Научная статья на тему 'Исследование проблемы сезонных колебаний спроса на услуги рынка средств размещения'

Исследование проблемы сезонных колебаний спроса на услуги рынка средств размещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристский спрос / сезонность / колебания спроса / средства размещения туристов / нивелирование колебаний спроса / tourist demand / demand fluctuations / seasonality / means of tourist accommodation / leveling demand fluctuations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ооль Анастасия Максимовна

Целью данного исследования является проведение анализа проблемы сезонных колебаний спроса на услуги средств размещения, а также выявление основных тенденций рынка средств размещения. В процессе работы проводится статистический анализ влияния проблемы сезонных колебаний спроса на услуги средств размещения Санкт-Петербурга. В результате сформированы тенденции на рынке средств размещения города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE SEASONAL FLUCTUATIONS PROBLEM IN THE DEMAND OF THE ACCOMMODATION SERVICES MARKET

The purpose of this study is to analyze the problem of the seasonal fluctuations problem in demand of the accommodation services market, and to identify the main trends in the accommodation services market. In the process, a statistical analysis of the influence of the seasonal fluctuations problem in demand of the accommodation services market in St. Petersburg is carried out. As a result, trends of the market are formed

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы сезонных колебаний спроса на услуги рынка средств размещения»

ООЛЬ Анастасия Максимовна

магистрант кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Россия, г. Санкт-Петербург

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЗОННЫХ КОЛЕБАНИЙ СПРОСА НА УСЛУГИ РЫНКА СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ

Аннотация. Целью данного исследования является проведение анализа проблемы сезонных колебаний спроса на услуги средств размещения, а также выявление основных тенденций рынка средств размещения. В процессе работы проводится статистический анализ влияния проблемы сезонных колебаний спроса на услуги средств размещения Санкт-Петербурга. В результате сформированы тенденции на рынке средств размещения города.

Ключевые слова: туристский спрос, сезонность, колебания спроса, средства размещения туристов, нивелирование колебаний спроса.

Услуга размещения в современном мире является одной из важнейших услуг индустрии туризма. Согласно Ф3№132-Ф3 от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ», размещение является ключевой услугой в составе туристского продукта, т.е. комплекса услуг по перевозке и размещению, предлагаемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта [1].

Так, согласно данным Комитета по развитию туризма, по итогам 2018 г. в туристской дестинации Санкт-Петербург насчитано 1 114 классифицированных средств размещения,

обладающих номерным фондом 41 893 единиц. При этом, объем номерного фонда растет быстрыми темпами - с 2007 по 2018 г. он возрос в 3 раза [9].

Очевидной причиной увеличения доли рынка стало проведение в туристской дести-нации крупных международных событий -чемпионата мира по футболу, а также кубка конфедераций, что обусловило обязательное расширение и модернизацию существующего номерного фонда. В течение двух лет, с 2017 по 2018 гг., он возрос в 1,5 раза [8].

16%

54%

30%

Гостиницы (номерной фонд от 51 номера)

Малые отели (номерной фонд от 16 до 50 номеров)

Мини-отели (номерной фонд до 15 номеров)

Рис. 1. Распределение коллективных средств размещения по сегментам

При этом, большую часть составляют коллективные средства размещения «без звезд», мини-отели представлены 54 %; КСР катего-

рии «2 звезд» и трехзвездочные гостиницы -30% от общей доли рынка; оставшиеся 16% -это пяти и четырехзвездочные отели [10].

Однако, коллективные средства размещения имеют разную долю на рынке и по номерному фонду, т.е. общему числу номеров. Автором была составлена диаграмма распределения данного показателя по сегментам (рис. 1).

Как видно выше, рис. 1 свидетельствует о том, что категория КСР «без звезд» составляет незначительную долю рынка - всего лишь 12%; при этом, гостиницы составляют 69% и малые отели 19%.

Кроме того, рассматривая распределение по территории дестинации, можно прийти к выводу, что основная часть КСР - 71% расположена вблизи от центра города - в Адмиралтейском и Центральном районе, особенно велика доля в этих районам пятизвездочных отелей. Четырехзвездочные гостиницы находятся, в основном, в районах, в которых есть инфраструктура для проведения различных мероприятий; а трехзвездочные гостиницы являются лидерами по расположению в центре города и вблизи от Невского проспекта.

Стоит также отметить, что рынок гостиниц и иных средств размещения города богат отелями, принадлежащими к международным сетям, что говорит о высоком качестве и международном уровне сервиса предоставляемых услуг [6, с. 138]. При этом, лидером по присутствию в количественном выражении на рынке КСР города является The Rezidor; далее идут: Intercontinental и Azimut, Sokos и Marriott [7].

Проведенный анализ свидетельствует о значительном росте рынка средств размещения Санкт-Петербурга по причине проведения крупных международных мероприятий - FIFA и Кубой Конфедераций. Безусловно, это говорит о том, что развитие инфраструктуры города идет быстрыми темпами, что влечет рост возможностей для стабилизации туристского

потока в дестинацию за счет самых разных видов туризма.

С полной уверенностью можно заявить, что туристская дестинация уже традиционно является самой посещаемой в России. Об этом свидетельствуют ежегодные международные награды, полученные городом в сфере туризма, таки как: World Travel Awards, сертификаты TripAdvisor и др. [6, с. 138].

Согласно статистике, 2018 году был поставлен новый очередной рекорд по туристскому потоку в дестинацию - 8,2 млн человек, т.е. почти 10% по сравнению с 2017 годом [8].

Как свидетельствуют данные, представленные на сайте государственной статики, туристский поток стабильно растет. При этом, необходимо отметить, что в 2018 г. турпоток был обеспечен за счет прибытия иностранных туристов: рост составил 24,1% по сравнению с

2017 г. [10].

Причинами являются: рост узнаваемости города в мире, эффективное продвижению дестинации и проведение таких крупных мероприятий, как в 2017 г. Кубка Конфедераций и Чемпионата мира в 2018 г.

Анализируя сегменты рынка коллективных средств размещения города, можно сделать вывод, что, бесспорно, основную долю составляют: туристы, бизнес сегмент и туристы событийного туризма.

В последние годы рынок услуг средств размещения туристов в туристской дестинации находится в достаточно высокой конкуренции, о чем свидетельствует увеличившиеся данные по спросу, отражаемые на среднем показателе загрузки гостиниц города по году (рис. 2) - в

2018 г. он составил 66, 9% (+1,7% по сравнению с 2017 г.) [8].

12 000

80%

10 215

10 000

8 000

^ 6 000

4 000

2 000

0

67%

2 875

62%

4 515

4*

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Средняя стоимость (ADR) ■ Прибыль с номера (RevPAR) • Средняя загрузка (%) Рис. 2. Основные показатели деятельности КСР в 2018 г.

Анализируя статистические данные Комитета по развитию туризма, можно прийти к выводу, что самый высокий показатель средней загрузки был в КСР трехзвездочных отелях - 67 %, далее идут четырех и пятизвездочные гостиницы - 62% и 51%. Это обусловлено тем, что в городе наиболее развит экскурсионный и культурно-познавательный вид туризма [9].

Однако прослеживается и новая тенденция 2018 г.: рост доли событийных туристов, о чем

100 -

90 -

80 70 60 50 40 30 20 10 0

говорит увеличение показателей трехзвездочных гостиниц, ведь для таких туристов важен минимальный спектр услуг.

Анализируя колебания спроса (рис. 3), связанные с сезонностью, можно сделать вывод, что: «пик» туристского сезона приходится на июнь-август, когда загруженность КСР достигает 80%, при этом в 2018 г. высокий сезон был продлен до сентября - когда загруженность КСР составила 79,9% (т.е. почти «пик»).

Ж

/ У / * s

# #

У ЛТ

2018

2017

Рис. 3. Сравнительный анализ динамики загрузки КСР Санкт-Петербурга в 2017 и 2018 гг., %

Рассмотрим также такой важный показатель, как средняя цена за номер в течение 2018 года (рис. 4).

На рисунке 4 видно, что самый высокий рост был в период с мая по август - 733,5 руб., или +19, 48%, в июне, что было объясняется ростом спроса за счет проведения чемпионата мира по футболу. Средний тариф за номер в

2018 г. составил 3 670 руб. (+9,1% по сравнению с 2017 г.) [10].

Также данные по доходу на номер (RevPAR) говорят о том, что он составил 10,9% - 2 455 руб. Наибольший прирост показателя был в июле за счет увеличения средней цены за номер +610 руб., или +18,39%.

ю а

7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

I

I

I

I

I

J? Jt J? J? J? J- Й? fo<? «?

> ^ * ^ * & <р /у- ^ ^ ^

2018 2017

Рис. 4. Сравнительный анализ динамики средней цены за номер (ADR) в КСР Санкт-Петербурга в

2017 и 2018 гг.

На основе проведенного анализа рынка средств размещения туристской дестинации можно прийти к выводу, что основной тенденцией является рост рынка за счет подготовки и проведения крупных спортивных и других мероприятий. Так, наибольший прирост номерного фонда был выявлен в период подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 г. Кроме того, в преддверии проведения чемпионата мира была развита нормативно-правовая база классификации гостиниц, и налажен процесс классификации [3, с. 128].

Обобщая выводы, автором было выявлено несколько тенденций на рынке средств размещения города:

1. Рост спроса.

Тенденция подтверждается, ростом турпо-тока в дестинацию. Средняя продолжительность пребывания туристов достигла 4,5 дня, а значит, на этот период туристы останавливаются в средствах размещения. Вторым подтверждением является увеличение загруженности отелей за счет привлечения иностранных туристов [5, с. 78-84].

2. Рост рынка.

Тенденция объясняется тем, что рост спроса вызывает рост предложения. Рынок средств размещения города растет довольно быстрыми темпами - с 2007 г. вырос в 3 раза. При этом, туристы проживают по большей части в крупных гостиницах, чем обусловлено наибольшее присутствие на рынке гостиниц и малых отелей: 68% и 20% соответственно - это трехзвездочные, четырехзвездочные и пятизвездочные отели [4, с. 66-71].

3. Увеличение показателей деятельности средств размещения.

Рост спроса и рынка КСР ведут к увеличению средней цены за номер, что вызывает стремительный рост дохода на номер.

Таким образом, путем измерения сезонности можно определить ее размеры, а затем прогнозировать сезонный спрос. В связи с этим, поскольку сезонность является важной проблемой для средств размещения, ее измерение также приобретает все большее значение. Усилия по продлению пикового туристического сезона могут быть успешными в зави-

симости от определений сезонных структур спроса, которые можно использовать для региональных сопоставлений [2, с. 25-27].

Литература

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» №132-Ф3 от 24 ноября 1996 г.

2. Артюхова И.В. Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе / И.В. Артюхова, В.А. Хуторская // Международный научный журнал «Инновационная наука». -2016. - № 4. - С. 25-27.

3. Отто О.В. Анализ сезонности туристских услуг / О.В. Отто // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. - 2014. - № 1. - С. 128.

4. Павленко И.Г. Разработка организационной модели регулирования внутриотраслевых пропорций рекреационного комплекса в зависимости от сезонного характера рекреационных услуг / И.Г. Павленко // Вестник ОРЕЛГИЭТ. - 2017. - N 2 (40). - С. 66-71.

5. Попова А.А. Исследование качества услуг предприятий гостиничной индустрии Санкт-Петербурга // Современные проблемы

теории и практики сервисной деятельности. Сборник трудов по материалам молодежной конференции. / А.А. Попова. - Санкт-Петербург: ЗАО «Университетская книга», 2017. - С. 78-84.

6. Айтжанова А.Е. Прогнозирование показателей с сезонным характером в сфере туристического рынка / А.Е. Айтжанова // Вестник ТГУ, 2014. - № 7. - С.138.

7. Николаев С.В. Особенности анализа качества туристского продукта в условиях глубокой сезонности деятельности туроператора / С.В. Николаев // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 16.

8. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/

9. Официальный сайт Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

OOL Anastasia Maksimovna

Master's Degree Student, Department of Economics and Management in the Service Sector, Saint Petersburg State University of Economics, Russia, Saint Petersburg

RESEARCH OF THE SEASONAL FLUCTUATIONS PROBLEM IN THE DEMAND OF THE ACCOMMODATION SERVICES MARKET

Abstract. The purpose of this study is to analyze the problem of the seasonal fluctuations problem in demand of the accommodation services market, and to identify the main trends in the accommodation services market. In the process, a statistical analysis of the influence of the seasonal fluctuations problem in demand of the accommodation services market in St. Petersburg is carried out. As a result, trends of the market are formed.

Keywords: tourist demand, demand fluctuations, seasonality, means of tourist accommodation, leveling demand fluctuations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.