Научная статья на тему 'Исследование профессионального целеполагания у студентов педагогического университета'

Исследование профессионального целеполагания у студентов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зобнина Т. В.

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования профессионального целеполагания у студентов педагогического университета, позволяющие проанализировать динамику формирования профессиональных целей у будущих педагогов за период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование профессионального целеполагания у студентов педагогического университета»

2. Болотов, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.

3. Корвяков, В.А. Формирование самообразовательной деятельности студента: монография / В.А. Корвяков. - М.: Университетская книга, 2006. - 140 с.

4. Соколова, Л.Б. К проблеме взаимосвязи культуры и образования/ Л.Б. Соколова. // Теоретические аспекты образования- Оренбург: 1994.- С. 21-26.

5. Флоренский, П.А. Культ, религия, культура: Богословские труды. / П.А. Флоренский -М.: 1987.

6. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды./ Г.П. Щедровицкий. -М.: 1995.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Зобнина Т.В.,

кандидат психологических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет г. Шуя, Россия

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования профессионального целе-полагания у студентов педагогического университета, позволяющие проанализировать динамику формирования профессиональных целей у будущих педагогов за период обучения в вузе.

Цели как представляемые конечные и промежуточные результаты деятельности побуждают, мобилизуют, направляют волю и поведение людей, способность к целеполаганию имеет большое значение в самодвижении человека к высокому профессионализму.

В своей профессиональной деятельности люди в зависимости от возраста, самооценки, мировоззрения и т.д. ставят перед собой разные цели. Диапазон значимости этих целей может быть очень широк: от минимально требуемых в труде результатов до максимально полного самовыражения в деятельности. Для человека, с позиций психологической науки, очень важно ставить перед собой высокие цели и оценивать себя с точки зрения их реализации; в таком случае жизнь его наполняется большей осмысленностью, а сам он приобретает дополнительную мотивацию для саморазвития.

Формируются профессиональные цели еще до начала самостоятельной профессиональной деятельности, в период профессионального обучения человека. Прогнозирование профессиональной деятельности у студентов в определённой мере затруднено, поскольку многие из них не имеют ясного представления о перспективах возможного трудоустройства после окончания вуза, об условиях и организации предстоящего труда. Вместе с тем изучение формирующихся у студентов профессиональных целей как ведущего компонента мотивационной сферы личности является, безусловно, важной задачей исследования динамики их профессионального развития.

Для выявления особенностей профессионального целеполагания у будущих педагогов нами было проведено лонгитюдное исследование со студентами разных факультетов Шуйского государственного педагогического университета (численность выборочной совокупности составила 100 человек). Было выполнено три диагностических среза: на первом, третьем и пятом курсах обучения студентов в вузе. В ходе исследования студентам предлагалось наметить далёкие и близкие цели будущей профессиональной деятельности и оценить по десятибалльной шкале вероятность их достижения с учётом различного рода возможных помех на пути к намеченным ориентирам.

Исследование показало, что диапазон целей, формулируемых первокурсниками педагогического вуза, достаточно широк. Это и «приобщение учащихся к накопленным знаниям», и «нахождение взаимопонимания с учениками», и «установление хороших отношений с коллегами по работе», и «стремление добиться уважения и признания со стороны окружающих», и «творческая самореализация в профессии», и «достижение педагогического мастерства». Безусловно, широкий круг устремлений студентов - важный источник их личностно-профессионального развития.

Анализируя результаты проведенного исследования, мы отметили у студентов 1-х курсов высокую частоту встречаемости цели, связанной с получением высшего образования (31,6%). Этот факт мы сочли неслучайным, поскольку учебно-профессиональная деятельность является ведущим видом деятельности студентов, успешность которой в итоге подтверждается получением ди-

плома о высшем образовании. В ходе дальнейшего исследования нами было отмечено снижение частоты встречаемости данной цели и одновременное увеличение вероятности ее достижения, что объясняется, очевидно, произошедшей у студентов адаптацией к условиям вузовского обучения, сформировавшимися навыками самостоятельной учебной деятельности.

Обратило на себя внимание и стремление студентов к достижению профессионального мастерства, отмеченное уже у первокурсников. Так, 43,8% из них поставили эту цель на первое место, на последующих курсах частота ее встречаемости была по-прежнему высока. Выявленная практически у каждого второго студента ориентация на достижение высоких результатов в профессии явилась основанием для вывода о присущем им стремлении к самореализации. Высокая оценка студентами вероятности достижения данной цели (8,2 балла) отразила их уверенность в преодолении возможных на пути к ней препятствий.

О том, что студенты-педагоги уже с начала обучения в вузе беспокоятся о трудоустройстве после его окончания, свидетельствует высокая частота встречаемости соответствующей цели, причем от 1-го к 5-му курсу ее показатели возрастают (22,4% - 26%). Одновременное снижение вероятности достижения этой цели (8,2 балла - 7,6 балла) говорит о больших проблемах, встающих перед выпускниками педвуза при устройстве на работу после окончания вуза. Многие из них не связывают свою жизнь с педагогической деятельностью по причине большой нагрузки педагогов, низкого уровня оплаты их труда.

Оптимистичным на этом фоне выглядит то, что многие студенты желают развиваться дальше, хотят реализовать в жизни свой творческий потенциал. Об этом говорит увеличение частоты встречаемости целей, связанных со стремлением к познанию, с самосовершенствованием, которое было отмечено нами на всех факультетах педвуза. Возрастание частоты встречаемости было выявлено также и в отношении целей, связанных с формированием у учащихся системы знаний и умений, с достижением взаимопонимания с будущими учениками и коллегами, что свидетельствует о выделении студентами этих задач как наиболее важных в педагогической деятельности.

Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что профессиональные цели студентов от первого к выпускному курсу претерпевают изменения: во-первых, происходит переструктурирование системы целей; во-вторых, отмечается сужение диапазона профессиональных целей, их уточнение, приближение к предстоящей трудовой деятельности; в-третьих, меняется оценка вероятности достижения сформулированных целей.

На формирование профессиональных целей у будущих педагогов влияют разные факторы: содержание учебных предметов, педагогическая практика, выполнение разнообразных учебных, творческих заданий, общение с преподавателями и сокурсниками и т.д. Воздействие этих факторов преломляется через призму индивидуально-психологических особенностей будущих педагогов. Немалое влияние на формирование профессиональных целей у студентов оказывает и сложившееся в обществе отношение к педагогическому труду и к самим педагогам. Возможно, именно оно явилось основной причиной того, что в результате проведенного нами исследования не было выявлено статистически значимых различий между первым и выпускным курсами в степени субъективной значимости для студентов большинства сторон педагогической профессии. Вместе с тем достаточно высокие и устойчивые показатели частоты встречаемости целей, связанных с саморазвитием, с достижением педагогического мастерства, дают основание говорить о наличии у студентов стремления к личностному и профессиональному росту. Этот факт обращает на себя внимание и требует содействия реализации данных устремлений молодых людей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тюлепаева Э.Р., аспирант

Челябинского государственного педагогического университета г. Челябинск, Россия

В статье раскрывается проблема становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Проблема формирования у подрастающего поколения этнокультурной компетенции возникла, в первую очередь, в связи сложной социально-политической ситуации полно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.