УДК 316.776
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРТРЕТА АКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
А.А. Заморкин
Ставропольский государственный университет E-mail: zuruz@mail.ru
В статье рассмотрены результаты исследования портрета современного, активного пользователя сети Интернет. Выявлены характерные черты современных активных пользователей сети Интернет, категории пользователей, а также проникновение виртуальных коммуникаций в их жизнь, взаимодействия пользователей и сделан ряд выводов о развитии и распространении виртуальных коммуникаций среди современных пользователей сети Интернет.
Ключевые слова: общество, виртуализация, виртуальные коммуникации, анонимность, категоризация, информатизация.
RESEARCH OF A PORTRAIT OF ACTIVE INTERNET USER
A.A. Zamorkin
Stavropol State University E-mail: zuruz@mail.ru
The article considers results of the study of a portrait of modern active Internet user. Features of modern active Internet users, users categories as well as invasion of virtual communication into our life, users interaction are revealed. A number of conclusions on the development and spread of virtual communication among modern Internet users is drawn.
Key words: society, virtualization, virtual communication, anonymity, categorization, informatization.
Рост значимости информации как одного из главнейших двигателей человеческого прогресса, а также ее новая скорость и огромная интенсивность значительно меняют не только человека и его мир, но и их взаимоотношения, продвигая информационную среду как основную среду для ведения профессиональной и ежедневной деятельности. Рост виртуальной среды и ее проникновение во все сферы жизни приводит к тому, что она в значительной степени влияет на развитие и жизненный процесс мирового сообщества в целом, а это приводит к неизбежному изменению социальных структур и систем.
Социальные виртуальные мультимедиа эволюционировали стандартные модели и средства массовой коммуникации, создав открытое информационное общество, с новыми, глобальными возможностями массовой коммуникации. Это привело к огромному информационному голоду, формирующему информационно зависимую экономику, ведомую информацией, ее ценностью и доступностью. Современные реалии, такие как недавние попытки ограничить доступ к глобальной сети Интернет в различных странах, наглядно доказывают как и проникновение виртуальных коммуникаций в жизнь, так и сложность их блокировки [3].
© Заморкин А.А., 2013
Все происходящее в поле технического и технологического прогресса не просто непосредственно влияет на социальное общество и мировой уровень научных знаний, с вышеупомянутым развитием глобальных коммуникаций практически любые открытия и изобретения в течение нескольких лет становятся доступными для широкой общественности, что сдвигает их приоритеты в сторону социальной природы.
Уже давно главную роль в информатизации общества играет глобальная компьютерная сеть Интернет, посредством которой происходит невероятно огромное количество новых и зачастую уникальных форм человеческого общения и поведения. Сеть Интернет - это уникальная совокупность взаимодействий и модифицированных социальных отношений, институтов, групп и сообществ, объединенных различными типами связей, общих интересов и типами информации, на платформе компьютерно опосредованных линий и характеризуемая единым временем и пространством с особыми характеристиками [4].
В отличие от Интернет-среды прошлого века, теперь типичное поведение обычного пользователя не ограничивается простым поиском, обработкой и передачей информации. В новом виртуальном пространстве осуществляется более глубокая человеческая деятельность, выросшая за заложенные пределы, в основе которой лежат познавательные, игровые и коммуникативные компоненты. Интернет является не только и не столько технологией, сколько новой социальной реальностью, пространством, где происходят взаимодействия между личностями и персонами, информация производится и потребляется с невиданной скоростью, появляются сильные и слабые связи, а потом все это переносится на мир реальный. Интернет — это уникальное социальное явление, институт взаимодействия со всей социальной и культурной системой постиндустриального общества, основной характеристикой которого является коммуникативность [2].
Интернет превратился в важнейшую часть социальных коммуникаций. Социальная информация интенсивно создается, делится и распространяется в Интернете, тем самым преобразуя виртуальные коммуникации до того, что виртуальные процессы зачастую имеют большую значимость, чем процессы реальные. Разнообразная тематика сетевых ресурсов полностью отражает разнообразие реальной жизни, а сам Интернет уже давно слился со всеми сферами жизни общества. Распространенность Интернета подготовила идеальные условия для создания в новой среде принципиально новых способов коммуникации, равносильно применимых к политике, науке, бизнесу, повседневному общению и развлечениям.
Интернет уже нельзя рассматривать просто как глобальную компьютерную сеть, сейчас Интернет - это платформа нового виртуального мира, «новое измерение», существующее наряду с реальной социальной жизнью и отражающее ее особенности. В этой среде поведение людей регулируется другими нормами морали и этики, основанными на порой ложных ощущениях анонимности и безнаказанности [1].
Интернет не просто сводится к техническим решениям, позволяющим людям общаться друг с другом, но представляет сильное сообщество людей, активно действующих в Интернет-среде, и поэтому такое сообщество
должно изучаться как некое одно целое, включающее компьютерно опосредованное объединение социальных взаимодействий.
В период с июля по август было опрошено 419 человек с использованием технологий Google и опросом, распространяемым вирусно, в среде бло-гов, социальных сетей и подобных сервисов. 66 % опрошенных - мужчины, а возрастная группа разнится от 14 до 40 лет. Большинство опрошенных состоят в группе от 20 до 35 лет. При этом 38,6 % опрошенных - учащиеся, а 33,6 % респондентов работают в сфере IT. Что неудивительно, ведь именно такой портрет среднестатистического активного пользователя сети Интернет является самым распространенным. Таким образом, можно сказать, что выборка представляет собой аккуратный срез активных пользователей сети Интернет.
В результате проведенного исследования мы подтвердили то, что подавляющее большинство современных, активных пользователей Интернета пользуются компьютером у себя дома. Что неудивительно, ведь за последнее десятилетие персональные компьютеры получили широкое распространение и присутствуют почти в каждом доме. Половина опрошенных отметили, что они пользуются компьютером на работе, подтверждая это заявление.
45 % опрошенных заявили,что они пользуются Интернетом 7-8 ч в день, а 40 % опрошенных вообще пользуются Интернетом круглосуточно. С развитием новых способов выхода в Интернет исчезла необходимость специальных знаний или оборудования для выхода в Интернет, что также поспособствовало его широкому распространению. Это подтверждается тем, что почти все опрошенные пользуются безлимитным выходом в Интернет (ADSL).
Проводя большую часть времени в Интернете, респонденты предпочитают проводить время в социальных сетях и блогах, вытеснив ими новостные сайты, форумы и другие, устаревшие формы Интернет флокинга. Треть респондентов проводят время в онлайн играх, которые также снабжены огромным социализирующим аппаратом и даже позволяют соединяться с социальными сетями. Таким образом, постоянный режим онлайн превратил времяпрепровождение в Интернете в постоянный социальный процесс, объединяя различные сетевые взаимодействия и привязывая их к более реализованным интернет аватарам, чем никогда прежде.
Обмен знаниями - основной процесс, привлекающий респондентов в сеть, они проявляют интерес к жизни других людей или просто хотят поболтать. С оперсонализацией Интернет коммуникации меньше людей стала привлекать анонимность или раскованность поведения в Интернете. Также меньше людей находят отталкивающим от общения в Интернете безнаказанность или отсутствие обязательств, но превосходящее количество пользователей не терпят безграмотности. Интернет стал легкодоступен и популярен, снизившийся порог знаний, нужный для доступа в Интернет, позволил пользователям разных социальных групп использовать его в повседневной жизни и работе. Людям удобнее использовать реальные имена для общения в Интернете, таким образом они могут пытаться перенести реальный авторитет в хаос виртуального общения, отсюда и пониженная отталкиваемость анонимности и безнаказанности.
Треть опрошенных являются учащимися, а еще треть работает в сфере IT. Учащиеся используют Интернет для облегчения учебы, а 58 % опрошенных заявили, что предпочитают электронные книги обычным. Таким образом, можно сказать что студентам проще использовать быстро и легкодоступные знания, расположенные в Интернете, чем библиотечные фонды или другие способы. Несмотря на то, что 66 % респондентов считают, что Интернет положительно влияет на их работу/учебу, данные, расположенные в Интернете, не всегда соответствуют реальности и могут представлять ошибочные мнения.
Несмотря на это, большая часть опрошенных заявили, что Интернет позитивно повлиял на их общение в реальной жизни, открывая новые способы общения с друзьями и позволяя расширить круг общения, завести новых знакомых. Социальная пронизанность современного Интернета фактически вынуждает современных пользователей общаться, практически каждый сайт обладает полем для комментариев и интеграцией социальных сетей. Однако 86 % опрошенных заявляют, что они нашли хороших знакомых в Интернете, так что социальная интеграция является скорее следствием пользовательской заинтересованности.
79 % опрошенных считают, что не могут обойтись без Интернета в повседневной жизни, а 75 % считают себя опытными пользователями. Несмотря на это только 52 % заявили, что займутся другими делами, если у них исчезнет Интернет, остальные попытаются восстановить доступ в Интернет. 79 % опрошенных признают, что верят в существование интернет-зависимости, а 65 % респондентов заявили, что у них были проблемы с личной жизнью или учебой из-за Интернета. Таким образом, можно сказать, что Интернет глубоко проник в жизнь современных пользователей сети Интернет, а 59 % респондентов отметили, что они изредка заказывают товары через Интернет.
Учитывая что 54 % респондентов пользуются Интернетом 5-10 лет, можно сказать, что именно распространение технологии безразрывного доступа в Интернет и развитие социальных сетей позволили разрастись пользовательской базе и фактически помогли одним пользователям привести других пользователей, неудивительно что 84 % пользователей считают Интернет полезным открытием.
Таким образом, можно утверждать, что в современном мире Интернет проник во все сферы деятельности, иногда даже становясь сферой деятельности, во многом это произошло благодаря его доступности и социальной составляющей, которая работает по принципу сети, когда одни участники втягивают других участников, в том числе помогая им разобраться с тем, как этой сетью пользоваться.
Литература
1. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-н/Д.: Дон. гос. техн. ун-т, 1999. 246 с.
2. Полонская Е.Л. Язык HTML. Самоучитель // Диалектика. М.: Вильямс, 2003. 320 с.
3. Ross Dawson. Getting Results From Crowds: The definitive guide to using crowd-sourcing to grow your business. URL: http://www.resultsfromcrowds.com/ (дата обращения 20.11.2012).
4. Перспективные технологии: итоги и прогнозы. URL: http://www.compress.ru/ article.aspx?id=17110&iid=792 (дата обращения: 16.11.2012).
Bibliography
1. NegodaevI.A. Na putjah k informacionnomu obshhestvu. Rostov-n/D.: Don. gos. tehn. un-t, 1999. 246 p.
2. Polonskaja E.L. Jazyk HTML. Samouchitel' // Dialektika. M.: Vil'jams, 2003. 320 p.
3. Ross Dawson. Getting Results From Crowds: The definitive guide to using crowd-sourcing to grow your business. URL: http://www.resultsfromcrowds.com/ (data ob-rashhenija 20.11.2012).
4. Perspektivnye tehnologii: itogi i prognozy. URL: http://www.compress.ru/article. aspx?id=17110&iid=792 (data obrashhenija: 16.11.2012).