Известия ТРТУ
Специальный выпуск
представляет некий «гибрид», в основе которого заложен непосредственный детский интерес.
Партнерско-заинтересованный и незаинтересованный типы общения используются младшим школьником в зависимости от обстоятельств контакта, наличия заинтересованности ребенка в нем.
Можно сделать предположение, что и тот, и другой тип - это две стороны «детского» стиля общения вообще. И этот «детский» стиль с годами трансформи-« », . -ность процесса этой трансформации, на наш взгляд, зависит во многом от практи-. -
- .
УДК 37.015
Т.А. Басанова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ВУЗА
Проблема обеспечения информационной безопасности личности является на современном этапе развития общества особенно актуальной. Основная причина роста значимости этой проблемы заключается в прогрессирующей информатиза-, . , как отмечают АЛ. Поздняков, В.К. Потехин и др., общественный прогресс и развитие каждого человека определяются развитием их информационной сферы.
Необходимость обеспечения информационной безопасности относится ко всему населению нашей страны. Однако с точки зрения потенциала развития наше, -зованной и прогрессивной его части - студенчества. В связи с этим целью проведенной нами работы было исследование представлений об информационной безопасности у студентов технических специальностей вуза.
Исследование проводилось в феврале-марте 2004 года на выборке, состоящей , -дарственного радиотехнического университета, в возрасте от 18 до 25 лет. Общий
100 .
Нами было обнаружено, что у обследованной группы испытуемых среди различных видов опасных факторов преобладает физический (38,01%) и информационно-психологический (29,47%) факторы по сравнению с химическим (18,9%) и биологическим (13,62%). Это может быть, с одной стороны, обусловлено тем, что в данном возрасте имеют место различные формы рискованного поведения, приводящие к появлению физических травм. С другой стороны, поскольку данный этап развития характеризуется тем, что происходит завершение главной фазы био-, , это сопровождается повышением значимости для студентов информационно.
Несмотря на то, что третья часть испытуемых знают о наличии некоторых способах защиты от негативного информационного воздействия, эти знания, как правило, редко используются ими, поскольку «требуют определенных усилий и
Секция психологии и безопасности жизнедеятельности
». 74% -
чение информационной безопасности различного рода государственные инстан-, 26% ответственности за свою жизнь.
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты частично подтверждают гипотезу о том, что представления студентов об информационной безопасности фрагментарны, поверхностны, что, в свою очередь, позволяет констатировать незащищенность данной группы испытуемых в области информационной .
В качестве одного из перспективных направлений дальнейшей работы можно выделить разработку различного рода программ по развитию у студентов вуза навыков распознавания и совладания с различного рода негативными информацион-.
УДК 37.015
..
ПОНИМАНИЕ ЭМПАТИИ У СУБЪЕКТОВ КАБАРДИНСКОЙ, БАЛКАРСКОЙ И РУССКОЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
Содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия. Установлению и поддержанию контакта между людьми разных национальностей способствует эмпатия. Однако в этнопсихологии она имеет весьма противоречивый статус, что мешает определению ее функций и изучению особенностей проявления в ситуациях межэтнического взаимодействия. Актуальным является рассмотрение эмпатии
-
, , . проследили это на примере кабардинской, балкарской и русской этногрупп.
При анализе литературы выяснено, что в адыгской культурной традиции (кабардинский этнос) отчетливо выделяется необходимость эмпатического восприятия другого. Человечность, эмпатия являются основными принципами «адыгской этики». В значении «эмпатия» используется слово гущЬгъу, состоящее из элементов: гу - «сердце», щ1эгъу - «сочувствие», «соучастие». В итоге получаем ряд : « », « », « -». , -тенки эмпатии. Значимы категории: «нравственное внимание» - гулъытэ, «нравст-» - 1, « » - 1 1, -ют структуру эмпатии.
Источников, раскрывающих понятие эмпатии в культурной традиции балкарского народа, найдено мало. Выяснено, что данное понятие описывается в та, « », « ».
Источником народной этики русского народа выступает религия. Воспитательные традиции христианских народов основаны на идеях милосердия, которые всегда были наполнены конкретным, жизненным живым содержанием. В моральном кодексе русских заложены гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевыми чертами характера, эмоцио-. , -