Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КИТАЯ И РОССИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КИТАЯ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-ценностные ориентации / педагогические вузы / студенты-педагоги / подготовка будущих учителей / китайские вузы / российские вузы / образовательный про-цесс / professional and value orientations / pedagogical universities / student teachers / training of future teachers / Chinese universities / Russian universities / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бао Луси, Донгаузер Елена Викторовна, Андреева Екатерина Евгеньевна, Савва Ксения Михайловна

В статье анализируется проблема развития профессионально-ценностных ориента-ций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Серьезные изменения во всех сфе-рах жизни мирового сообщества актуализировали проблему ориентации будущих учителей на гу-манистические ценности как приоритетные, что предполагает выделение новых ориентиров обра-зовательного процесса в педагогическом вузе через акцентуализацию его аксиологического направления. Целесообразность разработки темы исследования обусловлена ее актуальностью и потребностью в осуществлении сравнительного анализа процесса развития профессионально-ценностных ориентаций студентов – будущих учителей в условиях современной мировой образова-тельной практики на примере педагогических вузов Китая и России. Материалом исследования яв-ляется обобщение опыта преподавания в Харбинском и Аньхойском педагогических университетах (Китай) и опыта преподавания в Уральском государственном педагогическом университете (Рос-сия). В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез научной и методиче-ской литературы, изучение педагогического опыта, изучение нормативной и программной доку-ментации, сравнение, обобщение, конкретизация. Результаты исследования представляют как тео-ретический интерес, связанный с дальнейшим совершенствованием аксиологической составляю-щей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть ис-пользованы при реализации процесса подготовки педагогических кадров обеих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бао Луси, Донгаузер Елена Викторовна, Андреева Екатерина Евгеньевна, Савва Ксения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-VALUES ORIENTATIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN CHINA AND RUSSIA

The article analyzes the problem of developing professional and value orientations in the pro-cess of training modern teaching staff. Serious changes in all spheres of life of the world community have updated the problem of orienting future teachers to humanistic values as a priority, which involves the identification of new guidelines for the educational process in a pedagogical university through the accen-tuation of its axiological direction. The feasibility of developing a research topic is due to its relevance and the need to carry out a comparative analysis of the process of development of professional and value orien-tations of students-future teachers in the conditions of modern world educational practice using the exam-ple of pedagogical universities in China and Russia. The research material is a generalization of teaching experience at Harbin and Anhui Pedagogical Universities (China) and teaching experience at the Ural State Pedagogical University (Russia). The research methods used were analysis and synthesis of scientific and methodological literature, study of teaching experience, study of normative and program documentation, comparison, generalization, and specification. The results of the study are of both theoretical interest asso-ciated with further improvement of the axiological component of higher pedagogical education, and practi-cal significance, since they can be used in the implementation of the process of training teachers in both countries.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КИТАЯ И РОССИИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147

ББК Ч448.904.3 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7

Бао Луси,

SPIN-код: 7033-3650

учитель «Дао Вай Сюе Ю», Харбинская культурно-учебная школа подготовки; Китайская Народная Республика, г. Харбин, провинция Хэйлундзян; e-mail: Baoluci@listl.ru

Донгаузер Елена Викторовна,

SPIN-код: 1460-9810

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: dong-elena@yandex.ru

Андреева Екатерина Евгеньевна,

SPIN-код: 3017-1547

старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: bulgackova@yandex.ru

Савва Ксения Михайловна,

SPIN-код: 7818-9094

старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: kseniya-savva@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КИТАЯ И РОССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионально-ценностные ориентации; педагогические вузы; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; китайские вузы; российские вузы; образовательный процесс

АННОТАЦИЯ. В статье анализируется проблема развития профессионально-ценностных ориента-ций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Серьезные изменения во всех сферах жизни мирового сообщества актуализировали проблему ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как приоритетные, что предполагает выделение новых ориентиров образовательного процесса в педагогическом вузе через акцентуализацию его аксиологического направления. Целесообразность разработки темы исследования обусловлена ее актуальностью и потребностью в осуществлении сравнительного анализа процесса развития профессионально-ценностных ориентаций студентов - будущих учителей в условиях современной мировой образовательной практики на примере педагогических вузов Китая и России. Материалом исследования является обобщение опыта преподавания в Харбинском и Аньхойском педагогических университетах (Китай) и опыта преподавания в Уральском государственном педагогическом университете (Россия). В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез научной и методической литературы, изучение педагогического опыта, изучение нормативной и программной документации, сравнение, обобщение, конкретизация. Результаты исследования представляют как теоретический интерес, связанный с дальнейшим совершенствованием аксиологической составляющей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть использованы при реализации процесса подготовки педагогических кадров обеих стран.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бао, Луси. Исследование проблемы развития профессионально--ценностных ориентаций студентов педагогических вузов Китая и России / Бао Луси, Е. В. Донгаузер, Е. Е. Андреева, К. М. Савва. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. -№ 2. - С. 149-156.

Bao Luxi,

Teacher "Dao Wai Xue Yu", Harbin Cultural and Educational Training School, Harbin, People's Republic of China

Dongauzer Elena Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Andreeva Ekaterina Evgenievna,

Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Savva Kseniya Mikhailovna,

Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

© Бао Луси, Донгаузер Е. В., Андреева Е. Е., Савва К. М., 2024

RESEARCH OF THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-VALUES ORIENTATIONS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES IN CHINA AND RUSSIA

KEYWORDS: professional and value orientations; pedagogical universities; student teachers; training of future teachers; Chinese universities; Russian universities; educational process

ABSTRACT. The article analyzes the problem of developing professional and value orientations in the process of training modern teaching staff. Serious changes in all spheres of life of the world community have updated the problem of orienting future teachers to humanistic values as a priority, which involves the identification of new guidelines for the educational process in a pedagogical university through the accentuation of its axiological direction. The feasibility of developing a research topic is due to its relevance and the need to carry out a comparative analysis of the process of development of professional and value orientations of students-future teachers in the conditions of modern world educational practice using the example of pedagogical universities in China and Russia. The research material is a generalization of teaching experience at Harbin and Anhui Pedagogical Universities (China) and teaching experience at the Ural State Pedagogical University (Russia). The research methods used were analysis and synthesis of scientific and methodological literature, study of teaching experience, study of normative and program documentation, comparison, generalization, and specification. The results of the study are of both theoretical interest associated with further improvement of the axiological component of higher pedagogical education, and practical significance, since they can be used in the implementation of the process of training teachers in both countries.

FOR CITATION: Bao, Luxi, Dongauzer, E. V., Andreeva, E. E., Savva, K. M. (2024). Research of the Problem of Development of Professional-Values Orientations of Students of Pedagogical Universities in China and Russia. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 149-156.

Введение. Изменения в социальной, экономической, духовной сферах мирового сообщества привели к смене ценностных приоритетов. С одной стороны, происходит распространение ценностей, ориентирующих на признание в качестве высшей ценности человека, его прав на свободное и полноценное развитие. С другой стороны, возрастает опасность утверждения ценностных установок утилитарно-прагматического характера. В этой ситуации актуализируется проблема ориентации будущих учителей на общечеловеческие ценности как приоритетные. Данный факт является серьезной задачей для многих государств, в том числе для России и Китая. Сравнение условий становления профессионально-ценностной сферы китайских и российских студентов - будущих учителей обосновано успешным образовательным обменом между Китаем и Россией, а также прошлыми и настоящими двусторонними интересами. Поскольку Китай и Россия являются соседними дружественными странами и взаимно переживают период модернизации образования, в том числе и педагогического, результаты данного исследования могут представлять научный и практический интерес для обеих стран.

Китай, как и Россия, не только сохраняет систему педагогического образования как самостоятельный организационный и содержательный сегмент национальной системы образования, но и продолжает активно и поступательно его развивать [16]. К настоящему времени в России и Китае принят ряд нормативных документов, отражающих необходимость изменений и повышения качества подготовки будущих пе-

дагогических работников. В развитии системы образования и разработке образовательной политики Российская Федерация ориентируется на современные тенденции и факторы развития образования в мире и внутри страны [2]. Приняты новые вузовские стандарты по направлению подготовки «Педагогическое образование», профессиональный стандарт «Педагог», «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» и другие документы, где обозначены требования к компетенциям учителей. В Китае интерес к данной тематике обусловлен задачами государственной политики в сфере образования, особым статусом учителей, который закреплен следующими документами: Закон КНР от 31.10.1993 «Об учителях», Мнения Государственного совета КНР от 2012 «Об укреплении структуры учителей», Мнения Национальной комиссии развития и реформ Министерства финансов и Министерства образования КНР от 2012 «Об углублении реформы педагогического образования» и др. В Китае на сегодняшний день утверждены «Мнения о реализации программы по подготовке превосходных учителей», «Стандарты профессиональной компетентности будущих учителей по направлению «Педагогическое образование» и другие документы, в которых представлены требования к реформе подготовки учителей [1; 5-7; 16]. Однако развитие компетенций будущих учителей любого государства невозможно без становления их профессионально-ценностных ориентаций. Цель данного исследования - осуществить сравнительно-сопоставительный анализ условий процесса развития профессиональ-

ных ценностных ориентаций китайских и российских студентов в сфере педагогического образования.

Анализ актуальных исследований и публикаций. В Китае и России научные исследования по отдельным вопросам изучаемой проблемы достаточно обширны и достигли определенного значимого уровня. В России изучением развития профессионально-ценностных ориентаций занимались следующие авторы: Е. В. Бондарев-ская, Н. А. Асташова, А. А. Орлов, Н. С. Розов, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, И. Н. Первухина, Г. А. Репринцева и др. Роль различных видов деятельности в формировании ценностных ориентаций личности, в том числе профессиональных, отражена в трудах Е. С. Волкова, И. Н. Первухиной, Е. Н. Шиянова, Л. Х. Магамадовой, Е. В. Лопаткина, Т. В. Беловой, А. М. Булы-нина и др. В некоторых исследованиях рассматривается ряд аспектов данной проблемы: развитие ценностных ориентаций педагогов в процессе познавательной деятельности (А. А. Орлов, О. А. Сидоренко), формирование ценностных ориентаций педагогов в процессе общения (С. В. Новикова, И. Н. Первухина, А. М. Булынин); процесс профессионально-педагогической подготовки и самоопределение студентов с учетом ценности педагогического образования (В. А. Сла-стенин, О. А. Сидоренко, Г. И. Чижакова, Г. Д. Бабушкин и др.).

Аналогичные вопросы развития профессиональных ценностей и ориентаций в Китае отражены в трудах Лю Цзе, Пан Маоюань, Цзян Цзяньхуа, Чжан Чанг, Ян Ван, Цуй Хунхай, Ли Бин, Цуй Линь и др. В работах Лю Нань, Шень Цибяо, Чжу Жийтянь, Ма Цзяхун, Цуй Хунхай, Цзи Цзуньфэн, Цзинь Синь Синь, Тань Чжисун, Чжун Цицюань, Ху Хуэйминь, Чжу Сюйдун, Хонг Мин, Лю Сяоянь, Цзи Цяньнань, Юань Фаньфань, Ху Цзяньхуа, Лю Янчунь, Чжан Чжаоюй рассматриваются вопросы развития и реформирования профессиональной подготовки учителей в китайских педагогических университетах, а также эволюция используемого там учебно-методического обеспечения.

Методология и методы исследования. Методологическими основаниями данного исследования выступают аксиологический подход к пониманию профессионально-ценностных ориентаций, отражающих содержательную сторону направленности личности (В. А. Сластенин [10], Л. Х. Ма-гамадова [8], Н. А. Шайденко, Е. Я. Орехова, А. Н.Сергеев, Л. Н. Полунина [14]); положения о значимости профессиональных ценностей для становления и саморазвития специалиста (В. А. Сластенин [10], Л. Х. Ма-

гамадова [8], С. А. Хмара [11], Г. А. Репринцева [9]); идеи гуманизации профессионально-педагогического образования (В. А. Сластенин [10], С. С. Донецкая, Цзи Цяньнань [5], Е. О. Гаспарович [4], Цуй Линь [13], Ян Ван [17], Яньхуэй Ли [18] и др.); сравнительный подход, позволяющий сопоставить системы высшего педагогического образования Китая и России и особенности становления профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей обеих стран (Ли Бин, О. Н. Игна [6], Лю Нань [7], Бао Луси, Е. В. Донгаузер, Е. О. Гаспарович [1], Ху Цзяньхуа, Лю Янчунь [12], Цуй Линь [13], Яньхуэй Ли [18] и др.).

В ходе исследования применялся комплекс теоретических методов: анализ и синтез научной и методической литературы, изучение нормативно-программной документации, изучение педагогического опыта, сравнение, систематизация, обобщение, конкретизация. В ходе анализа литературы по проблеме исследования были выявлены различные научные подходы к определению ключевых понятий исследования: ценностные ориентации, профессионально-ценностные ориентации студентов. В результате проведенного анализа и обобщения наиболее существенных признаков понятий были уточнены их определения. На основе сравнительного анализа систем подготовки педагогических кадров двух стран выявлены условия, влияющие на процесс развития профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических вузов Китая и России.

Новизна исследования состоит в том, что выявленные условия процесса развития профессионально-ценностных ориентаций китайских и российских студентов обогащают педагогическую теорию и способствуют дальнейшему развитию аксиологической составляющей профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих учителей обеих стран.

Основной материал исследования. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что выявление и определение условий процесса развития профессионально-ценностных ориентаций студентов - будущих учителей России и Китая возможно при проведении сопоставительного анализа высшего педагогического образования Китая и России и выявлении особенностей профессиональной подготовки педагогических кадров обеих стран.

В педагогике и психологии «ценностные ориентации» представляются как го-

товность человека к определенным способам поведения, которая выражается в отношении личности к тем или другим ценностям материальной и духовной культуры. Именно этот компонент наиболее важен в структуре личности, выступая в качестве звена, объединяющего мировоззренческий и функциональный уровни личности в единую динамическую систему. В связи с этим функциональный механизм ценностных ориентаций обладает большим потенциалом в плане решения педагогических задач.

Понятие «профессионально-ценностные ориентации» является частным понятием относительно общего понятия «ценностные ориентации». Оно определяет ключевые характеристики последнего по отношению к характеристикам профессии и профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, профессионально-ценностные ориентации представляют собой определенную форму взаимосвязи личности будущего учителя с педагогической профессией, отражающую как понимание социальной значимости педагогической деятельности, так и проекцию своих ценностей и необходимости их реализации в этой профессиональной деятельности. Проанализировав различные позиции (Л. Х. Магамадо-ва [8], Г. А. Репринцева [9] В. А. Сластенин [10], С. А. Хмара [11] и др.) в рассмотрении феномена профессиональных ценностных ориентаций, мы считаем трактовку В. А. Сластенина наиболее полной, позволяющей создавать определенные условия для целенаправленного формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов - будущих учителей. Вслед за В. А. Сластениным мы рассматриваем профессионально-ценностные ориентации как одно из стержневых образований личности

студента. Данная категория определяет позитивную социальную позицию, верность гуманистическим идеалам, выступает как важный компонент профессиональной деятельности, избирательного отношения студента к своей личности в контексте учебной деятельности и принадлежности к профессии [10]. Таким образом, профессиональная ценностная ориентация является одним из важнейших элементов структуры личности студента, интегрируя личностное и профессиональное «Я», придавая смысл и направляя его деятельность, регулируя его поведение в учебной и профессиональной деятельности.

Проблема развития профессиональных ценностных ориентаций студентов актуальна для всех педагогических учебных заведений на этапе профессиональной подготовки обучающихся. Однако система профессиональных ориентаций студентов, особенно начальных курсов, является весьма динамичной. В связи с этим одной из основных задач педагогических вузов является определение условий обучения и воспитания, позволяющих студентам осознать и проанализировать собственные ценностные ориентации, понять и принять ценности педагогической профессии.

Для выявления указанных условий на первом этапе нашего исследования мы провели обобщенный сравнительный анализ высшего педагогического образования двух стран, реализуемый в системе университетского образования, который представлен в таблице 1. Критериями анализа систем были: уровень высшего профессионального педагогического образования; количество лет, затрачиваемых на профессиональную подготовку; формы получения образования.

Сравнительный анализ высшего педагогического образования в Китае и России

Таблица 1

Критерии Высшее педагогическое образование (университеты)

в Китае в России

Уровень высшего профессионально-педагогического образования бакалавриат - бэнькэ, магистратура - шуоши, докторантура - боши бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура

Количество лет, затрачиваемых на профессиональную подготовку бакалавриат - 4 года; магистратура - 2-3 года; докторантура -3-4 года бакалавриат/специалитет - 4/5 лет; магистратура - 2 года; аспирантура -3 года

Формы получения образования очная, очно-заочная, заочная очная, очно-заочная, заочная, дистанционная

По данным таблицы 1 сделан вывод о том, что высшее педагогическое образование в Китае и России не имеет особых различий, однако и не полностью идентично. Уровни высшего образования, количество лет, затрачиваемых на подготовку, формы получения образования имеют свою специфику, которая определяется образователь-

ной политикой каждого государства. Отсутствие же особых различий в системах профессиональной подготовки педагогических кадров обеих стран является объединяющим фактором в рамках решения проблемы исследования.

Для достижения поставленной цели в исследовании на втором этапе был прове-

ден анализ учебных планов и образовательной практики педагогических вузов Китая и России, в частности Харбинского и Аньхой-ского педагогических университетов (Китай) и ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

(Россия), который позволил выявить и определить условия процесса развития профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогических кадров Китая и России, детерминированные особенностями профессиональной подготовки (табл. 2).

Таблица 2

Условия процесса развития профессионально-ценностных ориентаций студентов Китая и России в педагогическом вузе

В Китае В России

Теоретическая подготовка

Изучение дисциплин педагогического цикла (2 курс): • блок обязательных дисциплин: «Педагогика», «Развитие психологии и образования», «Теория предметного обучения», «Нравственное воспитание учителя и образовательное право»; • блок дисциплин по выбору: «Краткий курс истории зарубежной педагогики», «Технологии обучения», «Анализ трудов китайских и зарубежных деятелей образования», «Проблемы психологии учащихся и педагогика», «Учебные планы и учебно-методические материалы» Изучение дисциплин педагогического цикла: • блок обязательных дисциплин: «Введение в профессию» (1 курс) «Педагогика» (2 курс) «Основы вожатской деятельности» (2 курс) «Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)» (2 курс) «Практикум по проектированию образовательных программ» (з курс)

Практическая подготовка

Актуализация приобретенных предметных специальных знаний на практике через следующие виды практик: - педагогическая практика; - практика работы классного руководителя; - учебное исследование Актуализация приобретенных предметных специальных знаний на практике через следующие виды практик: - учебная (ознакомительная) практика; - производственная педагогическая практика (технологическая, научно-исследовательская, вожатская и др.); - преддипломная (исследовательская) практика

Дополнительные возможности

- систематическое взаимодействие с руководителями и педагогическими работниками различных образовательных учреждений (детские сады, школы); - взаимодействие бакалавров и магистрантов (система наставничества «равный равному») - воспитательная внеучебная работа со студентами: участие в деятельности структур и молодежных организаций, участие в конкурсном и олимпиадном движении, реализация научно-исследовательского потенциала студентов; - деятельность студенческих клубов; - система студенческих педагогических отрядов

В результате проведенного анализа, кратко представленного в таблице 2, были выделены особенности профессиональной подготовки педагогических кадров Китая и России, определяющие условия процесса развития профессионально-ценностных ориентаций студентов:

1. Теоретическая подготовка. Формирование знаний о профессиональных ценностях будущих педагогов обеих стран осуществляется через изучение дисциплин педагогического цикла, содержание которых имеет богатейший аксиологический потенциал. Совокупность педагогических дисциплин вузов Китая и России имеет теоретико-методологическую направленность, что способствует становлению знаниевого компонента ценностных ориентаций. В связи с этим научное педагогическое знание представляется как личностная ценность, приводит к пониманию студентом сущности ценностей, а также правильной их трактовке. Дисциплины формируют у студентов

понимание гуманистической природы педагогики и профессиональной педагогической деятельности, уточняют взаимосвязь с другими гуманитарными дисциплинами, представляют аксиологические основания научно-педагогической теории и практики.

2. Практическая подготовка. Большая доля в образовательном процессе педагогических университетов Китая и России принадлежит различным видам учебных практик, способствующих ценностному самоопределению студентов через непосредственную профессиональную педагогическую деятельность. Данный вид деятельности оказывает значительное влияние на профессионально-ценностные ориентации студентов. В ходе практики аксиологический компонент включает оценку правильности выбора будущей профессии и реализацию приобретенных предметных знаний. Практика развивает познавательную самостоятельность студента в поиске новых знаний, необходимых для подготовки уроков и

воспитательных мероприятий, чувство успеха и самоосуществление в настоящей профессиональной реальности. В ходе практики у студентов также формируются ценностные представления о школе, учениках и своей будущей деятельности, основанные на осмыслении прожитого периода жизнедеятельности.

3. Дополнительные возможности систем профессиональной подготовки будущих педагогов связаны с разнообразной воспитательной внеучебной деятельностью студентов (Россия) и систематическим взаимодействием бакалавров с представителями образовательных учреждений, со студентами магистратуры (Китай). Воспитательная работа в педагогических вузах России включает в себя следующие виды деятельности студентов, которые также влияют на профессионально-ценностные ориентации: участие в деятельности структур и молодежных организаций (студенческий совет, добровольческие отряды, поисковые отряды и др.), участие в конкурсном и олимпиадном движении различных уровня и направленности, реализация научно-исследовательского потенциала студентов через участие в научно-практических конференциях, публикации научных статей и др. Отдельным компонентом формирования профессионально-ценностной сферы студентов является их участие в деятельности студенческих клубов. С помощью таких клубов можно создать подходящую организацию досуга, позволяющую молодым людям реализовать свой творческий потенциал, выявить свои таланты и способности, провести время в общественно полезной деятельности. В Китае профессиональные ценности студентов педагогического вуза рассматриваются как явление, основанное на сложившихся у них профессиональных ценностях в процессе получения образования в области социальной и профессиональной этики, общественных и личностных ценностей, основных социалистических ценностей, идеалов и убеждений в школе и в период обучения в вузе. Подготовка педагогов является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Представленный общественности в 2019 году План модернизации образования Китая до 2035 года включает мероприятия по созданию высококачественной профессиональной и инновационной педагогической команды [16]. Университеты несут важную миссию по созданию нравственного воспитания, а формирование профессиональных ценностей студентов является неотъемлемой частью укрепления идеологического и политического образования в университетах. Уни-

верситеты должны ориентироваться на свои цели воспитания профессиональных ценностей и обеспечивать необходимое руководство для правильного формирования профессиональных ценностей студентов педагогических вузов [6; 13; 15; 17; 18]. В этой связи одним из направлений развития профессионально-ценностных ориентаций является систематическое взаимодействие будущих учителей с руководителями и педагогическими работниками школ Китая, а также студентами-магистрантами для передачи опыта студентам-бакалаврам (система наставничества «равный равному»). Это могут быть встречи, экскурсии и другие формы взаимодействия. Си Цзиньпин утверждает, что становление профессиональных ценностей невозможно без коллектива: «Будучи важной частью будущего преподавательского состава, профессиональные ценности, которые формируются у студентов, оказывают важное влияние на их мотивацию, восприятие карьеры и карьерные устремления в преподавании в дальнейшем». В связи с этим возрастает значимость развития взаимодействия студентов в группе между собой, а также студентов и представителей педагогического сообщества [7; 13; 18].

Заключение. Анализ научно-методической литературы по вопросу изучения проблемы развития профессионально-ценностных ориентаций российских и китайских студентов в условиях педагогических вузов позволил нам сформулировать следующие выводы.

В процессе развития профессионально-ценностных ориентаций российских и китайских студентов в условиях педагогического вуза существуют сходства и различия, которые основаны на социокультурных особенностях двух стран. В качестве объединяющего фактора следует отметить, что одними из важнейших задач высшего педагогического образования в обеих странах являются организация образовательного процесса с целью формирования у студентов личностных и профессиональных ценностей, выбор гуманистических стратегий деятельности, поиск путей профессионального и личностного саморазвития [3]. Так, формирование знаний о профессиональных ценностях будущих педагогов обеих стран осуществляется через изучение дисциплин педагогического цикла, содержательно имеющих существенный аксиологический потенциал. Также большое внимание в педагогических вузах России и Китая уделяется реализации различных видов практик, которые способствуют развитию профессиональных ценностей студентов через осуществление конкретной педагогической деятельности.

Помимо сходств, выявлены следующие особенности. В России профессионально-ценностные ориентации развиваются у студентов в ходе учебной деятельности (во время занятий и практической подготовки) и воспитательной внеучебной деятельности. В Китае, помимо учебной деятельности и практики, существенное внимание уделяется систематическому взаимодействию студентов с педагогами и директорами школ и других образовательных учреждений, а также с магистрантами. Профессиональные ценностные ориентации студентов - будущих учителей КНР основываются и неразрывно связаны с идеологией страны.

всех вопросов целенаправленного осмысления профессионально-ценностного пространства будущих специалистов на этапе высшего образования. Однако результаты проведенного исследования позволяют заложить основу и наметить пути для дальнейшего изучения поставленной проблемы. Последующие исследования были бы перспективными как с точки зрения анализа и изучения педагогического опыта систем образования двух стран, так и с позиции создания программ и практических рекомендаций по развитию ценностных ориентаций у современных студентов - будущих учителей России и Китая.

Настоящее исследование не охватывает

ЛИТЕРАТУРА

1. Бао, Л. Актуальность формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов Китая и России в условиях вуза / Л. Бао, Е. В. Донгаузер, Е. О. Гаспарович. - Текст : непосредственный // Бизнес. Образование. Право. - 2023. - № 2(63). - С. 337-340.

2. Бородина, Е. М. Нормативно-правовой аспект развития системы образования в Российской Федерации / Е. М. Бородина. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы социогуманитарного образования : сборник статей. - Екатеринбург : [б. и.], 2022. - С. 196-200.

3. Донгаузер, Е. В. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности современного студента вуза / Е. В. Донгаузер, Л. Бао. - Текст : непосредственный // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2021. - № 3. - С. 24-32.

4. Донгаузер, Е. В. Корпоративная культура и социальная ответственность университета в вопросах профессиональной социализации магистрантов с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Донгаузер, Е. О. Гаспарович, Л. Бао, Ц. Ли. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3. - С. 195-203.

5. Донецкая, С. С. Реформирование системы высшего образования в Китае: современные итоги / С. С. Донецкая, Цяньнань Цзи. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2018. -Т. 27, № 12. - С. 79-92.

6. Ли, Б. Этапы развития профессионального педагогического образования в Китае и России / Б. Ли, О. Н. Игна. - Текст : непосредственный / / Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 5(27). - С. 30-39.

7. Лю, Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае : дис. ... канд. пед. наук / Нань Лю. - М., 2018. - 216 с. - Текст : непосредственный.

8. Магамадова, Л. Х. Управление процессом развития профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук / Л. Х. Магамадова. - М., 1993. - 168 с. - Текст : непосредственный.

9. Репринцева, Г. А. Особенности ценностных ориентаций педагогов / Г. А. Репринцева. - Текст : непосредственный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - С. 67-70.

10. Сластенин, В. А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя / В. А. Сла-стенин. - Текст : непосредственный // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. - М., 1995. - С. 3-15.

11. Хмара, С. А. Современное состояние формирования профессиональных ценностных ориентаций учителя / С. А. Хмара. - Текст : непосредственный // Современные вызовы и перспективы развития физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности : сборник научных трудов. - Хабаровск, 2021. - С. 253-256.

12. Ху, Цзяньхуа. Развитие высшего образования в Китае / Цзяньхуа Ху, Янчунь Лю. - Текст : непосредственный // Россия - Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ / отв. ред. В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. - М. : Наука, 2019. - С. 392-408.

13. Цуй, Л. Основные тенденции развития педагогического образования в России и Китае / Л. Цуй. -Текст : непосредственный // Казачество. - 2023. - № 68(3). - С. 24-27.

14. Шайденко, Н. А. Модернизация российского педагогического образования: глобальный и национальный контексты : монография / Н. А. Шайденко, Е. Я. Орехова, А. Н. Сергеев, Л. Н. Полунина. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 242 с. - Текст : непосредственный.

15. Юань, Ф. Специфика развития университетского образования в Китае / Ф. Юань, Е. И. Бражник. -Текст : непосредственный // Человек и образование. - 2020. - № 4(65). - С. 121-126.

16. Юдин, А. В. Основные тенденции развития системы педагогического образования в Китайской Народной Республике на современном этапе / А. В. Юдин, Чжаоюй Чжан, А. В. Лубков, О. А. Морозова. -Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2021. - № 4. - С. 43-56.

17. Ян, Ван. Социальная миссия университетов КНР в условиях модернизации / Ван Ян. - Текст : электронный / / Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnaya-missiya-universitetov-knr-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 11.01.2024).

18. Яньхуэй, Ли. Гуманистическая направленность модернизации высшего педагогического образования в России и Китае : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ли Яньхуэй. - Иркутск, 2007. - 21 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Bao, L., Dongauzer, E. V., Gasparovich, E. O. (2023). Aktual'nost' formirovaniya professional'no-tsennostnykh orientatsii studentov Kitaya i Rossii v usloviyakh vuza [The Relevance of the Formation of Professional and Value Orientations of Students in China and Russia in a University Environment]. In Biznes. Obra-zovanie. Pravo. No. 2(63), pp. 337-340.

2. Borodina, E. M. (2022). Normativno-pravovoi aspekt razvitiya sistemy obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii [Regulatory and Legal Aspect of the Development of the Education System in the Russian Federation]. In Ak-tual'nyeproblemy sotsiogumanitarnogo obrazovaniya: sbornik statei. Ekaterinburg, pp. 196-200.

3. Dongauzer, E. V., Bao, L. (2021). Osobennosti motivatsionno-tsennostnoi sfery lichnosti sovremennogo studenta vuza [Features of the Motivational and Value Sphere of the Personality of a Modern University Student]. In Vestnikpsikhologii ipedagogiki Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 3, pp. 24-32.

4. Dongauzer, E. V., Gasparovich, E. O., Bao, L., Li, C. (2021). Korporativnaya kul'tura i sotsial'naya ot-vetstvennost' universiteta v voprosakh professional'noi sotsializatsii magistrantov s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya [Corporate Culture and Social Responsibility of the University in Matters of Professional Socialization of Undergraduates with Disabilities]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 3, pp. 195-203.

5. Donetskaya, S. S., Ji, Qiannan. (2018). Reformirovanie sistemy vysshego obrazovaniya v Kitae: sov-remennye itogi [Reforming the Higher Education System in China: Current Results]. In Vysshee obrazovanie v Rossii. Vol. 27. No. 12, pp. 79-92.

6. Li, B., Igna, O. N. (2019). Etapy razvitiya professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya v Kitae i Rossii [Stages of Development of Professional Teacher Education in China and Russia]. In Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. No. 5(27), pp. 30-39.

7. Liu, Nan. (2018). Sravnitel'nyi analiz sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i Kitae [Comparative Analysis of the Teacher Education System in Russia and China]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 216 p.

8. Magamadova, L. Kh. (1993). Upravlenie protsessom razvitiya professional'no-tsennostnykh orientatsii budushchikh uchitelei [Managing the Process of Development of Professional and Value Orientations of Future Teachers]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 168 p.

9. Reprintseva, G. A. (2020). Osobennosti tsennostnykh orientatsii pedagogov [Features of Value Orientations of Teachers]. In Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya. No. 3, pp. 67-70.

10. Slastenin, V. A. (1995). Tsennostnye orientatsii i professional'noe samosoznanie uchitelya [Value Orientations and Professional Self-Awareness of a Teacher]. In Tsennostnye orientatsii v sfere pedagogicheskogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost'. Moscow, pp. 3-15.

11. Khmara, S. A. (2021). Sovremennoe sostoyanie formirovaniya professional'nykh tsennostnykh orientatsii uchitelya [The Current State of the Formation of Professional Value Orientations of Teachers]. In Sovremennye vyzovy i perspektivy razvitiya fizicheskoi kul'tury, sporta i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: sbornik nauchnykh trudov. Khabarovsk, pp. 253-256.

12. Hu, Jianhua, Liu, Yanchun. (2019). Razvitie vysshego obrazovaniya v Kitae [Development of Higher Education in China]. In Borisenkov, V. P., Mei, Hancheng (Eds.). Rossiya — Kitai: tendentsii razvitiya obrazovaniya vXXI v.: sravnitel'nyi analiz. Moscow, Nauka, pp. 392-408.

13. Tsui, L. (2023). Osnovnye tendentsii razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i Kitae [Main Trends in the Development of Teacher Education in Russia and China]. In Kazachestvo. No. 68(3), pp. 24-27.

14. Shaydenko, N. A., Orekhova, E. Ya., Sergeev, A. N., Polunina, L. N. (2019). Modernizatsiya rossiiskogo pedagogicheskogo obrazovaniya: global'nyi i natsional'nyi konteksty [Modernization of Russian Teacher Education: Global and National Contexts]. Moscow, INFRA-M. 242 p.

15. Yuan, F., Brazhnik, E. I. (2020). Spetsifika razvitiya universitetskogo obrazovaniya v Kitae [Specifics of the Development of University Education in China]. In Chelovek i obrazovanie. No. 4(65), pp. 121-126.

16. Yudin, A. V., Zhang, Zhaoyu, Lubkov, A. V., Morozova, O. A. (2021). Osnovnye tendentsii razvitiya siste-my pedagogicheskogo obrazovaniya v Kitaiskoi Narodnoi Respublike na sovremennom etape [Main Trends in the Development of the Teacher Education System in the People's Republic of China at the Present Stage]. In Nauka i shkola. No. 4, pp. 43-56.

17. Yang, Wang. (2018). Sotsial'naya missiya universitetov KNR v usloviyakh modernizatsii [Social Mission of Chinese Universities in the Context of Modernization]. In Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnaya-missiya-universitetov-knr-v-usloviyah-modernizatsii (mode of access: 11.01.2024).

18. Yanhui, Li. (2007). Gumanisticheskaya napravlennost' modernizatsii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i Kitae [Humanistic Orientation of Modernization of Higher Pedagogical Education in Russia and China]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Irkutsk. 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.