Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧАЩИЕСЯ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-Ооловна, Ховалыг Аяна Монгушовна

Исследование было проведено с целью определения влияния игровых педагогических технологий на уровень знаний учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». В исследовании приняли участие учащиеся Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва». Используемые на уроках игровые технологии: «Кто первый?», «Конкурс капитанов», «Крестики-нолики», «Да - Нет», «Что мы делаем, не скажем, что мы делаем, покажем! (пантомима)», «Пойми меня», «Кроссворд» и игра «Художники». Использование игровых педагогических технологий на уроке основы безопасности жизнедеятельности по теме «Опасности природного характера и защита от них» способствует повышению интереса к подготовке обучающихся безопасному поведению в природных условиях и способствует улучшению успеваемости, повышению познавательного интереса к предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-Ооловна, Ховалыг Аяна Монгушовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE APPLICATION OF GAME PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN LIFE SAFETY CLASSES

The study was conducted in order to determine the impact of gaming pedagogical technologies on the level of knowledge of students in the lessons on Fundamentals of Life Safety. The study involved students of the Municipal Budgetary Educational Institution “Kyzyl Secondary School No. 3 named after the Hero of the Soviet Union T.B. Kechil-ool”, Republic of Tuva. Such game technologies as “Who is the first?”, “Captains competition”, “Tic-tac-toe”, “Yes - No”, “We won’t say what we are doing, we will show! (pantomime)”, “Understand me”, “Crossword” and the game “Artists” were used during the lessons. The use of gaming pedagogical technologies in the lessons on life safety on the topic “Dangers of a natural nature” contributes to an increase of interest of students to safe behavior in natural conditions and helps to improve academic performance, increase cognitive interest in the subject.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 371.321.4 : 614.8.084

doi 10.24411/2221-0458-2022-103-23-30

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сарыг С.К., Ховалыг А.М.

Тувинский государственный университет, Кызыл

RESEARCH OF THE APPLICATION OF GAME PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN LIFE SAFETY CLASSES

S.K. Saryg, A.M. Khovalyg Tuvan State University, Kyzyl

Исследование было проведено с целью определения влияния игровых педагогических технологий на уровень знаний учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности». В исследовании приняли участие учащиеся Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола города Кызыла Республики Тыва». Используемые на уроках игровые технологии: «Кто первый?», «Конкурс капитанов», «Крестики-нолики», «Да - Нет», «Что мы делаем, не скажем, что мы делаем, покажем! (пантомима)», «Пойми меня», «Кроссворд» и игра «Художники». Использование игровых педагогических технологий на уроке основы безопасности жизнедеятельности по теме «Опасности природного характера и защита от них» способствует повышению интереса к подготовке обучающихся безопасному поведению в природных условиях и способствует улучшению успеваемости, повышению познавательного интереса к предмету.

Ключевые слова: игровые педагогические технологии; основы безопасности жизнедеятельности; учащиеся; обучение

The study was conducted in order to determine the impact of gaming pedagogical technologies on the level of knowledge of students in the lessons on Fundamentals of Life Safety. The study involved students of the Municipal Budgetary Educational Institution "Kyzyl Secondary School No. 3 named after the Hero of the Soviet Union T.B. Kechil-ool", Republic of Tuva. Such game technologies as "Who is the first?", "Captains competition", "Tic-tac-toe", "Yes - No", "We won't say what we are doing, we will show! (pantomime)", "Understand me", "Crossword" and the game "Artists" were used during the lessons. The use of gaming pedagogical technologies in the

lessons on life safety on the topic "Dangers of a natural nature" contributes to an increase of interest of students to safe behavior in natural conditions and helps to improve academic performance, increase cognitive interest in the subject.

Keywords: game pedagogical technologies; life safety; students; training

Введение. По литературным источникам понятия «игра», «игровая технология» и «игровая педагогическая технология» взаимосвязаны. Понимание слова «игра» - это отдельный структурный элемент, а также составной компонент игровых технологий. В ходе игры формируется самостоятельность

обучающихся, расширяется их кругозор и развиваются волевые качества. «Игровая технология» дает возможность

обучающимся участвовать в процессе функционирования изучаемой темы, позволяет увидеть результаты собственных действий в процессе использования игр. «Игровые педагогические технологии» направлены на реализацию

образовательного процесса с помощью приёмов и методов в форме самых различных педагогических игр. Основная цель использования педагогических игр во время урока это образовательная направленность и получение

соответствующего педагогического

результата [2, 3].

Игровые педагогические технологии играют огромную роль в изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В курсе ОБЖ

игровые педагогические технологии могут быть использованы как на различных этапах изучения или закрепления нового учебного материала, так и для повторения предыдущей темы [1, 4].

Использование игровых технологий на уроках ОБЖ стимулирует познавательную и мыслительную активность учащихся. Во время урока у школьников повышается внимательность, память, пробуждается интерес

самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы. Важно также и то, что игровые технологии на уроках ОБЖ способствуют развитию лидерских способностей учащихся, увеличению словарного запаса, расширению кругозора и росту мотивации школьников к изучению предмета ОБЖ [5, 7].

Цель исследования - изучить применение игровых педагогических технологий на уроке по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на тему «Опасности природного характера и защита от них».

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя

общеобразовательная школа № 3 имени Используемые игровые технологии на

Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола» уроке «ОБЖ» на тему «Чрезвычайные Республики Тыва. Объектом исследования ситуации природного характера и защита служили учащихся 7 классов. от них» (табл. 1).

Таблица 1

Используемые игровые педагогические технологии на уроке

«Основы безопасности жизнедеятельности»

№ Название игры Пояснение

1. «Кто первый?» Учащиеся очень быстро отвечают на вопросы по природным опасностям.

2. «Конкурс капитанов» Командиры команд выполняют два задания: 1. В первом задании командиры должны расположить в правильной последовательности действия при заблаговременном предупреждении о приближении смерча. 2. На втором задании командиры должны были сложить из слогов пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай».

3. «Крестики-нолики» Командам предлагают отметить крестиком красного цвета чрезвычайные ситуации и бедствия, в которых причина возникновения носит природный характер. Желтым цветом отмечают чрезвычайные ситуации техногенного характера.

4. «Да - Нет» Командам озвучивают природные явления и опасные жизненные ситуации, при этом команды давали ответы «Да или Нет».

5. «Пойми меня» (пантомима) Из каждой команды выходит один человек, который показывает жестами, движениями слово, которое напечатано на карточке.

6. «Кроссворд» Каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного характера.

7. «Художники» Из команды выходит один человек к доске, поворачивается спиной к учащимся. Остальным участникам выдаются карточки со словами о природных опасностях, которые нужно объяснить человеку, стоящему у доски.

Для исследования эффективности использования игровых технологий на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» была использована анкета «Нравятся ли тебе игровые технологии?».

Результаты исследования и их обсуждения. Результаты использования игровой технологии «Кто первый?» показал следующие результаты: учащиеся из 7 «д» класса - это первая команда

«Ураган», ответили на 100 %. Из 7 «в» класса в задании победу одержала вторая команда «Вулкан», выполнив задание на 80 % (рис. 1, А). Во время игры в учебный процесс вовлекаются все ученики, при этом каждый несёт ответственность за свою команду, стремится, как можно быстрее и успешнее, справиться с заданиями и каждый заинтересован в лучшем результате своей команды.

Рис. 1. Результаты использования игровых технологий «Кто первый?» (А) и «Крестики-Нолики» учащихся 7д и 7в классов

Результаты игры «Крестики-Нолики» между командами из 7 «в» класса показали, что первая команда «Ураган» ответила на 70 % правильно. Вторая команда «Вулкан» ответила на 90 %, что на 20 % выше команды «Ураган» (рис. 1, Б). Сравнение результатов применения в двух классах игровой формы «Крестики-нолики» хорошие результаты показала команда из 7 класса «Вулкан» набрав 90 %. А из учащихся 7д класса победу одержала команда «Ураган».

В игровой технологии «Да - Нет» командам предстояло озвучивать природные явления и опасные жизненные ситуации, при этом по очереди команды давали ответы «Да» или «Нет». Первая

команда «Ураган» ответила на 80 % правильно. А вторая команда ответила на все вопросы - 100 % (рис. 2, А).

Между командами 7в класса первая команда «Ураган» ответила на три вопроса и получила 60 %, а вторая команда «Вулкан» ответила на четыре вопроса и получила 80 % (рис. 2, Б). Применение в двух классах игровой технологии «Да-Нет», показало, что учащиеся из 7д и 7в класса команды «Вулкан» ответили на 100 % и 80 %. Данные результаты можно охарактризовать как положительные. Знания, полученные в процессе игровых технологий, способствуют глубокому осмыслению изучаемой темы.

Рис. 2. Результаты использования игровых технологий «Да-Нет» (А) и «Кроссворд» учащихся

7д и 7в классов

В игре «Кроссворд» команды разгадывали один и тот же «Кроссворд», состоящий из 8 вопросов по опасным природным явлениям. Из команд 7д класса первая команда «Ураган» ответила правильно на 3 вопроса и заработала 37,5 %, а вторая команда «Вулкан» ответила правильно на 5 вопросов и получила 62,5 % (рис. 2, А). Из команд 7в класса первая команда «Ураган» ответила правильно на 4 вопроса и получила 50 %, а вторая команда «Вулкан» ответила правильно на 6 вопросов и получила за правильные вопросы 70 % (рис. 2, Б).

Исследования эффективности использования игровых технологий на уроке основы безопасности жизнедеятельности показали следующие результаты.

На первый вопрос анкеты «Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке

игру?» учащиеся 7д и 7в классов все ответили «Да» 100 % (рис. 3, А), что указывает на то, что учащимся понравилось использование игровых технологий на уроках.

Все учащиеся ответили «Да» на 100 % потому что учащимся действительно было интересно на уроке с использованием методов игровой технологии.

На вопрос «Понравилась ли вам игровая форма проведения занятия?» учащиеся также ответили «Да» 100 % (рис. 3, Б). Использование игровой формы на уроке ОБЖ способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует их устойчивость к процессу обучения при изучении тем по природным опасностям [6, 7].

А Б в

Рис. 3. Ответы учащихся 7д класса вопросы «Нравится ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?» (А), «Понравилась ли вам игровая форма проведения занятия?» (Б) и «Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?» (В)

На вопрос анкеты «Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?» большинство учащихся из 7д класса выбрали групповую — 81%, около 13 учащихся, и только 19% учащихся выбрали индивидуальную форму игры. Учащиеся 7в класса ответили

выбрали групповую форму, а 11% учащихся ответили индивидуальную. Как видно из результатов анализа, большая половина учащихся выбирает групповую форму игры, что может указывать на то, что ребята между собой общаются, взаимодействуют, решают вместе учебные

следующим образом: 89% учащихся вопросы и общую проблему.

Рис. 4. Ответы учащихся 7д (А) и 7в (Б) класса на пятый вопрос анкеты «Какие твои любимые

игры?»

На вопрос анкеты «Какие твои любимые игры?» учащиеся дали разные ответы. Из учащиеся 7д класса выбрали игры «Крестики-Нолики» на 22 %, игра «Да-нет» 18 %. (рис. 4, А). А) Из 7в класса 42 % учащихся выбрали игры «Да - Нет»,

16 % учащиеся выбрали игры «Крестики-Нолики» (рис. 4, Б).

Таким образом, использование педагогических игровых технологий на уроке ОБЖ при изучении темы «Опасности природного характера и защита от них»

обеспечивает эффективное изучение учебного материала, способствует повышению интереса к подготовке обучающихся безопасному поведению в

Библиографический список

1. Волкова, Е. И. Исследование применения игровых технологий в курсе ОБЖ / Е. И. Волкова, А. В. Синица. Текст : непосредственный // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 260-263.

2. Гликман, И. П. Педагогическая технология -одно из средств педагогической методики / И. П. Гликман. Текст : непосредственный // Директор школы. 2004. № 7. С. 46-49.

3. Зайцев, В. С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие. Челябинск : Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. 23 с. Текст : непосредственный.

4. Крыжская, Н. А. Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ / Н. А. Крыжская, Е. В. Воробьева, ответственный редактор: Н. А. Костин. Текст : непосредственный // Актуальные проблемы профессионального и технического образования : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 51-52.

5. Михайлов, А. А. Нестандартные уроки ОБЖ: методические рекомендации и разработки / А. А. Михайлов, Н. В. Кузнецова, Т. В. Карпачёва. Мичуринск : ФГБОУ ВПО «МГПИ», 2012. 83 с. Текст непосредственный

природных условиях и способствует улучшению успеваемости, повышению познавательного интереса к предмету.

6. Панкратов, А. Н. Применение игровых технологий и обучении безопасности жизнедеятельности. Текст : непосредственный // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры : сборник научных трудов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2020. С. 75-78.

7. Сургачева, И. В. Применение игровых технологий на уроках ОБЖ / И. В. Сургачева, ответственный редактор М.Г. Заббарова. Текст : непосредственный // Творчество в профессиональной деятельности педагога : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 383-386.

References

1. Volkova E.I., Sinitsa A.V. Issledovaniye primeneniya igrovykh tekhnologiy v kurse OBZh [Study of the use of gaming technologies in the course of life safety] / Modern scientific research and development. 2019. No. 1 (30). Pp. 260-263. (In Russian)

2. Glikman I.P. Pedagogicheskaya tekhnologiya -odno iz sredstv pedagogicheskoy metodiki [Pedagogical technology is one of the means of

pedagogical methodology] / Principal of the school. 2004. No. 7. Pp. 46-49. (In Russian)

3. Zaitsev V.S. Igrovyye tekhnologii v professionalnom obrazovanii [Game technologies in vocational education: teaching aid]. Chelyabinsk: A. Miller Library Publishing House, 2019. 23 p. (In Russian)

4. Kryzhskaya N.A., Vorobieva E.V. Igrovaya deyatelnost kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya na urokakh OBZh [Game activity as a means of developing the creative abilities of students in the lessons of life safety] / In the collection: Actual problems of vocational and technical education. Collection of scientific articles of the All-Russian scientific-practical conference. Chief-in editor N.A. Kostin. 2015. Pp. 51-52. (In Russian)

5. Mikhailov A.A., Kuznetsova N.V., Karpacheva T.V. Nestandartnyye uroki OBZh: metodicheskiye rekomendatsii i razrabotki [Non-standard life safety lessons: guidelines

and developments] / Michurinsk, 2012. 83 p. (In Russian)

6. Pankratov A.N. Primeneniye igrovykh tekhnologiy i obuchenii bezopasnosti zhiznedeyatelnosti [The use of gaming technologies and life safety training] / In the collection: Actual problems of life safety and physical culture. Collection of scientific papers of the faculty of physical culture and life safety. Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky. Saratov, 2020. Pp. 75-78. (In Russian)

7. Surgacheva I.V. Primeneniye igrovykh tekhnologiy na urokakh OBZh [The use of gaming technologies in the lessons of life safety] / In the collection: Creativity in the professional activity of a teacher // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Chief-In editor M.G. Zabbarova. 2019. Pp. 383386. (In Russian)

Сарыг Сайлыкмаа Кызыл-ооловна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: s.k.sailyk1@mail.ru

Ховалыг Аяна Монгушовна, преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: choixam@mail.ru

Saylykmaa K. Saryg, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, email: s.k.sailyk1@mail.ru

Ayana M. Khovalyg, Lecturer, Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: choixam@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.