблица 2
0 рем в norpv ЖН н рапрузки полу нрн не но it
Модель полуприцепа Орем я rioipv-jKii. ч Время разгрузки, в
Капри 96392 (28 м'> 1.21
Капри 9639Й(32 м-1 J 1.43 3,63
Kail pu 9Ь39 (4(J 1.65 4.29
Serin 3A-SSBT <42 m3) 1.87 4.9?
Техническая скорость и производительность автопоездов ва городских дорогах переменны в течение суток, зависят ОТ их уровня загрузки |4|. Выполнены исследования зависимости среднеи скорости автопоезда {от средней скоросги транспортного ПОТОКа (Рщ) на 7 участ ках УДС {рис. 3).
6S
У
щ
Т-Сотт Том 13. #2-2019
V0
ijo
L
¡s
-ч " f J
-fk /
п _
1 жпр- 56эмц! мэ] —ikmiwkssticimjt .....4гнп ja-hbtt wt
I Щ i ä Я 3 время суток
F'ne. 6. мтмепеыпе производительности антоппеъюп в течение дня И у полненные исследования позволяют вделать еледую-
IIIL1C ВЫВОДЫ
1. Перевозка светлых н ефте ироду кто а по УДС города существенно отличается от перевозки ta городом. В городских условиях хйлнЦяетво вынужденных остановок на 35-60% белый?, чем ja городом (рис. 1). Это объясняется большим количеством перекрестков н загруженностью УДС города. Потерн времени на остановки но городу и 1,75 раза больше, чем ja городом (ряс. 2). Общие tiorepii времени, связанные с простоями автопоездов в среднем составляют 15 чае/сутки.
Скорость движения технологического lpane порта н его npoi!зводнтельностъ зависит от уровня загрузки дорог городским транспортом, количества перекрестков. зкеп.гуа-тацноиного состояния проезжей чдети. Усгановиейд зависимость средней скорости автопоезда от скорости транспорт-
ного потока (3) Скорость AT ни 20% меньше скорости городского тринспортного потока, составляет 35,Я км/ч.
Установлена регрессионная зависимость, производительности автоиоеача от его скорости транспорта, дальности ездки ч грузоподъемности автопоезда (4). Доказано, что при перевозке ГСМ ни расстояния до 30-35 км ни производив тельность ie\iio.ioJ ичсскою грокСПОрГ* существенно в.шнег время налнви-с.тпва ГСМ, которое зависит от числа н емкости цистерн н составляет 4-6 часов. Поэтому, при перевозке на незначительные расстояния целесообразно использовать ивгоноезда с меиыппм количеством секций (рис. 5).
4. Производительность технолог ическою транспорта и течение рабочего периода суток претерпевает существенные изменения (рнс. б). *>ю объясняется изменениями загрузки УДС городским гранспоргом и, соответственно, скоростью j ра мс пор ш м х hoi око в. Поэтом у для повышен ня эффекшв-ноети перевозочного нронеееа необходима методика обоснования маршрута перевозки ГСМ но улично-лорожиоЛ сети с IИ13 на AiC.
Литература
J. Жигнкм Я - Г. Ким h fl- Мег оды оперативного планирования автомобильных перевозок. М/ Транспорт, 133 с.
2. Параскевов :1 В.. ЩСелиба U.K. Онтнмизацш загруженности уличной дорожной сети. ЕСГЛУ им. И.Т. Трубил пни, 2015. С, S53-8G5
3, Веяьможын A.B., Г}ч1цпа В.А-. Чяротин Л.Б.. Куяищр A.B. Груюные автомобильные перевозки: Учебник jlih Пуэов. М: Горячая дннпя - Te.it ком, 2(XKi. 5Ы> е.
4, Михайлов Д.А . Крупова ЯЛ. Проблема загруженности лора г: LULUiiii интенсивности транспортных потоков ' Интеллектуальные трайейортные системы, 2U14. ст. 67-69.
5. Итосг.чоп (O.A., Новосслой A.A. Коррс.зяшюнно-регресснонние модели а нроптзированнл загруженности грлне-иортньк мянстралей города. СГУГиТ, 2014. с. U4-134).
RESEARCH OF PRODUCTIVE TECHNOLOGICAL MOTOR TRANSPORT DURING TRANSPORTATION OF LIGHT OIL PRODUCTS IN URBAN CONDITIONS
Vladislav N. Fedotov, Volgograd State Technical University (VSTU), Volgograd, Russia, [email protected] Sergey V. Aleksikov, Volgograd State Technical University (VSTU), Volgograd, Russia, [email protected]
Abstract
Accounting of the parameters that have influence on petroleum products transportation such as transportation distance, cargo handling time and parameters of transport flow, is an important step towards increasing of its efficiency. The work included results of the research concerning efficiency of technological transport with carrying capacity from 23 to 34 ton during transportation of light petroleum product through Volgograd road network. The research base contains 26 similar road trains. The tools of obtaining data are Wialon system that uses GPS and GLONASS The data set is about 65 000 records of speed and time parameters. The regression dependences of the road train efficiency have been set on speed parameters of transportation, distance of transportation and carrying capacity. The calculation of efficiency of the road trains with semi-trailers various brands and sizes was performed. The comparative analysis of time losses from downtime of transport on the line within the city and out of the city was carried out. It was shown, that the city road network increases involuntary stops by 1.3-1.6 times. Measuring of the speed of technological transport and transport flow in dependence from time of day and day of week was performed. It was shown that the average motion speed is less on 20% than flow speed, and day time of vehicle motion amounts about 9hours per day. During transportation of motor petrol, oil and lubricants on distance, that is about 30-35km, loading/unloading time has significant influence on efficiency. Therefore, it was considered that it is advisable to use road trains with smaller sections quantity of in case of transportation at insignificant distances. To increase transportation process efficiency, methodology with substantiate of route of petrol, oil and lubricants transportation from petroleum refinery to petrol station through the city road network taking into account obtained results is necessary.
Keywords: freight vehicles, road train, cyclicality of freight traffic, traffic congestion, productivity of technological vehicles, light oil products. References
1. Zhitkov V.A., Kim K.V. (1982). Methods of operational planning of automobile transportation. Moscow: Transport. 183 p.
2. Paraskev A.V., Zheliba V.K. (2015). Optimization of congestion of the street road network. KGAU them. I.T. Trubilina, pp. 853-865.
3. Velmozhin A.V., Gudkov V.A., Mirotin L.B., Kulikov A.V. (2006). Freight transport by road: A textbook for universities. Moscow: Hotline - Telecom. 560 p.
4. Mikhailov D.A., Krugova Ya.V. (2014). The problem of congestion: an analysis of the intensity of traffic flows. Intellectual transport systems, pp. 67-69.
5. Novoselov Yu.A., Novoselov A.A. (2014). Correlation and regression models in forecasting traffic congestion in the city. SGUGiT, pp. 134-139.
Information about authors:
Vladislav N. Fedotov (corresponding author), student of the Department of CaOTF, Volgograd State Technical University (VSTU), Volgograd, Russia
Sergey V. Aleksikov, Head of the Department of CaOTF, Ph.D., professor, Volgograd State Technical University (VSTU), Volgograd, Russia
г Г\