Научная статья на тему 'Исследование портрета активного пользователя сети Интернет'

Исследование портрета активного пользователя сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1082
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ВИРТУАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / АНОНИМНОСТЬ / КАТЕГОРИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / SOCIETY / VIRTUALIZATION / VIRTUAL COMMUNICATION / ANONYMITY / CATEGORIZATION / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заморкин Антон Алексеевич

В статье рассмотрены результаты исследования портрета современного, активного пользователя сети Интернет. Выявлены характерные черты современных активных пользователей сети Интернет, категории пользователей, а так же проникновение виртуальных коммуникаций в их жизнь, взаимодействия пользователей и сделан ряд выводов о развитии и распространении виртуальных коммуникаций среди современных пользователей сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF A PORTRAIT OF ACTIVE INTERNET USER

The article considers results of the study of a portrait of modern active Internet user. Features of modern active Internet users, users categories as well as invasion of virtual communication into our life, users interaction are revealed. A number of conclusions on the development and spread of virtual communication among modern Internet users is drawn.

Текст научной работы на тему «Исследование портрета активного пользователя сети Интернет»

УДК 316.776

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРТРЕТА АКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А.А. Заморкин

Ставропольский государственный университет E-mail: zuruz@mail.ru

В статье рассмотрены результаты исследования портрета современного, активного пользователя сети Интернет. Выявлены характерные черты современных активных пользователей сети Интернет, категории пользователей, а также проникновение виртуальных коммуникаций в их жизнь, взаимодействия пользователей и сделан ряд выводов о развитии и распространении виртуальных коммуникаций среди современных пользователей сети Интернет.

Ключевые слова: общество, виртуализация, виртуальные коммуникации, анонимность, категоризация, информатизация.

RESEARCH OF A PORTRAIT OF ACTIVE INTERNET USER

A.A. Zamorkin

Stavropol State University E-mail: zuruz@mail.ru

The article considers results of the study of a portrait of modern active Internet user. Features of modern active Internet users, users categories as well as invasion of virtual communication into our life, users interaction are revealed. A number of conclusions on the development and spread of virtual communication among modern Internet users is drawn.

Key words: society, virtualization, virtual communication, anonymity, categorization, informatization.

Рост значимости информации как одного из главнейших двигателей человеческого прогресса, а также ее новая скорость и огромная интенсивность значительно меняют не только человека и его мир, но и их взаимоотношения, продвигая информационную среду как основную среду для ведения профессиональной и ежедневной деятельности. Рост виртуальной среды и ее проникновение во все сферы жизни приводит к тому, что она в значительной степени влияет на развитие и жизненный процесс мирового сообщества в целом, а это приводит к неизбежному изменению социальных структур и систем.

Социальные виртуальные мультимедиа эволюционировали стандартные модели и средства массовой коммуникации, создав открытое информационное общество, с новыми, глобальными возможностями массовой коммуникации. Это привело к огромному информационному голоду, формирующему информационно зависимую экономику, ведомую информацией, ее ценностью и доступностью. Современные реалии, такие как недавние попытки ограничить доступ к глобальной сети Интернет в различных странах, наглядно доказывают как и проникновение виртуальных коммуникаций в жизнь, так и сложность их блокировки [3].

© Заморкин А.А., 2013

Все происходящее в поле технического и технологического прогресса не просто непосредственно влияет на социальное общество и мировой уровень научных знаний, с вышеупомянутым развитием глобальных коммуникаций практически любые открытия и изобретения в течение нескольких лет становятся доступными для широкой общественности, что сдвигает их приоритеты в сторону социальной природы.

Уже давно главную роль в информатизации общества играет глобальная компьютерная сеть Интернет, посредством которой происходит невероятно огромное количество новых и зачастую уникальных форм человеческого общения и поведения. Сеть Интернет - это уникальная совокупность взаимодействий и модифицированных социальных отношений, институтов, групп и сообществ, объединенных различными типами связей, общих интересов и типами информации, на платформе компьютерно опосредованных линий и характеризуемая единым временем и пространством с особыми характеристиками [4].

В отличие от Интернет-среды прошлого века, теперь типичное поведение обычного пользователя не ограничивается простым поиском, обработкой и передачей информации. В новом виртуальном пространстве осуществляется более глубокая человеческая деятельность, выросшая за заложенные пределы, в основе которой лежат познавательные, игровые и коммуникативные компоненты. Интернет является не только и не столько технологией, сколько новой социальной реальностью, пространством, где происходят взаимодействия между личностями и персонами, информация производится и потребляется с невиданной скоростью, появляются сильные и слабые связи, а потом все это переносится на мир реальный. Интернет — это уникальное социальное явление, институт взаимодействия со всей социальной и культурной системой постиндустриального общества, основной характеристикой которого является коммуникативность [2].

Интернет превратился в важнейшую часть социальных коммуникаций. Социальная информация интенсивно создается, делится и распространяется в Интернете, тем самым преобразуя виртуальные коммуникации до того, что виртуальные процессы зачастую имеют большую значимость, чем процессы реальные. Разнообразная тематика сетевых ресурсов полностью отражает разнообразие реальной жизни, а сам Интернет уже давно слился со всеми сферами жизни общества. Распространенность Интернета подготовила идеальные условия для создания в новой среде принципиально новых способов коммуникации, равносильно применимых к политике, науке, бизнесу, повседневному общению и развлечениям.

Интернет уже нельзя рассматривать просто как глобальную компьютерную сеть, сейчас Интернет - это платформа нового виртуального мира, «новое измерение», существующее наряду с реальной социальной жизнью и отражающее ее особенности. В этой среде поведение людей регулируется другими нормами морали и этики, основанными на порой ложных ощущениях анонимности и безнаказанности [1].

Интернет не просто сводится к техническим решениям, позволяющим людям общаться друг с другом, но представляет сильное сообщество людей, активно действующих в Интернет-среде, и поэтому такое сообщество

должно изучаться как некое одно целое, включающее компьютерно опосредованное объединение социальных взаимодействий.

В период с июля по август было опрошено 419 человек с использованием технологий Google и опросом, распространяемым вирусно, в среде бло-гов, социальных сетей и подобных сервисов. 66 % опрошенных - мужчины, а возрастная группа разнится от 14 до 40 лет. Большинство опрошенных состоят в группе от 20 до 35 лет. При этом 38,6 % опрошенных - учащиеся, а 33,6 % респондентов работают в сфере IT. Что неудивительно, ведь именно такой портрет среднестатистического активного пользователя сети Интернет является самым распространенным. Таким образом, можно сказать, что выборка представляет собой аккуратный срез активных пользователей сети Интернет.

В результате проведенного исследования мы подтвердили то, что подавляющее большинство современных, активных пользователей Интернета пользуются компьютером у себя дома. Что неудивительно, ведь за последнее десятилетие персональные компьютеры получили широкое распространение и присутствуют почти в каждом доме. Половина опрошенных отметили, что они пользуются компьютером на работе, подтверждая это заявление.

45 % опрошенных заявили,что они пользуются Интернетом 7-8 ч в день, а 40 % опрошенных вообще пользуются Интернетом круглосуточно. С развитием новых способов выхода в Интернет исчезла необходимость специальных знаний или оборудования для выхода в Интернет, что также поспособствовало его широкому распространению. Это подтверждается тем, что почти все опрошенные пользуются безлимитным выходом в Интернет (ADSL).

Проводя большую часть времени в Интернете, респонденты предпочитают проводить время в социальных сетях и блогах, вытеснив ими новостные сайты, форумы и другие, устаревшие формы Интернет флокинга. Треть респондентов проводят время в онлайн играх, которые также снабжены огромным социализирующим аппаратом и даже позволяют соединяться с социальными сетями. Таким образом, постоянный режим онлайн превратил времяпрепровождение в Интернете в постоянный социальный процесс, объединяя различные сетевые взаимодействия и привязывая их к более реализованным интернет аватарам, чем никогда прежде.

Обмен знаниями - основной процесс, привлекающий респондентов в сеть, они проявляют интерес к жизни других людей или просто хотят поболтать. С оперсонализацией Интернет коммуникации меньше людей стала привлекать анонимность или раскованность поведения в Интернете. Также меньше людей находят отталкивающим от общения в Интернете безнаказанность или отсутствие обязательств, но превосходящее количество пользователей не терпят безграмотности. Интернет стал легкодоступен и популярен, снизившийся порог знаний, нужный для доступа в Интернет, позволил пользователям разных социальных групп использовать его в повседневной жизни и работе. Людям удобнее использовать реальные имена для общения в Интернете, таким образом они могут пытаться перенести реальный авторитет в хаос виртуального общения, отсюда и пониженная отталкиваемость анонимности и безнаказанности.

Треть опрошенных являются учащимися, а еще треть работает в сфере IT. Учащиеся используют Интернет для облегчения учебы, а 58 % опрошенных заявили, что предпочитают электронные книги обычным. Таким образом, можно сказать что студентам проще использовать быстро и легкодоступные знания, расположенные в Интернете, чем библиотечные фонды или другие способы. Несмотря на то, что 66 % респондентов считают, что Интернет положительно влияет на их работу/учебу, данные, расположенные в Интернете, не всегда соответствуют реальности и могут представлять ошибочные мнения.

Несмотря на это, большая часть опрошенных заявили, что Интернет позитивно повлиял на их общение в реальной жизни, открывая новые способы общения с друзьями и позволяя расширить круг общения, завести новых знакомых. Социальная пронизанность современного Интернета фактически вынуждает современных пользователей общаться, практически каждый сайт обладает полем для комментариев и интеграцией социальных сетей. Однако 86 % опрошенных заявляют, что они нашли хороших знакомых в Интернете, так что социальная интеграция является скорее следствием пользовательской заинтересованности.

79 % опрошенных считают, что не могут обойтись без Интернета в повседневной жизни, а 75 % считают себя опытными пользователями. Несмотря на это только 52 % заявили, что займутся другими делами, если у них исчезнет Интернет, остальные попытаются восстановить доступ в Интернет. 79 % опрошенных признают, что верят в существование интернет-зависимости, а 65 % респондентов заявили, что у них были проблемы с личной жизнью или учебой из-за Интернета. Таким образом, можно сказать, что Интернет глубоко проник в жизнь современных пользователей сети Интернет, а 59 % респондентов отметили, что они изредка заказывают товары через Интернет.

Учитывая что 54 % респондентов пользуются Интернетом 5-10 лет, можно сказать, что именно распространение технологии безразрывного доступа в Интернет и развитие социальных сетей позволили разрастись пользовательской базе и фактически помогли одним пользователям привести других пользователей, неудивительно что 84 % пользователей считают Интернет полезным открытием.

Таким образом, можно утверждать, что в современном мире Интернет проник во все сферы деятельности, иногда даже становясь сферой деятельности, во многом это произошло благодаря его доступности и социальной составляющей, которая работает по принципу сети, когда одни участники втягивают других участников, в том числе помогая им разобраться с тем, как этой сетью пользоваться.

Литература

1. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов-н/Д.: Дон. гос. техн. ун-т, 1999. 246 с.

2. Полонская Е.Л. Язык HTML. Самоучитель // Диалектика. М.: Вильямс, 2003. 320 с.

3. Ross Dawson. Getting Results From Crowds: The definitive guide to using crowd-sourcing to grow your business. URL: http://www.resultsfromcrowds.com/ (дата обращения 20.11.2012).

4. Перспективные технологии: итоги и прогнозы. URL: http://www.compress.ru/ article.aspx?id=17110&iid=792 (дата обращения: 16.11.2012).

Bibliography

1. NegodaevI.A. Na putjah k informacionnomu obshhestvu. Rostov-n/D.: Don. gos. tehn. un-t, 1999. 246 p.

2. Polonskaja E.L. Jazyk HTML. Samouchitel' // Dialektika. M.: Vil'jams, 2003. 320 p.

3. Ross Dawson. Getting Results From Crowds: The definitive guide to using crowd-sourcing to grow your business. URL: http://www.resultsfromcrowds.com/ (data ob-rashhenija 20.11.2012).

4. Perspektivnye tehnologii: itogi i prognozy. URL: http://www.compress.ru/article. aspx?id=17110&iid=792 (data obrashhenija: 16.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.