Научная статья на тему 'Исследование прочности контакта армирующего элемента с цементным камнем'

Исследование прочности контакта армирующего элемента с цементным камнем Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
66
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Малинин А. Г., Малинин Д. А.

Приведены результаты экспериментальных работ, связанных с применением различных типов полых металлических армирующих тяг при устройстве самозабуриваемых грунтовых аркеров и микросвай. Показано, что адгезия металла с цементом повышает прочность свай по грунту

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование прочности контакта армирующего элемента с цементным камнем»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Подземное строительство

УДК 624.154.64

А. Г. МАЛИНИН, канд. техн. наук, технический директор, Д. А. ММАЛИНИН, инженер (madmi@yandex.ru), СК«ИнжПроектСтрой» (Пермь)

Исследование прочности контакта армирующего элемента с цементным камнем

Приведены результаты экспериментальных работ, связанных с применением различных типов полых металлических. армирующих тяг при устройстве самозабуриваемых грунтовых аркеров и микросвай. Показано, что адгезия металла с цементом повышает прочность свай по грунту.

Ключевые слова: анкерная свая, адгезия, сцепление, винтовая накатанная поверхность.

В настоящее время при строительстве глубоких котлованов и креплении автодорожных откосов все более широко применяются самозабуриваемые грунтовые анкеры типа Titan или Атлант. Вопросы, связанные с оценкой их несущей способности по грунту, достаточно подробно изучены [1]. Между тем, существуют вопросы, связанные с оценкой прочности контакта между цементным телом анкера и его металлической тягой. Именно этой теме и были посвящены лабораторные испытания, представленные в настоящей работе.

Полые трубчатые анкерные тяги, выполненные из высокопрочной стали, применяются не только для анкеров Атлант, но и для устройства микросвай при усилении фундаментов, а также для армирования свай, выполненных по технологии струйной цементации грунтов [2].

Прочность сцепления армирующего элемента с цементным камнем определяется сопротивлением выдергиванию или вдавливанию металического элемента, установленного в цементный образец. Прочность сцепления между металлическим элементом и цементным камнем зависит от следующих факторов:

- сцепление, формируемое за счет шероховатости и выступов на поверхности армирующего элемента;

- силы трения, возникающие под влиянием усадки цемента в процессе его твердения;

- адгезия цементного камня к металлу.

Наибольшее воздействие на прочность контакта оказывает первый из перечисленных факторов. Для исследования его влияния выполнена серия лабораторных испытаний по определению прочности контакта (адгезии) между металлической трубой и цементным камнем.

Для изготовления образцов, моделирующих работу трубчатого элемента в цилиндрическом цементном теле анкерной сваи разработаны специальные формы (рис. 1, 3).

В центр формы устанавливали армирующие трубы различного типа:

- новая труба с гладкой поверхностью;

- труба вторичного использования с корродированной поверхностью;

- труба с окрашенной поверхностью;

- труба с приваренными по всей длине четырьмя арматурными отрезками А III 010 мм;

168

62

60

ш

Рис. 1. Схема формы для заливки образцов

Рис. 2. Схема оснастки для пресса

80

62

5

6

Подземное строительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

M^kv. як iL к. '■'• ™

Mi >«жЖ :

Рис. 3. Внешний вид форм заливки образцов

- труба с накатанной винтовой поверхностью.

Диаметр армирующих труб 60 мм, а трубы с накатанной резьбой 57 мм. Высота формы 108 мм, что соответствует расчетной площади контакта трубы с цементом 200 см2. Внешний диаметр образца 168 мм, что примерно соответствует диаметру реальной анкерной сваи.

Для заливки образцов использовались портландцемент ПЦ 500, песок и вода, смешиваемые в соотношении 1/0,1/0,5 соответственно.

Первоначальная серия испытаний была направлена на исследование влияния состава цементно-песчаной смеси. В этих образцах была установлена труба с гладкой поверхностью и варьировалось только соотношение воды, цемента и песка (В/Ц/П = 0,4/1/0; 0,5/1/0,1; 0,5/1/1). Для набора статистики выполнено по 6 образцов всех типов.

После заливки образцы набирали прочность в течение 28 сут при температуре 20оС во влажной среде.

Испытания проводились на гидравлическом прессе с максимальной усилием 500 кН. Для испытаний применялась специальная оснастка для пресса (рис. 2), представляющая собой диск толщиной 20 мм с внутренним отверстием 62 м; труба выдавливалась из цемента до срыва по контакту. Испытательный стенд показан на рис. 4.

Прочность адгезии определялась отношением разрушающей нагрузки к площади части поверхности трубы, находящейся в цементе.

= FJSk,

где Flm - предельное разрушающее усилие, Sk - площадь контакта.

Результаты испытаний приведены на рис. 5.

Серия испытаний, в которой в образцах варьировались соотношения цементно-песчаной смеси, показала незначительное влияние состава цементного тела анкера на адгезионные свойства.

Из результатов экспериментов следует, что прочность контакта в значительной степени зависит от характера поверхности армирующего элемента. Самый низкий результат показал эксперимент с окрашенной трубой в силу существования разделительного лакокрасочного слоя. Труба с корродированной поверхностью имеет прочность контакта, в 1,5-2 раза превышающую прочность контакта с гладкой поверхностью.

В образцах с винтовой трубой и приваренными арматурными отрезками адгезионная прочность превысила когезию, т. е. произошло разрушение цементного камня (рис. 6-8).

Для оценки полученных результатов необходимо отметить, что, к примеру, несущая способность по грунту одного погонного метра анкера Titan или Атлант с диаметром цементного камня 150 мм в глинах составляет 30 кН согласно расчетам по DIN 1054-2005, а согласно полевым испытаниям, проводимыми авторами, от 35 кН до 40 кН [1, 2].

При этом один 1 п. м армирующей трубы диаметром 89 мм имеет площадь контакта с цементом 0,28 м2. При

Рис. 4. Испытательная установка на выдавливание трубы из цемента

/,44

6,15

_ 1,93

0,96 0,99 1,33

■ ■ ■ ■ I I I

0,5/1/0,1 0,4/1/0 0,5/1/1 0,5/1/0,1 0,5/1/0,1 0,5/1/0,1 0,5/1/0,1

Окрашенная Гладкая Гладкая Гладкая Корродиро- С арматурой Винтовая

ванная

В/Ц/П соотношение цементного раствора и состояние поверхности армирующей трубы

Рис. 5. Прочность контакта армирующего элемета с цементным камнем

38

4'2011

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Подземное строительство

Рис. 6. Характер разрушения контакта об- Рис. 7. Характер разрушения образца с ар- Рис. 8. Характер разрушения контакта разца с гладкой трубой матурными элементами винтовой тяги

прочности контакта корродированной трубы с цементом 1,98 МПа труба выдержит нагрузку 553 кН, что в 18 раз превышает расчетную нагрузку на анкер. Армирование новой трубой даст превышение прочности контакта с цементом почти в 10 раз в сравнении с несущей способностью анкера по грунту. В этих расчетах не принимается во внимание наличие муфт, соединяющих штанги и выступающих за диаметр труб, которые дают дополнительное «зацепление» с цементным телом анкера.

Таким образом, установлено, что винтовая накатанная поверхность трубчатых штанг дает наибольшую несущую способность контакта в сравнении с гладкими штангами «Атлант». Накатка существенно удорожает стоимость анкерных штанг.

Использование вторичных труб в качестве армирующих элементов свай или грунтовых анкеров при устройстве только временных конструкций снижает затраты на металл приблизительно в два раза.

Список литературы:

1. Малинин А.Г., Малинин Д.А. Анкерные сваи «Атлант»// Жилищное строительство. 2010. № 5. С. 60-62.

2. Малинин А.Г., Малинин Д.А. Технология устройства анкерных свай «Атлант»// Основания, фундаменты и механика грунтов. 2010. № 1. С. 17-20.

3. Малинин А.Г. Струйная цементация грунтов. М.: Строй-издат, 2009.

19-21 мая 2011 г.

СОЧИ, Южный Мол, площадь Мореного порта

III СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА

VI СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА

СПОРТИВНАЯ

ИНДУСТРИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.