Раздел 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная статья
УДК 373.012 йО!: 10/17853/2686-8970-2021-4-132-143
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Татьяна Сергеевна Парпура
магистрант
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3455-4266
Татьяна Владимировна Носакова
кандидат педагогический наук, доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2788-3029
Аннотация. Проанализированы проблемы воспитательной работы в современных общеобразовательных организациях. Проведен теоретический анализ научных источников по вопросам воспитания, представлены результаты исследования состояния воспитательной деятельности на базе 24 общеобразовательных школ. Проведенный SWOT-анализ выявил и структурировал потенциальные возможности и угрозы воспитательной системы, определил пути и стратегии по ее оптимизации.
Ключевые слова: образование, воспитание, воспитательная система, воспитательная работа, общеобразовательные организации, обучающиеся.
Для цитирования: Парпура, Т. С. Исследование проблем воспитательной работы в современных общеобразовательных организациях / Т. С. Парпура, Т. В. Носакова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 4 (7). С. 132-143. ШрБ:// doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-132-143.
© Парпура Т. С., Носакова Т. В., 2021 132
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
Section 4. SOCIOLOGICAL RESEARCH
Original article
RESEARCH OF PROBLEMS OF UPBRINGING WORK IN MODERN GENERAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Tatyana S. Parpura
Master's student
Russian State Vocational Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3455-4266
Tatyana V. Nosakova
Candidate of Pedagogical Sciences
Russian State Vocational Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2788-3029
Abstract. The article analyzes the problems of upbringing work in modern educational organizations. The theoretical analysis of scientific sources on the issues of upbringing, is carried out, the results of the study of upbringing activity in 24 secondary schools are presented. The SWOT analysis identified and structured the weaknesses and strengths, potential opportunities and threats of the upbringing system and determined ways and strategies for its optimization.
Keywords: education, upbringing, upbringing system, upbringing work, general education organizations, learners.
For citation: Parpura, T. S. Research of problems of upbringing work in modern general educational organizations / T. S. Parpura, T. V. Nosakova. Text: print // INSIGHT. 2021. № 4 (7). P. 132-143. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-4-132-143.
Требования к воспитанию подрастающего поколения постоянно меняются. Это обусловлено преобразованиями в социальной, экономической и политической сферах Российской Федерации.
Дети современного общества существенно отличаются от молодежи 1990-х, они более смышленые, умные, имеют разносторонние интересы и возможности для развития, растут в период глобальной цифровизации, поэтому быстрее разбираются с техникой, осваивают компьютер и телефон. В их распоряжении средства массовой информации, IP-технологии, множество разнообразных гаджетов и электронных программ.
INSIGHT. 2021. № 4 (7)
133
Современная образовательная организация работает с новым поколением детей, которые растут в новых социальных условиях, где главной задачей является раскрытие индивидуальности каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к конкурентоспособности в современной и высокотехнологичной среде проживания.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание занимает важное место в образовательной деятельности, разработанные стандарты расширяют требования к внедрению инноваций в работу и организации воспитательных систем образовательных учреждений [6].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. раскрывает основные принципы, касающиеся взросления и формирования детей. Процесс рассматривается «как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» [12].
В педагогике существует множество определений вышеназванного понятия: П. В. Степанов, например, рассматривает воспитание как педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию нужных условий для развития человека [11].
И. П. Подласый в одном из своих педагогических учебников дает следующее определение: «Воспитание - это специально организованное, управляемое и контролируемое воздействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу» [8, с. 256].
Наиболее полное, на наш взгляд, определение дают такие ученые, как В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, которые утверждают, что воспитание - это управление процессом развития личности через создание благоприятных для нее условий [11].
В педагогическом словаре дано определение понятию «воспитательная работа» - «это целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности» [3, с. 26].
134
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
В своем учебно-методическом пособии С. В. Сидоров (на основании работ В. С. Кукушина, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой и некоторых других исследователей) указывает, что воспитание реализует следующие функции [10]:
1) культурно-творческая (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);
2) гуманистическая (развитие потенциала личности ребенка);
3) функция социализации и социальной адаптации (подготовка обучающегося и введение его в социальную среду).
«Воспитательная система - это единый социальный организм, появляющийся в результате сотрудничества основных элементов воспитания, отличающийся объединенными характеристиками, например: коллективный образ жизни» [5, с. 17].
По мнению З. М. Умалатовой, управление воспитательной системой на муниципальном уровне - это сотрудничество между управляющим и управляемым. Управляющий организовывает воспитательную работу в соответствии с целевой установкой, направленной на выполнение социального заказа общества. Управляемый получает от управляющего указания и выполняет заданную деятельность [13].
Первым этапом управления является уточнение и понимание целей и задач воспитания участниками и реализаторами учебно-воспитательной деятельности. Главная цель должна быть отражена в воспитательных программах, планах на различных уровнях (руководство школы, классные руководители, педагоги дополнительного образования, методисты и др.) [13].
Основная особенность цели воспитания - реализуемость, т. е. цели и задачи необходимо формулировать в соответствии с социальным заказом общества, особенностями детей, родителей, педагогов, учебно-материальной базой, образовательной и воспитательной инфраструктурой [9, 16].
Целью педагогической воспитательной системы является развитие личности, а методом функционирования - педагогическая деятельность [8].
Единое муниципальное воспитательное пространство - это целенаправленное объединение всех общеобразовательных организаций,
МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)
135
организаций дополнительного образования, негосударственных структур, социальных партнеров, оказывающих воспитательное воздействие на развитие, самоопределение, самореализацию детей [2].
Для определения проблем воспитательной работы в современных общеобразовательных организациях городского округа Первоуральск Свердловской области было проведено исследование, в котором приняли участие 24 заместителя директора по воспитательной работе из 24 местных школ, опыт работы которых составляет более 7 лет - 79 %, до 1 года - 21 %.
Результаты анкетирования по методике Г. В. Колупаевой «Оценка эффективности воспитательной работы в школе» показали, что во всех общеобразовательных организациях разработаны программы воспитательной работы в соответствии с основными направлениями, определена модель выпускника на каждой ступени образования, функционируют органы самоуправления (таблица, рисунок).
Вопросы анкетирования по методике «Оценка воспитательной работы в школе»
№ Критерий
1 2
1 В школе имеются собственная воспитательная программа, план развития воспитания в системе образования школы, подпрограммы, соответствующие основным направлениям воспитательной работы
2 У каждого классного руководителя создан план работы с классом, ведется постоянный мониторинг его эффективности
3 В программе развития школы четко определена модель выпускника на каждой ступени образования
4 Заместитель директора имеет все необходимые локальные акты (положения, должностные инструкции) для нормативно-правового регулирования воспитательного процесса
5 Заместитель директора и классные руководители находятся в непрерывном поиске разнообразных форм и методов работы с детьми
6 Работа методического объединения классных руководителей направлена на постоянное повышение их профессионального мастерства
136
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
Окончание таблицы
1 2
7 Заместитель директора по воспитательной работе и классные руководители ведут работу по обобщению и распространению своего педагогического опыта (участие в методических выставках, публикации на сайтах)
8 В школе налажен тесный контакт с родителями и общественностью микрорайона, ежегодно растет количество родителей, активно участвующих в подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий
9 Уровень воспитанности школьников повышается
10 Ежегодно растет количество участников городских, областных и всероссийских конкурсов, фестивалей, акций и т. д.
11 Созданы и пополняются портфолио учащихся
12 В школе активно работают органы детского самоуправления
13 Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете, учете в отделе по делам несовершеннолетних (или в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних) сокращается
14 Все учащиеся охвачены внеурочной деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям
15 Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом высокая
Оценка эффективности воспитательной работы в школе, %: ЕЗ - да; И - скорее да, чем нет; □ - и да, и нет; ЕИ - скорее нет, чем да; [Щ - нет
МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)
137
В большинстве школ заместители директоров имеют необходимые нормативно-правовые локальные акты для организации воспитательной работы, в результате которой должен повыситься уровень воспитанности обучающихся, будет налажено взаимодействие с родителями и общественностью, возрастет удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом.
Однако имеются показатели, которые указывают на ряд проблем в некоторых организациях. Выявлено, что не ориентированы на распространение своего опыта работы 4 % респондентов; ведут слабую работу в данном направлении (25 %); не увеличивается количество участников мероприятий различного уровня (13 %). Количество детей, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН), территориальной комиссии по делам несовершеннолетних (ТКДН) не сокращается, как отметили 21 % респондентов (пять школ); не все обучающиеся охвачены внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, по словам 13 % опрошенных (три школы); 17 % респондентов (четыре школы) говорят о том, что работа ведется, но не системная.
По полученным результатам можно сделать вывод о посредственно выполняемых обязанностей заместителей директоров по воспитательной работе, а также слабом контроле со стороны Управления образования города.
Для получения представления о состоянии муниципальной системы воспитательной работы нами проведен SWOT-анализ, позволяющий выявить и структурировать ее сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы. Заместители директоров по воспитательной работе были организованы в 4 рабочие группы. Результаты получились следующие:
Сильные стороны:
1. Наличие традиций в организации воспитательной работы.
2. Реализация всех направлений воспитательной работы (патриотическое, профилактическое, профориентационное и др.).
3. Бесплатная система дополнительного образования.
4. Налаженная система профилактической работы в городе.
5. Высокий уровень развития патриотического направления (товарищеские объединения, школьные музеи, мероприятия и др.).
6. Качественное проведение олимпиад.
7. Поддержка службы трудоустройства подростков.
138
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
8. Создание кванториума - центра профориентационной работы и инженерного образования.
9. Функционирование городского Совета старшеклассников.
10. Организация общегородских мероприятий по всем направлениям воспитательной работы (патриотическое, интеллектуальное, спортивное, профилактическое, профориентационное и др.).
11. Организация занятости детей в летний период (летние лагеря, отряды мэра и пр.).
12. Создание широких возможностей для получения бесплатного дополнительного образования.
13. Высокий профессионализм и большой опыт работы педагогов и заместителей директоров по воспитательной работе.
14. Сетевое взаимодействие между школами по вопросам профориентации.
15. Ежегодный городской план мероприятий на учебный год.
16. Большой охват учащихся в городских мероприятиях.
Слабые стороны:
1. Огромное количество бумажной работы.
2. Большой объем спонтанных, обязательных мероприятий.
3. Нехватка квалифицированных кадров.
4. Отсутствие городской программы воспитательной работы.
5. Недостаток преемственности между школьными и городскими мероприятиями.
6. Перенасыщение мероприятиями.
7. Слабая активность родителей в воспитательной деятельности на уровне города.
8. Низкое взаимодействие с городскими службами (ОМВД, ГИБДД, социальные службы и др.), несогласованность действий, отсутствие единого плана работы с субъектами профилактики.
9. Отсутствие единой городской программы профилактической направленности.
10. Нет помощи специалистов (психологов, юриста, военкомата и др.).
11. Необъективная оценка результатов мероприятий (подбор членов жюри).
Возможности:
1. Привлечь социальных партнеров для награждения победителей, организации и проведения мероприятий.
МЭЮНГ. 2021. № 4 (7)
139
2. Создать площадку, где школы могли бы делиться своим опытом по осуществлению различных направлений воспитательной работы.
3. Возможность для учащихся проявить свои способности в различных мероприятиях (организация форумов, круглых столов и др.).
4. Повысить ответственность родителей за воспитание, жизнь и здоровье детей через проведение профилактических, просветительских и других бесед.
5. Создать городской план мероприятий на следующий учебный год к приемке школ.
6. Использовать кванториум в образовательной деятельности и дополнительном образовании.
Опасности, угрозы:
1. Из-за большого объема бумажной работы не остается времени на общение с детьми, организацию мероприятий, проведение профилактической работы.
2. Количество детей группы риска (правонарушения, суициды и пр.) растет.
3. Эмоциональное выгорание педагогов.
4. Учащиеся перегружены мероприятиями, так как в них почти всегда участвуют одни и те же дети.
5. Незащищенность классных руководителей от агрессивного поведения родителей.
Итак, на основе проведенного SWOT-анализа были определены сильные и слабые стороны ведения воспитательной работы в городском округе Первоуральск, выявлены внешние угрозы и возможности, которые могут помешать или помочь организовать данный вид деятельности.
Таким образом, несмотря на весомые характеристики сильных сторон воспитательной работы, угрозы выделены как противовес, например: организация мероприятий по всем направлениям и большой охват ими учащихся приводит к избытку и перенасыщению мероприятиями; опытные педагоги, которые преподают уроки, ведут классное руководство, проводят подготовки к мероприятиям, эмоционально выгорают.
Внедряемые новшества несут эпизодический характер, т. е. отсутствует система действий в этом направлении, образовательные организации ориентируются на достижения своих коллег и пытаются
140
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
применить их опыт в своей практике, но не учитывают специфику своей организации, в связи с чем не получают нужных результатов и на этом завершают внедрение. Такая деятельность обостряет проблему введения новшеств в воспитательную работу, создает разрыв между обновлением воспитательной деятельности и образовательной.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что воспитательная работа реализуется не в полной мере и образовательным организациям города Первоуральска необходима комплексная программа по модернизации данного вида работы.
Создание системы воспитания на всех уровнях - это стратегическая задача, поскольку есть необходимость создания единого воспитательного пространства города. Для этого требуется предоставить средства для активного развития всех направлений учебно-воспитательного процесса (образовательные, внеурочные, профилактические и др.), новые воспитательные пространства через реализацию внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также установить взаимоотношения с социальными институтами в окружающем сообществе (семьи, организации дополнительного образования и культуры, коммерческие и некоммерческие организации).
Решение указанных задач требует создания в городском округе единого муниципального просветительского пространства, реализующего условия для усиления воспитательного компонента в образовательных организациях, обеспечивающего развитие личности ребенка, его жизненное самоопределение в обществе, формирующего качества гражданина, патриота, повышающего духовно-нравственную зрелость и способность личности к созидательному труду.
Список литературы
1. Быстрова, Н. В. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации / Н. В. Быстрова, А. Ф. Уханов. Текст: непосредственный // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 мая 2017 г. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. пед. ун-та им. Козьмы Минина, 2017. С. 177-180.
МвЮНГ. 2021. № 4 (7)
141
2. Галактионов, С. Е. Обзор основных методик классификаций моделей управления / С. Е. Галактионов. Текст: электронный // Вестник молодежной науки. 2017. № 2 (9). С. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/obzor-osnovnyh-metodik-klassifikatsiy-modeley-upravleniya.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджас-пирова, А. Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2005. 176 с. Текст: непосредственный.
4. Модель эффективной школы: аспект построения воспитательной системы: методические рекомендации / сост. С. В. Смирнова. Сыктывкар: Изд-во Коми республ. ин-та развития образования, 2018. 33 с. URL: http://metod.kriro.ru/sites/default/files/method/files/22-06-2018/10-51. Текст: электронный.
5. Нечаев, М. П. К вопросу мониторинга воспитательной компоненты в общеобразовательной организации / М. П. Нечаев. Текст: непосредственный // Воспитание школьников. 2015. № 1. С. 17-24.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. Текст: электронный.
7. Основные принципы функционирования и развития воспитательной системы общеобразовательной организации / Н. В Быстрова, А. В. Хижная, А. В. Емелина, М. О. Сундеева. Текст: непосредственный // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6, № 4 (21). С. 25-28.
8. Подласый, И. П. Педагогика: в 3 книгах / И. П. Подласый. Москва: ВЛАДОС, 2005. Кн. 2. 576 с. Текст: непосредственный.
9. Резер, Т. М. Основы права и правового обеспечения профессиональной деятельности преподавателя схемы / Т. М. Резер. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. 136 с. URL: http://www.biblioclub.ru/book/56587/. Текст: электронный.
10. Сидоров, С. В. Воспитательная работа в системе работы школы / С. В. Сидоров. Текст: электронный // Сайт педагога-исследователя. URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-13.
11. Степанов, П. В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов. Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 121-129.
142
ИНСАЙТ. 2021. № 4 (7)
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjaz-henie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/. Текст: электронный.
13. Умалатова, З. М. Управление деятельностью на муниципальном уровне / З. М. Уламатова. Текст: непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3 (24). С. 114-119.
14. Baker, D. How different, how similar? Comparing key organizational qualities of American public and private secondary schools / D. Baker, M. Han, Ch. T. Keil. Washington, DC: U. S. Dept. of Education, Office of Educational Research and Improvement, National Center for Education Statistics, 1996. 88 p. URL: http://purl.access.gpo.gov/GP0/LPS43907. Text: electronic.
15. Collaboration and Transition in Initial Teacher Training / ed.: M. Wilkin, D. Sankey. London; Philadelphia: Kogan Page, 1994. 192 p. Text: print.
16. Olson, R Discoveries: expanding your child's vocational horizons / R. P. Olson, aut. H. Froyd. Cleveland: United Church Press, 1995. 199 p. Text: print.
Статья поступила в редакцию 14.08.2021; одобрена после рецензирования 22.09.2021; принята к публикации 30.09.2021.
The article was submitted 14.08.2021; approved after reviewing 22.09.2021; accepted for publication 30.09.2021.
INSIGHT. 2021. № 4 (7)
143