Научная статья на тему 'Исследование проблем повышения конкурентоспособности российских университетов'

Исследование проблем повышения конкурентоспособности российских университетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / GLOBAL COMPETITIVENESS / ВЕДУЩИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / LEADING UNIVERSITIES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / UNIVERSITY COMPETITIVENESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE EDUCATIONAL POLICY / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY DEVELOPMENT PROGRAM / ПРОЕКТ 5-100 / PROJECT 5-100 / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / CLUSTERING OF LEADING UNIVERSITIES / УНИВЕРСИТЕТ МИРОВОГО КЛАССА / WORLD-CLASS UNIVERSITY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / RESEARCH UNIVERSITY / РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY RATING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сенашенко Василий Савельевич

Статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную проблеме глобальной конкурентоспособности ведущих университетов. В книге обсуждаются модели и методы оценки конкурентоспособности университетов, подходы к построению рейтингов университетов. Даётся описание некоторых конкретных проблем повышения конкурентоспособности российских университетов и российской системы высшего образования в целом. Рецензируемая монография будет полезна широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами развития российской системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сенашенко Василий Савельевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research on the Global Competitiveness of the Leading Russian Universities

The article is a review of a monograph "The Global Competitiveness of Leading Universities: Models and Methods for Estimating and Forecasting" written by I.P. Boiko, V.G. Khalin, E.M. Anokhina. The book discusses the models and methods for university competitiveness assessment, approaches to the formation of university ranking, specific problems concerning improving of the competitiveness of Russian universities and the system of Russian higher education. The reviewed monograph will be useful to a wide range of readers who are interested in the development of the Russian higher education system.

Текст научной работы на тему «Исследование проблем повышения конкурентоспособности российских университетов»

РЕЦЕНЗИИ

Исследование проблем повышения конкурентоспособности российских университетов

Сенашенко Василий Савельевич - д-р физ.-мат. наук, проф., кафедра сравнительной образовательной политики. E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Адрес: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Аннотация. Статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную проблеме глобальной конкурентоспособности ведущих университетов. В книге обсуждаются модели и методы оценки конкурентоспособности университетов, подходы к построению рейтингов университетов. Даётся описание некоторых конкретных проблем повышения конкурентоспособности российских университетов и российской системы высшего образования в целом. Рецензируемая монография будет полезна широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами развития российской системы высшего образования.

Ключевые слова.: глобальная конкурентоспособность, ведущие университеты, конкурентоспособность университетов, государственная образовательная политика, программа развития университета, проект 5-100, кластеризация ведущих университетов, университет мирового класса, исследовательский университет, рейтинг университета

Для цитирования: Сенашенко В.С. Исследование проблем повышения конкурентоспособности российских университетов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 164-167. https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-7-164-167

Подготовленная большим коллективом преподавателей СПбГУ под общей редакцией профессора В.Г. Халина монография1 посвящена теоретическим вопросам конкурентоспособности университетов, а также практическим проблемам повышения конкурентоспособности российского высшего образования. Поставленная перед российской высшей школой задача, сформулированная в проекте «5-100», требует тщательного изучения процессов повышения конкуренто-

1 Бойко И.П, Халин В. Г., Анохина Е.М. Глобальная конкурентоспособность ведущих университетов: модели и методы её оценки и прогнозирования. СПб.: Проспект, 2018. 544 с.

Boiko, I. P., Khalin, V.G., Anokhina, E.M. (2018). Globalnaya konkurentosposobnost vedushchikh uni-versitetov: modeli i metody ee otsenki i prognozi-rovaniya [The Global Competitiveness of Leading Universities: Models and Methods for Estimating and Forecasting]. St. Petersburg: Prospect Publ. 544 p. (In Russ.)

способности российского высшего образования.

Монография состоит из трёх частей, каждая из которых оформлена в виде раздела. Первая часть рассматривает общие вопросы конкурентоспособности российской высшей школы, вторая содержит изложение авторского подхода к разработке новых экономико-математических и инструментальных методов с применением искусственных нейронных сетей для многокритериального ранжирования и прогнозирования позиций ведущих университетов в авторитетных мировых рейтингах, а также для оценки их глобальной конкурентоспособности. Третья часть - это описание некоторых конкретных проблем повышения конкурентоспособности российских вузов.

Исследование состояния отечественной высшей школы осуществляется авторами с учётом большого числа показателей, что

позволило выделить основные тенденции развития образования и науки в России. Качественная оценка данных тенденций проведена на основе изучения содержания государственной образовательной политики на всех этапах её реализации. Сделан вывод о «необходимости проведения глубокого анализа процессов реформирования науки и образования в России и на основе этого существенной корректировки государственной политики в области развития науки и образования, разработки стратегических направлений их развития с учётом конкурентных преимуществ российской науки и высшей школы и перспективных тенденций мирового научно-технологического развития» (с. 81).

В этой связи формулируется мысль, что любое управленческое решение на уровне отдельного вуза и высшей школы в целом должно учитывать возможность появления системных рисков, наличие которых может привести к разрушению всей системы. К числу существенных авторы относят, например, риски «некачественного государственного управления российским высшим образованием; необоснованного вмешательства государства в управление российской высшей школой на всех уровнях; неспособности создать благоприятную систему управления в российских вузах и академических институтах, которая способствовала бы развитию талантов и привлечению ведущих учёных, профессоров и одарённых обучающихся; низкого качества самой системы государственного управления российской высшей школой; низкого качества, недостаточного обоснования и недоработки самих управленческих решений» (с. 147).

Понятно, что вероятность появления рисков существует на всех уровнях управления. Проследить за ними на уровне отдельного университета, управлять ими можно только на основе разработки научно обоснованной программы развития вуза и её адекватной реализации. В монографии этому вопросу уделяется особое внимание: в ней подробно

раскрыта предложенная авторами критериальная модель оценки программ повышения конкурентоспособности вузов, отличительной особенностью которой должно быть чёткое определение цели программы развития университета, сопровождаемое адекватным выбором инструментария. В этом разделе содержатся интересные теоретические результаты по проблеме конкурентоспособности вузов в условиях кластеризации ведущих университетов России. Предлагается эталонная модель университета определённого кластера, использование которой позволяет выявить специфику конкурентных преимуществ университетов, относящихся к различным кластерам, например к университетам мирового уровня, к исследовательским университетам и т.д. Предлагаемая авторами модель конкурентоспособности университета описывается следующими параметрами: цель развития университета, направленная на повышение его конкурентоспособности, и набор требований, выполнение которых будет гарантировать университету достижение поставленной цели. На основе данной модели возможно более чётко представлять специфику деятельности университетов, относящихся к разным кластерам, более обоснованно ставить задачи и определять цели развития, связанные с повышением их конкурентоспособности.

С позиций модели конкурентоспособности вуза в монографии дано подробное описание зарубежных моделей университета мирового класса и модели так называемого флагманского университета. Раскрыты условия создания эффективной системы управления университетом как ключевого фактора его долгосрочной конкурентоспособности на примере Калифорнийского университета Лос-Анджелеса (США). Проведённый сравнительный анализ позволил выявить актуальные проблемы и задачи управления российской высшей школой и «сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию систем управления российскими университетами.

166

Высшее образование в России • № 7, 2018

• Создать в ведущих университетах России благоприятные условия для эффективной работы академического персонала. В частности, необходимо сформировать систему управления, которая опирается на мнение профессионального сообщества и позволяет эффективно осуществлять поиск, привлечение и удержание в университете преподавателей и исследователей высокого класса.

• Создать эффективную и благоприятную систему академических контрактов и найма на работу штатных профессоров, при которой профессора и исследователи высокого класса могут приниматься на работу в университет на неограниченный срок или на срок, который существенно больше, чем пять лет.

• Кардинально увеличить базовую заработную плату для профессоров и исследователей в ведущих университетах, считая ее ключевым индикатором привлечения в университет преподавателей и исследователей высокого класса.

• Создать открытую информационную систему представления в Интернете ключевой информации о деятельности ведущих университетов страны, содержащую не только нормативно-правовые документы и положения, но и реальную статистическую и финансовую информацию как по университету в целом, так и сведения о доходах и заработной плате каждого его работника» (с. 274-275).

Особое место в рецензируемой монографии занимает вопрос о построении и применении рейтингов для оценки конкурентоспособности отдельного университета. Анализируется ряд мировых авторитетных рейтингов университетов и показаны те сложности и проблемы, которые связаны с их применением. Снижению существующих недостатков и выявлению дополнительных возможностей использования рейтингов посвящено содержание второго раздела монографии. С этой целью авторы рассмотрели применение интеллектуальных методов

анализа данных для исследования конкурентоспособности университетов. В монографии подробно исследуются вопросы формирования базы данных InCites и Web of Science, иллюстрируются процессы формирования рейтинга и оценки деятельности ведущих университетов России, не вошедших в общеуниверситетский мировой рейтинг THE WUR и в специализированные мировые рейтинги THE SR. При этом использование предложенного ими метода прогнозирования местоположения ведущих университетов в мировых рейтингах на основе публикационной активности подтверждено приведённой оценкой перспективы продвижения ведущих российских университетов в рейтинге THE WUR.

Интересным представляется изложение вопросов использования нейросетевых моделей и «карт Кохонена» для кластеризации, ранжирования и прогнозирования местоположения ведущих университетов в мировых рейтингах. Раскрываются особенности подготовки, верификации и обработки информации из базы данных InCites, даётся описание алгоритма поиска ключевых факторов и показателей деятельности ведущих университетов, влияющих на их глобальную конкурентоспособность, обоснована возможность применения нейронных сетей. Дано описание метода оценки глобальной конкурентоспособности и многокритериального ранжирования ведущих университетов, метода определения пороговых значений ключевых показателей деятельности глобально конкурентоспособных университетов. Подтверждением целесообразности предложенного авторами подхода являются результаты его апробации на примере анализа программ развития МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ до 2020 года (с. 335-344) и оценки текущего положения и конкурентоспособности университетов стран Прибалтийского региона. Предложенные авторами экономико-математические модели и инструментальные методы позволяют более объективно и обоснованно решать проблемы

оценки глобальной конкурентоспособности университетов, а также проводить многокритериальное ранжирование и прогнозирование позиций ведущих вузов в авторитетных мировых рейтингах.

На основе методов интеллектуального анализа дана оценка качества выполнимости государственной программы повышения глобальной конкурентоспособности «5-100» и обоснована гипотеза, что в 2020 году пять российских вузов не смогут войти в первую сотню любого из авторитетных мировых рейтингов университетов, что является свидетельством низкого качества принимаемых управленческих решений.

В третьем разделе монографии обсуждаются практические вопросы повышения конкурентоспособности отдельных российских университетов и всей высшей школы России, по ряду вопросов авторы дают обоснованные рекомендации. Отдельная глава раздела посвящена использованию информационно-коммуникационных технологий как инструмента повышения глобальной конкурентоспособности ведущих университетов, что

проиллюстрировано на требованиях эталонной модели университета мирового класса.

Представленную монографию отличает глубина теоретической проработки рассматриваемых проблем, а также анализ возможностей практического применения полученных теоретических результатов. Использование результатов проведённого исследования на разных уровнях управления высшей школой будет способствовать созданию новых знаний, отвечающих потребностям будущего российского общества; обеспечению соответствия российского высшего образования современным и будущим потребностям развития национальной экономики и общества; осознанному изменению вектора управления высшим образованием, что, в свою очередь, станет основой эффективного развития российского общества и формирования конкурентоспособной экономики России.

Монография будет, несомненно, полезна широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами развития российской системы высшего образования.

The Research on the Global Competitiveness of the Leading Russian Universities

Vasiliy S. Senashenko - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Prof., Comparative education policy department, e-mail: [email protected]

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

Address: 6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation

Abstract. The article is a review of a monograph "The Global Competitiveness of Leading Universities: Models and Methods for Estimating and Forecasting" written by I.P. Boiko, V.G. Khalin, E.M. Anokhina. The book discusses the models and methods for university competitiveness assessment, approaches to the formation of university ranking, specific problems concerning improving of the competitiveness of Russian universities and the system of Russian higher education. The reviewed monograph will be useful to a wide range of readers who are interested in the development of the Russian higher education system.

Keywords: global competitiveness, leading universities, university competitiveness, state educational policy, university development program, project 5-100, clustering of leading universities, world-class university, research university, university rating

Cite as: Senashenko, V.S. (2018). [The Research on the Global Competitiveness of the Leading Russian Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, No. 7, pp. 164-167. (In Russ., abstract in Eng.)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-164-167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.