Научная статья на тему 'Исследование проблемы криминализации учащейся молодежи: социально-психологический аспект'

Исследование проблемы криминализации учащейся молодежи: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / КРИМИНАЛЬНЫЕ НОРМЫ / НАСИЛИЕ / МОНИТОРИНГ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / STUDENT YOUTH / REFERENCE GROUP / CRIMINALIZATION OF CONSCIOUSNESS / CRIMINAL NORMS / VIOLENCE / MONITORING OF DESTRUCTIVE MANIFESTATIONS / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиллер В.В.

В статье описывается перечень индикаторов, разработанных автором в рамках концепции мониторинга деструктивных проявлений в молодежной среде, успешно реализуемого на практике в течение четырех лет. В тексте продемонстрированы практические результаты, полученные в ходе опросов, проведенных в феврале и мае 2018 года, среди школьников и студентов средних и высших учебных заведений Кемеровской области. Проводимые замеры носят диагностический характер и позволяют охарактеризовать массовое сознание учащейся молодежи через призму степени и уровня его криминализации в количественной форме. На основе полученных результатов можно формировать перечень методических рекомендаций при проведении серии мероприятий, направленных на профилактику преступности в подростковой и молодежной среде. Статья предназначена для практической работы социальным педагогам, психологам, заместителям руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе и инспекторам по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE PROBLEM OF CRIMINALIZATION OF PARTICIPATING YOUTH: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

The article describes the list of indicators developed by the author within the framework of the concept of monitoring of destructive manifestations among the youth, which is implemented successfully in practice for four years. The text demonstrates the practical results obtained in the course of surveys conducted in February and May 2018 among schoolchildren and students of secondary and higher educational institutions of the Kemerovo Oblast. The measurements carried out are diagnostic and make it possible to characterize the mass consciousness of young students in terms of degree and level of their criminalization in quantitative form. Based on the results, it is possible to form a list of guidelines for conducting a series of activities aimed at preventing crime among adolescents and young people. The article is intended for practical work to social teachers, psychologists, deputies of heads of educational institutions for educational work and inspectors of divisions of juvenile justice.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы криминализации учащейся молодежи: социально-психологический аспект»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316.4

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В.В. Шиллер

Аннотация. В статье описывается перечень индикаторов, разработанных автором в рамках концепции мониторинга деструктивных проявлений в молодежной среде, успешно реализуемого на практике в течение четырех лет. В тексте продемонстрированы практические результаты, полученные в ходе опросов, проведенных в феврале и мае 2018 года, среди школьников и студентов средних и высших учебных заведений Кемеровской области. Проводимые замеры носят диагностический характер и позволяют охарактеризовать массовое сознание учащейся молодежи через призму степени и уровня его криминализации в количественной форме. На основе полученных результатов можно формировать перечень методических рекомендаций при проведении серии мероприятий, направленных на профилактику преступности в подростковой и молодежной среде. Статья предназначена для практической работы социальным педагогам, психологам, заместителям руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе и инспекторам по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, референтная группа, криминализация сознания, криминальные нормы, насилие, мониторинг деструктивных проявлений, профилактика преступности.

RESEARCH OF THE PROBLEM OF CRIMINALIZATION

OF PARTICIPATING YOUTH:

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

V. Shiller

Abstract. The article describes the list of indicators developed by the author within the framework of the concept of monitoring of destructive manifestations among the youth, which is implemented successfully in practice for four years. The text demonstrates the practical results obtained in the course of surveys conducted in February and May 2018 among schoolchildren and students of secondary and higher educational institutions of the Kemerovo Oblast. The measurements carried out are diagnostic and make it possible to characterize the mass consciousness of young students in terms of degree and level of their criminalization in quantitative form. Based on the results, it is possible to form a list of guidelines for conducting a series of activities aimed at preventing crime among adolescents and young people. The article is intended for practical work to social teachers, psychologists, deputies of heads of educational institutions for educational work and inspectors of divisions of juvenile justice.

Keywords, student youth, reference group, criminalization of consciousness, criminal norms, violence, monitoring of destructive manifestations, crime prevention.

Общероссийским трендом последних десятилетий является перманентная

криминализация массового сознания членов российского общества, включая молодежь, для которой криминальный мир с его нормами и ценностями является референтной группой. Эти тенденции только начинают получать освещение в научных работах, не выходя пока за рамки теоретической постановки с формулировкой необходимости социологического исследования данного социального феномена [1].

Процесс криминализации сознания молодежи тесно связан с социально-экономическими процессами и проблемами, а также структурой и качественной наполненностью информационного

пространства, имеет свои фазы и циклы, и, следовательно, в силу их динамичности может быть поставлен на мониторинговую основу исследования. Обострение социально-экономической обстановки в России, отмечающееся последние несколько лет, спровоцировало рост криминальных установок и настроений в обществе, проявляющих себя в росте совершенных преступлений, попадающих под действие ряда статей Уголовного Кодекса РФ, что актуализировало проблему формирования индикаторов, позволяющих осуществлять мониторинг этих процессов на постоянной основе.

Для диагностики уровня

криминализированное™ сознания учащейся молодежи нами был сформирован перечень индикаторов, включающий в себя:

- отношение к «стукачеству» - предоставление компрометирующих или обвинительных сведений о ком-либо руководству образовательных учреждений, учителям, преподавателям или сотрудникам правоохранительных органов;

- решение проблем в опоре на криминальные «понятиям»;

- использование в повседневной речи «блатной фени»;

- решение проблем с помощью физической силы;

- ориентация на нормы криминального мира во взаимоотношениях с людьми;

- использование в конфликтах бейсбольных бит или палок в условиях, угрожающих жизни или здоровью;

- ношение ножа или пистолета;

- в случае конфликтной ситуации решение проблем самостоятельно, в том числе с использованием оружия или друзей.

Респондентам необходимо было оценить своих одноклассников или однокурсников через призму наличия или отсутствия у них подобных признаков или проявлений по 4-балльной шкале, где 1 - полное отсутствие признака, а 4 - полное наличие.

При проведении исследования мы использовали надежно зарекомендовавший себя в статистике и прикладной социологии выборочный метод, предполагающий изучение не всей генеральной совокупности - в нашем случае учащейся молодежи всего исследуемого округа, а только части - выборочной совокупности, сформированной на основе случайного отбора единиц наблюдения. Правильная организация выборочного исследования дает надежные результаты, репрезентативные для всей генеральной совокупности [2].

Отбор респондентов для опроса осуществляется посредством многоступенчатой выборки. На каждой ступени используется собственно-случайная, а затем механическая выборка.

Первая ступень. Формирование 5% выборочной совокупности, включающей общеобразовательные и профессиональные учебные заведения муниципальных образований региона.

Вторая ступень. Формирование 5% выборочной совокупности в рамках каждого учебного заведения, включающей часть 9 - 11

классов в школах и студенческие учебные группы среднепрофессиональных и высших учебных заведений.

Третья ступень. Формирование 40% выборочной совокупности в каждом классе и учебной группе, попавших в выборку.

Всего в процессе двухгодичных замеров по данной программе было опрошено 1240 школьников и студентов в пяти муниципальных образованиях региона, охватывающих возрастные категории от 13 до 21 года [3-5].

Для оценки корректности сформулированных вопросов и их верификации нами в 2017 году было проведено пилотное исследование на территории трех муниципальных образований (МО) Кемеровской области [3]. Полученные результаты позволили скорректировать вопросы и уточнить перечень индикаторов, наиболее адекватно отражающих уровень

криминализированности сознания. Результаты по проведенному пилотному исследованию в рамках данной статьи мы обсуждать не будем, акцентировав внимание сразу на основных выборочных исследованиях, проводимых зимой и весной 2018 года.

На основе уточненного перечня индикаторов нами в феврале 2018 года было проведено полноценное выборочное исследование одного из муниципальных образований Кемеровской области, которое мы условно назовем МО-1 [4]. Результаты обработки и рейтингования индикаторов в целом по МО-1 отражены на гистограмме 1.

На первом месте находится заимствованное из криминальной среды негативное отношение к «стукачеству», см. гистограмму 1. По данным пилотного исследования, проведенного в 2017 году, удельный вес этого индикатора колебался в пределах 87 - 94%. Результаты дают нам основания утверждать, что в случае подготовки или совершения какого-либо правонарушения или преступления основная часть опрошенных не станет об этом рассказывать ни представителям образовательных учреждений, ни сотрудникам правоохранительных органов. Подобные формы взаимодействия в молодежной среде воспринимаются крайне отрицательно, расцениваясь не как проявление законопослушной гражданской позиции, а как нарушение сложившихся в коллективах принципов нормативной культуры, основанных на нормах и ценностях криминальных сообществ, исключающих отношения с органами государственной власти.

Гистограмма 1. - Удельный вес индикаторов, характеризующих степень криминализированности сознания учащейся молодежи общеобразовательных и профессиональных учебных заведений МО-1 Кемеровской области. Источник: материалы анкетного опроса учащейся молодежи МО. Февраль 2018 г.

Наличие в среде опрошенных лиц, симпатизирующих криминальному миру и, вполне вероятно, являющихся носителями субкультуры АУЕ прослеживается по индикаторам «Решение проблем по понятиям» (40%), «Использование в речи блатной фени» (31%) и «Ориентация на понятия» (15%), см. гистограмму 1. Под криминальными понятиями понимается свод норм и правил поведения в криминальной среде, следование которым нормативно как для людей, включенных в криминальную иерархию «воров», так и для отбывающих наказание в местах лишения свободы. Нарушение «понятий» жестко наказывается, вплоть до лишения жизни. Ориентацию на «понятия» и использование их принципов при решении проблем можно интерпретировать как следование нормам криминального мира, что вполне укладывается в контекст разобранного выше негативного отношения к «стукачеству». Не противоречит, а подтверждает этот тезис и индикатор «Использование в речи блатной фени», где под «феней» понимается воровской жаргон, являющийся непременным атрибутом именно криминального мира.

Использование силы как способа решения возникающих проблем без обращения в правоохранительные органы противозаконно, поскольку правом на легитимное насилие

обладают только государственные органы власти. Криминальные сообщества используют силовой ресурс как один из основных, при достижении поставленных целей. Около трети опрошенных респондентов в МО-1 готовы решать возникшие проблемы силой, четверть готова решать проблемы самостоятельно, в том числе с использованием оружия и друзей, 21% не исключает использования в конфликтах бит и палок, а 16% носят с собой холодное и, возможно, аналог огнестрельного оружия, см. гистограмму 1.

Перевод процентов в конкретное количество людей, показал, что 195 подростков (каждый четвертый) из выборочной совокупности готовы решать возникшие проблемы с помощью физической силы, 142 человека (каждый пятый) готовы использовать в конфликте биты и палки, 110 человек (каждый шестой) носят с собой оружие, а 172 человека (каждый четвертый) готовы решать возникшие проблемы самостоятельно.

Три месяца спустя, в мае 2018 года, мы провели исследование по данной программе в другом муниципальном образовании области (МО-2), сходном по ряду параметров социально-экономического, демографического и образовательно-культурного уровня с МО-1 [5].

Результаты обработки и рейтингования индикаторов в целом по МО-2 отражены на гистограмме 2.

Гистограмма 2. - Удельный вес индикаторов, характеризующих степень криминализированности сознания учащейся молодежи общеобразовательных и профессиональных учебных заведений МО-2 Кемеровской области. Источник: материалы анкетного опроса учащейся молодежи МО. Май 2018 г.

Выстроенная после расчетов иерархия индикаторов почти тождественна результатам, полученным в рамках опроса учащейся молодежи в МО-1. На первом месте также находится негативное отношение к «стукачеству», см. гистограмму 2. На втором - индикатор «Решение проблем по понятиям» (33%), имеющий правда значение на 7% ниже, чем в МО-1. Готовых решать возникшие проблемы силой не так много - 15%, готовы решать проблемы самостоятельно, в том числе с использованием оружия и друзей - 16%, не исключает использования в конфликтах бит и палок - 17%, а 13% носят с собой холодное и, возможно, аналог огнестрельного оружия, см. гистограмму 2. Полученные показатели значительно ниже аналогичных по МО-1 в феврале 2018 года, но наличие криминального фона в среде учащейся молодежи МО-2 они регистрируют. Переведя проценты в абсолютные показатели, мы выяснили, что 32 подростка (каждый седьмой) из выборочной совокупности готовы решать возникшие проблемы с помощью физической силы, 37 человека (каждый шестой) готовы использовать в конфликте биты и палки, 28 человек (каждый восьмой) носят с собой оружие, а 36 человека (каждый шестой) готовы решать возникшие проблемы самостоятельно.

В целом можно констатировать, что для части опрошенной молодежи обоих муниципальных образований криминальная среда является референтной группой, на нормы и ценности

которой ориентируются школьники и студенты. Процент готовых «решать проблемы по понятиям» довольно высок, что является тревожным сигналом и основанием для проведения продуманных комплексных информационно-профилактических мероприятий, с участием психологов, социальных педагогов и сотрудников ПДН. В рамках информационных мероприятий необходимо использовать выраженные в художественной форме воспоминания отбывающих в свое время наказание «на малолетке» и не понаслышке знакомых с внутренней жизнью колоний для несовершеннолетних (например, цитирование фрагментов книги Леонида Габышева «Одлян или воздух свободы»).

Обработка результатов в гендерном аспекте дала вполне ожидаемые результаты. В мужской группе 6 из 8 основных индикаторов превышают показатели женской [4].

В женской группе чуть выше негативное отношение к «стукачеству» и решение проблем по понятиям [4]. В мужской группе индикаторы «Решение проблем силой», «Использование в конфликтах бит и палок», «Ношение ножа или пистолета» в два раза превышает значение женской группы [4], что вполне соответствует реальности, поскольку мужская среда всегда более агрессивная. Перевод этих результатов из процентов «в люди» дает следующие цифры: 136 юношей из 375 человек в мужской группе (каждый третий) готовы решать возникшие

проблемы с помощью физической силы, 99 юношей из 375 (каждый четвертый) готовы использовать в конфликтах биты и палки, 73 юноши из 375 (каждый пятый) носят с собой оружие.

Обработка результатов МО-2 по этому же параметру дала нам довольно типичные результаты [5]. В мужской группе 5 из 8 основных индикаторов превышают показатели женской [5].

Женская группа, также как и по данным замеров в МО-1, демонстрирует более высокое по сравнению с мужской группой негативное отношение к «стукачеству» и решение проблем по «понятиям» [5]. В мужской группе индикаторы «Решение проблем силой», «Использование в конфликтах бит и палок», «Решение проблем самостоятельно» в два раза превышает значение женской группы [5], что тоже вполне типично и фиксировалось нами ранее на примере результатов МО-1. Перевод этих результатов из процентов «в люди» дает следующие цифры: 20 юношей из 95 человек в мужской группе (каждый пятый) готовы решать возникшие проблемы с помощью физической силы, 23 юношей из 95 (каждый четвертый) готовы использовать в конфликтах биты и палки, 15 юношей из 95 (каждый шестой) носят с собой оружие.

Полученные результаты подсказывают следующую информационно-профилактическую стратегию работы в области снижения уровня криминальных проявлений в среде учащейся молодежи опрошенных муниципальных образований: упор в первую очередь необходимо делать на работу с мужской группой, имеющей более серьезный криминальный потенциал и готовность преступать закон.

Полученные и проинтерпретированные ранее результаты отражают состояние «криминального фона», показывающего удельный вес юношей и девушек, разделяющих те или иные нормы и принципы криминального мира. Для оценки степени системности криминальных

представлений в среде учащейся молодежи мы использовали расчет корреляционных показателей. Расчеты осуществлялись по выборке в целом, каждому идентифицированному учебному заведению и гендерным группам. Интерпретация полученных результатов осуществлялась через призму тесноты взаимосвязи между парами признаков -индикаторами. Шкала, применяемая в статистике, предлагает следующим образом оценивать полученные показатели: 0 - 0,3 - очень слабая

взаимосвязь, 0,4 - 0,7 - средней силы, 0,8 - 1 -высокая взаимосвязь.

Используя основной статический массив данных, мы рассчитали корреляции по формуле Пирсона, составив корреляционную матрицу. Анализу подвергались только взаимосвязи средней силы и выше 0,8. Основная часть интерпретируемых взаимосвязей по обоим муниципальным образованиям находится в пределах 0,41-0,53, отражая тесноту средней силы.

Анализ полученных данных свидетельствует о фундаментальном значении криминальных «понятий» для части опрошенной молодежи. Из одиннадцати восемь блоков-индикаторов связаны с индикатором «понятия», в соответствии с которыми решение проблем с помощью физической силы, решение проблем самостоятельно, без обращения в правоохранительные органы, использование в конфликтах бит и палок, а также ношение оружия является нормой. Самые рейтинговые блоки-индикаторы, присутствующие почти во всех учебных заведениях и гендерных группах: I -решение проблем по понятиям=решение проблем силой и II - решение проблем силой=использование в конфликтах бит и палок

[4].

Расчет корреляций по материалам, полученным в МО-2, демонстрирует примерно аналогичные тенденции, имея свою специфику, прослеживаемую ранее на примере общих значений базовых индикаторов [5].

Принципиальное отличие результатов МО-2 от показателей, полученных по материалам МО-1, заключается в наличии более тесных взаимосвязей между индикаторами, при их более низком общем удельном весе. Из 20 блоков-индикаторов 13 связаны с «понятиями», в соответствии с которыми решение проблем с помощью физической силы, решение проблем самостоятельно, без обращения в правоохранительные органы, использование в конфликтах бит и палок, негатив к «стукачеству», положительное отношение к нацистской символике, а также ношение оружия является нормой. Самые рейтинговые блоки-индикаторы, присутствующие почти во всех учебных заведениях, возрастных и гендерных группах: I -решение проблем по понятиям=решение проблем силой, II - решение проблем силой=использование в конфликтах бит и палок, III - решение проблем силой=ориентация на понятия, IV - использование в конфликтах бит и палок=ориентация на понятия и V - ношение

ножа или пистолета=ориентация на понятия. Все эти связки фактически дублируют друг друга. Самое большое количество блоков-индикаторов, отражающих сложившуюся систему

криминальных взглядов в массовом сознании учащейся молодежи, фиксируется в 8 классах (9 из 20), 9 классах (11 из 20) и 10 классах (8 из 20). Меньше всего блоков-индикаторов присутствует в седьмых классах (3 из 20) [5].

Таким образом, уровень

криминализированности сознания учащейся молодежи исследуемых территорий позволяет предполагать, что часть опрошенных подростков и молодежи заражена идеями криминальной субкультуры АУЕ, что следует из анализа полученных в результате расчетов

корреляционных показателей блоков-индикаторов, основанных, преимущественно на криминальных понятиях. Ключевыми индикаторами, связанными с «понятиями» является физическое насилие, основанное на применении бит и палок, как главный способ самостоятельного решение проблем, без обращения в правоохранительные органы.

Исходя из полученных результатов, необходимо проводить комплексную

информационно-просветительскую и

профилактическую работу начиная как минимум с возрастной категории 14 лет, с использованием всех ресурсов и возможностей правоохранительных органов, образовательных учреждений и СМИ.

Литература:

1. Карнаушенко Л.В. Криминализация сознания россиян как социальная проблема: теоретико-прикладной анализ / Л.В. Карнаушенко // Общество и право. - 2014. - № 3(49). - С. 21-24.

2. Количественные методы в исторических исследованиях: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "История" / И.М. Гарскова, Т.Ф. Изместьева, Л.В. Милов и др.; под ред. И.Д. Ковальченко. - М.: Высшая школа, 1984. - 384 с.

3. Материалы анкетного опроса учащихся и студентов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений муниципальных образований Кемеровской области в январе, марте и мае 2017 года / Архив лаборатории социально-политических

исследований ООО «Экспертно-аналитическое агентство «Авгур». - 315 анкет.

4. Материалы анкетного опроса учащихся и студентов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений МО-1 Кемеровской области в феврале 2018 года / Архив лаборатории социально-политических исследований ООО «Экспертно-аналитическое агентство «Авгур». - 702 анкеты.

5. Материалы анкетного опроса учащихся и студентов общеобразовательных и профессиональных учебных заведений МО-1 Кемеровской области в феврале 2018 года / Архив лаборатории социально-политических исследований ООО «Экспертно-аналитическое агентство «Авгур». - 223 анкеты.

Сведения об авторе:

Шиллер Вадим Викторович (г. Кемерово, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Кемеровского государственного медицинского университета, эксперт Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма», e-mail: shiller.vadim@yandex.ru

Data about the author:

V. Shiller (Kemerovo, Russia), candidate of historical sciences, associate Professor of the Department of history of Kemerovo state medical University, expert of the Ural Association "Center for ethnoconfessional research, prevention of extremism and counteraction to the ideology of terrorism", e-mail: shiller.vadim@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.