Научная статья на тему 'Исследование показателей и свойств дизельных топлив, влияющих на подачу и смесеобразование'

Исследование показателей и свойств дизельных топлив, влияющих на подачу и смесеобразование Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ДЕПРЕССАТОР / ПРИСАДКА / ВЯЗКОСТЬ / ИСПАРЯЕМОСТЬ / КИСЛОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Муродова Юлдуз Маликжон Кизи, Муродов Маликжон Негмуродович, Сатторов Мирвохид Олимович, Тиллоев Лочин Исматиллоевич

В данной статье рассмотрены низкотемпературные свойства, вязкостные свойства, испаряемость, коррозионные свойства дизельных топлив, механические примеси и вода в дизельных топливах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Муродова Юлдуз Маликжон Кизи, Муродов Маликжон Негмуродович, Сатторов Мирвохид Олимович, Тиллоев Лочин Исматиллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование показателей и свойств дизельных топлив, влияющих на подачу и смесеобразование»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И СВОЙСТВ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОДАЧУ И СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ Муродова Ю.М.1, Муродов М.Н.2, Сатторов М.О.3,

Тиллоев Л.И.4

1Муродова Юлдуз Маликжон кизи - студент; Муродов Маликжон Негмуродович - кандидат технических

наук, доцент;

Сатторов Мирвохид Олимович - старший преподаватель;

4Тиллоев Лочин Исматиллоевич - преподаватель, факультет технологии нефти и газа, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены низкотемпературные свойства, вязкостные свойства, испаряемость, коррозионные свойства дизельных топлив, механические примеси и вода в дизельных топливах. Ключевые слова: дизельное топливо, депрессатор, присадка, вязкость, испаряемость, кислотность.

Низкотемпературные свойства

Низкотемпературные свойства дизельных топлив характеризуются двумя температурами: температурой застывания и температурой помутнения.

Температурой помутнения называют температуру, при которой топливо теряет прозрачность в результате выпадения кристаллов н-парафиновых углеводородов или микрокристаллов льда. При этом топливо не теряет текучести. Микрокристаллы, задерживаясь на фильтрующем патроне в фильтре тонкой очистки, образуют непроницаемую для топлива парафиновую плёнку, в результате чего подача топлива прекращается.

Бесперебойная подача обеспечивается при температуре помутнения топлива на 5 - 10 0С ниже температуры воздуха, при которой эксплуатируется автомобиль. Потерю

подвижности нефтепродуктов вследствие образования из кристаллизующихся углеводородов каркаса или структурной сетки принято называть застыванием. Температурой застывания называют температуру, при которой дизельное топливо не обнаруживает подвижности в стандартном приборе под углом 450 в течение 1 мин. Самая низкая температура, при которой может применяться дизельное топливо, должна быть выше температуры застывания на 10 - 15 0С.

В эксплуатации низкотемпературные свойства дизельных топлив могут быть улучшены путём добавления присадок -депрессаторов или реактивного топлива [1].

Вязкостные свойства

Повышенное или пониженное значение вязкости (для топлив различных марок у20 от 1,8 до 6 мм /с) приводит к нарушению работы топливоподающей аппаратуры, а также процессов смесеобразования и сгорания топлива.

При пониженной вязкости: в результате проникновения топлива через зазоры в плунжерной паре уменьшается цикловая подача и снижается давление впрыска; подтекание топлива через отверстия форсунки увеличивает нагарообразование; ухудшаются смазочные свойства топлива, вследствие чего, возрастает интенсивность изнашивания элементов топливной аппаратуры. Как следствие, возрастает расход топлива, падает мощность двигателя.

Повышенная вязкость топлива приводит к ухудшению качества смесеобразования, при распыливании образуются крупные капли и длинная струя с малым углом.

Возрастает продолжительность этапа испарения, топливо сгорает не полностью, увеличивается его расход, повышается нагарообразование, возникает дымление [2].

На процесс смесеобразования влияют также плотность топлива и поверхностное натяжение. Их роль в этом процессе как в дизельных двигателях, так и в карбюраторных одинакова.

Испаряемость

Испаряемость оказывает решающее влияние на протекание второй стадии смесеобразования - испарение топлива (её определяют при разгонке на стандартном аппарате).

По ГОСТ 305 - 82 испаряемость топлива, характеризуемая фракционным составом, определяется двумя температурами -выкипания 50 и 96% топлива (150 и 196). Температура начала кипения отечественных дизельных топлив находится в пределах 170 - 200 0С, а конца перегонки (:%) - 330 - 360 0С.

Показатель 150 в какой-то степени характеризует пусковые качества дизельных топлив. Показатель 196 указыват на содержание в топливе трудноиспаряющихся фракций, которые ухудшают смесеобразование и вызывают неполное сгорание[3].

Механические примеси и вода в дизельных топливах

В соответствии с ГОСТ 305 - 82 массовое содержание механических примесей и воды в топливе для быстроходных дизелей равно нулю. В соответствии с чувствительностью метода оценки, за отсутствие загрязнений принимаются содержание механических примесей до 0,005% и воды до 0,03% по массе.

Практика эксплуатации автомобильной техники показывает, что содержание загрязнений в топливе зачастую превышает допустимый уровень. Например на заправочных пунктах концентрация механических примесей в топливе составляет до 0,06%, воды до 0,12% по массе[1].

Заметно снизить загрязнение и уменьшить содержание воды в дизельном топливе можно лишь при длительном отстаивании (10 суток и более) его в складской таре и заборе топлива из верхних слоёв. Достаточно эффективным является и применение фильтров тонкой очистки на заправочных станциях.

Коррозионные свойства дизельных топлив

Причины коррозионности дизельных топлив те же, что и бензинов (наличие водорастворимых кислот и щелочей, органических кислот и сернистых соединений). Присутствие водорастворимых кислот и щелочей в топливе не допускается. Кислотность, согласно ГОСТ 305 - 82 не должна превышать 5 мг КОН для нейтрализации 100 мл топлива. Наличие в топливах сернистых соединений нежелательно.

В настоящее время нефтепродукты производят в основном из сернистых нефтей. Серу из дистиллятов удаляют достаточно сложным путём - каталитическим обессериванием, позволяющим снизить её содержание до 0,2 - 0,5% (такое содержание серы допускает ГОСТ 305 - 82). Те активные органические кислоты и сернистые соединения, что непосредственно не взаимодействуют с металлами и наличие которых в небольших количествах в топливе для быстроходных дизелей допускается, являются основными "виновниками" коррозии его деталей при сгорании топлива. В результате взаимодействия сернистого и серного ангидридов с парами воды образуются агрессивные сернистая и серная кислоты. Они вызывают очень сильную химическую коррозию нижнего пояса гильзы цилиндра, а попадая с отработавшими газами в картер двигателя, смешиваются с маслом и, распространяясь по всей системе смазки, поражают подшипники, шейки валов и другие детали [2].

Разрушающее действие кислот нейтрализуют добавлением в дизельное масло противокоррозионных присадок, из которых наиболее эффективен нафтенат цинка. Дизельные топлива с содержанием серы более 0,2% применяют только при условии, что двигатель работает на масле с антикоррозионной присадкой.

Список литературы

1. Васильева Л.С. Краткий справочник по автомобильным эксплуатационным материалам. М.: Транспорт, 1992. 120 с.

2. Рахимов Б.Р. Производство автомобильных бензинов и дизельных топлив из газоконденсатов. Вопросы науки и образования. Научно-теоретический электронный журнал. № 1, 2017. С. 15-16.

3. Шарипов К.К., Аслонов Ш.К. Сравнительная характеристика сорбционной емкости силикагеля КСК и цеолита СаА по различным сорбатам. Журнал «Научный аспект». № 4, 2017. Том 1. С. 148-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.