Научная статья на тему 'Исследование профессиональных заболеваний как существующей реальности и внутреннего фактора к формированию здоровьесберегающих компетенций в стратегиях жизни студентов музыкальных вузов'

Исследование профессиональных заболеваний как существующей реальности и внутреннего фактора к формированию здоровьесберегающих компетенций в стратегиях жизни студентов музыкальных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
935
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / МЫШЦЫ / OCCUPATIONAL DISEASES / OVERWORK / HEALTH / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / MUSCLES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коняева Марина Алексеевна

В статье проведен сравнительный анализ состояния здоровья студентов 1-3-х курсов Саратовской государственной консерватории, обучавшихся в период с 2012 по 2015 годы. Прослежена динамика развития профессиональных заболеваний у музыкантов от 1 до 3-го курса. Сделан вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков. Установлены причины возникновения и развития профессиональных заболеваний у студентов музыкальных вузов: неправильно сформированными профессиональными навыками, недостаточным потенциалом соматического здоровья и морфофункциональных резервов адаптации организма, следствие перенесенных инфекционных заболеваний, вдыхание горячего или холодного воздуха и др. Выделены группы профессиональных заболеваний, наиболее часто встречающиеся у студентов консерватории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коняева Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of occupational diseases as the existing reality and internal factors to the formation of health-saving competence in the life strategies of students of music schools

The article provides a comparative analysis of the state of health of students of 1-3 courses of the Saratov State Conservatory, studied in the period from 2012 to 2015. The dynamics of development of occupational diseases in musicians from 1 to 3-th course. It is concluded that occupational disease in the mass falling on the stage of the formation of the musician's personality, in other words, the period of development of performing and creative skills. The causes of occurrence and development of occupational diseases in students of music schools: malformed skills, lack of capacity of physical health and functional reserves of adaptation of the organism, the investigation of infectious diseases, inhalation of hot or cold air, etc. a Selected group of occupational diseases, the most common students of the Conservatory.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных заболеваний как существующей реальности и внутреннего фактора к формированию здоровьесберегающих компетенций в стратегиях жизни студентов музыкальных вузов»

УДК 378.037

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ КАК СУЩЕСТВУЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО ФАКТОРА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СТРАТЕГИЯХ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗОВ

М.А. Коняева

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» г. Саратов, Россия

Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ состояния здоровья студентов 1—3-х курсов Саратовской государственной консерватории, обучавшихся в период с 2012 по 2015 годы. Прослежена динамика развития профессиональных заболеваний у музыкантов от 1 до 3-го курса. Сделан вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков. Установлены причины возникновения и развития профессиональных заболеваний у студентов музыкальных вузов: неправильно сформированными профессиональными навыками, недостаточным потенциалом соматического здоровья и морфофункциональных резервов адаптации организма, следствие перенесенных инфекционных заболеваний, вдыхание горячего или холодного воздуха и др. Выделены группы профессиональных заболеваний, наиболее часто встречающиеся у студентов консерватории.

Ключевые слова: профессиональные заболевания, переутомление, здоровье, опорно-двигательный аппарат, мышцы.

Профессиональные заболевания лиц музыкальных профессий встречаются не так редко, как принято считать. По данным статистики во всем мире около 90% музыкантов имеют профессиональные заболевания. Известны имена выдающихся музыкантов, страдавших профессиональными заболеваниями рук: С. Рахманинов, А. Тосканини, С. Танеев, Т. Нейгауз, С. Скрябин и другие. От профессиональной болезни музыкантов страдал Роберт Шуман, что заставило его прекратить игру на рояле и сосредоточиться на сочинении музыки [2].

В конце XIX века из-за болезни рук у пианистов, которые стали настолько частыми, музыканты практически пересмотрели основы методики преподавания. В современной реальности актуальность решения этой проблемы так же существует. С целью изучения профессиональных заболеваний

музыкантов, способов их лечения и профилактики в Берлине создан Институт здравоохранения музыкантов. В России исследованиями профессиональных заболеваний музыкантов занимается всего одна организация — Благотворительный фонд Владимира Спивакова.

Как следствие профессиональных заболеваний напряжённая профессиональная деятельность часто вызывает состояние перенапряжения и даже переутомления. Неправильно сформированные профессиональные навыки, недостаточный потенциал соматического здоровья и морфофункциональных резервов адаптации организма могут стать причиной снижения профессиональной работоспособности, повреждения и травм, профессиональных болезней. Представители искусства не обращают внимания на появляющиеся болевые дискомфортные

—--—-

~ 77 ~

—--—

состояния из-за высокого уровня мотивации достижения успеха, творческой доминанты, умения заставить себя самозабвенно работать, тем самым усугубляя эти заболевания. (Е.Н. Тронькова, 1967; В.Г. Алабин, А.Я. Мулла-гильдина, 1991; М.П. Га-личаев, 1996; В. Майоров, С. Тац, 1996 и др.).

Традиционно считающиеся профессиональным заболеванием у музыкантов «переигранные руки» стремительно выходят за рамки этой профессии. В связи с поголовной компьютеризацией человечества, «напряжением игрового аппарата» страдают и люди, проводящие много времени за игрой другого рода. До сих пор еще не решены основополагающие вопросы воспитания двигательного аппарата молодых музыкантов, хотя музыкальное исполнительство существует уже не одно столетие. Причина такого положения дел не в недостатках теоретических и практических данных, накопленных за это время, а в ограниченности, противоречивости и часто, однобокости выводов из них. У множества молодых музыкантов из-за неполадок в двигательном аппарате наблюдается замедленный технический рост, возникают профессиональные заболевания. От профессиональных заболеваний обычно не умирают, но болеют, страдают, мучаются, становятся инвалидами, теряют работоспособность. Проблемой научного обоснования работы двигательного аппарата вынуждены были заниматься и врачи, и физиологи, и музыканты в связи с большим числом различных неполадок в работе рук и профессиональных заболеваний у музыкантов.

Ф.А. Штейнгаузен (1859—1910 гг.), немецкий врач, исследователь в области физиологии движения рук музыкантов, внес большой вклад для научного обоснования игровых движений. Он определил, что движение рук — есть прежде всего психический процесс, то есть работа центральной нервной системы. И так же отмечал, что если артисты и владеют настоящей техникой, они все-таки не в состоянии передавать свою технику молодому поколению, что методов преподавания почти столько же, сколько пианистов, и ни один из этих методов не смог до сих пор добиться всеобщего признания. Он определил основу развития техники — ощущения, одно из наиболее важных положений Штейнгаузена Он писал: «ощущения, непре-

рывно несущиеся к центральной нервной системе, сообщают там о состоянии движения и этим дают возможность непрерывно наблюдать и исправлять движения» [5].

Даже в специальной литературе, несмотря на успехи в области фортепианной педагогики, вопрос о предупреждении профессиональных заболеваний почти совсем не изучен и мало разработан. Профессор В.А. Хорошко пишет: «больных с заболеваниями мышц очень много, а между тем врачи знают о заболевании мышц чрезвычайно мало и недостаточно». Подтверждение этому найдено и у доктора В.С. Марсовой: «и в этом нет ничего удивительного, так как даже в больших фундаментальных учебниках, трактующих о заболеваниях двигательного аппарата, под органами движения подразумевается обычно главным образом костный аппарат; на долю же мышц приходится последнее и скромное место» [1].

Лабильностью нервных процессов, их способностью к быстрым изменениям обуславливается в значительной мере быстрота движения пальцев, кисти, перестройка всего аппарата в зависимости от характера произведения. Эта лабильность в процессе тренировки увеличивается (до определенного предела), причем, ведущие звенья нервно-мышечного аппарата подтягивают отстающие. В результате чего, вся система настраивается на общий, более высокий ритм. Понижение лабильности двигательного аппарата и неблагоприятно сказаться на выполнении движений может вызвать резкое повышение этого ритма. «Всякий возбуждающий нерв, — пишет А. А. Ухтомский, — может превратиться в тормозящий по отношению к своему концевому аппарату (нервные окончания, находящиеся в мышце), если этот нерв посылает к нему сильные и, вместе с тем, довольно частые возбуждения...» [4].

В 72% случаев профессиональные заболевания встречаются у лиц моложе 25 лет, особенно часто в возрасте 18—23 лет и редко встречаются у музыкантов в возрасте старше 30 лет [2; 3].

Первые шаги на профессиональной сцене, как правило, совпадают с периодом учебы в музыкальном училище, в консерватории. Это тот самый возрастной уровень, когда оркестранты, камерные исполнители, солисты овладевают необходимой для

—--—-

~ 78 ~

профессиональной деятельности техникой своего инструмента, голоса и вступают на профессиональную сцену. Можно сделать вывод, что профессиональные заболевания в массе падают на стадию формирования личности музыканта, иными словами, на период развития исполнительских и творческих навыков. Однако, несмотря на молодой возраст, время занятий музыкой у 82% больных профессиональными заболеваниями превышал 10 лет, а у 40% — 15 лет, так как музыканты обычно начинают играть с 4—6 лет [2].

Проведенный нами анализ состояния здоровья студентов, поступивших и обучавшихся в Саратовской консерватории в 2012—2015 годах, характеризуется следующими показателями: — количество студентов, зачисленных в специальную медицинскую группу в разные годы достигало 38,5%. Среди студентов заболевания опорно-двигательного аппарата стоят на первом месте (сколиоз) от 86,5% до 93,7%; заболевания рук (дискине-зия, болезнь Рейно, синдром кистевого туннеля, невромиозит) от 2,3% до 16,8%; мышечные заболевания (мышечная невралгия, статическая контрактура мышцы, мышечный спазм) от 4,7% до

Картина по некоторым профессиональным заболеваниям у студентов 3-го курса отлична от карты заболеваний первокурсников и второкурсников. У вокалистов-третьекурсников, согласно медицинским картам, участились заболевания острым ларингитом (32?7%), у 18,6% студентов острая форма ларингита перешла в хроническую.

58,2%; заболевания сосудов (варикозное расширение вен) от 1,5% до 2,6%; органов дыхания от 4,8% до 31,2%, заболевания голосовых связок — 14,5%, стоматит — от 59,9% до 63,8%, заболевания желудочно-ккишечного ттракта — от 17,3% до 45,1%.

Показатели состояние здоровья студентов 2 курса, обучавшихся в СГК в 2012—2015 гг., несколько отличаются от показателей здоровья первокурсников. Первую позицию также занимают заболевания позвоночника (сколиоз) — от 88,4% до 94,7%; заболевания рук — от 2,3% до 18,3%, мышечные заболевания — от 6,8% до 63,8%; заболевание сосудов — от 1,5% до 3,4%; органов дыхания — от 4,8% до 31,2%, заболевания голосовых связок — 8,3% (острый ларингит), 7,9% (хронический ларингит); стоматит — от 24,3% до 57.2%; заболевания желудочно-кишечного тракта — от 26,8% до 46,2%; сердечно-сосудистые заболевания — от 8,3% до 15,6%.

Более наглядно динамику профессиональных заболеваний у студентов 1-го и 2-го курсов можно проследить на диаграмме. Мы взяли максимальные показатели (рис. 1).

Под хроническим ларингитом следует понимать хроническое воспаление слизистой оболочки гортани. Хронический ларингит составляет 8,4% по отношению ко всей патологии ЛОР-органов. Это заболевание очень существенно снижает качество жизни пациентов, причем зачастую страдают аспекты не только медицинского, но и социального

100

80

60

40

20

позвоночник руки мышцы сосуды

органы дыхания голосовые связки стоматит

1 курс

2 курс

Рис. 1. Сравнительные показатели профессиональных заболеваний студентов 1-го и 2-го курсов СГК

0

—--—-

~ 79 ~

—--—

характера. Прежде всего, это часто повторяющиеся и не долеченные острые воспалительные процессы слизистой оболочки гортани. Они чаще всего возникают при наличии хронических очагов воспаления верхних (хронический ринит, синусит, искривление перегородки носа, тонзиллит, фарингит) и нижележащих дыхательных путей (трахеит, бронхит, пневмония). Это также следствие перенесенных инфекционных заболеваний, вдыхание горячего или холодного воздуха и других местно-раздражающих факторов, среди которых значительную роль играют профессиональные вредности (химические раздражающие вещества, пыль, пары, газы, сухость воздуха), резкие температурные колебания, злоупотребление алкогольными напитками.

Таким образом, наиболее частыми причинами хронического ларингита являются:

— вирусы гриппа, парагриппа, аденовирусы, возбудители коклюша, кори, дифтерии, туберкулеза, стрептококки, стафилококки — самые частые инфекционные агенты, выявляемые при ларингите;

— нарушение носового дыхания из-за частого насморка, полипов носа, искривления носовой перегородки приводит к сухости, переохлаждению гортани, так как человек дышит через рот. Профессиональные факторы, связанные с перепадом температуры окружающего воздуха, способствуют развитию воспаления;

— высокая нагрузка на голосовые связки у людей «говорящих» профессий (педагоги, лекторы, дикторы, певцы) вызывает раздражение слизистой оболочки, воспаление при наличии инфекции;

— любые длительные болезни снижают защитные силы организма, что сказывается на склонности к простудам, заболеваниям носоглотки.

В группу риска попадают представители «го-лосо-речевых» профессий — педагоги, певцы, дикторы.

Среди третьекурсников участились заболевания бронхитом — вокалисты, музыковеды и студенты, играющие на духовых и ударных инструментах — от 22,1% до 43,8%, трахеитом (вокалисты) — 17,5%. Заболевания желудочно-кишечного тракта так же участились — 35,8% (вокалисты), 38,9% (баян, щипковые инструменты), 54,7% (ху-

дожественное руководство оркестром). Первое место, все так же как и у студентов 1-го и 2-го курсов, отведено заболеванию позвоночника — сколиоз (от 91,2% до 96,2%). У пианистов активно развиваются различные заболевания рук и мышечные заболевания: дискинезия — 22,9%, невромиозит — 9,4%, болезнь Рейно — 5,8%, мышечная невралгия — 64,3%, мышечный спазм — 73,8%.

Мышечная скованность или спазмы в мышцах рук могут быть вызваны недостатком питания, чрезмерными тренировками, стрессом или повреждением нерва. Спазмированная мышца пережимает нервные волокна и кровеносные сосуды, в результате чего нарушается питание и энергоинформационный обмен, как в тканях самой мышцы, так и во внутренних органах, питание и иннервация (связь) которых осуществляется пережатыми сосудами и нервами.

Мышечная невралгия — острая боль, возникающая от сдавливания нерва окружающими тканями. Мышечная невралгия может возникнуть в любом возрасте независимо от рода деятельности. Боль в мышцах рук с отеком или воспалениями мышц может возникать у здоровых людей после физической нагрузки. В этих случаях отмечаются припухлость и уплотнение мышц. Боли в мышцах рук при нагрузке характерны для метаболических поражений мышц, таких как недостаточность карнитинпальмитилтрансферазы или миоаденилат-деаминазы; недостаток ферментов, участвующих в гликолизе, наиболее часто сопровождается развитием контрактур. У большинства больных с жалобами на боли в мышцах рук, возникающие во время или после нагрузок, не выявляют четких патологических изменений.

Наблюдаются у третьекурсников и заболевания сердечно-сосудистой системы: струнные — 18,9%, духовые и ударные — 19,3%, художественное руководство оркестром — 23,6%.

Уменьшились показатели по заболеваемости стоматитом до 24,4% у студентов духовых и ударных инструментов, до 34,5% студентов-музыковедов. По-видимому, студенты научились соблюдать простейшие гигиенические правила содержания и эксплуатации инструментов. В основном у студентов СГК встречаются травматические и грибковые стоматиты.

—--—-

~ 80 ~

—--—

У студентов на 2-м курсе частота заболеваний меньше, чем у тех же студентов на 3-м курсе — статистически достоверно (р < 0,05).

На рисунке 2 графически отражены сравнительные результаты профессиональных заболеваний студентов 2 и 3 курсов.

Статистически достоверен факт развития профессиональных заболеваний у студентов СГК от 1-го до 3-го курса (р < 0,07).

Наглядное представление профессиональных заболеваний у студентов 1-го и 3-го курсов можно проследить на рис. 3.

100

80

60

40

20

Р ■

I!

I ■

li

I I

I

2 курс

3 курс

позвоночник руки мышцы сосуды

органы дыхания

голосовые связки

стоматит

жкт

сс

хронич.ларингит

Рис. 2. Сравнительные показатели профессиональных заболеваний у студентов от 2-го до 3-го курсов СГК

100 80 60 40

20

1 курс

3 курс

позвоночник сосуды стоматит хронич. ларингит

руки

органы дыхания жкт

мышцы

голосовые связки сс

Рис. 3. Сравнительные показатели профессиональных заболеваний студентов 1-го и 3-го курсов СГК

Таким образом, исходя из проведенного анализа медицинских карточек студентов Саратовской консерватории с 1-го по 3-й курсы, мы констатируем увеличение профессиональных заболеваний и расширение карты самих болезней. Так, к треть-

ему курсу у студентов появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой, увеличивается количество студентов с заболеванием «хронический ларингит».

0

0

—--—

~ 81 ~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—■--—

ЛИТЕРАТУРА

1. Марсова В.С. Заболевания мышц, имеющие в основе расстройства функции сокращения. М.-Л., Биомедгиз, 1935.

2. Пронькова Е.Н. Клиника, лечение и профилактика профессиональных заболеваний рук у музыкантов: Автореф. ... канд. мед. наук. М., 1967.

3. Струве Б.А. Профилактика профессиональных заболеваний (смычковая группа). Л.: Музыка, 1985.

4. Ухтомский А. Учение о доминанте. Собрание сочинений. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1935.

5. Штейнгаузен Ф.А. Физиология ведения смычка. М.: Музторг, 1930.

THE STUDY OF OCCUPATIONAL DISEASES AS THE EXISTING REALITY AND INTERNAL FACTORS TO THE FORMATION OF HEALTH-SAVING COMPETENCE IN THE LIFE STRATEGIES OF STUDENTS OF MUSIC SCHOOLS

M.A. Konyaeva

Saratov state conservatory named after L. V. Sobinov Saratov, Russia

Annotation. The article provides a comparative analysis of the state of health of students of 1—3 courses of the Saratov State Conservatory, studied in the period from 2012 to 2015. The dynamics of development of occupational diseases in musicians from 1 to 3-th course. It is concluded that occupational disease in the mass falling on the stage of the formation of the musician's personality, in other words, the period of development of performing and creative skills. The causes of occurrence and development of occupational diseases in students of music schools: malformed skills, lack of capacity of physical health and functional reserves of adaptation of the organism, the investigation of infectious diseases, inhalation of hot or cold air, etc. a Selected group of occupational diseases, the most common students of the Conservatory.

Key words: occupational diseases, overwork, health, musculoskeletal system, muscles.

REFERENCES

1. Mars V.S. Muscle diseases with the basis reduction function disorders. Moscow; Leningrad, Biomedgiz, 1935.

2. Pron'kova E.N. Clinic, treatment and prevention of occupational diseases of hands in musicians: Avtoref. kand. med. naul. Moscow, 1967.

3. Struve B.A. Prevention of occupational diseases (bowed). Leningrad, Music, 1985, p. 60.

4. Ukhtomskiy A. Teaching about dominante. Leningrad, LSU, 1935.

5. Shtejngauzen f.A. Physiology reference text of the bow. Moscow, Muztorg, 1930.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.