Научная статья на тему 'Исследование профессиональных компетенций классного руководителя в современной китайской школе'

Исследование профессиональных компетенций классного руководителя в современной китайской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классный руководитель / профессиональные компетенции / современная образовательная система / педагогические навыки / коммуникативные навыки / саморазвитие / профессиональный рост / class teacher / professional competences / modern educational system / pedagogical skills / communicative skills / self-development / professional growth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуй Чжан

В статье рассматриваются ключевые компетенции, необходимые классному руководителю в современной китайской школе для эффективного выполнения своих образовательных и воспитательных функций. Автором анализируются результаты опросов, проведенных среди классных руководителей с целью выявления наиболее значимых и трудных аспектов их работы. Исследование охватывает широкий спектр компетенций, включая педагогические знания, организационные и коммуникативные навыки, умение работать с информацией, этические и профессиональные стандарты, а также способность к саморазвитию и профессиональному росту. Результаты исследования предоставляют ценную информацию для разработки стратегий по совершенствованию образовательных методик и стимулированию профессионального роста классных руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуй Чжан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of the professional competencies of class teachers in modern Chinese schools

This article explores the key competencies necessary for class teachers in modern Chinese schools to effectively perform their educational and teaching functions. The author analyses the results of surveys conducted among class teachers to identify the most significant and difficult aspects of their work. The study covers a wide range of competencies, including pedagogical knowledge, organizational and communication skills, information handling skills, ethical and professional standards, and the ability for self-development and professional growth. The results of the study provide valuable information for developing strategies to improve educational practices and stimulate professional growth of class teachers.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональных компетенций классного руководителя в современной китайской школе»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 315 — 322. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):315 — 322.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 37.062

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-315-322 NIION: 2007-0062-1/24-049

EDN: https://elibrary.ru/SGMXOH MOSURED: 77/27-004-2024-01-249

Исследование профессиональных компетенций классного руководителя в современной китайской школе

Жуй Чжан

Санкт-Петербургский государственный университет,

Санкт-Петербург, Россия, zhangrui0703@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые компетенции, необходимые классному руководителю в современной китайской школе для эффективного выполнения своих образовательных и воспитательных функций. Автором анализируются результаты опросов, проведенных среди классных руководителей с целью выявления наиболее значимых и трудных аспектов их работы. Исследование охватывает широкий спектр компетенций, включая педагогические знания, организационные и коммуникативные навыки, умение работать с информацией, этические и профессиональные стандарты, а также способность к саморазвитию и профессиональному росту. Результаты исследования предоставляют ценную информацию для разработки стратегий по совершенствованию образовательных методик и стимулированию профессионального роста классных руководителей.

Ключевые слова: классный руководитель, профессиональные компетенции, современная образовательная система, педагогические навыки, коммуникативные навыки, саморазвитие, профессиональный рост

Для цитирования: Чжан Ж. Исследование профессиональных компетенций классного руководителя в современной китайской школе // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 31 5 — 322. https://doi.org/10.2441 2/ 2073-3305-2024-1-315-322. EDN: https://elibrary.ru/SGMXOH.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

A study of the professional competencies of class teachers in modern Chinese schools

Rui Zhang

St. Petersburg State University, St. Petersburg,

Russia, zhangrui0703@mail.ru

Abstract. This article explores the key competencies necessary for class teachers in modern Chinese schools to effectively perform their educational and teaching functions. The author analyses the results of surveys conducted among class teachers to identify the most significant and difficult aspects of their work. The study covers a wide range of competencies, including pedagogical knowledge, organizational and communication skills, information handling skills, ethical and professional standards, and the ability for self-development and professional growth. The results of the study provide valuable information for developing strategies to improve educational practices and stimulate professional growth of class teachers.

Keywords: class teacher, professional competences, modern educational system, pedagogical skills, communicative skills, self-development, professional growth

For citation: Zhang R. A study of the professional competencies of class teachers in modern Chinese schools // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):315 — 322. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-315-322. EDN: https://elibrary.ru/SGMXOH.

© Чжан Ж., 2024

Введение

В современном образовательном пространстве Китая роль классного руководителя выходит за рамки традиционного педагогического взаимодействия, требуя от специалистов не только глубоких знаний в области обучения и воспитания, но и развития комплекса профессиональных компетенций. Эти компетенции охватывают широкий спектр навыков, начиная от организационных и коммуникативных до этических и способности к саморазвитию [4]. Важность исследования данных аспектов обусловлена необходимостью адаптации образовательной системы к быстро меняющимся социально-экономическим условиям и технологическому прогрессу [5]. Цель данной статьи — выявить и проанализировать ключевые компетенции, которыми должен обладать классный руководитель в современной китайской школе, для обеспечения эффективного учебно-воспитательного процесса и развития потенциала каждого ученика.

Определение ключевых компетенций классного руководителя является сложной задачей, требующей анализа как теоретических, так и практических аспектов их деятельности [2]. В рамках данного исследования рассматриваются следующие ключевые компетенции классного руководителя:

■ педагогические знания включают в себя знание основных педагогических концепций, методов обучения и воспитания, а также способность их успешно применять в практике классного руководителя;

■ организационные навыки. Эта компетенция включает способность эффективно планировать и координировать образовательные мероприятия, управлять классным процессом и взаимодействовать с родителями [9];

■ коммуникативные навыки. Важной частью работы классного руководителя является общение с учащимися, родителями и коллегами. Компетенция в области коммуникации включает навыки эффективного обмена информацией и умение разрешать конфликты;

■ информационные навыки. С учетом современных технологических требований классные руководители должны обладать навыками работы с информацией и использования образовательных ресурсов [10];

■ этические и профессиональные нормы. Классные руководители должны соблюдать этические стандарты в работе с учащимися, родителями и коллегами [7]. Это вклю-

чает в себя соблюдение конфиденциальности и профессиональную этику;

■ саморазвитие и профессиональный рост [6]. Для эффективной работы в сфере образования классные руководители должны стремиться к постоянному обучению и совершенствованию своих компетенций.

Определение и анализ этих ключевых компетенций классного руководителя поможет не только в диагностике их профессиональных навыков, но и в разработке стратегий для улучшения образовательных практик и стимулирования профессионального роста этой важной категории педагогических работников.

Основная часть

Нами проведены опросы классных руководителей школ в Китае. Опрошено 130 классных руководителей в десяти средних школах, а также шесть школьных руководителей государственных и частных школ. Собранные анкеты были систематически подсчитаны и проанализированы с использованием SPSS 2.0.

Для выявления того, какие аспекты деятельности и решаемые задачи оцениваются китайскими классными руководителями как наиболее сложные и трудозатратные, нами был проведен опрос среди классных руководителей, один из вопросов которого был: «С какими конкретными трудностями вы сталкиваетесь в работе классного руководителя в настоящее время?» (табл. 1).

Такого рода вопрос позволяет получить прямые ответы о характере проблем, которые вынуждены решать классные руководители, и то, как они с ними справляются, тем самым помогая диагностировать их профессиональную компетентность [1].

Анализ данных опроса показывает, что наиболее частыми трудностями являются:

■ мотивация учеников к усердию и хорошему поведению (64 человека, или 49,23%);

■ работа с детьми, испытывающими эмоциональные или поведенческие проблемы (60 человек, или 46,15%);

■ стимулирование и поддержка творческих инициатив учеников (54 человека, или 41,54%).

Эти результаты указывают на то, что наибольшие трудности классных руководителей связаны с мотивацией и поведением учеников, а также с работой с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы [8].

Таблица 1. Ответы на вопрос анкеты «С какими конкретными трудностями вы сталкиваетесь в работе классного руководителя в настоящее время?»

Вариант Трудность Количество ответов Соотношение ответов, %

A Разрешение конфликтов в классе 46 35,38

B Мотивация учеников к усердию и хорошему поведению 64 49,23

C Подготовка и проведение воспитательных мероприятий в классе 30 23,08

D Общение и взаимодействие с родителями 50 38,46

E Организация учебного процесса в классе и контроль успеваемости учеников 44 33,85

F Работа с учениками с разным уровнем способностей 36 27,69

G Разработка индивидуальных планов работы с учениками, нуждающимися в дополнительной поддержке 36 27,69

H Подготовка и проведение родительских собраний, консультаций и встреч 16 12,31

I Стимулирование и поддержка творческих инициатив учеников 54 41,54

J Работа с детьми, испытывающими эмоциональные или поведенческие проблемы 60 46,15

K Взаимодействие с другими учителями и специалистами школы по вопросам работы с классом 18 13,85

В то же время менее значительными трудно- Для выявления компетенций, которые помо-

стями оказались организация воспитательных гают справиться с трудностями, были предло-

мероприятий, взаимодействие с коллегами и жены вопросы, которые помогают диагностиро-

проведение родительских собраний. вать профессиональную компетентность (табл. 2).

Таблица 2. Ответы на вопрос анкеты «Какие навыки, на ваш взгляд, необходимы для эффективного выполнения обязанностей классного руководителя?»

Навык Количество ответов Соотношение ответов, %

Управление классом и развитие его потенциала 106 81,54

Организационные навыки 100 76,92

Способность координировать различные отношения 106 81,54

Способность справляться с неожиданными ситуациями 104 80,00

Навыки психологического консультирования 64 49,23

Умение контролировать свои эмоции 88 67,69

Навыки организации семейного образования 62 47,69

Умение рефлексировать и анализировать 68 52,31

Способность оценивать все стороны развития учащегося 80 61,54

Умение проводить тематические классные собрания и организовывать морально-воспитательные, культурные и спортивные мероприятия 46 35,38

Анализ данных опроса, оценивающего важные навыки для классных руководителей, позволяет сделать ряд ключевых выводов. Наиболее значимыми навыками, по мнению респондентов, являются «Управление классом и развитие его потенциала» и «Способность координировать различные отношения», каждый из которых был выбран 106 респондентами (81,54%). Это подчеркивает, что эффективное управление классом и умение работать с разнообразными отношениями в образовательном контексте считаются критически важными. Высоко ценится и «Способность справляться с неожиданными ситуациями», выбранная 104 респондентами (80%), что отражает важность гибкости и адаптивности в образовательной среде.

С другой стороны, «Навыки психологического консультирования» и «Навыки организации семейного образования» были отмечены

64 (49,23%) и 62 (47,69%) соответственно. Это может указывать на потребность в усилении подготовки учителей в этих областях. Навык «Умение проводить тематические классные собрания и организовывать морально-воспитательные, культурные и спортивные мероприятия» оказался наименее важным с точки зрения респондентов, получив поддержку только от 46 участников опроса (35,38%), что может отражать менее высокую приоритетность этих задач в текущем образовательном процессе.

В целом результаты опроса подчеркивают необходимость комплексного подхода в подготовке классных руководителей, где особое внимание уделяется развитию управленческих навыков и способности к эффективному взаимодействию в разнообразных образовательных контекстах.

Далее проведем статистический анализ важности навыков классного руководителя (табл. 3).

как важные меньшим числом респондентов —

Таблица 3. Статистический анализ важности навыков классного руководителя

Показатель Значение

Среднее количество 82,4

Стандартное отклонение количества 21,64

Средняя пропорция, % 63,38

Стандартное отклонение пропорции, % 16,65

Анализ табл. 3 показывает, что среднее количество ответов (82,4) указывает на то, что в среднем каждый навык был отмечен около 82 раз из 130 возможных. Это говорит о высокой степени консенсуса среди респондентов относительно важности различных навыков для классного руководителя. Стандартное отклонение количества (21,64) свидетельствует о некотором разнообразии в ответах. Несмотря на общее согласие относительно важности большинства навыков, есть некоторые навыки, которые были выбраны значительно реже. Средняя пропорция (63,38% ) показывает, что в среднем каждый навык считается важным чуть более чем для двух третей участников опроса. Это подчеркивает общепринятую важность предложенных навыков. Стандартное отклонение пропорции (16,65%) также указывает на наличие различий в оценках важности разных навыков. Некоторые навыки оцениваются как более важные, в то время как другие — как менее значимые.

В целом результаты подтверждают, что большинство предложенных навыков считаются важ-

ными для работы классного руководителя, но также выявляют определенные различия в степени их важности.

С целью выявить ключевые компетенции классных руководителей был проведен соответствующий опрос. На рис. 1 представлены результаты опроса, направленного на выявление ключевых компетенций, необходимых для заведующих образовательными учреждениями. Респондентам, являющимся специалистами в области образования, было предложено оценить ряд компетенций, которые они считают наиболее важными для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Из представленных данных видно, что «Организационные и управленческие навыки» являются наиболее высоко ценимыми компетенциями среди респондентов, 76,92% участников указали на них. Наименее значимой компетенцией считается «Способность к психологическому консультированию учащихся», ее выделили 30,77% респондентов.

Рис. 1. Ключевые компетенции классных руководителей

Далее проведем анализ зависимости ключевых компетенций классных руководителей от пола, возраста, образования и стажа работы, используя статистические методы, такие как корреляционный анализ или анализ дисперсии (ЛМОУЛ). Корреляционный анализ поможет оце-

нить взаимосвязи между демографическими переменными и компетенциями. Анализ дисперсии (ЛМОУЛ) поможет определить, есть ли статистически значимые различия в компетенциях между разными группами по полу, возрасту, образованию или стажу работы.

Рис. 2. Корреляция между стажем работы классных руководителей и их ключевыми компетенциями

Положительные значения коэффициентов корреляции означают, что с увеличением стажа повышается уровень данной компетенции, в то время как отрицательные значения указывают на обратную тенденцию. Высокий положитель-

ный коэффициент корреляции для «Психологического консультирования» (0,25) свидетельствует о том, что классные руководители с большим стажем работы имеют тенденцию быть более компетентными в этой области.

Тем не менее, большинство коэффициентов корреляции являются относительно низкими, что говорит о слабой или отсутствующей зависимости между стажем работы и некоторыми ключевыми компетенциями. Это может быть интерпретировано как указание на то, что развитие

этих компетенций не всегда напрямую связано с длительностью профессионального опыта классного руководителя.

Проведем анализ дисперсии (ЛМОУЛ) зависимости ключевых компетенций классных руководителей от пола, возраста и образования (рис. 3).

А1\Ю\/А результаты по полу

0.6

Рис. 3. ЛКОУЛ результаты по полу

График показывает, что для всех компетен- грузкам: р « 0,41. Наиболее близкое к порогу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ций р-значения выше порога статистической зна- значение у компетенции «Психологическое кон-

чимости (обычно 0,05). Организационные навы- сультирование» (р « 0,13). Это говорит о том,

ки: р « 0,20, умение справляться с непредвиден- что в общем нет значительных различий в ком-

ными ситуациями: р « 0,38, устойчивость к на- петенциях между мужчинами и женщинами.

Рис. 4. ЛКОУЛ результаты по образованию

На рис. 4 некоторые компетенции показывают более низкие р-значения, хотя все они все равно остаются выше уровня статистической значимости: коммуникативные навыки: р « 0,11, умение справляться с непредвиденными ситуа-

циями: р « 0,09, психологическое консультирование: р « 0,07.

Отсюда можно сделать вывод, что для всех трех категорий (пол, возраст, образование) р-зна-чения остаются выше 0,05, что указывает на

отсутствие статистически значимых различий в ключевых компетенциях классных руководителей. Это означает, что данные компетенции не зависят от пола, возраста или образования в значительной степени. Однако некоторые компетенции, особенно в категории «по образованию», приближаются к порогу значимости, что может указывать на необходимость дальнейшего исследования в этой области.

Заключение

Исходя из результатов опроса о ключевых компетенциях классного руководителя, следует сделать следующие выводы.

1. Организационные и управленческие навыки. Наивысший процент оценок указывает на то, что эффективное управление и организация являются критически важными навыками для классного руководителя. Необходимо сосредоточиться на развитии навыков планирования, управления временем, координации различных аспектов учебного процесса и принятия решений.

2. Понимание и изучение способностей учащихся. Этот аспект подчеркивает важность индивидуального подхода к ученикам, понимания их потребностей и способностей, а также адаптации учебного процесса для максимального развития каждого школьника.

3. Коммуникативные и презентационные навыки. Важность эффективного общения не может быть недооценена. Это включает в себя не только передачу информации, но и умение слушать, проводить обратную связь, разрешать конфликты и умение вдохновлять и мотивировать учащихся.

4. Умение справляться с непредвиденными обстоятельствами. Гибкость и способность адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам являются ключевыми в динамичной образовательной среде.

5. Психологическое консультирование и устойчивость к нагрузкам. Эти компетенции свидетельствуют о необходимости поддержания психологического здоровья и благополучия как учащихся, так и учителей. Важно развивать навыки поддержки учащихся в трудных ситуациях и умение самостоятельно справляться с профессиональными нагрузками.

В целом эти результаты указывают на то, что в обучении и развитии классных руководителей следует акцентировать внимание на комплексном подходе, включающем управленческие навыки, педагогическую гибкость, коммуникативные способности и психологическую поддержку.

Проведенное исследование ключевых компетенций классного руководителя в современной китайской школе позволило выявить ряд важных аспектов, требующих внимания в процессе подготовки и профессионального развития педагогов. Особое значение имеют организационные и управленческие навыки, умение эффективно взаимодействовать с учащимися, родителями и коллегами, а также способность адаптироваться к неожиданным обстоятельствам и справляться с психологически сложными ситуациями. Результаты исследования показали, что профессиональные компетенции классного руководителя оказывают значительное влияние на качество образовательного процесса и благополучие учащихся, что делает их развитие приоритетной задачей современной образовательной практики в Китае.

Список источников

1. Бо Канглан. Исследование компетентности классных руководителей старших классов общеобразовательных школ в контексте реформы новой учебной программы [D]. Цзянсу: Университет Сучжоу, 2018. (ШШ^.

[D]. яш ■. тм

2018.)

2. Ван Янь, Чжао Чао. Рецензия на исследование компетентности классных руководителей средней школы в Китае / / Форум Ассоциации наук. 2021. № 3. С. 171 — 172. (1^, Ш

ш. [J]. шш,

2021(3):171-172.)

3. Китикарь О.В. Информатизация и циф-ровизация педагогического образования: проблемы и перспективы развития / / Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2023. Том 20, № 1. С. 63—77.

4. Ли Хуа. Изучение роли классного руководителя в новый период / / Журнал Яньбянь-ского педагогического института. 2015. № 6. С. 18—19. шш

- 2015 ^ - ш 6 Щ - ш 18-19 Ж)

5. Модернизация образования в Китае до 2035 г. // ФШШЩМ ftit 2035. 2019. URL: https://www.gov.cn/zhengce/201902/23/content _5367987.htm

6. Тарасов А.Р. Профессиональная деятельность учителя в современной китайской школе в условиях информатизации образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 10 (153). С. 45—51.

7. Хоу Шоу. Как классные руководители способствуют гармонии между учителями-предметниками и учащимися / / Преподавание и менеджмент. 2018. № 5. С. 24—25. Ш

Щ - 2018. -5 Щ -Ш 24-25 Ж)

8. Чжао Цяньсэнь, У Яньтун, Чан Яхуэй. Классный руководитель в институциональной структуре / / Education and Sciences Monthly. 2018. № 4. С. 105—111. (МЖШ, ^.ШЖ^ШЖЩ.

¡№Фюш±е//шщ^т^ятч - 2018 -

Ш 4 Щ - Ш 105-111 Ж)

9. Чэнь Фэнлэй. Роль классного руководителя средней школы в контексте качественного образования // Жизнь и воспитание. 2016. № 1. С. 30. (IMS.

- 2016 ^ - ш 1 Щ - Ш 30 ж)

10. Чэнь Юньлун, Конг На. Challenges and Suggestions for the Digital Transformation of Education in China / / Journal of the Chinese Society of Education. 2023. Vol. 4. Pp. 25—

ШКУ].ФИШШ^1],2023,(04):25-31)

References

1. Bo Kanglan. Research on the competency of ordinary high school class teachers under the background of new curriculum reform [D]. Jiangsu: Suzhou University, 2018.

2. Wang Yan, Zhao Chao. Review of the study of the competence of high school class teachers in China / / Forum of the Association of Sciences. 2021. No. 3. P. 171 — 172.

3. Kitikar O.V. Informatization and digitalization of pedagogical education: problems and prospects for development / / Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Informatization of education. 2023. Vol. 20. No. 1. P. 63—77.

4. Li Hua. Studying the role of the class teacher in the new period // Journal of the Yanbian Pedagogical Institute. 2015. No. 6. P. 18—19.

5. Modernizatio of education in China until 2035 // ÍH^WS/ltíb 2035. 2019. Access mode: https://www.gov.cn/zhengce/201902/23/content _5367987.htm, free.

6. Tarasov A.R. Professional activity of a teacher in a modern Chinese school in the context of informatization of education / / News of the Volgograd State Pedagogical University. 2020. No. 10 (153). P. 45—51.

7. Hao Xiao. How class teachers promote harmony between subject teachers and students // Teaching and Management. 2018. No. 5. P. 24—25.

8. Zhao Qiansen, Wu Yantong, Chang Yahui. Class teacher in an institutional structure // Education and Sciences Monthly. 2018. No. 4. P. 105—111.

9. Chen Fenglei. The role of the class teacher of a secondary school in the context of quality education // Life and Education. 2016. No. 1. P. 30.

10. Chen Yunlong, Kong Na/ Challenges and Suggestions for the Digital Transformation of Education in China // Journal of the Chinese Society of Education. 2023. Vol. 4. P. 25—31.

Информация об авторе

Ж. Чжан — аспирант Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета.

Information about the author R. Zhang — Postgraduate Student of Institute of Pedagogy of St. Petersburg State University.

Статья поступила в редакцию 19.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 19.03.2024.

The article was submitted to the editorial office 1 9.01.2024; approved after review 1 9.02.2024; accepted for publication 19.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.