Научная статья на тему 'Исследование проблемных дискурсов доавраамической осетинской веры (по данным интернет-источников)'

Исследование проблемных дискурсов доавраамической осетинской веры (по данным интернет-источников) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ИРОН ДИН» / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / “IRON DIN” / COMMUNICATION / INFORMATION FIELD / WORLD OUTLOOK / SOCIOCULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пепеляева Софья Валерьевна

Цель исследования рассмотреть функционирование представлений о современном состоянии «ирон дин» так называемой традиционной осетинской веры в сети Интернет. В статье анализируется коммуникативное пространство двух интернет-площадок, ориентированных на всесторонний обзор социокультурных, воспитательных, мировоззренческих аспектов «ирон дин». Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится анализ коммуникативной интернет-ситуации, объектом которой является представление о доавраамической религиозности Осетии. В результате доказано, что изучаемая коммуникация имеет динамичный характер и ориентирована на выход в оффлайн.The paper considers the Internet users’ views on the modern state of the Ossetian traditional faith “iron din”. The article analyses communicative space of two web portals intended to provide a comprehensive survey of “iron din” sociocultural, educational, ideological aspects. Scientific originality of the study lies in the fact that the author for the first time examines specificity of the Internet-mediated communication concerning the Ossetian “traditional faith”. It is proved that the Internet discourse under study possesses dynamic features and tends to shift from online to offline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемных дискурсов доавраамической осетинской веры (по данным интернет-источников)»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.6.31

Пепеляева Софья Валерьевна

Исследование проблемных дискурсов доавраамической осетинской веры (по данным интернет-источников)

Цель исследования - рассмотреть функционирование представлений о современном состоянии "ирон дин" - так называемой традиционной осетинской веры - в сети Интернет. В статье анализируется коммуникативное пространство двух интернет-площадок, ориентированных на всесторонний обзор социокультурных, воспитательных, мировоззренческих аспектов "ирон дин". Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится анализ коммуникативной интернет-ситуации, объектом которой является представление о доавраамической религиозности Осетии. В результате доказано, что изучаемая коммуникация имеет динамичный характер и ориентирована на выход в оффлайн. Адрес статьи: www .gramota. net/m ate rials/9/2020/6/31.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 6. C. 161-165. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .aramota.net/mate rials/9/2020/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

7. Киприан Керн, архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. Париж: YMCA-PRESS, 1950. 450 с.

8. Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи: о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 4. C. 49-401.

9. Мурадян К. М. Толкование Песни песней Григора Нисского как источник для Нарекаци // Эчмиадзин. 1991. № 4-6. С. 78-85.

10. Орлов М. О. Место и роль религии в глобальных процессах современности // Власть. 2008. № 4. С. 91-94.

11. Тамразян Г. Г. Житие святого Григора Нарекаци. Ереван: Наири, 2015. 116 с.

"Book of Lamentations" by Gregory of Narek: Anthropological Aspects

Nazaryan Esfir' Artemovna

Saratov State University esfirnazaryan@gmail. com

The article examines "Book of Lamentations" of the ancient Armenian monk of the X century Grigor Narekatsi, or Gregory of Narek (950-1003), a unique experience of repentance and confession. The research objective includes analysing St. Gregory's anthropological views. For that purpose the researcher for the first time in domestic theological studies examines his doctrine of a human, soul, salvation and ways to fight inner sins as a valuable source of the Christian anthropology. In Narekatsi's teaching, an individual is considered not as an autonomous personality but as a representative of the humanity, therefore, an individual's soul is responsible for all the human sins - this thesis is a basis of his confessional matrix aimed to achieve deification.

Key words and phrases: Orthodox anthropology; practical theology; Gregory of Narek; repentance; confession; "Book of Lamentations".

УДК 1; 292/299 Дата поступления рукописи: 10.05.2020

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.6.31

Цель исследования - рассмотреть функционирование представлений о современном состоянии «ирон дин» -так называемой традиционной осетинской веры - в сети Интернет. В статье анализируется коммуникативное пространство двух интернет-площадок, ориентированных на всесторонний обзор социокультурных, воспитательных, мировоззренческих аспектов «ирон дин». Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые проводится анализ коммуникативной интернет-ситуации, объектом которой является представление о доавраамической религиозности Осетии. В результате доказано, что изучаемая коммуникация имеет динамичный характер и ориентирована на выход в оффлайн.

Ключевые слова и фразы: «ирон дин»; коммуникация; информационное поле; мировоззрение; социокультурное пространство.

Пепеляева Софья Валерьевна, к. филол. н.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Самарский государственный университет путей сообщения sofia87@mail.ru

Исследование проблемных дискурсов доавраамической осетинской веры

(по данным интернет-источников)

В настоящее время на территории Российской Федерации продолжается процесс религиозной самоидентификации, затронувшей как полиэтническое население страны (коренное население Севера, финно-угорские народы), так и государствообразующий этнос. С внедрением интернет-технологий, общедоступностью «мировой паутины» поиск мировоззренческих корней, а также религиозная агитация усиливаются и трансформируются - приобретают новые формы. Все большее значение приобретают дискуссионные площадки в виде специализированных сайтов, блоков, тематических групп в социальных сетях, на которых поднимаются актуальные вопросы религиозной идентификации сквозь авторскую транскрипцию истории, этногенеза, фольклора и т.д. Соответственно, под влияние транслируемых идей, утверждений попадает значительное число пользователей Сети, репродуцирующих полученную информацию как в том же виртуальном пространстве, так и в личной коммуникации. В качестве примеров новых религиозных площадок можно указать российские неоязыческие ресурсы - сайты «Фонд традиционных религий» [12], «Пантеон» [9] или ресурс «Международного фонда исследования Тенгри» [7]. В данной связи актуальность приобретает исследование проблемных дискурсов «ирон дин» по данным источников в интернет-пространстве. Объектом настоящего исследования, таким образом, является дискурсивная практика, осуществляемая в рамках информационных интернет-площадок, ориентированных на освещение современного осетинского социорелигиозного поля. Рассмотрение так называемой традиционной веры осетин посредством анализа важнейших мировоззренческих

страт информационного поля никогда не становилось предметом научного дискурса. Вместе с тем изучение представленных в сети тематических блоков позволит как предоставить данные о наиболее значимых проблемных зонах, актуализированных создателями интернет-ресурсов - идеологами движения религиозной самоидентификации, так и поможет будущим исследователям вопроса в идентификации самого феномена «ирон дин», определении данного явления как традиционного или нового религиозного движения.

Для того чтобы рассмотреть спектр представленных в интернет-пространстве нарративов, освещающих современное состояние «ирон дин», и дать оценку включенности пользователей в заявленный дискурс, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, определить, что представляет собой понятие «ирон дин». Во-вторых, провести контент-анализ интернет-площадок, размещающих публикации, раскрывающие те или иные аспекты так называемой традиционной осетинской религии. В-третьих, проанализировать степень значимости для современных осетин принципов жизнедеятельности, декларируемых «ирон дин».

Решение озвученных задач в настоящем исследовании базируется на применении следующих методов: компаративистский метод, метод контент-анализа и дискурс-анализа.

Теоретической базой исследования явились труды А. Я. Гуревича [2], Л. Я. Аверьянова [1], Т. А. ван Дейка [3], Дж. Б. Томпсона [11].

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты проведенного анализа могут быть использованы в процессе создания региональной культурной политики, в частности, при определении приоритетных направлений сохранения материального и нематериального культурного наследия. Также результаты исследования могут использоваться в учебно-методической деятельности при формировании программ специализированных курсов.

В качестве материала исследования были выбраны два сайта, посвященных современным проблемам функционирования «ирон дин» на территории Республики Северная Осетия-Алания: сайт Северо-Осетинской региональной культурно-просветительской общественной организации «Иудзинад» и сайт религиозной организации осетинской традиционной веры «Ацжтж». Поскольку сайты неоднородны по своему содержанию и различаются по тематическому наполнению, к ним были применены разные методики анализа.

Сайт «Ацжтж» был создан в 2010 году. За все время существования на нем было размещено 110 статей различной тематической направленности. Поэтому все материалы разделены автором на укрупненные блоки: «Культура», «Этничность», «История и современность», «Обычаи», «Религия, мировоззрение», «Общество», «Разное». Рассмотрим количественные показатели каждого блока. К блоку «Культура» относятся статьи, посвященные самым широким культурным проявлениям в прошлом и сейчас. Данной тематике посвящено 4 статьи. В блоке «Этничность» отмечены статьи, отражающие, во-первых, культурные, религиозные, этнографические связи осетин с другими народами и, во-вторых, интерес к герою осетинского эпоса Уастырджи. Данная проблематика отражена в 9 статьях сайта. К блоку «История и современность» отнесены статьи, в которых рассказывается о развитии Осетии, о ее современном состоянии. Всего были найдены 3 статьи, затрагивающие эти вопросы. Блок «Обычаи» содержит две тематики - проблемы педагогики, традиционного воспитания и вопросы уклада в семье, обществе. Найдено по одной статье на каждую из проблем. К блоку «Религия, мировоззрение» отнесены статьи, содержание которых отражает взгляды авторов на традиционную осетинскую религию, на взаимодействие христианства, православия с традиционной осетинской религией. Данный блок является самым многочисленным - 46 статей. Такой результат является закономерным, т.к. рассматриваемый сайт и ориентирован на раскрытие этой проблематики. К блоку «Общество» отнесены открытые письма, обращения приверженцев традиционной осетинской веры представителям власти различных уровней. Всего было обнаружено 5 таких публикаций. И последний блок - «Разное», куда были отнесены статьи, представляющие собой анонсы предстоящих событий, рецензии на книги, интервью, новости о прошедших мероприятиях. Таких публикаций на сайте 37.

Прежде чем более подробно рассмотреть тематический блок «Религия, мировоззрение», сначала необходимо определить сущность понятия «ирон дин». В 1922 году осетинский писатель Сослан Темирханов так говорил об этом феномене: «Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. <...> Взамен искусственного храма ей служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные празднества на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом. Взамен священника выступает старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований. Веруя в Бога, Творца Мира, осетины, однако, жертвоприношения делают только покровителям-духам, полагая, что от их вмешательства зависит достижение поставленных целей. <...> Осетины никогда не говорят о сущности Бога, не изображают его и ничего не утверждают как доподлинно Богом сказанное. <...> Глубоко веруя в бессмертие души, осетины полагают, что живущие на земле тесно, хотя и не видимо, связаны с отошедшими в загробный мир» [10]. Таким образом, так называемую традиционную религию осетин можно сравнить с натурфилософскими концепциями, в основании которых оказывается ориентация на природное начало. Кроме того, проведение традиционных служений и праздников на открытом воздухе позволяет соотнести их, например, с молениями марийцев, чувашей в священных рощах. Подобные параллели с другими исконными религиями только подтверждают своеобразную универсальную направленность, классический для многих пантеистических учений вектор развития «ирон дин».

В процитированном эссе С. Темирханов не только описывает принципы «ирон дин», но и отмечает существование актуальной как тогда, так и сейчас проблемы - конфронтации с православной церковью. В XXI веке

анализируемый сайт «Ацштш» углубляется в освещение этого дискурса противостояния и рассматривает заявленную проблему с разных точек зрения. Из 46 статей, относящихся к блоку «Религия, мировоззрение», 15 рассказывают о существовании конфликта «ирон дин» с православием и степени накала этого конфликта. Авторы публикаций настаивают на том, что христианство, православие в современном их виде не способны дать верный ориентир осетинскому народу. Д. Макеев в статье «Мода и последствия» пишет: «Пришлое христианство раскалывает общество. Но, величайшая жестокость этого явления состоит в том, что дезинтеграция идет внутри человека. Когда осетину, выполняющему внешне обряды древней религии отцов, ориентируют мышление на христианские догмы. Вот здесь и происходит раскол в самом человеке. Люди, попавшие под такое испытание, дезориентируются. Они перестают понимать то, что делают. Перестают обращать внимание на святость выполняемых ими же самими ритуалов» [5]. При этом автор не старается заклеймить христианство и обвинить его в возникших в осетинском обществе нравственных проблемах. Наоборот, он отмечает, что «люди должны знать чем, каким мировоззрением, обеспечен тот или иной обряд или ритуал, в котором он принимает участие. Для этого, конечно же, люди должны иметь равный доступ к изучению, как христианства, так и древне-осетинской религии. Так, чтобы каждый сам смог выбирать, что ему надо и каким канонам следовать. Так, чтобы человек смог понять и выбрать, что ближе к его душе. Но на сегодняшний день к величайшему сожалению осетины не имеют возможности знать своей духовной культуры» [Там же]. Проблема автору видится в искусственном навязывании, грубом насаждении христианской веры со стороны заинтересованных лиц. Об этом же пишет другой автор статей на рассматриваемом сайте - Х. Моргоев: «Гнусным нападкам со стороны православной церкви подверглись осетины. Потерпев поражение в своей миссионерской деятельности среди горцев, попы, как это всегда бывает, призвали на помощь своих хозяев. <.. .> В Осетии, как и во всем остальном мире, христианство навязывается народу "сверху", так было при царизме, так это происходит сейчас при капитализме. Разрушение собственно осетинской религии, внедрение христианства порождают эклектичные формы верований. <...> Задача церковников и чиновников переориентировать индивида от внутренней ответственности к пассивному созерцанию и восприятию готовых решений и догм. Именно этим объясняется тотальная пропаганда разврата государственными органами через средства массовой информации в Осетии. Местное чиновничество ориентирует налогоплательщиков на потребительское отношение друг к другу, когда человек видит в себе подобном лишь средство, но чаще просто плоть, мясо, хоть и хорошо сложенное и выставленное напоказ возбужденной похотью. Тем самым чиновники готовят для церкви ее паству, которая ищет в церкви спасение и рано или поздно приползет за покаянием» [8].

Осознавая, что люди, глубоко не погруженные в озвученное религиозное противостояние, не понимают его смысла, природы, Д. Макеев публикует на сайте статью «Какая нам разница?» [4], где и пытается ответить на гипотетический вопрос сторонних наблюдателей - «Не все ли равно, какой религии придерживаться?». Автор справедливо связывает верование, религиозное поведение с национальной идентичностью, с национальным самосознанием, менталитетом. Подобный взгляд на социокультурное развитие человека предлагал А. Я. Гуревич, формируя принципы своей исторической антропологии [2]. Ведь по отношению индивида и в целом народа к природе, мирозданию, онтологическим вопросам возможно понять ментальность, ее историю. Этот же вектор движения мысли четко прослеживается в тексте рассматриваемой публикации. Д. Макеев ставит вопрос ребром: «Что мы хотим для осетинского общества? Разложения и ассимиляции или процветания и культурного подъёма?» [4]. Автор отстаивает право осетинского народа на следование собственной, исконной картине мира. Более того, этот дискурс является ключевым на всем сайте.

В этой связи нужно заметить, что начавшийся в интернет-пространстве конфликт получил развитие за пределами рассматриваемого информационного поля. В конце 2010 года прихожанами церквей и храмов РПЦ на территории РСО-Алания в Следственное управление по Республике Северная Осетия-Алания было подано заявление с просьбой о возбуждении уголовного дела в отношении упомянутых выше Д. Макеева и Х. Мор-гоева. Однако СУ СК при прокуратуре РФ по РСО-Алания в возбуждении уголовного дела отказал, т.к. «в указанных публикациях не содержится призывов к возбуждению ненависти либо вражды по признаку отношения к религии, а также высказывания, содержащиеся в данных публикациях, которые могут задеть чувства верующих христиан, являются общеизвестными историческими свидетельствами и в большинстве своем признаются представителями христианских конфессий, в том числе и Русской Православной Церковью» [6].

Поскольку информационное пространство является динамичным, активным коммуникативным полем, решающую роль в его развитии играет обратная связь. В данном случае маркером существующей на сайте диалогичности становятся количество просмотров той или иной публикации и число комментариев под каждой из них. Из 110 статей, опубликованных на сайте «Ацштш», посвященном современным проблемам функционирования «ирон дин», 92 статьи просматривались посетителями сайта свыше 5 тысяч раз. Реже всего читали публикацию «Открытое обращение» - 518 раз. Она представляет собой, как это понятно из названия, открытое обращение представителей Ныхаса Общеосетинской организации «Совет организаций осетинской религии» к властям Республики с просьбой урегулировать расшатанные межэтнические и межконфессиональные отношения внутри региона. Наибольшее количество просмотров - 99206 - у статьи «Правдивое слово против христиан», содержащей размышления автора о насаждении христианства и православия на территории Осетии. Эта же статья оказалась комментируемой чаще всего - под ней насчитывается 233 отзыва. Интересно, что 207 комментариев набралось под статьей «Шарлатаны в религии», которая оказалась отрывком из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», а именно знаменитой «Легендой о Великом инквизиторе». Однако авторы комментариев не восхищаются талантом великого русского писателя,

а дискутируют о противостоянии христианства и осетинской религиозной традиции. Т.к. на сайте представлено достаточное количество статей, чьи просмотры превышают 10 тысяч, была изучена их принадлежность к тематическим блокам, в результате чего получены следующим данные: «Разное» - 8 статей, «Религия, мировоззрение» - 7 статей, «Культура» - 2 статьи, «Этничность», «История и современность», «Обычаи» -по 1 статье. Здесь необходимо отметить, что все статьи из блока «Разное» имеют непосредственное отношение к проявлениям религиозности, а именно: критические отзывы на статьи, посвященные конфронтации православия и «ирон дин», обращения и открытые письма властям Республики с просьбами о содействии в популяризации среди населения основ внехристианской религии.

Следует признать, что процесс комментирования посетителями сайта публикаций не носит поступательного характера. Напротив, статьи, опубликованные в период с середины 2012 года, не прокомментированы ни разу. Всего же на сайте из 110 имеющихся статей комментарии оставлены под 58. Число комментариев под публикациями варьируется от 1 до 233.

Рассмотрим теперь, как освещены проблемы современного состояния «ирон дин» на сайте осетинских фамилий «Иудзинад», созданном в 2016 году. Всего на сайте опубликована 171 статья, из них 34 - на осетинском языке. Первая статья «Этническая культура, пространство "малой родины"» задает тон осуществляемой в данном интернет-поле дискурсивной практике. Автор оценивает современное состояние осетинской социокультурной ситуации и приходит к выводу, что она характеризуется, «с одной стороны, открытостью к межкультурной коммуникации, восприимчивостью к стереотипам общечеловеческой цивилизации, а с другой стороны - усилением этнического самосознания народа, возрождением культурного наследия прошлого, которое не противоречит сущности всеобщей жизнедеятельности» [13]. Реперной точкой, обнаруживающей себя в каждой публикации на сайте, является указанный автором рост национального самосознания.

Публикации сайта распределить по тематическим блокам достаточно затруднительно, поскольку они в большинстве своем представляют собой своеобразные отчеты о проводимой общественной организацией «Иудзинад» работе. Это позволяет рассмотреть бытование на территории Осетии религиозных убеждений, в первую очередь, «ирон дин». Какие же мероприятия проводит «Иудзинад», чтобы популяризировать ее? Во-первых, устраиваются ежегодные конференции, круглые столы и форумы, на которых старейшины, религиозные деятели, заинтересованные лица обсуждают современное состояние осетинской культуры в самом широком ее проявлении, определяя по итогам этих обсуждений вектор своей дальнейшей деятельности. Во-вторых, согласно традиционному календарю, проводятся праздники, моления. В-третьих, членами «Иуд-зинада» проводится воспитательная, культурно-просветительская работа с молодежью, которая заключается в активном включении молодого поколения в дело возрождения и укрепления «ирон дин». В-четвертых, деятельность рассматриваемой общественной организации направлена, в том числе, на популяризацию и укрепление на территории Осетии осетинского языка. В-пятых, члены «Иудзинада» активно взаимодействуют с органами местной власти посредством прямых и письменных обращений, в которых просят, например, о содействии в получении осетинами, живущими на территории Грузии, беспрепятственного доступа в святилища, о более четкой ориентации региональной культурной политики в сфере национально-культурного развития осетинского народа. Кроме того, «Иудзинад» проводит работу по подготовке и изданию осетинского национального календаря, который каждый желающий может приобрести в личное пользование. В целом, деятельность рассматриваемой общественной организации направлена на укрепление в обществе традиционных устоев, способствующих пробуждению ментальности, о которой говорилось выше. Необходимо отметить, что ситуация противостояния так называемой традиционной осетинской веры с православной церковью на сайте «Иудзинада» не освещается.

В результате проведенного исследования автор приходит к следующим выводам. «Ирон дин» представляет собой уникальное пантеистическое учение, в центре которого оказывается природное начало, взгляд на природу как на божественное проявление на земле. Последователи рассматриваемого феномена в соответствии с традиционным осетинским календарем осуществляют ряд значимых коммуникативных практик, что позволяет внехристианскую осетинскую религию соотнести с другими существующими на территории Российской Федерации традиционными верованиями. В интернет-пространстве интерес к «ирон дин» поддерживается достаточно активно. Проведенный контент-анализ позволил выделить интересующие как авторов интернет-публикаций, так и их читателей блоки вопросов, относящихся к тематическому ядру «ирон дин»: социокультурные проявления традиционной религиозности, контактные связи осетин с другими народами, история Осетии и ее современное состояние. Уровень значимости поднимаемых в публикациях тем в настоящем исследовании соотнесен с количеством просмотров статей и числом комментариев под ними. Было установлено, что в числе наиболее актуальных, интересных публикаций оказались те, что посвящены ситуации относительно религиозно-конфессионального положения Осетии, а именно открытой конфронтации представителей РПЦ и последователей «ирон дин».

Список источников

1. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. М.: КноРус, 2007. 456 с.

2. Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 56-70.

3. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / пер. с англ. М.: ЛИБРОКОМ,

2013. 344 с.

4. Макеев Д. Какая нам разница? [Электронный ресурс]. URL: http://assdin.ru/21-kakaya-nam-raznica.html (дата обращения: 12.05.2020).

5. Макеев Д. Мода и последствия [Электронный ресурс]. URL: http://assdin.ru/18-moda-i-posledstviya.html (дата обращения: 12.05.2020).

6. Материал с дополнениями: «Постановления об отказе возбуждения уголовного дела». Документы дела [Электронный ресурс]. URL: http://assdin.ru/sim/73-kopii-postanovleniya-ob-otkaze-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela.html (дата обращения: 12.05.2020).

7. Международный фонд исследования Тенгри. Научное исследование тенгрианства - открытого мировоззрения народов Евразии [Электронный ресурс]. URL: http://tengrifund.ru/ (дата обращения: 12.05.2020).

8. Моргоев Х. Правдивое слово против христиан [Электронный ресурс]. URL: http://assdin.ru/articles/30-pravdivoe-slovo-protiv-hristian.html (дата обращения: 12.05.2020).

9. Пантеон [Электронный ресурс]. URL: https://pantheon.today/ (дата обращения: 12.05.2020).

10. Темирханов С. Народная религия осетин [Электронный ресурс]. URL: http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=933 (дата обращения: 12.05.2020).

11. Томпсон Дж. Б. Идеология и современная культура. Критическая социальная теория в эру массовой коммуникации. М.: ИНИОН, 1992. 27 с.

12. Фонд традиционных религий [Электронный ресурс]. URL: https://tradition.foundation/ (дата обращения: 12.05.2020).

13. Этническая культура, пространство «малой родины» [Электронный ресурс]. URL: https://iudzinad.com/этническая-культура-пространство-м/ (дата обращения: 12.05.2020).

Study of Problematic Discourses of the Pre-Abrahamic Ossetian Faith (by the Material of Internet Sources)

Pepelyaeva Sofya Valer'evna, Ph. D. in Philology Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering Samara State Transport University sofia8 7@mail. ru

The paper considers the Internet users' views on the modern state of the Ossetian traditional faith "iron din". The article analyses communicative space of two web portals intended to provide a comprehensive survey of "iron din" sociocultural, educational, ideological aspects. Scientific originality of the study lies in the fact that the author for the first time examines specificity of the Internet-mediated communication concerning the Ossetian "traditional faith". It is proved that the Internet discourse under study possesses dynamic features and tends to shift from online to offline.

Key words and phrases: "iron din"; communication; information field; world outlook; sociocultural space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.