Литература:
1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996 - С. 26
2. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов / отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 351 с.
3. Пирожкова, Н.И. Оценка стоимости человеческого капитала / Н.И. Пирожкова .- М.: Синергия ПРИНТ, 2013. - С. 6
4. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной). Диагностика эмоционально-нравственного развития: Учеб.-метод. пособие / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: 2002. - С. 150-172.
Психология
УДК 159.98
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Позина Марина Борисовна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Уварова Наталья Николаевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ О ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И УСПЕШНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена анализу психологических особенностей людей, склонных к осуществлению успешной предпринимательской деятельности. В статье представлены данные исследования российских школьников, полученных с помощью проективного теста на оценку ситуации. Опираясь на концепцию неявных знаний, авторы провели оценку представлений школьников о предпринимательстве как о специфическом виде профессиональной деятельности; изучили их отношение к предпринимательству как к особой профессиональной сфере; сравнили представления школьников о «мире бизнеса» с представлениями, полученными у успешных предпринимателей, функционирующих непосредственно в реальном бизнесе.
Ключевые слова: представления школьников об успешной предпринимательской деятельности, склонность к предпринимательству, личностные особенности российского предпринимателя, успешность в предпринимательстве, поведение в условиях экстремальных ситуаций.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the psychological characteristics of people who are inclined to carry out successful entrepreneurial activity. The article presents the data of a study of Russian schoolchildren obtained using a projective test to assess the situation. Based on the concept of implicit knowledge, the authors assessed the ideas of schoolchildren about entrepreneurship as a specific type of professional activity; studied their attitude to entrepreneurship as a special professional sphere; compared the ideas of schoolchildren about the "world of business" with the ideas obtained from successful entrepreneurs operating directly in real business.
Key words: Personal characteristics of a Russian entrepreneur, success in entrepreneurship, behavior in extreme situations, schoolchildren's ideas about successful entrepreneurial activity, propensity to entrepreneurship based on the concept of implicit knowledge.
Введение. Установки школьников о предпринимательстве как специфическом виде профессиональной деятельности можно предсказать на основе их отношения к предпринимательству как к возможной профессии в будущем.
В настоящее время, в связи со сложными социально-экономическими условиями. которые сложились в России, всё больший интерес вызывает воспитание подрастающего поколения и формирование у них качеств и адекватных установок, связанных с предпринимательской деятельностью.
Проблема установок, связанных с предпринимательской деятельностью, для нашей страны является достаточно болезненной и противоречивой, т.к. в сравнительно недавние советские времена предпринимательская деятельность была уголовно наказуемой и вызывала самые негативные реакции у населения, а предприниматели приравнивались в преступной.
В настоящее время приходится прикладывать усилия, что бы полностью искоренить эти взгляды, т.к. современных школьников нередко активно воспитывают в том числе бабушки и дедушки, которые жили в советскую эпоху и далеко не каждый из этого поколения сумел полностью перестроить своё сознание.
В этой связи современные психологи и педагогики получают социальный заказ относительно диагностики установок у школьников на предпринимательскую деятельность, с целью их последующей коррекции (при необходимости).
Изложение основного материала статьи. Для определения мнения школьников относительно личностных качеств предпринимателей и предпринимательской деятельности как таковой, преподавателями кафедры психологии Московского финансово-промышленного университета «Синергия» было проведено психологическое исследование по заказу Министерства образования Республики Татарстан.
Исследование проводилось в период с 12.11.2018 по 25.11.2018, в нём приняли участие более 38 тысяч учащихся 8 и 10 классов из 51 муниципального образования. Дистанционное тестирование осуществлялось на сайте «предпринимательство. рф».
Гипотеза проведённого исследования строилась на концепции неявных знаний Р. Стернберга, согласно которой, неявные знания способствуют успешной деятельности человека в будущем [5]. Нас интересовал гипотетический потенциал опыта, который получен школьниками в условиях российской действительности, и те аспекты неявных знаний, которые российские школьники вкладывают в понимание, что такое успешное предпринимательство.
Мы полагали, что анализ ответов школьников поможет нам понять, насколько их представления о бизнесе соответствуют тому, что имеют на практике реально успешные предприниматели. В качестве исследовательского инструментария мы использовали тест на оценку ситуации (проективная авторская разработка старшего преподавателя кафедры предпринимательства Алексеевой Е.В., которая опиралась на опыт разработки подобных методик, имеющийся у западных и отечественных психологов [1; 5; 6]).
Школьникам последовательно предъявлялись шесть вопросов с группой из трёх рисунков (рис. 1).
Рисунок 1. Проективная методика «Тест на оценку ситуации»
Школьник должен был выбрать тот рисунок, который находится в наиболее близкой ассоциативной связи с заданным вопросом.
В соответствии с проективной гипотезой, выбор рисунка определяется конкретным смыслом, который каждый школьник вкладывает в символику рисунка и коннотацию, которую он в него вкладывает (вопрос-рисунок-ответ).
Выборы школьников выявили следующую структуру проекций. Предпринимательство: для 59% школьников предпринимательство связано с рисунком ракеты. Возможные коннотации: быстрота, решительность, смелость. Для 30% школьников - это спираль.
Возможные коннотации: цикличность, повторяемость, рутинность.
Для 11% школьников предпринимательство - это взрыв, символизирующий неожиданность, опасность, непредсказуемостью и, возможно, агрессию.
Предприниматель: 49,6% школьников деятельность предпринимателя ассоциируют с пчелой. Возможные коннотации: трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность и инициатива.
Треть респондентов (28,7%) сравнивают предпринимателя с бегуном. Возможные коннотации: быстрота, легкость, скорость, мотивация и результат.
Чуть больше 20% школьников полагают, что предприниматель - это боксер, которому, вероятно, присущи точность, напористость, расчетливость, хладнокровие и воля.
Идея для бизнеса. У большинства школьников эта метафора ассоциируется с лампочкой (58,5%) Возможная связь: ярко, быстро, сразу. Треть школьников ассоциируют идею с ростком, который медленно, но уверенно набирает силу для раскрытия заложенного в нём потенциала. Для 8% респондентов идея для бизнеса - это круговорот. Возможная коннотации: осмотрительность, прагматизм, цикличность.
Предпринимательский риск. По мнению половины участников исследования, - это карты. Именно карты у 51% школьников ассоциируются с азартом, риском и авантюризмом. 38% школьников связывают риск с весами (баланс интересов и неустойчивость), а 10,5% респондентов с костюмом химической защиты (защищенность, самостоятельность, недоступность).
Конкуренция в бизнесе. Большинство школьников ассоциируют этот концепт с мечами (70,3%). Это вероятная связь с интуицией, чутьем, предугадыванием действий противника, быстротой реакции.
Картинку пазл выбирают лишь 18,6% школьников, вероятно, связывая это с логикой, последовательностью, системностью и, возможно, сотрудничеством. Наименьшее количество выборов у гриба чага.
Лишь 11% школьников, имеют какую-то ассоциацию с этим объектом, при выборе которого просматривается неосознанная связь с неявным знанием, скрытым потенциалом и, возможно, полезным резервом.
Лидер в бизнесе. По мнению школьников - это группа, в которой есть вожак. Ассоциативная связь, которую вкладывают в понятие лидер школьники, - командная работа, открытость отношений, согласованность действий. Так считают 58,7% респондентов.
Супермену отдают предпочтение 19% школьников, вероятно ассоциируя его с хладнокровием, решительностью, самодостаточностью и, возможно, авантюризмом.
Картинку с бегуном-победителем выбирают 23,3% школьников, ассоциативно связывая свой выбор с самоорганизацией, волей и высокой мотивацией.
Каждый респондент вносил в интерпретацию рисунков свои смыслы, которые были обусловлены хотя и небольшим, но уникальным детским опытом. Специфика выбора рисунка для каждого школьника отразила его личностные установки, его опыт наблюдений за окружающей действительностью, его индивидуальные особенности.
" Ассо циациат ив но е поле" школьников Респу блики Татарстан (для
N=38421)
Предприниматель "ПЧЕЛА"
Склонностьк риску "КАРТЫ"
Идея для бизнеса "ЛАМПОЧКА"
-Лидер в бизнесе "ГРУППА"
Предпринимательство "РАКЕТА"
Конкур енция' 'МЕ ЧИ1'
49,6
51,-1
58,5
58,7
59,2
70,3
20
40
60
ЙО
100
Рисунок 2. Распределение ответов школьников на вопросы проективного теста (выбор рисунка)
Далее мы сравнили выборы школьников с выбором успешных российских предпринимателей. Выборы предпринимателей распределились следующим образом:
• ракета (предпринимательская деятельность),
• пчела (предприниматель),
• росток (идея для бизнеса),
• костюм химзащиты (предпринимательский риск),
• мечи (конкуренция в бизнесе),
• группа с человечком с флажком (лидер в бизнесе).
На графике (рис. 2) тёмные столбцы указывают на совпадение выборов у школьников и бизнесменов, и указан процент респондентов, выбирающих такой же рисунок, как и реально действующий предприниматель.
По четырём из шести позиций выборы школьников и предпринимателями совпали. Наибольший процент совпадений пришёлся в ответах на вопрос о конкуренции в бизнесе.
Более 70% школьников, как и реальные предприниматели, ассоциируют конкуренцию с мечами.
Более половины школьников ассоциируют предпринимательство с рисунков ракеты, а лидерство в бизнесе - с группой.
Чуть меньше половины школьников (49,6) личность предпринимателя, как и сами успешные бизнесмены, ассоциируют с пчелой.
И лишь ответы на вопрос о склонности к риску и идее для бизнеса у школьников не совпали с ответами реальных предпринимателей.
Заметим, что 4% школьников (N=144) сделали выбор, полностью совпадающий с выбором успешных российских предпринимателей.
Образ современного российского предпринимателя. Как показало исследование школьников, анализ психологии успешного предпринимателя с точки зрения его профессиональных знаний, умений и навыков должен быть дополнен рефлексией относительно таких сложных социально-психологических категорий, как ценностные ориентации, индивидуальный жизненный путь, мотивационно-смысловые образования, современная субъективная модель экономического успеха [10-12]. И многое другое, что не всегда лежит на поверхности полученных диагностических данных.
Еще в 1973 году Д. Мак-Клелланд призвал исследователей найти новые методы для оценки практических способностей и прогноза успешной деятельности, ссылаясь на то, что рациональные теории не объясняют, а лишь описывают поведение успешно работающих людей [5, С. 422-423].
Современная предпринимательская деятельность - это специфический образ жизни, важной составляющей которой являются и культура поведения, и готовность к нововведениям, и ответственность за принятые решения, и способность к взвешенному риску, и компетентность в области экономики, технологии, права.
Часто исследователи указывают на творческий, инновационный характер предпринимательской деятельности, ссылаясь на наиболее успешных представителей бизнеса.
Не случайно, некоторые авторы термином «предпринимательство» обозначают особую форму деловой активности, по сути - инновационную, которая заключается в «творении собственного дела», а самого предпринимателя называют новым человеком и социальным инноватором, который выступает творцом профессиональных организаций, создателем новых профессий и фасилитатором в организации новых форм работы [3; 7-13].
Выводы. В задачу нашего исследования входил поиск еще нескольких психологических пазлов, которые можно было
бы добавить в общую картину успешного предпринимательства.
• в исследовании установок школьников относительно предпринимательской деятельности было обнаружено сформированность ассоциативного поля, которое совпадает с представлениями об успешном бизнесе у реальных предпринимателей.
• Сопоставительный анализ показал, что на современном этапе развития страны своеобразное видение детьми деятельности российских предпринимателей вполне согласуется с психологическими установками реально действующих бизнесменов. При этом только у 4% школьников имеют абсолютное сходство «картины мира» с реально успешными предпринимателями.
Менее чем через десять лет в малом бизнесе, по словам Президента, должно быть около 20% населения.
Это будут заслуживающие уважение люди, желающие честно работать, проявлять себя, служить Отечеству и добиваться успеха. Возможно, что часть из них - школьники, которые в нашем исследовании продемонстрировали конгруэнтную успешным предпринимателям картину мира. Однако, полученные результаты показали, что у современных школьников ещё недостаточно адекватно развиты представления о предпринимателях и предпринимательской деятельности, что позволило нам сделать вывод о том, что требуются усилия психологов, педагогов в данном направлении [10]. Только так можно будет вырастить современное поколение молодёжи, готовой трудиться во благо страны.
Литература:
1. Айзенк, Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон / Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2000. - 284 с.
2. Блинов, А.О. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки / А.О. Блинов // Российский экономический журнал. - 1993. - № 7. - С. 55.
3. Блумберг. М. Блумберг о Bloomberg / М. Блумберг. Пер. с англ. - М: Альпина Паблишен, 2010. - 224 с.
4. Волкова, Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов / Е.В. Волкова - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. - 216 с.
5. Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайан, Х. Куликэн, и др.; под ред. М. Айзенка; Пер. с англ. С.Б. Бенедиктова. - Мн.: Новое знание, 2002. - XVI, 832 с.
6. Позина, М.Б. Метод системной диагностики организационных ценностей // в книге: Прикладная психология: основные проблемы, перспективы и новые направления: Учебное пособие. / М.Б. Позина / Под редакцией О.И. Каяшевой, М.Б. Позиной. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 5-12.
7. Позняков, В.П. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы / В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова // Прикладная психология. - 1998. - № 5. - С. 32-43.
8. Позняков, В.П. Итоги и перспективы исследования российских предпринимателей с позиции концепции психологических отношений / В.П. Позняков // Проблемы педагогики и психологии. - 2014. - №1. - С. 267-273.
9. Позняков, В.П., Социальная психология российского предпринимательства. Разработка информационно-исследовательской базы данных / В.П. Позняков, Н.Н. Познякова, С.В. Тихомирова // Знание. Понимание. Умение. - 2012. -№ 4. - С. 227-233.
10. Ханова, З.Г. Тенденции формирования психологической готовности личности к предпринимательской деятельности / З.Г. Ханова, М.Б. Позина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т. 9. - № 3 (32). - С. 406-409.
11. Ханова, З.Г. Стратегии поведения успешных предпринимателей в кризисных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ханова Зоя Гаджиалиевна. - Ставрополь, 2005. - 23 с.
12. Щербатых, Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: учебное пособие / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
Психология
УДК 159.922
кандидат биологических наук, доцент Русакова Светлана Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Кожанов Владимир Виссарионович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Антонова Татьяна Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК ОТРАЖЕНИЕ
ПОТРЕБНОСТИ В АВТОНОМИИ
Аннотация. В статье представлены особенности формирования чувства личной идентичности подростка как потребности в автономии. Одним из значимых новообразований подростка можно считать формирование чувства личной идентичности на физиологическом (телесном), профессиональном, идеологическом и моральном уровнях. Чувство личностной идентичности основано на восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, - с другой. Насущная потребность подростков в самостоятельности и независимости проявляется в их мотивационных установках, направленных на приобретение автономии в различных сферах жизнедеятельности подростков, что проявляется в желании собственного признания, уважения себя как личности, а также уважения со стороны сверстников. Эмоциональная автономия подразумевает эмансипацию подростка от эмоциональной зависимости от родителей, которая образовалась у него в раннем в раннем детстве. Одним из наиболее значимых условий достижения человеком зрелости и самоактуализации является формирование интеллектуальной независимости, которая предполагает независимость мышления, самостоятельность в принятии решений и осознание ответственности за их последствия. Достижение интеллектуальной автономии возможно через развитие способности выносить свои собственные суждения, способности к свободе и критичности мышления. Поведенческая автономия, выражается в личностной независимости и свободе без вмешательства внешнего управления. Немаловажное значение приобретает пространственная автономия, выраженная в потребности подростков к уменьшению влияния физического контакта с его родителями, обеспечивающую неприкосновенность личностного пространства, которая проявляется в желании подростка иметь свою комнату, где бы он