УДК 339.13
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА ТУРЫ В ЯПОНИЮ
Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент
(e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного в апреле 2019 года. Целью анкетирования с элементами интервьюирования являлось выявление спроса на туры в Японию. Анализировалось туристская привлекательность страны, выявлялись ассоциации людей с Японией, предпочтения по местам отдыха, оценивался спрос на экскурсионные, развлекательные и оздоровительные программы, выявлялось желание посетить достопримечательности Японии туристами.
Ключевые слова: маркетинговое исследование, опрос, туристы, тур, Япония
Введение
Туризм важен во многих отношениях в мире. Он может быть полезен для отдыха, бизнеса, образования, культуры и просто для удовольствия. Индустрия туризма является особым ресурсом для любого территориального объекта, поскольку она вводит в страну иностранную валюту, что позволяет совершать культурные обмены между народами и создает много рабочих мест для граждан. Каждая страна привлекательна для туристов по-своему.
Япония - уникальная страна с древней культурой и историей, при этом высокоразвитыми технологиями в различных отраслях экономики. Она привлекает туристов с различными целями, что является актуальным для исследования [3].
Япония длительное время была закрытой страной, а появившаяся возможность ее посещения вызвало рост спроса на туры в Японию, и среди россиян проявляется интерес к стране [2], ее достопримечательностям. Каждый турист при посещении Японии готов раскрыть ее туристский потенциал, найдя для себя что-то необычное в этой стране.
Нужно отметить, что направленность регионов Японии различна. За расслабленным пляжным отдыхом лучше отправиться на юг страны, где расположены такие знаменитые курорты Японии как Камакура и Окинава. Тем, кому по душе горнолыжный туризм следует побывать в северных
районах Японии, кто желает оздоровить организм могут посетить Лечебные курорты Японии, которые обустроены в местах скопления горячих источников.
Наиболее интересные и насыщенные экскурсионными программами туры Японии - тематические. Например, организовываются поездки в Японию в дни цветения сакуры, а также в осенние месяцы, когда природа Японии особенно живописна. Существуют индивидуальные туры, заказав которые можно осмотреть наиболее древние достопримечательности Японии. Организовываются также специальные туры для любителей военной истории Японии.
Средневековые храмы, соседствующие с самыми современными достижениями архитектурной мысли, многоярусные развязки автомагистралей, сверхскоростные поезда на фоне живописной природы - вот что поражает воображение человека, оказавшегося в Японии в первый раз. Мало кого может оставить равнодушным эта удивительная страна, которая в прошлом веке потрясла весь мир своим "экономическим чудом" и до сих пор продолжает удивлять всех достижениями в области передовых технологий, страна с самобытной культурой и богатой историей, где древние традиции гармонично сочетаются с современным образом жизни. Япония оправдает те ожидания и надежды, которые турист связывает со встречей с ней [4, 5].
Нужно отметить, что в Японии высокая продолжительность комфортного и благоприятного периодов (180-190 дней), что способствует развитию туристско-рекреационных зон; страна обладает огромными интереснейшими ресурсами для организации и проведения различных видов экскурсий, прогулок, путешествий и отдыха; регион богат живописными разнообразными и интереснейшими ландшафтами; туристская инфраструктура развита и продолжает развиваться. Все эти факторы способствуют изучению природных и туристско-рекреационных ресурсов Японии и развитию в целом всей туристской инфраструктуры. Япония наряду с другими странами имеет огромные возможности для развития туристской деятельности [1].
Методика исследования.
Опрос проведен в апреле 2019 года в форме интервьюирования потенциальных туристов. Выборка составила 21 человек (85,7% - преимущественно женщины, а 14,3% это мужчины), что показано на рисунке 1. Возраст половины людей от 18-25 (составило 52,4%) ,так же 38,1% составил контингент людей от 26-40 лет, остальные старше 41 года. Большее количество людей в статусе "не женат / не замужем" составило 52,4% (т.е. половина всех кто проходили опрос), 33,3% указали, что "в поиске" второй половинки и14,3% "женаты/замужние".
# иут^кэн A IKiHCKJ'i'
ф жеязтгниуади + не яшнагт/не avyww ■. flfumtffi
Рисунок 1 - Распределение респондентов по полу и семейному положению
Результаты и их обсуждение
Все опрошенные нижегородцы любят путешествовать - 100% Большинство людей готовы потратить на поездку от 15-30 тыс. руб. и такие 38,1%,чуть меньший процент 28,6% готовы потратить на поездку 30-50 тыс.руб,19% готовы поехать по бюджетному варианту от 10-15 тыс. руб. и самую малость 14,3% готовы с комфортом провести свой отдых и потратить 50-80 тыс.руб., что показано на рисунке 2.
• да
• иег
Щ от 10-15 ть-: руб
# ОТ 15-30 Ты4 руб
# от 30-50 тыс рув
# рт Ю-30 тък pyS
Рисунок 2 - Отношение к путешествиям и приемлемая стоимость
поездки на одного человека
Половина интервьюируемых любит путешествовать с друзьями 52,4%, треть 38,1% с семьей, и 9,5% могут путешествовать в одиночку. Ответы о частоте путешествий в основном разделились на два мнения, одни путешествуют 1-2 раза в год в процентах 57,1%, и другие, ответили "все по разному" 42,9% указали варианты "другое", что показано на рисунке 3.
I
I с ceuoti I е ДРУЗЬЯМИ
9 1-2 рз:а в гу А более Э-tx раз и <х • AW"«
Рисунок 3 - Компания для путешествий и возможность частоты поездок
В ходе опроса выявлено, что 90,5% не были в Японии и только 9,5% побывали в этой стране, при этом в будущем все хотят ее посетить. Проверяя эрудицию респондентов, большинство людей знало официальное название
Японии и ответили верно «Нихон коку» 47,6%, 33% ответили что «Окаа-
сан» и 19% «Нагарэ-бош», что показано на рисунке 4.
ф да ^ | • Надрэ-фда
I НКХОИ Окаясвн
Рисунок 4 - Доля респондентов, посетивших Японию и анализ знаний
официального названия страны
В ходе интервьюирования выявлялись предпочтения по экскурсионному обслуживанию, в основном ознакомившись с городами Японии люди бы хотели побывать в чудной «священной горе Фудзияма» 33,3%, практически равные доли у «замка Белой Цапли» 23,8% и конечно же «центр Токио» 28,6%, и небольшое количество набрали замковые комплексы 14,3%. Нужно отметить, 95,2 % ответили верно, что Япония - это Страна Восходящего солнца (рисунок 5).
ф священная гора Фудзияма # Бегом Цдпри
Ф один из самых красивых замковых комплекс се «страны восходящего солнца» замок Нидзё Ф & центре Токио в густой зелени деревьев, прячется дворец императора Японии
) Сирена ущмннм «««кт)"
I Страна восходящего солщ е Страна белого дгшнного облака
Рисунок 5 - Привлекательность культурных объектов Японии и ассоциации у туристов со страной
Анализируя, с чем ассоциируется страна с точки зрения гастрономических туров, конечно же самым популярным продуктом в Японии является рис, и с этим согласны 95,2%, приезжая туда люди хотят попробовать различные блюда из него, при этом малая доля опрошенных посчитали, что это соя, что видно из рисунка 6.
Г
»ль
1 к
Рисунок 6 - Гастрономические ассоциации у туристов с Японией