Научная статья на тему 'Исследование причин нарушения трудового законодательства в работе государственной инспекции труда по Челябинской области'

Исследование причин нарушения трудового законодательства в работе государственной инспекции труда по Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование причин нарушения трудового законодательства в работе государственной инспекции труда по Челябинской области»

Экологическое оздоровление территорий, загрязненных радионуклидами, планируется обеспечить посредством:

- радиационной реабилитации поймы реки Течи;

- оптимизации землепользования, направленной на минимизацию уровней загрязнения растениеводческой и животноводческой продукции как в государственных, так и в фермерских и личных хозяйствах;

- оздоровления Иртяшско-Каслинской системы озер и других источников водоснабжения населения, проживающего на территории, загрязненной радионуклидами.

Многоплановость защитных мер (медицинские, социально-экономические и т.д.), их разнонаправленность и многообразие не позволяют сформулировать конкретные количественные оценки эффективности предусмотренных в Программе мероприятий, их конечных результатов. В связи с этим целесообразно оценивать эту эффективность с качественных позиций исходя из сформулированных целей разработанных мер.

Реализация Программы осуществляется через годовые (квартальные) прогнозы-задания за счет государственного бюджета и централизованных капитальных вложений.

Затраты на мероприятия, предусмотренные Программой, определены в ценах на 01.01.1991 г.

В целях обеспечения возможности контроля за использованием выделяемых средств из государственного бюджета администрациями Челябинской, Курганской и Свердловской областей, Минатомом России, исходя из положений и показателей настоящей Программы, разрабатываются и утверждаются по согласованию с Гос-комчернобылем России подпрограммы по соответствующим областям и ПО «Маяк» с конкретными мероприятиями и заданиями по ее реализации.

Как справедливо отмечает В. В. Пантелеев, при разработке данной концепции не были известны и, соответственно, не учтены уровни и специфика воздействий деятельности ПО «Маяк» на население и территорию региона 1.

Следует отметить, что реализация данной Программы осуществлялась в условиях экономического кризиса в стране. В итоге из-за недостаточного финансирования не удалось решить многие важные задачи. Так, Программой предусматривалось улучшить социально-бытовую инфраструктуру и снизить уровень социальнопсихологической напряженности в населенных пунктах, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях.

М.И. Губенко

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данный принцип предполагает наличие и функционирование в организациях определенной системы охраны труда, однако администрация не всегда уделяет ей должное внимание.

1 См.: Пантелеев В.В. // Вопросы радиационной безопасности. 2001. № 3. С. 6.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работников представительных органов по вопросам охраны труда.

Ст. 210 Трудового кодекса РФ 1 и ст. 4 ФЗ РФ «Об основах охраны труда» 2 среди других направлений государственной политики в области охраны труда выделяют государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. В соответствии со ст. 20 ФЗ РФ «Об основах охраны труда» государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда (Рострудинспекцией) и подведомственными ей государственными инспекциями труда в субъектах РФ. За второй квартал 2002 г. Государственной инспекцией труда в Челябинской области было проведено 1587 проверок, в ходе которых выявлено и, в основном, устранено 21 370 нарушений трудового законодательства. По результатам проверок было привлечено к административной ответственности 364 руководителя и других виновных должно-

3

стных лиц .

Деятельность Федеральной инспекции труда регламентируется Положением о Федеральной инспекции труда 4 и Положением о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации 5.

Должностные лица Государственной инспекции труда при проведении государственного контроля (надзора) руководствуются соответствующими положениями Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, ФЗ РФ « Об основах охраны труда» и издаваемыми в соответствии с ними законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ.

До введения в действие нового Трудового кодекса охрана труда регулировалась помимо КЗоТ РФ большим количеством нормативных актов. Но наличие рассматриваемых норм только в специальных законах нельзя считать достаточным.

В своей работе Государственная инспекция труда помимо собственно контроля и надзора осуществляет обобщение результатов деятельности. Исследование причин нарушений норм трудового законодательства в работе Государственной инспекции труда по Челябинской области является немаловажной частью работы.

В.А. Абалдуев в своей статье верно предлагает «урегулировать варианты и формы участия Государственной инспекции труда в разработке норм, касающихся применения труда и социальной защиты граждан», что обеспечит соблюдение трудовых прав работников при принятии конкретного нормативного акта 6

Одной из причин нарушений норм об охране труда некоторые авторы называют уровень безработицы в России.

Наибольший уровень безработицы в России был зафиксирован в конце февраля 1999 г. Тогда без работы остались 10,392 млн россиян. Спрос рабочей силы на рынке труда явно превышал предложение (вакансии работодателей). Работнику приходилось соглашаться на условия работы, установленные работодателем. И как следствие этого - повсеместное нарушение норм об охране труда.

Учеными неоднократно ставился вопрос о необходимости детального регламентирования в локальном порядке взаимоотношения работодателя и работника, поступающего на работу с неблагоприятными факторами 7. В частности, трудовой договор может содержать предельные сроки работы в таких условиях, ограничивать время работы, чтобы исключить саму возможность развития профессиональных заболеваний и трудовых увечий.

Слишком высоки налоги и обязательные отчисления в фонд социального страхования. Куда выгоднее работать нелегально, «по-чёрному». Гарантий у работающего, правда, нет никаких, зато всё заработанное - твоё. И ни для кого не секрет, что работают в России так достаточное количество работников.

Возможно, если бы не было у нас рынка нелегального труда, то количество занятых легально возросло бы.

Нельзя не отметить тот факт, что общий уровень безработицы в России сокращается и в настоящее время соответствует «докризисному» 1996 г. Во многом это связано с развитием малого предпринимательства. По прогнозам экономистов, уровень безработицы в 2002 г. не превысит 1,8%.

Как справедливо отмечают некоторые авторы, «в настоящее время работодатель вправе отказать в приеме на работу безработному, если он, по мнению работодателя, не имеет достаточного уровня профессиональной подготовки для ее выполнения, не отвечает стандартам организации, сформулированным на базе общей культуры...» 8.

Недостаточное финансирование в организациях является одной из главных причин необеспеченности средствами индивидуальной защиты, лечебнопрофилактическим питанием работников. Служба охраны труда не обеспечена в полной мере нормативно-справочной литературой. В целях профилактики производственного травматизма государственным органам контроля и надзора необходимо уделить особое внимание комплексным обследованиям с тщательным выявлением обстоятельств, причин возникновения несчастных случаев на производстве.

Проблема задержки выплаты заработной платы сейчас не такая острая, как в начале и середине 90-х, но она осталась.

За 2001 г. Рострудинспекцией Челябинской области проведена 91 проверка соблюдения законодательства РФ об оплате труда. По данным органов статистики, общая сумма просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату составила 1 236 544 тыс. рублей. Рост задолженности наблюдается в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование, местная милиция. Государственной инспекцией труда в 2001 г. проведены проверки по своевременности выплаты заработной платы на 797 предприятиях.

Не всегда причиной нарушения работодателем законодательства об оплате труда является отсутствие денежных средств. Работодатели допускают нарушения в оплате при совмещении профессий, оплате отпускных, сверхурочных работ, работы в праздничные дни, допускаются задержки расчета с уволенными работниками. Вследствие вмешательства госинспекторов труда за 2001 г. свыше 208 тыс. работникам была выплачена заработная плата 9

При наказании виновных правовые инспекторы должны учитывать причину невыплаты заработной платы и степень вины работодателя. В случае, если причиной невыплаты заработной платы работнику является правовая безграмотность работодателя, следует ужесточить на законодательном уровне ответственность работодателя за нарушение норм об оплате труда.

Для более полного выявления причин задержек выплаты заработной платы и принятия действенных мер по строгому соблюдению законодательства РФ при выплате заработной платы государственные инспекторы труда проводят, как правило, проверки совместно с органами прокуратуры, профсоюзами и другими органами надзора и контроля. Именно такие проверки являются наиболее эффективными.

Эксплуатация устаревшего оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, является одной из основных причин несчастных случаев на производ-

стве. Расследования Государственной инспекции труда по Челябинской области выявили, что особенно серьезно обстоят дела в связи с эксплуатацией оборудования с истекшим нормативным сроком амортизации.

Замена морально и физически изношенного оборудования не всегда положительно сказывается на безопасности труда. В течение II квартала 2002 г. в организациях Челябинской области произошло 11 групповых, 23 смертельных, 78 тяжелых несчастных случаев на производстве. По сравнению со II кварталом 2001 г. числе расследованных государственными инспекторами труда (по охране труда) несчастных случаев, связанных с производством, увеличилось на 17,9 %. Это можно объяснить увеличением объемов производства, с одной стороны, и низкой организацией безопасности производственных процессов, с другой стороны.

Среди причин нарушений норм трудового законодательства можно отметить также низкий уровень правовой грамотности и культуры руководителей организаций. Нарушение трудового законодательства РФ со стороны работодателей ущемляет конституционные и трудовые права работников.

Вступление нашей страны в рыночную экономику породило стремление работодателей ради получения максимальной прибыли экономить на здоровье работников, утверждая психологию получения высоких заработков за счет своего здоровья.

В большинстве случаев индивидуальные предприниматели оформляют с работниками договоры гражданско-правового характера. В отдельных трудовых коллективах на срочные трудовые договоры переводятся все работники. Руководители увидели в срочных трудовых договорах надежное средство держать подчиненных в постоянном страхе перед угрозой увольнения. В организациях при заключении трудовых договоров устанавливаются основания для увольнения работников, не предусмотренные Трудовым кодексом.

С целью предотвращения порочной практики работодателей государственные инспекторы труда выступают в средствах массовой информации с разъяснениями по применению действующего законодательства о труде РФ. Кроме того, активно ведется личный прием. Так, в 2001 г. Государственной инспекцией труда было рассмотрено 739 заявлений граждан о нарушении их трудовых прав, из них 79,4 % признано обоснованными и удовлетворено 9.

Как показывает практика, значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда как руководителями производства, так и работниками. Можно было бы сократить количество несчастных случаев на производстве за счет подготовки и обучения руководящих работников и специалистов в области охраны труда.

Следует утвердить и ввести систему отчетности руководителей и специалистов по охране труда перед Государственной инспекцией о состоянии охраны труда и мерах, принимаемых в организации в этом направлении.

За счет устранения правовой безграмотности работодателей можно было бы сократить производственный травматизм. Не следует допускать руководителя к исполнению своих трудовых обязанностей без предварительного обучения и проверки знания основ охраны труда.

В последнее время прослеживается тенденция роста правовой грамотности собственников предприятий, работодателей, руководящих работников. Новый Трудовой кодекс разрешил многие спорные вопросы, постоянно возникающие перед правоприменителем в процессе регулирования трудовых отношений и разрешения трудовых споров в судебном порядке.

Однако недопустимо перекладывать ответственность за несоблюдение норм по охране труда только на работодателей. Анализируя причины производственного травматизма, специалисты Государственной инспекции труда по Челябинской области пришли к выводу о том, что неумелые и неосторожные действия пострадавших свидетельствуют как о незнании ими требований об охране труда, так и низком уровне квалификации работников 10.

Изучая вопросы формирования профессиональной культуры работника, А.В. Анохин рассматривает ее как единство следующих факторов:

- точное выполнение требований (предписаний) технологического процесса;

- соблюдение режима рабочего времени, его производительное использование;

- соответствие стандартам общей культуры и новой (рыночной) морали 11.

Правовая безграмотность работников, страх потерять работу во многом способствуют тому, что их трудовые права нарушаются.

С одной стороны, ни одна сторона трудовой деятельности не регламентирована у нас так детально, как охрана труда. В правовом регулировании охраны труда широко сочетаются централизованные нормы трудового законодательства с договорным методом правого регулирования. С другой стороны, можно отметить недостаточность контроля государства за соблюдением нормативных требований об охране труда.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ, охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарногигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В связи с многочисленными нарушениями трудовых прав граждан возрастает значение надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Наиболее эффективным средством юридической защиты прав работников является организация государственного надзора в сфере труда. В целях эффективности работы Государственной инспекции труда в сфере надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства необходимо усиление ее роли в системе государственных органов. В настоящее время испытывается острый недостаток штатных единиц государственных инспекторов, вследствие чего затрудняется контроль за соблюдением трудового законодательства. Если крупные государственные предприятия знают о существовании государственной инспекции труда, то малые предприятия -не всегда.

11 августа 2001 г. вступил в действие Федеральный закон РФ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Принятие закона обусловлено действующей политикой государства в области поддержки предпринимательской деятельности 12

Действие этого Федерального закона направлено на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного контроля (надзора). Осуществление Рострудинспекцией проверки соблюдения законодательства должно производиться на основе вышеназванного закона.

Положения настоящего закона применяются не ко всем отношениям. В частности, этим законом не регулируются отношения, связанные с проведением налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, транспортного контроля и др.

Следовательно, в настоящее время не наблюдается единой политики в работе контрольно-надзорных органов государственной власти. Государству следовало бы ввести единый орган для координации деятельности в области контроля и надзора при осуществлении хозяйственной деятельности организаций.

Таким образом, для предотвращения нарушений в области охраны труда можно предложить следующие мероприятия:

- в целях профилактики производственного травматизма государственным органам контроля и надзора необходимо уделить особое внимание комплексным обследованиям с тщательным выявлением обстоятельств, причин возникновения несчастных случаев на производстве;

- обеспечить рост профессиональной культуры наемного работника, учитывая то, что эффективная реализация профессиональной культуры наемного работника возможна в правовой договорной форме, прежде всего с работодателем;

- за счет устранения безграмотности работодателей в вопросах охраны труда можно было бы сократить производственный травматизм. Не следует допускать руководителя до исполнения своих трудовых обязанностей без предварительного обучения и проверки знания по основам охраны труда;

- следует утвердить и ввести систему отчетности руководителей и специалистов по охране труда перед Г осударственной инспекцией труда о состоянии охраны труда и мерах, проводимых в организации в этом направлении;

- с целью охраны здоровья граждан, исключения возможности развития профессиональных заболеваний необходимо ввести обязанность работодателя детально регламентировать в локальном порядке взаимоотношения работодателя и работника, поступающего на работу с неблагоприятными факторами;

- при привлечении к ответственности работодателей за задержку заработной платы суд и государственные правовые инспекторы должны учитывать причину невыплаты заработной платы и степень вины работодателя. На законодательном уровне следует ужесточить ответственность работодателя за нарушение норм об оплате труда в случае, если причиной невыплаты заработной платы работнику является правовая безграмотность работодателя;

- государству следовало бы ввести единый орган для координации деятельности в области контроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности организаций.

Примечания

1 См.: Трудовой кодекс РФ // Рос. газ. 2001. 31 дек.

2 Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 17.07.99 г. // Бюл. Минтруда РФ. 1999. №8.

3 Данные взяты из отчета о работе Государственной инспекции труда в Челябинской области по надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда за второй квартал 2002 г.

4 Утверждено Постановлением Правительства РФ № 78 от 28 января 2000 г. См.: Собр. законодательства РФ. 2000. № 6. Ст. 760.

5 Утверждено Приказом Минтруда РФ № 65 от 29 февраля 2000 г. См.: Рос. газ. 2000. 4 мая.

6 См.: Абалдуев В. А. Основная задача государственной инспекции труда - правовая защита работников // Юрист. 2001. № 7. С.33-40.

7 См.: Фильев В.И. Регулирование и обеспечение условий труда на предприятиях Российской Федерации // Труд. право. 1997. № 4.

8 См.: Анохин А.В. Правовые вопросы формирования профессиональной культуры работника: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2000. С. 10.

9 Данные взяты из отчета о работе Государственной инспекции труда г. Челябинска за 2001 г.

10 См.: Отчет о работе Государственной инспекции труда в Челябинской области по надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда за второй квартал 2002 г.

11 См.: Анохин А.В. Указ. соч. С.10.

12 См.: Рос. газ. 2001. 11 авг.

Е.Б. Макушина

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

В УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ

Совершенствование содержания и структуры юридического образования с учетом сложившихся традиций, современного и зарубежного опыта, а также обеспечение единства теоретического и практического обучения будущих юристов является велением времени. Непременным компонентом профессионализма современного юриста наряду со специальными знаниями становится обладание коммуникативной культурой, включающей в себя культуру профессиональной речи, овладение языковыми и другими знаковыми системами общения, свободное стилевое и жанровое переключение в любой ситуации коммуникативного взаимодействия, знание принципов взаимоотношений между людьми, использование языка средств электронной коммуникации, массовой коммуникации. В условиях конкуренции на рынке труда профессиональные юридические знания с мастерским владением средствами коммуникаций позволяют юристам-выпускникам расширить область их профессионального применения, быстрее сориентироваться и включиться в практическую деятельность. Практика показывает, что юридическое образование и владение искусством красноречия для многих известных личностей явилось стартовой площадкой для осуществления политической, гражданской, судебной карьеры.

Целью преподавания и изучения дисциплины «Теория и практика правовых коммуникаций» является усвоение теоретических и практических основ коммуникативного взаимодействия субъектов правоотношений, способствующих повышению общей культуры общения, освоению вербальных и невербальных средств коммуникации для эффективного взаимодействия, умению управлять своим и чужим поведением, совершенствовать коммуникативные способности в решении профессиональных задач.

«Теория и практика правовых коммуникаций» - междисциплинарный курс, возникший на стыке нескольких наук: права, психологии, риторики, этики, филологии, логики, информатики, менеджмента и их отраслей - и имеющий право на самостоятельность. Потребности практики, конкретные ситуации коммуникативного взаимодействия сами определяют границы ориентации данной дисциплины, тяготение и преобладание тех или иных знаний. Обозначая границы дисциплины с другими правовыми и гуманитарными дисциплинами, можно обозначить место «Теории и практики правовых коммуникаций» внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Логика предлагаемой дисциплины основана на сочетании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.