Научная статья на тему 'Исследование потребительских предпочтений сыровяленой рыбной продукции'

Исследование потребительских предпочтений сыровяленой рыбной продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинговое исследование / снековая продукция / сыровяленые рыбные колбаски / коэффициенты значимости / marketing research / snack products / dry-dried fish sausages / significance coefficients

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — М Н. Альшевская, Ф С. Карнеева

Отечественный рынок снековой продукции представлен множеством наименований закусок. Последние годы спрос на снеки растет, что связано с их невысокой стоимостью, высокими органолептическими показателями, небольшой массой продукта в упаковке, а следовательно, и удобством употребления «на ходу». Наиболее востребованными закусками у российского потребителя являются растительные снеки (чипсы, семечки, сухарики), мясные и рыбные закуски. Представлен анализ потребительских предпочтений сыровяленой рыбной снековой продукции среди респондентов Калининградской области. Выявлено, что снековую продукцию, вне зависимости от сырья закуски, приобретает большинство респондентов (86,1 %), также получены данные о востребованности снековой продукции у респондентов разных возрастных групп. Кроме того, были проанализированы причины отказа от закусок у 13,9 % опрошенных, не приобретающих такую продукцию. Основными причинами были указаны состояние здоровья (25,8 %) и неприемлемые органолептические характеристики (25,8 %). Затем был изучен спрос на снеки из гидробионтов, проанализированы частота и место приобретения. Закуски из рыбы респонденты приобретают реже (1 раз в месяц покупают 42,7 % из числа употребляющих подобные снеки) по сравнению с другими видами снеков (не менее 1 раза в неделю – 34,3 % из числа употребляющих снековую продукцию). Наиболее востребованным респондентами видом сырья из ВБР оказались кальмар (28,6 %) и лососевые рыбы (13,4 %). Установлены предпочтительные масса снекового рыбного продукта и его упаковка, а также рассмотрены причины отказа респондентов от покупки рыбных снеков. Была определена позиция потребителей относительно важности показателей закусок из водных биологических ресурсов, и на основании полученных данных рассчитаны коэффициенты значимости органолептических характеристик: запах (0,2) и вкус (0,3), консистенция (0,2), внешний вид (0,2) и цвет (0,1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — М Н. Альшевская, Ф С. Карнеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of consumer preferences of dried fish products

The domestic market for snack food products is diverse, with many different types of snacks available. In recent years, demand for these products has increased, driven by their low cost, excellent organoleptic qualities, lightweight packaging, and convenience for consumption "on the go." Among Russian consumers, the most popular types of snacks are vegetable-based (such as chips, seeds, and crackers), as well as meat and fish-based snacks. This article presents an analysis of the consumer preferences for dried fish snack products among residents of the Kaliningrad region. The survey revealed that most respondents (86,1 %) purchase snack products regardless of the type of raw material used in their production. Additionally, data on the demand for various snack products was collected among respondents of various age groups. In addition to this, the reasons why 13,9 % of the respondents who did not purchase snacks did so were analyzed. The main reasons for not purchasing snacks from aquatic biological sources were due to health concerns (25,8 %) and undesirable organoleptic qualities (25,8 %). The demand for fish snacks was studied, as well as the frequency and location of purchase. It was found that respondents purchase fish snacks less frequently compared to other snack types (42,7 % purchase once a month). Compared to other snack products, at least 34,03 % respondents purchase snacks at least once a week. Squid and salmon were the most popular types of raw material among the respondents, with 28,6 % and 13,4 % respectively. The preferred weight and packaging of the fish snacks were established, as well as factors that led to respondents' refusals to purchase fish snacks. Finally, the importance of snack indicators from aquatic biological sources to consumers was determined, and significant organoleptic coefficients were calculated based on the obtained data: odor (0,2), taste (0,3), consistency (0,2), appearance (0,2) and color (0,1).

Текст научной работы на тему «Исследование потребительских предпочтений сыровяленой рыбной продукции»

АКВАКУЛЬТУРА

УДК 664 DOI 10.24412/2311-6447-2024-3-134-141

Исследование потребительских предпочтений сыровяленой рыбной продукции

Research of consumer preferences of dried fish products

Доцент М.Н. Альшевская (ORCID 0000-0002-0632-9013), аспирант Ф.С. Карнеева (ORCID 0000-0002-9487-7756)

Калининградский государственный технический университет, кафедра технологии продуктов питания, тел. +7-921-611-81-41 marina. alshevskaya@klgtu.ru

Associate Professor M.N. Alshevskaya (ORCID 0000-0002-0632-9013), PhD student F.S. Karneeva (ORCID 0000-0002-9487-7756)

Kaliningrad State Technical University, chair of food technology, tel. +7-921-611-81-41 marina. alshevskaya@klgtu. ru

Аннотация. Отечественный рынок снековой продукции представлен множеством наименований закусок. Последние годы спрос на снеки растет, что связано с их невысокой стоимостью, высокими органолептическими показателями, небольшой массой продукта в упаковке, а следовательно, и удобством употребления «на ходу». Наиболее востребованными закусками у российского потребителя являются растительные снеки (чипсы, семечки, сухарики), мясные и рыбные закуски. Представлен анализ потребительских предпочтений сыровяленой рыбной снековой продукции среди респондентов Калининградской области. Выявлено, что снековую продукцию, вне зависимости от сырья закуски, приобретает большинство респондентов (86,1 %), также получены данные о востребованности снековой продукции у респондентов разных возрастных групп. Кроме того, были проанализированы причины отказа от закусок у 13,9 % опрошенных, не приобретающих такую продукцию. Основными причинами были указаны состояние здоровья (25,8 %) и неприемлемые органолептические характеристики (25,8 %). Затем был изучен спрос на снеки из гидробионтов, проанализированы частота и место приобретения. Закуски из рыбы респонденты приобретают реже (1 раз в месяц покупают 42,7 % из числа употребляющих подобные снеки) по сравнению с другими видами снеков (не менее 1 раза в неделю - 34,3 % из числа употребляющих снековую продукцию). Наиболее востребованным респондентами видом сырья из ВБР оказались кальмар (28,6 %) и лососевые рыбы (13,4 %). Установлены предпочтительные масса снекового рыбного продукта и его упаковка, а также рассмотрены причины отказа респондентов от покупки рыбных снеков. Была определена позиция потребителей относительно важности показателей закусок из водных биологических ресурсов, и на основании полученных данных рассчитаны коэффициенты значимости органолептических характеристик: запах (0,2) и вкус (0,3), консистенция (0,2), внешний вид (0,2) и цвет (0,1).

Abstract. The domestic market for snack food products is diverse, with many different types of snacks available. In recent years, demand for these products has increased, driven by their low cost, excellent organoleptic qualities, lightweight packaging, and convenience for consumption "on the go." Among Russian consumers, the most popular types of snacks are vegetable-based (such as chips, seeds, and crackers), as well as meat and fish-based snacks. This article presents an analysis of the consumer preferences for dried fish snack products among residents of the Kaliningrad region. The survey revealed that most respondents (86,1 %) purchase snack products regardless of the type of raw material used in their production. Additionally, data on the demand for various snack products was collected among respondents of various age groups. In addition to this, the reasons why 13,9 % of the respondents who did not purchase snacks did so were analyzed. The main reasons for not purchasing snacks from aquatic biological sources were due to health concerns (25,8 %) and undesirable organoleptic qualities (25,8 %). The demand for fish snacks was studied, as well as the frequency and location of purchase. It was found that respondents purchase fish snacks less frequently compared to other snack types (42,7 % purchase once a month). Compared to other snack products, at least 34,03 % respondents purchase snacks at least once a week. Squid and salmon were the most

© М.Н. Альшевская, Ф.С. Карнеева, 2024

popular types of raw material among the respondents, with 28,6 % and 13,4 % respectively. The preferred weight and packaging of the fish snacks were established, as well as factors that led to respondents' refusals to purchase fish snacks. Finally, the importance of snack indicators from aquatic biological sources to consumers was determined, and significant organoleptic coefficients were calculated based on the obtained data: odor (0,2), taste (0,3), consistency (0,2), appearance (0,2) and

color (0,1).

Ключевые слова: маркетинговое исследование, снековая продукция, сыровяленые рыбные колбаски, коэффициенты значимости

Keywords: marketing research, snack products, dry-dried fish sausages, significance coefficients

Российский рынок снековых продуктов последние годы характеризуется активным ростом, связанным с увеличением продаж, расширением ассортимента, а также с изменениями в структуре питания после пандемии коронавируса Covid-2019 [1]. Пандемия оказала влияние не только на питание, но и стала причиной снижения доходов россиян в 2020 и 2022 гг., которое привело к перераспределению продаж между сегментами рынка. Возросла востребованность более бюджетной снековой продукции, представленной такими категориями, как чипсы, сухарики, семечки, печенье и др., тогда как на более дорогие снеки (орехи, сухофрукты, мясные и рыбные закуски) наблюдалось снижение спроса [1, 2].

Снеки из рыбы и морепродуктов составляют в натуральном выражении 7 % от общего объема российского рынка снековой продукции [1, 2]. Закуски из гидробион-тов являются источником ценных нутриентов, но использование в качестве сырья мышечной ткани обусловливает высокую стоимость конечного продукта, а большая массовая доля соли может способствовать развитию заболеваний сердечно-сосудистой и опорно-двигательной системы.

Ассортимент рыбных снеков в настоящее время представлен множеством наименований. Традиционными для российского потребителя являются такие виды закусок из гидробионтов, как кольца или стружка кальмара, рыбная стружка, пласты филе мелких видов рыб. Набирают популярность сыровяленые и сырокопченые рыбные колбаски и чипсы, которые наравне с аналогичной мясной продукцией могут быть использованы в качестве быстрой закуски [1-3].

Развитию отечественного рынка рыбных снековых продуктов способствует использование более дешевых сырьевых источников, таких как вторичное сырье переработки ВБР и объекты аквакультуры [1-4]. При разработке и внедрении нового продукта одним из важных этапов является исследование потребительских предпочтений, что позволяет производителям выпустить продукт, способный привлечь наибольшее количество потребителей. Наиболее востребованным методом изучения спроса на какой-либо продукт является маркетинговое исследование [5, 6].

Цель работы - изучение спроса на сыровяленую рыбную продукцию, оценка ее востребованность у населения, приемлемость качества, а также анализ необходимости и возможности расширения ассортимента. Для изучения спроса населения Калининграда и Калининградской области на сыровяленую рыбную продукцию в 2024 г. были проведены маркетинговые исследования методом анкетирования с помощью платформы «Яндекс. Формы». Вопросы были разработаны в соответствии с моделью Кано (ГОСТ Р 54732-2011) и рекомендациями Росстата для изучения частоты употребления населением различных групп продуктов (табл. 1).

Таблица 1

Корреляция балловой оценки с позицией респондентов

При 4-балльной шкале оценивания

Баллы 1 2 3 4

Варианты ответов Нет Скорее нет, чем да Скорее да, чем нет Да

При 5-балльной шкале оценивания

Баллы 1 2 3 4 5

Варианты ответов Не важно Скорее важно Важно Очень важно Крайне важно

План исследований включал изучение социальных аспектов респондентов, уровня спроса на снековую продукцию, в том числе сыровяленую и сырокопченую, анализ факторов, влияющих на выбор снековой продукции. Минимальное количество респондентов для участия в опросе определяли по формуле случайной бесповторной выборки:

п =

Nà2+t2w(1-w)'

где N - генеральная совокупность населения Калининградской области в возрасте от 15 лет (860,6 тыс. чел.); w - выборочная доля населения, употребляющая рыбу и рыбную продукцию (8,2 %); t - значение коэффициента доверия (при значении доверительной вероятности Р = 0,988 t = 2,5); Д - предельная ошибка выборки (5 %), не превышающей 10 % выборочной доли [7, 8].

Полученные результаты считаются достоверными, при количестве респондентов, превышающем 164 чел.

Математическая обработка полученных результатов проводилась при помощи программного пакета Microsoft Office 2016. В маркетинговом исследовании спроса потребительских предпочтений снековой продукции, в том числе сыровяленых рыбных колбас, приняли участие 202 респондента среди населения Калининграда и Калининградской области. Среди опрошенных 55,7 % составили представители женского пола, 44,3 % - мужского пола.

Для изучения влияния возраста на потребительские предпочтения респонденты были распределены на возрастные группы: 15-19 лет - 32,3 %, 20-29 лет - 39,3 %, 30-44 лет - 14,4 %, 45-64 лет - 12,4 % и 65 лет и старше - 1,5 %.

Снеки высококалорийны, имеют насыщенный вкус, удобны в употреблении, что в совокупности с небольшим размером порции обусловливает растущий спрос на данный вид продукции на российском рынке. В настоящее время ассортимент сне-ков представлен множеством видов и наименований. Наиболее известны такие быстрые закуски, как картофельные чипсы, семечки, орешки, сухарики, а также к пиву часто берут сушеную и вяленую рыбку и мясные колбаски.

Изучение спроса населения Калининградской области на снековую продукцию показало, что только 13,9 % не приобретает такие закуски. Основными причинами отказа от приобретения снековой продукции респонденты указали неприемлемые ор-ганолептические характеристики (25,8 %), состояние здоровья (25,8 %), также респондентов не устраивает представленный ассортимент (16,1 %), высокая стоимость (6,5 %), а у 6,5 % респондентов аллергия на компоненты снековой продукции.

Почти половина респондентов (42,1 %), указавших причиной отказа от приобретения снековой продукции высокую стоимость, недостаточный ассортимент или неприемлемые для них органолептические показатели, выразили желание приобрести снековую продукцию в случае появления на рынке аналога более высокого качества, но с меньшей стоимостью.

Анализ востребованности определенных видов снеков у респондентов прогнозируемо показал, что большинство опрошенных предпочитает закуски из растительного сырья (35,2 %). Несколько меньше оказался спрос на мясные (20,0 %), рыбные (15,4 %) снеки и закуски из морских беспозвоночных (17,6 %) (рис. 1).

50,0 -

45,0 40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0

0 0 ^^ВачМчУчК'И .

Ёк.

15-19 лет 20-29 лет 30-44 лет 45-64 лет | I Растительное сырьё 1=1 Мясо

Рис;. 1. Распределение потребительских предпочтений снековую продукцию, % от возрастной группы

65 лет и старше

респондентов, приобретающих

Как видно из рис. 1, стабильно высокий спрос (20,0-40,4 %) на снеки из растительного сырья продемонстрировали все возрастные группы респондентов. С возрастом у респондентов растет спрос на закуски из рыбы и морских беспозвоночных с 11,9 % для группы 15-19 лет до 40,0 % у респондентов старше 65 лет, тогда как востребованность мясных снеков остается практически на одном уровне (16,223,9 %). Востребованность снеков из морских беспозвоночных в группах от 15 и до 44 лет возрастает (от 11,9 % у респондентов 15-19 лет и до 22,1 % - 30-44 лет) с последующим небольшим снижением спроса. Снеки из птицы опрошенные всех возрастных групп приобретают меньше всего, что может быть связано с отсутствием подобной продукции в магазинах Калининградской области.

Анализируя частоту покупки, выявили, что большинство респондентов приобретает снековую продукцию довольно часто (не менее 1 раза в неделю - 34,3 % и 2 раза в месяц - 32,6 %).

Востребованность снековой продукции у населения стимулирует производителей расширять ассортимент за счет использования новых видов сырья и новых технологий. Снеки из растительного сырья находятся на пике своего развития, снековая продукция из мяса, рыбы и морских беспозвоночных только начала активно развиваться, расширяя ассортимент и совершенствуя технологии изготовления. Быстрые закуски из сырья животного происхождения получают в основном путём сушки, вяления и копчения. Ввиду этого необходимо было проанализировать востребованность у потребителей сыровяленой и сырокопченой снековой продукции. Из опрошенных респондентов 77 % приобретают сыровяленую и сырокопченую снековую продукцию из мяса, рыбы и морских беспозвоночных (рис. 2).

Анализ рис. 2 показывает, что наиболее востребованными практически у всех возрастных групп являются кольца кальмара (21,6 % от числа респондентов всех возрастных групп) и колбаски из мяса/рыбы (20,1 % от числа респондентов всех возрастных групп). С возрастом наблюдается увеличение спроса на данные виды продукции.

40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

h

15-19 лет 20-29 лет i i Кольца кальмара

Чипсы мясные / рыбные

30-44 лет 45-64 лет 65 . лет и | I Колбаски мясные /

| I Стружка

Рис. 2. Распределение предпочтений респондентов, приобретающих сыровяленую и сырокопченую снековую продукцию, относительно ее вида, % от возрастной группы

Мясные и рыбные колбаски составляют широкую группу продукции, одним из важных критериев которой является форма. 39,2 % респондентов предпочитают кнуты (тонкие длинные колбаски диаметром не более 0,5 см), 32,5 % - короткие колбаски (диаметр 1,0-1,5 см и длина не более 10 см) и 28,3 % - мини-колбаски (длина не более 3 см).

Далее был проанализирован уровень спроса респондентов конкретно рыбной снековой продукции и, в частности, снековой продукции из морских беспозвоночных. Распределение предпочтений о снеках из рыбы показало, что только 52,2 % от числа всех опрошенных покупают данный вид продукции. Основной причиной отказа от приобретения рыбных закусок респонденты указали неприемлемые орга-нолептические показатели (внешний вид, запах, вкус) - 63,3 %, не устраивает ассортимент - 10,0 %, не приобретают рыбные снеки по причине высокой стоимости 6,7 % респондентов, аллергия на рыбу - у 3,3 %.

Рыбную снековую продукцию респонденты покупают реже нежели другие виды снеков. Большинство респондентов (42,7 % из числа употребляющих закуски из рыбы и беспозвоночных) приобретает рыбные снеки 1 раз в месяц, 31,6 % - реже 1 раза в полгода. Кроме того, наиболее популярным местом приобретения такой продукции респонденты отметили специализированные магазины (36,7 %) и торговые сети такие, как Виктория, Spar, Пятерочка и др. (33,1 %) (рис. 3).

Другое Не имеет.. Янтарная рыбка Сом Анчоус Кальмар Желтый. Лососевые Толстолобик Вобла Карп

] 0,6

ii,5 нИ 11,4 Щ 2,0

7,8

* 10,1

ГУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛУЛИ 13,4

а 4,4

ш 6,9

3,3

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0

Рис. 3. Предпочтения опрошенных респондентов к виду сырья рыбных снеков

Анализ рис. 3 показывает, что потребители отдают предпочтение снекам из кальмара (28,7 %), на втором месте по популярности рыбные закуски из лососевых (13,5 %). Для довольно большого процента респондентов (11,5 %) вид сырья не имеет значения. Низкий спрос на такое сырье, как сом (2,0 %), карп (3,3 %), толстолобик

138

6

(4,5 %), вероятно, обусловлен отсутствием знаний потребителей о продукции из такого вида сырья, отсутствием снеков из данных видов рыб в магазинах региона или же ограниченным ассортиментом.

Разнообразие ассортимента снековой продукции обусловлено не только видом сырья, но и различием в упаковке и массе продукта, что является немаловажным для разработки и внедрения данного вида продукта на рынок (рис 4).

а б

Рис;. 4. Распределение предпочтений потребителей рыбной снековой продукции в выборе: а - массы продукта в упаковке; б - вида упаковки

Из рис. 4 видно, что наиболее предпочтительной для респондентов является вакуумная упаковка (27,9%) и трёхшовный пакет (26,3 %), для значительного числа опрошенных вид упаковки не имеет значения (13,4 %). Практически половина опрошенных респондентов (40,2 %) предпочла бы, чтобы в одной упаковке масса продукта была в пределах 100-150 г. Из опрошенных респондентов, являющихся покупателями рыбной снековой продукции, 81,1 % продемонстрировали удовлетворенность представленным ассортиментом (3,2 балла по 4-балльной шкале) (табл. 2).

Таблица 2

Аргументация в ^ выборе рыбной снековой продукции потребителем_

Показатель % от числа опрошенных

Не важно Скорее важно Важно Очень важно Крайне важно

Внешний вид 3,0 33,3 38,4 14,1 11,1

Вкус 0,0 2,0 25,3 26,3 46,5

Консистенция 2,0 21,2 35,4 24,2 17,2

Цвет 16,2 32,3 30,3 12,1 9,1

Запах 2,0 14,1 37,4 27,3 19,2

Цена 5,1 23,2 35,4 19,2 17,2

Срок годности 7,1 10,1 33,3 22,2 27,3

Масса продукта в упаковке 21,2 30,3 28,3 9,1 11,1

Торговая марка 44,4 30,3 15,2 8,1 2,0

Из табл. 2 видно, что наиболее важными показателями при покупке рыбной сне-ковой продукции для опрошенных респондентов являются вкус (4,9 балла по 5-балльной шкале), запах (4,2 балла по 5-балльной шкале) и срок годности (4,1 балл по 5-балльной шкале), тогда как к не важным показателям опрошенные отнесли торговую марку продукта (3,7 балла по 5-балльной шкале), массу продукта в упаковке (2,6 балла по 5-балльной шкале) и цвет (2,4 балла по 5-балльной шкале) (табл. 3).

Таблица 3

Коэффициенты значимости для показателей качества рыбной _снековой продукции_

Показатель Коэффициент значимости

Внешний вид 0,2

Вкус 0,3

Запах 0,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консистенция 0,2

Цвет 0,1

Таким образом, проведен анализ результатов маркетингового исследования спроса жителей Калининградской области на снековую продукцию в общем и на сы-ровяленую и сырокопченую рыбную снековую продукцию, в частности. Было выявлено, что только 52,2 % опрошенных респондентов приобретают снеки из рыбы и морских беспозвоночных, при этом довольно востребованным видом такой закуски являются длинные колбаски - кнуты. Для значительного числа респондентов (11,5 %) вид сырья снеков из ВБР не имеет значения, но для большого числа опрошенных предпочтительными являются снеки из кальмара (28,6 %) и лососевых видов рыб (13,4 %). Что касается упаковки рыбных закусок и массы продукта в ней, то большинство потребителей предпочли бы 100-150 г продукта в трёхшовном пакете или в вакуумной упаковке.

Особое внимание респонденты уделяют таким показателям рыбных снеков, как вкус, запах и срок годности, тогда как основной причиной отказа от приобретения подобной продукции опрошенные указали неприемлемые органолептические характеристики. На основании полученных данных рассчитаны коэффициенты значимости органолептических характеристик рыбных снеков: вкус (0,3) и запах (0,2), консистенция (0,2), внешний вид (0,2) и цвет (0,1).

ЛИТЕРАТУРА

1. Чмыхалова, В.Б. Рыбные снеки на основе вторичного высокоминерализованного сырья как перспективная составляющая ассортимента снековой продукции / В.Б. Чмыхалова, Б.А. Чмыхалов, М.В. Ефимова, А.А. Ефимов. - Текст: непосредственный // Вестник Камчатского государственного технического университет. -2023. - № 65. - С. 6-17. DOI: 10.17217/2079-0333-2023-65-6-17.

2. Анализ рынка снеков в России в 2018-2022 гг., прогноз на 20232027 гг. в условиях санкций. Структура розничной торговли. 2022. BusinesStat. Готовые обзоры рынков. URL: https:/ /businesstat.ru /images /demo /snacks_russia_demo_busmesstat.pdf

3. Мукатова, М.Д. Инновационная технология изготовления сырокопченой рыбной колбасы на основе комбинированного сырья/ М.Д. Мукатова, Н.А. Киричко, Н.Ю. Углова, Е.Н. Романенкова// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Рыбное хозяйство. - 2017. - № 4. - С. 165-173. DOI: 10.24143/2073-5529-2017-4-165-173.

4. Салтанова, Н.С. Современные тенденции производства соленой продукции из гидробионтов / Н.С. Салтанова, М.В. Благонравова// Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2012. - № 20. - С. 67-74.

5. Удалова, И.Б. Современные маркетинговые исследования: понятие, основные классификации, традиционные маркетинговые исследования и онлайн-исследо-вания / И.Б. Удалова, К.В. Кириллова// Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8-1(61). - С. 942-944.

6. Рулинская, А. Г. Глава 2. Выборочное обследование в практике социально-экономических исследований / А.Г. Рулинская // Социально-экономическая статистика: учебное пособие для бакалавров / под ред. Зверева А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск: Общество с ограниченной ответственностью "Ладомир", 2014. - С. 42-81.

7. Численность населения Калининградской области на 01.01.2023 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:/ /39.rosstat.gov.ru/population#

8. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения. Частота потребления основных продуктов питания у лиц в возрасте 14 лет и более по субъектам РФ на 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html

REFERENCES

1. Chmyhalova, V.B., Chmyhalov B.A., Efimova M.V., Efimov A.A. Rybnye sneki na osnove vtorichnogo vysokomineralizovannogo syr'ya kak perspektivnaya sostavlyayush-chaya assortimenta snekovoj produkcii [Fish snacks based on secondary highly mineralized raw materials as a promising component of the range of snack products] // Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2023. - № 65.

- pp. 6-17. DOI: 10.17217/2079-0333-2023-65-6-17.

2. Analiz rynka snekov v Rossii v 2018-2022 gg., prognoz na 2023-2027 gg. v usloviyah sankcij [Analysis of the snack market in Russia in 2018-2022, forecast for 20232027 under sanctions]. Struktura roznichnoj torgovli. 2022. BusinesStat. Gotovye obzory rynkov. URL: https:/ /businesstat.ru / images / demo / snacks_russia_demo_busi-nesstat.pdf

3. Mukatova, M.D., Kirichko N.A., Uglova N.Yu., Romanenkova E.N. Innovacion-naya tekhnologiya izgotovleniya syrokopchenoj rybnoj kolbasy na osnove kombinirovan-nogo syr'ya [Innovative technology for the production of smoked fish sausage based on combined raw materials] // Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Rybnoe hozyajstvo. - 2017. - № 4. - pp. 165-173. DOI: 10.24143/2073-5529-2017-4-165-173.

4. Saltanova, N.S., Blagonravova M.V. Sovremennye tendencii proizvodstva solenoj produkcii iz gidrobiontov [Current trends in the production of salty products from hydro-bionts] // Vestnik Kamchatskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - 2012.

- № 20. - pp. 67-74.

5. Udalova, I.B. Sovremennye marketingovye issledovaniya: ponyatie, osnovnye klassifikacii, tradicionnye marketingovye issledovaniya i onlajn-issledovaniya [Modern marketing research: concept, basic classifications, traditional marketing research and online research] / I. B. Udalova, K. V. Kirillova // Ekonomika i predprinimatel'stvo.

- 2015. - № 8-1(61). - pp. 942-944.

6. Rulinskaya, A.G. Glava 2. Vyborochnoe obsledovanie v praktike social'no-ekonomicheskih issledovanij [Sample survey in the practice of socio-economic research] / A. G. Rulinskaya // Social'no-ekonomicheskaya statistika: Uchebnoe posobie dlya ba-kalavrov / pod red. Zvereva A.V. - 2-e izd., pererab. i dop. - Bryansk: Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu \"Ladomir\. - 2014. - pp. 42-81.

7. Chislennost' naseleniya Kaliningradskoj oblasti na 01.01.2023 [The population of the Kaliningrad region as of 01.01.2023] [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https: / /39.rosstat.gov.ru/population#

8. Itogi vyborochnogo nablyudeniya ratsiona pitaniya naseleniya. Chastota potre-bleniya osnovnykh produktov pitaniya u lits v vozraste 14 let i bolee po sub"ektam RF na 2018 god [Results of selective observation of the diet of the population. The frequency of consumption of basic food products in people aged 14 years and over by subjects of the Russian Federation in 2018] [Elektronnyy resurs]. Access by link: https: / /gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.