Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СПРОСА НА НЕКОММЕРЧЕСКИЙ НАЙМ ЖИЛЬЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СПРОСА НА НЕКОММЕРЧЕСКИЙ НАЙМ ЖИЛЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
НАЙМ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ / ПОТРЕБНОСТЬ В НАЙМЕ ЖИЛЬЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ НАЙМ ЖИЛЬЯ / МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НАЙМА ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магина Анастасия Игоревна, Мишланова Марина Юрьевна

Введение. Существующие рыночные, регуляторные, организационно-экономические механизмы не справляются с актуальными задачами в жилищной сфере России. Недоступность покупки жилья и ипотечного кредитования для значительной части населения приводит к необходимости искать иные формы решения жилищной проблемы, в частности реализовать данную потребность путем найма жилья. Исследование посвящено одной из социально-экономических задач национального развития - формированию цивилизованного рынка некоммерческого найма жилья. Материалы и методы. Метод социологического опроса студентов, обучающихся в Москве, позволил получить мнение людей, которые в будущем останутся работать в этом регионе. Для определения параметров социологического опроса применялись основные принципы метода квотной выборки с взаимосвязанными параметрами. При обработке полученной информации использовались известные методы выбраковки результатов опроса, анализ линейных распределений, корреляционный анализ. С целью визуализации результатов использованы таблицы, круговые диаграммы и гистограммы, которые дают возможность выполнить сравнительный анализ. Результаты. Для социологического опроса разработана программа исследования. Изучен ранжированный список потребителей рынка найма жилой недвижимости. Представлена оценка сегментов социального и некоммерческого найма жилья и перспектив их развития. Среди потребителей обоснованно выделены молодые специалисты, дана характеристика данной группы с позиций потенциального спроса на рынке некоммерческого найма жилья. Идентифицирована социально-экономическая проблема и определено направление исследования - рассмотрение будущих выпускников вузов в качестве потенциальных потребителей наемного жилья. Проведенное исследование позволило выявить направления формирования цивилизованного рынка найма жилья, в частности перспективы государственного регулирования. Выводы. Определено наличие и варианты реализации будущими выпускниками потребности в жилье, исследованы характеристики потенциального спроса будущих выпускников на некоммерческий найм жилья. Обобщение полученных результатов дало возможность установить ключевые направления развития рынка некоммерческого найма жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE POTENTIAL DEMAND FOR NON-COMMERCIAL RENTAL HOUSING

Introduction. Existing market, regulatory, organizational and economic mechanisms do not cope with the urgent tasks in the housing sphere of Russia. Inaccessibility of housing purchase and mortgage lending for a large part of the population leads to the need to seek other forms of solving the housing problem, in particular, to realize this need by renting housing. The article is devoted to one of the socio-economic objectives of national development - the formation of a civilized market of non-commercial rental housing. Materials and methods. The method of sociological survey used for students studying in Moscow allowed us to obtain the opinion of people who will stay to work in this region in the future. To determine the parameters of the sociological survey, the study used the basic principles of the quota sampling method with interrelated parameters. When processing the obtained information, the well-known methods of culling the results of the survey, the analysis of linear distributions, correlation analysis were used. Tables, pie charts and histograms were used to visualize the results of the obtained data, which allow making a comparative analysis. Results. In order to conduct a sociological survey, the research program presented in the article was developed. The authors studied the ranked list of consumers of the residential real estate rental market. The assessment of the segments of social and non-commercial rental housing and the prospects for their development is presented. Among the consumers the authors have reasonably singled out young professionals and characterized this group from the position of potential demand on the market of non-commercial rental housing. The authors identified the socio-economic problem and determined the direction of the study - the consideration of future university graduates as potential consumers of rental housing. In addition, the study allowed the authors to identify the directions of formation of a civilized housing rental market, in particular, the prospects of state regulation. Conclusions. As a result of the study the availability and options for future graduates to realize the need for housing, the characteristics of the potential demand of future graduates for non-profit housing rental were investigated. The generalization of the results allowed the authors to identify the main directions of development of the market of non-commercial rental housing.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СПРОСА НА НЕКОММЕРЧЕСКИЙ НАЙМ ЖИЛЬЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 332.855

DOI: 10.22227/1997-0935.2022.12.1732-1746

Исследование потенциального спроса на некоммерческий

найм жилья

Анастасия Игоревна Магина, Марина Юрьевна Мишланова

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

(НИУМГСУ); г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Существующие рыночные, регуляторные, организационно-экономические механизмы не справляются с актуальными задачами в жилищной сфере России. Недоступность покупки жилья и ипотечного кредитования для значительной части населения приводит к необходимости искать иные формы решения жилищной проблемы, в частности реализовать данную потребность путем найма жилья. Исследование посвящено одной из социально-экономических задач национального развития — формированию цивилизованного рынка некоммерческого найма жилья. Материалы и методы. Метод социологического опроса студентов, обучающихся в Москве, позволил получить мнение людей, которые в будущем останутся работать в этом регионе. Для определения параметров социологического опроса применялись основные принципы метода квотной выборки с взаимосвязанными параметрами. При обработке полученной информации использовались известные методы выбраковки результатов опроса, анализ линейных распределений, корреляционный анализ. С целью визуализации результатов использованы таблицы, круговые диаграммы и гистограммы, которые дают возможность выполнить сравнительный анализ.

Результаты. Для социологического опроса разработана программа исследования. Изучен ранжированный список потребителей рынка найма жилой недвижимости. Представлена оценка сегментов социального и некоммерческого (У (у найма жилья и перспектив их развития. Среди потребителей обоснованно выделены молодые специалисты, дана

g g характеристика данной группы с позиций потенциального спроса на рынке некоммерческого найма жилья. Иденти-

сч сч фицирована социально-экономическая проблема и определено направление исследования — рассмотрение будущих

(У (у выпускников вузов в качестве потенциальных потребителей наемного жилья. Проведенное исследование позволило

выявить направления формирования цивилизованного рынка найма жилья, в частности перспективы государствен-U § ного регулирования.

> j0 Выводы. Определено наличие и варианты реализации будущими выпускниками потребности в жилье, исследованы

2 — характеристики потенциального спроса будущих выпускников на некоммерческий найм жилья. Обобщение получен-

ий N ных результатов дало возможность установить ключевые направления развития рынка некоммерческого найма жилья.

N <U

g КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наим жилои недвижимости, потребность в найме жилья, некоммерческий наим жилья,

S з молодые специалисты, социологический опрос, регулирование рынка найма жилой недвижимости

• ** ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Магина А.И., Мишланова М.Ю. Исследование потенциального спроса на некоммерческий

аТ i найм жилья // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. Вып. 12. С. 1732-1746. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.12.1732-1746

с = -2

О ф Автор, ответственный за переписку: Анастасия Игоревна Магина, coldrain96@mail.ru.

Research on the potential demand for non-commercial rental housing

О -£=

О О CD > 2;

s «

CM 5

Anastasia I. Magina, Marina Yu. Mishlanova

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU);

E о

£ О Moscow, Russian Federation

С -

ю о

g g ABSTRACT

rj g Introduction. Existing market, regulatory, organizational and economic mechanisms do not cope with the urgent tasks in

cd the housing sphere of Russia. Inaccessibility of housing purchase and mortgage lending for a large part of the population

2 2= leads to the need to seek other forms of solving the housing problem, in particular, to realize this need by renting housing.

ОТ g The article is devoted to one of the socio-economic objectives of national development — the formation of a civilized market

— 2 of non-commercial rental housing.

^ • Materials and methods. The method of sociological survey used for students studying in Moscow allowed us to obtain

О JJ the opinion of people who will stay to work in this region in the future. To determine the parameters of the sociological survey,

g О the study used the basic principles of the quota sampling method with interrelated parameters. When processing the obtained

^ S information, the well-known methods of culling the results of the survey, the analysis of linear distributions, correlation analysis

S were used. Tables, pie charts and histograms were used to visualize the results of the obtained data, which allow making

. _ a comparative analysis.

Ф ¡2 Results. In order to conduct a sociological survey, the research program presented in the article was developed. The authors

И ¡> studied the ranked list of consumers of the residential real estate rental market. The assessment of the segments of social

1732 © А.И. Магина, М.Ю. Мишланова, 2022

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

X

and non-commercial rental housing and the prospects for their development is presented. Among the consumers the authors have reasonably singled out young professionals and characterized this group from the position of potential demand on the market of non-commercial rental housing. The authors identified the socio-economic problem and determined the direction of the study — the consideration of future university graduates as potential consumers of rental housing. In addition, the study allowed the authors to identify the directions of formation of a civilized housing rental market, in particular, the prospects of state regulation.

Conclusions. As a result ofthe study the availability and options for future graduates to realize the need for housing, the characteristics of the potential demand of future graduates for non-profit housing rental were investigated. The generalization of the results allowed the authors to identify the main directions of development of the market of non-commercial rental housing.

KEYWORDS: residential real estate rental, the need for rental housing, non-profit rental housing, young professionals, sociological survey, regulation of the residential real estate rental market

FOR CITATION: Magina A.I., Mishlanova M.Yu. Research on the potential demand for non-commercial rental housing. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(12):1732-1746. DOI: 10.22227/19970935.2022.12.1732-1746 (rus.).

Corresponding author: Anastasia I. Magina, coldrain96@mail.ru.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из социально-экономических задач национального развития — создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующего потребностям различных групп населения, и повышения доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации1. Однако существующие рыночные, регуляторные, организационно-экономические механизмы не справляются с актуальными задачами в жилищной сфере России. Недоступность покупки жилья и ипотечного кредитования для значительной части населения приводит к необходимости искать иные формы решения жилищной проблемы, в частности реализовать данную потребность путем найма жилья.

Примерно 10 млн россиян или 9 % от всего на-

2

селения нанимают жилье , по разным экспертным оценкам общий рынок наемного жилья составляет до 30 % жилищного фонда страны [1, 2]. Порядка 9,8 % жилищного фонда, находящегося в государственной и муниципальной собственности, используется в форме социального найма [3]. По нашим приблизительным оценкам, около 3 % населения страны являются потребителями рынка социального найма жилья. Согласно мировой практике, для комфортного проживания доход человека или общий доход семьи должен быть в два раза выше, чем плата за жилье или найм жилья [4-19]. Поэтому наибольшая доля российских потребителей готова рас-

1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018)). П. 7. Повышение доступности жилья. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/50ec8a398adbe732eea59b a9ccde81e999673c6f/

2 10 миллионов россиян арендуют жилье // Аналитический центр НАФИ. 2019. URL: https://nafi.ru/analytics/10-millionov-rossiyan-zhivut-v-semnom-zhile/

сматривать бюджетные варианты с невысокой стоимостью найма, меньшая часть — жилье бизнес-и элит-класса. Гармоничное развитие всех рыночных сегментов как отражение микроэкономического равновесия «спрос - предложение» предполагает цивилизацию рынка наемного жилья с регулирующей ролью государства.

Особую значимость государственное регулирование имеет в отношении сегмента некоммерческого найма — формирования организационно-экономических отношений между государством или собственником дома специального использования и гражданином, который по закону соответствует критериям нуждающегося в улучшении жилищных условий, с возможностью оплаты за найм в размере, не превышающем ограничения, установленные органами государственной власти субъектов РФ. К целевой аудитории по некоммерческому найму жилья можно отнести граждан с уровнем дохода выше, чем у малоимущих, но в то же время не имеющих возможности решить свои жилищные проблемы за счет собственных или заемных средств на рыночных условиях.

Авторы статьи выдвигают гипотезу о многосторонних перспективах развития рыночного сегмента некоммерческого найма жилья и ожидаемых синер-гетических эффектах:

• удовлетворение потребностей и развитие определенной экономически активной и перспективной группы населения;

• наиболее эффективное распределение и использование трудовых ресурсов;

• рациональное территориальное управление;

• легализация рыночных взаимоотношений;

• увеличение налоговых поступлений и др.

Для целей настоящего исследования рассмотрим

ранжированный в первом приближении состав генеральной совокупности потребителей услуг всех видов найма жилой недвижимости:

• трудовые мигранты из ближнего зарубежья;

• приезжие на заработки из других регионов РФ;

• молодые специалисты;

• иногородние студенты;

< п

88 = 3

о Щ

0 СО n СО

1 <

< -»

J CD

U -

r I

n °

< 3 О

oi

О n

CO CO

l\J со

0

1

CO CO о о

• ) I!

л *

-J 00 I T s Э

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s VS

с о <D *

1 I

NN

2 2 О О 2 2 2 2

1733

сч N сч N о о

N N

сч сч

г г

¡г ш

U 3 > (Л С И

tQ N ||

<U О)

о ё

<л ел

.Е о с

ю о

S g

о ЕЕ

о ^

т- ^

£

> А £ w

■8 El

О (Я

• молодые семьи, отделяющиеся от родителей;

• приезжие из дальнего зарубежья;

• командировочные, отпускники, туристы;

• семьи, переезжающие временно ближе к работе, родственникам и др.;

• семьи, сдающие свою большую квартиру;

• люди, принципиально не желающие покупать квартиру.

Молодежь традиционно нанимает жилье в два раза чаще, чем остальные наниматели: люди в возрасте до 25 лет — 41 %, до 35 лет — 21 %. Поданным реализации АО «ДОМ.РФ» пилотных проектов строительства жилья коммерческого найма за первое полугодие 2021 г. основная группа потребителей — молодые люди в возрасте до 35 лет3. Именно молодежь имеет острую потребность в жилье для дальнейшего развития, мобильна, не консервативна, не владеет накоплениями и готова принимать арендный образ жизни. Востребован найм жилья у выпускников вузов — молодых специалистов, которые проявляют особенную активность и заинтересованность в получении жилья, как одном из базовых условий начала трудовой деятельности.

Понятие «молодой специалист» закреплено в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»: «молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией»4. Также понятие «молодой специалист» косвенно затрагивается в ст. 70 Трудового кодекса РФ5. В региональном законодательстве статус молодого специалиста прописывается вместе с пакетами льгот в зависимости от потребности в определенных профессиях. Статус действует в течение трех лет с момента заключения трудового договора и применяется к лицам до 35, иногда до 30 лет.

Молодые специалисты являются специфической группой трудовых ресурсов страны, которая характеризуется проблемами с трудоустройством, отсут-

Отношение молодежи к жилью // Социологическое исследование ВЦИОМ и ДОМ.РФ. 2020. URL: https://ÄOM.p(^/ upload/iblock/70f/70f4cc52dc2299fda39b7fa463608582.pdf

4 О молодежной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300003

5 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.10.2022). Ст. 70. Испытание при приеме на работу. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34683/cc065f088bd92d312b5fae714377b25 f557ac44a/

ствием собственного жилья и резервных накоплений, невысокой заработной платой, проблемами трудовой социализации и др. Наряду с этим молодые специалисты — мобильная и динамично развивающаяся часть общества, нацеленная на самореализацию, освоение новых территорий и технологий. Именно молодые специалисты — образованная и амбициозная молодежь — становятся акторами дальнейшего развития российского государства. В связи с этим возникает объективная потребность в создании условий для благоприятного входа молодых специалистов в самостоятельную трудовую жизнь.

Таким образом, может быть идентифицирована социально-экономическая проблема и определено направление исследования — рассмотрение будущих выпускников вузов в качестве потенциальных потребителей наемного жилья. Данная группа потребителей выбрана в качестве приоритетной в результате оценки имеющейся информации, качественного анализа портрета потребителя и ранжирования потребителей рынка найма жилой недвижимости.

В программе исследования обоснован выбор группы респондентов — сегодняшних студентов, которые в будущем станут молодыми специалистами и в настоящем и будущем статусах обладают неким единством, идентичностью характеристик:

• однозначное сходное социальное положение;

• определенный квалификационный уровень;

• отсутствие или небольшой стаж работы;

• начальный этап развития карьеры;

• сходные характеристики базовых потребностей;

• определенная нацеленность на поставленные жизненные задачи;

• социальная мобильность и низкая степень консервативности;

• отсутствие личных накоплений и личного имущества.

Данный факт общности является обоснованием характеристической однородности выбранной группы респондентов, т.е. одним из аргументированных параметров программы социологического опроса.

Следующим программным параметром был обоснован регион исследования. По данным НИУ ВШЭ выделена группа регионов высокой востребованности среди выпускников школ (больше 1,1) и при этом относительно низкого показателя послевузовской миграции (меньше 0,305). В эту группу вошли регионы с развитой образовательной инфраструктурой и развитой экономикой, способные предоставить конкурентоспособные рабочие места выпускникам: г. Санкт-Петербург с Ленинградской областью, г. Москва с Московской областью, Новосибирская область и ряд других областей [20]. Выпускники вузов крупных регионов часто остаются жить и работать в регионах обучения, где больше предложений на рынке труда и возможностей самореализации.

1734

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Социологический опрос студентов, обучающихся в Москве, позволит получить мнение людей, которые в будущем останутся работать в этом регионе.

Гипотетически предполагалось проводить исследования в одном учебном заведении, что в первом приближении обеспечит отражение совокупности обучающихся других московских вузов по основным критериям. Авторами проанализирован список столичных вузов на предмет выбора учебного заведения для проведения социологического опроса. Несмотря на большую многопрофильность московских вузов, тенденции поведенческой структуры будущих выпускников и их проектирование жизненной программы на определенном этапе жизни будут идентичными. Прогнозный портрет потребителя и характеристика общности потребителей позволяют выбрать площадку НИУ МГСУ, как среднестатистического вуза, исключая учебные учреждения специфического высшего образования.

В программе проведения данных исследований количество опрашиваемых обосновано следующими аргументами. По данным Министерства науки и высшего образования РФ на начало 2021/2022 учебного года в вузах Московского региона проходило обучение в общей сложности 835 633 студентов разного возраста, из них — 400 557 (47,9 %) мужчин и 435 076 (52,1 %) женщин. Большинство из них — 540 110 (64,6 %) выбрали очную форму обучения6. Таким образом, численность генеральной совокупности

в нашем случае превышает 100 000 человек. Исходя из известных методик, обобщенных авторами, определен необходимый минимум — 384 респондента при доверительной вероятности 95 % и доверительном интервале ±5 %. Было принято предположение, что плановое численное значение опрашиваемых должно превышать 384 респондента с сохранением структуры генеральной совокупности и с учетом возможной выбраковки результатов опроса.

Целью исследования стало выявление потребности и потенциального спроса будущих выпускников в найме жилья. Объект исследования — студенты НИУ МГСУ Предмет исследования—потребность будущих выпускников в жилье, в том числе в найме жилья. Территория исследования — Московский регион (г. Москва и Московская область). Метод исследования — социологический опрос.

Задачи исследования:

• определение наличия и варианта реализации будущими выпускниками потребности в жилье;

• исследование характеристик потенциального спроса будущих выпускников в найме жилья;

• выявление осведомленности будущих выпускников о некоммерческом найме.

Для установления параметров социологического опроса в исследовании использованы основные положения метода квотной выборки с взаимосвязанными параметрами. Эта выборка должна репрезентативно отражать генеральную совокупность исследуемых потребителей по обоснованным программным параметрам (табл. 1).

Табл. 1. Количественно-качественная характеристика программных параметров социологического опроса Table 1. Quantitative and qualitative characteristics of the program parameters of the sociological survey

< П

Ф Ф

О

CO

< -»

J CD

U -

r I

n °

< 3

0 <

01 О n

CO CO

l\J со

0

1

CO CO о о

Программный параметр Program parameter

Параметрическая характеристика и обоснование Parametric characterization and justification

Респонденты Respondents

Студенты НИУ МГСУ бакалавриата, магистратуры, специалитета различных направлений и профилей, очной формы обучения, бюджетной, коммерческой или целевой основы обучения.

На предварительном этапе планирования исследований определена целевая группа студентов — потенциальных выпускников 2022-2026 годов выпуска. Данная группа потребителей выбрана в качестве приоритетной в результате оценки имеющихся данных, качественного анализа портрета потребителей и ранжирования потребителей рынка найма жилой недвижимости

Students of Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU) undergraduate, graduate, and specialist degrees in various fields and profiles, full-time, budgetary, commercial, or targeted basis of study.

At the preliminary stage of research planning the target group of students — potential graduates of 2022-2026 was determined. This group of consumers was selected as a priority group as a result of the assessment of available data, qualitative analysis of the consumer portrait and ranking of consumers in the residential real estate rental market

CD CD

l С

3

<D

-J 00

1 T s Э

s VS С о <D *

NN

2 2 О О 2 2 2 2

6 Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 2021. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/ stat/highed/

1735

Окончание табл. 1 / End of the Table 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программный параметр Program parameter

Параметрическая характеристика и обоснование Parametric characterization and justification

Регион Region

Москва и Московская область.

Выпускники вузов крупных регионов часто остаются жить и работать в регионах обучения, где больше предложений на рынке труда и возможностей самореализации. Социологический опрос студентов, обучающихся в Москве, позволит получить мнение людей, которые в будущем останутся работать в этом регионе Moscow and the Moscow region.

Graduates of universities in large regions often stay to live and work in the regions where there are more offers in the labor market and opportunities for self-realization. A sociological survey of students studying in Moscow will provide the opinion of people who in the future will stay to work in this region

N N N N О О N N

N N

Вуз

University

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУМГСУ).

Несмотря на большую многопрофильность вузов, тенденции поведенческой структуры

будущих выпускников и их жизненной программы на определенном этапе жизни будут

идентичными. Прогнозный портрет потребителя и характеристика общности потребителей

позволяет выбрать площадку НИУ МГСУ, как среднестатистического вуза

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University).

In spite of the great versatility of universities, the trends of behavioral structure of future graduates

and their life program at a certain stage of life will be identical. The predictive portrait of

the consumer and the characteristic of the commonality of consumers allows choosing the site of

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU) as

an average higher education institution

> (Л

с и U N

<U <D

о 8

■8 I

El

О И

Выборка Sample population

Плановое количество опрашиваемых должно превышать минимальную численность респондентов (384 человека) с сохранением структуры генеральной совокупности и с учетом возможной выбраковки результатов опроса.

Численность генеральной совокупности в нашем случае превышает 100 000 человек. Исходя из известных методик, необходимо опросить минимум 384 респондента при доверительной вероятности 95 % и доверительном интервале ±5 %

The planned number of interviewees should exceed the minimum number of respondents (384 people) while maintaining the structure of the general population and taking into account the possible culling of the survey results.

The number of general population in our case exceeds 100 000 people. Based on known methods, it is necessary to interview at least 384 respondents at 95 % confidence level and ±5 % confidence interval

<Л (Л

.E о

^ a Ю о

s 1

о E

fee

a> ^

T- ^

in

Для достижения цели исследования разработана детализированная программа проведения исследования и специальная форма анкеты. Анкета состоит из вводной части, опросного листа и реквизитной части. Вводная часть направлена на мотивацию заполнения анкеты и включает: обращение к респондентам, описание цели опроса, гарантии анонимности и безопасности данных. Основная часть анкеты состоит из вопросов разной формы и сложности. Всего в анкете 23 вопроса: 17 вопросов закрытого типа и 6 вопросов полузакрытого типа. В вопросах закрытого типа предложено к выбору несколько фиксированных вариантов ответов, где респондентам необходимо отметить наиболее близкие к их мнению варианты. Часть закрытых вопросов — дихотомические, в них предложены на выбор только два варианта ответа: да или нет. Для распределения результатов

ответов по степени их важности использован один вопрос с возможностью ранжирования. Полузакрытая форма шести вопросов предполагает наряду с готовыми вариантами ответов изложить и вписать свой вариант ответа. Реквизитная часть размещена в конце опросника и включает такие данные, как пол, возраст, место жительства и др.

Списочный подбор вопросов и ответов позволил обработать информацию статистическими методами с помощью программного обеспечения и повысить стандартизацию полученных сведений. Данное исследование проводилось в период с 27 декабря 2021 г. по 4 марта 2022 г. Анкета была размещена с помощью ресурса Google Forms и распространена через URL-ссылки среди участников исследования. Ссылка на анкету направлялась обучающимся с просьбой пройти тестирование путем самостоятельного запол-

1736

нения ответов. При обработке полученной информации применялись известные методы выбраковки результатов опроса, анализ линейных распределений, корреляционный анализ. Для визуализации результатов использованы таблицы, круговые диаграммы и гистограммы, которые дают возможность сравнить ответы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В опросе приняли участие 409 респондентов — студентов НИУ МГСУ в возрасте от 20 до 24 лет. Все анкеты прошли предварительную проверку на полноту и точность заполнения. Чтобы не исказить полученную информацию, 12 анкет, не соответствующих указанным первичным требованиям, исключены из списка основного массива. В результате выбраковки осталось и подвергнуто дальней-

шему анализу 397 заполненных анкет. Эта выборка составляет 0,05 % от количества всех студентов региона на начало 2021/2022 учебного года и 0,07 % от студентов региона, которые обучаются по очной форме. Среди опрошенных сохранены тендерные соотношения: мужчин — 47,9 % (190 чел.) и женщин — 52,1 % (207 чел.).

Почти % опрошенных студентов постоянно проживают в Москве и Московской области — 73,6 % (292 чел.), остальную часть составляют приезжие, которые имеют временную регистрацию в Московском регионе на период обучения — 26,4 % (105 чел.). Больше половины студентов учатся на бюджетной основе — 55,9 % (222 чел.), по целевому направлению — 1,5 % (6 чел.), платят за обучение — 42,6 % (169 чел.). Структура респондентов представлена в табл. 2 по году окончания обучения в вузе.

Табл. 2. Информация о структуре выборки по годам окончания обучения студентов в вузе Table 2. Information about the structure of the sample by year of graduation

Год окончания обучения в вузе Year of graduation Количество респондентов Number of respondents Процент от общего количества респондентов Percentage of the total number of respondents

2022 58 14,6

2023 226 56,9

2024 50 12,6

2025 57 14,4

2026 6 1,5

Итого 397 100

< П

8 8 is

о Щ s 2

0 CO § CO

1 <

< -»

J CO

U -

r I

n °

< 3 o

cn '

Все респонденты, принявшие участие в опросе, являются студентами очной формы обучения. Многие из опрошенных студентов — 58,2 % (231 чел.) после окончания вуза рассчитывают продолжить обучение, совмещая его с работой. 35,8 % (142 чел.) из участвующих в опросе после получения диплома намерены только работать, дальнейшее обучение в их планы не входит. Не строят свои планы на будущее только 3,5 % (14 чел.) респондентов. Еще 2,5 % (10 чел.) опрошенных после окончания обучения в вузе планируют полностью посвятить свое время дальнейшему образованию.

Табл. 3. Потребность будущего выпускника в жилье Table 3. Future graduate's need for housing

88,7 % (352 чел.) опрошенных выразили желание остаться в Московском регионе после получения образования. Не определились с местом жительства после окончания обучения 2,1 % (8 чел.) респондентов. Немногие решили вернуться после обучения на родину или проживать в другом регионе — 0,6 % (3 чел.) из опрошенных. Предполагают жить за рубежом после получения образования 8,6 % (34 чел.) из числа опрошенных.

Ответы на вопрос «Будете ли вы нуждаться в жилье после окончания обучения в вузе» распределились по четырем сегментам (табл. 3).

Количество ответов Number of responses Характеристика сегмента Characteristics of the segment

36,0 % (143 респондента) (143 respondents) «Да, это будет для меня серьезной проблемой». Самый большой сектор занимают ответы респондентов, которые считают жилищный вопрос для себя серьезной проблемой. У этой группы опрошенных существует базовая потребность в жилье "Yes, it would be a serious problem for me". The largest sector is occupied by the answers of respondents who consider the housing issue to be a serious problem for themselves. This group of respondents has a basic need for housing

со со

м

СО

о ■

СП СП о о

• )

|!

® .

л *

-J 00

I т

s э

s VS

с о (D * | i •Ni0

м м

о о

to м

to to

1737

Окончание табл. 3 / End of the Table 3

Количество ответов Number of responses

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика сегмента Characteristics of the segment

26,5 %

(105 респондентов) (105 respondents)

«Жилищной проблемы у меня нет».

Ответы респондентов «жилищной проблемы у меня нет» занимают немалый по величине сектор. Данные респонденты не будут отнесены в прогнозную группу потребителей

"I do not have a housing problem".

The answers of respondents "I do not have a housing problem" occupy a large sector. These respondents will not be included in the predictive group of consumers

N N N N О О N N

NN

21,4 %

(85 респондентов) (85 respondents)

«Эту проблему я буду решать в перспективе, но не сразу после окончания обучения в вузе».

Приобрести собственное жилье в течение одного года после окончания обучения в вузе смогут 4,1 % ответивших, в срок от года до трех лет — 17,1 %. Остальные указывают более длительные периоды, необходимые для приобретения жилой недвижимости: от трех до пяти лет — 29,5 %, от пяти и более лет — 49,3 %. Все респонденты данного сектора нуждаются в жилье, и авторы исследования предполагают, что они будут пополнять ряды потенциальных потребителей найма жилья "I will solve this problem in the future, but not immediately after graduation". To acquire their own housing within one year after graduation will be able to 4.1 % of the respondents, within a year to three years — 17.1 %. Others indicate a longer period necessary to acquire housing: from three to five years — 29.5 %, from five or more years — 49.3 %. All respondents in this sector need housing, and the authors of the study suggest that they will join the ranks of potential consumers of rental housing

> (Л

с и U N

<U <D

о 8

■8 I

El

О И

i6,i %

(64 респондента) (64 respondents)

«Скорее да, чем нет».

Респонденты из этого сектора полагают, что, вероятнее всего, после окончания обучения, они будут нуждаться в жилье, но сейчас не задумываются об этом. Будем считать, что не все респонденты, выбравшие этот ответ, имеют отдельное от родителей собственное жилье. Поэтому переход к новому этапу зрелости актуализирует жилищный вопрос и для этой группы респондентов. Предположительно, что у половины ответивших на этот вопрос возникнет потребность в жилье "More likely yes than no".

Respondents from this sector believe that most likely after graduation they will need housing, but do not think about it now. We will assume that not all respondents who chose this answer have their own housing separate from their parents. Therefore, the transition to a new stage of maturity actualizes the housing issue for this group of respondents as well. Presumably, half of the respondents to this question will have a need for housing

<Л (Л

.E о

• a

Ю о

s 1

о EE

a> ^

T- ^

Несмотря на то что ответы респондентов «жилищной проблемы у меня нет» занимают немалый по величине сегмент (26,5 %), у более многочисленной части будущих выпускников будет иметь место потребность в жилье (65,5 %). Возможности приобретения жилья определяются имеющимися личными накоплениями, текущими доходами и платежеспособностью населения. Анализ полученных данных показал, что лишь малое количество респондентов — 3,8 % (15 чел.) имеют сбережения для покупки собственного жилья. Более половины прошедших опрос — 55,1 % (219 чел.) отмечают, что сразу после окончания обучения в вузе у них не будет возможности для приобретения жилья. Еще 29,5 % (117 чел.) опрошенных смогут приобрести жилье, если воспользуются ипотекой, а 11,6 % (46 чел.), если им окажут помощь родители или родственники (рис. 1).

Так же респондентам было предложено выбрать варианты получения жилья, которые будут для них яв-

ляться возможными после окончания обучения в вузе (рис. 2). Больше половины — 54,2 % (215 чел.) выбрали найм жилого помещения как возможный вариант жилья после окончания обучения в вузе. 40,6 % (161 чел.) опрошенных планируют проживать в собственной квартире, 4,3 % (17 чел.) считают возможным только проживание в общежитии. Единичные ответы, вписанные респондентами по собственной инициативе, объединены в две небольшие группы: дом — 0,6 % (3 чел.), с родителями — 0,3 % (1 чел.).

Можно отметить, что при ответе на вопрос о причинах выбора в пользу найма жилья большинство респондентов указывали сразу несколько аргументов, которые в совокупности представлены в табл. 4. Респондентам предлагалось самим определить выбор нужного количества вариантов ответов или дописать собственный. Всего ответило на вопрос 397 респондентов, которые в сумме выбрали 635 ответов. Из них свой вариант ответа добавили только

1738

3 респондента (0,8 %), что не повлияло на общие выводы. При обработке, анализе и оценке множества аргументов учитывалась информация о количественной последовательности выбора ответов.

Выбор респондентов в пользу найма жилья обусловлен отсутствием средств и других гибких альтернативных вариантов решения жилищной проблемы. Найм жилья не воспринимается как постоянное решение жилищной проблемы и зависит от множества жизненных обстоятельств нанимателей. При отсутствии привязки к определенному месту жительства найм обеспечивает дополнительные удобства: свободу перемещения, отсутствие затрат на содержание и обслуживание жилья.

Возможность выбрать несколько вариантов ответов была предоставлена респондентам и на вопрос « Что является главным минусом арендного жилья?» (табл. 5).

Полученная в результате данных исследований характеристика сегментов, приведенная в табл. 5, позволяет прогнозировать направления формирования цивилизованного рынка найма жилья. Бесспорно, что процесс выбора наемного жилья зависит сразу от нескольких критериев (рис. 3). Респондентам было предложено оценить и расположить критерии с учетом степени важности. Главным критерием для опрошенных является размер платы за наем (144 чел.). Вторым по значимости критерием респонденты считают надежность наймодателя (133 чел.). Именно этот пункт вызывает частые сомнения и тревоги в безопасности сделки при выборе наемного жилья. Все остальные критерии находятся в прямой зависимости от размера платы за наем: состояние жилого помещения (108 чел.), транспортная доступность (101 чел.), местоположение (97 чел.).

(397 ответов) (397 answers)

| Пока нет возможности приобрести жилье

Not yet able to buy a home | Только при условии использования ипотеки

Only if you use a mortgage | Да, при условии, что помогут родители/родственники

Yes, as long as parents/relatives help U Да, у меня есть личные сбережения Yes, I have personal savings

Рис. 1. Возможность приобрести жилье в собственность после окончания обучения в вузе Fig. 1. Opportunity to own housing after graduation

(397 ответов) (397 answers)

0,60 %

0,30 %

4,30 %

| Собственная отдельная квартира в многоквартирном доме Own separate apartment in an apartment building

| Аренда жилого помещения Rent a dwelling

| Общежитие Dormitory □ Дом House

| С родителями With parents

Рис. 2. Варианты возможного жилья будущих выпускников после окончания обучения в вузе Fig. 2. Variant of possible housing for future graduates after graduation

< П

® Ф

u> t 3

3 О (л

с

о

со

< -»

j CD

g -

r i

n °

< 3

о <

О n

со со

м со

0

1

СП СП о о

CD CD

l с

3

ф

-J 00 I т s 3

s VS

с о ф ж

•Ni0

M M

о о 10 10 to to

1739

Табл. 4. Детализированные аргументы в пользу выбора найма жилья Table 4. Detailed arguments for choosing rental housing

Количество ответов Number of responses

Характеристика сегмента Characteristics of the segment

63,5 %

(252 респондента) (252 respondents)

«Имея даже хорошую работу, квартиру сразу не купишь».

Как было определено ранее, у 96,2 % из числа опрошенных студентов нет личных накоплений на покупку собственного жилья. Ипотечные платежи требуют многолетней финансовой стабильности, которую начинающим самостоятельную жизнь молодым специалистам невозможно просчитать и спланировать. Будущие выпускники материально и психологически не готовы к высоким и долговременным тратам по ипотеке, вариант найма жилья в этом периоде для них менее рискованный и затратный

"Even with a good job, you can't buy an apartment right away".

As was determined earlier, 96.2 % of the students surveyed do not have personal savings to buy their own homes. Mortgage payments require many years of financial stability, which young professionals starting their independent life cannot calculate and plan for. Future graduates are financially and psychologically not ready for high and long-term mortgage expenses, the option of renting housing in this period is less risky and costly for them

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N N N N О О N N

NN

> (Л

с и U N

54,7 %

(217 респондентов) (217 respondents)

«Найм жилья нужен как временная мера решения жилищного вопроса». Найм жилья планируется будущими выпускниками вузов на период, необходимый для достижения определенного порога финансового благополучия, пока хочется свободы передвижений и независимости от ипотечного груза. Почти половина опрошенных 54,7 % рассматривают для себя найм жилья как временную меру решения жилищного вопроса, зависящую от разных жизненных ситуаций

"Rental housing is needed as a temporary solution to the housing problem". Rental housing is planned by future university graduates for the period necessary to reach a certain threshold of financial well-being, while they want freedom of movement and independence from the mortgage burden. Almost half of the respondents, 54.7 %, consider renting housing as a temporary solution to their housing problem, depending on different life situations

<U <D

О %

35,0 %

(139 респондентов) (139 respondents)

<Л (Л

.E о

dl"

^ с ю о

S g

о ЕЕ fe о

СП ^ т- ^

«Найм жилья не ограничивает в выборе места работы и выборе места жительства». Для будущих выпускников вузов найм жилья необходим для обеспечения свободы быстрых переездов и расширения территориального охвата при поиске работы. При смене места работы можно легко сменить место жительства. Найм дает возможность выбрать жилье там, где нужно в этот период, например ближе к работе, что сократит время проезда до работы и увеличит личное время. 35 % студентов из числа опрошенных сослались на то, что будут выбирать найм, потому что он не ограничивает их в выборе места работы и жительства

"Hiring housing does not restrict your choice of work and choice of residence". For future college graduates, rental housing is necessary to provide the freedom to move quickly and expand the geographic scope of the job search. When you change jobs, you can easily change where you live. Hiring provides the opportunity to choose housing where you need it during that period, such as closer to work, which will reduce commute time and increase personal time. 35 % of the students surveyed cited that they would choose hiring because it did not restrict their choice of work and residence

я -,

I

SI

О И

6,0 %

(24 респондента) (24 respondents)

«Не хочу обременять себя заботами по обслуживанию, содержанию и ремонту собственного жилья».

При найме жилья не нужно дополнительно тратиться на покупку мебели, техники, вкладываться в ремонт жилья. Для респондентов после окончания обучения в вузе это крупные и ненужные пока траты. У 6 % респондентов нет желания обременять себя заботами по обслуживанию, содержанию и ремонту жилья

"I don't want to burden myself with the maintenance, upkeep and repair of my own home". There is no need to spend extra money to buy furniture, appliances, and to invest in the repair of housing. For respondents, after graduation, these are large and unnecessary expenses. 6 % of respondents have no desire to burden themselves with maintenance, upkeep and repair of housing

1740

Табл. 5. Детализированные аргументы против выбора наемного жилья Table 5. Detailed arguments against choosing rented housing

Количество ответов Number of responses

Характеристика сегмента Characteristics of the segment

69,5 %

(276 респондентов) (276 respondents)

«Высокая плата за найм».

Для 69,5 % респондентов решающим аргументом против выбора найма жилья выступает его цена. Поэтому для будущих молодых специалистов на этапе послевузовского самоопределения так важна возможность найма жилья на льготных условиях "High rents".

For 69.5 % of the respondents, the decisive argument against the choice of renting housing is its price. That is why the opportunity to rent housing on favorable terms is so important for future young professionals at the stage of postgraduate self-determination

41,6 %

(165 респондентов) (165 respondents)

«Риск непродления срока найма».

Респонденты считают, что существующий рынок найма жилья в России не защищает в нужной мере нанимателей. Особую озабоченность у большого числа респондентов (41,6 %) вызывают незащищенное положение нанимателя при нарушении наймодателем сроков найма жилья, невозможность планирования нанимателем продления сроков найма. Будущие выпускники отмечают необходимость гарантий по соблюдению и продлению сроков найма жилья "Risk of non-renewal of tenancy".

Respondents believe that the current rental housing market in Russia does not adequately protect tenants. A large number of respondents (41.6 %) are particularly concerned about the unprotected position of the tenant in case the landlord violates the tenancy term, and the inability of the tenant to plan for the extension of the tenancy. Future graduates note the need for guarantees to meet the deadlines and extend the terms of tenancy

< П

® Ф

u> t 3

3 О (л

с

40,3 %

(160 респондентов) (160 respondents)

«Риски заключения сделки».

Ответы респондентов свидетельствуют и о сомнениях в защищенности нанимателей в отношении рисков заключения сделки (40,3 %). При найме жилья отсутствуют гарантии заключения сделки и законодательное обеспечение прав нанимателя и наймодателя. Респондентам, как будущим потребителям найма жилья, нужны гарантии законной поддержки нанимателей и проверки наймодателей "Risks of making a deal".

Respondents' answers also indicate doubts about tenants' protection in relation to transaction risks (40.3 %). When renting housing, there are no guarantees of the transaction and no legal guarantees of the rights of the tenant and the landlord. Respondents, as future consumers of housing, need guarantees of legal support for tenants and inspection of landlords

О

CO

< -»

J to

U -

r I

n °

< 3

о <

О n

со

CO

l\J со

0

1

CO CO о о

16,4 %

(65 респондентов) (65 respondents)

«Невозможность передачи жилья по наследству».

Найм жилья предполагает значительные постоянные расходы только для обеспечения текущих потребностей, которые не являются вкладом в будущее приобретение жилья для себя и передачи его как жизненно необходимого актива по наследству. Немалая часть респондентов (16,4 %) против выбора найма жилья, считая, что это расходы, которые не обеспечат жильем их и будущих наследников "Failure to inherit a home".

Rental housing involves significant fixed costs only for current needs, which are not a contribution to the future purchase of housing for themselves and transferring it as a vital asset by inheritance. A large part of the respondents (16.4 %) are against the choice of renting housing, believing that it is an expense that will not provide them and their future heirs with a home

Следует подчеркнуть, что выделение респондентами ценового фактора находится на пересечении нескольких вопросов проводимого опроса и является повторяющимся ответом, что характеризует многокритериально сть этой характеристики. По фактору длительности найма жилья получены следующие результаты опроса. Наибольшее число опрошенных — 55,2 % (219 чел.) предпочитают нанимать жилье на срок от одного года до трех лет. Найти жи-

CD CD

лье для долгосрочного найма (на срок от одного года) непросто, так как многие наймодатели предпочитают оформлять договор на срок до 11 месяцев, чтобы не регистрировать его в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Указывают на предпочтительный срок найма до одного года 20,9 % (83 чел.) респондентов. Выбирают найм жилья на срок от трех до пяти лет 15,3 % (61 чел.) и на срок свыше пяти лет — 8,6 % (34 чел.).

l с

3

ф

-J 00 I т s 3

s VS

с о ф x

•Ni0

м м

о о

to м

to to

1741

m

108

160 140 120 100 80 60 40 20 0

Цена Надежность Состояние жилого Транспортная Месторасположение

Price арендодателя помещения доступность Location

Landlord reliability Condition Transport

of the dwelling accessibility

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Приоритетные критерии выбора наемного жилья Fig. 3. Priority criteria for choosing rental housing

N N

N N

О О

РЧ N

pi pi г г

К ш U 3

> (Л

с и U N

il ф а

о %

(Л (Л

.Е о

DL

• с

Ю О

о ЕЕ

£ °

СП ^

т- 5*

22 J

> А £ w

Si

О (Я

Не нужен I don't need it

Да, нужен, но главное, чтобы это было удобно и доступно Yes, it is, but the main thing is that it should be convenient and accessible

Да, нужен, для соблюдения соотношения качества жилья, правовой защищенности и разумной арендной цены Yes, it is, but the main thing is that it should be convenient and accessible

Да, нужен, вызывает особый интерес развитие

сегмента корпоративной аренды

Yes, it is necessary, there is a special interest

in the development of the corporate rental segment

Да, нужен, для развития сегмента социальной аренды с государственным регулированием Yes, it is, for the development of the social rent segment with state regulation

Да, нужен рынок аренды, при котором арендатор и арендодатель будут чувствовать себя и свои права защищенными

Yes, we need a rental marke in which the tenant and the landlord will feel and their rights are protected

Рис. 4. Потребность в цивилизованном рынке найма жилья Fig. 4. The need for a civilized rental housing market

12

94

В процессах предварительного анализа и планирования данного исследования сформулирована гипотеза как о существовании значительной потребности в найме жилья, так и о необходимости регулирования данного рынка. Респондентам было предложено ответить на вопрос «Считаете ли вы, что молодым специалистам нужен цивилизованный ры-

153

41

90

100

200

300

400

нок найма жилья?», в котором можно выбрать несколько вариантов ответов.

Ответы респондентов распределились следующим образом. Наибольшее число опрошенных — 82,6 % (328 чел.) считают, что нужен рынок найма жилья, при котором наниматель и наймодатель будут чувствовать себя и свои права защищенными. Второй

1742

по оценке респондентов ответ «Да, нужен, для соблюдения соотношения качества жилья, правовой защищенности и разумной цены найма» выбрали ощутимо меньшее число опрошенных — 38,5 % (153 чел.). Среди респондентов, из числа прошедших опрос, отметили нужность удобного и доступного цивилизованного рынка найма жилья 23,7 % (94 чел.), а 22,7 % (90 чел.) выбрали необходимость развития сегмента социального найма с государственным регулированием. Всего 10,3 % (41 чел.) заинтересовались развитием сегмента корпоративного найма. Ответили, что цивилизованный рынок найма жилья не нужен для молодых специалистов 3 % (12 чел.). Распределение ответов респондентов по данному вопросу представлено на рис. 4.

Отвечая на вопрос «Какие меры жилищной поддержки помогли бы вам как молодому специалисту в первые годы работы?», 99,5 % респондентов указали на необходимость различных мер как со стороны государства, так и со стороны будущего работодателя. Ответы на вопрос распределись следующим образом: 55,2 % (219 чел.) опрошенных указали на потребность частичной государственной компенсации оплаты расходов по найму жилья, 34,5 % (137 чел.) хотят иметь поддержку работодателей в качестве частичного возмещения по найму жилья, 9,8 % (39 чел.) респондентов надеются на гарантированное место в общежитии, 0,5 % (2 чел.) занимают прочие ответы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе проведенного исследования выявлено, что большая часть (88,7 %) из опрошенных студентов после получения диплома о высшем образовании планируют остаться жить в Московском регионе. Сравнительный анализ ответов показал, что к числу молодых специалистов, постоянно проживающих в регионе, добавятся 15,1 % выпускников вуза, которые приняли решение не возвращаться на малую родину и желают строить дальнейшую карьеру в регионе обучения. В большом регионе их привлекают лучшие социально-культурные условия, вероятность получения высоких доходов, более широкие возможности для самореализации.

Оценивая полученные ответы о потребности респондентов в жилье после окончания обучения в вузе, авторы пришли к выводу, что жилищная проблема существует у 65,5 % респондентов. В том числе серьезная жилищная проблема у 36 % респондентов, еще 21,4 % опрошенных уже задумываются над

перспективами решения своих жилищных проблем. Результаты опроса показывают, что только у 3,8 % от числа всех опрошенных имеются средства для приобретения жилья, одновременно респонденты указывают и на допустимость покупки собственного жилья при использовании ипотеки или оказании помощи родственниками. Но основной части молодых специалистов будет недоступно ипотечное кредитование после окончания обучения в вузе в условиях роста процентов по кредитам и стоимости жилья. Поэтому этот вопрос для них плавно перетекает во все большую привлекательность найма. Подавляющее большинство опрошенных — 82,6 % (328 чел.) считает, что нужен цивилизованный рынок найма жилья.

По итогам анкетирования установлена определенная совокупность факторов, влияющих на спрос в найме жилья: цена, безопасность и надежность сделки, качество жилья, близость к социальной инфраструктуре и транспортная доступность. Порядок отбора факторов демонстрирует, что для опрошенных основным предпочтением при выборе наемного жилья является соотношение «цена - безопасность сделки» и потом — критерии «качество жилья» и «транспортная доступность». Потребительские ожидания респондентов будут соответствовать только при совпадении всей последовательности совокупности факторов.

По результатам проведенного исследования определено, что доля потребности в найме жилья по выборочной совокупности составляет 54,2 %. Учитывая специфическую характеристику опрошенных респондентов и размер предельной ошибки выборки, возможно прогнозировать потребность молодых специалистов, как приоритетной группы потребителей на рынке найма жилья, в Московском регионе в диапазоне от 340 000 до 370 000 человек в период с 2022 по 2026 гг.

Решение жилищной проблемы молодых специалистов в настоящих экономических условиях невозможно без помощи государства, что, в свою очередь, будет иметь большое значение для развития экономики, демографического роста, развития территорий, снижения социальной напряженности. Представленные в данной статье результаты исследования приводят к выводу о том, что имеется реальная потребность формирования организованного рынка социального и некоммерческого найма, что могло бы решить вопросы жилищной потребности многих групп населения, включая молодых специалистов.

СПИСОК источников

< п

8 8 is k"

о Щ

0 СО

n со

1 z J со U -

r i

n °

» 3 О

oi

О n

CO CO

l\J CO

0

1

CO CO о о

1. Абрамова Н.В. Опыт развития рынков арендного жилья в странах с большой долей жилья в собственности: сравнительный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государ-

ственное и муниципальное управление. 2017. Т. 4. № 3. С. 211-224. DOI: 10.22363/2312-8313-2017-4-3-211-224

2. Беляков С.И., Сиразетдинов P.M. Актуальные задачи и перспективы развития рынка найма

• )

|!

® .

л *

-J 00

1 Т

s э

(Я VS

с о <d x | i .N.!0

2 2 о о 2 2 2 2

1743

сч N сч N о о

N N

сч сч

г г

¡É ш

U 3 > (Л С И 2

HQ N

Hi

л?

<U О)

о S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.Е о

DL

• с

Ю О

Sg

о ЕЕ

fe ° СП ^ т- ^

и аренды жилья в России // Недвижимость: экономика, управление. 2018. № 3. С. 80-83.

3. Шнейдерман И..М. Развитие цивилизованного рынка арендного жилья // Научные труды Вольного экономического общества России. 2017. Т. 207. № 5. С. 555-562.

4. Benites-Gambirazio E., Bonneval L. Promouvoir un dispositif d'incitation fiscale á l'investissement locative // Gouvernement et Action Publique. 2021. Vol. 10. Issue 4. Pp. 137-160. DOI: 10.3917/gap.214.0137

5. Kim S., Hwang J., Lee M.-H. Effect of housing support programs on residential satisfaction and the housing cost burden: Analysis of the effect of housing support programs in korea based on household attributes // Land. 2022. Vol. 11. Issue 9. P. 1392. DOI: 10.3390/ land11091392

6. Lim H., Hwang J.-H. Potential residents' opinions on community facilities and operation programs of university-affiliated public rental housing // Journal of the Architectural Institute of Korea. 2022. Vol. 38. Issue 9. Pp. 47-55. DOI: 10.5659/JAIK.2022.38.9.47

7. Turnbull G.K., van der VlistA.J. Bargaining power and segmented markets: Evidence from rental and owner-occupied housing // Real Estate Economics. 2022. Vol. 50. Issue 5. Pp. 1307-1333. DOI: 10.1111/15406229.12380

8. Bian X., Lin Z. Housing debt and elderly housing tenure choices // Real Estate Economics. 2022. Vol. 50. Issue 5. Pp. 1360-1397. DOI: 10.1111/1540-6229.12373

9. Gromis A., Hendrickson J.R., Desmond M. Eviction from public housing in the United States // Cities. 2022. Vol. 127. P. 103749. DOI: 10.1016/j.cities. 2022.103749

10. SharmaM., SamarinM. Rental tenure and rent burden: progress in interdisciplinary scholarship and pathways for geographical research // GeoJournal. 2022. Vol. 87. Issue 4. Pp. 3403-3421. DOI: 10.1007/s10708-021-10417-2

11. Lowies B., Squires G., Rossini P., McGreal S. Locked-out: generational inequalities of housing tenure and housing type // Property Management. 2022. Vol. 40. Issue 4. Pp. 510-526. DOI: 10.1108/PM-09-2021-0067

12. Engerstam S., Warsame A., Wilhelmsson M. Long-term dynamics of new residential supply: a case

Поступила в редакцию 24 октября 2022 г. Принята в доработанном виде 9 ноября 2022 г. Одобрена для публикации 10 ноября 2022 г.

study of the apartment segment in Sweden // Buildings. 2022. Vol. 12. Issue 7. P. 970. DOI: 10.3390/ buildings12070970

13. Park S.-S., Park Y., Kim M. Remodeling decision of LH aged long-term public rental housing — focused on deriving the determining factors for remodeling // Journal of the Architectural Institute of Korea. 2022. Vol. 38. Issue 7. Pp. 57-67. DOI: 10.5659/ JAIK.2022.38.7.57

14. Csizmady A., Koszeghy L. "Generation Rent" in a Super Homeownership Environment: The Case of Budapest, Hungary // Sustainability. 2022. Vol. 14. Issue 14. P. 8929. DOI: 10.3390/su14148929

15. MuL., WangX., WangC. Coupling Coordination of Population-Economy-Housing Rental Market: An Analysis Based on Data from 3 5 Large and Medium-Sized Cities // Tropical Geography. 2022. Vol. 42. Issue 6. Pp. 889-901. DOI: 10.13284/j.cnki.rddl.003500

16. Kurichev N.K. Spatial equilibrium? The difference of real income, housing markets, and migration flows between russian cities // Regional Research of Russia. 2022. Vol. 12. Issue 2. Pp. 215-226. DOI: 10.1134/S2079970522020162

17. Leviten-ReidC., MacDonald M., Matthew R.A. Public housing, market rentals, and neighbourhood characteristics // The Canadian Geographer / Le Géographe canadien. 2022. Vol. 66. Issue 2. Pp. 263-277. DOI: 10.1111/cag.12706

18. Yan J., HaffnerM., ElsingaM. Effective public rental housing governance: tenants' perspective from the pilot city Chongqing, China // Journal of Housing and the Built Environment. 2022. Vol. 37. Issue 2. Pp. 1001-1027. DOI: 10.1007/s10901-021-09872-7

19. Squires G., Webber D., Trinh H.H., Javed A. The connectedness of house price affordability (HPA) and rental price affordability (RPA) measures // International Journal of Housing Markets and Analysis. 2022. Vol. 15. Issue 3. Pp. 521-547. DOI: 10.1108/ IJHMA-03-2021-0029

20. Габдрахманов H.K., Никифорова Н.Ю., Ле-шуков О.В. «От Волги до Енисея...»: образовательная миграция молодежи в России // Современная аналитика образования. 2019. № 5 (26). С. 4-42.

Е

22 J > А

I

z's

О И

Об авторах : Анастасия Игоревна Магина—преподаватель кафедры социальных, психологических и правовых коммуникаций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 1029669, ORCID: 00000002-0248-5596; coldrain96@mail.ru;

Марина Юрьевна Мишланова—кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в строительстве; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; РИНЦ ID: 386390, Scopus: 57190413620, ResearcherlD: В-2093-2016, ORCID: 0000-0002-2394-0746; mishlanova_m@mail.ru.

1744

Вклад авторов:

Магина А.И. — идея, сбор материала, обработка материала, написание статьи.

Мишланова М.Ю. — научное руководство.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERENCES

1. Abramova N.V. A comparative analysis of experience in the development of rental housing markets in countries with a large share of home ownership. RUDN Journal of Public Administration. 2017; 4(3):211-224. DOI: 10.22363/2312-8313-2017-4-3-211-224 (rus.).

2. Belyakov S.I., Sirazetdinov R.M. Actual challenges and prospects for the development of the market for rental housing in Russia. Real Estate: Economics, Management. 2018; 3:80-83. (rus.).

3. Schneiderman I.M. Development of a civilized rental market. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia. 2017; 207(5):555-562. (rus.).

4. Benites-Gambirazio E., Bonneval L. Promouvoir un dispositif d'incitation fiscale á l'investissement locative. GouvernementetActionPublique. 2021; 10(4): 137-160. DOI: 10.3917/gap.214.0137

5. Kim S., Hwang J., Lee M.-H. Effect of Housing Support Programs on Residential Satisfaction and the Housing Cost Burden: Analysis of the Effect of Housing Support Programs in Korea Based on Household Attributes. Land. 2022; 11(9):1392. DOI: 10.3390/ land11091392

6. Lim H., Hwang J.-H. Potential residents' opinions on community facilities and operation programs of university-affiliated public rental housing. Journal of the Architectural Institute of Korea. 2022; 38(9):47-55. DOI: 10.5659/JAIK.2022.38.9.47

7. Turnbull G.K., van der Vlist A.J. Bargaining power and segmented markets: Evidence from rental and owner-occupied housing. Real Estate Economics. 2022; 50(5):1307-1333. DOI: 10.1111/1540-6229.12380

8. Bian X., Lin Z. Housing debt and elderly housing tenure choices. Real Estate Economics. 2022; 50(5):1360-1397. DOI: 10.1111/1540-6229.12373

9. Gromis A., Hendrickson J.R., Desmond M. Eviction from public housing in the United States. Cities. 2022; 127:103749. DOI: 10.1016/j.cities.2022.103749

10. Sharma M., Samarin M. Rental tenure and rent burden: progress in interdisciplinary scholarship and pathways for geographical research. GeoJournal. 2022; 87(4):3403-3421. DOI: 10.1007/s10708-021-10417-2

11. Lowies B., Squires G., Rossini P., McGreal S. Locked-out: generational inequalities of housing ten-

Received October 24, 2022.

Adopted in revised form on November 9, 2022.

Approved for publication on November 10, 2022.

ure and housing type. Property Management. 2022; 40(4):510-526. DOI: 10.1108/PM-09-2021-0067

12. Engerstam S., Warsame A., Wilhelmsson M. Long-Term Dynamics of New Residential Supply: A Case Study of the Apartment Segment in Sweden. Buildings. 2022; 12(7):970. DOI: 10.3390/buildings12070970

13. Park S.-S., Park Y., Kim M. Remodeling decision of LH aged long-term public rental housing — focused on deriving the determining factors for remodeling. Journal of the Architectural Institute of Korea. 2022; 38(7):57-67. DOI: 10.5659/JAIK.2022.38.7.57

14. Csizmady A., Koszeghy L. "Generation Rent" in a super homeownership environment: the case of Budapest, Hungary. Sustainability. 2022; 14(14):8929. DOI: 10.3390/su14148929

15. Mu L., Wang X., Wang C. Coupling coordination of population-economy-housing rental market: An analysis based on data from 35 large and medium-sized cities. Tropical Geography. 2022; 42(6):889-901. DOI: 10.13284/j.cnki.rddl.003500

16. Kurichev N.K. Spatial equilibrium? The difference of real income, housing markets, and migration flows between Russian cities. Regional Research of Russia. 2022; 12(2):215-226. DOI: 10.1134/ S2079970522020162

17. Leviten-Reid C., MacDonald M., Matthew R.A. Public housing, market rentals, and neighbourhood characteristics. The Canadian Geographer / Le Géographe canadien. 2022; 66(2):263-277. DOI: 10.1111/cag. 12706

18. Yan J., Haffner M., Elsinga M. Effective public rental housing governance: tenants' perspective from the pilot city Chongqing, China. Journal of Housing and the Built Environment. 2022; 37(2):1001-1027. DOI: 10.1007/s10901-021-09872-7

19. Squires G., Webber D., Trinh H.H., Javed A. The connectedness of house price affordability (HPA) and rental price affordability (RPA) measures. International Journal of Housing Markets and Analysis. 2022; 15(3):521-547. DOI: 10.1108/IJHMA-03-2021-0029

20. Gabdrakhmanov N., Nikiforova N., Leshu-kov O. Educational migration of youth in Russia. Modern Education Analytics. 2019; 5(26):4-42. (rus.).

< П

8 8 is

о Щ

0 CO n CO

1 <

< -»

J to

U -

r i

n °

< 3 o

oi

O n

CO CO

l\J со

0

1

CO CO о о

• )

f*

® .

л '

■4 n

1 T s Э

s VS

с о ® X f f NN

2 2 О О 2 2 2 2

1745

tv N N N

o o

N N

fifi r r

¡É o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U 3 > in C M

U N

Hi

<D <D

o S

---' "t^

O

O «J CD >

3 «

CM E

M M

.E o

• c LO O

Sg

o EE

fe ° a> ^

T- ^

E

> A I

Si

o iñ

B i o n o t e s : Anastasia I Magina—Lecturer at the Department of Social, Psychological and Legal Communications; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 1029669, ORCID: 0000-0002-0248-5596; coldrain96@mail.ru;

Marina Yu. Mishlanova — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Construction; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; ID RISC: 386390, Scopus: 57190413620, ResearcherID: B-2093-2016, ORCID: 0000-0002-2394-0746; mishlanova_m@mail.ru.

Contribution of the authors:

Anastasia I. Magina — idea, collection of material, processing of material, writing an article.

Marina Yu. Mishlanova — scientific guidance.

The authors declare that there is no conflict of interest.

1746

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.