ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
УДК 796.9
Т. А. САГИЕВ В. П. ШУЛЬПИНА
Омский государственный технический университет
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРЕЛКОВОГО И ГОНОЧНОГО КОМПОНЕНТОВ В СПРИНТЕРСКОЙ ГОНКЕ У БИАТЛОНИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
По результатам проведенных собственных исследований и изучения итоговых протоколов соревнований высокого уровня в дисциплине «спринт» проводился анализ стрелкового и гоночного компонентов соревновательной деятельности у биатлонистов, начиная с 13-летнего возраста, заканчивая сильнейшими спортсменами мировой арены. В стрелковом компоненте осуществлялся анализ показателей времени пребывания на огневом рубеже, количества промахов, скорострельности, в гоночном компоненте — продолжительности преодоления кругов дистанции, средней дистанционной скорости. При помощи пульсометрии получены сведения, свидетельствующие о физиологической стоимости работы биатлонистов 13—14 лет в момент преодоления различных участков соревновательной дистанции.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, биатлонисты различной квалификации, спринтерская гонка, гоночный компонент, стрелковый компонент.
Актуальность. В биатлоне высоких результатов можно достичь только при многолетней круглогодичной подготовке, по этой причине на крупнейших соревнованиях становятся победителями и призерами биатлонисты в возрасте от 22 до 37 лет. Следовательно, подготавливая юных биатлонистов, следует подводить организм спортсменов к наивысшим результатам именно в рамках вышеуказанного возраста. Необходимо отметить, что биологические закономерности развития организма требуют от биатлонистов в среднем не менее 10 лет систематических занятий, чтобы пройти путь от новичка до сильнейшего спортсмена.
Практика подготовки показывает, что порой юные биатлонисты, приступившие к тренировкам в возрасте 9—10 лет, достигают через несколько лет высоких результатов. Иногда ранний успех приводит к срыву долговременной адаптации организма спортсмена и неполному раскрытию его возможностей, что впоследствии сказывается на остановке спортивного роста и ведет к раннему завершению спортивной карьеры. Причина такого неблагоприятного исхода заключается в нерациональном построении многолетнего процесса подготовки, который чаще всего заключается в «копировании» тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов [1, 2]. В связи с этим как в годичном, так и в многолетнем перспективном планировании тренировочного процесса юных биатлонистов надлежит следовать основным принципам спортивной тренировки. Также важно не забывать о превосходстве общей физической подготовки у биатлонистов на этапе начальной специализации, но это отнюдь не исключает специальную подготовку, в том числе работу, направленную на развитие столь значимого качества, как специальная выносливость [3, 4]. Раз-
вивая специальную выносливость, в тренировочном занятии необходимо подбирать упражнения не только схожие по технико-тактическим элементам, но и моделирующие состояния и реакции функциональных систем, свойственных для соревновательной деятельности биатлонистов разных возрастов. Исходя из этого, всестороннее знание структуры соревновательной деятельности, факторов ее обеспечения и реализации, функциональных возможностей и технико-тактических навыков лишь способствуют уточнению компонентов качества специальной выносливости с целью дальнейшего успешного их развития у биатлонистов, начиная с этапа начальной специализации.
Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время исследований, касающихся специфики структуры соревновательной деятельности юных биатлонистов, недостаточно в сравнении с высококвалифицированными спортсменами [2, 5].
Объект исследования — соревновательная деятельность юных биатлонистов в спринтерской гонке.
Предмет исследования — показатели стрелкового и гоночного компонентов биатлонистов в условиях соревновательной деятельности.
Цель исследования — анализ показателей соревновательной деятельности, в частности стрелкового и гоночного компонентов биатлонистов различной квалификации в современных условиях.
Гипотеза исследования. Изучение показателей стрелкового и гоночного компонентов в соревновательных условиях спринтерской гонки у биатлонистов различной квалификации позволит в дальнейшем внести коррективы для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса биатлонистов на этапе начальной специализации.
Показатели стрелкового и гоночного компонентов в спринтерской гонке у биатлонистов различного уровня спортивного мастерства
Возрастная категория Младшие юноши 13—14 лет Средние юноши 15-16 лет Старшие юноши 17-19 лет Юниоры 20-21 год Мужчины
Количество биатлонистов п = 57 п = 52 п = 107 п = 95 п = 117
Дистанция (км) 4 6 7,5 10 10
Время пробегания круга (с) 1 круг 300 ± 27 392 ± 22 406 ± 25 503 ± 26 460 ± 18
2 круг 323 ± 30 389 ± 27 410 ± 33 514 ± 34 477 ± 22
3 круг 346 ± 33 449 ± 31 417 ± 35 524 ± 37 488 ± 26
Итого (с) 970 ± 90 1229 ± 74 1233 ± 91 1542 ± 93 1425 ± 64
Средняя дистанционная скорость (км/ч) 14,8 17,6 21,9 23,3 25,3
Количество промахов лежа 3 ± 1,4 3 ± 1,3 2 ± 1,3 1 ± 1,1 1 ± 0,9
стоя 3 ± 1,3 (лежа) 3 ± 1,4 2 ± 1,2 1 ± 1,1 1 ± 1,1
Время пребывания на огневом рубеже (с) лежа 165,4 ± 40,2 147,1 ± 38,3 118,6 ± 49,8 103,6 ± 34,8 89,7 ± 22,8
стоя 163,8 ± 40,7 (лежа) 147,9 ± 44,6 121,2 ± 36,3 108,4 ± 34,2 92, 9 ± 28,2
Итого (с) 329,1 ± 72,3 295,1 ± 69,9 239,8 ± 73,8 212,0 ± 54,4 182,6 ± 37,7
Скорострельность стрельбы (с) лежа - - 42,1 ± 8,2 38,6 ± 7,2 30,0 ± 5,8
стоя - - 39,2 ± 7,7 35,4 ± 6,9 25,2 ± 6,0
Общее время (с) 1294 ± 151 1530 ± 130 1473 ± 148 1752 ± 125 1608 ± 82
Задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ показателей стрелкового и гоночного компонентов соревновательной деятельности в спринтерской гонке у биатлонистов различного уровня спортивного мастерства.
2. Изучить физиологическую стоимость работы в спринтерской гонке у биатлонистов 13—14 лет с учетом преодоления определенных участков трассы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, хронометрирование, пульсоме-трия, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
Организация исследования: исследование проводилось на базе ДЮСШ № 13 г. Омска. В исследовании приняли участие 73 биатлониста групп начальной специализации, имеющих спортивную квалификацию 2-го и 3-го разрядов.
Результаты исследования. Анализ программ и календарей соревнований показал, что первые состязания по биатлону начинают применяться у спортсменов 13—14 лет, которые обозначаются возрастной группой — младшие юноши. Биатлонисты 13—14 лет в течение всего сезона наиболее часто соперничают в дисциплине «спринт». В связи с этим для изучения особенностей соревновательной деятельности нами были проанализированы результаты итоговых протоколов в конкретной спринтерской гонке у биатлонистов разного возраста — от младших юношей до мужчин. Важно отметить, что показатели гонки у младших юношей были получены в итоге проведенных собственных исследований в рамках первенства Омской области. У юношей средней возрастной группы представлены результаты Всероссийских соревнований (г. Уфа, 2013 г.).
У старших юношей, юниоров и мужчин изучались показатели гонок чемпионата мира (Австрия, стадион Обертиллиах, 2013 г.). В соответствии с правилами соревнований младшие юноши, в отличие от более старших спортсменов, выполняли стрельбу из положения лежа на первом и втором огневых рубежах. Юноши младшего и среднего возрастов преодолевали спринтерскую дистанцию без переноски оружия. Соревнования у биатлонистов всех возрастов осуществлялись в относительно одинаковых благоприятных погодных условиях.
Рациональное построение процесса подготовки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы. Это возможно лишь при наличии развернутых представлений о факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и подготовленности [3]. Общеизвестна необходимость анализа итогового соревновательного результата как интегральной характеристики подготовленности спортсмена, а также множества компонентов соревновательной деятельности (времени старта, финиша, средней дистанционной скорости, поддержания скорости на дистанции, скорострельности, меткости и т.д.) [1, 2].
В нашем исследовании с целью оценки стрелковой подготовленности был изучен показатель времени пребывания на огневом рубеже, который включал в себя продолжительность выполнения стрельбы и время, затраченное на пробегание штрафных кругов (табл. 1). Дополнительно изучались показатели скорострельности и количества промахов, которые свиде-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
Распределение показателей интенсивности работы с учетом преодоления различных участков соревновательной дистанции биатлонистами 13-14 лет
Показатели ЧСС Относительное время работы на лыжной трассе Участки дистанции
от 140 до 170 (уд/мин) 8 % подход и уход с огневого рубежа
от 170 до 180 (уд/мин) 64 % пологие спуски и равнина
>180 (уд/мин) 28 % подъемы, финишный и стартовый спурты
тельствуют об уровне стрелковой подготовленности и эффективности соревновательной деятельности в целом. Показатель времени пробегания отдельного круга дистанции на лыжах без учета времени пребывания на огневом рубеже позволяет оценить уровень гоночной подготовленности спортсмена.
Из табл. 1 видно, что по мере роста мастерства биатлонистов интенсивность соревновательной деятельности возрастает, что отражается в увеличении дистанции спринтерских гонок в 2,5 раза, а именно с 4 км в 13—14-летнем возрасте до 10 км к 20 годам спортсмена. Тем не менее повышается средняя дистанционная скорость на 71 %, при том что рельеф трасс с ростом квалификации спортсмена усложняется. Возрастает продолжительность работы на каждом кругу дистанции примерно с 5 до 8 минут.
По мере перехода в старшую возрастную категорию у биатлонистов увеличивается длительность пробегания дистанции на лыжах и сокращается время пребывания на огневом рубеже. У младших юношей 75 % соревновательного времени требуется на преодоление дистанции, остальные 25 % расходуется на выполнение стрельбы на двух огневых рубежах и пробегание штрафных кругов. Процентное соотношение у юношей среднего возраста составляет 80 % гоночной и 20 % стрелковой; у старших юношей — 84 % и 16 %; у юниоров — 88 % и 12 %; у мужчин — 89 % и 11 %. Это говорит о том, что с ростом квалификации биатлонистов вклад гоночной подготовки в спортивно-технический результат только увеличивается.
Изучая показатели времени пробегания кругов соревновательной дистанции, характеризующие уровень специальной гоночной выносливости, видно, что биатлонистам всех возрастных категорий требуется большее количество времени на преодоление двух и трех кругов, что говорит о снижении скорости по ходу дистанции. Но наиболее заметное снижение скорости наблюдается у юношей младшего и среднего возрастов. Так, для преодоления третьего круга дистанции данным спортсменам потребовалось на 15—16 % больше времени по сравнению с временем первого круга. Тогда как у более квалифицированных биатлонистов увеличение времени произошло лишь на 3 — 6 %. Это лишь подтверждает мнение авторов [3, 4, 6, 7] о низкой приспособляемости организма спортсменов 13—16 лет к длительной напряжённой работе, что вовсе не исключает возможности и необходимости развития данного физического качества путем правильного подбора нагрузок, средств и методов.
Анализ стрелкового компонента показал, что по мере перехода в более старшую возрастную группу биатлонисты расходуют меньшее количество времени пребывания на огневых рубежах. Так, высококвалифицированные биатлонисты находятся на огневом рубеже гораздо меньше времени (на 55 %) по сравнению с младшими юношами. Данная тен-
денция прослеживается в результате совершенствования навыков стрелковых действий, повышения скорострельности, снижения количества промахов, что особенно отчетливо видно у старших юношей и юниоров. У мужчин, в отличие от юниоров, время пребывания на рубеже удается сократить, благодаря повышению скорострельности и рациональности действий в момент изготовки и после завершения стрельбы.
Полученные данные результативности соревновательной деятельности биатлонистов от младших юношей до высококвалифицированных спортсменов свидетельствуют о непрерывном повышении требований к подготовке биатлонистов по мере становления спортивного мастерства. В связи с этим необходимо строить учебно-тренировочный процесс на основе экспериментально обоснованной многолетней и эффективной системы подготовки биатлонистов.
Для повышения эффективности процесса подготовки необходимо знать физиологическую стоимость режимов работы организма спортсменов в условиях соревновательной деятельности [3, 8]. По этой причине нами были проведены исследования направленные на изучение режимов работы биатлонистов 13—14 лет в условиях спринтерской гонки протяженностью дистанции 4 км. Исследования проводились с января по март 2011 года при максимальном соблюдении единых внешних факторов, а именно при благоприятных погодных условиях для скольжения лыж и выполнения стрельб, а также на одной трассе на базе ДЮСШ № 13 г. Омска. Трасса включала в себя круг протяженностью 1 км 300 м, состоящий из трех подъемов средней крутизны 10 — 12° общей протяженностью около 200 м. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы проводилось на 73 юных биатлонистах. Регистрировались показатели ЧСС биатлонистов во время прохождения дистанции. На каждом подъеме трассы и огневом рубеже контролеры фиксировали показатели времени, затрачиваемого на их преодоление, с учетом текущего времени гонки. В результате сопоставления полученных сведений пульсо-метрии с показателями времени выявлена динамика показателей ЧСС биатлонистов 13—14 лет в момент преодоления различных участков соревновательной дистанции: после преодоления подъемов, на равнинах, до и после огневого рубежа, после пробегания стартового и финишного отрезков (табл. 2).
На основе полученных результатов исследования установлено, что у юных биатлонистов длительность работы в аэробно-анаэробном и анаэробном режимах энергообеспечения составляет 92 % от общего времени работы на лыжной трассе, остальные 8 % времени — аэробный режим энергообеспечения, который наблюдается в момент преодоления коротких отрезков дистанции перед огневым рубежом и после него.
Работа в третьей — субмаксимальной и четвертой — максимальной зонах мощности (по классификации В. С. Фарфеля, 1974) составляет 28 % от общего времени дистанции и отмечается при преодолении подъемов, финишных и стартовых отрезков. Длительность анаэробной работы спортсменов на участках дистанции варьируется от 20 до 50 секунд. Основное время работы (64 %) у биатлонистов приходится на ЧСС 170— 180 уд/мин при преодолении равнинных участков и пологих спусков (2 — большая зона мощности).
В настоящее время специалисты [9, 10] утверждают, что результат гонки в значительной степени зависит от уровня развития скоростно-силовой выносливости спортсмена в анаэробных условиях. По мнению Т. И. Раменской [8], в гонке у ведущих лыжников-гонщиков вопрос о занятом в соревновании месте решается главным образом на подъемах, где необходим анаэробный источник энергообеспечения. При этом на соревнованиях на коротких дистанциях (до 15 км) по средним показателям выявлено, что 43 % от времени гонки составляет работа с использованием анаэробных источников энергообеспечения.
В результате теоретического и эмпирического исследования нами было сформировано представление о структуре современной соревновательной деятельности биатлонистов различного уровня спортивного мастерства. Также получены сведения о режимах работы биатлонистов 13—14 лет в момент преодоления различных участков соревновательной дистанции. В настоящее время высокие требования соревновательной деятельности подчеркивают актуальность скоростно-силовой подготовки биатлонистов. Так, по результатам собственных исследований можно утверждать, что у биатлонистов 13—14 лет преимущественно речь идет о динамической силовой и скоростно-силовой выносливости в аэробно-анаэробном и анаэробно-аэробном режимах энергообеспечения. В меньшей мере проявляется силовая, скоростная и скоростно-силовая выносливость в анаэробно-лактатном и анаэроб-но-алактатном режимах энергообеспечения. Таким образом, полученная нами информация в дальнейшем может быть использована с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса у биатлонистов групп начальной подготовки.
Выводы:
1. По мере роста спортивного мастерства у квалифицированных спортсменов сокращается время пребывания на огневом рубеже за счет повышения техники действий, скорострельности, качества стрельбы. В гоночном компоненте наблюдается повышение средней дистанционной скорости передвижения на 71 % при том, что увеличивается продолжительность дистанции, повышается сложность рельефа трассы и соревнования проводятся с переноской оружия.
2. Юношам младшего и среднего возраста для преодоления третьего круга дистанции требуется на 15—16 % больше времени по сравнению с временем первого круга, что свидетельствует о низкой приспособляемости организма спортсменов 13—16 лет к длительной напряжённой работе. С повышением квалификации биатлонистов увеличивается процентное соотношение времени гонки на лыжах и сокращение времени затрачиваемого на стрельбу от общего соревновательного времени.
3. Основное время работы (64 %) от общего времени дистанции у биатлонистов 13—14 лет прихо-
дится на большую зону мощности при преодолении равнинных участков и пологих спусков. Режим работы в субмаксимальной и максимальной зонах мощности составляет 28 % и отмечается при преодолении подъемов, финишных и стартовых отрезков.
4. В условиях современной соревновательной деятельности усиливается значимость развития скоростно-силовой подготовки, особенно на этапе начальной специализации при соблюдении закономерностей спортивной тренировки и возрастных особенностей. Биатлонистам 13—14 лет в учебнотренировочном процессе следует развивать динамическую силовую и скоростно-силовую выносливости в аэробно-анаэробном и анаэробно-аэробном режимах энергообеспечения. В меньшей мере силовую, скоростную и скоростно-силовую выносливости в анаэробно-лактатном и анаэробно-алактатном режимах энергообеспечения.
Библиографический список
1. Савицкий, В. Я. Биатлон : учебн. пособие / В. Я. Савицкий, — М. : Физкультура и спорт, 1981. — 167с.
2. Гибадуллин, И. Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / И. Г. Гибадуллин. — Волгоград, 2006. - 42 с.
3. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.
4. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 332 с.
5. Фарбей, В. В. Подготовка биатлонистов 13—16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения : дис. ... канд. пед. наук. / В. В. Фарбей. — СПб, 2000. — 153 с.
6. Губа, В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. — М. : Физкультура и спорт, 2009. — 276 с.
7. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта : учебник для вузов / В. Г. Никитушкин. — М. : Физическая культура, 2010. — 208 с.
8. Раменская, Т. И. Биоэнергетическое моделирование соревновательной деятельности сильнейших лыжников-гон-щиков на XVIII зимних олимпийских играх / Т. И. Раменская // Теория и практика физической культуры. — М., 2000. — № 2. — С. 43 — 50.
9. Безмельницын, Н. Г. Исходное состояние и тенденция развития биатлона на современном этапе / Н. Г. Безмельницын // Современная система спортивной подготовки в биатлоне. — 2011. — С. 46 — 48.
10. Маматов, В. Ф. Современное состояние и тенденция развития отечественного и мирового биатлона / В. Ф. Маматов // Современная система спортивной подготовки в биатлоне. — Омск, 2011. — С. 184—194.
САГИЕВ Талгат Абаевич, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. ШУЛЬПИНА Виктория Петровна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Теория и методика физкультурно-оздоровительной работы» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2013 г.
© Т. А. Сагиев, В. П. Шульпина
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ