8(359) - 2014
Анализ видов экономической деятельности finutysis of types economic activity
УДК 332.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
RESEARCH OF CONCEPT OF CREATIVE INDUSTRIES AND ASSESSMENT OF THEIR INFLUENCE ON ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA
Мария Анатольевна КАМЕНСКИХ,
ассистентка кафедры экономики и организации промышленного производства, Пермский национальный исследовательский политехнический университет E-mail: [email protected]
В статье проанализированы основные подходы к определению понятия «креативные индустрии», выявлены взаимосвязи между понятиями ««творчество», «культурные индустрии», «креативные индустрии». Исследованы модели креативных индустрий, обоснован выбор наиболее приемлемой модели. Проанализированы статистические данные структуры и динамики производства креативных товаров и услуг в России, Канаде, Бразилии.
Ключевые слова: креативная экономика, творчество, креативные индустрии, Россия, Канада, Бразилия.
В настоящее время все большее число исследователей обращают пристальное внимание на развитие так называемой креативной экономики. Впервые понятие «креативная экономика» появилось в журнале BusinessWeek в статье под названием «Креативная экономика» от 28.08.2000. Конференция ООН по торговле и развитию дает следующее определение креативной экономики: креативная экономика - это развивающееся понятие, основой
Maria A. KAMENSKIKH,
Assistant of the Department of Economy and Organization of Industrial Production, Perm National Research Polytechnic University E-mail: [email protected]
In the article the main approaches to concept «creative industries» are analyzed, interrelations between the concepts «creativity», «cultural industries», «creative industries» are revealed. All existing creative industries models are investigated, the choice of the most acceptable model is reasonable. Statistical data of structures and dynamics production of creative goods and services in Russia, Canada, and Brazil are analyzed.
Keywords: creative economy, creativity, creative industries, Russia, Canada, Brazil.
такой экономики становятся креативные активы, за счет которых происходят экономический рост и развитие [5]. Данное направление активно развивается в течение последних двух десятилетий. Появление креативной экономики обусловлено необходимостью проведения междисциплинарных исследований для решения многих актуальных задач и поиска ответов на вопросы. Эта концепция, зародившаяся на стыке экономики, философии, социологии, куль-
турологии, вызвала много дискуссии и имеет своих сторонников и критиков.
Основополагающими работами в этоИ сфере считаются труды члена консультационного совета по креативноИ экономике ООН Д. Хокинса [8], экономиста и социолога Р. Флориды [7] и эксперта Всемирного банка Ч. Лэндри, в которых креативность рассматривается как атрибут успешного развития новоИ экономики [6]. На основе теорий основателей этого направления возможно описать креативную экономику как систему, состоящую из трех элементов: креативного города, креативного класса и креативных индустрии (рис. 1).
Изначально внимание к креативным индустриям было продиктовано таким объективным процессом, как переход к постиндустриальному развитию, появлению новых сфер, в первую очередь информационного сектора. Подобные тенденции провоцируют расширение видов деятельности, в первую очередь в сфере услуг, изменения в требованиях к работникам, в представлениях о рабочем месте и границах рабочего дня. Так как современная экономика по существу является экономикой знаний, на первый план выходят способности и умения наемной рабочей силы: интеллект, творчество и т. д. С удорожанием информации более остро встает вопрос о защите интеллектуальной собственности.
В 1950-1960-х гг. в Европе и США начинается процесс деиндустриализации. Многие отрасли промышленности активно перемещаются в страны с более дешевой рабочей силой. Вместе с этим начали освобождаться производственные помещения, которые в дальнейшем не использовались. Также
Креативный класс
Креативный город
Креативные индустрии
Рис. 1. Составляющие креативной экономики [4, с. 18]
многие работники оставались незанятыми. Все это порождало так называемые экономические ниши, которые могли использоваться для производства новых товаров и услуг.
За рубежом в 1960-е гг. начинается поиск новых приоритетов развития. Таковыми стали творческие индустрии. Благодаря способности увидеть новые ценности в традиционно затратных отраслях появился новый импульс в развитии. Творческий сектор, считавшийся второстепенным в экономическом развитии, стал рассматриваться как мощный производительный ресурс. Опустевшие помещения фабрик и заводов становятся центрами развития креативных индустрий, современного искусства, музеями, галереями [2]. Надо учесть, что это повлияло в свою очередь на структуру занятости, формы занятости и организации труда, а также источники доходов.
В настоящее время существует множество подходов к понятию «креативные индустрии». Основные определения этого понятия приведены в табл. 1.
Таблица 1 Подходы к определению понятия «креативные индустрии»
Источник Определение
Министерство культуры, СМИ и спорта Великобритании [12] Производство, основанное на творческом потенциале каждого отдельного человека, его умениях и талантах; при этом существует потенциал развития производства, увеличения прибыли, создания новых рабочих мест на основании использования данного потенциала и интеллектуальной собственности
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» [10] Термин, используемый для обозначения такой предпринимательской деятельности, при которой экономическая ценность продукции неразрывно связана с ее существованием в качестве элемента культуры
Ассоциация «Американцы за искусство» [9] Производство товаров и услуг, связанное с созданием и распространением как любительского, так и профессионального искусства
Центр идей (Гонконг) [11] Отрасли производства, которые создают товары и услуги, используя творческий потенциал и интеллектуальную собственность в качестве основных активов
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) [13] Культурные отрасли промышленности, культурные и артистические услуги как в живом исполнении, так и в записи; характеризуются использованием творческих или артистических усилий
Помимо указанных определений существует также ряд определений отдельных авторов. Подобные определения не приведены в статье, так как в той или иной мере лишь дублируют или дополняют определения из табл. 1. Проанализировав подходы к понятию «креативные индустрии», можно сделать следующие выводы. Рассматриваемое понятие неразрывно связано с понятиями «творчество» и «культура». Некоторые исследователи даже выделяют культурные индустрии в отдельную категорию, другие полагают, что термины «креативные индустрии» и «культурные индустрии» являются синонимами. По мнению автора, креативные индустрии как более широкое понятие включают в себя культурные индустрии. Существует общепринятое, традиционное понимание термина «творчество». Творчество - это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей. Из этого следует, что креативные индустрии
характеризуются созданием новых культурных ценностей, а также уникальных товаров и услуг. Также особенностью креативных индустрий является использование творческого потенциала и интеллектуальной собственности для производства товаров и услуг.
Что касается классификации креативных индус -трий, то первым эту проблему исследовал Джон Хо-кинс. В работе [8] он выделил 15 креативных индуст-рий, включающих программирование, исследования и конструкторские разработки, а также индустрии креативного содержания, такие как кино и музыка. Эти индустрии производят интеллектуальную собственность в виде патентов, авторских прав, торговых марок и оригинальных разработок. Креативные индустрии создают, производят и распределяют товары и услуги. Основное отличие от традиционных отраслей в том, что в качестве ресурсов используются творческий потенциал и интеллектуальный капитал. Креативные индустрии производят материальные товары и нематериальные интеллектуальные или культурные услуги. Классификация креативных индустрий представлена в табл. 2.
Исходя из анализа данных, представленных в табл. 2, можно сделать следующие выводы. Существует несколько видов креативных индустрий, которые включены во все или практически во все модели: реклама, музыка, кино, телевидение и ра-
Таблица 2
Классификация креативных индустрий
Модель Отрасль
Отраслевая Реклама
модель Кино
(Дж. Хокинс) Телевидение и радио
Музыка
Издательское дело
Исполнительское искусство
Архитектура
Ремесла
Дизайн
Мода
Изобразительное искусство
Программное обеспечение
Видео- и компьютерные игры
Игрушки
НИОКР
Британская Реклама
модель Кино и видео
(министерство Телевидение и радио
культуры, СМИ Музыка
и спорта Искусство и антиквариат
Великобритании) Исполнительское искусство
Архитектура
Ремесла
Дизайн
Мода
Изобразительное искусство
Программное обеспечение
Видео- и компьютерные игры
Американская Реклама
модель Кино
культурных Телевидение и радио
индустрий Музыка
Издательское дело
Исполнительское искусство
Архитектура
Музеи, зоопарки
Дизайн
Школы искусств
Изобразительное искусство
Символическая Базовые отрасли:
(символьная) - реклама
модель - кино
Д. Хесмондхала - телевидение и радио
- музыка
- издательское дело
- Интернет
Периферийная отрасль:
креативное искусство
Пограничные отрасли:
- мода
- бытовая электроника
- программное обеспечение
- спорт
Окончание табл. 2
Модель Отрасль
Модель кругов Д. Базовые отрасли: Тросби - литература
- исполнительское искусство
- изобразительное искусство
- музыка Прочие базовые отрасли:
- кино
- музеи, библиотеки Культурные отрасли:
- культурное наследие
- издательское дело
- звукозапись
- телевидение и радио
- видео- и компьютерные игры Смежные отрасли:
- архитектура
- дизайн
- мода Базовые отрасли:
- реклама
- кино и видео
- телевидение и радио
- музыка
- издательское дело
- исполнительское искусство
- коллекционирование
- программное обеспечение - изобразительное и графическое искусство Смежные отрасли:
- материалы для записи/копирования
- бытовая электроника
- музыкальные инструменты
- фото- и копировальное оборудование
Частично охраняемые авторским правом отрасли:
- архитектура
- одежда, обувь
- дизайн
- мода
- игрушки Источник: [1, 5, 8, 12].
дио, издательское дело, мода. Такие отрасли, как спорт, НИОКР, производство одежды и обуви, школы искусств и зоопарки являются неоднозначными и представлены только единожды в какой-либо из моделей. По мнению автора, наиболее полной и рациональной является модель креативных индус-трий, представленная в отчете Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) (рис. 2).
Эта модель отражает все существующие в настоящее время креативные отрасли и их специфику. Ее несомненными преимуществами являются структурированноть и понятность. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в соответствии с описанной моделью осущствляет сбор статистических данных об импорте и экспорте товаров и услуг, производимых перечисленными креативными индустриями.
Используя данные ЮНКТАД, проанализируем состояние креативных индустрий в России с 2002 по 2011 г., их структуру и динамику, влияние на развитие экономики страны в целом.
Креативные индустрии развивались достаточно устойчиво вплоть до кризиса. В 2009 г. произошел явный спад производства. После 2009 г. отрасли креативных услуг продолжали развиваться, в то время как отрасли креативных товаров вошли в стадию стагнации (рис. 3).
В целом производство креативных услуг развивается более активно, что доказывает и структура производства креативных товаров и услуг в России. В структуре экспорта в 2002 г. доля креативных услуг составляла 63 %, креативных товаров - 37 %. В 2011 г. эти показатели составили соответственно 86 и 14 % [5].
Если сравнивать объем экспорта креативных товаров и услуг, то Россия и Бразилия довольно схожи в динамике, а объем экспорта Канады на порядок больше, чем у России и Бразилии (рис. 4, 5).
Очевидно, что уровень развития креативных индустрий в России и Бразилии крайне низок. Объем экспорта этих стран невелик даже в сравнении с Канадой, которая не входит в список 10 крупнейших экспортеров креативных товаров, а является средней страной по объему экспорта.
Объем экспорта креативных услуг в мировом масштабе также развивается более активно. Также очевиден спад объемов экспорта в период кризиса. Но в отличие от отраслей креативных товаров отрасли креативных услуг после кризиса продолжают развиваться. В целом можно говорить о том, что рынок креативных товаров и услуг будет продолжать развиваться, спрос на подобное производство будет также устойчиво возрастать. У России есть ресурсы, так называемый человеческий капитал для увеличения объемов производства креативных товаров и услуг. В целом Россия на глобальных рынках продает товаров и услуг творческих индустрий на сумму 8,728 млрд долл., что составляет 1,87 %
Модель охраны авторских прав Всемирной организации интеллектуальной собственности
КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ
Л 1 г г
Наследие Искусство СМИ Функциональное творчество
Традиционная культура: - ремесла; - фестивали; - праздники Визуальное искусство: - живопись; - скульптура; - фотография Публикации и печатные издания: - книги; - газеты; - издательства Дизайн: - интерьер; - графика; - мода; - игрушки; - ювелирное дело
Культурные источники: - памятники; - музеи; - библиотеки: - архивы Исполнительское искусство: - живая музыка; - театр; - танец: - цирк Аудиовизуальное искусство: - фильмы; - телевидение; - радио Креативные услуги: - архитектура; - реклама; - креативные научные исследования
1
Рис. 2. Модель креативных индустрий Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
Источник: [5].
9 8 7 6 5 4
3 2
1 0
2001 2002
Новые СМИ:
цифровой контент; программное обеспечение; видеоигры
Рис. 3. Динамика экспорта креативных товаров и услуг России в 2001-2011 гг., млрд долл.
2003 2004 2005 2006 __ Креативные товары
2007 2008 2009 __ Креативные услуги
2010 2011
Источник: [5].
9 — 8 — 7 — 6 — 5 — 4 —
3 — 2 — 1 — 0 —
2001
2002
2003 2004 _ Россия
2005 2006 2007 _ _ _ Бразилия —
2008 2009 _ Канада
2010 2011
Источник: [5].
Рис. 4. Динамика производства креативных товаров в 2002-2011гг в России, Канаде и Бразилии, млрд долл.
2001 2002
2003 2004
2005 2006
2007 2008
2009
2010 2011
Россия __ _ _ Бразилия
Канада
Источник: [5].
Рис. 5. Динамика производства креативных услуг в 2002-2011 гг. в России, Канаде и Бразилии, млрд долл.
от всего экспорта России, а импортирует на сумму 12,144 млрд долл. - 4,5 % от всех товаров и услуг, импортированных в Россию [3].
Таким образом, существующие тенденции позволяют сделать вывод о том, что креативная экономика в целом и креативные индустрии в частности - направ-
ления, которые активно развиваются и продолжат развиваться, так как творческие и интеллектуальные способности каждого отдельного человека все больше ценятся и играют все большую роль в экономическом развитии, и у России есть возможность поддерживать развитие креативных индустрий.
Список литературы
1. Всемирная организация интеллектуальной собственности. URL: http://www.wipo.int/portal/ index.html.ru.
2. Зеленцова Е. В., Мельвиль Е.Х. Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы // Культурологический журнал. 2011. № 4. URL: http://www. cr-journal. ru/files/file/02_2012_13_ 15_13_1328606113.pdf.
3. Исследование PricewaterhouseCoopers: Всемирная индустрия развлечений и медиа-прогноз на 2010-2014 годы URL: http://gtmarket. ru/news/media-advertising-marketing/2010/06/15/2577.
4. Каменских М. А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценка уровня развития креативной экономики США и России // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 20. С. 16-20.
5. Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD). URL: http://unctad.org/en/Pages/Statistics. aspx.
6. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-XXI, 2006.
List of references
1. World intellectual property organization, Available at: http://www. wipo. int/portal/index. html. ru.
2. Zelentsova E. V., Melvil E. H. Development of the creative industries in Russia: problems and
7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.
8. Хокинс Дж. Креативная экономика: как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI, 2011.
9. Americans for the Arts. Keypoints about the creative industries. NY. 2006. 117 p. http://www. artsusa. org.
10. Creative Industries in the Modern City. Encouraging Enterpriseand Creativity in St Petersburg. 2002. URL: http://creative. leontief. net/data/Creative_ en. pdf.
11. Hong Kong Ideas Centre. Study on creative industries in Hong Kong. URL: http://www. ideascentre. hk/wordpress/wp-content/uploads/2009/04/ci_report_ part11.pdf/.
12. Ministry of Culture, mass media and sports of Great Britain. URL: https://www. gov. uk/government/ organisations/department-for-culture-media-sport.
13. Protecting Our Heritage and Fostering Creativity. URL: http://en. unesco. org/themes/ protecting-our-heritage-and-fostering-creativity/.
perspectives [Razvitie tvorcheskikh industrii v Rossii: problemy i perspektivy], Kul'turologicheskii zhurnal - Culturological magazine, 2011, no. 4, Available at: http://www. cr-journal. ru/files/file/02_2012_13_15_ 13_1328606113.pdf.
3. Research PricewaterhouseCoopers: The world industry entertainments and media - the forecast for 2010-2014, Available at: http://gtmarket. ru/news/me-dia-advertising-marketing/2010/06/15/2577.
4. Kamenskikh M. A. Theoretical and methodological approaches to the concept creative economy and the assessment level of development creative economy of the USA and Russia [Teoretiko-metod-icheskie podkhody k poniatiiu kreativnaia ekonomika i otsenka urovnia razvitiia kreativnoi ekonomiki SShA i Rossii], Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika -Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 20, pp.16-20.
5. Conference of the UN on trade and development (UNCTAD), Available at: http://unctad. org/en/ Pages/Statistics. aspx.
6. Landry Ch. Creative city [Kreativnyi gorod]. Moscow: Klassika-XXI. 2006.
7. Florida R. Creative class: people who change the future [Kreativnyi klass: liudi, kotorye meniaiut budushchee]. Moscow: Klassika-XXI, 2007.
8. Hawkins J. Creative economy: how to turn ideas into money [Kreativnaia ekonomika: kak prevratit' idei v den'gi]. Moscow: Klassika-XXI, 2011.
9. Americans for the Arts. Keypoints about the creative industries, NY, 2006, 117 p, Available at: http://www. artsusa. org.
10. Creative Industries in the Modern City. Encouraging Enterpriseand Creativity in St Petersburg. 2002, Available at: http://creative. leontief. net/data/Crea-tive_en. pdf.
11. Hong Kong Ideas Centre. Study on creative industries in Hong Kong, Available at: http://www. ide-ascentre. hk/wordpress/wp-content/uploads/2009/04/ ci_report_part11.pdf/.
12. 7Ministry of Culture, mass media and sports of Great Britain, Available at: https://www. gov. uk/gov-ernment/organisations/department-for-culture-media-sport.
13. Protecting Our Heritage and Fostering Creativity, Available at: http://en. unesco. org/themes/protect-ing-our-heritage-and-fostering-creativity/.