Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДОМОХОЗЯЙСТВО / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яблокова С.С.

В статье рассмотрены тенденции изменения потребительского поведения домохозяйств под влиянием технологий цифровой экономики, а также факторы, которые обусловливают развитие технологий цифровой экономики. Проанализировано влияние социальных условий на изменение потребительского поведения домохозяйств. Проанализировано содержание изменений потребительского поведения домохозяйств, которые формируются пол влиянием цифровых технологий: развитие онлайн-торговли, использование голосовых помощников, искусственного интеллекта, использование цифровых возможностей онлайн-сервисов для изучения качеств товара и услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CONSUMER BEHAVIOR OF REGIONAL HOUSEHOLDS UNDER THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

The article discusses trends in household consumer behavior under the influence of digital economy technologies, as well as factors that determine the development of digital economy technologies. The influence of social conditions on the change in consumer behavior of households is analyzed. The content of changes in consumer behavior of households, which are shaped by the influence of digital technologies, is analyzed: the development of online commerce, the use of voice assistants, artificial intelligence, the use of digital capabilities of online services to study the quality of goods and services.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМОХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

С.С. Яблокова, студент

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Иваново)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-4-293-296

Аннотация. В статье рассмотрены тенденции изменения потребительского поведения домохозяйств под влиянием технологий цифровой экономики, а также факторы, которые обусловливают развитие технологий цифровой экономики. Проанализировано влияние социальных условий на изменение потребительского поведения домохозяйств. Проанализировано содержание изменений потребительского поведения домохозяйств, которые формируются пол влиянием цифровых технологий: развитие онлайн-торговли, использование голосовых помощников, искусственного интеллекта, использование цифровых возможностей онлайн-сервисов для изучения качеств товара и услуги.

Ключевые слова: цифровая экономика, потребительское поведение, домохозяйство, цифровые технологии, интернет, искусственный интеллект.

В современных условиях развития циф-ровизации экономики наблюдается трансформация потребительского поведения домохозяйств. Цифровая экономика изменяет парадигму экономического развития в сторону использования интернет-технологий во всех аспектах коммуникации с потребителем и изменения потребительских трендов. В целом под цифровой экономикой понимается внедрение в экономику передовых производственных цифровых технологий, использование информационных технологий, искусственного интеллекта, интернета вещей, нейро-технологий в реализации и продвижении товаров и услуг. Целью цифровой экономики является улучшение эффективности экономики посредством автоматизации процессов и технологии обработки данных. Цифровая экономика дает возможность автоматизированно управлять хозяйством при помощи цифровых технологий [1, с. 102-103].

Комплексный характер проблем, связанных с жизнедеятельностью домохо-зяйств, определяет наличие значительного числа работ, освещающих различные стороны их функционирования. Историческое развитие взглядов на поведение домохо-зяйств представлено в работах [2, 3], а процессы адаптации домохозяйств к ры-

ночной экономике исследованы в труде [4].

Цифровизация экономики изменяет стратегию потребительских трендов, влияющих на потребительское поведение до-мохозяйств. Проанализируем влияние цифровой экономики на изменение потребительского поведения домохозяйств в сегменте спроса на товары повседневной необходимости (БМСО). Товары, имеющие короткий период жизненного цикла, приобретаются домохозяйствами для частого использования. К ним относятся продовольственные и непродовольственные товары. В связи с тем, что данный рынок является достаточно конкурентным как в сфере продаж, так и продвижения, в нем активно используются цифровые технологии. Как правило, решение о покупке таких товаров части совершается непосредственно в магазине и носит спонтанный и эмоциональный характер. Однако влияние на изменение такого решения возможно посредством цифровых технологий. Эта тенденция особенно усилилась в ходе пандемии коронавируса, которая серьезно повлияла на увеличение онлайн-покупок домохозяйствами. Данные товары категории БМСО наиболее быстро реагируют на изменения, так как для таких покупок характерен высокий уровень частоты и регулярности.

Основными устойчивыми тенденциями изменения поведения потребителей в до-мохозяйствах являются развитие электронной торговли посредством онлайн-сервисов, адаптация стратегий продаж к реальностям цифровой экономики, активизация деятельности агрегаторов онлайн-продаж, увеличение количества покупок по промоакциям в магазинах, развитие и

популяризация идеи осознанного потребления, возникновение новых технологических решений в сфере потребления домо-хозяйств [5, с. 11-12].

Особенности потребительского поведения домохозяйств в условиях цифровиза-ции экономики (онлайн-покупки) представлены на рисунке 1.

Рис. Особенности потребительского поведения домохозяйств в условиях цифровизации

экономики (онлайн-покупки)

Рост количества онлайн-продаж в потребительском поведении обусловлен рядом социальных факторов. Для современной ситуации характерно откладывание времени создания семьи на более поздний возрастной период, рост количества одиночных домохозяйств, повышение социальной мобильности и экономия времени на совершение покупок. При этом серьезное влияние на активизацию онлайн-продаж оказала пандемия коронавируса, когда возможность покупок посредством агрегаторов онлайн-продаж стала повседневной ситуацией. Потребители домашних хозяйств формируют требования к он-лайн-продажам: прежде всего это повышение комфортности совершения покупок, сервисы экономии времени, расширение форматов предложений от онлайн-площадок (товары сегмента БМСО, готовая еда, служба доставки). При этом повышается требовательность к безопасности в период совершения транзакций на сервисах бесконтактной оплаты в части защиты персональных данных. Для потребительского поведения домохозяйств характерно, что в приобретении покупок

осуществляют помощь новые интернет-технологии, в частности, чат-боты, «умные» колонки, голосовые помощники. Количество предложений на интернет-сервисах приводит к тому, что возникает необходимость в удобной навигации по сайту, возможности сравнения товаров, ограничения рекламы и ее отключения.

Развитие здорового образа жизни как тенденция потребительского поведения домохозяйств. В связи с тем, что форматы цифровой экономики кроме инструментов продажи располагают возможностями дать характеристику товара, в частности, продуктов, потребитель имеет право получить дополнительную информацию о товаре, например, количестве калорий, ингредиентах и т.д. К тому же есть возможность при совершении покупки онлайн внимательно ознакомиться с данной информацией, т.к. совершении покупки в онлайн-формате может длиться более долго, чем покупка в магазине [6, с. 5-7].

Поддержка некрупных производителей. Тенденция запроса на здоровые продукты способствует актуализации темы здорового образа жизни, диетологии. Это дает

возможность развития тренда продаж здоровых полезных продуктов, запроса на фермерские продукты. Также в данном случае домохозяйства могут оказать поддержку некрупным производителям, небольшим, «семейным» магазинам, т.к. возможность интернет-продаж позволяет производителю экономить на торговых площадях.

Формирование осознанного потребления в потребительском поведении домохо-зяйств. При совершении покупок в формате онлайн появляется возможность познакомиться с осознанным поведением производителя по отношению к окружающей среде (использование экологичных упаковок, многоразовой тары, акции по сохранению экологии). Возможность анализа покупки приводит к тому, чтобы провести финансовый анализ покупки и сопоставления с собственными финансовыми возможностями. При этом в потребительском поведении домохозяйств наблюдается тенденция сохранения индекса потребительской уверенности, но при этом сохраняется режим экономии [5, с. 14-16]. Это приводит к тому, что потребители сегмента

домашних хозяйств продолжают более рационально совершать собственные покупки и уменьшать количество спонтанных покупок. Маркетинговые стратегии он-лайн-продаж предлагают потребителям накапливать баллы и совершать покупки более экономно в период промоакций и использовать накопленные баллы для получения скидки при покупке определенных видов товаров. Стремление потребителя приобрести товар по скидке имеет не только финансовый, но и психологический аспект. С точи зрения финансовой оценки скидка представляет собой выгодную экономию. Психологически потребитель получает удовольствие от совершенной удачно покупки и увеличивает свое доверие к производителю и продавцу товара.

Заключение. Таким образом, развитие инструментов цифровой экономики существенным образом влияет на потребительское поведение домохозяйств. Это проявляется в увеличении доли онлайн-продаж в потребительских стратегиях домохозяйств, повышении уровня осознанного потребления и формирования здорового образа жизни.

Библиографический список

1. Захаров Д.В. Цифровизация экономики: проблемы и перспективы // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). - 2020. - С. 102-107. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apni.ru/article/679-tsifrovizatsiya-ekonomiki-ргоЫетЫ-регере^.

2. Вострова, А.П. Эволюция взглядов на структуру ресурсов и факторов производства: исторический аспект / А.П. Вострова, М.М. Киреева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №12-2 (89). - С. 86-90.

3. Смирнова, М.М. Эволюция взглядов на категорию "домохозяйство" в рамках классической и неоклассической экономических школ // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2, № 2. - С. 190-194. - ББК 1№Л01БЬ.

4. Киреева, М.М. Адаптационное поведение домашних хозяйств в рыночной экономике / М.М. Киреева, А.П. Вострова // Экономика и менеджмент систем управления. - 2018. -№1 (27). - С. 31-39. - ББК УРБОЛО.

5. Воронкевич А.Б. Изменение особенностей потребительского поведения на рынке товаров массового потребления под влиянием цифровизации в России // Практический маркетинг. - 2020. - №7 (281). - С. 10-18.

6. Земскова Е.С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории поколений // Вестник евразийской науки. - 2019. - №5. - С. 1-17.

RESEARCH OF CONSUMER BEHAVIOR OF REGIONAL HOUSEHOLDS UNDER THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

S.S. Yablokova, Student

Ivanovo Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Ivanovo)

Abstract. The article discusses trends in household consumer behavior under the influence of digital economy technologies, as well as factors that determine the development of digital economy technologies. The influence of social conditions on the change in consumer behavior of households is analyzed. The content of changes in consumer behavior of households, which are shaped by the influence of digital technologies, is analyzed: the development of online commerce, the use of voice assistants, artificial intelligence, the use of digital capabilities of online services to study the quality of goods and services.

Keywords: digital economy, consumer behavior, household, digital technologies, internet, artificial intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.