Научная статья на тему 'Исследование понятия транспортного обслуживания'

Исследование понятия транспортного обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14651
882
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ УСЛУГА / ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТРАНСПОРТНЫМИ КОМПАНИЯМИ / TRANSPORTATION SERVICING / TRANSPORT SERVICE / PRODUCTION OF TRANSPORT / TRANSPORTATION PROCESS / INTERACTION BETWEEN THE CONSUMER OF TRANSPORTATION SERVICING AND TRANSPORT COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопарева И. Ю.

В статье раскрывается сущность понятия «транспортное обслуживание», обосновывается актуальность повышения его качества, сущность понятия «транспортное обслуживание», дается разграничение определений «транспортное обслуживание» и «транспортная услуга».Предложено определение транспортного обслуживания с точки зрения процесса, как части системы экономических отношений в сфере обращения и распределения товаров, который представляется в виде совокупности его элементов, состоящих из продукции транспорта, транспортного процесса и организации взаимодействия между пользователем транспортного обслуживания и транспортными компаниями. Уточнены основные особенности транспортных услуг, влияющих на оценку их качества, разработана структура транспортного обслуживания. Выполнена классификация по основным признакам: по уровню предоставляемого транспортного обслуживания; по виду потребителя, которому предоставляется обслуживание; по объему выполняемых работ; по характеру процесса, связанного с предоставлением определенной услуги; по размерам стоимости. Показано, что представление транспортного обслуживания в виде структуры позволяет более четко определиться с показателями оценки качества транспортного обслуживания, и методами их оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE CONCEPT OF TRANSPORTATION SERVICING

The article: reveals the essence of transportation servicing concept, provides the distinction of definitions of transportation servicing and transportation service, substantiates the actuality of transportation servicing quality improvement. suggests a definition of transportation servicing in terms of the process, as apart of the system of economic relations in the sphere of circulation and distribution of goods, which is represented as a complex of elements consisting of production of transportation, transportation process and organization of interaction between the consumer of transportation servicing and transport companies. clarifies the main features of transportation services, affecting evaluation their quality, develops the structure of transportation servicing. classifies transportation servicing by main criteria: level of transportation servicing provided; type of consumer of transportation servicing; volume of work performed; nature of the process associated with the provision of a particular service; cost amount. demonstrates that presentation of transportation servicing as a structure allows precisely define the indicators of transportation servicing quality evaluation as well as methods of evaluation.

Текст научной работы на тему «Исследование понятия транспортного обслуживания»

УДК 656

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Лопарева И.Ю., аспирант, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: [email protected]

В статье раскрывается сущность понятия «транспортное обслуживание», обосновываетсяактуальность повышения его качества, сущность понятия «транспортное обслуживание», дается разграничение определений «транспортное обслуживание» и «транспортная услуга».Предложено определение транспортного обслуживания с точки зрения процесса, как части системы экономических отношений в сфере обращения и распределения товаров, который представляется в виде совокупности его элементов, состоящих из продукции транспорта, транспортного процесса и организации взаимодействия между пользователем транспортного обслуживания и транспортными компаниями. Уточнены основные особенности транспортных услуг, влияющих на оценку их качества, разработана структура транспортного обслуживания. Выполнена классификация по основным признакам: - по уровню предоставляемого транспортного обслуживания; - по виду потребителя, которому предоставляется обслуживание; - по объему выполняемых работ; - по характеру процесса, связанного с предоставлением определенной услуги; - по размерамстоимости. Показано, что представление транспортного обслуживания в виде структуры позволяет более четко определиться с показателями оценки качества транспортного обслуживания, и методами их оценки.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, транспортная услуга, продукция транспорта, транспортный процесс, взаимодействия между пользователем транспортного обслуживания и транспортными компаниями.

RESEARCH OF THE CONCEPT OF TRANSPORTATION SERVICING

Lopareva I., the post-graduated student, FSEIHE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»,

e-mail: [email protected]

The article:

- reveals the essence of transportation servicing concept, provides the distinction of definitions of transportation servicing and transportation service, substantiates the actuality of transportation servicing quality improvement.

- suggests a definition of transportation servicing in terms of the process, as apart of the system of economic relations in the sphere of circulation and distribution of goods, which is represented as a complex of elements consisting of production of transportation, transportation process and organization of interaction between the consumer of transportation servicing and transport companies.

- clarifies the main features of transportation services, affecting evaluation their quality, develops the structure of transportation servicing.

- classifies transportation servicing by main criteria: level of transportation servicing provided; type of consumer of transportation servicing; volume of work performed; nature of the process associated with the provision of a particular service; cost amount.

- demonstrates that presentation of transportation servicing as a structure allows precisely define the indicators of transportation servicing quality evaluation as well as methods of evaluation.

Keywords: transportation servicing, transport service, production of transport, transportation process, interaction between the consumer of transportation servicing and transport companies.

За последние годы в концепциях развития транспортной отрасли, транспортных стратегиях[12,13]уделяется много внимания повышению качества транспортного обслуживания,но при этом во многие авторырассматривают его точечно, то есть один фактор влияет исключительно на качество того или иного признака, приравнивают понятия услуга и обслуживание.Поэтому ввиду сложности понятия «транспортное обслуживание»многие мероприятия, которые направлены на повышение его качества, не дают ощутимых результатов, в связи не с недостаточно проработанной методологический и методической основой.

В соответствие с этим необходимо более глубоко проработать теоретические основы иметодические подходы, связанные с понятиями:«транспортное обслуживание»,«качество транспортного обслуживания», четко определить его структуру, выявить различие понятий «транспортное обслуживание» и «транспортная услуга», выполнить классификацию и на этой основе обосновать показатели качества, методы их оценки.

Анализ специальной литературы показал, что во многих случаях понятие транспортного обслуживания часто сопоставляют с понятиемтранспортные услуги, что представляется недостаточно теоретически и методически обосновано.[1,2,3]

Транспортное обслуживание понятие более сложное, так как клиент воспринимает его с точки зрения предоставляемых услуг, уровня организации транспортного процесса и взаимодействия с пользователями транспортныхуслуг. Понятие же услуги представляет собой в обобщенном понимании результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

В различных источниках понятие «услуга» трактуется по-разному, но все определения делают акцент на услуге - как результат деятельности:

- По определению американского специалиста по маркетингу Ф.Котлера, услуга — это любое мероприятие, которое одна сторона может предложить другой.[4]

- По определению услуги, данному К.Марксом, «это выражение

означает вообще не что иное, как ту особенную потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуга» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности».[5]

- ГОСТ Р 51006-96 дает определение транспортной услуги как результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.[6]

Проанализировав вышеуказанные определения, можно сделать вывод, что услуга - это результат деятельности, связанный с обменом стоимостей, направленный на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса, который не сводится к передаче права собственности за некоторый материальный продукт. В то время как обслуживание это процесс предоставления услуг и поэтому можно сказать, что услуги - это элемент обслуживания.

В современной литературе существует множество подходов к определению понятия транспортное обслуживание. Часть определений акцентируют внимание на том, что транспортное обслуживание это деятельность.

По мнению А.Н. Азрилияна, транспортное обслуживание - конечный результат деятельности транспортных предприятий по выполнению договора перевозки. Представляет совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих реализацию транспортной продукции (услуги) перед его заказчиком (продавцом или покупателем). [10]

Миротин Л.Б. определяет транспортное обслуживание как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг. [7]

Транспортное обслуживание можно приравнять к понятию транспортный сервис - деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.[8,9]

Другие определения акцентируют внимание на процессе и определяют транспортное обслуживание как процесс предоставления транспортных услуг в соответствии с установленными нормами и требованиями.[1]

Обслуживание в целом можно определить как процесс предоставления комплекса услуг или какой-либо отдельной услуги, которая сможет удовлетворить потребности клиента.

В результате анализа,представляется целесообразным отдавать приоритет процессу и можно говорить, что транспортное обслуживание -это процесс,как часть системы экономических отношений в сфере обращения и распределения товаров, который представляется в виде совокупностиего элементов, состоящих из продукции транспорта, транспортного процесса и организации взаимодействия между пользователем транспортного обслуживания и транспортными компаниями.

Говоря о сложности такого понятия как транспортное обслуживание и рассматривая его с точки зрения клиента, который в последующем будет его оценивать, целесообразно привести структуру транспортного обслуживания(рисунок 1). Структурирование транспортного обслуживания позволяет более полно определить свойства элементов, что в последующем влияет на выбор показателей качества и методы их оценки. Обоснованный выбор номенклатуры показателей качества имеет принципиальное значение, поскольку допущенные при этом просчеты и ошибки дают искаженную картину фактического уровня качества перевозок.

Первым структурным элементом является транспортная продукция,котораяможет быть представлена состоящей из двух элементов-перемещение (материальная составляющая) и услуги, сопутствующие процессу перемещения (нематериальная составляющая).

Перечень услуг включает в себя:

- непосредственно перевозку грузов;

- все работы по погрузке-разгрузке;

- складские услуги: хранение грузов, кросс-докинг;

- нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобозначений;

- подачу отремонтированных или новых средств транспорта;

- предоставление средств перевозки в аренду или напрокат;

- все экспедиционные и транспортные услуги;

- некоторые транспортные услуги другого вида.

Существует ряд особенностей, характерных для такого понятия

как транспортная услуга:

• услуги не могут существовать вне процесса их предоставления (т.е. они не могут накапливаться);

• продажа услуг - это фактически продажа самого процесса труда, поэтому качество услуг определяется качеством самого процесса труда;

• услуги представляют собой конкретную потребительную стоимость только в определенное время и в конкретном месте или направлении, что существенно ограничивает возможность их замен на рынке услуг;

• услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и/или предваряющим процесс материального производства;

• каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;

• в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия к информации;

• оказанная услуга не может быть выполнена вновь;

• память о хорошей услуге мимолетна, плохая же услуга помнится долго;

• услуги неосязаемы;

Рисунок 1. Структура транспортного обслуживания

Рисунок 2. Классификация

• потребитель услуг зачастую сам участвует в процессе оказания услуг;

• потребитель услуг не становится собственником их;

• оказание услуг - это процесс, и он не может быть протестирован перед оплатой;

• процесс оказания услуг может состоять из системы более мелких действий, тогда как качество зависит от итоговой оценки.[7,9]

Вторымструктурным элементомтранспортного обслуживания является транспортныйпроцесс, который представляет собойсово-купность действий взаимоувязанных технических средств и живого труда, в результате которых происходит изменение пространственного состояния грузов.

В организацию транспортного процесса входит:

-согласование условие перевозки;

-предоставление требуемого оборудования, тары;

-выбор оптимальной схемы доставки с учетом ставки на перевозку;

-закрепление договора нормативными документами;

-согласование дополнительных услуг;

-подготовка заявок на размещение груза на судне и в порту;

-подготовка груза к перевозке;

-предоставление всех необходимых документов в порт;

транспортного обслуживания

-в случае использования наземных транспортных средств, согласование времени подачи;

-предоставление информации о графике следования груза и соблюдение норм и правил перевозки, действующих на соответствующих видах транспорта;

-предоставление необходимых документов на груз, целостность упаковки и наличие пломб;

- подписание и оплата счетов по выполненным операциям;

- рассмотрение взаимных претензий.

Взаимодействия между пользователем транспортного обслуживания и транспортными компаниями- это третий структурный элементпроцесса обслуживания, он включают в себя:

- приспособляемость к требованиям клиента (гибкость обслуживания)

- характер отношения персонала к потребителям (благожелательное, недружелюбное)

- возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза.

- точность и своевременность исполнения.

Предоставление услуг при перевозке грузов на морском транспорте по объему, срокам, и условиям обслуживания должно соответствовать требованиям, согласованным с грузоотправителем или

132 ТЯАШРОЯТ БШТКЕББ Ш ЯШЗТА | №1 2017 |

грузополучателем, и транспортным документам, утвержденным в установленном порядке.

Для оценки уровня транспортного обслуживания целесообразно выполнить классификацию транспортного обслуживания (рисунок 2)в зависимости от следующих признаков:

- по объекту транспортного обслуживания;

- по виду потребителя, которому предоставляется обслуживание;

- по объему выполняемых работ;

- по характеру процесса, связанного с предоставлением определенной услуги;

- по уровню транспортного обслуживания.

Таким образом, выполненные исследования еще раз подчеркивают необходимость строгого разграничения понятий «транспортное обслуживание» и «транспортная услуга», определение транспортного обслуживания с точки зрения процесса, как части системы экономических отношений в сфере обращения и распределения товаров, который представляется в виде совокупностиего элементов, состоящих из транспортной продукции, технологического процесса и взаимоотношений между участниками транспортного процесса.

Представление транспортного обслуживания в виде структуры позволяет более четко определиться со свойствами, формирующими качество транспортного обслуживания, показателями качества, методами их оценки, что даст возможность наиболее точно оценить его уровень.

Литература:

1) Демьянович И.В., Экспертные методы решения проблем качества транспортных услуг, Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010г.

2) Соколов Ю.И. Экономика качества транспортного обслуживания грузовладельцев. М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте»,2011. - 184 с.

3) Николашин В. М. Логистика: популярный термин или методология системного совершенствования транспортного обслуживания // Железнодорожный транспорт. — 2004. — № 2. — С. 74 — 80.

4) Филип Котлер, Магке1:^Еззеп1:1ак(Основы маркетинга), перевод с английского В. Б. Боброва, под ред. Е. М. Пеньковой, Москва,

Издательство Прогресс, 1991, ББК 65.9 (7 США).

5) Маркс К. Сочинения. - М. : 1965. - Т. 23. - 483 с.

6) ГОСТ Р 51005-96 , Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества, Госстандарт России, Москва.

7) В.М. Николашин, Монография «Оптимизация функционирования транспортно - логистических систем» -М. МИИТ 320 стр., 2007г.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) Миротин Л. Б. ,Транспортная логистика, издат. "Экзамен", 2002г.

9) Л.Б.Миротин. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах- М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

10) Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е. В. Новый экономический словарь. Издательство: Омега-Л, 2008г.- 1472с.

11) Логистические аспекты функционирования транспорта [Электронный ресурс].- http://www.cfin.ru/management/manufact/ transport_log_1.shtml

12) Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. — М., 2008, (в редакции распоряжения Российской Федерации от 11июня 2014г. № 1032-р) // Официальный сайт министерства транспорта Российской Федерации www.mintrans.ru.

14) Федеральные и региональные транспортные стратегии [Электронный ресурс].- http://www.morproekt.ru/uslugi/programmy-razvitiya- transporta/federalnye-i- regionalnye-transportnye-strategii. html

13) Демьянович И. В. журнал «Актуальные вопросы экономических наук» , выпуск № 11-2 Новосибирск., Научно-издательский центр "Открытие", 2010 г.

14) Лопарева И.Ю. «Показатели качества транспортного обслуживания грузовладельцев» Актуальные проблемы экономики и управления на водном транспорте: материалы науч.-практ. конференции. 16 октября 2014 г. /отв. ред. проф. Т. А. Пантина, проф. И.П. Скобелева, доц. С.Е. Гуляевский. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2014. - 320 с.

15) Королёва Е. А. Проблемы формирования качества транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок /Е. А. Королёва, Е. В. Филатова // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - №1(29). - C. 130-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.