Научная статья на тему 'Исследование причин аварийных отключений сельских Вл 6-10 кВ'

Исследование причин аварийных отключений сельских Вл 6-10 кВ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
3371
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ / АВАРИЙНОЕ ОТКЛЮЧЕНИЕ / ПРОЛЕТ / СТРЕЛА ПРОВЕСА ПРОВОДА / ОПОРА / СБЛИЖЕНИЕ И СХЛЕСТЫВАНИЕ ПРОВОДОВ / ВЕТЕР / ГОЛОЛЕД

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Кабашов В.Ю.

В статье приведены основные причины аварийных отключений ВЛ 6-10 кВ из-за неблагоприятных погодных условий. С учетом выявленных конструктивных особенностей показано, что ВЛ 6-10 кВ в большей степени подвержены аварийным отключениям, чем ВЛ 35 кВ и выше. Эти отключения вызваны повреждением опор и приставок, опасными сближениями, схлестываниями и обрывами проводов, разрушением проволочной вязки провода к штыревому изолятору, срывом изолятора с крюка (штыря).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование причин аварийных отключений сельских Вл 6-10 кВ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070

8 йод (5%-ный спиртовой раствор) для смазывания тканей вокруг ран, свежих ссадин на коже и т. п. 1 флакон, 50 мл

9 нашатырный спирт (10%о-ный раствор аммиака) для применения при обморочных состояниях 1 флакон, 50 мл

10 кислота борная для приготовления растворов для промывания глаз и кожи 1 пакет, 25 г

11 раствор перекиси водорода (3%о-ный) для остановки кровотечения из носа, небольших ран и царапин 1 флакон, 50 мл

12 настойка валерианы для успокоения нервной системы 1 флакон, 30мл

13 активированный уголь (порошок) для приема внутрь при пищевых отравлениях 50 г.

14 валидол для приема внутрь при сильных болях в области сердца 1 тюбик

15 марганцовокислый калий (кристаллы) для приема внутрь при пищевых и других отравлениях 10 г

Оповещение населения и местных органов исполнительной власти о чрезвычайной ситуации и порядке её ликвидации осуществляется с использованием телефонной, электронной связи, а также средств массовой информации (телевидение, радио, печать).

Выводы I

1. Система оповещения при ЧС соответствует всем необходимым требованиям промышленной безопасности;

2. Главный специалист ТОО «КАЗ-Е№> поддерживает связь с комитетом ЧС ДВД Атырауской области и другими контролирующими и проверяющими органами, осуществляет связь с общественностью;

3. Оповещение населения производится средствами связи, имеющимися на самом предприятии, а также средствами комитета ЧС ДВД Атырауской области и пожарной охраны;

4. Передача речевой информации о случившейся аварии по местной радиотрансляционной сети и о действиях населения о случившейся аварии производится по схеме, утвержденной комитетом ЧС ДВД Атырауской области;

5. Противопожарная защита на опасных объектах ТОО «КАЗ-Е№> соответствует всем требованиям пожарной безопасности;

6. Резервы материальных и финансовые для ликвидации возможных аварий имеются в необходимом количестве;

7. Медицинские средства имеются в достаточном количестве, организация медицинского обеспечения в полном соответсвии с необходимыми требованиями.

© Имангазин М.К., Курмашева Г.Р., 2017

УДК 621.315.1

В.Ю. Кабашов

д.т.н., профессор

Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН АВАРИЙНЫХ ОТКЛЮЧЕНИЙ СЕЛЬСКИХ ВЛ 6-10 КВ

Аннотация

В статье приведены основные причины аварийных отключений ВЛ 6-10 кВ из-за неблагоприятных погодных условий. С учетом выявленных конструктивных особенностей показано, что ВЛ 6-10 кВ в большей степени подвержены аварийным отключениям, чем ВЛ 35 кВ и выше. Эти отключения вызваны повреждением опор и приставок, опасными сближениями, схлестываниями и обрывами проводов,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

разрушением проволочной вязки провода к штыревому изолятору, срывом изолятора с крюка (штыря).

Ключевые слова

Воздушная линия электропередачи, аварийное отключение, пролет, стрела провеса провода, опора,

сближение и схлестывание проводов, ветер, гололед.

Стратегической целью развития электрификации сельского хозяйства является повышение эффективности сельскохозяйственного производства на базе электрификации и электромеханизации технологических процессов, обеспечение надежного и устойчивого электроснабжения сельских потребителей при снижении электро- и энергоёмкости производства продукции (следовательно, и её себестоимости), создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе.

Системы электроснабжения сельских районов имеют большой удельный вес в электросетевом хозяйстве страны. Протяженность воздушных линий (ВЛ) электропередачи всех классов напряжений на территории РФ составляет порядка 2,7 млн. км, причем более 1,2 млн. км составляют ВЛ 6-10 кВ.

Анализ аварийных отключений ВЛ 6-110 кВ, проведенный в ряде энергосистем России и стран ближнего зарубежья, показывает, что наибольший процент отключений приходится на ВЛ 6-10 кВ, т.е. они являются наиболее слабым звеном в системе электроснабжения сельскохозяйственных потребителей. Надежность электроснабжения сельскохозяйственных потребителей составляет 70...100 часов перерывов в электроснабжении в год, что на порядок выше, чем в развитых зарубежных странах.

Техническое состояние половины сельских электрических сетей можно считать неудовлетворительным [1, с. 14]. Так, в Нечерноземье 42% ВЛ 6-10 кВ имеют износ около 100%, в Оренбургской области 60% ВЛ 0,38-20 кВ непригодны к эксплуатации, аналогичная картина наблюдается и в других областях России. Сложившаяся ситуация во многом связана с недостатком сервисного обслуживания воздушных линий, а также отсутствием разработок по их реконструкции. Не соответствует современным требованиям и оборудование распределительных устройств 10 кВ подстанций. Выключатели с пружинными приводами не обеспечивают возможность работы сетей в автоматическом режиме. Разъединители 10 кВ продолжают оставаться самым ненадежным оборудованием. Фактические гололедно-ветровые нагрузки во многих районах страны превышают те, на которые были рассчитаны ВЛ 6-10 кВ (сети построены, в основном, в 50-70-е годы), что вызывает сегодня массовые отключения сельских потребителей, нанося им значительный экономический ущерб. Так, в начале декабря 2016 г. на территории 6 субъектов Южного федерального округа по причине неблагоприятных погодных условий происходили массовые аварийные отключения в распределительных сетях 6-10 кВ (филиалы ПАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго», «Ростовэнерго» «Астраханьэнерго», «Калмэнерго»; ТСО - ДЗО ПАО «Россети» - ПАО «Кубаньэнерго»; ТСО - ПАО «Волгоградоблэлектро». АО «Донэнерго», АО «НЭСК - электросети»). В Ростовской области были отключены 149 ВЛ 6-10 кВ, 2077 подстанций (ТП 6-10 кВ); в Краснодарском крае, Республике Адыгея - 46 ВЛ 6-10 кВ, 558 подстанций; в Волгоградской области 13 ВЛ 6-10 кВ, 123 подстанции; в Республике Калмыкия- 6 ВЛ 6-10 кВ, 99 подстанций; в Астраханской области - 7 ВЛ 6-10 кВ, 113 подстанций.

Без электроснабжения остались около 240670 человек. Общая мощность отключенных бытовых потребителей составила 104, 6 МВт.

Высокая повреждаемость ВЛ 6-10 кВ по сравнению с ВЛ 35 кВ и выше объясняется их конструктивными особенностями: короткие пролеты, малые сечения проводов и стрелы их провеса, незначительные межфазные расстояния между проводами, малая крутильная жесткость проводов, большая разрегулировка их стрел провеса в пролете, возникающая в процессе эксплуатации, жесткое крепление проводов на штыревых изоляторах.

Воздушная линия электропередачи напряжением 6-10 кВ представляет собой систему, элементы которой связаны между собой сложной причинно-следственной зависимостью. Это подтверждается тем, что в ряде энергосистем России и стран ближнего зарубежья аварийные отключения ВЛ 6-10 кВ по неизвестным причинам составляют до 30-40%. Надежность работы каждого элемента по-разному влияет на работу других элементов, один вид повреждения переходит в другой, т.е. наблюдается явление развития аварии. Велико и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

число факторов, воздействующих на элементы воздушной линии и определяющих их работоспособность. Они могут воздействовать как одновременно, так и последовательно.

Из всех повреждений, которые имеют место на воздушных линиях электропередачи 6-10 кВ, наиболее тяжелыми по своим последствиям являются различные разрушения опор (19,9% аварийных отключений по количеству и 28,1% по длительности) [2, с. 57]. Аварийные отключения из-за повреждения опор и приставок возникают при воздействии значительных ветровых нагрузок (49,7%), гололедно-изморозевых (19,3%), грозовых разрядов молнии, вызывающих расщепление или возгорание верхней части деревянных опор (23,0%) и наезде транспортных средств (8,0%). Аварии, связанные с ветровыми нагрузками, происходили при скоростях ветра 26.. .35 м/с, при этом угол между направлением ветра и осью пролета составлял 70.. .90°. Следует отметить, что разовый случай аварийного отключения, зарегистрированный в первичной документации, на самом деле может охватывать несколько опор (массовое падение или возгорание), увеличивая масштабы аварии. Так, по указанным выше причинам были разрушены 267 железобетонных опор (44 аварийных отключения), 129 деревянных опор (46 отключений), 364 деревянные опоры на железобетонных приставках (97 отключений).

Для выработки стратегии работ по повышению надежности ВЛ 6-10 кВ в работе [3, с. 26] нами разработана блок-схема, описывающая причинно-следственную зависимость повреждаемости этих линий, при этом учтены все факторы, влияющие на надежность работы ВЛ и ее элементов, как составляющих частей единой системы. Применение более прочных опор и проводов, совершенствование гололедно-ветрового районирования территории страны могут исключить лишь одну из множества причин повреждаемости ВЛ 6-10 кВ. Остаются не охваченными направления работ, связанные с уменьшением повреждаемости проводов и устройств для их крепления к опоре при воздействии неблагоприятных климатических факторов.

Большинство аварийных отключений ВЛ 6-10 кВ происходит в результате воздействия ветровых и гололедно-ветровых нагрузок, при этом 54% этих отключений связано с динамическим поведением проводов в ветровом потоке [4, с. 41]. Эти отключения вызваны одним из следующих повреждений: обрыв провода или проволочной вязки провода к штыревому изолятору, пережоги проволок проводов при их опасных сближениях и схлестываниях, срыв изолятора с крюка (штыря).

Обрывы проводов при отсутствии гололедных отложений возникают при скоростях ветра 20.30 м/с и направлении ветра под углом 45.90° к линии электропередачи. Часто сильные ветры сопровождаются метелями, буранами, выпадением осадков в виде дождя, мокрого снега, плохой видимостью. Обрывы проводов происходят в зоне 1/4 - 1/2 длины пролета (61,1%) и непосредственно у места крепления провода к изолятору или до 2 м от него (38,9%). Осмотрами повреждений установлено, что обрывам проводов, как правило, предшествовали их ослабления из-за пережогов, усталостных изломов или перетираний в месте крепления к штыревому изолятору.

В последние годы участились случаи повреждений проводов при падении на них деревьев или при приближении к ним веток деревьев, наклоненных под действием массы замерзшего отложения мокрого снега.

Аварийные отключения ВЛ 6-10 кВ из-за схлестывания и опасных сближений проводов при ветре происходили при наличии разрегулировки стрел провеса проводов относительно друг друга от 20 до 60% [5, с. 23; 6, с. 9]. При этом изменение частоты маятниковых колебаний проводов составляет 9.21%, а логарифмического декремента внутреннего трения - 7,8.23,4%, что существенно усиливает несинхронность их маятниковых колебаний при воздействии ветра и способствует взаимным сближениям проводов [7, с. 32].

Верховые осмотры на ВЛ 6-10 кВ показали, что основной причиной разрегулировки стрел провеса проводов является ослабление крепления провода к штыревому изолятору вязальной алюминиевой проволокой [8, с. 56] Проволочная вязка не способна выдерживать длительные динамические нагрузки при ветре и гололеде, при этом происходит ее ослабление и разрушение. При ослабленном креплении разница в гололедно-ветровых нагрузках на провода соседних пролетов (например, при неравных длинах, неравномерности покрытия проводов гололедом) приводит к проскальзыванию провода в узле крепления и смещению его относительно штыревого изолятора [9, с. 25; 10, с. 29-30]. Это вызывает изменение длины

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

фазных проводов в пролете и разрегулировку их стрел провеса.

Отдельную группу составляют аварийные отключения ВЛ 6-10 кВ, причины которых не были установлены (при обходах повреждения не были обнаружены). Сравнение гистограмм распределения отключений по неизвестным причинам и из-за схлестывания проводов, выполненное в работе [11, с. 19] показало, что эти отключения взаимосвязаны и происходят в одни и те же месяцы. Это дает основание считать, что и эти отключения вызваны опасными сближениями проводов при воздействии ветровых нагрузок.

Кроме устойчивых отказов работы ВЛ 6-10 кВ из-за опасных сближений проводов под действием порывистого ветра имеют место неустойчивые самоустраняющиеся отказы, которые устраняются действием АПВ или РПВ. В отдельных случаях количество автоматических отключений одной и той же воздушной линии электропередачи достигает нескольких десятков. Такие кратковременные отключения представляют большую опасность, так как вызывают локальные повреждения проводов (пережог проволок), которые в дальнейшем становятся потенциальными очагами аварий [12, с. 41].

Таким образом, наряду с усилением механической прочности элементов пролета ВЛ 6-10 кВ к числу важнейших мероприятий по повышению их надежности относятся защита проводов в режимах их низкочастотных колебаний при воздействии гололедных и ветровых нагрузок, координация расстояний между фазными проводами по условиям их схлестывания, совершенствование конструкции устройств для крепления провода к штыревому изолятору. Список использованной литературы:

1. Лещинская, Т.Б. Концепция развития систем электроснабжения сельских районов / Т.Б. Лещинская, В.И. Шевляков // Электрика, 2004. - №6. - С. 13-17.

2. Усманов, Ф.Х. Анализ отключений сельских ВЛ 6-10 кВ / Ф.Х. Усманов, В.Ю. Кабашов, В.А. Максимов // Электрические станции. - 1980. - №8. - С. 56-58.

3. Кабашов, В.Ю. Анализ повреждаемости сельских ВЛ 6-10 кВ / В.Ю. Кабашов // Электрификация сельского хозяйства: межвузовский научный сборник / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2008. - Вып. 5. - С. 25-28.

4. Кабашов, В.Ю. Анализ повреждаемости проводов сельских ВЛ 10 (6) кВ при воздействии неблагоприятных климатических факторов / В.Ю. Кабашов // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 мая 2015 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 41-42.

5. Усманов, Ф.Х. О расстоянии между фазными проводами сельских ВЛ 10 кВ / Ф.Х. Усманов, М.Т. Сулейманов, В.Ю. Кабашов // Энергетик. - 1989. - № 6. - С. 22-23.

6. Кабашов, В.Ю. Исследование условий возможного схлестывания проводов сельских ВЛ 6-10 кВ / В.Ю. Кабашов // Электротехнические и информационные комплексы и системы. - 2013. - № 2, Т. 9. - С. 9-12.

7.Усманов, Ф.Х. О схлестывании проводов сельских линий 6-10 кВ / Ф.Х. Усманов, В.Ю. Кабашов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 1981. - № 6. - С. 31-32.

8. Кабашов, В.Ю. Влияние параметров пролета на аварийные отключения сельских ВЛ 6-10 кВ при воздействии ветра / В.Ю. Кабашов // Электротехнические и информационные комплексы и системы. - 2014. - № 4, Т. 10. - С. 52-57.

9. Кабашов, В.Ю. Совершенствование конструкции крепления проводов к штыревым изоляторам на сельских ВЛ 6-10 кВ / В.Ю. Кабашов, Ф.Х. Усманов // Энергетик. - 2006. - № 3. - С. 25-26.

10. Кабашов, В.Ю. Повышение надежности крепления провода к штыревому изолятору на ВЛ 6-10 кВ / В.Ю. Кабашов // Электрификация сельского хозяйства: межвузовский научный сборник / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2008. - Вып. 5. - С. 29-32.

11. Кабашов, В.Ю. Повышение надежности сельских воздушных линий 6-10 кВ в условиях воздействия ветровых нагрузок: монография / В.Ю. Кабашов. - Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2009. - 140 с.

12. Кабашов, В.Ю. Предотвращение опасных сближений проводов сельских ВЛ 6-10 кВ / В.Ю. Кабашов, М.З. Нафиков // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 1989. - № 1. - С. 41-42.

© Кабашов В.Ю., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-3/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 004.023:004.896

В.Ю.Карлусов

К.т.н., доцент

Институт информационных технологий и управления в технических системах ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

И.В.Кудрявченко К.т.н., доцент

Институт радиоэлектроники и информационной безопасности ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

г. Севастополь, Российская Федерация

МОДЕЛИРОВАНИЕ РОЯ ЧАСТИЦ В ЗАДАЧЕ ПОИСКА НА ДИСКРЕТНОЙ ПЛОСКОСТИ С

ЗАДАННЫМИ ОГРАНИЧЕНИЯМИ

Аннотация

Рассматриваются результаты имитационного моделирования роя частиц на дискретной плоскости с заданными ограничениями на число частиц и их поведение при решении задачи поиска в лабиринтах с известной топологией.

Ключевые слова

Имитационное моделирование роя частиц, дискретная плоскость, поиск в лабиринте, обход лабиринта, поведенческий алгоритм роевого элемента

Рассмотрим по пунктам основные ограничения модели.

1. Необходимые термины и определения, связанные с построением модели роя частиц, были даны в предыдущих публикациях одного из авторов [1, 2]. Дискретную плоскость (операционное поле) будем понимать как синоним двумерного дискретного пространства, заданного на основе квадратного покрытия, а частицу роя для краткости именовать РЭЛ (роевым элементом), который может перемещаться по операционному полю на один шаг за один такт работы алгоритма модели. Будем считать, что дискретная плоскость, внутри которой функционирует рой, допускает скачкообразные перемещения всех РЭЛ одновременно. Перемещение представляется возможным, если в выбранном направлении нет препятствий. Под препятствиями понимаются границы области, стены лабиринта и другие РЭЛ.

Будем считать, что РЭЛ между собой не взаимодействуют в плане обмена информацией, действие каждого РЭЛ автономно и не зависимо, что отражено непосредственно в алгоритме его поведения.

2. Направления перемещения РЭЛ на плоскости указаны на рисунке 1.

Север 2t

Запад ^ 3 0х 1 ^ Восток 4^ Юг

Рисунок 1 — Диаграмма возможных перемещений РЭЛ

Принимаем в качестве направлений движения следующие коды перемещений: 0 — запрет на перемещение, 1, 2, 3, 4 — направления, указанные на рисунке 1. Символом "х" обозначено местоположение РЭЛ, эта же позиция маркирована серым цветом.

3. Кодировку содержимого клеток операционного поля условимся осуществлять следующим образом (рисунок 2):

1 — клетка занята РЭЛ;

2 — в клетке размещается препятствие либо граница операционного поля, которая на рисунке 2 не показана;

77 — цель поиска;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.