УДК 159.9.018:159.954.2 Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2013. Вып. 3
М. В. Осорина, А. А. Чечик
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНОГО ФАНТАЗИРОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ. ЧАСТЬ I: ПОДХОД И МЕТОДЫ
Повседневное фантазирование — существенная составляющая психической жизни человека. Этот тип фантазирования обычно появляется в ментальном репертуаре детей после двух лет и в дальнейшем сохраняется в течение всей жизни. Как показывают наши исследования, его можно зафиксировать и у подростков, и у взрослых, и у пожилых людей. Меняются количество, содержание и функции повседневных фантазий, но неизменным остается факт их присутствия в душевном мире человека. Устойчивость этого типа психической практики обусловлена той ролью, которую она играет во внутреннем мире личности.
Термин «повседневное фантазирование» мы вводим для обозначения гораздо более определенного феномена, чем тот крайне широкий круг психических явлений, который охватывается обобщающим термином «воображение». Если понимать воображение как способность человека к самостоятельному созданию и творческому оперированию образами представлений, то фантазирование можно рассматривать как один из видов работы воображения. Соответственно, предмет нашего исследования — повседневное фантазирование — это частная форма проявления способности к созданию фантазий.
Воображение и фантазирование — это тема с очень плохо определяемыми границами, и до сих пор даже самые известные специалисты в этой области относят к ней чрезвычайно разные явления [1-4]. Например, Дж. Л. Сингер называет фантазией (daydream) любой психический материал, возникающий в сознании человека в результате сдвигов его внимания от той задачи, которую он решает в данный момент, а также любые личностные отклики на стимулы, воспринимаемые во внешней среде [4, р. 3]. Э. Клингер, один из самых крупных современных американских исследователей, относит к сфере фантазии всё, что попадает под определение «undirected (spontaneous) thought», т. е. ненаправленные, спонтанно возникающие размышления [1, p. 32]. Эти определения настолько широки, что оказывается размытым сам предмет научного исследования.
В контексте нашей работы мы будем определять предмет исследования следующим образом. Повседневное фантазирование — это процесс творческого оперирования образами представлений воображения, направленный на удовлетворение эго-потреб-ностных целей, реализуемых во внутреннем мире личности. Продуктом процесса фантазирования является мысленное представление и мысленное проживание интересующих субъекта ситуаций, благодаря которому у него появляется возможность интеллектуальной и эмоциональной проработки этого материала в соответствии с актуальными личностными задачами.
Осорина Мария Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
Чечик Анастасия Андреевна — магистр психологии, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected] © М. В. Осорина, А. А. Чечик, 2013
Наше исследование являлось поисковым, и его можно охарактеризовать как феноменологическое. Основной целью было определение границ и содержательного наполнения изучаемого явления. Поэтому задачи исследования были сформулированы следующим образом:
1) собрать репрезентативный набор основных видов повседневного фантазирования, встречающихся у современных подростков и взрослых;
2) выявить внешние и внутренние условия, стимулирующие фантазийную активность;
3) определить, насколько человек считает себя способным управлять своим фантазийным миром;
4) описать набор основных психологических функций повседневного фантазирования.
Для решения этих задач было необходимо создать совершенно новый психологический инструментарий, учитывающий специфику собираемого материала. Именно этому — методическому — аспекту нашей работы посвящена данная статья.
Исследователь повседневного фантазирования подростков и взрослых сталкивается с весьма серьезными трудностями.
Во-первых, пространство повседневных фантазий — это «заповедная территория» внутреннего мира человека. Оно недоступно для внешнего контроля и потенциально является своеобразной территорией свободы, тщательно оберегаемой личностью. Со стороны психолога-исследователя требуются особое чутье, такт и коммуникативные умения для того, чтобы респондент согласился обсуждать события, происходящие в его фантазийном пространстве.
Во-вторых, поскольку содержание повседневных фантазий обычно крайне редко обсуждается даже с самыми близкими людьми, эти фантазии мало осознаются и достаточно плохо вербализуются. Поэтому респонденту нередко требуется помощь в виде точно сформулированных и корректных вопросов, которые помогают вычленять и называть интересующий интервьюера материал. Респонденту гораздо легче понять, о чем его спрашивают, если значительную часть интервью посвятить актуализации его воспоминаний, связанных с фантазированием, помочь ему настроиться на обсуждаемый материал через описание типичных примеров наиболее распространенных видов фантазий. Даже если такой тип фантазирования респонденту не свойствен, по контрасту ему удается вспомнить те формы фантазий, которые ему действительно присущи.
В-третьих, в обществе (как у нас, так и за рубежом) существует достаточно амбивалентное отношение к фантазированию любого рода даже у детей [5]. У взрослых оно часто воспринимается как проявление праздности, отрешенности от реальности, отсутствия нормальной дееспособности, неисполнения своих социальных обязанностей, наличия серьезных личностных проблем, инфантильности и психического нездоровья. Нередко взрослые респонденты боятся обсуждать эту тему, так как опасаются, что повседневные фантазии являются признаком их ущербности или даже ненормальности. Поэтому важно познакомить их с некоторыми модельными примерами наиболее распространенных видов фантазирования взрослых, чтобы снять их страх и неуверенность.
На преодоление этих трудностей были направлены процедуры, которые мы использовали при создании психологического инструментария для исследования видов и функций повседневного фантазирования взрослых. Они проходили в три этапа.
Цель первого этапа состояла в пилотажном исследовании, которое проводилось в виде глубинного индивидуального интервьюирования ключевых респондентов. Термином «ключевой респондент» обычно обозначаются наиболее компетентные в отношении обсуждаемой проблемы люди, которые готовы к доброжелательному сотрудничеству с интервьюером и могут помочь исследователю сориентироваться в изучаемой проблематике на начальных этапах его работы [6, с. 34]. В нашем случае это были люди, которые сообщили о себе, что понимают, в чем будет состоять предмет разговора, активно и много занимаются повседневным фантазированием, в достаточной степени осознают этот материал, чтобы о нем говорить, готовы впустить интервьюера в свой фантазийный мир и дают на это информированное согласие.
Конкретные задачи этого этапа состояли в выявлении отличий фантазирования от других видов психической продукции (воспоминаний, антиципации, сновидений, псевдогаллюцинаций), создании предварительной классификации видов и функций повседневного фантазирования, чтобы сформулировать корректные вопросы для основной части исследования.
На этом этапе в интервью участвовали 8 респондентов (пять женщин и трое мужчин) от 23 до 30 лет, с которыми проводилось от 2 до 7 последовательных многочасовых встреч. Они также согласились заполнять дневники самонаблюдения, структура которых была основана на материалах, полученных в ходе интервью.
Это обеспечило первичную ориентацию в пространстве фантазийного мира современных взрослых людей. Полученный материал позволил достаточно четко выявить базовые признаки проявлений повседневного фантазирования, отличающих их от внешне схожих феноменов. На основе пилотажного исследования был составлен путеводитель для проведения глубинного полуструктурированного интервью с основной группой респондентов, представленный в конце данной статьи (Приложение 1).
Цель второго этапа состояла в сборе массива репрезентативной информации, касающейся четырех основных аспектов повседневного фантазирования, при помощи глубинного полуструктурированного интервью. Задачи этого интервью совпадают с основными задачами нашей работы, описанными выше.
Каждое интервью в соответствии с путеводителем, выработанным на первом этапе, состояло из введения, четырех тематических блоков, соответствующих задачам интервью, и заключения. На втором этапе в исследовании принимало участие 20 респондентов (11 женщин и 9 мужчин) в возрасте от 16 до 35 лет.
Основным результатом второго этапа стало получение массива данных, на основе которых в дальнейшем был создан опросник.
Цель третьего этапа состояла в переходе от интервьюирования к опросу бланковым методом, который позволил бы респондентам в письменном виде отвечать на заданные вопросы. Для этого было необходимо так сформулировать тематические блоки вопросов и сами вопросы, чтобы респондент мог самостоятельно в них разобраться, прочувствовать, понять, сверить с собственным опытом и дать ответы в виде, пригодном для статистической обработки. При разработке и апробации опросника для массового исследования повседневного фантазирования у различных групп респондентов перед нами стояла задача создать инструмент, при помощи которого можно было бы:
уточнить частоту встречаемости фантазий разных типов на более крупных и репрезентативных возрастных и гендерных выборках;
27
сравнить частоту встречаемости фантазий разных типов в группе мужчин и группе женщин, а также в группе подростков и группе взрослых;
проверить обоснованность выводов об условиях, стимулирующих повседневное фантазирование, сделанных на материале полуструктурированных интервью; выявить частоту фантазирования в определенных обстоятельствах; сделать возможным использование этого опросника для работы как с небольшими группами респондентов, так и для массового электронного опроса.
Формулировка каждого вопроса и способ представления респонденту каждого из тематических блоков этих вопросов тщательно апробировались с помощью экспертов-психологов, а также ключевых респондентов, ранее не участвовавших в интервьюировании. Возможности понимания каждого из вопросов проверялись на 2-5 добровольцах. Если у кого-либо из них понимание вызывало затруднения, вопрос переформулировался.
Последней фазой апробации опросника стал электронный опрос тщательно подобранных групп респондентов. Это были студенты разных факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (математического, химического, физического и психологического), учащиеся старших классов школы № 17 Василеостровского района и Второй санкт-петербургской гимназии, а также группа взрослых людей, как имеющих высшее образование, так и не имеющих его. Со всеми был установлен не виртуальный, а личный контакт, от каждого получено информированное согласие на участие в исследовании. Далее мы воспользовались сайтом «Сервер виртуальных исследований» [7]. Одна из функций программы состояла в наложении запрета на повторное заполнение опросника с одного и того же IP-адреса, что не позволяло одному респонденту отвечать дважды. Таким образом были приняты необходимые и достаточные меры предосторожности, чтобы считать полученные ответы добровольными и аутентичными. Кроме того, респондент, прошедший опрос полностью, получал доступ к суммарной статистике ответов других респондентов, которые участвовали в опросе. Обычно такая возможность представляла для респондентов большой интерес и была своеобразным бонусом за работу.
При помощи электронного опроса удалось получить ответы от 480 человек в возрасте от 13 до 54 лет (из них 331 женщина и 149 мужчин).
Материалы, полученные в результате электронного опроса, были обработаны при помощи программы SPSS Statistics 19 (Statistical Package for the Social Sciences). Поскольку наше исследование было феноменологическим и основывалось на качественной методологии, основной акцент в обработке результатов опроса мы делали на описательные статистики с применением U-критерия Манна — Уитни для сравнения мужчин и женщин по частоте встречаемости разных типов фантазий и использованием биномиального критерия для сравнения частоты встречаемости различных условий, стимулирующих фантазийную активность.
В результате было обнаружено, что все виды повседневного фантазирования, выделенные нами при анализе интервью на втором этапе работы, присутствуют в индивидуальном опыте респондентов электронного опроса. Также мы получили возможность оценить степень их представленности в фантазийном репертуаре людей разного возраста и пола. Описание и анализ полученного материала будут представлены в следующей публикации. В завершение данной статьи мы хотим познакомить читателя с конкретным содержанием тех методических разработок (путеводитель для интервью и бланк для электронного опроса), на основе которых были собраны эмпирические данные.
28
Приложение 1. Путеводитель для полуструктурированного интервью
Интервью состояло из введения, четырех тематических блоков и заключения.
План введения
1. Интервьюер представляется и рассказывает о цели интервью, о конфиденциальности сообщаемой информации и получает информированное согласие респондента на участие в работе.
2. Интервьюер договаривается с респондентом о том, в каком значении в интервью будут использоваться слова «фантазия» и «повседневное фантазирование», определяется предмет разговора, обсуждаются отличия фантазирования от сна, галлюцинации, воспоминания и планирования.
3. Интервьюер просит респондента привести несколько примеров повседневного фантазирования, что позволяет проконтролировать, насколько тот понимает, о чем идет речь. Также целью этого этапа является актуализация воспоминаний, связанных с повседневным фантазированием.
Блок 1. Виды повседневного фантазирования
Вопросы в этом блоке (а также в последующих) задавались в соответствии со следующим принципом. Респонденту предлагалось оценить, в какой мере в его опыте представлены разные виды фантазирования. Ему поочередно предоставлялись описания разных видов повседневного фантазирования, приведенные ниже. Если респондент говорил, что ему свойствен этот тип фантазирования, то интервьюер просил его привести пример. Если же респондент говорил, что ему не свойствен этот вид фантазирования или что он не может вспомнить, приводились наиболее типичные примеры данного вида фантазирования, полученные на основе предыдущих интервью. В большинстве случаев это позволяло актуализировать соответствующие воспоминания.
А. Бывает, что толчком для фантазий становится присутствующий в поле зрения предмет или человек, который привлекает внимание человека. То, что Вы видите, может подтолкнуть Вас к созданию фантазийной ситуации.
Вопрос 1. Бывает ли так, что наблюдая за людьми, Вы любите придумывать им фантазийные биографии, истории их прошлой и будущей жизни?
Вопрос 2. Бывает ли так, что Вы мысленно переодеваете людей, которых Вы видите? Например, представляете человека в одежде другого стиля.
Вопрос 3. Бывает ли так, что Вы мысленно раздеваете людей, которых видите?
Вопрос 4. Бывает ли так, что долго находясь в каком-нибудь помещении, Вы начинаете представлять, как можно было бы его преобразовать: иначе оформить, перепланировать?
Вопрос 5. Бывает ли так, что глядя на предмет, который привлек Ваше внимание, или на его рекламу, Вы представляете, что делали бы с ним, если бы он был Вашим?
Б. Бывает, что толчком для фантазий становится понравившийся кинофильм, прочитанная книга, услышанная песня, увиденная картина и т. д. По мотивам этих произведений можно придумать собственную историю, которая разворачивается так, как нравится.
29
Вопрос 1. Любите ли Вы представлять себя в роли одного из персонажей книги или фильма и оказываться в ситуациях, которые с ними происходят?
Вопрос 2. Придумываете ли Вы продолжение увиденных фильмов и прочитанных книг?
Вопрос 3. Бывает ли так, что Вы изменяете в фантазии отдельные ситуации и даже сюжет книги или фильма?
Вопрос 4. Бывает ли так, что Вы развиваете некоторые ситуации из фильмов или книг и придумываете сцены, которых там не было?
В. Бывает, что толчком для фантазий становятся реальные жизненные события, которые потом человек заново себе представляет и преобразует в своем воображении в желаемую сторону.
Вопрос 1. Бывает ли так, что сложную ситуацию из прошлого Вы воспроизводите в фантазии и как-то изменяете?
Вопрос 2. Бывает ли так, что Вы восстанавливаете в воображении приятную ситуацию, которая произошла с Вами, чтобы пережить ее снова и усовершенствовать ее так, чтобы она стала еще лучше?
Вопрос 3. Бывает ли так, что Вы заранее мысленно представляете и проживаете будущую ситуацию, чтобы прикинуть разные варианты того, как могут развиваться события и как необходимо себя вести, чтобы все кончилось хорошо?
Вопрос 4. Бывает ли так, что Вы представляете себе разные варианты негативных сценариев будущих событий, и иногда от этих мыслей не отделаться?
Вопрос 5. Часто ли Вы представляете себе то, о чем мечтаете?
Г. Как Вы заметили, мы говорили о фантазиях, которые от чего-то отталкиваются, на что-то опираются: на предмет или человека, которых Вы видите перед собой, на текст книги или сюжет фильма, на ситуацию из прошлого или из будущего.
Вопрос 1. Какой из типов фантазий у Вас встречается чаще всего: те, которые опираются на предмет, который Вы видите, на текст или на ситуацию?
Вопрос 2. Иногда люди говорят, что у них есть фантазии, у которых нет какой-то очевидной опоры. Бывает ли такое у Вас?
Вопрос 3. Какие фантазии бывают у Вас чаще: с опорой или без?
Блок 2. Степень субъективного контроля над процессом повседневного фантазирования. Типы плохо контролируемых фантазий
Вопрос 1. Как Вам кажется, насколько Вы можете управлять событиями, происходящими в Вашей фантазии? Вы начинаете фантазировать тогда, когда хотите? Можете прекратить в любой момент? Можете по своему желанию изменить любую деталь сюжета?
Вопрос 2. Часто люди рассказывают, что иногда им представляются негативные варианты событий будущего, и им не отделаться от этих мыслей. Бывает ли у Вас что-то похожее?
Вопрос 3. Бывают ли у Вас «фантазии-вспышки», которые появляются, например, во время разговора с другим человеком? Они мелькают так быстро, что ими часто сложно управлять.
Блок 3. Условия, стимулирующие появление фантазийной продукции
Вопрос 1. Бывает ли так, что Вы погружаетесь в фантазии в собственной постели перед сном или после сна?
Вопрос 2. Во время поездки в метро, автобусе, трамвае и т. п.?
Вопрос 3. Во время прогулки?
Вопрос 4. Когда чего-то ждете или Вам скучно (в очереди, на заседании, на занятиях и т. д.)?
Вопрос 5. За работой по дому (мытье посуды, уборка и т. п.)?
Вопрос 6. Принимая душ, лежа в ванне?
Вопрос 7. Сидя в туалете?
Вопрос 8. Когда читаете книгу, смотрите фильм, слушаете музыку?
Вопрос 9. Когда занимаетесь сексом?
Вопрос 10. Есть ли еще какая-то ситуация, в которой Вы склонны погружаться в фантазии?
Вопрос 11. В каких ситуациях Вы делаете это чаще всего?
Вопрос 12. В каких ситуациях нельзя погружаться в фантазии?
Вопрос 13. Влияет ли как-либо присутствие других людей на это?
Блок 4. Функции повседневного фантазирования
Вопросы этого блока задавались на основе того же принципа, что и ранее. Но если респондент при этом приводил пример из своего опыта, то по поводу каждого примера его просили ответить: «Как часто это бывает?», «Что это Вам дает?», а в некоторых случаях — и на другие дополнительные вопросы.
Вопрос 1: Если фантазии существуют, значит, они зачем-то нужны. Как Вам кажется, что они дают Вам?
Вопрос 2: Бывает ли так, что Вы фантазируете, чтобы заснуть?
Вопрос 3: Бывает ли так, что Вы фантазируете, чтобы развлечься, когда Вам скучно?
Вопрос 4: Бывает ли так, что Вы фантазируете, когда Вам грустно и у Вас плохое настроение?
Вопрос 5: Бывает ли так, что Вы фантазируете, когда Вам тревожно или страшно? Когда кто-либо сильно Вас разозлил?
Вопрос 6: Бывает ли так, что Вы фантазируете, чтобы отдохнуть?
Вопрос 7: Бывает ли так, что Вы фантазируете, чтобы заставить себя что-то сделать? Настроиться на какое-либо дело?
Вопрос 8: Бывает ли так, что Вы мысленно возвращаетесь к ситуации из прошлого? Представляете себе ситуацию будущего?
Вопрос 9: Бывает ли так, что в фантазии Вы прокручиваете разные варианты развития разных ситуаций? Ищете лучший способ поведения?
Вопрос 10: Бывает ли так, что Вы представляете себе мысленный разговор с кем-то, кого сейчас нет рядом?
Вопрос 11: Бывает ли так, что Вы в фантазии рассказываете о себе кому-либо другому?
Вопрос 12: Любите ли Вы представлять себя в фантазии не собой, а кем-то другим?
Вопрос 13: Можно ли сказать, что Вы проживаете в воображении то, что недоступно в реальности, и таким образом приобретаете новый опыт, пробуете себя в других ролях?
Вопрос 14: Часто люди говорят, что для них фантазирование — это вид творчества. А для Вас?
31
Вопрос 15: Бывает ли так, что Вы фантазируете вместе с кем-то?
Заключение
В конце интервью заполнялась «паспортичка» с информацией о возрасте, образовании, специальности, о том, работает респондент или учится. Собиралась обратная связь от респондента относительно его впечатления о процессе интервью и обсуждавшихся в нем темах. Интервьюер также давал позитивную обратную связь респонденту и благодарил его.
Приложение 2. Бланк для электронного опроса
Здравствуйте!
Мы предлагаем Вам принять участие в исследовании роли фантазии в обыденной жизни человека, которое проводится на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета (имярек). Ваша помощь будет для нас очень важна. Ваши ответы будут использованы только в научных целях. Этот опрос анонимный, поэтому просим Вас отвечать максимально искренне. Полученные результаты позволят лучше понять, как современные люди используют возможности своего воображения.
I. Как правило, фантазии взрослых людей отличаются большим разнообразием. Ниже будут приведены наиболее частые типы фантазирования взрослых, а также характерные примеры их фантазий. Какие из них знакомы Вам по собственному опыту и как часто каждый из этих типов фантазий встречается у Вас?
A. Бывает, что толчком для фантазий становится присутствующий в поле зрения предмет или человек, который привлекает мое внимание. Я могу дать волю своему воображению и использовать то, что я вижу, для создания фантазийной ситуации.
1. Наблюдая за людьми, я люблю придумывать им фантазийные биографии, истории их прошлой и будущей жизни.
□ Регулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
2. Иногда мне нравится мысленно переодевать людей, которых я вижу. Например, представлять человека в одежде другого стиля.
□ Регулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
3. Бывает так, что я мысленно раздеваю людей, которых вижу.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
4. Длительно находясь в каком-нибудь помещении, я люблю представлять, как можно было бы его преобразовать: иначе оформить, перепланировать, перестроить в соответствии с разными целями.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
5. Глядя на предмет, который привлек мое внимание, или на его рекламу, я люблю представлять, что делал бы с ним, если бы он был моим.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
Б. Бывает, что толчком для моих фантазий становится понравившийся мне кинофильм, прочитанная книга, услышанная песня, увиденная картина и т. д. По мо-
32
тивам этих произведений мне хочется придумать собственную историю, которая разворачивается так, как мне нравится.
1. Я люблю представлять себя в роли одного из персонажей книги или фильма и оказываться в ситуациях, которые с ними происходят.
□ Регулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
2. Я склонен придумывать продолжение увиденных фильмов и/или прочитанных книг.
□ Регулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
3. Бывает так, что я изменяю в фантазии отдельные ситуации и даже сюжет книги или фильма, в соответствии с моими интересами и желаниями.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
4. Иногда мне хочется развить некоторые ситуации из фильмов и/или книг и придумать сцены, которых там не было.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
В. Бывает, что толчком для моих фантазий становятся реальные жизненные события, которые я потом заново себе представляю и преобразую в своем воображении в желаемую для меня сторону.
1. Реальную ситуацию, где меня обидели или оскорбили, я могу воспроизвести в новом варианте, где моих обидчиков настигает кара, а я оказываюсь победителем.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
2. Мне нравится возможность восстановить в воображении приятную ситуацию, которая со мной произошла, пережить ее снова и усовершенствовать ее так, чтобы она стала даже лучше, чем была в реальности.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
3. Мне кажется важным представить себе будущую ситуацию и прикинуть разные варианты того, как могут развиваться события и как необходимо себя вести, чтобы все кончилось хорошо.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
4. Я склонен воображать разные варианты негативных сценариев будущих событий, и иногда мне не отделаться от этих мыслей.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
5. Мне нравится представлять себе то, о чем я мечтаю, и это поддерживает меня.
ПРегулярно ПЧасто ПИногда ПРедкоПНикогда
II. Где Вы обычно склонны погружаться в фантазии?
(Отметьте любое количество высказываний, приведенных ниже, которые соответствуют Вашим привычкам).
1. В собственной постели перед сном или после сна.
2. Во время поездки в метро, автобусе, трамвае и т. п.
3. Во время прогулки.
4. Когда чего-то жду или где-то сижу и мне скучно (в очереди, на заседании, на занятиях и т. д.).
5. За работой по дому (мытье посуды, уборка и т. п.).
6. Принимая душ, лежа в ванне.
7. Сидя в туалете.
8. Когда читаю книгу, смотрю фильм, слушаю музыку.
33
9. Когда занимаюсь сексом.
10. Добавьте свой вариант.
III. Вопросы, с которыми Вы работали, выбраны на основе интервьюирования большого числа людей. Однако мир фантазий настолько богат, что наверняка Вы вспомнили о существовании каких-то видов индивидуальных фантазий, которые не были нами упомянуты. Мы будем благодарны, если Вы дополните наш список интересными примерами из Вашего опыта.
Пожалуйста, укажите Ваши:
Пол: ПЖ ПМ
Возраст:
Образование: ПСреднее ПСреднее специальное ПНеполное высшее ПВысшее
Специальность:
Если Вы хотите принять участие в дальнейших исследованиях о роли фантазии в жизни человека, то, пожалуйста, оставьте ваш электронный адрес или телефон. Спасибо за участие.
Литература
1. Klinger E. Structure and Functions of Fantasy. New York: Wiley-Interscience, 1971. 424 p.
2. Klinger E. Thought Flow: Properties and Mechanisms Underlying Shifts in Content // At Play in the Field of Consciousness. Essays in Honor of Jerome L. Singer / ed. By Jefferson A. Singer, P. Salovey. London: Lawrence Erlbaum Associates, 1999. P. 29-51.
3. Mueller E. T. Daydreaming in Humans and Machines. New York: Ablex Publishing Corporation, 1990. 379 p. URL: http://books.google.ru/books?id=mS3U4lMtCX8C (дата обращения: 13.09.2010).
4. Singer J. L. Daydreaming: An Introduction to the Experimental Study of Inner Experience. New York: Random House, 1966. 234 p.
5. Sutton J. Carelessness and Inattention: mind-wandering and the physiology of fantasy from Locke and Hume // The Body as Object and Instrument of Knowledge: embodied empiricism in early modern science / ed. by Ch. T. Wolfe, O. Gal. Dordrecht; New York: Springer, 2010. P. 243-263. URL: http://mq.academia.edu/JohnSutton/ Papers/304368/Carelessness_and_Inattention_mind-wandering_and_the_physiology_of_fantasy_from_Locke_ and_Hume (дата обращения: 12.10.2010).
6. Белановский С. А. Индивидуальное глубокое интервью. М.: Николо-Медиа, 1998. 320 с.
7. Сервер виртуальных исследований. URL: http://virtualexs.ru (дата обращения: 21.10.2010).
Статья поступила в редакцию 10 апреля 2013 г.
34