УДК 378.1
Наталья Михайловна Жданова Александра Витальевна Манакова Ирина Анатольевна Тютюева
г. Шадринск
Исследование проблемы формирования мотивационного компонента читательской грамотности у студентов педагогического вуза
В статье раскрыта актуальность проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся педагогического вуза и описано исследование становления мотивационного компонента рассматриваемого феномена. Авторы раскрывают категорию исследования «читательская грамотность» и сопряженные с ним понятия. Выявляют и описывают составляющие читательской деятельности и компоненты читательской грамотности. Подчеркивают, что важным компонентом формирования читательской грамотности выступает - мотивационный, в основе которого лежат внутренние и внешние мотивы. Раскрывают группы мотивов. Определяют основные критерии и показатели, позволяющие выявить уровень сформированности читательской грамотности. В качестве критериев, обеспечивающих определение уровня сформированности мотивационного компонента готовности, выделяют: психолого-педагогический, моральный, рефлексивный. Авторами подобран комплекс исследовательских методов, определяющих уровень сформированности мотивации к становлению читательской грамотности у студентов. Результаты проведенного эксперимента позволяют утверждать, что у студентов преобладает средний и низкий уровень сформированности мотивационного компонента читательской грамотности.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, мотивационный компонент, грамотность, читательская грамотность, студенты.
Natalia Mikhailovna Zhdanova Alexandra Vitalievna Manakova Irina Anatolievna Tutueva Shadrinsk
The study of the problem of formation of reading literacy motivational component among
pedagogical university students
The article reveals the relevance of the problem of the formation of reader's literacy among pedagogical university students and describes the study of the formation of the motivational component of the phenomenon under consideration. The authors reveal the category "reader's literacy" and related concepts. The study identifies and describes the reading activity components and reading literacy components. It is emphasized that an important component of reading literacy formation is motivational which is based on internal and external motives. Groups of motives are revealed. The main criteria and indicators are determined to identify the level of formation of reading literacy. As criteria for determining the level of formation of the motivational component of readiness, there are: psychological and pedagogical, moral, reflexive. The authors have selected a set of research methods that determine the level of motivation to become a reader. The results of the experiment suggest that students have a predominant average and low level of formation of the motivational component of reading literacy.
Keywords: motivation, motives, motivational component, literacy, reading literacy, students.
Введение. В современном обществе, где каждый человек сталкивается в своей жизнедеятельности с большим количеством информационного потока, остро поднимается вопрос о необходимости формирования читательской грамотности личности. В рассмотрении данной проблемной тенденции, выделяются две взаимопересекающихся ключевых проблемы: расширение информационного поля и уровня сформированности у современных студентов умения работать с различными видами информационных ресурсов.
Грамотность чтения выступает основной областью оценки в первом цикле исследования (PISA-2000). В четвертом цикле PISA-2009 она вновь становится приоритетной областью, что потребовало частичного пересмотра концепции и разработки новых инструментов оценки. В 2018 году в седьмом цикле исследования PISA оценка читательской грамотности в третий раз оказывается в центре внимания. Пересмотр концепции основывается на современных теориях грамотности чтения, а также учитывает условия, в которых чтение используется в современной жизни, т.е. как учащиеся получают и используют информацию в широком контексте.
Данные проблемные вопросы затрагивают и профессиональную подготовку будущих педагогов. На государственном уровне были приняты ряд нормативных актов и запланированы национальные проекты: национальный проект «Образование» и действующие в его рамках федеральные проекты «Современная школа», «Учитель будущего», Указ Президента РФ от 7 мая 2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в которых отмечается, что в основе образования должно лежать не простое овладение базовыми навыками и умениями, а повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс посредством внедрения на всех уровнях образования новых методов обучения и воспитания [9]. Особое внимание в своем указе Президент отмечает, что должна быть создана безопасная цифровая образовательная среда, которая должна обеспечивать высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Как мы видим в настоящее время безопасной цифровой образовательной среды недостаточно, и она мало привлекательна, что снижать уровень мотивации и к образованию и в целом к познаю, к изучению, к чтению.
Научная новизна состоит в том, что изучение и анализ исследуемой проблемы, позволит проиллюстрировать основные пути формирования мотивационного компонента читательской грамотности у студентов педагогического вуза.
Практическая значимость данной статьи заключается в том, что материалы и выводы, сделанные в рамках данного исследования, могут быть использованы преподавателями высшей школы в своей профессиональной деятельности, а также студентами педагогического вуза в ходе написания курсовых и выпускных квалификационных работ, а также для более глубокого понимания мотивационного компонента читательской грамотности у студентов психолого-педагогических направлений обучения.
Цель статьи: выявить и описать процесс исследования проблемы формирования мотивационного компонента читательской грамотности у студентов педагогического вуза.
Исследовательская часть. Категория «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества [7].
По мнению Н.В. Угловой: «Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия [10].
В своем исследовании мы будем придерживаться понятия: «Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать
информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни [7].
Сущность понятия «читательская грамотность» составляют признаки: понимание, рефлексия и использование нужной информации на практике. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышления о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной, а также и профессиональной [10].
Овладение грамотностью чтения - это не только фундамент для достижений в других предметных областях в рамках образовательной системы, но и необходимое условие для успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Таким образом, оценка читательской грамотности студентов к концу получения высшего образования должна быть сосредоточена на навыках чтения, которые включают в себя поиск, выбор, интерпретацию, интеграцию и оценку информации из всего спектра текстов, связанных с ситуациями, которые выходят за пределы класса [10].
Важнейшими составляющими читательской деятельности, как основе читательской грамотности, поддающимися измерению, являются читательские умения и навыки - те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. К таким умениям относятся: найти путь получения информации и извлечение ее; общее понимание текста и перекодировка, полученной информации, а доступный формат для читателя; размышление о содержательной стороне текста и оценивание его.
Основным компонентом формирования читательской грамотности у студентов в процессе обучения в вузе выступает именно мотивационный компонент, в основе которого лежат внутренние и внешние мотивы [1].
Трактовка мотива соотносит это понятие либо с потребностью (А. Маслоу) [6], либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением (С.Л. Рубинштейн) [8], либо с предметом потребности (А.Н. Леонтьев) [4].
Л.И. Божович дает следующее определение мотива «... - это то, ради чего осуществляется деятельность» [2]. При этом подчеркнем, что понятие «мотива» уже понятия «мотивация», так как мотивация - это группа взаимосвязанных не только поведенческих характеристик, но и общих факторов, которые оказывают влияние на разные стороны личности. В свою очередь А.К. Маркова мотивацию разделяет на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения [5].
С точки зрения подготовки студентов к профессиональной деятельности, Н.М. Жданова, рассматривает мотивацию как потребность в новых знаниях и актуализацию уже имеющихся [3].
С опорой на исследования психологов и педагогов по проблеме формирования мотивов деятельности (Л.И. Божович [2], А.К. Маркова [5], Г.И. Щукина[11]) нами была осуществлена группировка мотивов, определяющих побуждение студентов к совершенствованию у себя читательской грамотности.
А.К. Маркова выделяет следующие группы мотивов учебной деятельности: познавательные мотивы, определяющие интерес студентов к содержанию изучаемого материала; социальные мотивы стимулирующие чувство долга и ответственности, желание подготовиться к будущей профессии; моральные мотивы, оказывающие непосредственное влияние на желание заслужить похвалу педагога, получить высокую отметку [5].
Мотивы будут оказывать положительное влияние на формирование готовности к становлению читательской грамотности, только в том случае, если они будут осознаны студентами и будут соответствовать их личностным характеристика [3].
Выявление комплекса мотивов формирования читательской грамотности и организация на этой основе целенаправленной работы по формированию мотивов и потребностей осуществлять студентами в процессе самообразования и в образовательном процессе вуза, является одним из аспектов эффективности исследуемого процесса [3].
В рамках написания данной статьи нами был проведен эксперимент, целью которого выступило выявление уровня сформированности мотивационного компонента читательской грамотности у студентов педагогического вуза.
В исследовании приняли участие студенты с первого по третий курс очного и заочного отделения института психологии и педагогики по направлениям подготовки психолого-педагогическое, педагогическое и специальное (дефектологическое) образование. В основном респондентами выступили девушки в возрасте от 18-24 лет, не имеющие опыта профессиональной деятельности. Исследование носило пилотный характер для апробации разработанного опросника-анкеты. Опрос заполнялся по платформе Google Формы и письменного заполнения анкетно-опросной формы., были использованы несколько типов шкал: номинативная, порядковая шкала оценка оценивания (шкала Лайкерта). Всего было опрошено 145 обучающихся. Цель исследования состояла в выявлении уровня сформированности мотивационного компонента читательской грамотности у студентов.
Определение эффективности процесса, формирования читательской грамотности у студентов, связано с проблемой разработки уровней и критериев, на основе которых мы могли бы судить о ходе и результатах исследуемого процесса.
В педагогической науке критерий трактуется как «признак, на основании которого производиться оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления» [3].
При определении основных критериев и показателей, выявляющих уровень сформированности читательской грамотности, мы исходим из того, что читательская грамотность необходима студентам педагогического вуза, для успешного обучения (находить и извлекать нужную информацию; интегрировать и интерпретировать ее: осмысливать и оценивать). На основании вышеизложенного в качестве критериев, обеспечивающих определение уровня сформированности мотивационного компонента читательской грамотности мы выделили следующие критерии: психолого-педагогический, моральный, рефлексивный. Их показатели и характеристика уровней отражены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели уровней сформированности читательской компетенции
у студентов педвуза (мотивационный компонент)
Критерии Показатели Характеристика уровней
психолого-педагогический желание подготовиться к будущей профессии, с интересом читает литературу по своей предметной области, использует способы извлечения и обработки необходимой информации, владеет приемами работы с текстами предметной ориентации (научная статья, очерк, фрагмент параграфа учебника) высокий: студент позитивно настроен, проявляет интерес к литературе по изучаемым предметам, активно использует приемы работы с текстами предметной области; средний: преобладают познавательные мотивы, интерес к психолого-педагогической литературе на стадии любопытства; низкий: чаще оказывают влияние на студента внешние мотивы, интерес к работе с текстами предметной ориентации отсутствует.
Моральный С интересом работает с текстами - носителями высокий: работа с текстами - носителями духовно-нравственных ценностей,
духовно-нравственных ценностей (фольклорные и художественные произведения, архивные и исторические документы), которые создают условия формирования убеждений, взглядов, оценок обусловлена профессионально-педагогическими мотивами, студент позитивно настроен и проявляет устойчивый интерес, самостоятельно добывает знания; средний: преобладают познавательные мотивы, проявляет интерес, если материал необходим для подготовки к семинарам и практическим заданиям, редко для развития своих моральных и духовных ценностей; низкий: мотивацией служит желание получить похвалу педагога или высокую отметку.
Рефлексивный познание себя, своих мотивов и интересов, оценивание своих достижений (не достижений) цели чтения как решения поставленной задачи высокий: познание себя, своих мотивов и интересов, обусловлено профессионально-педагогическими мотивами, студент позитивно настроен на самопознание и самодиагностику, проявляет устойчивый интерес к рефлексии своей читательской деятельности; средний: рефлексивная деятельность основывается на познавательных мотивах, интерес к самооцениванию и самодиагностике проявляется на основе неустойчивой увлеченности; низкий: деятельность студентов по осуществлению рефлексии, характеризуется моральными мотивами, интерес к оцениванию своих достижений (не достижений) целей чтения отсутствует.
С учетом вышесказанного мы выделяем три уровня сформированности мотивационной составляющей читательской грамотности у студентов.
Высокий уровень - характеризуется способностью студента извлекать из прочитанного необходимую информацию, видеть главное; воссоздавать авторский замысел; строить на основе прочитанного или же услышанного собственные суждения; верно понимать и интерпретировать логику информационного текста тем самым обучающиеся, которые владеют грамотностью чтения на высоком уровне способны использовать весь объем информации для собственного развития; обучающийся позитивно настроен, проявляет интерес к литературе по изучаемым предметам, активно использует приемы работы с текстами предметной области.
При среднем уровне сформированности мотивационного компонента читательской грамотности студент испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; у него возникают сложности в интерпретации художественных текстов. Ему трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами, то есть обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, смогут самостоятельно осваивать учебный материал только в том случае, если структура и язык текстов достаточно прозрачны; у такого студента преобладают
познавательные мотивы, интерес к психолого-педагогической литературе на стадии любопытства.
Низкий уровень характеризуется тем, что студент текст понимается фрагментарно и неточно; неверно интерпретирует смысл образных выражений и испытывает трудности с формулированием собственных суждений, тем самым при данном уровне студенты не в полной мере могут усваивать материал на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы). На обучающегося чаще оказывают влияние внешние мотивы, интерес к работе с текстами предметной ориентации отсутствует.
Разработанные критерии и их показатели сформированности мотивационного компонента формирования читательской грамотности у студентов, служат основанием разработки траектории последующей коррекции исследуемого процесса. Нами были выбраны основные методы определения уровня мотивации читательской грамотности у студентов: включенное наблюдение, анкетирование, контент -анализ с помощью метода экспертной оценки.
Включенное наблюдение, как метод позволяющий выявить уровень сформированности мотивационного компонента читательской грамотности у студентов, реализовывался преподавателями в открытом формате в течение нескольких месяцев. Обучающиеся знали, что они находятся в поле зрения наблюдателей. Данный метод позволил собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Преподаватели выявили какие трудности испытывают студенты, с недостаточно сформированной читательской грамотностью. Далее нами проведено анкетирование.
Анкета состояла из следующих вопросов:
1. Считаете ли Вы необходимым формировать у себя читательскую грамотность?
2. Какие мотивы побуждают Вас к чтению текстов предметной ориентации (научная статья, очерк, фрагмент параграфа учебника)?
3. Какая литература вызывает у вас читательский интерес?
4. Читаете ли Вы научно-популярную литературу?
5. Как Вы обычно выбираете книги для чтения?
6. Можете оценить насколько прочитанный текст, соответствует Вашей области знаний?
7. Можете ли определить, какие темы автор затрагивает в тексте, оценить их актуальность?
Обобщив результаты анкетно-опросной формы, мы пришли к выводу, что в процессе формирования читательской грамотности у студентов педагогического вуза преобладают моральные мотивы и мотивы саморазвития, которые направлены на внутренние изменения к внешней действительности, самостоятельное совершенствование способов добывания знаний в процессе подготовки к семинарам, научным конференциям и написанию курсовых и выпускных квалификационных работ; познавательные мотивы созвучны с профессионально-педагогическими, что побуждает студента получать знания из доступных источников.
Также нами использован метод экспертной оценки в процедуре контент-анализа, с целью выявления сформированности мотивационного компонента читательской грамотности. В качестве экспертов выступили преподаватели института психологии и педагогики, они заполняли диагностические листы, выставляя баллы респондентам, в соответствии с критериальными показателями, контент-анализ. Данный метод позволил определить, какие мотивы преобладают у студентов при выборе литературы для чтения, насколько у них сформулированы умения (найти правильную информацию и извлечь ее; насколько обучающиеся понимают прочитанный текс и умеют перевести информацию текста на свой язык), как они умеют размышлять о содержании и форме текстового сообщения.
Отметим, что, по мнению экспертов, познавательные и моральные мотивы оказывают влияние на формирование читательской грамотности в меньшей степени, чем профессионально-педагогические и мотивы самосовершенствования.
Анализ уровня мотивации и интереса к формированию читательской грамотности показывает, что студенты с низким и средним уровнем мотивации составляет большинство (см. табл. 2).
Таблица 2
Соотношение уровней мотивации и критериев сформированности читательской _грамотности студентов, %_
Уровни Критерии
психолого- моральный рефлексивный
педагогический
высокий 22,4 27,6 20,6
средний 43,1 46,6 43,2
низкий 34,5 25,8 36,2
Анализ результатов уровня сформированности мотивационной составляющей читательской грамотности у студентов позволяет нам утверждать, что высокий уровень был выявлен у 23,5 % студентов. Они достаточно легко извлекают из прочитанного необходимую информацию, видят главное; воссоздают авторский замысел; верно выстраивают на основе прочитанного или же услышанного собственные суждения; понимают и интерпретируют логику информационного текста, способны использовать весь объем информации для собственного развития; настроены на получение новой информации, проявляют интерес к литературе по изучаемым предметам, активно использует приемы работы с текстами предметной области. Средний уровень был определен у 44,3 % обучающихся. Эти студенты испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей. У них возникают сложности в интерпретации художественных текстов. Им трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными языковыми средствами, то есть обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, смогут самостоятельно осваивать учебный материал только в том случае, если структура и язык текстов достаточно прозрачны. У них преобладают познавательные мотивы, интерес к психолого-педагогической литературе на стадии любопытства. На низком уровне сформирована читательская грамотность у 32,2 % респондентов. Студенты текст понимаются фрагментарно и неточно. Неверно интерпретируют смысл образных выражений и испытывают трудности с формулированием собственных суждений, тем самым, они не всегда могут самостоятельно осваивать материал в полном объеме на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы); чаще на них оказывают влияние внешние мотивы, интерес к работе с текстами предметной ориентации отсутствует.
Заключение. В процессе написания статьи нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы формирования мотивационного компонента читательской грамотности у студентов педагогического вуза. Данный вопрос является актуальным, так как в последнее время наметилась тенденция снижения интереса к чтению у современной молодежи, особенно это касается текстов предметной ориентации (научная статья, очерк, фрагмент параграфа учебника). Студенты затрудняются оценить, насколько прочитанный текст соответствует их области профессиональных знаний; определить, какие темы автор затрагивает в тексте, оценить их актуальность, что впоследствии вызывает трудности при написании научных статей, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Полученные результаты можно обобщить следующим образом:
1. Осуществлен анализ понятий: «читательская грамотность», «мотив», «мотивация».
2. Разработанные критерии сформированности читательской компетенции у студентов педвуза: психолого-педагогический, моральный, рефлексивный, которые позволяют дать
38
содержательную характеристику уровням сформированности мотивационной составляющей исследуемого феномена, определить исходные возможности каждого студента.
Проведенное исследование не исчерпывает глубину и содержание исследуемого феномена. Мы предполагаем дальнейшее изучение данной проблемы: исследование когнитивного и деятельностного компонентов формирования читательской грамотности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахияров, К.Ш. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения : учеб. пособие / К.Ш. Ахияров, Ю.П. Правдин. - Уфа : Башкирский ГПИ, 1987. -79 с. - Текст : непосредственный.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва : Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с. -Текст : непосредственный.
3. Жданова, Н.М. Подготовка студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Жданова Наталья Михайловна. - Тольятти, 2013. - 174 с. - Текст : непосредственный.
4. Леонтьев, В. Г. Психологические мотивации учебной деятельности : учеб. пособие / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск : НГПИ, 1971. - 89 с. - Текст : непосредственный.
5. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова. - Москва : Просвещение, 1990. - 192 с. - Текст : непосредственный.
6. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Москва : Прогресс, 1984. - 423 с. -Текст : непосредственный.
7. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. - Москва : Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с. - Текст : непосредственный.
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т.2 / С.Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1989. - 488 с. - Текст : непосредственный.
9. Спиридонова, Ю.С. Особенности профессиональной подготовки будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов / Ю.С. Спиридонова. -Текст : электронный // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета : сетевой науч. журн. - 2024. - № 2 (4). - URL: https://uzshspu.ru/journal/article/view/188 (дата обращения: 07.09.2024).
10. Углова, Н.В. Формирование читательской и коммуникативной грамотности обучающихся : метод. материалы / Н.В. Углова. - Липецк : ГАУДПО ЛО «ИРО», 2021. - 112 с. - Текст : непосредственный.
11. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе : кн. для учителя / Г.И. Щукина. -Москва : Просвещение, 1986. - 144 с. - Текст : непосредственный.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ШГПУ и БГПУ им. М. Акмуллы в 2024 году по теме «Функциональная модель формирования читательской грамотности у студентов педагогических вузов» (№ 04.24.16-7Д от 2 мая 2024 г.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Н.М. Жданова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: nat.jdanova@mail.ru.
А.В. Манакова, студентка 1 курса магистратуры направления «Советник директора по воспитательной работе», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», учитель физической культуры, ГБОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 11», г. Шадринск, Россия, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.
И.А. Тютюева, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры
коррекционной педагогики и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: medvedeva452010@mail .ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
N.M. Zhdanova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: nat.jdanova@mail.ru.
A.V. Manakova, 1th year master's student, direction "Advisor to the Director for Educational Work", Shadrinsk State Pedagogical University, Physical Education Teacher, Shadrinsk Special (Correctional) Boarding School No. 11, Shadrinsk, Russia, e-mail: sasha.manakova.01@mail.ru.
I.A. Tyutyueva, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: medvedeva452010@mail.ru.