- - ISSN 2071-5021
Электронный научный журнал Эл №ФС77-28654
«Социальные аспекты здоровья населения»
09.02.2012 г.
В.В. Кулик 1, Т.Г. Ковалева 1, Н.Г. Кондрашков 2
Исследование проблемы самолечения острых респираторных заболеваний у детей
1 - Пятигорская государственная фармацевтическая академия, Пятигорск
'у
2 - Общество с ограниченной ответственностью «ИАС» Краснодар Kulik V.V.1, Kovaleva T.G.1, Kondrashkov N.G.2
Research of a problem of self-treatment children’s sharp respiratory diseases
1 - Pyatigorsk state pharmaceutical academy, Pyatigorsk
2 - Society with limited liability "IAS" Krasnodar
Резюме. Целью проведенных исследований являлось изучение причин и уровня распространения самолечения родителями детей с острыми респираторными заболеваниями. Социологический опрос проведен в очной форме методом анкетирования. Опрошено 600 родителей, проживающих в Ставропольском крае. Проанализированы 584 корректно заполненные анкеты, что обеспечивает получение репрезентативных результатов. Анкета содержала 17 вопросов, позволяющих оценить семейное положение и социальный статус респондента, причины самолечения, мотивации при выборе лекарственных препаратов и требования к ним.
В анкетировании участвовали жители городской (55%) и сельской местности (45%). Респонденты-родители со средним специальным образованием составили 44%, со средним образованием - 19%, удельный вес родителей, имеющих высшее и незаконченное высшее образование - соответственно 20% и 17%. Большинство опрошенных являются служащими (42%) или занимаются предпринимательством (28%).
При анализе структуры семейного портрета установлено, что большинство респондентов (58%) проживают в семьях из трех человек. Имеют одного ребенка 70% семей, участвовавших в социологическом опросе, двоих - 22% респондентов. Наиболее многочисленной в семьях опрошенных является группа детей в возрасте от 12 до 14 лет (41%), дети в возрасте от 5 до 12 лет составляют 29%, в 26% семей воспитываются дети в возрасте от года до 5 лет, 24% семей имеют ребенка в возрасте менее года.
Самолечением острых респираторных заболеваний у детей занимаются 82% родителей, что является высоким показателем. Родителями указаны причины, побуждающие их прибегать к самолечению острых респираторных заболеваний у детей: недостаток времени на посещение специалиста (41%), мнение о достаточном объеме собственных знаний по вопросам применения лекарственных препаратов (34%), недоверие решению врача (36%), отсутствие врача по месту жительства (4%), недостаточные материальные возможности (3%). Лишь 5% респондентов считают, что заниматься самолечением детей нельзя (их мнение полностью совпадает с мнением врачей-педиатров), возможность
самолечения ребенка в возрасте до года допускают 16% родителей, 24% респондентов считают, что самолечением ребенка можно заниматься с 5 лет. В случае самолечения острых респираторных заболеваний у ребенка основой выбора лекарственного препарата являются: рекомендации врача, данные в предыдущих случаях заболевания (67%), собственный опыт лечения данного заболевания (62%), совет фармацевтического работника (38%), изучение специальной литературы (25%). При выборе лекарственного препарата наиболее значимыми его потребительскими свойствами являются эффективность, безопасность и отсутствие противопоказаний, наиболее предпочитаемая лекарственная форма - сиропы.
Родители не в полной мере осознают возможные негативные последствия самолечения острых респираторных заболеваний у детей. Для уменьшения риска осложнений острых респираторных заболеваний в период эпидемий родителям необходима информация о профилактических мерах и опасности самолечения острых респираторных заболеваний у детей.
Ключевые слова: анкетирование родителей, острые респираторные заболевания, самолечение детей.
Summary. The purpose of the spent researches was studying of the reasons and level of distribution of self-treatment by parents of children with sharp respiratory diseases. Sociological poll is spent in the internal form by a questioning method. It is interrogated 600 parents living in Stavropol Territory. 584 correctly filled questionnaires that provides reception of representative results are analyzed. The questionnaire contained 17 questions, allowing to estimate marital status and the social status of the respondent, the reason of self-treatment, motivation at a choice of medical products and requirements to them.
Inhabitants participated in questioning city (55%) and countryside (45%). Respondents-parents with average vocational education have made 44%, with secondary education - 19 %, relative density of the parents having higher and incomplete higher education - accordingly 20% and 17%. The majority interrogated are employees (42%) or carry on business (28%).
At the analysis of structure of a family portrait it is established that the majority of respondents (58%) live in families from three persons. Have one child of 70% of the families participating in sociological poll, a two - 22% of respondents. The most numerous in families interrogated is the group of children at the age from 12 till 14 years (41%), children at the age from 5 till 12 years make 29%, in 26% of families children at the age from a year till 5 years are brought up, 24% of families have the child at the age of less year.
At children 82% of parents that is a high indicator are engaged in self-treatment sharp respiratory diseases. Parents specify the reasons inducing them to resort to self-treatment sharp respiratory diseases at children: a lack of time for visiting of the expert (41%), opinion on sufficient volume of own knowledge concerning application of medical products (34%), mistrust to the decision of the doctor (36%), absence of the doctor in a residence (4%), insufficient material possibilities (3%). Only 5% of respondents consider what to self-medicate children it is impossible (their opinion completely coincides with opinion of doctors-pediatrists), possibility of self-treatment of the child is elderly about one year suppose 16% of parents, 24% of respondents consider that it is possible to be engaged in self-treatment of the child from 5 years. In case of self-treatment sharp respiratory diseases at the child a basis of a choice of a medical product are: Recommendations of the doctor, the data in the previous cases of disease (67%), a private experience of treatment of the
given disease (62%), council of the pharmaceutical worker (38%), studying of the special literature (25%). At a medical product choice its most significant consumer properties are efficiency, safety and absence of the contra-indications, the most preferred medicinal form - syrups.
Parents not to the full realize possible negative consequences of self-treatment sharp respiratory diseases at children. The information on preventive measures is necessary for reduction of risk of complications sharp respiratory diseases in epidemics and danger of self-treatment sharp respiratory diseases at children for parents.
Keywords: questioning of parents, sharp respiratory disease, children’s self-treatment.
Перевод экономики страны на принципы рынка привел к кардинальным изменениям в фармацевтической отрасли. За два последних десятилетия значительно возросла номенклатура лекарственных препаратов, разрешенных к применению в медицинской практике, появился новый термин «фармацевтический рынок», активное непосредственное участие в лекарственном обеспечении населения нашей страны стали принимать зарубежные фармацевтические компании, появились и начали функционировать аптечные сети, посетителям аптечных организаций предложена открытая выкладка товаров. Названные изменения носили как позитивный, так и негативный характер. Одной из отрицательных перемен является снижение доступности медицинской помощи, что обусловило активное самолечение населения [2,7].
В результате исследований, проведенных известными российскими учеными, установлено, что интерес современного гражданина РФ к самолечению обусловлен следующими факторами:
• повышением стоимости медицинской помощи;
• изменением образа жизни и подъемом образовательного уровня граждан;
• повышением доступности информации о заболеваниях, в том числе о лекарственных препаратах, применяемых для их лечения;
• расширением ассортимента лекарственных препаратов в аптечных организациях и оказанием консультационных услуг фармацевтическими работниками;
• недостаточным качеством медицинского обслуживания;
• нарушением требований, регулирующих рецептурный и безрецептурный отпуск лекарственных препаратов;
• недостаточным информированием населения по вопросам самолечения, его негативных последствиях;
• отсутствием государственной системы пропаганды здорового образа жизни [2,
9, 10].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения под термином «самолечение» следует понимать «разумное применение самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, для профилактики или лечения легких расстройств здоровья, при которых не требуется профессиональная лечебная помощь» [8, с. 35]. На практике эта методика предусматривает также лечение одного члена семьи другим, особенно когда речь идет о лечении детей. Необходимо подчеркнуть, что, прибегая к самолечению ребенка, родители берут на себя ответственность за его здоровье.
В структуре детских инфекционных болезней острые респираторные заболевания (ОРЗ) достигают 80%, они опасны высокой вероятностью развития вторичных острых и хронических бактериальных инфекций дыхательных путей [1, 4, 5].
Целью проведенных нами исследований являлось изучение уровня распространенности самолечения родителями детей, страдающих ОРЗ, а также причин, побуждающих родителей прибегать к самолечению заболевших детей.
Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении, мнениях и предпочтениях. Поэтому при проведении исследований на рынке лекарственных средств методы прикладной социологии нашли широкое применение [6, 7].
Учитывая то, что ребенок не самостоятельно приобретает в аптеке лекарственные средства, проводили социологический опрос родителей методом анкетирования, преимуществом которого является то, что в результате обработки ответов может быть получена количественная статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и использованы причинно-следственные связи.
Инструментом метода служила анкета. При разработке вопросов анкеты были использованы следующие рекомендации:
• формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной;
• анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество
вопросов;
• в тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;
• все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в
соответствии с логикой исследования;
• анкета не должна быть монотонной, навевать скуку и вызывать усталость;
• трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты [3].
Учитывая мнение отечественных маркетологов о сложности и трудоемкости статистической обработки ответов на открытые вопросы анкеты, преимущественно использовались закрытые вопросы, причем все 3 их типа (альтернативный, многовариантного выбора и шкальный, или ранжирующий). В связи с тем, что основным недостатком закрытых вопросов с многовариантным выбором являются трудности формулирования всех возможных вариантов ответов, в случае необходимости оставляли свободную строку для формулировки респондентом ответа на поставленный вопрос в интерпретированном виде с учетом предложенных вариантов ответа.
Проведению опроса предшествовало тестирование анкеты. Оно позволило оценить адекватность восприятия вопросов респондентами и логику построения анкеты. На основании предварительного тестирования в содержание анкеты были внесены необходимые изменения.
Выборочный метод, или выборка, известный статистический прием, который базируется на некоторых положениях теории вероятности (предельных теоремах закона больших чисел). Он представляет собой важнейшее направление в системе маркетинговой информации:
• во-первых, позволяет экономить значительные средства (расходы на сбор данных по части совокупности всегда меньше, чем по совокупности в целом);
• во-вторых, дает возможность ускорить получение нужных сведений (обследование части единиц совокупности происходит пропорционально быстрее, чем сбор и обработка данных по всем без исключения единицам совокупности);
• в-третьих, обеспечивает сбор сведений, которые иным способом получить невозможно.
Однако применение выборки требует строгого соблюдения нескольких требований:
• отбор не должен быть преднамеренным, т.е. всем единицам совокупности должна быть обеспечена равная возможность отбора (попадания в выборочную совокупность);
• совокупность, из которой ведется отбор (генеральная совокупность), должна быть достаточно большой;
• совокупность должна быть однородной.
При проведении устных или письменных опросов целесообразно использовать метод случайной бесповторной выборки (его суть заключается в том, что респондент отбирается случайно и второй раз уже не опрашивается, этот способ очень подходит для анкетирования).
При определении объема выборки сочли необходимым использовать положение статистического метода, что при нормальном отклонении t=2 и допустимой ошибке 5% для получения репрезентативных данных достаточно включить в выборку не менее 400 ее представителей. Этот подход следует применять, если численность генеральной совокупности составляет не менее 5000 единиц и отсутствует точная информация о ее размерах и характеристиках (в наших исследованиях отсутствовали точные данные о количестве семей, имеющих детей) [3].
Проведенный социологический опрос заключался в анкетировании 600 родителей, причем опрашивались не оба родителя, а только один их них. Респондентами являлись жители городов Ставрополя, Пятигорска, Железноводска, Ессентуки, Минеральных Вод, Изобильного, Невинномысска, Нефтекумска, Зеленокумска, а также Изобильненского, Предгорненского, Курского, Минераловодского, Нефтекумского, Степновского, Благодарненского районов Ставропольского края.
Анкетирование родителей проводилось в очной форме. Корректно заполненными признаны 584 анкеты. Это позволяет считать полученные результаты репрезентативными.
Анкета содержала 17 вопросов, которые были распределены в следующие блоки:
• блок вопросов, позволяющий оценить семейное положение респондента (количество членов семьи; количество детей, их возраст и контактность);
• блок вопросов, позволяющий оценить социальный статус респондента (наличие образования, место жительства и социальное положение);
• блок вопросов, позволяющих оценить отношение респондента к самолечению, мотивации при выборе лекарственных средств и требования к ним.
На основании результатов обработки содержания заполненных анкет был составлен социальный профиль сегмента (рисунок 1).
Место жительства
□ город Н село
Образование
□ высш ее □ незаконченное высшее
О среднее специальное □ среднее образование
Социальный статус респондента
О рабочий О служащий О студент
□ предприниматель О безработный
Рис. 1. Социальный профиль респондентов-родителей
В анкетировании приняли участие как городские жители (55%), так и жители сельской местности (45%). Данное соотношение респондентов по месту проживания полностью соответствует структуре населения Ставропольского края в целом. Это позволяет, на наш взгляд, более точно оценить поведение конечных потребителей лекарственных средств на фармацевтическом рынке, так как высокая доля сельского населения в крае оказывает влияние на формирование рынка аптечных товаров.
Наибольший удельный вес составили респонденты-родители со средним специальным образованием (44%), далее следуют респонденты с высшим образованием (20%), удельный вес родителей, имеющих среднее и незаконченное высшее образование соответственно 19% и 17%. Большинство опрошенных являются служащими (42%) или занимаются предпринимательством (28%), 14% - учащиеся (студенты), 12% - рабочие, 4% - безработные.
На основе анализа ответов на вопросы, позволяющие оценить семейное положение респондентов, была выявлена структура семейного портрета в изучаемом сегменте потребителей лекарственных препаратов. Результаты проведенного исследования приведены на рисунке 2.
А - количество членов семьи Б - количество детей, проживающих в семье В - контактность детей
В
О = 1.г“=г ::'Ггг 4 -гг.
О ш 4-у -гг.
О их -гг.
ИЗ (ХИЛ 2-Х -гЛ.
О е I ^ пО : 2
О = 1 ребеног
И дома
О посещает доноплое
у-Гг^г-^г
О ребенос офаквакшюе
у-Гг^г-^г
Рис. 2. Структура семейного портрета по результатам социологического опроса
родителей
По результатам исследования установлено, что большинство респондентов (58%) проживают в семьях из 3-х человек, удельный вес семей, состоящих из 4-х человек вдвое меньше и равен 26%, 12% респондентов указали, что в их семье проживают 2 человека, наименьшая доля (4%) приходится на семьи, в которых проживает более 4-х человек.
Имеют 1-го ребенка 70% семей, принявших участие в социологическом опросе. В семьях 22% опрошенных воспитываются двое детей, большее количество детей имеют лишь 8% респондентов.
Анализируя показатель контактности детей выявили, что 53% из них посещают образовательное учреждение, дошкольные учреждения посещают дети 17% респондентов, а в 30% остальных случаев дети воспитываются дома, т.е. имеют ограниченный контакт со сверстниками.
Наиболее многочисленной в семьях опрошенных является группа детей в возрасте от 12 до 14 лет, ее удельный вес равен 41%. Далее следует группа детей, возраст которых составляет от 5 до 12 лет (29%), в 26% семей воспитываются дети, имеющие возраст от 1 года до 5 лет, примерно такое же количество семей (24%) имеют ребенка возраста менее 1 года.
При изучении мотивации родителей-респондентов при выборе лекарственных средств для лечения ОРЗ у детей получены следующие результаты исследований (рисунок 3).
□ Рекоменации врача
□ Рекомендации работника аптеки
□ Специальная литература
□ Собственный опыт лечения
□ Рекомендации родственников и знакомых О Реклама
Рис. 3. Мотивации родителей при выборе лекарственных средств для лечения ОРЗ у
детей
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в 67% случаев основой выбора лекарственного средства для ребенка с ОРЗ является рекомендация врача. Столь высокое значение анализируемого показателя можно объяснить тем, что самолечению детей (в случае заболевания ими ОРЗ) предшествовало обращение к врачу, полученные знания по применению лекарственных средств впоследствии использовались родителями самостоятельно. Поэтому многие респонденты (62%) доверяют имеющемуся у них опыту применения лекарственных средств.
Если исследуемые мотивации расположить в порядке убывания их удельного веса, то рекомендации работников аптеки займут лишь 3-ю позицию, к совету провизора или фармацевта прислушиваются 38% респондентов, советам знакомых и родственников доверяют 22% родителей. Менее всего при выборе лекарственных средств для детей родители доверяют рекламе - 17%. Самостоятельно изучают специальную медицинскую литературу 25% участников опроса.
Выявлено, что 82% респондентов занимаются самолечением детей в случае их болезни. Такое высокое значение показателя позволяет сделать вывод о широком распространении самопомощи и самолечения детей родителями в Ставропольском крае.
По результатам социологического опроса были выявлены основные причины, побуждающие родителей заниматься самолечением детей:
• недостаток времени на посещение специалиста (положительный ответ дали
41% респондентов);
• мнение о достаточности собственных знаний в области лекарственных средств
выразили 34% респондентов;
• недоверие решению врача (положительный ответ дали 36% респондентов).
Значительно реже к самолечению детей родители прибегают в связи с отсутствием специалиста по месту жительства (4%) или отсутствием материальных возможностей (3%).
Не было выявлено единого мнения среди опрошенных на вопрос о том, по достижении какого возраста ребенком можно прибегать к его самолечению. Наибольший удельный вес (33%) приходится на вариант ответа «При возрасте ребенка более 12 лет». Затруднились дать ответ на заданный вопрос 12% респондентов. Лишь 5% опрошенных считают, что заниматься самолечением детей вообще нельзя. Следует подчеркнуть, что именно эти 5% респондентов (т.е. каждый 20-й) выразили мнение, полностью соответствующее мнению врачей: самолечением детей заниматься недопустимо [6].
Возможность самолечения ребенка в возрасте одного года допускают 16% родителей, участвующих в опросе, а 24% - считают, что самолечением ребенка можно заниматься, начиная с 5-летнего возраста.
Установленное расхождение мнений респондентов можно объяснить тем, что родители (несмотря на то, что 81% из них имеют среднее специальное, высшее или незаконченное высшее образование и способны воспринять определенную информацию из медицинской литературы) не в полной мере осознают возможные последствия самолечения детей.
Установлено, что около 70% респондентов отдают предпочтение лекарственным препаратам отечественного производства, импортные лекарственные средства предпочитают 17% родителей, причем большинство из них проживают в городе. Затруднились ответить на поставленный вопрос 13% респондентов.
По мнению родителей, для лечения ОРЗ у детей оптимальной лекарственной формой являются сиропы (данной лекарственной форме отдали предпочтения 94% участников анкетирования), 33% родителей также положительно оценили капли. Самую низкую оценку получили такие лекарственные формы как порошки и гранулы, пользующиеся предпочтением всего лишь у 7% опрошенных.
Анализ заполненных анкет включал и оценку параметров конкурентоспособности лекарственных средств (их функциональных свойств) методом ранжирования. Наиболее значимым потребительным свойством лекарственного препарата для большинства родителей является его эффективность. Следующие по важности параметры конкурентоспособности лекарственных препаратов - безопасность, отсутствие противопоказаний, лекарственная форма, способ применения. Наименее значимым для родителей параметром (в 70% случаев) является стоимость лекарственного средства. Однако 8% респондентов наиболее важным свойством лекарственного препарата считают именно его цену. Для 4% родителей наиболее важными параметрами являются способ применения и лекарственная форма. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что не все участники анкетирования обладают необходимыми знаниями о лекарственных средствах и нуждаются в получении информации о них от медицинских или фармацевтических работников.
Удовлетворение ассортиментом лекарственных средств для лечения простудных заболеваний и гриппа у детей выразили 52% опрошенных родителей, 48% респондентов анализируемый ассортимент оценили как недостаточный, причем большинство из них (41%) проживают в сельской местности.
Таким образом, в проведенном социологическом опросе родителей приняло участие достаточное количество респондентов, проживающих как в городской, так и сельской местности, имеющих разное образование и количество членов семьи, а также отличающиеся по своему социальному статусу. Выявлена необходимость проведения информационной работы с родителями в период ожидаемой вспышки острых респираторных заболеваний о мерах профилактики и опасности самолечения детей.
Выводы
1. К самолечению острых респираторных заболеваний у детей в Ставропольском крае прибегает 82% родителей, что является высоким показателем.
2. Основными причинами самолечения детей родителями являются: недостаток времени на посещение врача (41%), недоверие решению врача (36%), мнение родителей о достаточности собственности знаний (34%).
3. Основными мотивациями родителей при выборе лекарственных препаратов являются: рекомендации врача, полученные в предыдущих случаях заболевания (67%), доверие к имеющемуся опыту лечения острых респираторных заболеваний (62%), рекомендации работника аптечной организации (38%), самостоятельное изучение специальной литературы (25%).
4. Наиболее значимым потребительским свойством лекарственного препарата для родителей является его эффективность, далее следует безопасность, отсутствие противопоказаний, лекарственная форма и способ применения.
5. Родители не в полной мере осознают возможные негативные последствия самолечения острых респираторных заболеваний у детей, так как только 5% респондентов считают, что заниматься самолечением детей вообще нельзя, а каждый восьмой респондент допускает возможность самолечения ребенка в возрасте до одного года.
6. С целью уменьшения риска осложнений острых респираторных заболеваний в период эпидемий для родителей необходима информация о профилактических мерах ОРЗ и опасности его самолечения.
Список литературы
1. Ассортиментная политика: новые подходы к профилактике и лечению острых респираторных заболеваний //Новая Аптека. Эффективное управление. 2010. №6. С. 49-50.
2. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики /Мошкова Л.В., Коржавых Э.А., Федина Е.А., Саутенкова Н.Л. М.: МЦФЭР. 2001. 214 с.
3. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. СПб.: Питер. 2003. 304
с.
4. Гришин А.В., Кротов Ю.А., Ячникова М.А. Фармацевтическое консультирование по вопросам лечения острого ринита и катарального фарингита //Новая Аптека. Эффективное управление. 2010 №12 С. 31-38.
5. Кузнецова Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медицина. 1986. 128 с.
6. Кулик В.В., Кабакова Т.И., Кондрашков Н.Г. Изучаем информационные потребности педиатров //Новая Аптека. Эффективное управление. 2008. №9. С. 45-52.
7. Лагунова А. Роль населения в формировании структуры спроса на российском фармацевтическом рынке //Экономический вестник фармации. 2000. №3. С. 83-89.
8. Роль провизора в выявлении побочного действия лекарственных препаратов в процессе ответственного самолечения /Сулейманов С.Ш., Абросимова Н.В.,
Кирпичникова Н.В., Горбач А.А. //Новая Аптека. Эффективное управление. 2010. №1.
С. 38-40.
9. Ростова Н.Б., Солонинина А.В. Рациональное использование лекарственных средств как основа ответственного самолечения //Новая Аптека. Эффективное управление. 2010. №11. С. 34-37.
10.Сулейманов С., Кирпичникова Н. Ответственное самолечение: ликвидируя упущение //Российские аптеки. 2008. №13. С. 8-10.
References
1. Assortimentnaya politika: novye podkhody k profilaktike i lecheniyu ostrykh respiratornykh zabolevaniy [Assortment policy: new approaches to acute respiratory diseases prevention and treatment]. Novaya Apteka. Effektivnoe upravlenie 2010;(6):49-50.
2. Moshkova L.V., Korzhavykh E.A., Fedina E.A., Sautenkova N.L. Bezretsepturnyy otpusk lekarstvennykh sredstv v sisteme samopomoshchi i samoprofilaktiki. [Over-the-counter drug dispensing in self-care and self-prevention system]. Moscow: MTsFER. 2001. 214 p.
3. Bozhuk S.G., Kovalik L.N. Marketingovye issledovaniya [Marketing researches]. SPb.: Piter; 2003. 304 p.
4. Grishin A.V, Krotov Yu.A., Yachnikova M.A. Farmatsevticheskoe konsultirovanie po voprosam lecheniya ostrogo rinita i kataralnogo faringita [Pharmaceutical consulting on the problems of treating acute rhinitis and catarrhal pharingitis]. Novaya Apteka. Effektivnoe upravlenie 2010;(12):31-38.
5. Kuznetsova T.D. Vozrastnye osobennosti dykhaniya detey i podrostkov. [Age specific features of children and adolescent respiration]. Moscow: Meditsina; 1986. 128 p.
6. Kulik V.V., Kabakova T.I., Kondrashkov N.G. Izuchaem informatsionnye potrebnosti pediatrov [Studying pediatricians’ information needs]. Novaya Apteka. Effektivnoe upravlenie 2008;(9):45-52.
7. Lagunova A. Rol naseleniya v formirovanii struktury sprosa na rossiyskom farmatsevticheskom rynke [Role of population in formation of a market structure at the Russian pharmaceutical market]. Ekonomicheskiy vestnikfarmatsii 2000;(3):83-89.
8. Suleymanov S.Sh., Abrosimova N.V., Kirpichnikova N.V., Gorbach A.A. Rol provizora v vyyavlenii pobochnogo deystviya lekarstvennykh preparatov v protsesse otvetstvennogo samolecheniya [Role of a pharmacist in revealing side-effects of drugs in the process of self-treatment]. Novaya Apteka. Effektivnoe upravlenie 2010;(1):38-40.
9. Rostova N.B., Soloninina A.V. Ratsionalnoe ispolzovanie lekarstvennykh sredstv kak osnova otvetstvennogo samolecheniya [Rational usage of drugs as a rationale for responsible self-treatment]. Novaya Apteka. Effektivnoe upravlenie 2010;(11):34-37.
10.Suleymanov S., Kirpichnikova N. Otvetstvennoe samolechenie: likvidiruya upushchenie [Responsible self-treatment: eliminating errors]. Rossiyskie apteki 2008;(13):8-
10.