Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ» И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ» И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
семейное воспитание / стили семейного воспитания / семья / детско6родительские отношения / демократический стиль.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таутабаева Айгерим Азаматовна

В статье приведены результаты исследование стилей семейного воспитания. В современной литературе можно встретить множество классификаций стилей семейного воспитания. Традиционно выделяют 3 стиля семейного воспитания. Это либеральный, авторитарный и демократический. Самый оптимальный стиль семейного воспитания это демократический. При этом, редко бывает так, что присутствует только один стиль семейного воспитания. Мы опирались на классификацию по Д.Баумринда [1] и будем брать во внимания 4 стиля семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. По результатам исследования, преобладает демократический стиль семейного воспитания среди респондентов. При этом, в ходе исследования были выявлены ряд ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Таутабаева Айгерим Азаматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ» И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ»

УДК 159.9.07

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ» И СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

ТАУТАБАЕВА АЙГЕРИМ АЗАМАТОВНА

Магистрант 2 курс, Казахский национальный женский педагогический университет, Алматы,

Казахстан

Аннотация: В статье приведены результаты исследование стилей семейного воспитания. В современной литературе можно встретить множество классификаций стилей семейного воспитания. Традиционно выделяют 3 стиля семейного воспитания. Это либеральный, авторитарный и демократический. Самый оптимальный стиль семейного воспитания это демократический. При этом, редко бывает так, что присутствует только один стиль семейного воспитания. Мы опирались на классификацию по Д.Баумринда [1] и будем брать во внимания 4 стиля семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

По результатам исследования, преобладает демократический стиль семейного воспитания среди респондентов. При этом, в ходе исследования были выявлены ряд ограничений.

Ключевые слова: семейное воспитание, стили семейного воспитания, семья, детскобродительские отношения, демократический стиль.

В «Концепции семейной и гендерной политики в Республике Казахстан до 2030 года» отмечено, что,"семья - не только важнейшая группа, которая сопровождает весь жизненный цикл человека, но также и основа стабильного и устойчивого развития самого общества и условие благополучия государства. Семья имеет много проекций в реальной жизни - от нравственно-духовной до финансово- экономической. Она выполняет подавляющее число функций, связанных с репродукцией, воспитанием, разносторонней социализацией, передачей традиций, сохранением этнокультурных традиций". Кандидат психологических наук, М.П.Кабакова в своей монографии [2] утверждает, что, только опираясь на психологически благополучную и стабильную семью, можно решить такие серьезные проблемы, как социальное сиротство, воспитание будущего поколения в духе патриотизма и любви к своей родине, передача ему культурного и духовного наследия, борьба с асоциальными проявлениями современной жизни (наркоманией, алкоголизмом). По данным социологического исследования Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, 62 % родителей не уделяют достаточного времени собственным детям, 43 % - мало интересуются их проблемами, 50 % - нуждаются в консультациях педагога-психолога по вопросам профилактики внедрения деструктивных религиозных течений в школьную среду, до 70 % - нуждается в дополнительной помощи по обеспечению информационной безопасности детей. Семья является базовой социальной ячейкой общества. Формирование интеллектуальной нации начинается с семьи. Отечественные ученые исходят из того, что именно семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям и будущее государства прочно связано с ее развитием в материальном, физическом и духовном плане. Каждая семья тоже должна выполнять те цели и задачи, которые общество предъявляет к ней. Они определены в проекте Кодекса «О браке (супружестве) и семье» . Согласно закону «О Браке и семье», семья - круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака (супружества), родства, свойства, усыновления (удочерения) или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений. Укрепление института семьи - одно из важных направлений деятельности Национальной комиссии. Проблема семьи сейчас одна из актуальных. Как известно увеличилось количество разводов. В прошлом году по

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

данным Wisevoter, Казахстан по количеству разводов оказался на 16-м месте из 114 в мире. По данным Ре^еШ Previtera, обновленным 4 марта 2024 года, Казахстан — второй в мире по разводимости, после Мальдив. Коэффициент РК составил 4,6 на 1000 человек. Но, ведь именно в семье ребенок получает свой первый опыт взаимоотношений. Если дома царит атмосфера взаимного уважения и доверия между родителями и детьми, готовность психологически принять друг друга, дети вырастают более независимыми, самостоятельными и приспособленными к жизни, у них выше самооценка. Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». В нашем народе говорят так: «Эр адам ез тегше тартады». Способности свои ребенок наследует от родителей. Права была немецкий психолог Стефани Шталь [3] написав в своей книге, что «Каждому человеку необходимо место, где он чувствует себя защищенным и уверенным. Каждый человек ищет пространство, где он может расслабиться и быть самим собой. В идеальном случае таким местом должен быть родительский дом». Согласно исследованию семейного психолога Сабристовой [4], родительский дом - явление отвлеченное и отражает совокупность детско-родительских отношений, домашний очаг, основные ценности и традиции семьи, тем самым выступая одним из основных средств формирования личности подрастающего поколения. Именно в семье закладывается тот фундамент, с которым ребенок будет жить и опираться.

Определим понятие «стиль воспитания». Согласно психологическому словарю [5] «стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых (демократический — авторитарный), количеством запретов (ограничительный — попустительский) и т. п.». В зарубежной психологии предоставлены работы, описывающие стили семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из них. Согласно Овчаровой Р.В. [6] существует 3 стиля семейного воспитания.

Либеральный Авторитарный Демократический

Родительское безразличие Детская вседозволенность Полная свобода у детей Родители не считаются с мнением детей Угрозы и условия со стороны родителей Много ограничений и наказаний Родители открыты к диалогу с детьми Уважение Поддержка Забота

Таблица 1 - стили семейного воспитания согласно Овчаровой Р.В.

Как показано в таблица это стили: либеральный, авторитарный, демократический.

Подробнее ниже будет дано описание данных стилей.

Традиционной в психологии считается классификация стилей семейного воспитания, предложенная Д.Баумринд (Баумринд,1991). Американский психолог Д.Баумринд в 1960-х годах разработала концепцию стилей воспитания детей. Согласно Википедии, в классификации Дианы Баумринд выделяются три паттерна поведения или стиля, представляющих собой комбинацию из следующих элементов:

• зрелость требований,

• контроль,

• коммуникативность и образовательный эффект.

Сочетания этих элементов образуют разрешающий (либеральный), авторитарный и авторитетный стили родительского воспитания. Позже Э.Маккоби и Дж.Мартин добавили один дополнительный тиль к прежним трем, добавив индифферентный стиль. Таким образом, типология стилей родительского воспитания сейчас включает 4 типа: авторитетный,

авторитарный, либеральный и индифферентный. Авторитетный стиль характеризуется тёплым эмоциональным принятием ребёнка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учётом растущей компетентности детей. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей — командно-директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Поэтому не стоит путать авторитарный с авторитетным стилями воспитания. Либеральный стиль воспитания характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Индифферентный стиль воспитания определяется низкой вовлечённостью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и отчуждением в отношении ребенка, низким уровнем контроля, игнорированием интересов и потребностей ребенка, недостаточной защитой. Такие родители неактивно участвуют в жизни своих детей. В семье нет эмоциональной поддержки и строгой дисциплины тоже нет. Испанские исследователи выявили, что у детей, воспитанный таким стилем, самооценка ниже, чем у сверстников. Ученые полагают, что дело в отсутствии привязанности между детьми и взрослыми. В таких условиях дети становятся неуверенными в себе. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционной формы общения с ребёнком — демонстрация своего авторитета, власти родителей, требование безоговорочного послушания. Как правило, в этом случае имеет место низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жёсткость запретов и требований. Данный стиль воспитания способствует несамостоятельности ребёнка, его неспособности к лидерству, отсутствию инициативы, пассивности, низкой степени социальной и коммуникативной компетентности, низкому уровню социальной ответственности и моральной компетентности с ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики, воспитанные в таких семьях, нередко демонстрируют агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребёнка случаи — жёсткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребёнок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

Существуют и другие классификации [7] стилей семейного воспитания. Например, классификация Е.П.Алексеевой и Л.П.Кибардиной, которая включает в себя шесть стилей воспитания: 1) «воспитание по типу Золушки», 2) «воспитание постоянной опекой», 3) «воспитание по типу кумира семьи», 4) «воспитание равнодушием», 5 ) «воспитание подарками», 6) «воспитание доверием». Классификация А.В. Петровского, включает пять стилей: 1) «диктат», 2) «опека», 3) «невмешательство», 4) «паритет», 5) «сотрудничество». Данные квалификации отталкиваются от Д.Баумринд.

Анализ зарубежных и отечественных исследований показал что, роль семейного воспитания в развитие ребенка невозможно переоценить: семья является первым и важным фактором всестороннего развития ребенка. Каждой семье свойственен стиль воспитания, свой определённый способ взаимоотношения родителей и детей. На стиль воспитания влияют следующие факторы: образ жизни семьи, уровень культуры и образования, сфера занятости, представления и установки о воспитания, родовые сценарии, паттерну поведения и т д... В современной литературе можно встретить множество классификаций стилей семейного воспитания. Традиционно выделяют 3 стиля семейного воспитания. Это либеральный, авторитарный и демократический. Самый оптимальный стиль семейного воспитания это демократический. При этом, редко бывает так, что присутствует только один стиль семейного воспитания. Мы будем опираться на классификацию по Д.Баумринда [1]и будем брать во внимания 4 стиля семейного воспитания, как показано в таблице № 2: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Четыре стиля семейного воспитания Э. Маккоби и Дж. Мартина Три стиля семейного воспитания Дианы Баумринд

Требовательный Нетребовательный

Принятие Авторитетный/обучение личным примером Либеральный (потакающий)

Отвержен ие Авторитарный/тоталитарн ый Индифферентный/пренебрегаю щий

Таблица 2 - Четыре стиля семейного воспитания Э. Маккоби и Дж. Мартина Три стиля семейного воспитания Дианы Баумринд

1.1. Обоснование проблемы

Данное исследование понятия «семейное воспитания» и стилей семейного воспитания родителей проводится для измерения стилей семейного воспитания. Полагается, что самый оптимальный стиль семейного воспитания - это демократический стиль воспитания. Стиль семейного воспитания влияют на формирование личности ребенка и закладывает фундамент для будущего ребенка. Как известен, дети это наше будущее, потому важно изучать семейное воспитание и просвещать общество.

1.2. Цель и задачи исследования

Цель: изучение стилей семейного воспитания. Задачи:

1. Измерить шкалу: «демократический стиль воспитания»;

2. Измерить шкалу: «авторитарный стиль семейного воспитания»:

3. Измерить шкалу: «либеральный стиль семейного воспитания»:

4. Измерить шкалу: «индифферентный стиль семейного воспитания»;

2.Методология

Для того, чтобы собрать количественные данные исследования, нами была использована готовая форма анкетирование: «Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения». Анкета « Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения» состоит из двух частей. Первая часть - это раздел «Личная информация», который состоит из вопросов о демографической информации участников. В этом разделе есть вопросы о половой принадлежности, имя, адрес почты. Во второй основной части - утверждений на выявление стиля семейного воспитания, которые состоял из 57 вопросов. При ответах на вопросы используется метод фиксированных оценок с помощью шкалы Лайкерта, имеющей пятибалльную шкалу (от нуля, как «никогда», до четырех, как «всегда»). Подсчет баллов осуществляется по каждой шкале путем сложения баллов в соответствии с ключом методики.

4.2 Участники

Выборка. В исследование приняли участие 9 респондентов в возрасте от 30 до 50 лет. 8 матерей и 1 отец. Участниками выступили родители детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Результаты и их обсуждения

За основу исследований был выбран бланк опросника: «Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения». Авторы анкетирования Н. В. Кухтова, Е. И. Сотникова, М. Л. Белановская. Авторы опросника с целью [8] расширения доступного для исследователей диагностического инструментария проведена адаптация и модификация методики «The parenting styles and dimensions questionnaire» [9], позволяющая определить стили семейного воспитания детей и механизмы социального научения, которые раннее не изучались. Модифицированной методики включает 6 шкал: «Демократический стиль воспитания», «Авторитарный стиль воспитания», «Либеральный стиль воспитания», «Индифферентный стиль воспитания», «Подражание», «Идентификация».

Описание шкал

Шкала «демократический стиль воспитания» [8] выявляет родителей, которые проявляют теплоту и заботу, отзывчивость, выражают любовь и привязанность, помогают и поддерживают своего ребенка. Данный стиль воспитания характеризуется тем, что родители применяют по отношению к своему ребенку как разумные требования, так и высокую отзывчивость. Родители оказывают поддержку, помогают ребенку. Придерживаясь такого стиля воспитания, взрослые должны быть гибкими и принимать во внимание те цели, которые они ставят перед ребенком, способствуя тому, чтобы он макси- мально развивал свой потенциал. В таком случае дети являются более независимыми, активными, эмпатичными, с хорошо развитыми социальными навыками общения. Шкала включает в себя подшкалы: •измерение теплоты и поддержки;

• измерение регулирования (рассуждение/ индукция);

• измерение предоставления автономии (демократичность).

Шкала «авторитарный стиль воспитания» направлена на выявление родителей, которые проявляют высокий уровень контроля и низкий уровень эмоциональной отдачи, препятствуют свободному развитию личности ребенка. По отношению к ребенку взрослый использует постоянную критику, словесное унижение, прибегает к жестким дисциплинарным методам, критическим замечаниям, словесным и физическим наказаниям. Как следствие, дети обладают низкой самооценкой, имеют неразвитые коммуникативные навыки, склонны к психоло- гическим проблемам, в определенной степени способны проявлять агрессивное поведение. Шкала включает в себя подшкалы:

• физическое наказание;

• словесное наказание;

• карательное наказание.

Шкала «либеральный стиль воспитания» характеризует родителей с низким уровнем контроля и всеобщей дозволенностью. Данный стиль предполагает избегание наказаний, кри- тики и требований по отношению к своему ребенку. Либеральные родители удовлетворяют потребности детей, но не в состоянии установить надлежащие дисциплинарные требования для ребенка. Дети, воспитанные либеральными родителями, обладают эгоцентрическими тенденциями, слабым поведенческим контролем.

Шкала «индифферентный стиль семейного воспитания» направлена на выявление роди- телей, которые проявляют полное безразличие по отношению к своему ребенку, пренебрегают его потребностями. Индифферентный родительский стиль характеризуется низкой

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

отзывчивостью и требовательностью, предъявлением минимума требований. Дети таких родителей более импульсивны, в выражении собственных эмоций испытывают затруднения. Шкала «подражание» помогает выявить и оценить собственную модель социального поведения взрослого посредством наблюдения за социальными и трудовыми навыками ребенка, коммуникативной стороной общения с окружающими, эмоционально-волевой сферой в семейных и других ситуациях, отрефлексировать и осознать свою манеру поведения. Шкала «идентификация» направлена на по- нимание того, с кем по большей мере проис- ходит полоролевая идентификация у ребенка, на кого он/она стремится быть похожим в поведенческом и эмоциональном аспектах, лежащих в основе межличностной перцепции, индивидуально-типологических характеристик значимого другого человека (мама, папа).

Подсчитывались общее количество баллов по каждой шкале. Шкала(-ы), по которой(-ым) набрано наибольшее количество суммарных баллов, характеризует индивидуальный стиль семейного воспитания, а также меры наказания и поощрения по отношению к собственному ребенку.

Гистограмма 1 Показатель демократического стиля семейного воспитания

В гистограмме 1 «Показатель демократического стиля семейного воспитания» показаны результаты прошедшего анкетирования респондентами: «Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения». Самый максимальный баллы, 51. Самый минимально набранные баллы, 32.

30

25

20

15

10

Показатель авторитарного стиля семейного воспитания

123456789 10

5

0

Гистограмма 2 Показатель авторитарного стиля семейного воспитания

В гистограмме 1 «Показатель авторитарного стиля семейного воспитания» показаны результаты прошедшего анкетирования респондентами: «Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения». Самый максимальный баллы, 28. Самый минимально набранные баллы, 9.

Гистограмма 3 Показатель либерального стиля семейного воспитания

В гистограмме 3 «Показатель либерального стиля семейного воспитания» показаны результаты прошедшего анкетирования респондентами: «Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения». Самый максимальный баллы, 12. Самый минимально набранные баллы, 98.

Показатель индифферентного стиля

30

123456789 10

Гистограмма 4 Показатель индифферентного стиля семейного воспитания

В гистограмме 4 «Показатель индифферентного стиля семейного воспитания» показаны результаты прошедшего анкетирования респондентами: «Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения». Самый максимальный баллы, 28. Самый минимально набранные баллы, 7.

Заключение

Мы намеренно не стали показывать результаты шкал: «подражание, идентификация» так как целью исследования было измерить стили семейного воспитания. Проведение исследование показало, что, преобладает демократический стиль воспитания среди опрошенных респондентов. Мы намеренно не стали показывать результаты шкал: «подражание, идентификация» так как на интересовали только стили семейного воспитания. Шкала «демократический стиль воспитания» включает в себя измерение «теплоты, поддержки, индукции, рассуждение». Демократический стиль воспитания показывает, насколько теплые отношения, есть ли поддержка в отношение детей и родителей. По данным результатом степень теплоты, поддержки, взаимопонимания у респондентов высокий. Однако следует отметить ряд ограничений, выявленных в коде исследования. Во-первых, не стоит исключать того факта что, респонденты выбирали социально одобряемые ответы. Во-вторых, в исследование участвовали практически только матери, хотя для полной картины нужны также отцы в качестве респондентов. Отцы несут ответственность за дисциплину в семье, то есть в одной семье могут быть разные стили воспитания. Часто матери более мягче в воспитание, чем отцы. Также, в анкетирование есть недочеты. Шкалы «либеральный стиль», «индифферентный стиль» имеют меньше вопросов. Значит обычно максимальные баллы набираются по другим шкалам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Baumrind D. The influence of parenting style on adolescent competence and substance use // Journal of Early Adolescence. 1991. № 11. P. 56-95.

2. Кабакова М.П. Психологические особенности казахской семьи: монография- Алматы: ^азак университет^ 2018. - 288 c.

3. Шталь С. Ребенок в тебе должен обрести дом: вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки. - Москва: Эксмо, 2022. - 352 с.

4. Сабристова Е.В., Влияние стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника

5. А. Л. Венгер. Психология развития : словарь / ред. - Москва : PerSe ; СПб. : Речь, 2005. -175 с.; 25 см. - (Психологический лексикон : энцикл. слов. в шести томах).

6. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

7. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. 2017.

8. Н. В. Кухтова, Е. И. Сотникова, М. Л. Белановская , Измерение стилей семейного воспитания детей и механизмов социального научения , 2023

9. Robinson, C. C., Mandleco, B., Olsen, S. F., Hart, C. H. (2001) The parenting styles and dimensions questionnaire (PSQD). In: B. F. Perlmutter, J. Touliatos, G. W. Holden (eds.). Handbook of family measurement techniques. Vol. 3. Instruments & index. Thousand Oaks: Sage Publ., pp. 319-321. (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.