Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО ОТВЕРСТИЯ ЧУГУННОГО КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО ОТВЕРСТИЯ ЧУГУННОГО КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автотехническая экспертиза / растровая микроскопия / коленчатый вал / недостаток / отказ / automotive examination / scanning electron microscope / crankshaft / deficiency / failure

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Недобитков Александр Игнатьевич, Недобитков Юрий Александрович, Зиновьева Анна Борисовна, Черепанов Александр Валерьевич

Обеспечение качества продукции автомобилестроения и защита прав потребителей является актуальной задачей. В статье рассмотрен случай разрушения чугунного коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Проанализировано влияние технологических параметров модифицирования конструкционных чугунов на показатели их структуры и свойств. Исследования проводились с использованием растрового электронного микроскопа JSM-6390LV с приставкой для энергодисперсионного микроанализа, микротвердомера DuraScan 20. Приведены данные растровой микроскопии и значения микротвердости в области разрушения коленчатого вала. Показаны криминалистически значимые признаки, свидетельствующие о причине разрушения. Полученные результаты могут быть использованы при экспертном исследовании чугунных деталей транспортных средств и машин для установления механизма их разрушения и, в конечном счете, причины отказа узла или агрегата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Недобитков Александр Игнатьевич, Недобитков Юрий Александрович, Зиновьева Анна Борисовна, Черепанов Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE CAUSE OF DESTRUCTION OF A THREADED HOLE OF A CAST IRON CRANK SHAFT

Assurance of quality of the automotive industry products is a critical task. The article covers the case of destruction of a cast iron crankshaft of an internal combustion engine. We have analyzed the influence of technological parameters of modification of constructional cast iron on its textural features and properties. The studies were conducted with the use of the JSM-6390LV scanning-electron microscope with an accessory for energy dispersive microanalysis and the DuraScan 20 microhardness tester. The article also includes scanning microscopy data and influence of microhardness values on the process of destruction of a crank-shaft. In the article we have also presented forensically significant signs, which could be indicative of the destruction cause. The obtained results could be used when performing expert study of cast-iron parts of vehicles and cars in order to determine the mechanism of their destruction and, ultimately, to identify causes of a failure of a unit or a component.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО ОТВЕРСТИЯ ЧУГУННОГО КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА»

Научная статья УДК 620.22:621.824.32

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ РЕЗЬБОВОГО ОТВЕРСТИЯ ЧУГУННОГО КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА

Александр Игнатьевич Недобитков 1 Юрий Александрович Недобитков 2, Анна Борисовна Зиновьева 3, Александр Валерьевич Черепанов 4

1 2 Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева,

г. Усть-Каменогорск, Казахстан

3, 4 ТОО «Авто VIP», г. Усть-Каменогорск, Казахстан

1 2 a.nedobitkov@mail.ru

3, 4 avto_vip@mail.ru

Аннотация. Обеспечение качества продукции автомобилестроения и защита прав потребителей является актуальной задачей. В статье рассмотрен случай разрушения чугунного коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Проанализировано влияние технологических параметров модифицирования конструкционных чугунов на показатели их структуры и свойств. Исследования проводились с использованием растрового электронного микроскопа JSM-6390LV с приставкой для энергодисперсионного микроанализа, микротвердомера DuraScan 20. Приведены данные растровой микроскопии и значения микротвердости в области разрушения коленчатого вала. Показаны криминалистически значимые признаки, свидетельствующие о причине разрушения. Полученные результаты могут быть использованы при экспертном исследовании чугунных деталей транспортных средств и машин для установления механизма их разрушения и, в конечном счете, причины отказа узла или агрегата.

Ключевые слова: автотехническая экспертиза, растровая микроскопия, коленчатый вал, недостаток, отказ

Для цитирования: Недобитков А. И., Недобитков Ю. А., Зиновьева А. Б., Черепанов А. В. Исследование причины разрушения резьбового отверстия чугунного коленчатого вала // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2024. № 1(10). С. 26-35.

Original article

INVESTIGATION OF THE CAUSE OF DESTRUCTION OF A THREADED HOLE OF A CAST IRON CRANK SHAFT

Alexandr I. Nedobitkov Yuri А. Nedobitkov 2, Anna B. Zinovyeva 3, Alexandr V. Cherepanov 4

1 2 D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan 3 4 LLP "Avto VIP", Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan !, 2 a.nedobitkov@mail.ru 3, 4 avto_vip@mail.ru

Abstract. Assurance of quality of the automotive industry products is a critical task. The article covers the case of destruction of a cast iron crankshaft of an internal combustion engine.

© Недобитков А. И., Недобитков Ю. А., Зиновьева А. Б., Черепанов А. В. 2024

We have analyzed the influence of technological parameters of modification of constructional cast iron on its textural features and properties. The studies were conducted with the use of the JSM-6390LV scanning-electron microscope with an accessory for energy dispersive microanalysis and the DuraScan 20 microhardness tester. The article also includes scanning microscopy data and influence of microhardness values on the process of destruction of a crank-shaft. In the article we have also presented forensically significant signs, which could be indicative of the destruction cause. The obtained results could be used when performing expert study of cast-iron parts of vehicles and cars in order to determine the mechanism of their destruction and, ultimately, to identify causes of a failure of a unit or a component.

Keywords: automotive examination, scanning electron microscope, crankshaft, deficiency, failure

For citation: Nedobitkov A. I., Nedobitkov Yu. А., Zinovyeva А. В., Cherepanov A. V. Investigation of the cause of the destruction of the threaded hole of the cast iron crankshaft. Automotive and Road expert evaluation. 2024; (1):26-35. (in Russ.).

Введение

На современном этапе автомобилестроения в целях реализации энергетической эффективности и экологической безопасности двигателей внутреннего сгорания реализуются различные мероприятия, сопровождающиеся повышением нагрузок на основные детали, но при этом задача обеспечения надежности и повышения срока службы отходит на второй план [1]. По мнению авторов [2], в конструкцию современного автомобиля все чаще включаются узлы и агрегаты, непосредственно не влияющие на долговечность, а отвечающие за экологическую безопасность. При этом зачастую выход из строя узлов и агрегатов не приводит к утрате работоспособного состояния автомобиля, но требует дополнительных затрат на их восстановление, поэтому современные требования к отдельным группам показателей должны учитывать возможность вывода из эксплуатации еще работоспособного автомобиля [2].

По данным [3, 4] коленчатые валы изготавливают из углеродистых, хро-момарганцевых, хромоникельмолибденовых и других сталей, а также из специальных высокопрочных чугунов. Необходимо отметить, что согласно ГОСТ Р 53444-2009 коленчатые валы изготавливают из чугуна марок ВЧ-50, ВЧ-60, ВЧ-70 по ГОСТ 7293-85. Как показано в работе [3] распределение коленчатых валов по материалам изготовления выглядит следующим образом: чугунные - 20%, стальные - 80% (среднеуглеродистые стали - 45%, легированные - 35%).

В свою очередь, автором [5] показано, что чугун является широко используемым и перспективным материалом, имеющим такие преимущества как жидко-текучесть при литье, износостойкость. Это мнение поддерживается авторами [6], которые отмечают, что в середине 50-х годов 20 века была разработана технология получения высокопрочного чугуна путем модифицирования расплава чугуна магнием. В высокопрочных чугунах графитные включения имеют практически идеальную шарообразную форму, что увеличивает прочностные свойства материала: чугуны, модифицированные магнием, обладают повышенной трещино-стойкостью, высокой ударной вязкостью, износостойкостью, повышенной усталостной прочностью, и по своим эксплуатационным характеристикам приближаются к сталям [6].

С другой стороны, авторами [7] подчеркивается, что использование высокопрочного чугуна с шаровидным графитом в машиностроении сдерживается недостаточной его обрабатываемостью резанием, поскольку чугун характеризуется значительной химической и структурной неоднородностью.

Авторами [8] указано, что применение высокопрочных сталей и сплавов обусловили повышенное внимание к проблеме разрушения, поскольку оно может быть вызвано целым рядом причин, например, износом, эрозией, низкой твердостью, искажением формы, превышением нагрузки и т.п. В связи со сложностью установления причины разрушения и необходимостью регламентации последовательности исследования был принят нормативный документ [9], в котором даны определения таких недостатков, как деградационый, производственный и эксплуатационный. Необходимо отметить, что в документе [9] под эксплуатационным недостатком понимается отказ, возникший в результате нарушения правил или условий эксплуатации и приведший к нарушению исправности или работоспособности транспортного средства или его составной части.

В работах [4, 10] приведены примеры исследования коленчатых валов автомобилей в целях установления причины их разрушения. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве работ исследуется напряженно-деформированное состояние или причины разрушения стальных коленчатых валов, в то время как механизм повреждения чугунных валов не привлек внимания исследователей, за исключением [10]. Также необходимо отметить, что в работе [11] описано исследование автомобильных деталей, выполненных из чугуна, в перечне которых коленчатый вал отсутствует.

На основании вышеизложенного, были сформулированы цель и задачи исследования.

Целью работы является описание характерных признаков, свидетельствующих о причине разрушения чугунного коленчатого вала вследствие производственного недостатка.

В статье поставлены следующие задачи:

- исследовать поверхность разрушения фрагментов чугунного коленчатого вала;

- определить распределение значений микротвердости фрагмента чугунного коленчатого вала;

- установить наличие или отсутствие вырожденного (деградационного) слоя у фрагмента чугунного коленчатого вала;

- исследовать элементный состав участка вырожденного слоя;

- показать, что распределение химических элементов в пределах вырожденного слоя является характерным для нарушения технологического процесса, вызывающего последующее разрушение, что является важным криминалистическим признаком.

Материалы и методы исследования

Исследования проводились в Центре превосходства «Veritas» Восточно-Казахстанского технического университета им. Д. Серикбаева. В процессе исследования использовался растровый электронный микроскоп JSM-6390LV с приставкой энергодисперсионного микроанализа, а также микротвердомер DuraScan 20. Поверхности разрушенных фрагментов коленчатого вала подвергались пред-

варительной пробоподготовке. Объектом исследования являются фрагменты разрушенного чугунного коленчатого вала двигателя УМЗ-421.

Результаты и обсуждение

Конструктивно коленчатый вал двигателя УМЗ-421 имеет фланец с 8 глухими резьбовыми отверстиями для крепления маховика и разрушение произошло в области одного из них (илл. 1). Наружная поверхность разрушения имеет бабоч-кообразную форму, вспучена в направлении изнутри - наружу, что свидетельствуют о приложении разрушающей нагрузки изнутри отверстия (илл. 1). Визуальным осмотром установлено, что в теле коленчатого вала резьба имеется практически на всю длину отверстия до подрезьбового колодца (илл. 1, б), в то время как на разрушенном фрагменте имеется всего 5 гребней резьбы (илл. 1, в). Исследованием на растровом микроскопе установлено, что, начиная с 5 гребня, имеет место выкрашивание резьбы вплоть до полного ее отсутствия (илл. 1, в; илл. 2).

а б в

Илл. 1. Разрушение исследуемого коленчатого вала: а - вид со стороны резьбового отверстия; б - вид со стороны поверхности разрушения; в - вид с внутренней стороны

фрагментов коленчатого вала

Илл. 2. Выкрашивание витков резьбы, увеличение х70

На поверхности разрушения отделившихся фрагментов выделяются две зоны (илл. 1, в). Одна характеризуется относительно небольшой высотой микронеровностей, чем остальная площадь поверхности повреждения и является участком начального развития трещины. Вторая обладает повышенной шероховатостью и является участком «лавинного» распространения трещины, развитие

которой обусловлено свойствами материала детали. Наличие двух зон является признаком хрупкого разрушения.

Химический состав разрушившегося фрагмента коленчатого вала, представлен в табл. 1.

Таблица 1

Определение химического состава разрушившегося фрагмента коленчатого вала

Наименование С, % Мп, % Si, % Р, % ^ % Сг, % №, % Си, %

ГОСТ 7293-85 3,0-3,3 0,4-0,7 2,2-2,6 >0,1 >0,02 >0,15 - -

Разрушенный фрагмент коленчатого вала 3,3 1,1 2,27 0,031 0,014 0,16 0,03 0,04

По химическому составу материал фрагмента коленчатого вала близок к высокопрочному чугуну марки ВЧ 50 по ГОСТ 7293-85 с повышенным содержанием марганца и практически полным отсутствием магния. По данным [12] для образования графита шаровидной формы остаточное содержание магния в чугуне должно быть не ниже 0,035%, в противном случае получается чугун со смешанной формой графита, вследствие чего прочностные свойства чугуна снижаются.

Микротвердость разрушившегося фрагмента исследуемого вала по сечению изменятся от 222 HV и до 699 HV (илл. 3), что выходит за пределы, рекомендованные ГОСТ 7293-85.

Илл. 3. Значения микротвердости разрушившегося фрагмента коленчатого вала: а - максимальное значение (699 HV); б - минимальное значение (222 HV)

Анализом микроструктуры исследуемого образца установлено, что наряду с шаровидным графитом имеются включения «вырожденного» графита (илл. 4).

Результаты химического анализа в области выявленного включения представлены на илл. 5 и табл. 2.

Следует подчеркнуть, что в точках измерения 3-6 содержание кислорода колеблется от 9,79 до 48,08%.

а

& к <

* * *», V

¥ «

Я. •

• % ч

« «

ч ** 4 ;

к ■ •* -

Й ф & ь %

ш » »

* ■ ж:' ■'--

а

А

♦ • *

; г: '' V »

«

' # *

' * * V

% 4

Ч

б

Илл. 4. Микроструктура разрушившегося фрагмента коленчатого вала: а - общий вид; б - стрелкой показано одно из включений «вырожденного» графита

Илл. 5. Места отбора спектров химического анализа в области выявленного включения

«вырожденного» графита

Таблица 2

Результаты химического анализа в области выявленного включения «вырожденного» графита (места отбора спектров показаны на илл. 5)

Номер точки измерения Соде ржание химического элемента, % масс.

0 Si Мп Fe

Спектр 1 - 2.45 0.82 96.73

Спектр 2 - 2.41 1.25 96.34

Спектр 3 16.90 7.51 - 75.59

Спектр 4 48.08 11.05 - 40.87

Спектр 5 9.79 5.53 - 84.68

Спектр 6 25.48 7.56 - 66.97

Спектр 7 - 2.52 1.59 95.90

Сандомирский С. Г. [5] отмечает, что нарушения химического состава отливок, связанные с нестабильностью состава шихты, приводят к появлению отливок, содержащих после отжига отбеленные участки или повышенное содержание перлита в структуре. Это вызывает повышение твердости отливки или неравно-

мерное ее распределение, приводит к ломке обрабатывающего инструмента, нарушениям размеров нарезанной резьбы.

В свою очередь, в работе [13] отмечается, что недостатки наиболее ярко проявляются при получении длинномерных отливок (при соотношении среднего диаметра к длине 1:15). В частности, может иметь место расслоение графита по высоте сечения отливки. Такая особенность распределения графита по сечению отливки провоцирует при сверлении внутреннего отверстия увод пушечного сверла в её нижнюю, более мягкую часть. При этом разброс по твёрдости между верхней и нижней половинками сечения отливки составляет в среднем 20...25 НВ [13].

В статье [14] подчеркивается, что влияние кислорода на структуру и свойства чугуна противоречиво и зависит от химического состояния кислорода. В частности, растворенный кислород дезактивирует потенциальные центры гра-фитизации, в результате чего повышается склонность чугуна к хрупкости.

Авторами [15] приводится оценка с помощью термического анализа (кривая охлаждения) характера затвердевания и наличие слоя вырожденного графита на поверхности отливок из ковкого чугуна. При этом в работе [15] констатируется, что необходимы дополнительные эксперименты, чтобы количественно оценить способность блокировки переноса кислорода в расплав железа.

В работе [16] отмечается, что производство отливок из чугуна с шаровидным графитом требует соблюдения технологии и контроль химического состава и температуры расплава, которые увеличивают активность кислорода и образование окислов. Авторами [16] установлено влияние применяемого модификатора (грану-лятора) активности кислорода на производство чугуна с шаровидным графитом.

Автором [17] отмечается, что в металлической матрице чугуна можно наблюдать наличие оксидов, таких как, FeO, Fe2Oз и FeзO4. Более того, в работе [17] указывается, что содержание железа на краю образца снижается по причине образования оксида железа FeO и фаялита 2FeO•SiO2, обусловленных бурными реакциями с литейной формой и образованием большого количества газов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В работе [18] приведены экспериментальные и теоретические данные о графитовой дегенерации, которая является наиболее заметным микроструктурным дефектом отливки из ковкого чугуна. По данным [18] появление дефекта, который можно наблюдать во многих чугунных отливках, вызвано серой или кислородом, содержащихся в формовочном материале. Поскольку дефект вызывается как серосодержащими, так и кислородсодержащими формовочными материалами, его можно обнаружить в самых разных отливках из ковкого чугуна, от тонкостенных автомобильных компонентов до тяжелых отлитых вручную деталей [18].

Сравнивая данные табл. 1 с работами [5, 13-18] следует вывод, что разрушение резьбового отверстия произошло в области деградированного графита, возникшего вследствие поглощения кислорода при затвердевании отливки. Высокая твердость деградированного слоя графита не позволила полноценно выполнить резьбовое отверстие, что привело к его разрушению при установке болта крепления маховика.

Таким образом, по ГОСТ Р 59857-2021 [9] имеет место производственный недостаток. Несомненно, по аналогии работ [14, 16, 18] можно продолжить исследования и получить вывод о причастности к насыщению кислородом тех или

иных формовочных материалов, но для целей экспертизы по ГОСТ Р 59857-2021 [9] полагаем, что проведенного исследования вполне достаточно для вывода о характере недостатка.

Заключение

На примере из практики исследования чугунного коленчатого вала:

- продемонстрирована поверхность разрушения фрагментов чугунного коленчатого вала;

- представлено распределение значений микротвердости по сечению фрагмента чугунного коленчатого вала;

- установлено наличие вырожденного (деградационного) слоя у фрагмента чугунного коленчатого вала;

- исследован элементный состав участка вырожденного слоя;

- показано, что распределение химических элементов в пределах вырожденного слоя является характерным для производственного недостатка, вызывающего последующее разрушение, что является важным криминалистическим признаком.

Полученные результаты могут быть использованы при экспертном исследовании чугунных коленчатых валов и резьбовых соединений чугунных деталей транспортных средств и машин для установления причины их разрушения.

Список источников

1. Каргин, С. А. Повышение энергетической эффективности и экологической безопасности поршневых двигателей / С. А. Каргин, А. Ф. Дорохов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология.

- 2019. - № 4. - С. 60-70. - DOI 10.24143/2073-1574-2019-4-60-70. - EDN КЩСХ.

2. Терентьев, А. В. Оценка качества автомобиля / А. В. Терентьев, Р. Капустин // Записки Горного института. - 2016. - Т. 219. - С. 449-454. - EDN WWWWSX.

3. Ярошевич, В. К. Коленчатые валы автомобильных двигателей / В. К. Ярошевич, М. А. Белоцерковский, Е. Л. Савич ; Белорусский национальный технический университет. - Минск : БНТУ, 2004. - 176 с.

4. Исследование причин разрушения коленчатого вала двигателя на основе анализа напряженно-деформированного состояния упрочненной зоны / А. Ю. Малахов, А. Е. Перекрестов, В. М. Зинченко [и др.] // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - 2017. - № 3(50). -С. 75-80. - EDN ZEFUVJ.

5. Сандомирский, С. Г. Методические и технические аспекты обеспечения заданной структуры отливок массового производства из ковкого чугуна / С. Г. Сандомирский // Литье и металлургия. - 2010. - № 3S(57). - С. 89-94. - EDN UINMBZ.

6. Исследование влияния термической обработки на структуру и свойства высокопрочного чугуна марки ВЧ 35 / С. Г. Иванов, А. М. Гурьев, М. А. Гурьев [и др.] // Фундаментальные проблемы современного материаловедения. - 2023. - Т. 20, № 1. - С. 123-131.

- DOI 10.25712ZASTU.1811-1416.2023.01.015. - EDN PGSOSG.

7. Лалазарова, Н. А. Влияние термической обработки на обрабатываемость высокопрочного чугуна / Н. А. Лалазарова, Д. А. Донченко, Л. И. Путятина // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. - 2018. - № 82. -С. 86-91. - DOI 10.30977/Вик2219-5548.2018.82.0.86. - EDN УХШАР.

8. Шестопалова, Л. П. Методы исследования материалов и деталей машин при проведении автотехнической экспертизы / Л. П. Шестопалова, Т. Е. Лихачева. - Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2017. - 180 с. - EDN YMBSWR.

9. ГОСТ Р 59857-2021. Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения: национальный стандарт: дата введения 01.04.2022 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - Москва: Российский институт стандартизации, 2021. - 15 с.

10. Asi, O. Failure analysis of a crankshaft made from ductile cast iron / O. Asi // Engineering Failure Analysis. - 2006. - Vol. 13(8). - P. 1260-1267. - DOI 10.1016/j.engfailanal.2005.11.005.

11. Исследование автомобильных деталей из чугуна / А. Ю. Малахов, М. Ю. Карелина, А. Е. Перекрестов [и др.] // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли.

- 2022. - № 2(3). - С. 3-24. - EDN LACAGJ.

12. Изосимов, B. A. Влияние химического состава высокопрочного чугуна на его механические свойства / B. A. Изосимов, Р. Г. Усманов, M. H. Канафин // Литье и металлургия.

- 2004. - 2(30). - С. 32-36.

13. Болдырев, Д. А. Исследование комплексного влияния технологических параметров модифицирования конструкционных чугунов на показатели их структуры и свойств / Д. А. Болдырев // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2010. - № 4(83). - С. 226-239. -EDN NUXRHJ.

14. Ten, E. B. Oxygen state forms in cast iron and their effect on graphite crystallization / E. B. Ten // Key Engineering Materials. - 2011. - Vol. 457. - P. 43-47. - DOI 10.4028/www.scientific.net/KEM.457.43. - EDN OEQZCD.

15. Sulfur and Oxygen Effects on High-Si Ductile Iron Casting Skin Formation / A. Denisa, M. Chisamera, S. Stan, I. Stan, I. Riposan // Coatings. - 2020. - Vol. 10(7). - Art. No. 618. - DOI 10.618.10.3390/coatings10070618.

16. Nova, I. Effect of oxygen activity on the effectiveness of nodulization in the spheroidal graphite cast iron production / I. Nova, J. Machuta // Metallofizika i Noveishie Tekhnologii.

- 2014. - Vol. 36(2). - P. 175-188. - DOI 10.15407/mfint.36.02.0175.

17. Borowiecki, B. Segregation of Admixing Elements in The Boundary Layer of the Main Inlet of a Ductile Iron Casting / B. Borowiecki, S. Mak // Archives of Foundry Engineering. - 2013. -Vol. 13(2). - P. 10-17.

18. Kutz, A. Microstructural Adjustment of the Degenerated Graphite Layer in Ductile Iron for Targeted Evaluation on the Fatigue Properties / A. Kutz, P. Martin, A. Buhrig-Polaczek / / International Journal of Metalcasting. - 2020. - Vol. 14. - P. 1183-1194. - DOI 10.1007/s40962-020-00455-w.

References

1. Kargin S. A., Dorokhov A. F. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo univer-siteta. Seriya: Morskaya tekhnika i tekhnologiya, 2019, no. 4, pp. 60-70, doi 10.24143/20731574-2019-4-60-70.

2. Terentiev A. V., Kapustin A. A. Zapiski Gornogo instituta, 2016, vol. 219, pp. 449-454.

3. Yaroshevich V. K., Belotserkovskiy M. A., Savich Ye. L. Kolenchatyye valy avtomobilnykh dvigateley (Crankshafts of automobile engines), Minsk, BNTU, 2004, 176 р.

4. Malakhov A. Yu., Perekryostov A. E., Zinchenko V. M., Karagodin V. I., Luzhnov Yu. M. Vestnik MADI, 2017, no. 3(50), pp. 75-80.

5. Sandomirskiy S. G. Litye i metallurgiya, 2010, no. 3S(57), pp. 89-94.

6. Ivanov S. G., Guryev A. M., Guryev M. A., Malkov N. V., Astakhov D. A., Romanenko V. V., Chernykh E. V. Fundamentalnye problemy sovremennogo materialovedeniya, 2023, vol. 20, no. 1, pp. 123-131, doi 10.25712/ASTU.1811-1416.2023.01.015.

7. Lalazarova N. A., Donchenko D. A., Putyatina L. I. Vestnik KhNADU, 2018, no. 82, pp. 86-91, doi 10.30977/BUL.2219-5548.2018.82.0.86.

8. Shestopalova L. P., Lihacheva T. E. Metody issledovaniya materialov i detalej mashin pri-provedenii avtotekhnicheskoj ehkspertizy (Methods of research of materials and parts of machines in the conduct autotechnical expertise), Moscow, MADI, 2017, 180 p.

9. Avtomobilnyye transportnyye sredstva Avtotekhnicheskaya i avtotovarovedcheskaya ek-spertiza. Terminy i opredeleniya, GOST R 59857-2021 (Automotive vehicles. Automotive technical and automotive product examination. Terms and definitions, State Standart 59857-2021), Moscow, Rossiyskiy institut standartizatsii, 2021, 15 p.

10. Asi O. Failure analysis of a crankshaft made from ductile cast iron, Engineering Failure Analysis, 2006, vol. 13(8), pp. 1260-1267, doi 10.1016/j.engfailanal.2005.11.005.

11. Malakhov A. Yu., Karelina M. Yu., Perekrestov A. E., Perekrestova V. A., Magomedov M.Sh. M., Butov A. M. Problemy ekspertizy v avtomobilno-dorozhnoj otrasli, 2022, no. 2(3), pp. 3-24.

12. Izosimov B. A., Usmanov R. G., Kanafin M. H. Litye i metallurgiya, 2004, no. 2(30), pp. 32-36.

13. Boldyrev D. A. Trudy NGTU im. R. Ye. Alekseyeva, 2010, no. 4(83), pp. 226-239.

14. Ten E. B. Oxygen state forms in cast iron and their effect on graphite crystallization, Key Engineering Materials, 2011, vol. 457, pp. 43-47, doi 10.4028/www.scientific.net/KEM.457.43.

15. Denisa A., Chisamera M., Stan S., Stan I., Riposan I. Sulfur and Oxygen Effects on High-Si Ductile Iron Casting Skin Formation, Coatings, 2020, vol. 10(7), art. no. 618, doi 10.618.10.3390/coatings10070618.

16. Nova I., Machuta J. Effect of oxygen activity on the effectiveness of nodulization in the spheroidal graphite cast iron production, Metallofizika i Noveishie Tekhnologii, 2014, vol. 36(2), pp. 175-188, doi 10.15407/mfint.36.02.0175.

17. Borowiecki B., Mak S. Segregation of Admixing Elements in The Boundary Layer of the Main Inlet of a Ductile Iron Casting, Archives of Foundry Engineering, 2013, vol. 13(2), pp. 10-17.

18. Kutz A., Martin P., Buhrig-Polaczek A. Microstructural Adjustment of the Degenerated Graphite Layer in Ductile Iron for Targeted Evaluation on the Fatigue Properties, International Journal of Metalcasting, 2020, vol. 14, pp. 1183-1194, doi 10.1007/s40962-020-00455-w.

Информация об авторах А. И. Недобитков - кандидат технических наук, старший научный сотрудник Центра опережающего развития «Veritas» ВКТУ им. Д.Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, Казахстан. Ю. А. Недобитков - студент ВКТУ им. Д.Серикбаева, г. Усть-Каменогорск, Казахстан. А. Б. Зиновьева - директор ТОО «Авто VIP», г. Усть-Каменогорск, Казахстан. А. В. Черепанов - ведущий специалист ТОО «Abto VIP», г. Усть-Каменогорск, Казахстан.

Information about the authors А. I. Nedobitkov - Candidate of Sciences (Technical), Senior Research of Priority development center of the D. Serikbayev East Kazakhstan State Technical University, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan.

Ya. А. Nedobitkov - student of the D. Serikbayev East Kazakhstan technical university, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan.

A. B. Zinovyeva - Director of LLP "Avto VIP", Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan.

A. V. Cherepanov - leading specialist of LLP "Avto VIP", Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan.

Рецензент: Л. И. Квеглис, доктор физико-математических наук, профессор Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск, Казахстан.

Статья поступила в редакцию 15.05.2024; одобрена после рецензирования 10.06.2024; принята к публикации 10.06.2024.

The article was submitted 15.05.2024; approved after reviewing 10.06.2024; accepted for publication 10.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.