Научная статья на тему 'Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей'

Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абатуров Иван Александрович

Рассматриваются особенности становления профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей в процессе учебной деятельности в вузе. На основе обобщения экспериментальных данных, содержащихся в исследовании, автором анализируются особенности возникновения и развития профессиональной мотивации у студентов в разные периоды обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF PROFESSIOANAL MOTIVATION OF STUDENTS WITH PEDAGOGICAL MAJORS

The formation aspects of professional motivation within educational activity are observed. The rise and development features of students’ professional motivation in various study periods are analyzed on the basis of research data evaluation and generalization.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей»

УДК 37.001.12/18

И. А. Абатуров

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Рассматриваются особенности становления профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей в процессе учебной деятельности в вузе. На основе обобщения экспериментальных данных, содержащихся в исследовании, автором анализируются особенности возникновения и развития профессиональной мотивации у студентов в разные периоды обучения.

Ключевые слова: мотивация, учебная деятельность, профессиональная деятельность.

Каждые два года по инициативе Европейской ассоциации исследований обучения (EARLI) проводится конференция с международным участием, где обсуждаются проблемы мотивации и диагностики потребностно-мотивационной сферы личности. Распространенная ошибка преподавателей педагогических вузов в том, что они в своей педагогической практике полагаются на тот факт, что студенты пришли учиться по собственной воле и уже поэтому достаточно мотивированы и заинтересованы в изучаемом предмете. Но, как показывает практика, мотивация студентов не самораспаковы-ваемое явление, а результат отношения деятельности к предмету изучения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы понимать, насколько мотивирован студент к деятельности учения. Для того чтобы понимать мотивацию и прогнозировать ее динамику, важно знать о ее состоянии, опираясь на полученные результаты диагностического инструментария.

Проблема мотивации студентов как одна из проблем психологии личности и деятельности достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, Г. С. Су-хобская, Д. Н. Узнадзе, В. В. Давыдов, Б. И. Додо-нов, В. И. Ковалев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, А. Б. Орлов, С. Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П. М. Якобсон, М. Г. Ярошевский, J. Atkinson, D. Birch, K. B. Madsen, J. Nuttin, R. W. Whin и др.).

Мотивация к учебной деятельности - это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Такого рода мотивация может побуждаться разными источниками: внешними (учебными ситуациями), внутренними (потребностью в активности, социальными потребностями, в получении информации), личностными (самоутверждение, успех, удовольствие). Источники мотивов создадут благоприятное отношение к учебной деятельности, если будут включены в нее, т. е. будут ее целью и результатом. Среди мотивации

к учению можно выделить предвидение результатов учения (получу зачет, сдам экзамен, начну разговаривать на иностранном языке и т. п.), предвидимые переживания, которые связаны с результатами учебной деятельности. В структуре мотивов студента важно найти доминирующий, точно действующий и выделить его для него.

Наибольшей силой мотивации к учебной деятельности обладает познавательный интерес, интерес к познанию мира. Создание познавательного интереса у студента связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют структуру, когда вместе интерес, чувство и воля - мощный стимул для учебной деятельности. С возрастом познавательный интерес превращается из неустойчивого в главный. Развитие мотивации заключается в увеличении веса познавательного мотива.

Система мотивации к учебной деятельности студента состоит из следующих частей: сосредоточение внимания на учебной деятельности (осознание смысла деятельности), осознанный выбор мотива (целеполагание), стремление к цели (выполнение учебных действий), стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности действий), самооценка процесса и получившихся результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности) [1]. Цель учебных курсов - создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по нужной дисциплине, способствовать их профессиональному самоопределению и личностной рефлексии.

Внутренним источником мотивации к учебной деятельности является сфера потребностей студентов. Авторы согласны с Г С. Сухобской, что факторами, которые повышают познавательную активность студентов в проблемном обучении, выступают осознание студентами своих возможностей решения проблемных ситуаций и познавательное отношение к проблеме, стимулирующее взвешивание разных вариантов решения по различным критериям (новизны, оригинальности, простоты, практической целесообразности), т. е. обеспечивающее

«полимодальный характер мотивации поисковой деятельности» [2].

В качестве важного условия формирования потребности к учебной деятельности с доминирующей потребностью в знаниях и умениях признается также направленное улучшение условий обучения, в частности включение в содержание обучения теоретических знаний. Просматривается многообразие факторов и условий развития мотивации к учебной деятельности. На первый взгляд эти факторы по влиянию на мотивацию не похожи и показывают различные аспекты обучения и личностные характеристики участников. Поэтому до сих пор актуальна проблема выделения по критериям группы факторов, объясняющих развитие мотивации к учебной деятельности. Одна из таких попыток предпринята

Н. М. Симоновой [3], которая выделила три группы факторов: особенности обучаемого как субъекта учебной деятельности; особенности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса; особенности организации самой учебной деятельности.

По критериям обобщенности влияния факторы развития мотивации к учебной деятельности могут быть представлены в пяти группах. В первую группу входят дидактические (психолого-дидактиче-ские) принципы, которые при реализации позволят целенаправленно развить мотивацию к учению. Вторую группу факторов можно выделить в основании подхода к развитию мотивации к учению: индивидуальный подход - типологический подход - топологический подход (автор В. Ф. Моргун) [4]. В третью группу входят факторы, обусловливающие развитие мотивации к учению средствами реализации в обучении какой-то психолого-педаго-гической теории. В четвертую группу факторов входят психолого-педагогические условия организации учебной деятельности, которые могут иметь место как в традиционном обучении, так и при реализации перечисленных выше подходов к обучению [5]. Пятая группа объединяет субъектные характеристики обучающихся (психические процессы, состояния, свойства личности) и особенности их проявления в деятельности: осознание обучающимся целей, процесса и результатов учебной деятельности, своих способностей.

В перечень факторов, негативно влияющих на развитие мотивов учения, можно включить игнорирование в учебном процессе приведенных выше психолого-дидактических факторов и условий [6].

В исследовании приняли участие 60 студентов трех разных факультетов Томского государственного педагогического университета: экономики и управления (ФЭУ), историко-филологи-

ческого (ИФФ) и физико-математического (ФМФ). Эти факультеты были выбраны не случайно, так как они являются представителями разных профилей: управленческого, гуманитарного и естественного. Изучив учебные программы этих факультетов, было выявлено, что на ФЭУ больше учебных часов (10 908 ч), чем на ИФФ и ФМФ (8 884 ч), этот факт, конечно же, влияет на мотивацию студентов. На общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины на ФЭУ отводится на 300 ч больше, чем на ФМФ и ИФФ. Общепрофессиональные дисциплины студентами ФЭУ также изучаются больше времени (2 500 ч), чем студентами ИФФ и ФМФ (1 600 ч), что, несомненно, влияет на мотивацию студентов.

В качестве диагностики мотивации к профессиональной деятельности была выбрана методика «Удовлетворенность своей профессией» (автор

Н. В. Кузьмина) [7]. Целью данной методики является определение движущих сил (мотивации) профессионального самосовершенствования у конкретного студента. Методика осуществлялась в четыре этапа: на первом этапе студенты отвечали на вопросы по отношению к своей профессии, на втором этапе по форме незаконченных предложений писали о своей профессиональной перспективе. На третьем этапе диагностики отвечали на вопросы, относящиеся к их профессиональной деятельности в настоящий момент, и на четвертом этапе выбирали наиболее подходящее суждение по отношению к досугу и работе.

В таблице представлены результаты по исследованию мотивации к учебной деятельности у 60 студентов разных педагогических специальностей. Графа «поступление» означает мотивы поступления в вуз, графа «реальные» означает реально действующие мотивы учения, графа «профессиональные» означает профессиональные мотивы к учению.

Результаты исследования мотивации к учебной деятельности

Фа- куль- тет Внутрен- няя мотивация учения (максимальный балл 500) Внешняя мотивация учения (максимальный балл 700)

Поступле- ние Ре- аль- ная Про- фессио- нальные По- сту- пле- ние Реаль- ная Про- фессио- нальные

ФЭУ 356 350 346 278 480 581

ИФФ 348 345 345 260 460 520

ФМФ 327 320 323 254 453 498

Как видно из таблицы, у студентов факультета экономики и управления самый высокий показатель мотивации к учебной деятельности: 70,2 % внутренняя мотивация и 63,8 % внешняя мотивация. У студентов историко-филологического факультета 69,2 % внутренняя мотивация и 59,1 % внешняя мотивация. Самый низкий показатель у студентов физико-математического факультета: 64,6 % внутренняя мотивация и 57,4 % внешняя мотивация.

Мотивация студентов факультета экономики и управления к учебной и профессиональной деятельности выше, чем у студентов физико-математического и историко-филологического факультетов. Можно предположить, что лучшие результаты студентов ФЭУ связаны с влиянием направления обучения и самой учебной программой на мотивацию студентов. На ФЭУ предусмотрено больше часов (10 908 ч), чем на ИфФ и ФМФ (8 884 часа), большой уклон делается на общепрофессиональные дисциплины (2 500 ч), что дает результат на лучшую мотивацию студентов к своей профессиональной деятельности и мотивацию к учебной деятельности. Если опираться на результаты диагностики, то можно сказать, что программа обучения влияет на мотивацию студентов к учебной и профессиональной деятельности.

Качество профессиональной подготовки педагога во многом зависит от внутренней образовательной мотивации человека, от его потребностей в новых знаниях, новой информации. В данной работе диагностировалась мотивация студентов в период профессионального обучения. Цель исследования - показать, как направления обучения воздействуют на процесс мотивации

студентов, - достигалась решением конкретных задач.

При решении первой задачи (рассмотрение проблемы мотивации студентов) выяснилось, что она включает мотивы к учебной и профессиональной деятельности. Профессиональное становление охватывает продолжительный период жизни человека, в течение которого меняются его жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. В ходе решения второй задачи (рассмотрение специфики учебных программ по педагогическим специальностям) было выявлено, что наполнение учебных программ, возможно, влияет на мотивацию к профессиональной и учебной деятельности.

Результаты исследования мотивации к профессиональной деятельности позволяют сделать вывод, что самый высокий показатель у студентов факультета экономики и управления - 13 человек из 25, средний показатель у студентов физико-математического факультета - 10 из 25 человек, самый низкий показатель у студентов историко-филологического факультета - 7 из 25 человек.

Гипотеза исследования заключалась в том, что программа обучения воздействует на процесс формирования мотивационной сферы студентов. С целью проверки гипотезы были проанализированы учебные программы студентов разных направлений обучения и результаты проведенной диагностики. В итоге получилось, что максимальный результат показали студенты факультета экономики и управления. Если опираться на эти выводы, то можно предположить, что гипотеза исследования подтвердилась.

Список литературы

1. Бакшаева H. A. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 24 с.

2. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. 2-е изд. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.

3. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm.

4. Горб В. Г. Педагогический мониторинг развития учебных групп в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. № 5. С. 31-36.

5. Винниченко Н. Л. Модель воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2. С. 21-25.

6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.

7. Вторина Е. В. Инновационные подходы к развитию системы дополнительного профессионального образования в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7. С. 56-61.

Абатуров И. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: tskquest@gmail.com

Материал поступил в редакцию 19.11.2013.

I. A. Abaturov

THE RESEARCH OF PROFESSIOANAL MOTIVATION OF STUDENTS WITH PEDAGOGICAL MAJORS

The formation aspects of professional motivation within educational activity are observed. The rise and development features of students’ professional motivation in various study periods are analyzed on the basis of research data evaluation and generalization.

Key words: motivation, educational activity, professional activity.

References

1. Bakshaeva N. A. The development of cognitive and professional motivation of pedagogical university students in context education. Abstract of thesis cand. ped.sci. Moscow, 1997. 24 p. (in Russian).

2. Vilenskiy V. Y., Obraztsov P. I., Uman A. I. Technologies of specialization-centered training in higher education. 2nd ed. Edited by V. A. Slastenin.

Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2005. 192 p. (in Russian).

3. Zimnyaya I. A. Individual's general behavior and social and professional knowledge. Online magazine “Eidos”. 2006, May 4th. URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0504.htm.

4. Gorb V. G. Pedagogical monitoring of university study group development. Education standards and monitoring, 2005, no. 5, pp. 31-36 (in Russian).

5. Vinnichenko N. L. Training activity concepts of pedagogical university students within the process of professional education. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2007, vol. 2, pp. 21-25 (in Russian).

6. Il'in E. P. Motivation and motives. Saint Petersburg, 2006. 512 p. (in Russian).

7. Vtorina E. V. Innovative approaches to the development of the academical supplementary professional education system. Tomsk State

Pedagogical University Bulletin, 2007, vol. 7, pp. 56-61 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: tskquest@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.