Научная статья на тему 'Исследование проблемы институционализациипроцесса содействия занятости населения'

Исследование проблемы институционализациипроцесса содействия занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЧАСТНЫЕ АГЕНТСТВА ЗАНЯТОСТИ / ADAPTATION / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT PUBLIC SERVICE / REGULATION / LABOR MARKET / STRATEGY / MANAGEMENT / PRIVATE AGENCIES OF EMPLOYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резюкова Людмила Владимировна, Смирнов Валерий Владиславович

Исследование темы государственного регулирования рынка труда затрагивает проблему рационального и эффективного использования человеческого капитала в процессе формирования равновесного состояния между спросом и предложением трудовых ресурсов. Такое равновесие складывается по существу стихийно и фиксируется рынком труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ISSUES INSTITUTIONALIZATION PROCESS PROMOTE EMPLOYMENT

Study of the topic of government regulation of the labor market addresses the problem of rational and efficient use of human capital in the process of equilibrium between supply and demand of labor. This balance consists essentially spontaneous, and fixed labor market.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы институционализациипроцесса содействия занятости населения»

УДК 330.101

Л.В. РЕЗЮКОВА, В.В. СМИРНОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые слова: адаптация, безработица, государственная служба занятости, регулирование, рынок труда, стратегия, управление, частные агентства занятости. Исследование темы государственного регулирования рынка труда затрагивает проблему рационального и эффективного использования человеческого капитала в процессе формирования равновесного состояния между спросом и предложением трудовых ресурсов. Такое равновесие складывается по существу стихийно и фиксируется рынком труда.

L.V. REZYUKOVA, V.V. SMIRNOV RESEARCH ISSUES INSTITUTIONALIZATION PROCESS PROMOTE EMPLOYMENT Key words: adaptation, unemployment, employment public service, regulation, labor market, strategy, management, private agencies of employments.

Study of the topic of government regulation of the labor market addresses the problem of rational and efficient use of human capital in the process of equilibrium between supply and demand of labor. This balance consists essentially spontaneous, and fixed labor market.

Социальная ориентация посткризисного этапа экономических преобразований в Российской Федерации (РФ) порождает необходимость детального рассмотрения вопросов, связанных с институционализацией процесса содействия занятости населения. При этом установка на данную институциональную составляющую функционирования рынка труда является главным ориентиром к достижению нового качества развития социально-трудовых отношений. В связи с этим возникают вопросы соотношения рыночных и государственных начал в социально-трудовых отношениях как факторов, влияющих на форму института содействия занятости населения в наиболее проблематичных регионах РФ.

Полномасштабный рынок труда в РФ начал формироваться после проведения экономической реформы 1990-х гг., предопределившей переход к рыночной экономике. Первым индикатором, установившим зарождение трудовых отношений в новой рыночной среде, стала безработица, появление которой обусловлено спецификой проводимых реформ. При этом на данный момент присутствуют остаточные явления незаконченности переходных процессов, определяемых как сочетание новых рыночных отношений в сегменте рынка труда, подчиняющихся законам спроса и предложения, и советских трудовых отношений.

Формирование институциональной среды требует длительного временного интервала, в течение которого происходит наложение друг на друга формализованных и неформализованных институтов, позволяет во многом объяснить тенденции функционирования рынка труда в условиях трансформации социально-трудовых отношений. Качественные видоизменения институциональной среды оказывают влияние на детерминанты развития рынка труда. При этом в условиях изменения институциональной среды, на этапе постиндустриальной стадии развития экономики, возникает потребность в детальном анализе социально-трудовых отношений с целью формирования оптимального института содействия занятости населения.

Специфика институционализации процесса содействия занятости населения обусловлена степенью гармонизации взаимосвязей социальной, экономической, политической и других подсистем, формирующих профиль национальной экономики и обуславливающих траекторию её развития. Новизна и сложность вопроса институционализации процесса содействия занятости населения ставят перед экономической наукой задачу глубокого и всестороннего теоретико-методологического осмысления сложившейся ситуации и её возможных сценариев

развития. В этой связи назрела задача создания комплексной системы экономико-правовых механизмов, способствующих эффективной занятости населения, гарантирующих защиту социально-трудовых прав работников, поддерживающих баланс интересов субъектов трудовых отношений.

Изменившиеся условия хозяйствования требуют всё более гибких форм трудоустройства и использования рабочей силы. В результате формируются новые подходы к занятости, нашедшие выражение в новой концепции - глобальной занятости. Современный подход к решению проблем занятости в условиях низких темпов развития рассматривается как процесс вовлечения всех лиц трудоспособного возраста в расширенную сферу экономически и социально полезной трудовой деятельности с жестким нормированием каждому объёма работы и установлением минимального универсального дохода [1].

Главной задачей государственного регулирования рынка труда является организация рациональной совокупности экономических, административных, организационных, законодательных и иных мер, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения и усилить направления, которые ориентируют на рост эффективности труда и ускорение структурных сдвигов в занятости [2, 3].

Неразвитость практики государственной поддержки отдельных слоёв и категорий работников требует разработки и реализации целевых социальных программ в целях смягчения негативных последствий индивидуализации трудовых отношений. Ослабление социальных гарантий работников может преодолеваться путём установления государством ряда норм для всех работников независимо от того, являются ли они постоянно или временно занятыми. Во всех случаях государство должно контролировать развитие гибких форм занятости, в противном случае последует нарастание социальной нестабильности, и государство окажется перед необходимостью значительного увеличения социальных выплат или применения репрессивных мер против недовольных [4].

При обосновании политики занятости необходимо исходить из того, что экономика страны вышла на траекторию экономического роста. В данных условиях должны измениться механизмы управления занятостью и регулирования рынка труда, поскольку если и далее ставить во главу угла политику занятости и сдерживание массовой безработицы, то можно ожидать стагнацию в сфере занятости и рынка труда. Следовательно, для того чтобы государственная политика в области занятости была эффективной, она должна быть корректно скоординирована и последовательно ориентирована на конкретного человека.

В данном контексте «Организация экономического сотрудничества и развития» и «Европейский союз» подчёркивают необходимость использования интегрированного подхода, который увязывал бы деятельность учреждений, ведающих пособиями по безработице, и учреждений, оказывающих помощь в поиске работы. Полная институциональная интеграция представляется в ряде отношений идеальным решением, но на практике может оказаться неосуществимой.

Институционализация процесса содействия занятости населения рассматривается в формате возможности оптимизировать совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда. Прямое влияние на рынок труда оказывает законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п. Меры косвенного регулирования рынка труда одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости посредством влияния на экономическую конъюнктуру в стране. В данном аспекте государственное регулирование рынка труда конституируется как комплекс экономических, административных, организационных, законодательных и иных мер.

Рассматривая процедуру взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в процессе формирования методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизма регулирования, элементы которого были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но среднесрочных и долгосрочных задач [2, 3].

В условиях неустойчивой мировой экономики проявляется потребность использовать потенциал государственной службы занятости (ГСЗ) более эффективно. Эффективная организация работы ГСЗ связана с вопросами подотчетности и взаимоотношений между ГСЗ и заинтересованными в ее деятельности сторонами на политическом уровне. В планах, согласованных на основе стратегического и оперативного планирования, обычно указываются определенные цели, которые должны быть включены в меры по обеспечению эффективной организации работы ГСЗ.

Одной из наиболее очевидных тенденций в работе современных ГСЗ является децентрализация полномочий и ответственности. Вторая важная организационная проблема, стоящая перед ГСЗ, заключается в том, как следует интегрировать услуги, чтобы обеспечить эффективность действия программ на рынке труда. При этом настоятельная необходимость повысить эффективность государственного сектора привела в ряде случаев к переводу предоставления услуг ГСЗ на конкурентную основу.

Для оптимизации функционирования ГСЗ определим стратегию управления в формате спектра основополагающих направлений, а именно: управление качеством, обеспечение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), эффективное планирование и управление деятельностью по развитию персонала [5].

Управление качеством ГСЗ представляет собой стратегически ориентированный интегрированный набор организационных принципов и практики управления, предназначенных для удовлетворения потребностей клиента (как правило, не только безработных). Цель управления качеством - добиться, чтобы клиент остался доволен, т.е. нашел необходимую работу [5].

Управление качеством включает оценку и анализ потребностей клиентов, анализ и реструктуризацию взаимодействия организации и клиентов, а также разработку норм обслуживания, обеспечивающих высокий уровень и мониторинг их соблюдения. Процесс управление качеством ГСЗ должен быть сориентирован на клиента. Следовательно, планирование и оказание услуг ГСЗ должны осуществляться таким образом, чтобы в центре внимания организации стоял клиент.

В современных условиях ИКТ модифицируют работу ГСЗ, происходят изменения в методах, с помощью которых организация использует информацию и средства коммуникации в собственной работе, и изменения в методах, с помощью которых предоставляет клиентам прямой доступ к информации. Внедрение новых технологий дает много преимуществ, но ему сопутствуют стрессовые ситуации, неизменно возникающие в организации при крупных переменах. Чтобы свести их к минимуму и гарантировать достижение успеха, необходимы глубокий анализ, тщательное планирование и привлечение высококвалифицированного персонала, чтобы таким образом обеспечить успех нововведений [5].

Эффективное планирование и управление деятельностью по развитию персонала ГСЗ играют важную роль в обеспечении эффективной ее работы. При этом особое значение имеют профподготовка персонала и его отношение к делу. Потребность в профподготовке персонала и воспитательной работе с ним особенно возросла из-за высоких темпов происходящих изменений.

Движение к ориентированным на клиента услугам происходит в контексте повсеместного перехода ГСЗ на принципы управления качеством. Это, в свою очередь, ведет к преобразованию ряда процессов внутреннего управления, а именно: внедрения совершенных методов управления, непрерывного обучения персонала, позитивных внутренних взаимоотношений, современных способов использования ИКТ и управления ресурсами.

С самого зарождения ГСЗ было очевидно, насколько важны тесные взаимоотношения ее с организациями работодателей и трудящихся, и это нередко находило отражение в составе руководящего органа гСз ЧР. ГСЗ рассматривалась как самодостаточная организация и часто занимала монопольное положение на рынке труда. При этом ГСЗ всегда испытывала соблазн стать не только самодостаточной, но и самодовлеющей организацией, особенно если на нее возлагалась непопулярная роль по проведению проверок занятости в связи с назначением пособий по безработице [5].

Трудно дать обобщающую оценку того, какая форма взаимосвязи ГСЗ с социальными партнерами наиболее продуктивна, так как ее выбор во многом зависит от традиций и сложившихся взаимоотношений в ЧР. Однако очевидно, что развитие тесных взаимоотношений с социальными партнерами соответствует интересам ГСЗ.

Одна из основных задач ГСЗ - осуществление программ адаптации безработного к рынку труда, однако характер этих программ изменяется. Если прежде Правительство РФ проводило весьма узкие программы, предлагающие услуги определенной целевой группе, то для настоящего времени более характерны программы широкого охвата, направленные на решение ряда взаимосвязанных проблем. Это не только безработица, но и проблемы, связанные с социальной изоляцией и бедностью, такие как зависимость от пособий, отсутствие жилья, состояние окружающей среды, употребление наркотиков, преступность, здравоохранение и образование. ГСЗ не может решить эти проблемы в одиночку, поэтому требуется участие не только службы занятости, работодателей и профсоюзов, но и различных других институциональных структур.

В данном контексте определим основные функции и задачи, а также выявим критерии оценки оптимальности функционирования данного механизма. Оптимизацию механизма ГСЗ следует рассматривать как возможность систематизации множества функциональных взаимосвязей организации. Чтобы показать такую возможность, воспользуемся некоторыми правилами системного подхода - речь идёт о системе целей и системном взаимодействии.

В качестве системы можно рассматривать любое множество событий, при этом выделяемые одними системы не всегда могут быть понятны другим. Один из путей оптимизации ГСЗ состоит в расширении и определении содержания и параметров каждого из функциональных элементов образующих данную систему.

Таким образом, следует разумно подбирать элементы системы, формируя структуру, адекватную целям ГСЗ. Определение компонентов, элементов, внешних и внутренних границ системы всегда находится в прямой зависимости от целей анализа и точки зрения отдельной личности или группы, проводящих исследование. При этом надо отметить то, что набор входных параметров системы дает критерии отбора существенных элементов входа и процесса преобразования.

В процессе оптимизации механизма ГСЗ необходимо корректно определить основные функции и задачи организации. При этом методическое обеспечение по оценки оптимальности функционирования ГСЗ формируется по мере появления задач, требующих своего решения.

В целом для оценки уровня институционализации процесса содействия занятости населения основными критериями должны стать объем услуг нового типа, современные задачи перед руководящими работниками и персоналом, изменение стиля работы и постоянное стремление к повышению эффективности и качеству услуг, т.е. конечным критерием успешной деятельности ГСЗ должно быть соотношение реальных результатов и задействованных ресурсов. ГСЗ нужны четко сформулированные цели и задачи, выполнение которых должно оцениваться на основе высоких, но достижимых показателей.

Литература

1. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления (на примере г. Москвы). М.: Финстатинформ, 1998. 694 с.

2. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: в 2 т. М.: Альфа-Пресс,

2007. Т. 1. 760 с.

3. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: в 2 т. М.: Альфа-Пресс,

2007. Т. 2. 924 с.

4. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). М.: Альфа-Пресс, 2007. 900 с.

5. Фан Т., Хансен Э, Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. Женева: Международное бюро труда, 2001. 228 с.

РЕЗЮКОВА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (fuip@chuvsu.ru).

REZYUKOVA LYUDMILA VLADIMIROVNA - candidate of economics sciences, associate professor of Industrial Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ. См. с. 372.

УДК 339.137.24-052

В.Л. СЕМЕНОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ «ГОЛОСА ПОТРЕБИТЕЛЯ», «ДЕРЕВА СВОЙСТВ»

И «ДЕРЕВА ФУНКЦИЙ» В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ*

Ключевые слова: качество, продукция, потребитель, системный подход, «дерево свойств», «дерево функций», инженерное творчество.

Приведен пример применения инструментов инженерного творчества в рамках системного подхода при формировании факторов повышения качества продукции на примере генератора Г-700 завода ООО «Электром».

V.L. SEMENOV

IMPLEMENTATION OF THE «VOICE OF THE CUSTOMER», «PROPERTIES TREE»

AND «FUNCTION TREE» TO IMPROVE THE QUALITY PARAMETERS

Key words: quality, product, the consumer, systems approach, «the properties tree», «tree functions», engineering creativity.

The example of the use of tools of engineering creativity through a systemic approach in forming factor for increasing the quality of products on the example generator G-700 factory LLC «Elektrom».

Повышение качества продукции является одним из важнейших направлений обеспечения конкурентоспособности любого предприятия. Это определяет необходимость применения различных инструментов качества при проектировании и совершенствовании продукции. Практика показывает, что эффективных результатов можно достичь при применении элементов инженерного творчества

* Исследование выполнено по проекту № МК-4076.2011.6 гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.