Научная статья на тему 'Исследование проблем творческого мышления'

Исследование проблем творческого мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ / МЫШЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / МЕТОДЫ / АНАЛИЗ / ОБУЧЕНИЕ / МИРОПОНИМАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ / CRITICAL THINKING / STRATEGY / METHODS / ANALYSIS / TEACHING / WORLD OUTLOOK / UPBRINGING / HEALTHY NATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Укуева Бушарипа Кожояровна

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной психологической науки, а также рассматриваются научные взгляды, мнения о средствах и исследованиях развития творческого мышления студентов в ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Укуева Бушарипа Кожояровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the issues of creative thinking

The author of the paper explains the notion “creative thinking” in the framework of the national psychology and considers attitudes, opinions about the ways of research and development of creative thinking of the students of higher educational institutions

Текст научной работы на тему «Исследование проблем творческого мышления»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Исследование проблем творческого мышления

Укуева

Бушарипа Кожояровна

The study of the issues of creative thinking

Доктор педагогических наук, исполняющий обязанности профессора кафедры общеобразовательных дисциплин и языковых наук Ошского

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной психологической науки, а также рассматриваются научные взгляды, мнения о средствах и исследованиях развития творческого мышления студентов в ВУЗах.

государственного университета г. Ош, Кыргызская республика

Ключевые слова и словосочетания: критическое мышление, стратегия, методы, анализ, обучение, миропонимание, воспитание, здоровая нация.

Busharipa K. Ukueva

Doctor of Pedagogical Sciences, acting Professor at the Department of Department of General Educational Disciplines and Linguistic Sciences of Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic

The author of the paper explains the notion "creative thinking" in the framework of the national psychology and considers attitudes, opinions about the ways of research and development of creative thinking of the students of higher educational institutions.

e-mail: ossu.oms@gmail.com

Keywords: critical thinking, strategy, methods, analysis, teaching, world outlook, upbringing, healthy nation.

УДК 37.013.46 (575.2)

Любой предмет, в силу своих естественных благодатных особенностей, отличается самостоятельностью исследования в разрешении задач, необходимых для личности. И, как и другие предметы, методика обучения кыргызской литературы выполняет ряд обязательств в отношении подобных задач. Даже если вместе с реализацией свободного мышления в углублении содержания обучения, миропонимания, воспитания между студентом и преподавателем в ВУЗах и разрешены ряд вопросов, все же сталкиваются с рядом трудностей. Поэтому, начиная с детского сада и до ВУЗов, остро ставятся такие проблемы, как: воспитание всесторонне компетентных, творчески активных личностей, «пробуждение «я», развитие самостоятельного мышления, указание пути в поисках истины, стимулирование эстетического азарта, активизация духовно-эмоциональной связи, развитие художественного вкуса» [2]. А потому возникает необходимость внедрить эти задачи в жизни.

Через мышление развивается мировоззрение, повышается уровень сознания личности, она многое узнает, обучается и познает природные явления. Поэтому будь то на предприятии или в ВУЗах, не ограничиваясь процессом развития памяти студентов, подтолкнуть их, чтобы они задумались, самостоятельно действовали, на основе полученных знаний были в поиске чего-то нового, новой мысли, «трудиться всегда в соответствии со всей своей деловитостью» [7, с.271]. Получение новых результатов - это нынешняя жизненная необходимость. Так как в советскую эпоху вместо того, чтобы осознать мир в его многообразии и обуславливать разносторонний взгляд через общетеоретическое, философское мышление, требовалась единая точка зрения, властвовала штамповка. Поэтому «сегодня мы стоим перед необходимостью поднятия здоровья нации на уровень государственной идеологии» [6, с.37]. Прежде, чем развить мыслительную деятельность студентов, необходимо вначале развить речь. Развитие речи начинается с семьи, продолжается в детском саду, в школе, эволюционирует через их тесную диалектическую связь. Изначально ребенок через диалог при беседе с 2-3-мя людьми учится ясно излагать свою мысль, четко объяснять,

Вопросы образования и подготовки кадров

обмениваться мнениями, позже аргументировано, четко излагает свои мысли в коллективе. По законам диалектики студент, во-первых, во время проведения диспута в аудитории раскрывает внутренние противоречия в своих мнениях, стараясь достичь справедливости; его деятельность постепенно перерастает в творческую активность. Несколько пар таких категорий, как целое и раздельное, единое и общее и их взаимоотношения, отмеченные в свое время Аристотелем в труде «Метафизика», имеют отношение и к обучению в ВУЗах истории новой кыргызской литературы [3, с.592]. Так как различная точка зрения студентов по одной теме возникает в зависимости от разнообразия познания новой темы. Далее, известно, что без 4-х основных законов философии невозможно развить мышление личности и их надо формировать в сознании студентов. Так как закон отрицания познания гласит, что, нельзя не закончив одну мысль, переходить к другой, нельзя в одно и то же время иметь два противоположных мнения. Творческая активность студента может повыситься только тогда, когда он очень хорошо усвоит и поймет, что в одно и то же время одно из двух противоположных мнений всегда истинно, а второе - ложно.

Поэтому психолог Г.Д. Чистякова видит развитие творческого мышления в современном обучении в следующем:

- в осуществлении проблемы недопущения формализма во мнениях, взглядах;

- в поисках ответа на вопросы и ответа на них;

- в понимании субъектом - студентом, что найденные ответы - это как открытие нового;

- в доказательстве верности высказанного ответа, в умении обосновать его другому человеку.

Мнение Н.К. Степаненко, что «творческое мышление - это кислород» считается определением, данным

развитию мышления. Так как вышеуказанные философские категории подтверждают, что обладают обобщающим свойством понятий студентов из других предметов. Например, у студентов на традиционных занятиях не было возможности даже самостоятельно думать, не говоря уже о творческой активности (так как преподаватель на лекциях сам разъяснял, говорил и предлагал записывать), а при использовании интерактивных методов обучения с первой минуты и до конца занятия создаются условия для творческого мышления студентов. Если проводится лекция, то делается вызов, после объявления новой темы занятие проводится в любой форме, в зависимости от фантазии преподавателя.

Ожидаемые результаты: 1 группа сама читает новую лекцию, размышляет; 2-я группа отвечает, используя блок вопросов; 3-я группа студентов, использует графический прием: берут карту Кыргызской Республики и в зависимости от достижений экономики, сельского хозяйства, культуры области, расположенной на данной территории, доказывают, в зависимости от содержательных особенностей творчества Б.Солтоноева, по каким фактам расположили их в этих областях. При таком приеме составления карты студент усваивает лекцию не только с теоретической стороны, но параллельно повышает знания по таким отраслям, как география, экономика, сельское хозяйство, литература, искусство, повышается ценность новой темы, получая помощь в углублении понятий по данным наукам.

4-я группа студентов, которые играют роль журналистов, оценивают слово и силу мощи слова, учатся ценить его, начинают понимать, что для журналиста творческий факт, аргумент стоят на первом месте

Студенты 5-ой группы, которые играют роль ученых, понимают, что это очень тяжелая обязанность, которая требует глубоких знаний, опыта.

И так, приоритеты пройденного нами занятия в сравнении с традиционными:

- внимательно выслушали мнения друг друга первых и оценили;

- заранее представили, предвидели темы;

- каждый студент самостоятельно накопил идеи в результате того, что принял, знал, видел;

- научились сочетать полученные знания с реальной жизнью.

Следовательно, так как для повышения творческой активности студентов в ВУЗах через новые технологии необходимо предварительно развивать мышление, речь, то следует обратить внимание студентов на следующие обстоятельства:

- внимательно выслушать мнения друг друга и оценить;

- в умении предвидеть новую тему;

- в умении всегда дать отчет об узнанных, увиденных, принятых знаниях;

- в применении полученных знаний в реальной жизни;

- в грамотном усвоении графики;

- способность к творческому мышлению.

Выше мы заметили, что занятия, проведенные с использованием интерактивных методов обучения,

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 1/2018

- 82 -

Matters of education and personnel training

помогают воспитать активного, делового, компетентного специалиста нового времени, единомышленника, способного к полноценному образу жизни, умеющего самостоятельно мыслить в соответствии с требованиями мирового образования. Всем известно, что идея К.Маркса, о том что «обучение - это социальный процесс» [6, с.354] была в свое время разработана в биологии - Ч.Дарвиным, в химии - Д.М.Менделеевым.

С этой позиции под самостоятельным мышлением понимается не всестороннее разъяснение своего взгляда или исполнение мнений людей, не дослушав их, а наоборот, способность студента выражать свое сознательное отношение на увиденное, услышанное, на сделанное, на различные явления, способность самостоятельно анализировать, обобщать, свободно разъяснить сопоставленное, донести до другого.

Библиографический список

1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Ташкент: 2003. - C. 192.

2. Айтматов Ч. Биз д1йнйн1 жаJыртабыз, дШнй бизди жаJыртат. - Ф.: Кыргызстан, 1988.

3. Аристотель. Сочинение.: В.4 т. - М.: 1984. Т.4. -С.592.

4. Байгазиев С.О., Рысбаев К С. «Педагогикалык тажрыйба» Изден11лйр жана тажрыйбалар. - Ф.: Мектеп, 1989. -С.38-45.

5. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики. - М.: 1972.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные рассказы. М.: 1982. -С.354.

7. Рахимова М., Панкова З. «Педагогика тарыхынын очерктери», окуу куралы. - Б., 1998. -С.271.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.