Научная статья на тему 'Исследование прочностных характеристик металлического крепежа деревянного корпуса речного причала'

Исследование прочностных характеристик металлического крепежа деревянного корпуса речного причала Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
121
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ / МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПРОЧНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / АПРИОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИСПЫТАНИЯ МЕТАЛЛА / NON-DESTRUCTIVE TESTING / MECHANICAL PROPERTIES / STRENGTH / DIAGNOSTICS / A PRIORI INFORMATION / TEST THE METAL

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Вернези Н.Л., Веремеенко А.А., Вальдман Д.С.

Представлены результаты исследования крепежа деревянной конструкции речного причала в Ростове-на-Дону, бывшего в эксплуатации в течение более 150 лет. Поскольку крепеж возможно было извлечь из конструкции в единичном экземпляре, не представлялось возможным применять разрушающие методы испытаний. Поэтому механические характеристики металла измерялись с помощью системы неразрушающего контроля «Прочность», разработанной в Ростовском государственном строительном университете и портативным твердомером с ультразвуковым и динамическим датчиками. Установлено примерное соответствие прочностных характеристик исследуемого металла, предположительно кричного железа, характеристикам выпускаемых в настоящее время сталей. Сделан краткий анализ и прогноз возможной дальнейшей эксплуатации конструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of strength characteristics of metal fixture of the wooden case of the river mooring

Results of research of fixture of a wooden design of the river mooring in Rostov-on-Don, being in operation within more than 150 years are presented. As the fixture was possible to be taken from a design in a single copy, it wasn''t represented possible to apply destroying test methods. Therefore mechanical characteristics of metal were measured by means of system of nondestructive control "Durability", developed at the Rostov state construction university and a portable tverdomer with ultrasonic and dynamic sensors. Approximate compliance of strength characteristics of studied metal, allegedly krichny iron is established, to characteristics let out now staly. Approximately on a fluidity limit studied metal corresponds to a limit of fluidity of St3 steel. The short analysis of loss of the area of live section of fixture and the forecast of possible further operation of a design in the assumption is made that conditions of this operation won''t change.

Текст научной работы на тему «Исследование прочностных характеристик металлического крепежа деревянного корпуса речного причала»

Исследование прочностных характеристик металлического крепежа деревянного корпуса речного причала

Н.Л. Вернези, А.А. Веремеенко, Д.С. Вальдман Ростовский государственный строительный университет

Аннотация: Представлены результаты исследования крепежа деревянной конструкции речного причала в Ростове-на-Дону, бывшего в эксплуатации в течение более 150 лет. Поскольку крепеж возможно было извлечь из конструкции в единичном экземпляре, не представлялось возможным применять разрушающие методы испытаний. Поэтому механические характеристики металла измерялись с помощью системы неразрушающего контроля «Прочность», разработанной в Ростовском государственном строительном университете и портативным твердомером с ультразвуковым и динамическим датчиками. Установлено примерное соответствие прочностных характеристик исследуемого металла, предположительно кричного железа, характеристикам выпускаемых в настоящее время сталей. Сделан краткий анализ и прогноз возможной дальнейшей эксплуатации конструкции.

Ключевые слова: неразрушающий контроль, механические характеристики, прочность, диагностика, априорная информация, испытания металла.

При длительной работе металлических элементов конструкции возможны изменения как механических свойств, так и их состояния [1,2]. Основная проблема определяется полным отсутствием каких-либо данных о начальных свойствах и размерах элемента. Так при обследовании конструкции речного причала, находящегося в акватории порта Ростова-на-Дону, с целью оценки возможности его дальнейшего использования, было изучено состояние крепежного элемента деревянного корпуса после приблизительно более 150 лет эксплуатации.

Обследовался предоставленный заказчиком, эксплуатирующим причал, элемент металлического крепежа - кованый гвоздь, извлеченный из деревянного корпуса.

Коррозионное состояние элемента оценивалось разницей диаметров в трех сечениях (у шляпкиd1, в середине d2 и у краяd3 стержня гвоздя) до и после удаления шлифовальной машиной слоя ржавчины.

Механические характеристики контролировались с помощью системы неразрушающего контроля «Прочность» [3-7], разработанной в Ростовском государственном строительном университете, имеющей к настоящему моменту десятки апробаций при контроле механических характеристик ответственных металлических конструкций, а для оценки твёрдости измерения дублировались при помощи портативного комбинированного твердомера «МЕТ-УД»,зарегистрированного в Государственном реестре СИ под № 22737-02.

Измерения твердости с использованием динамического и ультразвукового датчиков, затем всего комплекса механических характеристик системой «Прочность» производились в местах оценки коррозионного состояния (на d1,d2 иd3) и в торце (на шляпке гвоздя) после шлифования. Система «Прочность» позволяет одномоментно определять все основные механические характеристики в любом доступном месте конструкции.

Результаты испытаний приведены в таблице №1.

Из анализа таблицы следует, что значения механических характеристик в трех сечениях металла, полученные системой «Прочность», заключены в границах для:

- твердости - от 119 до 143 НВ;

- предела текучести - от 252 до 287 МПа;

- предела прочности - от 395 до 426 МПа;

- относительного удлинения - от 24 до 27 %.

Таблица №1.

Результаты испытаний, полученные с помощью системы «Прочность»

Измеряе -мое сечение, d, мм Коррозионный слой, мм Твердость НВ, по твердомеру «Мет-уд» с датчиком Механические характеристики, полученные с помощью системы «Прочность»

Дина мичес -кий Ульт-разву-ковой Твердость, НВ Предел текучести От, МПа Предел прочности Ов, МПа Относит.удл инение, 5,%

1 2 3 4 5 6 7 8

18,7 1,5

Минимальное 102 100 119 252 395 24

Максимальное 115 143 143 287 426 28

Среднее 105 127 131 268 409 26

18,6 2,6

Минимальное 98 107 125 260 401 24

Максимальное 119 126 143 287 426 27

Среднее 110 117 135 274 414 25

18,8 2,1

Минимальное 95 108 120 254 396 26

Максимальное 105 130 129 264 406 27

Среднее 99 118 125 260 402 27

Торец 2,0

Минимальное 140 149 143 285 425 20

Максимальное 147 170 165 332 467 24

Среднее 144 159 153 307 444 22

Нагартованный торец [8], естественно, имел большие значения прочностных характеристик и меньшее для пластической, а именно для:

- твердости - от 143 до 165 НВ;

- предела текучести - от 285 до 332 МПа;

- предела прочности - от 425 до 467 МПа;

- относительного удлинения - от 20 до 24 %.

При этом значения твердости по твердомеру «МЕТ-УД», принятое как среднее по показаниям ультразвукового и динамического датчика вполне корреспондировалось со значениями твердости по показаниям системы «Прочность».

Среднее значение толщины коррозионного слоя в конечном состоянии гвоздя 2,1мм. Поскольку исходный диаметр гвоздя не известен, но он плотно обжат элементами скрепляемого дерева и гвоздь не имеет утонений в местах, охватываемых деревом, с достаточно высокой вероятностью возможно предположить, что начальный диаметр незначительно отличался от измеренного.

Известно, что дефекты металла (например, при сварочных работах или при механическом повреждении) величиной до 5% от площади сечения не оказывают существенного влияния на несущую способность конструкции.

При среднем диаметре гвоздя в настоящий момент 18,7мм, за приблизительно 150лет эксплуатации потеря площади сечения:

3,14(18,72- 16,62) ro 0 ( 2Л

---= 58,2 (мм ),

что составляет 21,2 % или 0,14% в год.

Дата изготовления исследуемого элемента (гвоздя) относится ко времени приблизительно 1830 -1840 годы, т.е. как минимум за 16 лет до изобретения в Англии Бессемером промышленного способа производства стали (1856 год). По всей видимости, крепежный гвоздь, это результат

кричного производства, механические характеристики и химический состав которого стандартизованными методами не определялись.

Прочностные характеристики металла гвоздя на настоящий момент могут быть сопоставимы со Ст3 [9,10], по пределу текучести (279 МПа) незначительно превышая эту характеристику для железа (250 МПа).

При этом нужно иметь в виду, что железо, получаемое кричным способом [11]не могло обладать высокой прочностью, поскольку прочность определяется наличием углерода и структурированностью материала, которую можно получить только после расплавления и последующей кристаллизации сплава. А при кричном производстве, когда на заключительном этапе ковкой удаляются шлаки из железа, температуры его плавления (1539°С) достичь невозможно. Иным словами гвоздь представляет собой железо с некоторыми примесями. Следовательно, потеря прочности материала гвоздя от первоначального уровня, скорее всего, незначительная.

Если отталкиваться от настоящего момента, в предположении, что целостность и несущая способность металло-деревянной конструкции существенно не ухудшились, и принять за некоторый критерий возможную допустимую потерю площади сечения еще не более чем на 5%, и при условии, что механические характеристики металла в любом случае не станут ниже свойств чистого железа, а также существенно не изменится химический состав агрессивной среды (воды) и при неизменной скорости потери площади сечения 0,14% в год, возможно предположить нормальную эксплуатацию металлодеревянной конструкции в ближайшие 30 - 35 лет.

Литература

1. Иванова В.С., Терентьева В.Ф.Природа усталости металлов. - М. «Металлургия», 1975 - 456с.

2. Горицкий В.М. Диагностика металлов. - М.: Металлургиздат, 2004. -

408с.

3. Belen'kii D.M., Beskopyl'nyi A.N., Vernezi N.L., Chamraev L.G. Determination of the strength of bult welded joints // Welding International. 1997.- №11.pp.643-645.

4. D.M. Belen'kii, N.L. Vernezi, A.V. Cherpakov. Changes in the mechanical properties of butt welded joints in elastoplastic deformation//Welding International. 2004.- №18 (3).pp.213-215.

5. Касьянов В.Е., Щулькин Л.П., Котесова А.А., Котова С.В. Алгоритм определения параметров прочности, нагруженностии ресурса с помощью аналитического перехода от выборочных данных к данным совокупности // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2). URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1236

6. Вернези Н.Л. Метод оценки прочности металла неразрушающим способом с использованием априорной информации// Инженерный вестник Дона, 2013, № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1898

7. Вернези Н.Л. Применение системы «Прочность» при диагностике металлических конструкций. Изв. Ростовского государственного строительного университета. 2003. №7. С. 56-60.

8. Томсен Э., Янг Ч, Кобаяши Ш. Механика пластических деформаций при обработке металлов. «Машиностроение», 1968, 504с.

9. Общетехнический справочник под ред. Малова А.Н., М. «Машиностроение», 1971, 464 с.

10. Раскатов В.М., Чуенков В.С., Бессонова Н.Ф., Вейс Д.А. Машиностроительные материалы: Краткий справочник. -М.:Машиностроение, 1980. 511с.

11. Кнорозов Б.В., Усова Л.Ф., Третьяков А.В., Арутюнова И.А., Шабашов С.П., Ефремов В.К. Технология металлов. М.: Машиностроение, 1974, 648с.

References

1. Ivanova V.S., Terent'eva V.F. Priroda ustalosti metallov [The nature of metal fatigue]. M. «Metallurgiya», 1975. 456p.

2. Goritskiy V.M. Diagnostika metallov [Diagnosis of metals]. M.: Metallurgizdat, 2004. 408 p.

3. Belen'kiy D.M., Beskopyl'nyy A.N., Vernezi N.L., Chamraev L.G. Welding International. 1997. №11.pp. 643-645.

4.Belen'kii D.M., Vernezi N.L., Cherpakov A.V. Welding International. 2004. №18 (3). pp. 213- 215.

5. Kas'yanov V.E., Shchul'kin L.P., Kotesova A.A., Kotova S.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 (part 2). URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1236.

6. Vernezi N.L. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1898.

7. Vernezi N.L. Primenenie sistemy «Prochnost'» pri diagnostike metallicheskikh konstruktsiy [Use of "Durability" in case of diagnostics of metal constructions]. Izv. Rostovskogo gosudarstvennogo stroitel'nogo universiteta. 2003. №7. pp. 56- 60.

8. Tomsen E., Yang Ch, Kobayashi Sh. Mekhanika plasticheskikh deformatsiy pri obrabotke metallov[Mechanics of plastic deformation in metal processing]. «Mashinostroenie», 1968, 504p.

9. Obshchetekhnicheskiy spravochnik [All-technical reference] pod red. Malova A.N., M. «Mashinostroenie», 1971, 464 p.

10. Raskatov V.M., Chuenkov V.S., Bessonova N.F., VeysD.A..Mashinostroitel'nye materialy: Kratkiy spravochnik [Machin-building materials]. M.: Mashinostroenie, 1980. 511p.

11. Knorozov B.V., Usova L.F., Tret'yakov A.V., Arutyunova I.A., Shabashov S.P., Efremov V.K. Tekhnologiya metallov [Process metallurgy]. M.: Mashinostroenie, 1974, 648p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.