Научная статья на тему 'Исследование проблемы киберфобии в медицинском последипломном образовании'

Исследование проблемы киберфобии в медицинском последипломном образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С В. Ланько

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы киберфобии в медицинском последипломном образовании»



\Zrnu ИТ в последипломном образовании

I и информационные

технологии

С.В.ЛАНЬКО,

ГОУ ДПО Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КИБЕРФОБИИ В МЕДИЦИНСКОМ ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В наш информационный век («век пользователя»), как никогда, актуальна и востребована информационная компетентность специалиста, которая подразумевает навыки поиска, отбора и представления информации и решение профессиональных задач с помощью компьютерных технологий.

Но, наряду с положительными аспектами, глобальная информатизация общества породила ряд психологических проблем и негативных последствий, для решения которых необходим детальный научный анализ. Одним из таких негативных явлений, снижающих эффективность информатизации, является появление эмоционально-психологического дискомфорта при работе на компьютере, так называемый феномен компьютерной тревожности, киберфобия.

Киберфобия - это боязнь компьютера. Страх - необходимая биологическая реакция (эмоция), позволяющая реализовывать инстинкт самосохранения индивида перед лицом реальной опасности или ее угрозы, иногда вымышленной. Компьютер в себе такой угрозы не несет. Поэтому чувства, испытываемые начинающими пользователями во время работы на компьютере, правильнее называть тревожностью, растерянностью, неуверенностью в себе.

Компьютерная тревожность - достаточно распространенное явление. Так, 63% слушателей кафедры информатики и управления в медицинских системах СПбМАПО, не имеющих

© С.В.Ланько, 2004 г.

опыта работы на ПК, считают, что многие люди испытывают чувство страха перед компьютером и лишь 25% подвержены киберфобии. Причем основными причинами такого беспокойства являются большое опасение что-либо испортить, стереть важную информацию, ощущение своей некомпетентности или дефицита времени на фоне «шквала» новой информации.

Ряд известных исследований компьютерной тревожности, как правило, связывают ее также с общей и другими видами тревожности: тестовой, математической, технотревожностью (технофобией) [1-3], и незначительным опытом работы на компьютере. Показано, что компьютерная тревожность отрицательно коррелирует с доверием и симпатией к технике, с практическим опытом. В обширной библиографии по проблеме компьютерной тревожности и психологическим аспектам использования компьютеров утверждается, что почти 70% людей с компьютерной тревожностью не были практиками.

Другие исследования акцентируют внимание на роли половых различий в возникновении компьютерной тревожности. Они мотивированы предположением о том, что овладение компьютерной грамотностью может стать «критическим фильтром» для женщин, которые вследствие этого не будут иметь доступа ко многим родам деятельности. Мифы и стереотипы о сугубо мужской компьютерной культуре также способству-

ИТ В последипломном образовании_www.idmz.nu , КК

№12, 2004 ^

ют возникновению внимания к данной проблеме. Результаты исследований половых различий в возникновении компьютерной тревоги, однако, носят противоречивый характер. Значимыми оказались лишь следующие различия: женщины проявляют большую заинтересованность в «излечении» от компьютерной боязни и охотнее сообщают, что боятся компьютеров, нервничают, беспокоятся при взаимодействии с ними. Женщины также чаще, чем мужчины, отмечают наличие компьютерной тревожности, когда представляют себя сидящими за компьютером и в ситуации возникновения возможных затруднений в работе [4].

По нашему мнению, компьютерная тревожность в значительной мере может быть объяснена посредством различных предпочтений людей в области восприятия, переработки и выражения информации, то есть их психологическими типами.

В связи с указанной проблемой на кафедре информатики и управления в медицинских системах СПбМАПО было проведено специальное исследование. Оно имело следующие особенности:

1. Контингент обследованных состоял из врачей различных специальностей и среднего медицинского персонала (13 мужчин и 84 женщины). Этот контингент был разделен на две группы: с синдромом страха перед компьютером (28 человек) и без такого синдрома (69 человек).

2. Для психологического тестирования применялась одна из наиболее известных методик, реализующая типологический подход, разработанный И.Майерс и К.Бриггс.

Система тестов «Индикатор типов личности Майерс-Бриггс» (The Myers-Briggs Type Indicator), или MBTI - это психологическая технология, выявляющая способ существования человека в мире и его отношение к информации. Хотя конечным результатом обработки теста является четырехбуквенный код типа личности с индек-

сами, обозначающими степень выраженности соответствующих функций, на первом этапе анализировался промежуточный однобуквен-ный вариант, определяющий степень выраженности отдельных функций. Ниже приводится расшифровка принятых в тесте обозначений:

E - экстраверт воспринимает информацию извне по мере поступления и ищет контакта с людьми;

I - интроверт для обработки информации нуждается в уединении и отличается глубиной познания;

S - сенсорный тип собирает информацию буквально, используя все каналы восприятия (органы слуха, зрения и др.), и теориям предпочитает конкретные факты;

N - интуитивный тип воспринимает информацию посредством пяти органов чувств и видит картину в целом, прослеживая скрытые взаимосвязи;

T - думающий тип принимает решение только после объективного логического анализа полученной информации и действует по строгим законам;

F - чувствующий тип принимает решение без учета объективной информации, а исходя из личных, субъективных оценок происходящего;

J - структурирующий тип четко организовывает, структурирует информацию и принимает рациональное решение;

P - воспринимающий тип собирает информацию из всех источников и ищет альтернативу в зависимости от обстоятельств.

3. Обработка собранных данных осуществлялась с помощью традиционных статистических процедур и с использованием современных технологий Data Mining [5, 6], позволяющих обнаруживать в данных логические закономерности, характерные для различных групп.

Традиционный статистический анализ не позволил выявить значимых статистических различий между группами по тем или иным используемым показателям MBTI.

W-ЩШШ kJH

ИТ в последипломном образовании

I и информационные

технологии

Вместе с тем технологии Data Mining обнаружили в сырых данных достаточно точные логические закономерности, представляющие собой комбинации логических условий на множестве исходных показателей, которые можно интерпретировать как некие «психологические портреты». В табл.1 приводятся примеры таких портретов.

Таким образом, данные исследования позволили констатировать, что феномен «компьютерной тревожности» имеет выраженные точные связи с индивидуальными особенностями личности, рассматриваемыми в комплексе. Знание полученных психологических

Таблица 1

Портреты учащихся, не испытывающих страх перед компьютером

№ Логическое правило (портрет) Полнота Точность

1 I >= 14 & I < 21 & T < 23 & P >= 6 27/69 0,93

2 I >= 14 & I < 23 & S < 16 & N >= 3 & P < 24 & J < 23 10/69 0,91

3 I < 21 & S >= 22 & F >= 8 & T < 22 & P >= 7 & P < 24 12/69 0,92

4 I >= 15 & I < 21 & P >= 6 & J >= 4 25/69 0,93

5 I >= 15 & I < 22 & N >= 3 & P >= 5 25/69 0,93

6 I >= 15 & I < 21 & T < 23 & J < 26 28/69 0,90

7 I < 22 & S >= 22 & N >= 2 & N < 22 & T < 23 & P >= 7 & J >=11 & EI = I 12/69 1,00

8 I < 21 & S < 16 & N >= 2 & N < 22 & F >= 6 & P >= 7 & P < 24 17/69 0,94

портретов необходимо учитывать при построении учебного процесса и, что еще более важно, оно дает возможность целенаправленно проводить профилактические компьютерные тренинги для предотвращения появления киберфобии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1. - М., 1986.

2. Heinssen R. К., Glass С. R., Knight L A. Assessing computer anxiety. Development and validation of the computer anxiety rating scale//Computers in human behavior. Vol. 3(1).- N.-Y.: Pergamon Press, 1987.

3. Realization sets in - it is now era of the user//Elec. Light and Power. - 1988. - Vol.66 (9).

4. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление// Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 68-78.

5. Дюк В.А., Самойленко А.П. Data mining : учебный курс. - СПб: «Питер», 2001. - 368 с.

6. Дюк В.А., Эммануэль В.Л. Информационные технологии в медико-биологических исследованиях. - СПб: «Питер», 2003. - 525 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.